Чередования согласных с буквой ш. Чередование согласных по месту и способу образования. Позиционные и исторические чередования

Чередование звонких и глухих согласных

  • 1. Па конце слова перед паузой звонкие шумные заменяются глухими: ду[б]ы - ду[ п], фб[б"]" - дро[ пф дро[ъа - дро[ ф], кр6[ъ"и - кро[ ф"], ног]а - но[к], стап]о - ста т], буд?]ешъ - бут(будь), кб[ж]а - ко[ш], рб[за - ро[ с], ма[з"и - ма[с", до[ж } й - Эо[ш"]. Такая же мена звуков происходит при отсутствии паузы перед словом, начинающимся с гласного, сонорного и [в], за которым следует гласный или сонорный: вяс] упал (вяз), дру[ к] мой (друг), гри[ п] валуй (гриб), во[с внизу (воз).
  • 2. В русском языке не может быть сочетания шумных согласных, не одинаковых по глухости/звонкости.

Перед глухими звонкие заменяются глухими, возникает сочетание глухих согласных: ска[зочка - ска[ск]а , лб[жечка - ло[шка, о[б]рубйть - от"]есать, под]нбс - потп]6рка, колдов]ать - колдо[фскбй, готб[вите - готб[ф"т"е.

Перед звонкими глухие заменяются звонкими, возникает сочетание звонких согласных: про[с"йтъ - прб[з"6а, моло[т"йтъ - молол"б]а, так]бй - тагж]е, мыть -[зд]уть, от]разйть - о[дтрузйть , ал[ч"пый - ал[д,"ж"ба (алчба), свер[х]ур6чный - свер[уз]вуков6й. Эта закономерность действует и на стыке слов при отсутствии паузы: [к] морю -[г] дому; о[ т] отца - о[д] брата; отне[с]ла - отнё[ з] бы: чёре[ б] большой (череп); шка в] закрыли (шкаф); мо[у] зелёный (мох).

Перед [в] замена глухого согласного звонким происходит, только если после [в] произносится звонкий шумный: [з] вдовой

  • (ср.: [с] врачом , [с] вами); о[д] взглядов (ср.: о[ т] власти , о[ т] ворот); [г] вздстш (ср.: [к] внуку , [к] выбору).
  • 3. Сонорные согласные на конце слова и перед глухими могут факультативно заменяться полуглухими или глухими. На конце слова такие глухие произносятся чаще всего после глухих: смот[>], вих р"], смыс[л], вопл), рит[м], пес[ и"]. Такие же звуки возможны в начале слова перед глухими: [р ]туть, [льстить, ститъ, ха. В этих же позициях могут произноситься и неоглушенные сонорные, но они тогда развивают дополнительную слоговость: шиф[ р], мыс[ л"], р]та, ]чатъся. В середине слова перед глухими согласными сонорные также могут оглушаться: заде[р]ка {задержка), лш[рш] {морж), по[р]т, по[л]з, те[м]п, ба[н]к. "

Чередование твердых и мягких согласных

Раньше в русском языке действовала закономерность: перед мягкими согласными многие твердые согласные внутри слова и в проклитиках заменялись мягкими (СС" > С"С"). Затем возникла тенденция к отвердению первого согласного (С"С" > СС"). Эта закономерность действует в настоящее время, захватывая все новые группы согласных. Наиболее последовательно сохраняется мягкость согласного перед мягким в следующих случаях:

1. Зубные перед мягкими зубными: лю [ст] - мо[с*т"]ик,ле[сн]6й - ле[с у н у ик } у[зла - у[з У л!ёчка } ка[зна - в ка[ з"н"]рабо[та - раб6т"п"]ик, о[дн]я - о[д"н"]м, отыскать - от"т]янутъ , по[лбр6ситъ - по[л!д!еть.

Перед [т"], [д"1, [с"], [з"] обычен и [и"]: ба пт] - баи у т]ик у и[нд]ус - И[ н"д"]ия, рома[ нс] - о рома[ н"с"]е, Пё[ нз] а -в Пё[ н"з"]е. Однако в некоторых словах в этой позиции допустимо и произношение [н]: во[нз у ить, /со[нс"ёрвы, ко[нс У йлиум и др.

Па месте мягкого согласного в этой позиции иногда наблюдается произношение твердого на конце приставки или предлога: раст]ирать и раст]ирать, 6ез у -д у ]ёнег и без-д]енег; после твердого согласного: по[л с"т"]м и по[лст у й,мё[рз у н у и и Л£ё[рзн"]м; в начале слова:[с"н"]ег и [сн"]ег, [з"д у ]есь и [зд"]есъ.

Звуки [л], [л"] не участвуют в действии этой закономерности. Твердый [л] не заменяется мягким: поли]ый - полн]ёй. Перед [л"] замена твердого зубного мягким не обязательна; ср.: [з"л у ить и [зл"]итъ, б[с у л у ]ик и 6[сл у ]ик.

2. Перед [ч"], [нГ] звук [н] обычно заменяется [и"]: вагб[ н] - вагои у ч у ик , т6[п]кий - уто[п у ч"ённый , гока - г6[ у т у ]ик, цыга[и] - цыга[ у т у ]ина. Возможен в некоторых словах и [и] перед [ч"], [ш"]: санч у ]астъ, а[нн]бусы , ви[нн у ]ёстер, стали[нш у ]ина, есёни[т у ]ина.

Чередование согласных по месту и способу образования

  • 1. Перед передненёбными шумными согласными зубные шумные заменяются соответствующими передненёбными: [с] орденом - [ш] шапкой - [ш] чайником; бе[ з] отца - бе ж] жены ; о[т] мороза - о[ч"] чудес - о[ч] шума.
  • 2. Взрывные согласные перед щелевыми того же места образования заменяются аффрикатами: о[ц]сыпать (отсыпать), пя[и!]ся (пяться), о[ч } ]щипнутъ (отщипнуть), веч]шать (ветшать). Понять это легко. Последняя фраза взрывного - резкий и достаточно широкий отход сомкнутых органов речи один от другого. Но перед щелевым того же места образования этого не происходит. После смычки активный орган речи (уже готовясь к образованию следующего щелевого) лишь слегка отодвигается от пассивного, создавая узкую щель. Образуется аффриката. Так, [т| перед [с] меняется на [ц]: де[цсад, бра[ ц] Саши, бу[ц]сы; [т"] перед [с"] меняется на [ц")^мё[ц"]ся, пя[и!]селёдок. Точно так же и [д] перед [з] меняется на [дз]: на[дззор, по[д,з]зиживатъ ; [д"] перед [з" меняется на [д"з"]: на{д!з"зиратель, пя[д!з"земли.

В позиции перед [ш], [ж] звуки [т], [д] по предыдущему закону заменяются передненёбными (кончик языка примыкает не к зубам, а к альвеолам), в результате чего образуются передненёбные твердые аффрикаты [ч], [дж:^[чшибйть (отшибить), ша[чшая (младшая), подж]жйлки, та[дж]жйк, о[дж]жатъ (отжать). Перед [ш"] происходит замена взрывного мягкой аффрикатой: [ч"]щётно (тщетно), оч"т у ]итатъ (отсчитать), ч"]щерь (дщерь).

3. Взрывные согласные перед взрывными и аффрикатами того же места образования и аффрикаты перед такими же аффрикатами заменяются имплозивными: о[т] кого - о[т] того - о[т] царя - о[т] чего (перед передненёбным зубной отодвигается в область переднего нёба); на[ д] одним - на[ц двумя, су[и овсяный - су п] перловый", [к] собаке - [к] кошке", конё ц] отдела - конё[ т] цеха (как и не[ т] цеха); "о[ч"] вторая - ио[т] четвёртая (как и до[т"] четвёртая).

Чередование согласных с нулем звука

1. Обычно не произносятся [т], [д] ([т*], [д"]) между зубными согласными:

[с] - [с]: шес[г] - шес[-]сот (шестьсот), турйс[ т] - турис-ский (туристский);

[с] - [н]: ([с"] - [н"]): мёс[т]о - мес[-]ный (местный), учас[т"]ие - учас[ - ] ник (участник);

[с] - [ц]: крес[т"]ёц - крес[-]ца (крестца), уз[д]а - под уз[-]цы (под уздцы)",

[н] - [ц]: талан[т"]ец - талан[-]ца (талантца), голлан[л У ]ец - голлан-]цы (голландцы ).

Нс произносится [д] ([д"]) и между [р] - [ц], [р] - [ч"]: сер[сСёчиый - сёр-це (сердце), сер[-]чйшко (сердчишко). Не произносится также [л] перед [нц]: со[л]нечный - со[-]нце (солнце).

В этих сочетаниях чередование [т], [т*], [д], [д"], [л] с нулем звука обязательно. В других подобных сочетаниях строгой обязательности нет, поэтому они рассматриваются в числе орфоэпических норм.

2. После гласного перед [и] ([и 3 ]) фонема /)/ реализуется нулем звука: мой /мо]"/ [мои] - моя /мо]а/ [ма°]"а] - мои /мо)"и/ [ма э й]; строй /(с|з)тро]/ [строи] - строю /(с|з)тро)у/ [строну] - строит /(с|з)тро]ит/ [стрби э т].

Чередование долгих и кратких согласных

Долгие согласные звуки реализуют сочетания двух фонем: ка[с]а - ка/сс/а, лу[н]ая - лу/пп/ая, но иш у ]у - м/ш"ш"/у, вош у ик - вб/зч у /ик. Долгие согласные могут находиться в начале слова перед гласным или между гласными: ввоз, ссора, Анна, щука, вожжи. На стыке приставки и корня долгие согласные встречаются и перед согласным: воззвание - [з], расшвырять - [ш].

В других позициях долгий согласный теряет свою долготу, т.е. замещается кратким согласным.

  • 1) на конце слова: ва ]а - ва[ н] (ванн), ма[с]а - ма[ с] (масс), суЩа - б/у[м] (сумм), плаШ у ]й - пла ПГ] (плащ)",
  • 2) рядом с согласным: програм]а - програ[мный (программный), ру[с]кий (русский), францу[ский (французский),мо[ш у и - мо[ш]иый (мощный).

В некоторых случаях эта закономерность отражается и на письме: колонна - колонка, оперетта - оперетка, финны - финский. Производным от этого закона является закон: в русском языке не может быть согласных более чем двойной долготы. Три (и четыре) одинаковых согласных между гласными стягиваются до двух: ссориться - расс]ориться (]тс- + ссориться)",

3) возможно чередование долгих и кратких согласных и в позиции между гласными в зависимости от положения по отношению к ударному гласному. Это чередование не имеет строгой обязательности и рассматривается в числе орфоэпических норм.

1) к/ч : жук – жучок, пеку – печет;
к/ч/ц
: рыбак – рыбачий – рыбацкий;

2) г/ж : луг – лужок, могу – можешь;
г/ж/з : друг – дружить – друзья;

3) х/ш : муха – мушка, сухой – суше;

4) д/ж : редкий – реже, сидеть – сижу;
д/ж/жд : родить – рожать – рождение;

5) т/ч : вертеть – верчу, крутой – круче;
т/ч/щ : свет – свеча – освещение;

6) з/ж : низ – ниже, резать – режу;

7) с/ш : красить – крашу, высокий– выше;

8) ц/ч : палец – пальчик, заяц – заячий;

9) б/бл : рубить – рублю, любить – влюбляться;

10) п/пл : копить – коплю, покупка – купля;

11) в/вл : новый – обновление, ловить – ловля;

12) ф/фл : графить – графлю;

13) м/мл : корм – кормление, ломать – преломление;

14) ст/щ : густой – гуще, растение – выращивать;

15) ск/щ : искать – ищет, таскать – тащить.

52. Выделите корни в однокоренных словах:

Перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, загородить, загорожено.

9. Буквы е и и в корнях с чередованием

53. Прочитайте стихотворение. Найдите глаголы, в корнях которых пишется то е , то и . Разберите их по составу. Какие суффиксы следуют за корнем?

Люди пишут, а время стирает,

Всё стирает, что можно стереть.

Но скажи, - если слух умирает,

Разве должен и звук умереть? (С.Маршак)

§ Ослиное правило

Ослик говорит: «И-а!»
Так и ты пиши в словах:
Соберу, но собирал,
Замереть, но замирал.
На приставку не гляди,
Крики ослика ищи.

54. Запишите словосочетания, вставляя недостающие буквы и обозначая изучаемую орфограмму.

Подб..рать примеры – выб..ру орфограмму, ум..рать со страху – рано ум..реть, не умеет заст..лать – пост..лить белье, уд..рать без оглядки – уд..ру от лягушки, заж..гательный танец – выж..чь узор, зап..рать дверь – зап..реть на ключ, выт..рать лужу – выт..реть пыль, расст..латься в дымке – ст..литься над самой землей, бл..стательный успех – бл..стящее выступление,зам..реть от восторга – зам..рать от восхищения.

55. Запишите предложения, вставляя недостающие буквы и обозначая орфограммы корня. Какое правило вы применили?

1.Ночью дед бодрствует на крыше, не даёт поджеч(?) дом заж..галками. 2.Чеснок надо нат..рать на кусочек хлеба. 3.Перед домом расст..лался луг. 4.Зам..рли грома раскаты. 5.Забл..стели на берёзе серёжки после дождя.

56. К данным словам подберите и запишите синонимы с чередующимися гласными в корнях.

Глянцевый, отнимать, анализировать, исчезать, списывать, покрывать.

57 .Прочитайте. Выпишите слова, в корнях которых имеются чередующиеся гласные е/и, распределяя их по колонкам. Объясните их правописание.

Стали однажды пятиклассники соб..раться в поход. Принесли в класс рюкзаки, палатки, посуду и многое другое. Распределили обязанности так, чтобы каждому досталось какое-то дело. Лариса будет мыть посуду, а Оля должна будет выт..рать ее. Вася решил, что он соб..рет все, что нужно для разведения костра. Аня отвечает за походные коврики, которые расст..лают на привале. А Кирилл будет заготавливать ветки, которые надо ст..лить под пол палатки, чтобы не замерзнуть ночью. «Ой, ум..раю, как хочется скорее в путь!» – прыгала Катя, мешая одноклассникам. «Не преувеличивай, от ожидания еще никто не ум..р», – осадил ее рассудительный Коля. Вскоре все походные принадлежности, чисто вымытые и выт..ртые, бл..стели, зап..ртая в особую коробочку аптечка была готова, а ребята стали приб..рать комнату, чтобы завтра ранним утром можно было отправляться.

58 .Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая условия выбора орфограмм. Выделенные слова разберите по составу.

Сер..це зам..рает от восторга при виде чудес(?)ной картины природы. За селом расст..лае(?)тся гладкое зеркало больш..го озера, и ни..ко от него над лугами ст..лет(?)ся туман. Трудно проб..рат(?)ся сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро забл..стит со..нце на небе, исчезн..т туман.

10. Буквы о и а в корнях –кас- (-кос-) и–лаг-(-лож-)

· В корнях –кас-/-кос - и –лаг-/-лож - в безударном положении пишется букваа , если после корня идёт суффикс –а -, и буква о , если этого суффикса нет: касаться - коснуться, излагать – изложить.

59.

Изл(а/о)гать содержание, прик(а/о)саться к огню, к(а/о)снуться трудного вопроса, прик(а/о)снуться к истории, пол(а/о)гаться на друзей, тебя не к(а/о)сается, предл(а/о)гать решение, простое предл(а/о)жение, к(а/о)саюсь стены, пол(а/о)жение дел, распол(а/о)житься на отдых, к(а/о)сается ногами коврика.

60. Переведите в настоящее время предложение Положу тетради в портфель (будущее время). Есть ли
в русском языке бесприставочные глаголы с корнем -лаг-/-лож- ?

· Запомните: (что делать?)класть , (что сделать?)положить .

61 .При записи предложений ученик затрудняется в выборе глаголов: класть или положить ? Помогите ему.

1.Я пообещал отцу, что по окончании работы …. инструменты в специальный ящик. 2.В моей памятке записано: «Будь аккуратен, всегда …. свои вещи на отведённое для них место». 3.Закончив уроки, я собираю книги, тетради и …. их в портфель. 4.Когда прочтёшь книгу, … её на прежнее место. 5.Для сохранения здоровья не …. в еду много соли.

62. –Кос- или –кас-, -лож- или –лаг-? Выпишите сначала предложения, в которых есть слова с пропущенной

буквой о в корне, затем слова с пропущенной буквой а в корне.. Объясните условия выбора орфограмм.

1.Мальчик осторожно ко...нулся собач(?)ки и нежно погладил её. 2.Мама возл..гала большие надежды на старшего сына. 3.Всегда можно пол..жит(?)ся на друга. 4.Страшила принял важный вид и прил..жил палец ко лбу.

63. Запишите существительные с таким же значением. Обозначьте корни.

Расположить-.., предлагать-.., излагать-.., предполагать-.., прилагать-.., прикоснуться-.. .

64. Найдите «четвёртое лишнее».

Коснуться, прикосновение, неукоснительно, косилка.

Костёр, костюм, костыль, косьба.

65. Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая условия выбора орфограмм.

1.Директор к..снулся вопроса о дисциплине. 2. Автор брошюры к..сается темы о воспитании силы воли. 3.Мы предл..жили пров..сти слёт туристов на берегу реки. 4.Постановление сельсовета к..снётся всех жителей деревни. 5.Изл..жите содержание п..раграфа учебника. 6. Пол..жение дел требовало моего вмешательства. 6.Мяч к..снулся сетки. 7.Никто не прик..снулся к еде.

11. Буквы о и а в корнях –гар-/-гор- , –клан-/-клон- , –зар-/-зор-

66. Прочитайте слова и расставьте в них ударение. Выделите корни. В чём их особенность? Можно ли проверить ударением безударные гласные в этих корнях?

Зорька – зарево – заря.

Угар – угарный – угореть.

Кланяется – поклон – наклонился.

· В корнях –гар-/-гор - и –клан-/-клон - без ударения пишется буква о. Например: заго рéл - загá р, покло нился –клá няться.

· В корнях -зар-/-зор- без ударения пишется буква а . Например: оза рéние – зó рька.

67. Выберите одно из двух написаний.

Г(о,а)рячий, г(о,а)рящий, заг(о,а)р, несг(о,а)раемый, уг(о,а)р, подг(о,а)ревший, г(о,а)рение, г(о,а)рячка, г(о,а)рючее, обг(о,а)реть, разг(о,а)реться, сг(о,а)ряча, г(о,а)релка.

З(о,а)рница, з(о,а)рька, оз(о,а)рение, з(о,а)ревать, з(о,а)рница, оз(о,а)рить.

Кл(о,а)ниться, прекл(о,а)няться, накл(о,а)нение, кл(о,а)няться, откл(о,а)нить, скл(о,а)нение,

укл(о,а)няться, укл(о,а)ниться.

68. Спишите текст. Объясните, почему эта игра получила такое название.

Г..релки – ру..кая народная игра, в которой в..дящий лов..т других учас..ников, у б..гающих

от него по..черёдно парами. При этом все поют песню «Г..ри - г..ри ясно, чтобы (не)погасло».

69. Отгадайте загадку. В каком значении употреблено слово слёзы? Почему оно помогает нам отгадать загадку? Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, обозначьте изучаемую орфограмму.

З..ря -з..ряница, красная д..вица, по небу х..дила слёзы обр..нила мес..ц их видел – (не)поднял, со..нце встало – всё подобрало.

70. Составьте и запишите два - три предложения об уроке физкультуры, используя слова с корнем –клан- / -клон-.

71. Диктант -путаница. Даны слова, каждое из которых начинается с гор- . Ваша задача: записать эти слова, выделить в них корни, объяснить их написание, найти среди них слова на изученное нами правило.

Горбатый, горнолыжник, угореть, горячность, горделивый, городской, горизонтальный, горю-ешь, разгорелся, горбинка, горноспасатель, городить, горбушка, гордиться, выгореть, горчичник.

72 .І .Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

1.Не подумай, будто спички заг..релись под кустом, это птичка - невеличка под кустом тр..сёт

хвостом. 2.Перья огненного цвета солнце ярко оз..рит, сразу кажется, что это г..рихвостки хвост

г..рит. 3.Накл..нившись,Тёма стал вглядыват(?)ся в темноту. 4.Любовь не пожар, а заг..рит(?)ся – не потушиш(?). 5.Покл..нит(?)ся голова (не)отвалит(?)ся.

ІІ .Сделайте морфемный разбор выделенного слова.

12. Буквы о и а в корнях –раст-, -ращ-, -рос-

73. Спишите, выделите корни. Определите, от чего зависит написание букв а или о в этом корне.

Выр сти выр щен выр сли

зар сти нар щение зар сли

обр стал прор щённый пор сль

· В корнях -раст-(-ращ-) / -рос- буква а пишется перед ст и щ , а буква о перед буквой с .

Например:растение, росли. Исключения: отрасль, Ростислав, Ростов, росток, ростовщик.

74. Какое из двух написаний вы выберете? Почему?

Подр(а,о)стать, выр(а,о)с, возр(а,о)ст, возр(а,о)стной, водор(а,о)сли, великовозр(а,о)стный, отр(а,о)стёт, зар(а,о)сло, взр(а,о)щённый, отр(а,о)сла, отр(а,о)слевой.

75.І. Спишите предложения. Найдите слова с чередованием о/а в корне, обозначьте изученные орфограммы.

1.Я часто слышал, будто гриб, замеченный ч..л..веческим глазом , переест..ёт р..сти, и много раз пров..рял: гриб р..стёт.(М.Пришвин) 2.У б..г..мота пост..янно р..стут зубы. Он их л..мает, они выр..стают снова. И дёсны всегда чешутся, как у маленького.(Ю.Яковлев) 3.Пор..стают озёра высокой, сп..койной тр..вой, зар..стают они в..дяными цв..тами. (В.Шефнер) 4.В ог..роде-то на грядке выр..стают шок..ладки. А у наших у ворот чудо-дер..во р..стёт (К.Чуковский)

ІІ. К выделенным словам подберите синонимы.

76 .Спишите пословицы. Объясните правописание безударных гласных.

1.Где с..сна взр..сла, там она и кр..сна. 2.На одном месте и кам..нь мхом обр..стает. 3.Без корня и п..лынь не р..стёт. 4.Р..сти большой, да не будь л..пшой. 5.Было, да быльём пор..сло. 6.Там были р..стения, каких я раньше не видел. 7.На склоне холма р..сли в изобилии диковинные травы.

77 .Спишите, распределяя слова в две колонки: в одну – слова с корнем –раст -, в другую – слова с приставкой рас- и корнем, начинающимся на букву т. Выделите корень и приставку.

Возраст, растопить, растение, растёт, расстояние, растрясло, растереть, срастаются, растравить (душу), растительность.

78 .Спишите, распределяя слова в две колонки: проверяемые безударные гласные в корнеи чередующиеся гласные в корне. Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор гласной в корне.

Распол..гаться, уд..вляться, оч..ровать, совм..щать, р..стение, р..сток, пол..гаю, зар..сло, изл..жение, распол..житься, предпол..жение, р..щу, ок..заться, д..лекий, сокр..тить, просл..влять, заг..реть, р..стущий, водор..сли.

Для любознательных :

· Корень -мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-либо в жидкость: макать печенье в чай; корень -мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость, становиться влажным»: сапоги промокают.

79.І .Какую букву нужно вставить в следующие слова?ІІ .Придумайте предложения с двумя из данных словосочетаний, запишите их. Обозначьте орфограммы.

Непром..каемый плащ, обм..кнуть кисть в краску, пром..кательная бумага.

80. Узнайте слово по толкованию лексического значения, запишите, обозначив орфограмму

1. Выцвести, потерять окраску.
2. Слегка дотронуться до чего-нибудь.
3. Приобрести загар.
4. В математике: прямая, имеющая общие точки с кривой, но не пересекающая ее.
5. Смуглый от загара.
6. Сгореть до конца, погаснуть.
7. Масло, добываемое из растений.
8. Догадка, предварительная мысль.
9. Что-то описывать, передавать устной или письменной речью.

13. Буквы о и ё после шипящих в корнях слов

(повторение)

81. Разберие данные слова по составу. Какой гласный пишется после шипящих в корне данных слов?

Жокей, пчёлы, шов, шорох, шоссе, шёпот.

· В корне слова под ударением нужно написать ё, если в других формах этого слова или в однокоренных словах пишется буква е : шёпот (потому что шепчет), пчёлы (потому что пчела), шёл (потому что пришедший) и т. д. Если же проверочное слово подобрать не удается, то после шипящих в корне под ударением следует писать о.

82. К данным словам подберите однокоренные с орфограммой «Буквыо - ё после шипящих в корне слова».

Тяжесть - …, шелковистый - …, чело - …, причесать - …, пчела - …, подчеркнуть - …, щетина - …, желудёвый - …, дешевизна -…, щеголиха - …, щелочной - … .

83. Спишите. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

1.Слышен ш..рох и ш..пот ночи. 2.Наш..л я в чащ..бе л..сной шатёр. 3.Никогда не пользуйся чужой расч..ской и зубной щ..ткой. 4.От тяж..лой р..боты кожа рук стала ш..ршавой и ш..лушилась. 5.Ш..л межой к ш..ссе.

84. Подберите антонимы, в корне которых были бы шипящие. Запишите их, обозначьте орфограммы.

Белый (хлеб) -; свежий (хлеб) -; дорогая (ткань) -; крик -; мягкий (диван) -; лёгкий (рюкзак) -; число, которое не делится на два без остатка, -.

· Следует различать написание существительных ожог (руки), поджог (дома) и глаголов в форме прошедшего времени ожёг (руку), поджёг (ветки).

85. Узнайте слово по лексическому значению и запишите его.

1.Подбрасывать и ловить на лету сразу несколько предметов. 2.Профессиональный наездник на скачках. 3.Танец с частым, дробным пристукиванием. 4.Пёстрая клетчатая ткань. 5.Яркое эстрадное представление. 6.Стержень для чистки и смазки ствола ручного стрелкового оружия. 7.Боковые щитки на уровне глаз животного, применяемые в упряжи, не дающие возможности глядеть в строну. 8.Тонкая верёвка.

Слова для справок: ш..ры, беч..вка, ж..кей, ж..нглировать, ш..мпол, ш..тландка, ш..у, чеч..тка.

86.

1.Уч..ный вод..т, (не)уч..ный следом ход..т. 2.Трусливому каждый ш..рох – беда. 3.Ож..гшись на молоке, станеш(?) дуть и на воду. 4.Щ..голь смолоду, а под старость ум..рает с голоду. 5.Прош..л сквозь огонь, воду и медные трубы. 6.Страшен ч..рт, да милостив Бог. 7.Хорош садовник – крупен крыж..вник.

14. Буквы и и ы после ц

(повторение)

87. Обозначьте условия выбора орфограммы «Буквы и- ы после ц».

Ц..ферблат, ц..кнуть, ц..корий, гонц.., экспедиц..я, ц..ркуль, панц..рь, бледнолиц..й, ц..ркач, ц..ц,

медиц..на, счастливц.., ц..трус, нац..я, нац..ональный, ц..фра, голубц.., ц..тата, куц..й, акац..я.


88. Выберите правильное написание слов, пришедших в русский язык из украинского.

Ц(и,ы)мбалы, ц(и,ы)мбалист.

89. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы. Над какими орфограммами вы работали? Выучите понравившиеся пословицы и поговорки наизусть.

1.Ц..плят по осени сч..тают. 2.В кулаке все пальц.. равны. 3.И волки сыты, и овц.. целы. 4.Щи да каша – кормилиц.. наши. 5.И у ц..гана душа не погана. 6.Рукавиц.. за поясом, а он их ищ..т. 7.Дисц..плина – мать победы. 8.Медведь пляш..т, а ц..ган деньги б..рёт.

90. К данным словам подберите синонимы с орфограммой «Буквы и - ы после ц».

Привычный; уничтожение; совет; умелый, опытный работник; легко возбудимый, впечатлительный человек.

Слова для справок : ликвидац..я, традиц..онный, эмоц..ональный, квалифиц..рованный, рекомендац..я.

91.І. Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы.ІІ. Выучите понравившееся выражение, объясните свой выбор.

1.Т..лантами изм..ряются успехи ц..вилизац..и. (К.Прутков.) 2.Кто поднялся на ц..почки, не может долго ст..ять. (Дао де цзин.) 3.Умные люди – луч(?)шая энц..клопедия. (И.Гёте.) 4.Глупц.. становят(?)ся умными, когда оказывают(?)ся в б..де.(Демокрит.) 5.Нац..ональной науки нет, как нет нац..ональной таблиц.. умножения.(А.Чехов.)

Контрольные вопросы и задания

1. На какие группы делятся чередующиеся гласные в корне?
2. Назовите корни, выбор а или о у которых зависит от последующей согласной.
3. Вспомните и перечислите исключения из этого правила.
4. В каких трех корнях в безударном положении пишется о , а в двух – а ?
5. От чего зависит выбор гласных в девяти корнях с чередующимися е/и ?
6. Назовите их и два корня, где выбор о или а зависит от тех же условий.
7. Какие особенности имеют слова: рассчитать и расчет , считать и сочетание ?
8. Как можно различить написание в корнях -мок- – -мак- ?

9.Расскажите о правописании гласных о/ё после шипящих в корне слова.

10.В каких случаях после ц пишется буква и ?

92.І. Запишите, в каком порядке выполняется морфемный разбор.

Сначала выделяем в слове 1) ………… и 2) ... ………… . Затем выделяем из ……………... 3) …………………..., 4) …. ………… и 5) ………………………... .

ІІ. Выполните морфемный разбор слов. Объясните их правописание.

Выр..стут, прик..снётся, заг..ром, выб..рает, бл..снёт, выч..таю.

>>Русский язык: Чередования гласных и согласных в корнях, префиксах и суффиксах

ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЯХ, ПРЕФИКСАХ И СУФФИКСАХ

Теория А

При словоизменении и словообразовании может происходить изменение звуков в пределах морфемы, то есть чередование. В русском языке чередуются в корнях слов такие гласные:

Гласные о, е могут чередоваться с нулём звука: сон - сна, день - дня . Такие гласные называются беглыми . Беглые гласные могут появляться в корнях, префиксах и суффиках:
Практика А

1. 3аполните таблицу данными словами. Обозначьте морфемы с чередующимися гласными.

Осмотр - осматривать; назову - называть; посол - посылать; вдох - дыхание - душно; призыв - зов; беру - сбор; просить - выпрашивать; запереть - запирать.

2. Измените слова так, чтобы произошло чередование о, е с нулём звука, и запишите их. Обозначьте корни, в которых появляются беглые гласные.

О б р а з е ц .

Конец, пень, день, сон, огонь, ров, шов, зерно, лев, сосна, кукла.

3. Измените слова так, чтобы в префиксах или суффиксах появились беглые гласные. Обозначьте морфемы с беглыми гласными.

О б р а з е ц .

Замочек, снежок, вбирать, звонок, гребешок, сгибать, флажок, платочек, узелок, молоток; отбить, разливать, надпивать, подбирать, поджидать.

4. Спишите стихотворения, вставляя пропущенные слова. Обозначьте корни в словах, где есть или могут появляться беглые гласные.

А . Первый снежок Б . Бежит ёжик
Сделал первый.... вдоль...
Сделал первый... - да скользит по льду.
упал на... . Говорит ему лисица:
Вставай, снежок, - Дай переведу.
вставай, ...! Отвечает серый ёжик:
Полежу до ночи, - У меня две пары...,
я ушибся.... сам я перейду.
(А. Екимцев ) (С. Маршак )

Д л я с п р а в о к : очень, лужок, дружок, шажок; ножек, дорожек.

Теория Б

В русском языке чередуются в корнях слов такие согласные:

Практика Б

5. Выпишите сначала слова с чередующимися в корнях гласными, затем - с согласными.

Гружёный - грузить, назову - называть, лицо - личный, осмотр - осматривать, глухо - заглох, крикнуть - кричу, замок - замыкать - замкну, друг - друзья.

6. Выпишите в столбик слова, в которых согласные могут чередоваться. К каждому из них подберите слова с чередующимися согласными и запишите. Подчеркните чередующиеся согласные.

1. Без веретена пряжи не спрядёшь. 2. Всякий человек у дела познаётся. 3. Дело учит и кормит. 4. Без дела жить - только небо коптить. 5. С лодырем поведёшься - горя наберёшься. 6. Не на то руки даны, чтоб без дела болтались. 7. Сиди у моря да жди погоды. (Пословицы)

7. Подберите к указанным словам однокоренные или измените их так, чтобы произошло чередование звуков. Обозначьте морфемы, в которых происходит чередование, подчеркните чередующиеся согласные.

О б р а з е ц .

Рука, тихий, косить, возить, ловить, горох, водить, спать, друг, сушить.

Н.Ф. Баландина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 6 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Библиотека русского языка, школьный план уроков, онлайн тесты , курс русского языка, домашняя работа, рефераты скачать бесплатно, всё школьнику для подготовки к домашнему заданию

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

В русском языке распространено такое явление, как чередование гласных в корне слова (вариантов чередования и корней с ним очень много), но встречаются и корни с чередующимися согласными. Есть несколько наиболее характерных разновидностей смены согласных и определенное объяснение данного явления в целом. Оно заслуживает отдельного внимания, поскольку такие чередования обязательно нужно запомнить.

Чередование согласных в корне слова: какие из них чередуются между собой и почему

На самом деле вариантов чередования согласных в корне очень много. Вот самые распространенные пары-тройки:

г\ ж\ з - друг- дружить- друзья; т\ ч\ щ- свет- свеча- освещение; д\ ж\ жд- труд- тружусь- утруждать; ц\ч\к – лицо-личико-лик; с\ш\х – лес-леший, пахать-вспашка; щ\ск-ст – мощеный – мостить, лощеный – лоск; б\ бл- любовь- люблю; в\ вл- ловить- ловля; м\ мл- ломить- преломление; п\ пл- лупить- луплю; ф\ фл- графить- графлю.

Объяснение этих процессов учеными-лингвистами достаточно простое: чередование образовалось в результате упрощения произношения, причем изначальный смысл звуков по мере протекания этого процесса утрачивался.

В ученой среде бытует несколько ироническое выражение, которое звучит как “так сложилось исторически”. Оно объясняет многие непонятные явления в русском языке, в том числе и чередование согласных в корне. На самом деле такое объяснение имеет смысл – за каждой парой или тройкой чередующихся согласных в корне стоит длительный процесс языковых перемен.

Важно отметить, что значение корня при чередовании совершенно не изменяется, единицы с чередующимися согласными в корне слова продолжают считаться родственными и образуют лексические группы. При этом определить, какой именно звук считать основным, возможно не всегда, хотя в большинстве случаев какой-то согласный все-таки берется за точку отсчета.

Обычно чередование согласных имеет место в конце корня, на его границе с суффиксом или окончанием. Правил, согласно которым происходит это чередование, нет, в основном его просто нужно запомнить.

Прежде, чем закрепиться в письменной речи, то есть стать грамматической нормой языка, такие чередования возникли в устном общении людей.

Что мы узнали?

Кроме корней с чередующимися гласными, которых в русском языке очень много, если и корни с чередующимися согласными. Они образуют не только пары, но и тройки чередования, при этом меняется только форма корня, но не его значение. То есть получается, что слова, в которых корни имеют одно значение и отличаются только согласной, являются такими же родственными как и те, в которых корни имеют одинаковый вид. Чередование согласных в корне является следствием разнообразных исторических процессов, которые в итоге привели к упрощению произношения и утрате согласными своего изначального значения. Первоначально изменения произошли в устной речи, а потом закрепились и кодифицировались в письменной, став нормой русского языка.

В русском языке часто происходит замена одного звука другим (или сочетанием фонем). Подобное замещение называется чередованием. Возникновение однокоренных слов, изменение грамматических форм часто являются причиной преобразования звукового облика (смех- смешной, вести - веду). Данный процесс наблюдается вследствие действия в настоящее время разнообразных фонетических явлений, исторически сложившихся языковых законов.

Замещаются гласные и согласные в пределах определенной части слова. Несовпадение звучания согласных в встречается постоянно: берег - бережок, восток - восточный, вертеть - верчу. Фонетическое строение главной значимой морфемы словоформ и родственных слов свидетельствует о наличии или отсутствии заменяющих друг друга согласных. Представление о видах чередований дает возможность грамотно выполнить словообразовательный и , применить орфографическое сомнительных согласных корня.

Два вида чередований

Согласный может оказаться в сильной и слабой позиции, определяющейся местом нахождения звука (конец или начало слова, перед сонорным согласным). Современный русский язык разъясняет фонетические законы позиционных чередований: определенная позиция изменяет качество звучания согласного корня. Например, оглушение на конце слова или перед глухим (ду[п], ду[п]ки), озвончение перед звонким (ко[з`]ба) объясняются закономерным языковым процессом, не имеющим исключений.

Достаточно понаблюдать типичное явление преобразования звукового строения в систематически появляющейся новой лексике. Замена твердых согласных мягкими и наоборот также считается позиционным чередованием (колокол - колокольный, кустарь - кустарный).

Общеславянский и древнерусский языки послужили основой возникновения исторических чередований. Явление сформировалось давно и обусловлено не законами фонетики, а необъяснимым сходством согласных. Закономерности старого фонемного строя перестали действовать. Первоначальный смысл звуков постепенно потерялся, но замещение сохранилось. Появление чередований объясняется упрощением произношения. Правильное написание согласных корня нередко требует проверки.

Для быстрого подбора соответствующего смыслу нужного слова важно запомнить распространенные варианты чередующихся согласных: г - ж - з (подруга - - ); к - ч - ц (лик - личико - лицо); х - ш - с (лес - леший); д - ж (молодой - омоложение); ск - щ (лоск - лощеный); ст - щ (мост - мощеный) ; б - бл (люблю - ); в - вл (ловить - ); м - мл (кормить - кормлю); п - пл (купить - куплю).

Требует серьезного внимания строения слов, где одна фонема заменяется сочетанием нескольких: губить- гублю, копить- коплю, забыть- забвение. Стечения согласных «бл», «пл», «бв» чередуются соответственно с «б», «п», «б» и составляют часть корня.

Встречаются случаи единичных и малотипичных чередований ( - кот). Появление новых вариантов чередующихся согласных связано с регулярным пополнением русской лексики заимствованными словами: фантазия - фантастический (з- ст). Оставшееся за пределами компетенции фонетики историческое чередование именуют также непозиционным.

Источники:

  • Орфограммы в корне слова

Для многих владельцев животных пропажа домашнего любимца сильнейший стресс. Их можно понять, ведь животное становится полноправным членом семьи, без которого привычный распорядок дня меняется, а свободное время, которое раньше было посвящено любимцу, просто некуда деть. Особенно тяжело маленьким детям, для которых животное становится важнейшей частью их жизни.

Вам понадобится

  • Интернет, знакомые, объявления, свободное время.

Инструкция

Во-первых, не нужно паники. Когда нервничает, он перестает здраво мыслить и правильно координировать свои действия. Более того, своей паникой человек заражает других. Нужно собраться с мыслями и составить план поисков.

Если семья состоит из нескольких человек, оптимальным способом будет разделиться на группы. взрослым членам семьи нужно обойти ближайшие подвалы и чердаки, подворотни и улочки. Если подвалы закрыты на ключ, попросите ключи в ЖЭКе. Скорее всего они войдут в положение и на время дадут ключи. Первые поиски не удались - не расстраивайтесь. Животное могли видеть случайные прохожие, либо бабушки на лавочке около подъезда. Опросите их, вдруг кто-то заметил кота .

Самым маленьким членам семьи нужно доверить менее ответственную работу. Ни в коем случае не пускайте искать