Давным давно театр. Театральная афиша - отзывы о спектакле. "Давным-давно" в Театре Российской армии

Из истории создания пьесы

Когда мы с братом были маленькими, мама прочитала нам за две зимы вслух «Дети капитана Гранта» и «Войну и мир». Светосила детского воображения такова, что мне потом часто казалось, что я помню 1812 год; не книгу, не роман, а именно 1812 год с людьми, красками, звуками - помню, вижу, слышу, как нечто реально бывшее в моей жизни. Поэтому когда осенью 1940-го я задумал написать пьесу о 1812 годе, то каким-то образом в моем воображении соединились в одно давние впечатления о «Детях капитана Гранта» и «Войне и мире» и я понял, что хочу написать очень веселую пьесу. <…> В процессе работы у меня был свой «рабочий эпиграф». Он красовался на титульном листе пьесы, но, когда она пошла в отдел распространения и в печать, я снял его. Этот эпиграф - две строчки из стихов Дениса Давыдова: «Роскошествуй, веселая толпа, в живом и братском своеволье!» - как мне казалось, удивительно точно выражал дух «Давным-давно», ее живопись, гармонию, но началась война и переакцентировала направленность пьесы.

Сначала пьеса имела название «Питомцы славы».

Постановки пьесы

  • - Ташкент , Театр Революции (Шурочка Азарова - Мария Бабанова);
  • 7 ноября - осаждённый Ленинград (под названием «Питомцы славы»), Театр Николая Акимова (Шурочка Азарова - Елена Юнгер);
  • эвакуация (Свердловск), Театр Красной Армии ; режиссёр - Алексей Попов , композитор - Тихон Хренников . Шурочка Азарова - Любовь Добржанская ;
  • - Театр Советской Армии . Режиссёр - Алексей Попов . Композитор - Тихон Хренников (в главной роли - Лариса Голубкина);
  • 3 апреля - Ленинград , Театре оперы и балета им. Кирова . Балет «Гусарская баллада». (Хореографы - Олег Виноградов и Дмитрий Брянцев);
  • - Театр Советской Армии . Режиссёр-постановщик - Борис Морозов . Композитор - Тихон Хренников (в главной роли - Татьяна Морозова);

Сюжет

В. Б. Шкловский в статье, призывавшей мемуаристов к точности, в первых же строках сделал ошибку. Сравнивая мой сценарий «Гусарская баллада», написанный по «Давным-давно», с воспоминаниями девицы-кавалериста Надежды Дуровой, он высказал предпочтение «правде» этих воспоминаний перед «вымыслом» сценария. Между тем немного в русской мемуаристике таких неточных и наполненных выдумками книг, как воспоминания Дуровой. Об этом подробно сказано в специальной работе С. А. Венгерова в пятом томе брокгаузовского издания Пушкина, куда и отсылаю желающих для проверки. Странно, что В. Б. об этом не знал при его начитанности. А может быть, просто забыл. Во всяком случае, к «документальному жанру» книгу Дуровой отнести нельзя, и, скорее всего, здесь В. Б. пал жертвой традиции противопоставления «литературы вымысла» «литературе факта».

и добавляет:

Однако на книге Дуровой лежит отблеск пушкинской похвалы. Он напечатал ее в своем «Современнике» и изящно-увлеченно сам написал о ней. Мне кажется, что Дурова не забыта не столько благодаря своей книге, сколько благодаря этим пушкинским строкам. После них сама книга разочаровывает. Во всяком случае, так произошло со мной. Правда, между Пушкиным и Дуровой я прочитал статьи Венгерова и Вересаева (в книге «Спутники Пушкина»). В них описано, как вызвавшая большой интерес в Петербурге в свой первый приезд, после выхода из печати ее воспоминаний, Н. А. Дурова в дальнейшем разочаровала всех - она оказалась неумна, примитивна, назойлива, неправдива. От нее старались отделаться, никуда не приглашали, ее новые сочинения разочаровывали. Конец жизни ее был печален. Она одиноко доживала свой век в Елабуге, носила и старухой мужское платье, курила трубку; когда выходила на улицу, ее дразнили мальчишки и бросали ей вслед разную дрянь. В героини лихой, мажорной гусарской комедии реальная Дурова явно не годилась. Мне не оставалось иного, как встать на путь вымысла, ибо даже в начале работы я понимал, что новизна и оригинальность пьесы, если она мне удастся, будет не в соответствии ее фабулы фактам, а в душевном настрое, внутреннем задоре, сюжетном озорстве и романтическом темпераменте. <…>
Поверит ли мне кто-нибудь, если я признаюсь, что не имел терпения дочитать до конца «Записки кавалерист-девицы» Надежды Дуровой? Да что там - дочитать: перелистал несколько страниц и бросил. И уже после того, как «Давным-давно» много лет шла на сцене в десятках театров страны, я иногда вдруг угрызался и говорил себе, что надо все же эту книгу прочесть. Но снова не находил охоты и терпения. Если учесть мою жадность ко всяким воспоминаниям, то в этом одном оценка книги. Но может, именно здесь и главный секрет удачи: я не был связан в сочинении пьесы ничем, кроме влюбленности в эпоху - в Дениса Давыдова, Бурцева, Лунина, Фигнера, Николая Ростова… Но я заимствовал только общие линии судеб и подробности быта и нравов, а все характеры выдумал. То есть сделал именно то, что сделал и Ростан в «Сирано». Чем «Сирано» сильнее «Орленка»? Свободой вымысла и смелостью красок. Об этом мы говорили с умной старухой Т. Л. Щепкиной-Куперник, подарившей мне свои переводы Ростана с лестной надписью, где я назван «российским Ростаном». Это было в начале зимы 1942 года, в пустой, холодной и темной военной Москве…

Проблема авторства

Уже при первой постановке пьесы в 1942 году было замечено, что А. К. Гладков уклонялся от всех просьб внести в текст пьесы даже самые ничтожные переделки. «У нас в театре, тогда в Свердловске, в 1942 году, во время репетиций, у всех сложилось мнение, что пьесу написал не Гладков». Впоследствии Гладков не опубликовал ни одного стихотворения, что было странно для автора столь талантливо написанной пьесы и усилило подозрения.

При экранизации пьесы () Э. А. Рязанов попросил Гладкова дописать несколько мелких эпизодов, тот пообещал это сделать и скрылся на несколько месяцев. Долгие уговоры ни к чему не привели, кроме новых обещаний, и Рязанову пришлось дописать стихи для текста сценария самому. В своей книге Рязанов высказывает предположение, что «Гладков получил эту пьесу в тюрьме от человека, который никогда не вышел на свободу» . Однако прямых подтверждений эта версия не имеет.

Литература

  • Рязанов Э. А. Неподведённые итоги. М.: Вагриус, 2005. 640 с. ISBN 5-7027-0509-2 .

Ссылки

  • Гладков А. К. Давным-давно. (Текст пьесы)

Примечания

Категории:


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Давным-давно (пьеса)" в других словарях:

    - (киноальманах), Грузинская ССР, 1971. Давным давно (пьеса) пьеса Александра Гладкова (1940), по которой снят фильм Э. Рязанова «Гусарская баллада» (1962) … Википедия

    Хитроумная влюблённая La discreta enamorada Жанр: комедия

    Жанр комедия музыкальный фильм … Википедия

    Годы в литературе XX века. 1940 год в литературе. 1896 1897 1898 1899 1900 ← XIX век 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 … Википедия

    Гусарская баллада Жанр комедия музыкальный фильм Режиссёр Эльдар Рязанов Автор сценария Александр Гладков Эльдар Рязанов … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Эпифора. Эпифора (от др. греч. ἐπιφορά принесение, прибавление) риторическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи. Нередко эпифора… … Википедия

Давно мечтала увидеть это постановку на сцене, и вот 5 декабря удалось.
"Давным-давно" - это знакомая многим "Гусарская баллада", точнее постановка по оригинальной пьесе, написанной Александром Гладковым в 1940 году.
Вчерашняя девица Александра, ныне отважный корнет Азаров отправляется на войну. Конечно, юнца не пускают в настоящий бой, а гусары насмехаются и обзывают маменькиным сынком. Обидно, больно. Шурочка не была бы собой, если не показала всем, что достойна носить мундир наравне с мужчинами.
Надо сказать, что декорации здесь минимальны. Огромные символичные украшения в качестве основного фона, минимум предметов обихода. Сцены разделяют огромным белым занавесом с вышитым на нём узором мундира. Основное действие и атмосферу 1812 года создают актёры. Глядя на них, не замечаешь минимализма обстановки. Потому что все играют хорошо. У каждого свой характер, своя предыстория. Если рассказывать о каждом, не хватит места.
Выделю наиболее запомнившихся.
Роль Шурочки в постановке исполнила Мария Оамер. Исполнила великолепно и очень эмоционально. Хочется отметить голос актрисы, он идеально подходит для девицы, решившей изобразить парня. Не звонкий, вполне мальчишеский, верится, что её с таким голосом не заподозрили. Что касается характера. Шурочка полна озорства, непосредственности и одновременно серьёзна и умеет вести себя в обществе. Ведь если вспомнить возраст – 17 лет, время девичьих забав, кукол, балов и постепенного вхождения во взрослую жизнь. Время, когда уже не ребёнок, а житейского опыта мало.
Да и кузины смеются над Шурочкой – строит из себя втору Жанну Д’Арк, а сама играет в куклы и боится мышей.
Прощание с домом - это отдельная песня. Здесь не только "Колыбельная Светланы", но и метания молодой девушки, страхи, боль от расставания с дядей, момент слабости, когда она готова повернуть назад и отказаться от мимолётного порыва. И вот перед нами корнет Азаров, смекалистый юнец, который "фору даст иным воякам старым".
Роль Ржевского исполнил Сергей Федюшкин. Его типаж не похож на привычного поручика. Тем не менее, в процессе спектакля я об этом забыла. Сергей отыгрывал поручика с душой. В каждом эпизоде с Шурочкой на его лице отображалась целая гамма чувств. Он с трудом выносил общество кокетки, злился на сплетни, бушевал из-за упрямства корнета.
Понравился Давыд Васильев в исполнении Андрея Егорова. У него вышел отличный образ командира, у которого дурные подчинённые – то напиваются, то дуэли устраивают. Как ни встретит корнета Азарова, так снова предотвращает дуэль. Вот за что ему такое?:)
У Виталия Стремовского вышел колоритный Кутузов. Уставший старик, фельдмаршал, человек, привыкший жить по определённым законам, но сумевший от них отступить, когда потребовалось. Как уморительно он пытался разглядеть в корнете девушку и одновременно с этим не показаться подчинённому сумасшедшим.
Представление смотрели на одном дыхании, а знакомые с детства песни было очень приятно услышать вновь. Рекомендую!

Огромная пятиконечная звезда — здание театра Красной Армии — является памятником не только театральной архитектуры. Это памятник эпохи тяжелых испытаний и великого энтузиазма. Строили его с 1934 по 1940 год. В оформлении театра принимали участие лучшие художники-монументалисты: фрески акустического потолка расписывал Лев Бруни, железобетонный занавес-портал был сделан по эскизам замечательного графика Владимира Фаворского его сыновьями Никитой и Иваном. Плафоны над буфетами в амфитеатре создали Александр Дейнека и Илья Фейнберг. Живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова украсили парадные мраморные лестницы. По специальным заказам была изготовлена мебель, плафоны и люстры.

Механика сцены, спроектированная инженером Иваном Мальциным, по наши дни работает практически без ремонта — вращаются два огромных круга, а двенадцать подъемных платформ могут превратить планшет сцены из стадиона в горный пейзаж, помогая театральным художникам осуществлять все мыслимые и немыслимые замыслы сценографического оформления спектаклей.

14 сентября 1940 года новое здание театра открылось спектаклем «Полководец Суворов» И. Бахтерева и А. Разумовского — в Большом зале. Через две недели на Малой сцене зрители увидели «Мещан» Максима Горького. С тех пор эти сцены преподнесли зрителям более трехсот премьер и около сорока пяти тысяч спектаклей.

Руководя театром Армии с 1935 по 1958 год, Алексей Дмитриевич Попов построил его как художественно-самобытный организм, определив творческое кредо и программу. Его страсть к гармонии, к созданию художественной целостности спектакля, его умение располагать в пространстве, поражавшем воображение, народные сцены, где вспыхивали человеческие судьбы, его простота, интеллигентность, глубокая человеческая порядочность, все это на многие годы определило уровень Центрального Академического театра Российской Армии. Поставленные им спектакли — «Полководец Суворов», «Давным-давно», «Флаг адмирала», «Сталинградцы», «Фронт», «Степь широкая», стали классикой в истории русского театрального искусства.

Художественную эстафету от отца принял его сын — народный артист СССР Андрей Алексеевич Попов, замечательный артист, режиссер и педагог, возглавлявший театр с 1963 по 1973 год.

Главными режиссерами театра в разные годы были Ю. Завадский, А. Дунаев, Р. Горяев, Ю. Еремин, Л. Хейфец, главными художниками — Н. Шифрин, П. Белов, И. Сумбаташвили.

Здесь ставились и имели успех такие замечательные спектакли, как «Учитель танцев», «Океан», «Святая-святых» и «Барабанщица», «Смерть Иоанна Грозного» и «Павел I», «Мандат» и «Деревья умирают стоя», «Много шума из ничего» и «Севастопольский марш», многие другие пьесы — классические и современные. Чехов, Достоевский и Островский, так и Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, Бальзак, Брехт, Драйзер, Эдуарде де Филиппо не сходили с репертуарных афиш Большой и Малой сцен.

Aлександр Гладков

Давным-давно

Действующие лица

Азаров - майор в отставке.

Шура - его племянница.

Ржевский Дмитрий - гусарский поручик.

Иван - камердинер, бывший денщик майора.

Нурин - граф.

Васильев Давыд - гусарский полковник.


Пелымов

Воронец

Вельяминов

Горич

Ершов

Станкевич

Ртищев

Хилков - гусары, уланы, драгуны, казаки - офицеры партизанского отряда Давыда Васильева.


Черемисов

Неплюев - офицеры штаба корпуса.


Кутузов - фельдмаршал.

Балмашов - генерал-адъютант.

Губернатор


Зизи

Надин

Натали

Полина

Мими - кузины Шуры Азаровой


Жермон Луиза - французская актриса.

Сальгари Винценто - лейтенант.

Дюсьер - генерал.


Лепелетье

Арманьяк - офицеры штаба бригады Дюсьера.


Гости на балу, слуги в доме майора Азарова, партизаны, офицеры штаба корпуса, офицеры свиты Кутузова.

Действие происходит в 1812 году.

Гостиная в доме отставного майора Азарова. Старомодная для 1812 года обстановка. На стенах большие портреты Екатерины II и Суворова. Несколько окон и три двери. Вечером в доме должен быть бал в честь дня рождения племянницы и воспитанницы майора Шуры. Накануне сюда съехались многочисленные Шурочкины кузины. Сейчас они примеряют маскарадные костюмы к балу. Весeлое оживление. В воздухе мелькают ленты, шали, мантильи. Мими и Натали вертятся у зеркала. Полина бренчит на клавесине. Надин и Зизи посередине комнаты выделывают замысловатые па. День близится к закату. В комнате весeлые пятна солнца.


Зизи

Пастушкой - я!

Надин

Я - Коломбиной!

Но это платье мне длинно...

Мими

Я с этим белым кринолином

Совсем маркиза на панно.

Полина

Смотри, Зизи, а я Пьеретта.

Зизи

Тебе пойдeт ужасно это...

Натали

А я в кокошник наряжусь...

Вот так...

Мими

Венера а ля рюсс!..

Надин

Кажись, я век не танцевала!

Зизи

Ах, поскорей бы этот бал!..

Я, право, даже ждать устала...

Мими

Сам губернатор обещал

Приехать.

Полина

Верно, с адъютантом!

Зизи

Я предлагаю после в фанты

Игру затеять!

Натали

Се тре бьен!

Зизи , скажи, пойдeт мне трен?

Зизи

А где же Шура?

Натали

После чая

Еe не видела.

Зизи

Она в секрете мастерит

Себе костюм необычайный.

Надин

Нет, я видала, как она

Гулять отправилась...

Мими

Надин

Да. Верно, в поле поскакала

Верхом. В казачьем чекмене...

Мими

Ребячество!

Натали

Признаться, мне

Всe это нравится в ней мало...

Полина

Подумайте - почти невеста!

Натали

Шитья и рукоделий вместо

У ней рапира и седло...

Полина

По-моему, с того всe зло,

Что сирота она...

Натали

Ну что же,

Причина эта не резон

Для сумасбродства!

Надин

Вот трезвон

Подняли из пустого тоже!..

По-моему, она мила.

Надин

Ах, как мы с нею славно спелись

(Поeт)

До, ре, соль, ми, ля!..

Натали

Но всe-таки - одна, верхом...

Мими

Хоть не считаю я грехом

Любовь к прогулкам, но, к примеру,

Скажу - пора иметь бы меру

В забавах детских...

Натали

Се тро бэт!

Ей нынче уж семнадцать лет.

Мими

Нет, не известны ей приличья!..

Натали

Ты видела, какое нынче

Ей дядя подарил колье?

Чай, тысяч несколько рублей

Такое стоит!

Мими

Да, от бабки

Оно осталось ей в завет.

Бедны они, но сей предмет

Дороже, чем все наши тряпки...

Надин

Да-с! Тряпками она зовeт

Натали

Девичьих забот

Не признаeт!.. Не правда ль, дура?

Полина

Ах нет, ребeнок наша Шура!..

Надин

Ребeнок - да-с!.. Полина, букли

Вот эти так?.. Скажу всем вам,

Что наша Шура по утрам

Играет в антресолях в куклы.

Видала нынче, вставши рано...

Любимую зовут Светланой,

И с ней чувствительно поeт,

Вздыхает нежно, слeзы льeт...


Общий смех.


Зизи

Стать Жанной д"Арк мечтает новой.

Мими

А как-то увидала мышь, -

Успела только вскрикнуть лишь

И в обморок...

Полина

Ну, коль корова б,

Я понимаю...

Натали

Всe равно!

По меньшей мере это странно

Едва ль мышей боялась Жанна.


Общий смех.


Зизи

Быть смелыми не всем дано...

Натали

Я говорю - она девчонка!

Полина

Но всe-таки хоть амазонку

Надела бы, а то чекмень!

Зизи

Тсс!.. Вот - она!


Вбегает Шура.


Шура

Ах, что за день!

Неужели вам здесь не душно?

Откройте окна!..

(Распахивает окна.)

Право, скучно

Весь день тряпьe перебирать.

Мими

Не всем же по полям скакать!

Шура

Коней для всех в конюшне хватит!

А то сидите, точно в вате...

Идeмте в сад!

Натали

Мон анж, постой!

Ну посиди одну минутку!..

Шура

В лесу сорвала незабудку.

Кто любит сей цветок простой?

Зизи

Дай мне...

Шура

Возьми... Я загорела,

Скажи, Зизи?

Зизи

Тебе к лицу.

Шура

Весной была белее мела...

Мими

Ты больше на коне гарцуй,

Так будешь почерней арапки.

Полина

Как можно выезжать без шляпки!

Натали

Ребячиться уже не след...

Тебе теперь семнадцать лет.

Шура

Но всe-таки не сто семнадцать!..

Довольно дядиных нотаций, -

От них распухла голова...

(Садится за клавесин.)

Давайте лучше танцевать!


Некоторые девушки начинают кружиться в танце.