Лестницы эрмитажа. Иорданская лестница в эрмитаже Иорданская лестница в эрмитаже оригинальное описание растрелли

Найти нужный зал в Эрмитаже — это целое искусство, а ещё сложнее суметь отыскать подходящую лестницу, чтобы перебраться с этажа на этаж. Рассказываем пять историй о центральных лестницах Эрмитажа для того, чтобы лучше запомнить их названия и умело использовать в разговоре со смотрителем при составлении маршрута.

Посольская (Иорданская, Главная) лестница

Величественная и прекрасная Главная лестница Зимнего дворца в XVIII веке играла очень важную представительскую роль, включаясь в анфиладу парадных залов, где проходили торжественные церемонии и придворные празднества. По ней послы иностранных государств поднимались в центральные залы для аудиенций, поэтому она называлась Посольской. После революции, когда дворец стал музеем, экскурсоводы дали ей имя Иорданская, поскольку на праздник Крещения по ней спускалась царская семья и другие участники крестного хода, начинавшегося от Большой церкви и выходившего к иордани — специальной проруби в замёрзшей Неве, где проводился обряд водосвятия.

Главная лестница Нового Эрмитажа (Теребеневская лестница)

Эта лестница связана со строительством Нового Эрмитажа — здания, созданного специально под музей для разросшихся коллекций предметов искусства. Оно было построено в 1850 году архитектором Н.E. Ефимовым под руководством В.П. Стасова по проекту Л. фон Кленце. Лестница стала главным входом в здание Нового Эрмитажа и была подобна той, что вела на афинский Акрополь. Её подъезд со стороны улицы украшен гранитными скульптурами десяти атлантов, созданными академиком А.И. Теребеневым, отсюда и другое название — Теребеневская лестница. Если смотреть на лестницу с площадки первого этажа вверх, то можно заметить одно любопытное архитектурное решение: в каждом следующем пролёте количество ступенек уменьшается на одну, что создаёт иллюзию бесконечной дороги ввысь.

По Главной лестнице Нового Эрмитажа поднимались первые посетители музея, открывшегося 7 февраля 1852 года.

Эрмитаж открылся для публичного посещения при Николае I только в 1852 году.
При Екатерине II, Павле I и Александре I Эрмитаж был подобием дворцового музея, куда мало кто был вхож. Д ля того, чтобы попасть в Эрмитаж, требовалось специальное разрешение, которое выдавали только избранным. Так, например, великий поэт А.С. Пушкин л ишь в 1832 году
смог получить постоянный музейный пропуск только по рекомендации В.А. Жуковского, наставника детей императора. Известные художники, которым нужно было работать в залах, не всегда могли добиться такого разрешения.

Советская лестница

Никакого отношения к Советскому Союзу эта лестница не имеет. Советская лестница, построенная в середине XIX века архитектором А.И. Штакеншнейдером, получила своё название в связи с тем, что через её подъезд проходили члены Государственного совета, направлявшиеся на заседания, происходившие под председательством царя. Лестница уникальна также и тем, что связывает сразу три здания музейного комплекса: переходным коридорчиком она сообщается с Малым Эрмитажем, с противоположной стороны вдоль линии набережной располагается Старый Эрмитаж, двери в центре (напротив окон) ведут в залы Нового Эрмитажа.

Октябрьская лестница

Название «Октябрьская» лестница получила в память о революционных событиях октября 1917 года, когда отряды штурмующих проникли по ней в Зимний дворец. По Октябрьской же лестнице в ночь с 25-го на 26 октября 1917 года выводили захваченных министров Временного правительства.

Ни в одном путеводителе не найти точной даты появления этого имени, и знаменитая мемориальная доска была установлена на ней уже после того, как новое название прижилось. До того лестница именовалась «ея императорского величества», поскольку примыкала непосредственно к апартаментам императриц — супруги (впоследствии вдовы) Павла I Марии Фёдоровны и супруги Александра II Марии Александровны.

Церковная лестница

Церковная лестница расположена в непосредственной близости к Малой церкви Зимнего дворца, где проходили службы с участием членов царской семьи. Несколько лет назад в Эрмитаже произошёл удивительный случай: во время проведения плановых электротехнических работ на площадке второго этажа Церковной лестницы была обнаружена гипсовая скульптура, замурованная в стену.

Скульптура изображает раба и носит название «Белый раб». В процессе реставрации находки выяснилось, что создал её знаменитый скульптор Владимир Беклемишев в конце XIX века. А в 1893 году она представляла Россию на Всемирной выставке в Чикаго. Как и почему она попала в «заточение» — неизвестно, но провела она там более 60 лет. Таких открытий в музее не было больше века.

Источник: fiesta·city

Источник https://vk.com/spb.welcome?w=wall-60191095_74818

О парадных лестницах

Парадные лестницы - главные лестницы, ведущие к парадному подъезду дворца. Парадной лестнице чаще всего отведено центральное место во дворце. Это монументальный, обогащенный отделкой конструктивный элемент интерьера. Для его производства используются элитные, благородные породы древесины, натуральный камень, отделка позолотой и серебром.

Величественная и прекрасная Главная лестница Зимнего дворца (Посольская (Иорданская)) - главная достопримечательности северной столицы. Прекрасный и величественный интерьер, о котором знаток архитектуры А.П. Башуцкий писал, что лестница эта «решительно единственная в Европе по красоте расположения и обширности». Именно она призвана первой показать, что дворец - императорская резиденция, то есть не только место проживания главы государства и проведения разного рода торжеств, а «лицо страны»: свидетельство её могущества, богатства, высокой культуры.

Советская лестница , главный вход в здание Старого Эрмитажа. Официальное убранство лестницы подчеркивает герб Российской Империи, двуглавый орел, расположенный на уровне площадки второго этажа под императорской короной.
Беломраморная лестница была построена на месте, которое прежде занимал овальный зал. Одним из сохранившихся напоминаний о раннем убранстве зала является живописная роспись потолка, на аллегорический сюжет «Добродетели представляют богине Минерве Российское юношество», выполненный французским художником восемнадцатого века, Габриэлем-Франсуа Дуайеном. Выдающимся элементом убранства Советской лестницы является больших размеров малахитовая ваза, выполненная в Екатеринбурге в технике русской мозаики. Советская лестница, несомненно, является архитектурным шедевром Государственного Эрмитажа

Главная лестница Нового Эрмитажа (Теребеневская лестница) . Эта лестница являлась главным входом в здание Нового Эрмитажа. Ее подъезд со стороны улицы украшен гранитными скульптурами десяти атлантов, созданными академиком А. И. Теребеневым (1815 — 1859). Оформление лестницы выдержано в духе позднего классицизма — с использованием элементов классического искусства, с характерными для него ясностью, симметрией, преобладанием четких и прямых линий. Широкая лестница из шестидесяти девяти мраморных белых ступеней с обеих сторон ограничена гладкими, без каких-либо украшений, плоскостями стен, покрытых ровным блестящим слоем желтого стукко. Его теплый тон эффектно контрастирует с холодным серым тоном порфировых монолитных колонн, возвышающихся двумя параллельными рядами высоко над стенами лестницы.

Мамина подруга работает в Эрмитаже реставратором. Несколько раз она проводила мне по настоящем уникальные экскурсии по музею. Давным давно я благодаря ей побывал "под потолком" Галереи Древностей. Позавчера вот она показала Иордановскую (главную) лестницу... в самом необычном ракурсе.

Беломраморная лестница, начинаясь от главной галереи, расходится двумя широкими маршами, которые вновь соединяются у верхней площадки. Здесь поражает воображение эффект барочной театрализации: низкий затененный первый марш лестницы контрастирует с ее основным объемом, где пространство словно раздвигается, отражаясь в зеркалах и прорываясь в бесконечность иллюзорной росписи свода. Десять монолитных колонн сердобольского гранита поддерживают своды лестницы. Пронизанный светом, сверкающий позолотой и зеркалами интерьер занимает всю высоту здания Зимнего дворца. Она сохранилась еще от растреллиевского внутреннего убранства Зимнего дворца, хотя и очень пострадала в пожаре 1837 года. Реставрировал ее архитектор В.П.Стасов.

Живописный плафон с изображением Олимпа (Дициано Гаспаро, 18 в.) визуально увеличивает высоту помещения. В декоративное убранство лестницы включены скульптурные произведения, привезенные при Петре I из Италии: "Власть", "Антиной", "Диана", "Справедливость", "Могущество".

Нынче на этой лестнице ремонт. И мы поднялись на 20 с лишним метром, под самый потолок, что бы посмотреть на росписи и живописное панно вблизи, а заодно понаблюдать за работой реставраторов.



В 18 в. лестницу называли Посольской - послы иностранных держав поднимались по ней, направляясь во дворец на прием. С лестницы открывается вход в две парадные анфилады дворца - Невскую и Главную, ведущую к Георгиевскому залу и Большой церкви. Проход по Главной анфиладе повторяет путь торжественных церемоний середины XIX - начала XX века.
Позже лестницу стали именовать Иорданской - по ней во время праздника Крещения из Большого собора Зимнего дворца спускался крестный ход к Неве.

Вверху она украшена изображениями атлантов, статуй, портиков и пр создающих эффект объема. В близи они разумеется плоские и даже немного грубоватые... Вообще каким же мастером надо быть, что бы такое создать.. Кстати написаны они не прямо по штукатурке, а на холсте, причем этот холст так плотно соединен со стеной, что в это даже трудно поверить.

Вообще с низу многого не видно, например того, в каком состоянии прибывали стены и панно. Я твердо помню, как в одно из своих недавних посещений Эрмитажа я разглядывал потолок Иордановской лестницы и удивлялся, до чего же красиво сделано... А на самом деле росписи осыпались и по стенам шла безжалостная коррозия. Реставраторы уже почти все исправили, но одно место я нашел (на фото в низу). Кстати на первом фото дяденька как раз отбивает штукатурку, для того, что бы восстановить элемент стены.

Чему же досталось более всего - так это панно 18 века. Я кстати был искренне уверен, что это цельный плафон и написан он если не прямо по потолку, то по единой и большой деревянной (или какой другой) поверхности. Оказалось, что это... холст. Вернее несколько соединенных между собой холстов, более того, они даже заметно провисают. А их состояние... трещины, следы грязи, дыры от протечек, даже мертвые мухи - чего на них мы только не увидели!

Кстати, если уж касаться ремонта в Эрмитаже. Отреставрированы несколько залов на первом этаже (там, где античность). И там выставлено много экспонатов, которые я раньше не видел... не могу сказать, что бы они очень впечатляли.. но все равно! Любителям античности рекомендую!

Первое впечатление. Никто не будет отрицать значимость этого постулата. Потом можно подправить, откорректировать, изменить окончательное мнение, но первые впечатления остаются с нами навсегда. Иорданская лестница, или, как ее называли изначально, Посольская, призвана была создавать мнение о Великом Российском государстве. Могучем, богатом, масштабном.

Создание шедевра

Елизавета, как истинная дочь Петра, понимала важность внешних атрибутов империи, подчеркивающих ее мощь и статус. Поэтому повелела снести предыдущую резиденцию российских государей, которая после многочисленных перестроек имела малоторжественный, не парадный вид. Возвести дворец, отвечающий требованиям Великой Самодержицы, поручено в 1752 году Франческо). Вдохновленный задачей, легендарный строитель Санкт-Петербурга создал творение, каждое помещение и элемент которого - отдельный шедевр архитектуры и интерьерного дизайна. Иорданская лестница - не исключение. Помня об особых функциях, именной ей была отведена роль: произвести правильное первое впечатление. Результат получился истинно грандиозным.

решительно единственная в Европе по красоте расположения и обширности

Так описывал главную лестницу зимней резиденции А.П. Башуцкий.

Стилевое решение

К концу XVIII века волна барокко, накрыв собой континентальную Европу от Италии до Германии и Польши, докатилась до России. Основные компоненты стиля - помпезность и торжественность - создаются за счет особой пышности декора, игры света и тени, театральных приемов, причудливых пропорций и изогнутой динамики линий. Это делает стиль узнаваемым с первых мгновений. Вычурность барокко пришлась по вкусу жителям Северной столицы. Византийское прошлое внесло свои дополнения в европейское видение, что получило название "русское барокко". Иорданская лестница Зимнего Дворца - яркий представитель этого стиля. Интерьер парадной лестницы был разработан и полностью воплощен Б.Ф. Растрелли. К работе над оформлением других помещений привлекались Монферан, Кварнеги, Росси.

Великолепная и неповторимая

Великий итальянец с южным темпераментом воплотил барокко в окончательном образе Иорданской лестницы, использовав все возможности стиля. Центральный элемент, гармонично соединяющий все многообразие убранства - лестница, разделена на два марша, изогнутая геометрия которых, словно стекающие струи воды, определяет динамику остального пространства. Нижний из двух ярусов лестницы, как основа, держит всю композицию. Верхний ярус из-за обилия настоящих и ложных зеркальных окон "распахивает" перспективу, визуально раздвигая пространство. Все это венчается изящной колоннадой и плафоном, живописным продолжением неба. Характерное для барокко увлечение античными статуями нашло свое подтверждение и здесь. У входа в Невскую анфиладу, как верные стражи, застыли фигуры Марса и Аполлона. В центральной нише нижнего яруса расположилась "Власть", чаще называемая "Владычица". На северной стене - "Справедливость" и "Меркурий". На восточной - "Величие" (Афина), "Мудрость" и "Верность". На южной стене - "Правосудие" и Пышность интерьеров невозможна без соответствующих материалов. Позолота лепнины, мрамор и гранит подчеркивают государственный статус Иорданской лестницы.

Великий пожар

Человеческий фактор, незакрытый отдушник, едва не уничтожил творение гениальных мастеров. Запах дыма был замечен еще утром того злополучного декабрьского дня 1837 года, но до вечера так и не смогли установить источник огня. Высушенные за почти столетие деревянные конструкции Дворца горели более 2-х дней. Иорданская лестница в Эрмитаже, как и прочие интерьеры, была уничтожена.

Восстановление поручили В.П.Стасову. Трепетно и ответственно подойдя к работе, он восстановил Посольскую лестницу.

И снова пишет А.П. Башуцкий, свидетель оригинальной версии Растрелли, отмечая, что убранство:

не отступая в формах своих от стиля, превосходно облагорожено новым понятием искусства относительно чистоты рельефа и правильности рисунка

Изменившееся время потребовало современного взгляда на историю. Основной цвет первозданного интерьера - розовый - сменили на строгий серый и классический белый цвет. Золотая кованая решетка сменилась резной воздушной мраморной балюстрадой, добавилась военная оружейная тематика. Классицизм уверенно потеснил барокко.

Иорданская или Посольская?

Как в Эрмитаже найти Иорданскую лестницу? Нужно вспомнить историю названия. Строилась она как Главная, долгое время исполняла обязанности Посольской. Иорданской она становилась только раз в году, когда императорская семья спускалась по ней к иордани - вырубленной в Неве проруби. Последнее название закрепилось, как ни странно, в советское время. Попасть на нее можно, пройдя через Иорданский (Посольский) подъезд Зимнего Дворца, ближайший к Неве. Иногда этот подъезд называют Экскурсионным. Большинство гостей Эрмитажа проходят в Зимний дворец именно через него. Свою основную задачу - производить первое впечатление - главная лестница музея выполняет исправно и по сей день, привлекая туристов.

Осмотр Эрмитажа начинается с прохода из вестибюля по направлению к Главной лестнице. Её называли также Посольской, а впоследствии Иорданской, но во многие путеводители она всё равно входит просто как Главная лестница. Длинная галерея, по которой мы движемся, с полукруглыми сводами потолка и ритмично повторяющимися пилонами, со стенами и потолком спокойного белого тона, должна подготовить нас к восприятию пышной, нарядной красоты роскошно оформленной парадной лестницы. Еще только приближаясь к ней, мы получаем первое яркое впечатление: на фоне ниши, в обрамлении колонн, сверкает белизной мраморная скульптура, блистают покрытые позолотой лепные узоры на стене, сверху льются потоки света. Красота этой лестницы раскрывается постепенно. Находясь еще на нижних ступенях, неожиданно ощущаешь огромные ее размеры. Высоко над головой (где-то на уровне шестого этажа огромный плафон (картина на потолке работы художника Ф. Градицци) с изображением богов на горе Олимп.

Здесь сразу ощущаешь простор, обилие воздуха н света. Кажется, что он проникает отовсюду - не только из больших окон, но и со стороны глухих стен, где зеркала отражают его лучи, создавая иллюзию большей освещенности. Поднимаясь по боковым маршам, любуешься скульптурами возле окон и зеркал, стройными пилястрами, затейливыми завитками позолоченных узоров лепки. И, наконец, с боковых площадок, подобно заключительному аккорду, открывается взору еще более величественное зрелище: гигантская колоннада из десяти монолитных серых колонн сердобольского гранита поддерживает полукруглые своды потолка, украшенные лепкой, позолотой и изображениями скульптур-кариатид.

В 1771 - 1787 годах рядом с «Ламотовым павильоном» на набережной Невы архитектором Ю. М. Фельтеном (1730 - 1801) было построено здание, получившее в дальнейшем название «Старого Эрмитажа». А в середине XIX века для размещения разросшихся коллекций создается специальное помещение музея - «Новый Эрмитаж», законченный в 1850 году архитектором Н. E. Ефимовым (1799 - 1851) под руководством В. П. Стасова, по проекту Л. Кленце (1784 - 1864).

Эта лестница являлась главным входом в здание Нового Эрмитажа. Ее подъезд со стороны улицы украшен гранитными скульптурами десяти атлантов, созданными академиком А. И. Теребеневым (1815 - 1859). Оформление лестницы выдержано в духе позднего классицизма - с использованием элементов классического искусства, с характерными для него ясностью, симметрией, преобладанием четких и прямых линий.


Широкая лестница из шестидесяти девяти мраморных белых ступеней с обеих сторон ограничена гладкими, без каких-либо украшений, плоскостями стен, покрытых ровным блестящим слоем желтого стукко. Его теплый тон эффектно контрастирует с холодным серым тоном порфировых монолитных колонн, возвышающихся двумя параллельными рядами высоко над стенами лестницы. Дневной свет, проникая из окон слева и справа, сверкает бликами на глади колонн и, скрадывая часть. их объема, создает иллюзию еще большей стройности, легкости и изящества. С нижней площадки особенно ощутимы масштабы лестницы. Через широкие двери второго этажа видны залы и выставленные в них картины (познакомиться с ними следует несколько позднее).

По Главной лестнице Нового Эрмитажа поднимались первые посетители музея, открывшегося 7 февраля 1852 года. В пятидесяти шести его выставочных залах располагались коллекции итальянского, голландского, фламандского и русского искусства. Однако публичным, рассчитанным на широкого посетителя, музей не был. Первоначально для того, чтобы пройти в музей, требовалось специальное разрешение. Выдавали его лишь избранным. Не всегда добивались такого разрешения даже известные русские художники, которым нужно было работать в залах. Надписи на этикетках картин в залах были сделаны на французском языке. Количество посетителей Эрмитажа в первое время было невелико, в дальнейшем, особенно в конце XIX - начале ХХ века, когда в музей был открыт свободный доступ, оно значительно увеличилось.

Огромный рост посещаемости музея в советское время, расширение выставочных помещений за счет залов Зимнего дворца потребовали перенесения входа в музей на более просторную и обладающую обширными вестибюлями Главную лестницу Зимнего дворца. Это улучшило и связь между выставками отдела истории культуры и искусства античного мира, расположенными по обе стороны от Главной лестницы Нового Эрмитажа.

Советская лестница, построенная в середине XIX века архитектором Штакеншнейдером, получила свое название в связи с тем, что через ее подъезд проходили члены Государственного совета, направлявшиеся на заседания, происходившие под председательством царя. Лестница связывает три здания: переходным коридорчиком она сообщается с Малым Эрмитажем, противоположной стороны - вдоль линии набережной располагается Старый Эрмитаж, двери в центре (против окон) ведут в залы Нового Эрмитажа. Плафон на лестнице - работа французского художника Ф. Дуайена (XVIII в.) - «Добродетели представляют русское юношество Минерве».


На площадке второго этажа Советской лестницы стоит большая малахитовая ваза, исполненная на Екатеринбургской фабрике в 1843 году в технике «русской мозаики» (тонкие пластинки камня, искусно составленные вместе так, что образуется красивый узор, наклеиваются на основу с помощью специальной мастики). Чудесные произведения камнерезного искусства, созданные на этой уральской фабрике, а также на Петергофской (самой старой в России, возникшей при Петре Ш) и алтайской Колыванской фабриках, украшают многие залы и лестницы Эрмитажа - крупнейшей сокровищницы русского цветного камня.

Широко использовался камень и в оформлении самих залов. Так, в Двадцатиколонном зале колонны созданы мастерами Петергофской гранильной фабрики из серого сердобольского гранита. Весь пол в этом зале выложен мозаикой, составленной из нескольких сот тысяч кусков камня.

Колыванская ваза

Одним из самых замечательных творений русских камнерезов прошлого является знаменитая Колыванская ваза. Созданная из красивого камняревневской яшмы,- она поражает своими размерами, красотой формы и совершенством обработки материала. Высота вазы более двух с половиной м, большой диаметр чаши - пять м, малый - свыше трех м. При весе в девятнадцать тонн (это самая тяжелая в мире ваза, выполненная из твердого камня), она не выглядит громоздкой. Тонкая ножка, удлиненная овальная форма чаши, расчлененной с боков и снизу радиально расходящимися „ложками", соразмерность частей придают ей изящество и легкость.

Ваза изготовлена из глыбы камня, которую в течение двух лет обрабатывали на месте находки, а затем тысяча рабочих доставила ее за пятьдесят верст на Колыванскую фабрику, прорубая для этого дороги в лесах и создавая переправы через реки. Непосредственно над выполнением самой вазы, создававшейся по проекту архитектора Мельникова, мастера Колыванской гранильной фабрики трудились в течение двенадцати лет, закончив работу к 1843 году. В Петербург ее доставили с большим трудом, в разобранном виде (ваза состоит из пяти частей, причем основная из них - чаша - монолитна). До Урала вазу везли на специальной телеге, в которую впрягали от ста двадцати до ста шестидесяти лошадей. А далее по Чусовой, Каме, Волге, Шексне и Мариинской системе переправили на барже до места выгрузки на набережной Невы. После предварительного укрепления фундамента семьсот семьдесят рабочих установили ее в зале Эрмитажа, где она находится и в настоящее время. Колыванская ваза, одно из наиболее грандиозных и удивительных по мастерству исполнения произведений русского камнерезного искусства, по праву занимает почетное место среди сокровищ Эрмитажа.

Посольская лестница Эрмитажа - это главная парадная лестница Зимнего Дворца. По ней послы иностранных государств поднимались во дворец. Название "Иорданская" лестница получила из-за того, что царская семья в праздник Крещения Господня спускалась по ней к Иордани – специальной проруби в замершей Неве, где и проходил обряд.
Лестница выполнена Франческо Бартоломео Растрелли в стиле барокко. Парадная лестница была восстановлена после пожара 1837 г. В.П. Стасовым, сохранившим в общих чертах замысел Ф.Б. Растрелли.

2 Белый мрамор скульптур и балюстрады, серый мрамор колонн, роскошная позолота гипсовой лепнины - всё вызывает восхищение. Давайте пройдёмся по ней?

3 Беломраморная лестница разветвляется в разные стороны: вправо и влево, расходится двумя широкими торжественными маршами, которые вновь соединяются у верхней площадки. Она занимает всю высоту здания (высота 22 метра). Широкая лестница с удобными невысокими ступеньками - по ним хорошо подниматься в шикарных бальных платьях

4 Во время восстановления лестницы после пожара Стасов заменил золоченые резные балясины тяжелой мраморной балюстрадой. Балясины изготовлены из каррарского мрамора скульпторами Ф. Трискорни и Э. Модерни

5

6 Стены украшает декоративная скульптура эпохи Древнего Рима. Атлант

7 Кариатида

8

9 Скульптуры "Правосудие" и "Милосердие"

10 На верхней площадке лестницы - монолитные колонны из серого (сердобольского) гранита - петербургского камня. Десять монолитных колонн коринфского ордера украшают и поддерживают своды лестницы

11

12

13 В центральной нише установлена статуя "Владычица", привезённая из Таврического дворца

14

15

16 Центральном плафон лестницы площадью около 200 квадратных метров. На нём изображена живописная композиция "Олимп" работы итальянского художника XVIII века Гаспаро Дициани, которая покоится на падугах, декорированных фигурно-орнаментальными росписями в манере "гризайль". Выбрав в кладовых Эрмитажа плафон 18 века с изображением Олимпа, Стасов включил его в композицию потолка, а так как новый плафон оказался несколько меньше старого, оставшееся пространство художник А.И. Соловьёв расписал по эскизам Стасова

17 В 1898-1901 годах для освещения лестницы были использованы электрические осветительные приборы в виде люстр и бра из цветного металла, позолоченные гальваническим способом

18 Они были изготовлены в необарочной стилистике под руководством архитектора Л.Н. Бенуа по рисунку художника В. Эмме на петербургском заводе А. Морана