Что сделал фонвизин. Жизненный и творческий путь фонвизина. Творческий путь: история успеха

ФОНВИЗИН Денис Иванович - знаменитый русский писатель - происходил из обрусевших остзейских дворян (фон-Визин). Детство Ф. прошло в патриархальной обстановке в доме отца-чиновника ревизион-коллегии. Образование получил в университетской гимназии и на философском факультете Московского университета . По окончании ун-та Ф. поступил в иностранную коллегию в качестве переводчика, но уже в 1763 перешел на службу чиновником при кабинет-министре Елагине. С 1769 до 1783 Ф. служил у гр. Панина П. И., в коллегии иностранных дел в качестве секретаря. В 1785 Ф. разбил паралич.

Ф. был просветителем-гуманистом второй половины XVIII века. Поклонник Вольтера, Руссо, Ф. был врагом самодержавного деспотизма. Ф. возвысился до мысли о том, что "угнетать рабством себе подобных незаконно". Через всю свою жизнь Ф. пронес вражду к светскому об-ву, царскому двору, придворным вельможам, временщикам. Ф. был врагом невежества, борцом за культуру, поклонником петровских реформ, ратовавшим за усвоение западноевропейской культуры, но в то же время боровшимся со слепым подражанием иноземному. Фонвизин прекрасно знал чисто народную речь и умело пользовался ею: русский народный язык, острые народные словечки, поговорки придавали силу лучшим произведениям Фонвизина.

Лит-ая деятельность Ф. началась еще в бытность его студентом Московского ун-та. В 1761 он перевел с немецкого басни Гольберга, затем ряд нравоучительных сатирических произведений Вольтера и др. В 1762 Ф. переехал в Петербург и здесь развил усиленную лит-ую деятельность. Он был постоянным гостем кружка Козловского. В результате сближения с этим кружком Ф. написал "Послание к слугам", в котором обнаружил религиозный скептицизм и дал резкую характеристику духовенства. Хотя в дальнейшем замечается отход Ф. от атеистических взглядов, однако он навсегда остался врагом клерикализма, религиозного обскурантизма, всякого рода суеверия. В 1764 Ф. выступил впервые с самостоятельным драматическим произведением, с комедией "Корион". Через несколько лет после "Кориона" появляется социально-бытовая комедия "Бригадир".

Лисица-козночей

В жанре басни Фонвизин был последователем Сумарокова. Национальные нравы и характеры, точные детали и приметы быта, разговорную речь с частым использованием простонародных слов и выражений находим в его басенных произведениях. Только Фонвизин более смел и радикален, чем его предшественник. Басня «Лисица-Кознодей» нацелена в ловких и бесстыдных подхалимов-чиновников, которые льстивыми речами и угодливым поведением поддерживают сильных мира сего. И имеют от этого немалую личную выгоду. Речь в произведении идет о некой «Ливийской стороне», которая, однако, очень напоминает российскую действительность. Не стесняясь откровенной лжи, Лисица расхваливает Льва. Кроме Лисицы, в басне выведены еще два персонажа: Крот и Собака. Эти куда откровеннее и честнее в своих оценках почившего царя. Впрочем, вслух они правды не скажут; шепнут один другому на ухо.

Описания львиного правления даны в тонах инвективы, то есть гневного обличения. Трон царя сооружен «из костей растерзанных зверей». С обитателей Ливийской стороны царские любимцы и вельможи без суда и следствия «сдирают кожу». От страха и отчаяния покидает Ливийский лес и скрывается в степи Слон. Умный строитель Бобр разоряется от налогов и впадает в нищету. Но особенно выразительно и детально показана судьба придворного художника. Он не только искусен в своем деле, но владеет новыми живописными приемами. Альфреско – это живопись водяными красками по сырой штукатурке стен жилищ. Всю жизнь придворный живописец преданно служил своим талантом царю и вельможам. Но и он погибает в нищете, «с тоски и голоду».

«Лисица-Кознодей» – яркое и впечатляющее произведение не только по заявленным здесь смелым идеям, но и по художественному их воплощению. Особенно наглядно срабатывает прием антитезы: противопоставления льстивым речам Лисицы правдивых и горьких оценок, данных Кротом и Собакой. Именно антитеза подчеркивает и делает таким убийственным авторский сарказм.

Бригадир

Писать комедию в пяти действиях «Бригадир» Денис Фонвизин начал в первые дни своего пребывания в Москве зимой 1768 года. Весной 1769 года Денис Иванович упоминал о ней в своём письме к русскому государственному деятелю, поэту и историку Ивану Елагину: «Дописал почти свою комедию». В своём следующем письме к тому же адресату, Ивану Перфильевичу, Фонвизин вновь упоминает о комедии, по всей вероятности, уже дописанной до финальной страницы.

Вся работа драматурга над комедией была связана с вопросами поднятыми во время созыва Комиссии по составлению Нового уложения. Денис Фонвизин был сторонником тех, кто, подобно русскому философу и общественному деятелю Якову Козельскому, полагал необходимым при помощи «праведных речей» показывать картину русской жизни. Одновременно в комедии по–новому звучал вопрос о методе создания национальной комедии, поставленный в кружке Елагина.

Как бы там ни было, а первая русская национально–бытовая комедия «Бригадир» Фонвизина считается литературным памятником, в котором нашла отображение борьба передовых русских умов XVIII столетия за национальную оригинальность русской культуры. Денис Фонвизин в своей комедии «Бригадир» жёстко высмеял холуйство современного ему дворянского сословия России перед французской аристократией.

Недоросль

Комедия “Недоросль” вобрала в себя весь опыт, накопленный Фонвизиным, и по глубине идейной проблематики, по смелости и оригинальности найденных художественных решений остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII века. Обличительный пафос “Недоросля” питается двумя мощными источниками, в равной степени растворенными в структуре драматического действия. Лаковыми являются сатира и публицистика.

Уничтожающая и беспощадная сатира наполняет все сцены, изображающие жизненный уклад семейства Простаковой. В сценах учения Митрофана, в откровениях его дядюшки о своей любви к свиньям, в алчности и самоуправстве хозяйки дома мир Простаковых и Скотининых раскрывается во всей неприглядности их духовного убожества.

Не менее уничтожающий приговор этому миру произносит и присутствующая на сцене группа положительных дворян, контрастно противопоставляемая скотскому существованию родителей Митрофана. Диалоги Стародума и Правдина. в которых затрагиваются глубокие, порой государственные проблемы,- это страстные публицистические выступления, отражающие авторскую позицию. Пафос речей Стародума и Правдина также выполняет обличительную функцию, но здесь обличение сливается с утверждением позитивных идеалов самого автора.

Две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина, лежат в основе “Недоросля”. Это прежде всего проблема нравственного разложения дворянства. В словах Стародума. с негодованием обличающего дворян, в которых благородство, можно сказать, “погребено с их предками”, в сообщаемых нм наблюдениях из жизни двора Фонвизин не только констатирует упадок моральных устоев общества- он ищет причины этого упадка. Неограниченная власть помещиков над своими крестьянами при отсутствии должного нравственного примера со стороны высшей власти становилась источником произвола, это вело к забвению дворянством своих обязанностей и принципов сословной чести, т. е. к духовному вырождению правящего класса. В свете общей нравственно-политической концепции Фонвизина, выразителями которой в пьесе выступают положительные персонажи, мир простаковых и скотининых предстает зловещей реализацией торжества злонравия.

Другая проблема “Недоросля” - это проблема воспитания. Понимаемое достаточно широко, воспитание в сознании мыслителей XVIII века рассматривалось как первоочередной фактор, определяющий нравственный облик человека. В представлениях Фонвизина проблема воспитания приобретала государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственно надежный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла - духовной деградации дворянства. Значительная часть драматического действия в “Недоросле” в той или иной мере подчинена проблемам воспитания.

Сын своего времени, Фонвизин всем своим обликом и направлением творческих исканий принадлежал к тому кругу передовых русских людей XVIII века, которые составили лагерь просветителей. Все они были писателями, и их творчество пронизано пафосом утверждения идеалов справедливости и гуманизма. Сатира и публицистика были их оружием. Мужественный протест против несправедливостей самовластья и гневные обвинения в адрес крепостников звучали в их произведениях. В этом состояла историческая заслуга русской сатиры XVIII века, одним из наиболее ярких представителей которого был Фонвизин.

Вопрос № 6. Оды Державина

Родился 3 июля (14 н.с.) в деревне Кармачи Казанской губернии в небогатой дворянской семье. Три года учился в Казанской гимназии (1759 - 62). С 1762 служил солдатом в гвардейском Преображенском полку, который участвовал в дворцовом перевороте, возведшем Екатерину II на трон.

В 1772 был произведен в офицеры, участвовал в подавлении восстания Пугачева. Обиженный тем, что его службу не оценивают по достоинству, обходят наградами, ушел на гражданскую службу. Недолго служил в Сенате, где пришел к убеждению, что "нельзя там ему ужиться, где не любят правды".

В 1782 написал "Оду к Фелице", обращенную к императрице, за что получил награду от Екатерины II - назначение губернатором Олонецким (с 1784) и Тамбовским (1785 - 88). Приложил много стараний для просвещения тамбовского края, пытался бороться с бюрократией, отстаивать справедливость.

Энергичный, независимый и прямой, Державин не мог "ладить" с высшими вельможами, поэтому места его службы часто менялись. В 1791 - 1793 был кабинет-секретарем Екатерины II, но, не угодив ей, был отставлен от службы; назначенный сенатором, нажил много врагов из-за своего правдолюбия. В 1802 - 1803 был министром юстиции. В возрасте шестидесяти лет ушел в отставку.

Державин начал печататься в 1773, пытаясь следовать традициям Ломоносова и Сумарокова, но с 1779 "избрал совсем другой путь". Он создал собственный стиль, ставший образцом философской лирики: ода "На смерть кн. Мещерского" (1799), ода "Бог" (1784) о величии мироздания и его Творца, о месте и предназначении человека: "Я - царь, я - раб, я - червь, я - бог"; "Осень во время осады Очакова" (1788), "Водопад" (1791 - 94) и др.

В 1790-е Державиным созданы лирические произведения "К лире", "Похвала сельской жизни". Эстетические воззрения Державина выражены в трактате "Рассуждение о лирической поэзии или об оде" (1811 - 15).

В последние годы жизни Державин обратился к драматургии, написав несколько трагедий: "Добрыня", "Пожарский", "Ирод и Мариамна" и другие.

В его доме собирались петербургские литераторы, а в 1811 кружок оформился в утвержденное правительством литературное общество "Беседа любителей русского слова", в котором Державин занимал особые позиции. Он благожелательно относился к Жуковскому и "заметил" юного Пушкина. Творчество Державина подготовило почву для поэзии Батюшкова, Пушкина, поэтов-декабристов.

Ода "На смерть князя Мещерского " (1779) принесла Державину известность. Стихотворение в эмоционально, настроение смятения и ужаса, заданное в первой строфе к концу стихотворения нагнетается. Главное в стихотворении: жизнь и смерть, время и вечность. Например, время, неумолимо приближающее человека к смерти, изображено в виде часов. Смерть - старуха с косой.

Трагическое переживание смерти. Оно имеет сюжетные контуры. Умер князь Мещерский, близкий знакомый поэта. Его смерть поразила тем больше, что вся жизнь князя, "сына роскоши и нег", была "праздником красоты и довольства". Драматизм кончины многократно усилен противопоставлением этих полюсов. конфликтна вся образная система произведения. И этот художественный конфликт, заложенный в основу структуры оды, подводит читателя к мысли о противоречивой, не сводимой к единству диалектической сущности мироздания.

Наверное, наиболее точный пример российской словесности периода Просвещения - Д.И. Фонвизин, биография этого человека яркое тому свидетельство. Своим оружием Фонвизин избрал комедию, его острые сатирические произведения отражают состояние дел в Российской империи того периода. Взгляды Фонвизина существенно повлияли на умы молодого поколения XIX века, в частности А.С. Пушкина, считавшего Фонвизина «другом свободы».

Детство и юность

В апреле 1745 года родился Д.И.Фонвизин, биография выдающегося писателя началась в городе Москве. Фамилия Фонвизин происходила из древнего рыцарского рода. Предок Дениса Ивановича имел немецкие корни и был рыцарем, попавшим в русский плен во время Отец будущего писателя был человеком чести и не терпел лжи и невежества. Первоначальное домашнее воспитание сыну дал именно отец, относившийся к этому весьма серьезно.

В возрасте десяти лет Денис Фонвизин поступает в дворянскую гимназию, а затем в недавно открытый М.В.Ломоносовым Московский университет. В эти годы Д.И.Фонвизин, биография молодого человека имеет такие сведенья, увлекался переводами с иностранных языков и театром. Эти увлечения скажутся в дальнейшем на всей жизни писателя. Вместе с переводами Фонвизин впитал в себя идеи европейского Просвещения, а театр пробудил в юноше писательский дар.

В возрасте 17 лет Фонвизин переезжает в Петербург и поступает на службу в иностранную коллегию переводчиком. Поскольку теперь он стал придворным служащим, то согласно со своим статусом был обязан посещать все увеселительные мероприятия, как то: Это обязанность сильно тяготила молодого человека, о чем свидетельствуют многочисленные письма.

На службе у графа Панина

В 1769 году Фонвизин переходит на службу к выполняющему функции министра иностранных дел и воспитателю наследника В то время граф слыл демократом и прикладывал массу усилий для смягчения самодержавной деспотии. Екатерина II на словах выступала за «просвещенную» монархию, однако на деле ее поступки свидетельствовали о

обратном. Попав в опалу, граф Панин скончался в 1783 году, оставив по себе свое «политическое завещание», записанное секретарем, единомышленником и другом Д.И.Фонвизиным.

Конфликт с Екатериной II

Оставив после смерти графа службу, Д.И.Фонвизин занялся работой над созданием словаря русского языка, а именно его частью, связанной с синонимами. Выполняя эту работу, Д.И.Фонвизин, биография об этом факте говорит однозначно, не мог удержаться, чтобы не отпустить остроты по поводу государством, а также шутки о придворных. Эти статьи были напечатаны в журнале «Собеседник любителей российского слова», где печаталась под псевдонимом и императрица. Между ней и Фонвизиным возник спор, результатом которого стал запрет печатать любые

Последние годы жизни

Все несчастья обрушились на голову Д.И. Фонвизина в одночасье. Лишенный возможности публиковать свои работы, испытавший горечь поражения в политической борьбе, разоренный и тяжело больной Фонвизин медленно угасал. Умер, как свидетельствует краткая биография, Д.И.Фонвизин 1 декабря 1792 года в Петербурге.

1745, 3 апреля В семье помещика среднего достатка родился сын Денис Иванович Фонвизин. (По другим сведениям, дата рождения - 3 апреля 1744 г.)

1755 Учеба в латинской школе дворянской гимназии, готовившей к поступлению в Московский университет.

1759 Окончание гимназии, перевод в студенты философского факультета Московского университета.

1761 Переводит с немецкого басни датского писателя Гольберга.

1762 В университетском журнале «Собрание лучших сочинений к распространению знания и к произведению удовольствий» напечатаны переводы из Менандра. Начинает работу над переводом трагедии Вольтера «Альзира». Пишет «Послание к слугам». Первое оригинальное произведение - сатирическая басня «Лисица-Казнодей». Окончание университета, переезд в Петербург в качестве переводчика Коллегии иностранных дел.

1763 Указом Екатерины II назначается «для некоторых дел» при статс-советнике И. П. Елагине. Переделывает на русский лад.драму Грессе «Сидней» - под названием «Корион». Живет в Петербурге, Царском Селе, Петергофе.

1764 Успех комедии «Корион» на сцене придворного театра. 1766-1769 Пишет комедию «Бригадир».

1769, декабрь Назначен в Коллегию иностранных дел на должность секретаря, фактического помощника министра Н. Панина. Напечатана комедия «Бригадир».

1771. Пишет и публикует «Слово на выздоровление» наследника престола Павла.

1777. Печатает перевод политического сочинения французского просветителя Тома «Похвальное слово Марку Аврелию», в котором показан идеальный монарх-философ.

Сентябрь. Отправляется в путешествие во Францию, во время которого ведет дневник, в виде писем регулярно отправляет его в Москву. По возвращении из путешествия приступает к работе над комедией «Недоросль».

Совместно с Н. Паниным готовит проект фундаментальных законов для будущего императора Павла.

1782 год. Написана комедия «Недоросль».

7 марта Подает на имя Екатерины II прошение об увольнении со службы. Прошение удовлетворено.

1783 год. Участвует в журнале «Собеседник любителей российского слова», который редактирует княгиня Е, Р. Дашкова, а негласно - императрица. Публикует сатирические миниатюры в виде отрывка из словаря синонимов, сатиру на вельмож «Челобитная российской Минерве», «Путешествие мнимого глухого и немого», «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое
внимание». Екатерина II дает полиции указание не печатать сочинений Фонвизина.

Март. Смерть друга, Н. Панина. Пишет «Жизнь Н. И. Панина».

1784-1785 Путешествует по Италии, изучает итальянский театр, музыку, живопись. Ведет дневник, который вновь в виде писем посылает в Москву. По возвращении в Россию Фонвизина разбивает паралич. Уезжает в Карлсбад.

1787 Возвращается в Петербург, полностью не восстановив здоровье. Решает издавать собственный сатирический журнал под названием «Друг честных людей, или Старо-дум».

Готовит для журнала сочинение «Придворная грамматика», в котором беспощадно обличает двор.

1788 Журнал закрыт, Екатерина запрещает Фонвизину печататься. Запрещено Полное собрание сочинений Фонвизина.

1791 год. Переносит четыре апоплексических удара.

Пишет по поводу смерти Потемкина «Рассуждения о суетной жизни человеческой», пытается объявить греховной всю свою литературную деятельность.

Начинает последнее произведение «Чистосердечные признания в делах моих и помышлениях». Готовит пять томов Полного собрания сочинений для издателя П. Богдановича, включая туда запрещенные статьи из «Друга честных людей».

1792, 30 ноября На вечере в доме Державина читается последняя комедия Фонвизина «Гофмейстер» («Выбор гувернера»).

Дата рождения: 14 апреля 1744
Дата смерти: 12 декабря 1792
Место рождения: город Москва

Фонвизин Д.И. - великий писатель. Денис Иванович Фонвизин родился 14 апреля 1744 года в Москве. Известный великий писатель, драматург и знаток русского быта, который сумел перенести его в комедийном виде на сцену и в литературу, умер в первого декабря 1792 года, прожив долгую жизнь и оставив России огромное культурное наследие, которое трудно переоценить.

Детские годы:

Детство свое Денис Иванович провел в очень патриархальной обстановке, его отец, Иван Андреевич, был известным дворянином, приближенным ко многим известным политикам, а также уважаемым и ответственным чиновником ревизион-коллегии. Корни его рода уходят в далекое прошлое, еще в средние века его предки прочно обосновались при дворе Ивана Грозного, сами они были выходцами из Ливонии.

Этот род был известен на Руси отличными служителями Российскому государству на самых различных управленческих постах. Сама фамилия со временем была искажена, изначально она имела написание vonWiesen и многие исследователи долгое время использовали раздельное написание или же написание Фон-Визин, но в конце 19 века исследователь Н.С. Тихонравов установил современное написание фамилии писателя.

Образование Фонвизина было комплексным, уже в самом раннем детстве его домашнее образование было самого высокого класса, продолжил обучение он в дворянской гимназии, откуда со временем мог поступил на философский факультет университета, но в 1760 он вместе с братом отправляется в Петербург в качестве лучших студентов. В этот же период он активно участвует в студенческой жизни и даже играет в любительском театре Хераскова. После окончания гимназии он увлекся литературой и печатался в московских журналах.

Молодость и годы в Петербурге:

В 1762 году Денис Иванович окончательно переезжает в Петербург, где работает в качестве переводчика в Коллегии иностранных дел. Вплоть до 1769 года он служит секретарем при И. Елагине, ведавшем челобитными к самому императору. Увлечение литературой и харизма молодого чиновника скоро делают его активным участником в работе императорских театров, которыми также ведал Елагин.

В конце 60-х годов Денис Иванович либеральные взгляды молодого литератора сводят его с небольшой группой офицеров Козловского, под впечатлением от новых идей было написано первое сатирическое стихотворение "Послание к слугам моим...", увидевшее свет в 1769 году и быстро распространившееся среди молодежи.

Увлечение театром не оставляло его. Он активно переводил различные иностранные комедии для постановки в России еще в студенческие годы, но теперь он пробовал писать самостоятельно. В 1769 году свет увидела небольшая комедия "Бригадир", которую оценил сам Н. Новиков. В театрах она была показана в 1770 году, но лишь через двадцать два года она стала доступна для печати. К сожалению, сам автор уже не увидел печатного издания своей первой успешной комедии.

В год написания "Бригадир" случилось и другое знаменательное событие: Н. Панин стал воспитателем наследника престола и оставил свой пост секретаря руководителя Коллегии иностранных дел. Смены либеральных взглядов чиновников не произошло. Новоявленный секретарь Фонвизин также считал, что страна нуждается в немедленных изменениях законодательной системы на фундаментальном уровне.

Работа за границей:

В 1777-1778 годах Фонвизин путешествует по Германии и Франции. Его впечатления от этой поездки нашли свое отражение в "Записках первого путешественника", которые стали одним из краеугольных камней в процессе изменения облика русской прозы в этот период. Одной из причин этого путешествия стала длительная болезнь жены писателя.

В 1782 году он получил отставку на своем государственном посту, а потому мог использовать свободное время для еще большего расширения своего культурного кругозора. В 1784 году он отправляется в Италию и Германию, в Европе его творение "Жизнь графа Никиты Ивановича Панина" было издано на французском языке. Однако основной причиной поездки было лечение от паралича.

Творчество в последние годы:

После Пугачевского восстания либеральные взгляды по всей России были под жесточайшим прессингом, а потому удивительным является тот факт, что в окружении полицейщины и контроля над цензурой ему удалось написать свое известнейшее произведение "Недоросль". В марте 1782 года Н. Панин был решительно отстранен от своего поста из-за оппозиционного настроя.

Именно в этот период решил уйти в отставку и сам Фонвизин, чтобы сконцентрироваться на своей литературной карьере. Под впечатлением от действий Панина он написал свое "Рассуждение о непременных государственных законах", содержавшее огромное количество критики по отношению к самодержавию и использованное позднее декабристами в качестве пропаганды собственных идей.

Политическое противостояние княгини Дашковой и Императрицы стало причиной огромного количества публикаций Фонвизина в популярном на тот момент либеральном журнале "Собеседник российского слова". Дашкова не только была владельцем журнала, но и главным редактором. Именно в этом журнале увидели свет сатирические произведения Фонвизина, "Опыт российского сословника", "Повествование мнимого глухого и немого" и другие.

Императрица отреагировала на это очень жестко. Фонвизину запретили печататься, а его пятитомник с несколькими десятками сочинений был утерян для последующих поколений, хотя был почти готов к печати.

В тот период его произведения распространялись украдкой почти как революционные агитки. В конце 80-х паралич сковал известного писателя, он практически был привязан к постели, но все также активно работал. Именно в этот момент он написал известное "Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях", которое, к сожалению, не закончил. Умер он 1 декабря 1972 года и покоится в Александро-Невской лавре.

Важные достижения Дениса Фонвизина:

Многие исследователи считают Фонвизина фундаменталистом русской бытовой комедии
- Сатирически отобразил нравы современного ему дворянства, описав в комедии "Бригадир" любовь ко всему французскому
- Сумел ярко и с юмором описать негативные стороны крепостного права, высмеяв в "Недоросле" патриархальную систему дворянского воспитания
- Изменил русскую прозу, опубликовав "Записки первого путешественника"

Основные вехи в жизни Дениса Фонвизина:

Родился в 1744
- Учился в гимназии при Московском университете с 1755 по 1760
- Окончательный переезд в Петербург в 1762
- Работа в качестве секретаря Елагина с 1763 по 1769
- Публикация комедии "Корион" в 1764
- Окончание работы над комедией "Бригадир" в 1769 и написание известного стихотворения "Послание к слугам моим..."
- Постановка пьесы "Бригадир" в театрах в 1770
- Путешествие по Франции и Германии в 1777-1778
- Постановка пьесы "Недоросль" в 1782
- Публикации в журнале Дашковой в 1783
- Путешествие по Италии и Германии в 1784-1785
- Смерть в 1792

Занимательные факты из биографии Дениса Фонвизина:

Сочинение "Век осьмый" содержит полный текст сатирического стихотворения "Послание к слугам моим...", но не имеет ссылки на автора
- Князь Г. А. Потемкин-Таврический после премьеры "Недоросля" обратился к Фонвизину со словами: "Умри, Денис, или больше ничего не пиши: лучше этой пьесы ты уже ничего не создашь"
- В повести Н.В. Гоголя "Ночь перед рождеством" Фонвизин присутствует в качестве безымянного персонажа.


Краткая биография Фонвизина

Денис Иванович Фонвизин родился в 1744 г. в Моск­ве. Учиться начал он с четырех лет чтением церковно-сла­вянских книг, но затем его определили в гимназию при Московском университете. Из гимназии Денис Иванович Фонвизин перешел в университет, где и окончил курс в 1762 г. Пробыв недолгое время в гвардии, он поступил на службу в иностранную коллегию, затем служил в придворном ведомстве, в минис­терстве иностранных дел. Литературным своим занятиям Денис Иванович Фонвизин предавался не из корыстных целей, а из любви, из чести. Лучшее из произведений в творчестве Фонвизина- это комедия "Недо­росль", представленная в первый раз 24 сентября 1782 г. Успех пьесы был столь велик, что публика выражала одоб­рение автору метанием кошельков на сцену, а князь Потем­кин, забыв даже свою ссору с Фонвизиным, сказал ему:

«Умри теперь, Денис, или хоть больше ничего не пиши! Имя твое бессмертно будет по этой одной пьесе". Эта комедия "Недо­росль", а также и "Бригадир" - главные его про­изведения. Из других его сочинений выдаются: сати­рические статьи, письма из-за границы и "Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях". Умер Фонвизин 1-ro декабря 1792 г. и похоронен в С,-Пб., в Алек­сандре-Невской Лавре, на Лазаревском кладбище.