Презентация на тему произведение Прыжок Л.Н. Толстого. Презентация к уроку литературного чтения Л. Толстой "Прыжок" презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему Труд кормит и поит

Слайд 2

Толстой, Лев Николаевич - великий писатель 19 века - золотого века русской литературы. Родился в имении Ясная Поляна Тульской губернии 09.09.1829 г., умер 20.11.1910 г. в возрасте 82 лет. Граф, принадлежал знатному богатому роду. Был в родственных связях с князьями Трубецкими, Голицыными и другими аристократами. По материнской линии состоял в родстве с А.С.Пушкиным. В молодости Толстой прошел военную службу на Кавказе, участвовал в героической обороне Севастополя. После отставки много путешествовал по Европе. Насыщенная событиями и впечатлениями жизнь в дальнейшем помогла одаренному художнику слова сотворить истинные литературные шедевры. www.сайт

Слайд 3

Жанр произведения - рассказ. В отличие от сказки - выдуманного фантастического произведения, рассказ - это быль, правдивая история.. www.сайт

Слайд 4

Герои рассказа Л.Н.Толстого "Прыжок" - матросы (народ на палубе), мальчик, его отец - капитан корабля и обезьянка. www.сайт

Слайд 5

Краткое содержание - В спокойный теплый день на палубе корабля, возвращавшегося из кругосветного плавания, скучали матросы. Вдруг шустрая обезьянка забрала у 12-летнего мальчугана - сына капитана - шляпу и стала карабкаться с ней на мачту корабля. Раззадоренный насмешками матросов, мальчик бросился отбирать свою шляпу у обезьянки и в погоне за ней забрался на самый верх высоченной мачты. Матросы испугались, что мальчишка упадет с такой высоты и разобьется насмерть. Уже никто не смеялся. Вдруг из каюты вышел капитан. Сразу оценив всю серьезность ситуации, он закричал на сына:"Прыгай в воду или я застрелю тебя!" Мальчик спрыгнул в море. Матросы бросились в воду и спасли мальчика. www.сайт

Слайд 6

Вопросы по рассказу: Где разворачиваются события? (На корабле) Откуда возвращался корабль? (Из кругосветного плавания) Сколько лет было мальчику? (12) Кто был отец мальчика? (Капитан корабля) Почему мальчик бросился за обезьянкой? (Она забрала у него шляпу. Он пытался отобрать ее). Мальчик не испугался высоты. За обезьянкой он лез все выше и выше, не взирая на опасность. Что послужило причиной такого безрассудного поведения? Почему капитал заплакал после того, как его сына спасли? www.сайт

Слайд 8

Высота мачты - мачты на кораблях, которые в 19 в. могли совершать кругосветные путешествия, достигали высоты 25 м, т.е. 8-ми этажного дома. Палубы были сделаны из твердых, как камень, пород дерева. www.сайт

Слайд 9

Выводы - мальчику вовсе не было жаль своей шляпы. Ему стало неприятно оттого, что над ним смеются. Стараясь защитить свое достоинство, он совершил необдуманный поступок, который чуть не стоил ему жизни. Нельзя предавать такое значение насмешкам толпы. Надо иметь свое собственное мнение и не поддаваться сиюминутной обиде. Родители очень любят своих детей и всегда стараются защитить их от беды. www.сайт

Слайд 10

Кульминация - место особого напряжения событий в тексте. www.сайт

Слайд 11

Текст состоит из 3 частей: вступление - описание места, где разворачиваются события; завязка - обезьянка забирает у мальчика шляпу, все смеются, мальчишке обидно; кульминация - мальчик в погоне за обезьянкой забрался на самый верх мачты. ему угрожает смертельная опасность; развязка - капитан решительными действиями спасает сына. www.pptcloud.ru

Рассказ "Прыжок" Л.Н.Толстого в картинках, читать


Картинки увеличиваются

Прыжок

Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было - она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.

Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.

Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу.

Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал
схватить шляпу, взобралась ещё выше.

Так не уйдёшь же ты от меня! - закричал мальчик и полез выше.
Обезьяна опять подманила его, полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха.

На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась.
От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать её нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку и мачту.
Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.
Стоило ему только оступиться - и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошёл до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.
В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё, чтобы стрелять чаек.

Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал:

В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!

Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три» - мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.
Точно пушечное ядро, шлёпнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 - они долги показались всем - вынырнуло тело мальчика.

Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.
Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.

При копировании и размещении на другом сайте указывайте активную ссылку: https://www.сайт/библиотечка/

  • #1

    очень хорошая сказка

  • #2

«Урок Л.Н.Толстой» - И нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Детские воспоминания. План. Л.Н.Толстой. Маленький Лева Толстой мечтает о «братстве людей». Тема урока: Полководец Кутузов. Счастливое детство Л.Н.Толстого. Эпоха Николая I. «Детство», «Отрочество», «Юность». Палочная дисциплина. Лев Николаевич Толстой.

«Повесть Толстого Детство» - Николенька плохо помнил свою мать, как и сам писатель. Проблемный вопрос: Какой случай из жизни Николенька запомнил на всю жизнь? Проблемный вопрос: Повесть «Детство» Толстого автобиографична? Николенька до конца своей жизни запомнил случай со скатертью. Проблемный вопрос: Почему Николенька называет своих родителей на французский лад?

«Годы жизни Толстой Л.Н.» - Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. Единственное сохранившееся изображение. Алексей Львович Толстой (родился 31октября 1881 г, умер 18 января 1886г.) 12. 180 лет со дня рождения. В семье Льва Николаевича и Софьи Андреевны Толстых родились тринадцать детей:

«Севастопольские рассказы» - Введение. Содержание. 2. Подвиг человека на войне в романе Б. Васильева «В списках не значился». Образ русского офицера. 1. Русский офицер в представлении Л. Н. Толстого («Севастопольские рассказы» и «Война и мир»). Роман о подвиге главного героя, которому было всего 18 лет. Молодой, безусый лейтенант Плужников, полный желаний, заканчивает училище.

«Жизнь и творчество Толстого» - Портрет И. Е. Репина. Л. Н. Толстой на пашне. И. Н. КРАМСКОЙ (1837-1887) Портрет писателя Л. Н. Толстого. 1873. Таблица «Жизнь есть увеличение своей души». Картина И. Репина. Н.А. Некрасов, редактор журнала «Современник». Могила Толстого. Л.Н. Толстой, начинающий писатель. Школа для крестьянских детей в Ясной Поляне. «Азбука».

«Годы жизни Толстого» - У кучера дрожали руки и пот катился с лица. 1870 – 77 – «Анна Каренина» 1879 – 82 – «Исповедь». Писатель, общественный деятель, педагог (1860 – 1870). Получить некоторые познания в естественных науках. 11. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни (1849 – 1851). Толстой в Ясной Поляне. 1908. Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать.

Класс: 3

Цели урока:

  • Ознакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого “Прыжок”
  • Развивать эмоционально-эстетическое восприятие произведения
  • Развивать творческие способности детей
  • Обогащать словарный запас и способствовать развитию речи
  • Учить выполнять проектные задачи
  • Учить работать в группах
  • Учить умению преобразовывать художественные тексты от лица героя

Учебные материалы:

Учебник по литературному чтению, презентация к уроку, аудиозапись рассказа Л.Н.Толстого “Прыжок”, раздаточный материал для выполнения проектных задач, раздаточный материал для рефлексии.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний:

– С каким произведением мы работали на прошлом уроке? (С рассказом Л.Н.Толстого “Акула”).

III. Проверка домашнего задания:

  • – Что было задано на дом? (Пересказ этого произведения).
  • – Сегодня мы будем пересказывать, продолжая друг друга. Что бы наш рассказ получился более точным, можно следить по тексту произведения.

    1. – Какая же главная мысль, которую хотел сказать этим произведением Л.Н.Толстой? (Дети порой не чувствуют опасности и совершают необдуманные поступки, которые могут привести к большой беде. А взрослые очень любят своих детей, переживают за них и порой идут на большой риск, выручая их из беды.)

    IV. Введение в новую тему:

  • – Рассмотрите парусник к рассказу “Акула”. А теперь посмотрите на парусник на слайде. Слайд 2. Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. имели высоту 5–8-этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок.
  • – Давайте попробуем почувствовать, как тяжело было матросам поднимать паруса к перекладинам на верху мачт. (Физминутка: дети встают и соответствующими движениями показывают, как поднимают наверх паруса).
  • – Сегодня мы будем знакомиться с новым произведением. Это рассказ Л.Н.Толстого “Прыжок”. Слайд 3. Действие рассказа разворачивается на корабле, который находится в открытом море. Это произведение тоже очень поучительное. Слушайте внимательно и думайте, что же хотел нам сказать автор.
  • V. Звучит аудиозапись рассказа Л.Н.Толстого “Прыжок”.

  • – Понравился вам рассказ?
  • Повторное чтение произведения сильными учениками.
  • VI. Работа над содержанием текста:

    (Ответы, по-возможности, цитировать из текста).

    – Как вы думаете, откуда на корабле была обезьяна? Слайд 4. (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взяли.)

    – Как понять выражение “ещё больше расходилась”? (Значит ещё больше корчилась, прыгала и т.д.).

    – Почему малыш залез на мачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться.)

    – Как вела себя обезьяна? (Она ловко взбиралась всё выше и выше.)

    – Что она сделала в конце концов?

    – Как вначале реагировали люди на палубе на погоню мальчика за обезьяной?

    – Когда все замерли от страха? Почему? Слайд 5.

    – Что заставило мальчика опомниться, глянуть вниз и зашататься?

    – Кто в этот момент вышел на палубу? Слайд 6. Что у него было в руках? Зачем?

    – Что сделал капитан, когда увидел и оценил ситуацию?

    – Что сделал мальчик?

    – Как спасли мальчика?

    VII. Характеристика героев:

    – Случайно ли произошло то, что мальчик забрался на самый верх мачты или здесь сыграли роль какие-то черты его характера: геройство, смелость, хвастовство, самоуверенность, обидчивость, самолюбие, желание испытать себя или покрасоваться, сделать всё по-своему? Слайд 7. (Выбор детей). Слайд 8.

    –Кто был виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации?

    Слайд 9. (Подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчинённые над ним смеялись.)

    – Какие чувства овладевали мальчиком? (Сначала не знал, смеяться ему или плакать, потом покраснел, бросился за обезьяной, его разобрал задор, очень раззадорился, потом от крика опомнился и зашатался.)

    – А что вы можете сказать о характере капитана, отца мальчика? (Сильный, находчивый, решительный, человек слова.)

    – Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Он пережил слишком сильное потрясение. Он очень испугался за сына.)

    VIII. Проектная работа:

  • – Сейчас вы разобьётесь на группы. Каждая группа получит карточку с проектной задачей. После обсуждения мы заслушаем ваши ответы.
  • Дети обсуждают варианты ответов и выбирают выступающего.
  • IX. Итог урока:

    – Какова же основная мысль рассказа “Прыжок”? Что им хотел сказать автор? Слайд 10.

    – Похожи ли эти два рассказа “Акула” и “Прыжок”? (Похожи местом действия – корабль на воде. Похожи настроением и переживаниями: вначале у всех хорошее настроение, потом тревога, волнение, страх, в конце облегчение, разрядка. И в одном и в другом произведении отец спасает сына, проявляет находчивость в трагические моменты. Когда их дети на волоске от смерти, они спасают их. Им помогают сильные отцовские чувства. В их характерах смелость, умение действовать и не теряться.

    X. Рефлексия:

    – Понравился вам сегодняшний урок?

    – Понравилось ли вам произведение, с которым вы познакомились?

    – Что вы вынесли для себя из этого произведения?

    – Сколько баллов у вас получилось? Слайд 11.

    XI. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение рассказа “Прыжок”.

    Приложение

    Карточки с заданием для групп:

    Расскажите о произошедшем от лица матроса, который был на палубе по плану:

    • Что я увидел сначала и почему мне было смешно?
    • Что произошло потом и почему мне стало страшно?
    • Что сделал мой капитан?
    • Что я об этом думаю?

    Расскажите о произошедшем от лица мальчика по плану:

    • Что произошло и почему мне было обидно?
    • Что я сделал и почему я не думал о последствиях?
    • Когда мне стало страшно?
    • Почему я прыгнул в воду?
    • Что я об этом думаю?

    Расскажите о произошедшем от лица капитана по плану:

    • Что я увидел, когда вышел на палубу и почему мне стало страшно?
    • Что я предпринял?
    • Что я чувствовал, пока сын был под водой?
    • Почему я закричал и убежал в свою каюту?

    Карточка для рефлексии:

    Оцени свою работу на уроке (выбери ответ, обведи нужное количество баллов, подсчитай результат)

    1. Внимательно ли я слушал и читал рассказ? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
    2. Обдумывал ли я ответы на поставленные вопросы? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
    3. Участвовал ли я в проектной работе? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
    4. Сделал ли я правильные выводы, прочитав это произведение? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
    5. Был ли я активным на уроке? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
    6. Итого я заработал: ______ балла(ов).

    Содержание презентации:

    1. Толстой, Лев Николаевич - великий писатель 19 века - золотого века русской литературы. Родился в имении Ясная Поляна Тульской губернии 09.09.1829 г., умер 20.11.1910 г. в возрасте 82 лет. Граф, принадлежал знатному богатому роду. Был в родственных связях с князьями Трубецкими, Голицыными и другими аристократами. По материнской линии состоял в родстве с А.С.Пушкиным. В молодости Толстой прошел военную службу на Кавказе, участвовал в героической обороне Севастополя. После отставки много путешествовал по Европе. Насыщенная событиями и впечатлениями жизнь в дальнейшем помогла одаренному художнику слова сотворить истинные литературные шедевры.

    2. Жанр произведения - рассказ. В отличие от сказки - выдуманного фантастического произведения, рассказ - это быль, правдивая история..

    3. Герои рассказа Л.Н.Толстого "Прыжок" - матросы (народ на палубе), мальчик, его отец - капитан корабля и обезьянка.

    4. Краткое содержание - В спокойный теплый день на палубе корабля, возвращавшегося из кругосветного плавания, скучали матросы. Вдруг шустрая обезьянка забрала у 12-летнего мальчугана - сына капитана - шляпу и стала карабкаться с ней на мачту корабля. Раззадоренный насмешками матросов, мальчик бросился отбирать свою шляпу у обезьянки и в погоне за ней забрался на самый верх высоченной мачты. Матросы испугались, что мальчишка упадет с такой высоты и разобьется насмерть. Уже никто не смеялся. Вдруг из каюты вышел капитан. Сразу оценив всю серьезность ситуации, он закричал на сына:"Прыгай в воду или я застрелю тебя!" Мальчик спрыгнул в море. Матросы бросились в воду и спасли мальчика.

    5. Вопросы по рассказу:

    Где разворачиваются события? (На корабле)

    Откуда возвращался корабль? (Из кругосветного плавания)

    Сколько лет было мальчику? (12)

    Кто был отец мальчика? (Капитан корабля)

    Почему мальчик бросился за обезьянкой? (Она забрала у него шляпу. Он пытался отобрать ее).

    Мальчик не испугался высоты. За обезьянкой он лез все выше и выше, не взирая на опасность. Что послужило причиной такого безрассудного поведения?

    Почему капитал заплакал после того, как его сына спасли?

    6. Другие детские рассказы Л.Н.Толстого, рекомендуемые для чтения:

    Филиппок,

    Косточка,

    Архирей и разбойник.

    7. Высота мачты - мачты на кораблях, которые в 19 в. могли совершать кругосветные путешествия, достигали высоты 25 м, т.е. 8-ми этажного дома. Палубы были сделаны из твердых, как камень, пород дерева.

    8. Выводы - мальчику вовсе не было жаль своей шляпы. Ему стало неприятно оттого, что над ним смеются. Стараясь защитить свое достоинство, он совершил необдуманный поступок, который чуть не стоил ему жизни. Нельзя предавать такое значение насмешкам толпы. Надо иметь свое собственное мнение и не поддаваться сиюминутной обиде. Родители очень любят своих детей и всегда стараются защитить их от беды.

    9. Кульминация - место особого напряжения событий в тексте.

    10. Текст состоит из 3 частей:

    вступление - описание места, где разворачиваются события;

    завязка - обезьянка забирает у мальчика шляпу, все смеются, мальчишке обидно;

    кульминация - мальчик в погоне за обезьянкой забрался на самый верх мачты. ему угрожает смертельная опасность;

    развязка - капитан решительными действиями спасает сына.

    11. Как вы думаете, кто виноват в том, что чуть не случилось несчастье? Матросы своими насмешками обидели мальчика, подтолкнули его к рискованному поступку.

    12. Почему Лев Толстой назвал свой рассказ "Прыжок"? (Именно прыжок спас мальчику жизнь).

    13. Опишите характер мальчика. (Гордый, смелый, юный и безрассудный)

    14. Опишите характер капитана. (решительный, человек действия, очень любит своего сына, гордый).