Как назвать классный час на тему весна. Весна - чудесная пора классный час на тему. Совместная работа групп

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пристень» Пристенского района Курской области

Классный час на тему:

«Весна, весна и все ей рады».

Подготовила учитель начальных классов

Рядных Людмила Николаевна

«Весна, весна и все ей рады»

Цель: формировать познавательный интерес к природе и живому миру Курского края. Прививать любовь к птицам и животным, бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: Презентация с изображением птиц, животных, фотографий времен года. Аппликации с изображением птиц.

Ход классного часа

Сколько света, сколько солнца

И синеют небеса.

Это в гости к нам приходит

Долгожданная весна.

Быстро снег на солнце тает

Ручейки спешат, бегут.

И подснежник расцветает,

Птицы весело поют.

О каком времени года идет речь?

Конечно о весне. Сегодня мы с вами поговорим о весне. Как изменилась природа с приходом весны, как встречают весну птицы и звери.

Звучит песня о весне. Конкурс «Узнай время года»

Назови времена года по перечисленным признакам.

    День стал короче ночи. Холодно. Выпал снег. Деревья стоят в инее. Дети надели теплые шапки и куртки.

Ответ: (зима)

    Жарко. Печет солнце. День длинный. Деревья в зеленом наряде. На лугах много цветов. Вода в реке теплая. Дети плавают и играют.

Ответ: (Лето)

    Стало заметно теплее. Тает снег. Бегут ручьи. С юга летят на родину птицы.

Ответ: (весна)

    Холодный ветер гонит серые тучи. Зачастили дожди. Поля и огороды опустели. Закончился листопад.

Ответ: (осень)

С приходом весны распускаются первые весенние цветы . Давайте вспомним какие первые весенние цветы распускаются весной?

(подснежники, ландыши)

О каком цветке идет речь?

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (подснежник)

Жемчужный колокольчик

Пришел в леса весной.

По лесу он разносит

Чудесный запах свой. (ландыш)

Как вы думаете, можно ли рвать эти цветы? (нет)

Почему?

Да ребята,эти цветы занесены в красную книгу. Они находятся под нашей защитой. А служат они для красоты нашей природы. Радовать нас своими красивыми цветами и ароматным запахом.

О животных.

Какое животное в лесу просыпается с приходом весны? (медведь)

Андрей рассказывает стихотворение.

Без печали и тревоги

Спал медведь в своей берлоге

Спал всю зиму до весны

И, наверно, видел сны.

Вдруг проснулся косолапый,

Слышит – каплет…..

Вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил –

Кругом вода!

Заспешил медведь наружу:

Вылез он и видит: лужи, тает снег.

Пришла весна!

Шуба у медведя густая, плотная, а вот холода он боится, и как только зима на порог – мишка в берлогу и спит там до самой весны. Зимой в берлоге рождаются 2-3 медвежонка. Новорожденные питаются молоком матери. Молока немного – ведь медведица зимой ничего не ест и живет за счет жита скопленного летом и особенно осенью.

Почему медвежата рождаются зимой?

Потому, что только в это время у медведя есть свой «дом»- берлога. Ведь летом он бродит по лесу и ночует где придется.

О каких животных мы еще знаем, которые рады приходу весне? (Заяц, волк)

Живут на макушке

Дружные ушки

Вместе встают –

Утру салют!

Дружно дрожат,

Если боятся,

Рядышком спят

На спине у….(зайца)

Зайцу зимой очень трудно, а вот весной появляется сочная, зеленая травка, можно спрятаться под любым кустом.

Зайца можно назвать рекордцменом по скоростному бегу в наших лесах. Спасаясь от врагов он развивает скорость до 80 км/ч.

Потомство у зайцев появляется 3 раза в год. Зайчат первого выводка называют «настовиками», потому что они появляются, когда на снегу появляется наст. Летних зайчат называют «колосовиками» и «листопадничками».

Ученик читает стихотворение.

Физ. Минутка: прослушивание музыки со звуками птиц с закрытыми глазами.

Оживает природа

После зимнего сна:

Солнце ласково греет,

Наступает весна.

Кто прилетает к нам с наступлением весны? (птицы)

От куда они к на прилетают? (с юга)

Конечно же весной прилетают с юга к нам птицы.

Давайте вспомним какие птицы прилетают к нам весной? (Дикие утки, дикие гуси, ласточки, скворцы, аисты, цапли)

Они прилетают к нам весной, вьют гнезда, выводят своих птенцов.

Какую пользу приносят нам птицы?

Как нужно заботиться о птицах? (подкармливать, потому что они потеряли много сил, не разорять их гнезда)

Игра: «Докажи словечко»

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Кто же это?...(соловей)

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно- бронзовый…..(скворец)

На шесте дворец,

Во дворце- певец,

А зовут его ….(скворец)

Эта птица – непоседа

Одного с березой цвета,

И какая с ней морока,

Коль весь день трещит…..(сорока)

Он украшен хохолком

И живет в дупле сухом

Знает весь лесной народ:

Что зовут его…..(удод)

Птичий путь далекий трудный, Во время перелета птицы часто останавливаются, чтобы отдохнуть и покормиться. Но над морями, горами и пустынями им приходиться лететь без остановок 2-3 км.

Аисты, журавли, ласточки летят днем. Трясогузки только ночью. Скворцы, соловьи и многие другие – и днем и ночью. Так совершается перелет птиц.

Давайте вспомним птиц нашего края.

Загадки.

Скачет птичка по дорожке,

Собирает шустро крошки.

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик- чирик!». (воробей)

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зовут ее….. (сорока).

Всю ночь летает-

Мышей добывает.

А станет светло-

Спать летит в дупло. (сова)

Спереди шильце,

Сзади- вильце,

Сверху- черное суконце,

Снизу белое полотенце. (ласточка)

Кто присел на толстый сук

И стучит: тук-тук, тук-тук? (дятел)

В лесу ночном кукует птица.

Она назвать себя боится…

Ку-ку..Ку-ку –

Не спит опушка.

А птицу эту звать …(кукушка)

О каком месяце стихи?

Послушайте стихи и скажите о каком они месяце.

Замер лес в прозрачном дымке

На деревьях тают льдинки.

С веток капает капель,

И слышна синицы трель. (март)

Снег сошел. Запахло трелью.

Прокатился в небе гром.

Муравьи под старой елью

Всем семейством строят дом. (апрель)

Дружно лопаются почки,

Распускаются листочки,

На траве роса дрожит,

Лось за радугой бежит. (май)

Мы с вами вспомнили как встречают звери и птицы весну. Давайте теперь вспомним пословицы о весне.

Пословицы.

1.Весна водой богата.

2.Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.

3.Весенний день целый год кормит.

4. Посеешь в пору – соберешь зерна гору.

Приметы.

1.Если днем в апреле жарко, ночью прохладно – жди хорошей погоды.

2.Синие облака в апреле к теплу и дождю.

3.Если из березы много сока течет, то будет дождливое лето.

Пришел Федул – ветряк подул.

Что не хватает на картине с приходом весны.?

Задание – дорисуй картину . Давайте посмотрим, найдем и дорисуем то чего не хватает на рисунке чтобы пришла настоящая весна. (солнце)

Подведение итогов классного часа:

1.Что нового вы узнали?

2.Что вам понравилось?

Классный час на тему: «Весна в музыке, поэзии, искусстве».

Цели классного часа:

1. Прививать любовь и бережное отношение к природе родного края.

2. Показать благотворное влияние природы на душевные качества людей и на музыкальные и поэтические произведения.

3. Формировать эстетический вкус.

Оформление:

Презентация «Картины природы великих художников», выставка сборников стихов о природе, выставка рисунков детей о природе родного края.

Подготовка: Класс делится на группы: художники, композиторы, поэты; каждая группа заранее получает свои определенные задания по подготовке классного часа; дети заранее рисуют рисунки о природе.

Ход занятия .

1 . Ученик читает стихотворение на фоне лесных звуков (фонозапись)

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

С. Смирнов

Учитель: Вокруг нас - природа, и мы живем все вместе в одном большом и загадочном мире. Вам нравится этот мир природы? А как можно показать, что именно нравится вам в этом мире? Ответы детей.

Вы, наверное, не задумывались, что у каждого города, деревни есть свои звуки, краски. Вы можете удивиться, но свои звуки, музыка, краски есть и у каждого времени года. Сегодня наш классный час будет посвящен ВЕСНЕ.

2. Работа группы композиторов.

Ученик из группы композиторов.

Послушай, музыка вокруг,

Она во всем – в самой природе.

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук.

Ей служит ветер, плеск волны,

Раскаты грома, звон капели,

Птиц несмолкаемые трели

Среди зеленой тишины.

Вот потому-то иногда

Почудится в концертном зале,

Что нам о солнце рассказали,

О том, как плещется волна,

Как ветер шелестит листвой,

Как, заскрипев, качнулись ели…

А это арфы нам напели,

Рояль, и скрипка, и гобой…

Учитель: Людей, которые изображают природу музыкой, называют композиторами , а их произведения: вальсами, сонатами, симфониями, сюитами и т.д.

ПРОСЛУШИВАНИЕ КОНЦЕРТА «ВРЕМЕНА ГОДА. ВЕСНА» ВИВАЛЬДИ

Сообщение ученика о композиторе.

Анто́нио Лючио Вива́льди - итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр. ПОРТРЕТ

«Времена года» Антонио Вивальди - одно из самых знаменитых его произведений. Произведения «Времена года» было создано в 1723 году, а впервые вышло в свет только два года спустя. Каждый концерт соответствует одному времени года, разделен на три части, посвященных трем месяцам каждого времени года.

Концерт Времена года – «Весна» начинается веселой беззаботной мелодией, каждая нота которой говорит о восторге в связи с приходом весны. Скрипки так чудесно имитируют пение птиц! Гремит гром. Оркестр грозным стремительным звучанием имитирует раскаты грома. Вспышки молнии звучат у скрипачей. Когда гроза проходит, то снова в каждом звуке радость прихода весны. Снова поют птицы, оповещая о приходе весны. Скрипка иллюстрирует сладкий сон крестьянина. Все остальные скрипки рисуют шелест листвы. Альты изображают лай собаки, охраняющей сон хозяина. Заканчивает весеннюю часть танец-пастораль. Буйство энергии и веселое настроение, яркость красок свидетельствует о пробуждении природы. Вивальди смог передать всю палитру природных красок звуками оркестра, все оттенки радости – пассажами скрипок!
3. Работа группы художников.

Ученик из группы художников.

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина называется …(пейзаж).

Учитель: Есть люди, которые красками пишут живой мир природы, их называют живописцами, а картины – пейзажами.

Ранняя весна. Оттепель, Саврасов ПОРТРЕТ

Сообщение ученика о художнике и его картине.

Наверное, нет более художника в истории русского искусства, который мог бы разглядеть красоту родной природы в любую погоду и в любое время года. Любимая художником АЛЕКСЕЕМ КОНДРАТЬЕВИЧЕМ САВРАСОВЫМ весна, особенно ранняя, по мнению многих не самое привлекательное время для пейзажа. Саврасов же, напротив, именно этому периоду уделял в своем творчестве основное внимание.
Работа полна предчувствия пробуждения. Взволнованные приходом тепла птицы суетятся вокруг старых гнезд, снег полон серовато-желтых тяжелых тонов. Глядя на работу, у нас возникает иллюзия, что снежный покров тает на глазах. Пусть небо еще совершенно зимнее, хмурое и "снежное", но постоянно растущие проталины скоро освободят землю от зимнего ковра.
Церквушка, приземистые избы - еще не вполне освободились от снега, но невидимое на картине солнце уже освободило крыши построек.
Художник использует голубые полутона. Они присутствуют и на небе, и отражаются в снегу и проталинах. Это сама весна - главная героиня картины.

4. Работа группы поэтов.

Ученик из группы поэтов

Я музу юную, бывало,

Встречал в подлунной стороне,
И Вдохновение летало
С небес, незваное, ко мне;
На всё земное наводило
Животворящий луч оно -
И для меня в то время было
Жизнь и Поэзия одно.

Учитель: Есть люди, которые, создают из слов рифмы, вкладывая все свои мысли, переживания, чувства в эти слова. Это – поэты, а создают они стихи.

Ученик читает стихотворение.

Весенние воды

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:

"Весна идёт, весна идёт,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!"

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Сообщение ученика о поэте и его стихотворении.

Федор Иванович Тютчев обладал удивительным даром подмечать любые изменения природы и умел переложить на слова музыку ветра, шелест листьев и шум дождя.

Стихотворение «Весенние воды» создано в 1830 году. Первым признаком приближения весны является особый аромат воздуха, наполненный свежестью и первым теплом. Наблюдая за весной, Тютчев пишет, что «еще в полях белеет снег», однако весь мир уже извещен о том, что на смену холодам идет долгожданная весна. Воды «весной шумя» и весело спускаются с пригорков. Они «будят сонный берег» и устремляются дальше, подпитывая почву холодной влагой. Пройдет совсем немного времени и живописные берега реки, по которым пробежали весенние ручьи, украсят живописные заросли осоки. Но пока весенним ручьям предстоит выполнить очень важную миссию – известить мир о том, что наступает самое важное время года Весна.

Учитель:

Стихи, музыкальные произведения, картины, посвященные природе, оказывают благотворное влияние на душу человека, словно заново открывают ему красоту родной земли, учат бережно относиться к ней.

У писателя К.Г. Паустовского есть такие прекрасные слова: «И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране».

5. Совместная работа групп.

«Времена года» русского композитора Петра Ильича Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее вспоминал его брат М. И. Чайковский: «Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь…Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа.» Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла «Времена года».

НА ФОНЕ МУЗЫКИ ЧАЙКОВСКОГО «ВРЕМЕНА ГОДА. АПРЕЛЬ» идет рассказ о картине Левитана.

Весна. Большая вода - Левитан. 1897. Холст, масло.

Любимое художником Исааком Ильичом Левитаном время года на картине «Весна. Большая вода» изображено в период своего самого сильного проявления. Перед нами паводок, захвативший часть прибрежного леса и несколько деревенских построек.
Золотистые охристые тона, которые использует автор для передачи теплеющего весеннего солнца, смешиваются с голубыми оттенками воды и неба. Настроение бодрое, даже веселое. Деревья, вырастающие из воды, словно устремляются навстречу солнцу, небу и теплу, уставшие от зимнего сна, они расправляют свои ветви, как проснувшийся человек, потягиваясь, прогоняет остатки сна и приводит свое тело в "рабочее" состояние.
Водная гладь практически неподвижна. Отраженные деревья зрительно удлиняют картину. Пройдет совсем немного времени и набухшие на деревьях почки лопнут зеленым буйством красок. Все затихло в ожидании этого главного весеннего чуда. Вода и тепло возрождают жизнь.

Весна, весна, как воздух чист...

Весна, весна! как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!

Взревев, река несёт

На торжествующем хребте

Поднятый ею лёд!

Ещё древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен, и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жавронок поёт

Заздравный гимн весне.

Это стихотворение Евгения Абрамовича Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!».

ПОРТРЕТ
С первых же секунд прочтения чувства и эмоции переполняют, невольно представляешь те самые картины, которые описывает поэт. Шумят ручьи, летают облака, поет жаворонок, река несет лед. Сначала поэт обращает внимание на небо, затем – на реку, после этого – на жаворонка. Темой стихотворения стала весна, точнее её приход. Автор с неповторимой нежностью и трепетностью передает всю красоту, всю необыкновенность этого момента – это и является основной мыслью произведения.

6. Подведение итога занятия.
Учитель: Любое произведение поэзии, искусства, музыки имеет философский подтекст: в душе каждого человека есть пора весны, когда в сердце оживают подобные весеннему ветру надежды, приносящие радость обновления и ожидание счастья.

ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ «ВРЕМЕНА ГОДА»

СТРОКИ ЗВУЧАТ НА ФОНЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Скажи, О, Русская природа,

Чем притягательна так ты?
И почему волнуют сердце
Твои луга, поля, цветы?
Скромна - и столь великолепна
Живая эта красота.
О, Русь моя! - В твоей природе
хранится вечно чистота.

Учитель: Наша русская природа еще десятки, сотни лет будет вдохновлять поэтов, музыкантов, художников на создание прекрасных произведений. Очень важно, чтобы каждый человек научился любить и ценить природу. И жизнь станет для него неизмеримо богаче и интереснее. Он не будет равнодушным, бессердечным человеком

ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ

1840-1893

АНТОНИО ВИВАЛЬДИ

1678-1741

ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН

1860-1900

АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ САВРАСОВ

1830-1897

ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ

1803-1873

ЕВГЕНИЙ АБРАМОВИЧ БАРАТЫНСКИЙ
1800 – 1844

Классный час в начальных классах на тему «Здравствуй, весна!»

Автор-составитель : Травнева Ольга Юрьевна, учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №21 с. Сарыозек» Осакаровский район Карагандинская область Казахстан

Описание : Данное мероприятие можно провести как классный час, так и внеклассное мероприятие по познанию мира по теме «Весна». Дети разучивают стихотворения о весне. В разработку классного часа включены занимательные задания: разгадывание кроссворда, ребусов. Материал будет интересен учителям начальных классов.
Цель : установление причинно-следственных связей в природе по сезонам года.
Задачи :
- обогащать знания учащихся о признаках, характерных для весны;
- способствовать развитию познавательного интереса, наблюдательности, мышлению; развивать речь учащихся;
-прививать любовь к природе.
Оборудование : напечатать сетку кроссворда «Весна», ребусы и картинки «Перелётные птицы», картинки «Весна», «Весенние месяцы». Весь подобранный материал можно оформить в презентации.Учитель.
Ребята, прочитайте название классного часа. О каком времени года мы сегодня поговорим? Правильно. О весне. Давайте дружно скажем: «Здравствуй, весна!»
Учитель читает стихотворение
С. Дрожжина «Зима сменяется весною».

Зимние дни миновали,
Ночи короткие стали;
Солнышко с неба ясней
Луч золотой разливает.
Влажным теплом подувает
Ветер с раздольных полей.
Быстро одна за другою
Тучки несутся толпою,
Лёгкою дымкой скользят.
Галки, вороны стадами
Сядут на крыше рядами,
Каркнут и дальше летят.
Верба над тыном склонилась
Вся расцвела, распушилась,
Так и блестит жемчугом.
Кой-где обтаяли кочки
И закраснелися почки
С дремлющим сладко листом…
- Ребята, перечислите признаки весны, которые отметил автор в своём стихотворении.
(Ответы детей)
Задание «Весеннее пробуждение природы»


- Укажите природные явления, характерные для весны.
Заяц сменил свой цвет с белого на серый, появились почки на деревьях, белка запасает пищу, птицы вьют гнёзда, день равен ночи, прохладно, тает снег, жарко, листопад, начался сев, метут метели, журчат ручьи, ель стоит зелёная, появились насекомые, земля покрыта снегом, солнце светит, но не греет, птицы летят на север, ярче светит солнце, вылупились птенцы, опадают листья, цветут цветы, идут дожди, тепло, мороз, ледоход, день длинный, распустились почки, медведь спит в берлоге, на деревьях нет листьев, реки стали полноводными.

Весенние месяцы
Загадка.
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)


Учитель.
Март – утро года.
Хотя и сердитым бывает, снегами да морозцем оборачивается, но весной пахнет.
Ярко краснеют на белом снегу ветви вербы. На них чинно сидят серебристо-серые мохнатые «барашки».
Призывно стучит дятел, зовёт подругу. Протяжно запела юркая синица-большак.
День сравнялся с ночью: 21 марта день весеннего равноденствия. Весна… Сыреет, мякнет под ногами податливый снег. На солнышке капель, лужи, первые проталины.
А народ примечает: длинные сосульки – к долгой весне.
Стихотворение «Урок труда»
В мартовском воздухе голос синицы
Тонко затенькал, как будто звонок.
Первый звонок для Весны-ученицы:
Время уже ей бежать на урок.
Первый урок начинается в чаще.
То-то Весна заспешила туда:
Каждой берёзке зелёненький плащик
Нужно ей сшить на уроке труда.
Леонид Сорока
Загадка.
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Что за месяц к нам пришёл? (Апрель)


Учитель.
Непостоянен апрель. Солнце, снег и дождь вперемежку.
С каждым днём всё меньше снега. Зато куда ни ступишь, куда ни посмотришь – везде вода. Кажется вся земля, встречая весну, спешит получше умыться перед тем, как надеть наряд из зелёных трав, листвы и цветов.
Первая улыбка весны – мать-и-мачеха. На вырубках сморчки появились. Начинается сокодвижение у берёз, пробуждающихся в апреле. Не случайно древнерусское название месяца – березень.
Стихотворение «Льют жаворонки песню»
Льют жаворонки песню
Под музыку лучей.
Дубраву звонкой вестью
Приветствует ручей.
А ландыш подпевает
На тонком стебельке.
Над лесом птичья стая
Летит к большой реке.
Встречать апрель лучистый
Спешит и наш отряд.
А капельки, как искры,
На солнышке горят.
Владимир Мордань (Перевод с украинского Н. Давыдовской)
Загадка.
Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?.. (Май)


Учитель.
Древнерусское название мая – «травень» да ещё «песенник». Зеленеет, цветёт и веселится всё в природе.
В народе говорят; «Май леса одевает, лето в гости ожидает». Да ещё отмечали: «Соловей запел – весна пошла на убыль, лето на прибавку».
Прибывают последние пернатые странники на места гнездований. Холоден май в тундре, но и там весна – хозяйка.
На юге – уже лето, зенит цветения пышных луговых трав.
Стихотворение «Песня о весне»
Уходи, мороз косматый!
Слышишь, старый, или нет?
И над садом, и над хатой
Голубой весенний свет.
Солнце ласково смеётся,
Светит ярче, горячей.
И с пригорка звонко льётся
Разговорчивый ручей.
Он лучистый, серебристый,
Он сверкает и дрожит,
А другой, такой же чистый,
Рядом весело бежит.
Ты не слышишь, дед сердитый,
Как в заоблачной дали,
Над землёй, дождём умытой,
Закричали журавли.
А зима сдала, осела –
Хватит ей озорничать!
Выходи, ребята, смело
Песни петь и май встречать!
Я. Колас. (Перевод с белорусского Е. Благининой)

Кроссворд «Весна»
По горизонтали:
1
В небе тучи растревожит,
Дождь прогонит проливной.
Лодке парусной поможет,
Засвистит в трубе печной…
Побывал везде на свете
Озорной, весёлый … (ветер)
2
Летом бежит, зимой спит,
Весна настала, опять побежала. (река)
3
Белая морковка зимой растёт. (сосулька)
4
Не спеша огонь тут ходит,
Землю матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну конечно, это… (солнце)
5
Летят орлицы по синему небу,
Крылья распластали,
Солнышко застлали. (облака)

По вертикали:
6
Снова птицы летят издалека,
К берегам, расторгающим лёд,
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт. (весна)

Разгадывание ребусов «Перелётные птицы»
Учитель.
Весной к нам возвращаются наши пернатые друзья. Вам предлагается разгадать ребусы, в которых зашифрованы названия перелётных птиц.
Дети разгадывают ребусы.
Ответы на ребусы : кукушка, ласточка, журавль, скворец, жаворонок, лебедь, грач.








Стихотворение «Труженица»
Как пришла весна-красна –
Потрудилася она:
К нам скорей из-за морей
Возвратила журавлей,
Привела за руку дождь,
Чтоб полил на поле рожь,
Солнцем брызнула красиво
На долину и на ниву,
На дубраву под горой
И на весь наш край родной!
Лидия Компаниец
Подведение итога классного часа.

Класс: 4

Классный руководитель: Базрова Б.Д.

Классный час на тему: «И это всё весна…» А. Фет.

Цель:

  1. С пособствовать созданию у учащихся образа весны.
  2. Ра звитие творческого воображения.
  3. Воспитание эстетической культуры.

Оборудование : ваза с букетом живых цветов; аудиозапись музыки П.И.Чайковского «Времена года- апрель».

Оформление доски : этимология слова весна-время, когда живётся весело; репродукция картин русских художников о весне.

Структура проведения:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Работа по группам.
  3. Подведение итогов.
  4. Домашнее задание.

Ход классного часа.

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята, мы сегодня с вами поговорим об одном из прекрасных времён года- весне. Все мы прекрасно знаем, что такое весна. Сегодняшний классный час мне хочется начать со слов В. А. Сухомлинского: «Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебрянных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи..». Не всем раскрывается эта красота, а только тем, кто может не просто смотреть и слушать, а умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядываеся в мир, наблюдает и вдумчиво исследует гармонию форм, красок и звуков всего сущего. И тот познаётмир, полный удивительных и неожиданных открытий.

Сегодня мы с вами попытамсяоткрыть для себя весну, создать свой образ весны.

2. Подготовительный этап (вопросы и ответы).

(Классный час обращён к духовному опыту детства. Он режиссируется,как мастерская, потому обращаю внимание тому, чтобы создать на классном часу атмосферу творческой деятльности).

Вопросы:

Что значит для вас весна?

Сколько вёсен было в вашей жизни? Почему вы так считаете?

(Обращаю внимание на прямое и переносное значение этого слова).

Обсуждение ответов, обмен мнениями

(Звучит музыка П. И. Чайковского, под музыку учащиеся выполняют задание).

3.Работа по группам.

1группа-записывает ряд смысловых ассоциаций со словом весна.

2группа-записывает ряд созвучныхассоциаций со словом весна

3группа-творческая. Написать лирический этюд «Мои воспоминания о весне».

4. Анализ полученных результатов работы по группам.

(Учащиеся читают свои письменные работы, учитель активно слушает, отмечая вместе с учащимися наиболее яркие, оригинальные фразы и предложения).

Некоторые отрывки из этюдов:

«Весна для меня- нежнейший перелив противоположных пограничных состояний; грустно, потому что уходит зима, радостно, потому чтоприходит царство весны…»

«Весна- это весёлые бесформенные лужицы; весна- служанка Богини радости и счастья; весна- это мои грязные ботинки, но праздник моей души; весна- это естественное чудо природы».

Вывод: Ребята, оказывается вы внимательные наблюдатели, строгие эмоциональные судьи, ваш духовный опыт, несмотря на ваш малый возраст, разнообразен, эмоционален, интересен и богат.

Работа завершается совместной оценкой ответов учащихся.

Обращение к поэзии. Теперь, ребята, попытаемся сравнить ваши наблюдения и впечатления с восприятием этого времени года замечательным поэтом А.А.Фетом.

(А. А. Фет «Это утро, радость эта…»-читает специально подготовленный ученик).

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод.

Этот крик и вереницы.

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод.

Эти ивы и берёзы.

Эти капли- эти слёзы,

Этот пух не лист.

Эти горы, эти долы.

Эти мошки, эти пчёлы,

Этот зык и свист

Эти горы без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна.

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё весна.

У чащиеся ещё раз самостоятельно читают стихотворение. Вопросы для обсуждения составляют вместе с учителем.

  1. Каким настроением проникнуто стихотворение?
  2. Какие ассоциации вызывает оно у читателя?
  3. Как развивается образ весны?
  4. Какой мир содаётсяв стихотворении?

Учащиеся дают разнообразные ответы.

Наиболее оригинальные из них: «Каждое выражение Фета- картина», «Стихотворение проникнуто единым настроением радости», «Наступление весны для поэта- бесконечное наслаждение жизнью…»

5.Подведение итога.

При сопоставлении личных наблюдений, впечатлений о весне учащиеся пришли к выводу, что их чувства перекликаются с чувсвами и образами поэта. Каждый из них открыл в себе поэта. Вот некоторые из них: весна- это форма постижения истины; весна- это некий мир мечты о прекрасном; весна- это мир сбывающихся и несбыточных надежд; весна- это нечто прекрасное;весна- это сама жизнь.

Ребята, в нашей жизни всегда есть весна, надо уметь творить, мечтать, создавать прекрасное.

6.Домашнее задание.

Написать сочинение миниатюру «Моя весна».


Классный час «ВСРЕЧАЕМ ВЕСНУ»

Цели : Обучающая: знакомство со старинными традициями русского народного календарного года, в частности весенним циклом праздников, с образцами фольклора.

Развивающая : развивать умение исполнять народные песни в свойственной им манере, участие в обрядовых действиях. Развитие творческих способностей детей. Активизация художественной фантазии и воображения.

Воспитательная: пробуждение интереса к русскому фольклору и обрядам, уважения к народным обычаям, приобщение к старинным календарным традициям.

ОБОРУДОВАНИЕ: М/М-презентация,; народные костюмы, птички-жаворонки(на палочках), Жаворонки- печенье- в корзиночке; коромысло с ведрами (светлое и темное), в светлом ведре –загадки на жаворонках; цветы; ватник; ДЛЯ ИГР: ведро + 1 0 чурбачков, каша в горшочках и ложки (4шт.) на хозяйском столе, 4 платка.

Дети сидят по группам вместе с приглашенными гостями в народных костюмах

(у девочек венки в руках, у свистунов –свитульки; Весна –за дверью, у неё –венки. ПТИЧКИ- жаворонки (для хоровода)на столе хозяйском и всё для игр, ватник.)

(СЛАЙД 1) + МУЗЫКА

Ведущий ( начинаю говорить под музыку ): Каждая пора года хороша по-своему. Сегодня мы будем говорить о самом чудесном времени года. Весну с особенным волнением ждёт каждый человек. Весна начинается не сразу. И не враз она показывается во всей своей красе. В марте. весна пока не обрела силы, еще только преддверие тепла, которое так и называется - предвесенье. Во все времена и у всех народов приход весны приветствовали особыми праздниками и обрядами.

?Вспомните Какой праздник мы с вами недавно отмечали: зиму провожали, весну встречали ?(Масленица) (СЛАЙД 2)

Название месяца «март» пришло на Русь поздно, оно византийско-римского происхождения и выводится от римского бога войны - Марса, считавшегося покровителем земледельцев. (СЛАЙД 3) Однако в народе всегда продолжали бытовать исконно русские названия первого месяца весны, подскажите мне как его называли на Руси ?

ДЕТИ:1) на севере он назывался сухый или сухий - из-за весеннего тепла, а подругой версии -из-за того, что сохли в этом месяце срубленные леса.

2)протальник,

3)солнцегрей,

4)водотек,

5)капельник,

6)грачевник - названия эти отражали природные явления этого времени года: затяжную борьбу тепла и холода.

( СЛАЙД 4 )

РЕБЕНОК: Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять-пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать

( СЛАЙД 5)

ПЕСНЯ «Зима – старушка прячется »

1.Зима старушка прячется в сугробах и в лесу.
Не хочется впускать в наш край ей вновь весну –красну,
Она напустит холоду со жгучим ветерком,
А мы ей нашу песенку весеннюю споем.

ПРИПЕВ: Кап, кап,кап -звенят сосульки весело,
Кап, кап, кап_ весна-красна идет,
Кап, кап,кап встречайте праздник песнями,
Кап,кап,кап,кап,кап- день мамин настает!

2.Запели пташки малые у дома за окном,
Весна идет, весна идет мы ей хвалу поем,
Длиннее дни становятся,короче мгла и ночь
Брат с папою готовятся нам с мамою помочь.

ВЕДУЩИЙ. Первые две недели марта подготавливали к самому яркому весеннему празднику, к первой встрече весны - дню Весновки, который отмечался 14 марта. По святцам - это день преподобномученицы Евдокии , (СЛАЙД 6) которую в простонародье называли Авдотьей Плющихой, поскольку наступала пора снегу плющиться, оседать. (СЛАЙД 7 )

По древнему обычаю детям делали свистульки, и ребятишки, подражая голосам птиц, приманивали, как считалось, своим свистом весну, навораживали счастливый год, богатый урожай. Отсюда и традиционное название - Весновка-свистунья. Давайте, ребята и мы посвисти, да Весну покличем!(встаем полугругом)

ОДНА ОБЩАЯ ( сначала мальчики –свистят под СВИСТ

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!

Со льном высоким,
С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
С калиной-малиною!

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью: (СВИСТ)

(ВХОДИТ ВЕСНА, встает в центр) (ДЕТИ ЗАМЫКАЮТ КРУГ)

ХОРОВОД (ВСЕ Идут по кругу и поют): ( СЛАЙД 8 )

Вот пришла весна,
Весна красная,.
Принесла весна
Золотые ключи,
Ты замкни, Весна,


Зиму лютую.
Отомкни, Весна,
Тепло летечко,

РАЗГОВОР с ВЕСНОЙ :

ХОР: Весна красна. На чем пришла?

ВЕСНА: – На жердочке, на бороздочке,

На овсяном колосочке, на пшеничном пирожочке.

ХОР: Весна-красна, что ты нам принесла?

ВЕСНА : Малым детушкам-по цветочеку.

Красным девицам-по веночеку(отдаёт венки )

Молодым парням-по серпочеку,

Добрым молодцам-по плужочеку

ХОР: – А мы весну ждали. Клочки допрядали.

(мальчик в ватнике и шапке)

РЕБЁНОК 1 : Здравствуй, здравствуй! Что это ты так тепло оделся?
РЕБЁНОК 2: А ты что так легко оделся?
РЕБЁНОК 1 : Так уж вроде зима на исходе. Весна-красна пришла. Конец зиме!

РЕБЕНОК 2 : Какая весна! Глянь, кругом снег лежит! Снежок летит, стоять не велит!
РЕБЕНОК 1 : Полюбуйся, весна наступает,
Грачи летят, на всю Русь трубят:

Ду-ду-ду! ду-ду-ду! Мы несем весну! (СЛАЙД 9)

РЕБЁНОК 2 :Прилетели три грача,

Принесли три ключа.

Берите, грачи,

Золотые ключи,

Замыкайте зиму,

Отпирайте весну,

Открывайте лето

ВЕДУЩИЙ : Пришел Герасим Грачевник (17 марта).По наблюдениям поселян известно, что в этот день прилетают с теплых стран на русскую землю грачи, первые весенние птицы. (СЛАЙД 10)

ИГРА –конкурс Вед: На Грачевник варили грачиную кашу из дроблёной пшеницы

Весёлая проба каш с завязанными глазами. ( Все ИГРАЮТ, ВЕСНА уходитВ СТОРОНКУ, берет ведра

(Весна входит с коромыслом, на котором одно ведро тёмное, второе светлое – в нём лежат фигурки птичек из бумаги.) ВЕСНА :

Я – Весна красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу!

РЕБЕНОК 1 : Весна-красна, а что это у тебя за коромысло? ( СЛАЙД 11) ВЕСНА: Коромысло не простое. Видите на нём два волшебных ведёрка? В одном – тёмном – тёмная ночь живёт. В другом – светлом – ясный день.

РЕБЕНОК 2: Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?
ВЕСНА: Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь 22 марта-это день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает. ( СЛАЙД 12 ) ·

РЕБЕНОК 1: Кто же тебе помогает, Весна-красна?
ВЕСНА: Помогает мне солнышко красное. Трудится оно без устали, согревает землю озябшую. А чтобы оно всегда помогало, надо обратиться к нему с поклоном.
РЕБЕНОК 2: Солнышко, выходи.
Красно дерево, цвети!
Мы на поле поспешим
Ладить косы и серпы.(кланяется)

РЕБЕНОК:
Солнышко, солнышко,
Красное вёдрышко!
Высоко взойди, далеко посвети.
На речку, на поля, на синие моря,
На зелёный огород и на весь народ.(кланяется)

ВЕДУЩИЙ: А ещё солнцу пели звонкие песни. А ну-ка, ребята, выходите, да частушки заводите! ( СЛАЙД 13)

ЧАСТУШКИ :

1.Побежали ручейки

По весенней улице,

Нет причины для тоски,

Верь: все образуется!

2.Ты о чем ворчишь,

Захар? Укусил тебя комар!

Значит, к нам пришла весна!

Огород копать пора!

3.Вот какой у нас народ!

Любит сад и огород,

А на солнце по весне

Садоводы все в... листве!

4.Как у нашей Нюшечки

Новые веснушечки!

Значит, солнышко пригрело!

Все вокруг помолодело!

5.Снова лужицы искрятся,

Солнышко балуется!

Воробьи спешат купаться,

Парочки целуются!

6. Как на речке ледоход,

Солнышко сияет,

У причала теплоход

Весну поджидает.

7. Как на речке теплоход

Скоро горло надорвет!

Плыви, лодочка, ко мне!

Погуляем по весне!

ВЕСНА : В моём волшебном светлом ведёрке принесла я вам загадки. (на птичках)

1)Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает. Когда это бывает?

(весной)

2)Черный, проворный кричит «Крак»

Червякам враг? (Грач)

3)Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придет весна,

Просыпается от сна.(медведь)

4)Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый, самый нежный,

Чистый маленький …(подснежник)

5) Она придет вслед за зимой,

Тепло подарит нам с тобой,

Разбудит землю ото сна.

А как зовут ее? ... (ВЕСНА)

ВЕДУЩИЙ : (СЛАЙД 14) Сороки – День весеннего равноденствия. Это ещё один переломный день в народном календаре. В это время по древним приметам из Рая – Вырия прилетает стайка первых птиц – сорок жаворонков. Птица – символ этого праздника. По старинной традиции совершали такой обряд: заклинали весну быть доброй и пекли из теста вестников весны-жаворонков. Вообще же это была уже вторая встреча весны, первая приходилась на Сретение, а третья - она случится на Благовещение ( голос жаворонков)

1-й мальчик. СЛАЙДы Исследовательской работы (СЛАЙД 15 -19)

Накануне праздника в каждом доме хозяйки пекли из пресного ржаного теста фигурки жаворонков или куликов. Тесто катали в виде жгута и связывали его узлом . Из комочка теста лепили голову, а тесто на противоположном крае подрезывали полосками (хвост), сверху прикрепляли две полоски теста крест-накрест (крылья). Вместо глаз вставляли угольки, горох, гречишные зерна. Птичек смазывали растопленным сахаром. На головке лепили хохолок. Иногда на спинку «жаворонка» сажали его детенышей, вылепленных из того же теста.

2-й мальчик. Утром «жаворонков» раздавали детям. Дети насаживали печеных «жаворонков» на длинные палки, выбегали с ними на пригорки и, сбившись в кучу, что есть силы кричали, закликая жаворонков и весну: ( СЛАЙД 20)

ХОРОМ : Жаворонушки, прилетите-ка

Весну-красну принесите-ка.

Нам зима-то надоела,

Весь хлебушек поела.

И соломку подобрала.

И мякину подмела.

1 Девочка. Кончив кликание, дети играли со своими «жаворонками», а потом съедали их тут же. Но ели не всю птицу, оставляли голову. Каждый берег ее для своей мамы.

2 Девочка В других местах хозяйки выходили за околицу, расстилали на землю холст, клали на него хлеб, кланялись в землю и говорили: «Вот тебе, матушка-весна!» А дети брали испеченных «жаворонков», шли в поле, подбрасывали их в воздух, ловили, приговаривая:
Весна-красна,
На чем пришла?
На сохе, на бороне,
На кобыле вороне.
Ой, вы, жаворонки, жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье,
Первое - коровье,
Второе - овечье,
Третье - человечье!

ИГРА.»ПОПАДИ В ВЕДЁРКО» (дети, потом гости)

Выходят 2 детей. Им дают по 10 «щепочек» ( брусков разного цвета ). Их нужно забросить в ведерко, стоящее на возвышении. Игру можно повторить несколько раз. В конце объявляется победитель, забросивший наибольшее количество «щепочек». Ему вручается испеченный «жаворонок».

Ведущий. На этом празднике гадали. В птичек запекали кольцо, монетку, щепку, уголек и т. п., и по тому, что кому достанется, «узнавали» о предстоящей участи: кольцо - к свадьбе, монетка - к богатству. Ну, что ж, посмотрим, кто у нас в классе будет счастливым в этом году. Выбирайте себе печеных «жаворонков!»

Гости и дети выбирают птичек, разламывают их, едят, у кого-то обнаруживается монетка. Ему все хлопают, поздравляют.

РЕБЕНОК: Жив жаворонок

По полю летает

Зёрнышки собирает ,

Весну закликает! (СЛАЙД 21)

Дети встают с испеченными птицами, подбрасывают их вверх, разбрасывают крошки. ДЕТИ ХОРОМ кричат : "Жаворонки прилетите, красно лето принесите, зима надоела, весь хлеб поела

РЕБЁНОК : Словно радуга живая, в ярких красках расцвела

Огневая, вихревая, песня русская слышна! ( СЛАЙД 22-23)

Песня Долгожданная весна

Зима, не обижайся, твое времечко прошло.

Хотим мы чтобы настало весеннее тепло,

Чтобы запели птицы и расцвела сирень,

Чтоб мы гулять ходили целый день.

Весною свежий ветер, светлее небеса, Мы зиму провожаем, встречаем мы весну

Весною столько света, столько солнечной любви. И пусть порхают бабочки и пусть поет скворец.

Весною так прекрасны соловьи И раскрывает клювик маленький птенец.

( СЛАЙД 24 )