Презентация на тему скульптура и вазопись архаики. Скульптура древней греции от архаики до поздней классики. Скульптурные шедевры элинизма

КУРОСЫ и КОРЫ КУРОСЫ (АРХАИЧЕСКИЕ АППОЛОНЫ)– мужские фигуры (юношей), изваяние обнаженных фигур, наглядное воплощение идеала мужской красоКУРОСЫ и КОРЫ
КУРОСЫ
(АРХАИЧЕСКИЕ
АППОЛОНЫ)– мужские
фигуры (юношей),
изваяние обнаженных
фигур, наглядное
воплощение идеала
мужской красоты,
молодости и здоровья

Куросы похожи друг на друга: прямостоящие статичные фигуры с выставленной вперед ногой, руки со сжатыми в кулак ладонями вытянуты вдоль те

Куросы похожи друг
на друга:
прямостоящие
статичные фигуры с
выставленной вперед
ногой, руки со
сжатыми в кулак
ладонями вытянуты
вдоль тела. Черты
лица лишены
индивидуальности.

ФИГУРЫ КОР – фигуры девушек – воплощение изысканности и утонченности. Позы также статичны и однообразны. Характерная деталь – на лицах за

ФИГУРЫ КОР –
фигуры девушек –
воплощение
изысканности и
утонченности. Позы
также статичны и
однообразны.
Характерная деталь –
на лицах загадочная
улыбка.

ВАЗОПИСЬ древнейшие вазы (амфоры) из г.Дипилона (VIII в. до н.э.) Огромные вазы (1,5 м) устанавливались в качестве надгробных памятников. Поверхно

ВАЗОПИСЬ
древнейшие вазы (амфоры) из
г.Дипилона (VIII в. до н.э.)
Огромные вазы (1,5 м)
устанавливались в качестве
надгробных памятников.
Поверхность покрывалась
орнаментом в виде кругов,
треугольников, квадратов,
ромбов – такой вид орнамента
называется Геометрический

Абстрактные изображения воинов, мужчин, женщин, колесниц, птиц и животных наносились поясами неравной величины и передавали ритм круговог

Абстрактные
изображения воинов,
мужчин, женщин,
колесниц, птиц и
животных наносились
поясами неравной
величины и передавали
ритм кругового
движения, подчиненного
форме гончарного
изделия

ЧЕРНОФИГУРНЫЙ СТИЛЬ ВАЗОПИСИ изображения с обозначенным контуром стали наносить густым черным лаком на глиняную поверхность (период ранн

ЧЕРНОФИГУРНЫЙ
СТИЛЬ ВАЗОПИСИ
изображения с обозначенным
контуром стали наносить густым
черным лаком на глиняную
поверхность (период ранней
классики). Орнамент органично
сочетался с
многофункциональными сценами.
Вазоны становятся меньше, строже
и изящнее по форме. На смену
ритуальным геометрическим
символам приходят
мифологические сюжеты.

ЭКСЕКИЙ (третья четверть VI в. до н.э.) –крупнейший мастер чернофигурной керамики. Любимые темы – мифологич. Сюжеты, подвиги Геракла, сцены и

ЭКСЕКИЙ (третья
четверть VI в. до н.э.)
–крупнейший мастер
чернофигурной
керамики. Любимые
темы – мифологич.
Сюжеты, подвиги
Геракла, сцены из
«Илиады»

Подлинный шедевр Эксекия – амфора с изображением Ахилла и Аякса, играющих в кости

ВАЗОПИСЬ КРАСНОФИГУРНОГО СТИЛЯ (период ранней классики) - свободные от изображения части вазы покрывались черным лаком, а фигуры обводили

ВАЗОПИСЬ
КРАСНОФИГУРНОГО
СТИЛЯ (период ранней
классики) - свободные от
изображения части вазы
покрывались черным лаком,
а фигуры обводили
контуром и оставляли
незакрашенными. Внутри
красного силуэта тонким
пером прорисовывали
линии, передающие черты
лица, прическу, складки
одежды.

В период классики широкое распространение получила СКУЛЬПТУРА Скульптором, воплотившим идеал силы и красоты Человека, стал МИРОН (серед. V

в.
до н.э.)
- Его работа
«Дискобол»

Настоящим гимном величию и духовной мощи Человека стали произведения ПОЛИКЛЕТА (вторая половина V в. до н.э.) его излюбленный образ – стройн

Настоящим гимном
величию и духовной мощи
Человека стали
произведения
ПОЛИКЛЕТА (вторая
половина V в. до н.э.) его
излюбленный образ –
стройный юноша
атлетич.телосложения,
которому присущи «все
добродетели»
-Его работа «Дорифор»

ХИАЗМ – основной прием древнегреческих мастеров для изображения скрытого движения в состоянии покоя.

К концу V в. до н.э. монументальные героические образы уступили место миру чувств и переживаний человека. Главные темы скульпторов – страст

К концу V в. до н.э. монументальные
героические образы уступили место миру
чувств и переживаний человека. Главные
темы скульпторов – страсть и грусть,
мечтательность и влюбленность, неистовство
и отчаяние, страдание и горе.
Скопас (420-ок.355 гг. до н.э.), Пракситель
(ок. 390-330 гг. до н.э.), Лисипп (370-300 гг.
до н.э.), Леохар (середина IV в. до н.э.)

СКУЛЬПТУРНЫЕ ШЕДЕВРЫ ЭЛЛИНИЗМА

Главное в скульптурах периода эллинизма: -взволнованность и напряженность лиц; - экспрессия движений; -вихрь чувств и трагизм переживаний; -

мечтательность персонажей, их
гармоническое совершенство и
торжественность.

Слайд 1

Слайд 2

В архаический период уже стала складываться особая государственная система, объединяющая затем греческие государства: не единое государство, расширяющееся в стремлении к мировому господству, как на Востоке, а ряд небольших государств в границах, определяемых островной природой и родовой организацией. Каждый греческий полис (город-государство) имел свой диалект, собственных богов и героев, календарь и монету. Доминантой в создании древнего грека – гражданина полиса – являлось ощущение свободы, нарастающее в архаический период, достигшее апогея в классический период и болезненно утрачиваемый в эллинистический.

Слайд 3

Различия в характерах, пристрастиях граждан отдельных полисов вели к соперничеству и самоутверждению древних греков в своем обособленном уголке – полисе. Однако впечатляющим свидетельством принадлежности греков к некоему единству были греко-персидские войны, оборонительные для греков, а также возможность участвовать в Олимпийских играх.

Стадион в Древней Олимпии.

Слайд 4

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ, в античности древнейшие и самые знаменитые из всегреческих игр. Справлялись в честь Зевса Олимпийского через каждые четыре года, летом, в Элиде (области на северо-западе Пелопоннеса) в Священном городе Олимпии у подножия горы Олимп.

Реконструкция храма Зевса в Олимпии.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

В апреле 1896 по инициативе Пьера де Кубертена в Афинах состоялась Первая Олимпиада, положившая начало современному олимпийскому движению.

О спорт, ты – мир!

Слайд 9

В период архаики появились все важнейшие тенденции, характерные для зрелого искусства Древней Греции. В это время складывается рабовладельческое общество, в недрах которого появляются первые ростки демократии. Развиваются наука, литература, философское мышление, театр. Наступает время первого расцвета греческого искусства. Складывается греческий архитектурный ордер (система пропорционального соотношения между несомыми и несущими чертами постройки), ставший одним из важнейших элементов архитектурных сооружений последующих столетий.

Слайд 10

Все достижения архитектуры того времени как конструктивные, так и декоративные связаны со строительством храмов. Храм, посвященный богу-покровителю города, строился на деньги

города-полиса, и, таким образом, принадлежал всему обществу. Номинально оставаясь жилищем бога, он служил земным общественным целям: был хранилищем городской казны, художественных ценностей, считавшихся достоянием всего города-полиса. Храм возводился на самом высоком месте, обычно на акрополе, доминируя над городскими постройками, в центре городской площади, служившей местом общественных собраний, празднеств, религиозных шествий.

Слайд 11

В процессе развития греческого храмового зодчества сложилось несколько типов храмов.

Типы греческих храмов. 1 - периптер, 2 - псевдопериптер, 3 - псевдодиптер, 4 - амфипростиль, 5 - простиль, 6 - храм в антах, 7 - толос, 8 - моноптер, 9 - диптер.

Слайд 12

Классическим, наиболее распространенным типом греческого храма стал периптер (что означает "оперенный") - прямоугольный храм, со всех сторон окруженный колоннами.

Слайд 13

В результате длительной эволюции храма сложилась архитектурная система, впоследствии названная ОРДЕРОМ (что означает "порядок"). В узком смысле ордер - это система соотношений между колоннами (несущая часть) и антаблементом (несомая часть).

Слайд 14

Греческий архитектурный ордер состоял из следующих элементов: колонна, поставленная на базу или без базы, стоящая на стилобате -верхней плите каменного основания); колонну украшает капитель, на которую опирается несущая балка - архитрав, вместе с декоративным фризом и карнизом, образующий антаблемент. Двускатная крыша и карниз создали треугольные фронтоны.

Слайд 15

В пору архаики ордер сложился в двух вариантах: дорическом и ионическом

Дорический периптер стоял на каменном основании - стереобате (обычно из трех ступеней). Колонна, украшенная вертикальными желобками - каннелюрами, не имела базы, ее завершала простая по форме круглая подушка - эхин, над ней - квадратная плита - абака. Фриз представлял собой чередование квадратных плит - метопы - и вертикально вытянутых плит - триглифы. Метопы и фронтоны украшались скульптурными рельефами.

Слайд 16

Слайд 19

Слайд 21

Колонны ионического ордера заменялись женскими фигурами - кариатидами.

Портик с кариатидами в Афинском акрополе.

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Греческий архитектурный ордер нашел применение не только в античном зодчестве, но стал основным элементом архитектуры Возрождения, барокко, классицизма.

Восхищаясь мраморной белизной величественных руин древнегреческих святынь, мы забываем, что античные мастера покрывали стены храмов многоцветными росписями. Шедевры греческого зодчества гордились своим полихромным (многоцветным) убранством, блистая на солнце множеством красок: синей, красной, зеленой, золотой. Время уничтожило многоцветный наряд древних храмов, но даже время не властно над совершенством античных сооружений.

Храм Геры в Пестуме

Слайд 25

Скульптура. Эпоха архаики - время рождения греческой монументальной скульптуры. Статуи высекали из различных пород камня, дерева, делали из обожженной глины (терракоты). Наивысшее достижение архаической скульптуры - разработка образа человека в статуях богов и богинь, героев, воинов - куросов, девушек - кор. До середины 6в. до н.э. создавались статуи богов и богинь строго фронтальные, словно застывшие в торжественном покое, условностью абстрактно-геометрических форм напоминающие искусство Древнего Египта.

Слайд 26

Слайд 27

Через все архаическое искусство проходит образ куроса ("курос" - в переводе с греческого - юноша). Высекая из мрамора обнаженную фигуру(по мнению древних греков, совершенство человека можно было раскрыть через целомудренное изображение здоровой наготы, прославляющей природное начало), скульптор стремился подчеркнуть характерные признаки атлетически развитого тела - широкие плечи, узкую талию, крепкие ноги с четко выраженными выступами коленных чашечек, напоминающие столбы. Статуя, которую мастер создавал по заказу жителей города-полиса, должна была выразить представление общества о красоте мужественного и энергичного человека, способного в трудный для города час защитить свою родину от врага, стихии и, может быть, от гнева богов.

Слайд 28

Слайд 29

Самые ранние по времени статуи воинов-куросов отличаются резкой, грубоватой трактовкой форм, замкнутостью, статичность. и строгой фронтальностью изображения. К середине 6в. на устах куроса появляется улыбка, характерная для скульптурных изображений того времени, получившая название "архаической". Со второй половины 6в. до н.э. заметен интерес к пропорциям тела человека, стремление к передаче реального человеческого образа. Одним из достижений архаической скульптуры стали статуи девушек-кор в нарядных одеждах, найденные в афинском акрополе.

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

По сравнению с геометрическим стилем гомеровского периода в вазописи орнамент уступает сюжетно-повествовательным изображениям. В росписи на вазах в 7веке мастера используют контурный рисунок белой и пурпурной красками. Построение композиции - фризовое. Фризы идущих друг за другом изображений животных, людей чередовались с орнаментом. Такое размещение изображений делало росписи похожими на восточные ковры. Вот почему этот стиль вазописи называют "ковровым".

Бой греческих фаланг.

Слайд 34

В конце 7в. до н.э. ковровый стиль вытесняется чернофигурным, достигшим своего высочайшего расцвета в 6в. до н.э.

Чернофигурная амфора. Ахилл с телом убитого им Гектора. На оранжево-красном фоне обожженной глины, свободном от орнамента, четко выделяются фигуры людей, изображенные черным лаком. Детали прорисовывались процарапанными линиями или красками, белой и пурпурной.

Слайд 35

Наибольшей известностью пользовались афинские мастера. Подписи на вазах, свидетельствующие о высокой оценке искусства керамики современниками, знакомят нас с десятками талантливых мастеров. Крупнейшим мастером чернофигурной вазописи был Эксекий, живший во второй половине 6в. до н.э. Любимые темы мастеров чернофигурной вазописи - мифологические сюжеты, сцены гомеровского эпоса. Чернофигурная техника прекрасно справлялась с задачами украшения ваз, но условный плоскостный характер изображения ограничивал художников в передаче движения. Изысканная декоративность росписи, несколько мешающая реалистической передаче образов - черта, свойственная искусству архаики.

Слайд 36

Эксекий. Килик "Дионис, плывущий по морю". На внешней стороне этого сосуда изображены сцены битв и глаз, который должен был уберечь пьющего от сглаза. Дни килика расписано на мифологический сюжет. Эксекий использует легенду о том, как незадачливые пираты похитили бога Диониса, не зная, что похищенный - бог, и собирались продать его в рабство. Корабль вышел в открытое море, и вдруг вино полилось по палубе, мачту обвила виноградная лоза, сочные кисти винограда склонились над парусом,

Слайд 37

В это время складывается рабовладельческое общество, в недрах которого появляются первые ростки демократии. Развиваются наука, литература, философское мышление, театр. Наступает время первого расцвета греческого искусства. Эпоха архаики - время рождения греческой монументальной скульптуры.. Период архаики - время расцвета художественных ремесел, особенно вазописи.

Слайд 38

Домашнее задание:

Рассказать об основных достижениях культуры периода архаики: вазописи архитектуре скульптуре театре Прочитать «Илиаду» или «Одиссею» Гомера Презентация по теме урока.

Урок № 8

МХК-10

Изобразительное искусство Древней Греции

Д.З.: Гл.8, творческая мастерская зад. 4 стр.91

Ред.: А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • дать представление об изобразительном искусстве Древней Греции; научить выделять особенности разных типов и периодов изобразительного искусства (архаики, классического стиля, эллинизма);
  • развивать навыки художественного анализа;
  • воспитывать уважение и интерес к искусству античности.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • архаика;
  • классический стиль;
  • эллинизм;
  • куросы;
  • коры;
  • вазопись;
  • Фидий, Поликлет, мирон, Скопас;
  • чёрнофигурная и краснофигурная вазопись

Универсальные учебные действия

  • описывать шедевры скульптуры и вазописи;
  • соотносить произведение скульптуры с определенной культурно-исторической эпохой;
  • характеризовать особенности и творческую манеру индивидуального авторского стиля;
  • готовить сообщения о творчестве греческих ваятелей;
  • выполнять эскизы росписей ваз и других предметов обихода в художественных традициях древнегреческих мастеров;
  • проводить сравнительный анализ античной пластики со скульптурными произведениями древнего Египта;
  • высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных произведений изобразительного искусства древней Греции

Проверка знаний

  • Объясните понятия: ордерная система, периптер, наос, портик, фронтон.
  • Назовите особенности дорического, ионического и коринфского ордеров.
  • Какой тип греческого храма получил широкое распространение в период архаики?
  • Каковы отличительные особенности архитектуры эллинизма?

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет изобразительное искусство Древней Греции?


подвопросы

  • Скульптура и вазопись архаики. Куросы и коры. Шедевры и мастера вазописи. Основные стилевые отличия произведений мелкой пластики и живописи. Чернофигурная вазопись.
  • Изобразительное искусство классического периода. Краснофигурная вазопись. Расцвет искусства скульптуры. Мастерство в передаче портретных черт и эмоционального состояния человека. Идеал физической силы и духовной красоты в творчестве великих мастеров скульптуры.
  • Скульптурные шедевры эллинизма. Новизна тем, трагическая и экспрессивная трактовка классических сюжетов и образов

Архаика

АРХА́ИКА (от греч. archaikos - старинный, древний), в искусствознании - ранний период древнегреческой культуры.

Архаический период в истории Греции (650-480 гг. до н. э.) - термин, принятый среди историков начиная с XVIII века. Возник в ходе изучения греческого искусства и первоначально относился к этапу развития греческого искусства, в основном декоративного и пластического.

  • Большое место в искусстве архаики занимала скульптура, которая украшала не только храмы, но и была составной частью религиозного культа.
  • Новый идеал красоты – здоровое человеческое тело – воплощен в дошедших до нас статуях.

Архаика. Скульптура

Это мужские фигуры куросов (т.е. юношей) устанавливались вблизи храмов. Их называли «архаические «Аполлоны». Огромных размеров (иногда 3м), куросы похожи друг на друга, даже их позы всегда одинаковы: прямо стоящие фигуры с выставленной вперед ногой, руки вдоль тела со сжатыми в кулаки ладонями, черты лица лишены индивидуальности.


Женские фигуры - коры (т.е. девушки). Их позы однообразны и статичны. Причудливо причесанные волосы с круто завитыми локонами, перехваченные диадемами , разделены пробором и спускаются на плечи длинными симметричными прядями. Характерная деталь: у всех на лицах загадочная улыбка .


Классический период

  • В период классики скульптура достигла новых высот в передаче портретных черт и эмоционального состояния человека.
  • Многочисленные скульпторы работали в Греции в V в. до н. э. Среди них выделяются три наиболее значительные: Мирон, Поликлет и Фидий.

Классический период в истории Древней Греции принято исчислять с конца VI века до 338г. до н. э. Этот в общем-то недолгий двухсотлетний период тем не менее знаменуется наивысшим расцветом древнегреческого общества во всех сферах жизни.


  • Статуя Зевса Олимпийского - работа Фидия, выдающееся произведение античной скульптуры, одно из семи чудес света. Находилась в храме Зевса Олимпийского, в Олимпии - городе в области Элида, на северо-западе полуострова Пелопоннес, где с 776 г. до н. э. по 394 г. н. э. каждые четыре года проводились Олимпийские игры - состязания греческих, а затем и римских спортсменов. Греки считали несчастными тех, кто не видел статую Зевса в храме…

Фидий

Афина Парфенос



Мирон в своем творчестве окончательно преодолел последние пережитки архаического искусства с его застылостью и неподвижностью форм.

Мирон

В середине V в. до н. э. он создал статую Дискобол а - юноши, бросающего диск. Сложную позу напрягшегося для броска атлета он передал живо и убедительно. И в других своих произведениях Мирон стремился раскрыть все богатство и разнообразие движений человека.

Афина

Дискобол

Марсий


Амазонка

Поликлет

Дорифор

Диадумен

В отличие от Мирона его младший современник Поликлет обычно изображал спокойно стоящего человека. Особенной славой пользовалась его статуя Дорифора (копьеносца), атлета-воина, воплощающего идеал прекрасного и доблестного гражданина свободного полиса (ок. 440 до н. э). Поза юноши, слегка согнувшего одну ногу и опирающегося на другую, проста и естественна, мускулатура его сильного тела передана живо и убедительно. Поликлет строил свои скульптуры по разработанной им системе математически точного соотношения частей человеческого тела. Древние греки называли статую Дорифора каноном, т. е. правилом ; многие поколения скульпторов следовали ее пропорциям в своих произведениях.


  • В конце V в. до н. э. начинается период кризиса рабовладельческих полисов Греции.
  • Война Афин со Спартой ослабила Грецию. Изменяется мировоззрение греков, их отношение к искусству.
  • Величаво-возвышенное искусство V в., прославляющее героя-гражданина, уступает место произведениям, отражающим индивидуальные чувства, личные переживания.

Скопас - скульптор 1 пол.IV в до н. э.

Потос

Менада

  • Скопас изображает раненых воинов с лицами, искаженными страданием. Славилась его статуя Менады, спутницы бога вина Диониса, несущейся в неистовой, хмельной пляске (уменьшенная мраморная копия находится в Дрездене, в Альбертинуме).

По-новому стали изображать и богов. В статуях прославленного скульптора IV в. до н. э . Праксителя боги, утратив величие и мощь, приобретали черты земной, человеческой красоты. Бога Гермеса он изобразил отдыхающим после долгого пути (Музей, Олимпия). На руках у бога младенец Дионис, которого он забавляет виноградной кистью.

Гермес с младенцем Дионисом

Венера

Аполлон Сауроктон


Скульптор второй половины IV в. до н. э. Лисипп создал новый образ юноши-атлета. В его статуе Апоксиомена (юноши, очищающего тело от песка) подчеркнута не гордость победителя, а его усталость и взволнованность после состязаний (Музей Ватикана, Рим).

Гермес,

надевающий сандалии

Апоксиомен

Геракл


Скульптурные шедевры элинизма

Харес из Линдоса.

Колосс Родосский.

  • Происходит дальнейшее разделение искусства на жанры. Выделяется декоративно-парадный жанр - многофигурные пышные рельефы и композиции колоссальных масштабов ( Колосс Родосский ). Иногда, когда событие имело исключительное общественное значение, художественное воображение создавало шедевры экспрессивно-героического плана . Такова "Ника Самофракийская" - статуя богини-победительницы, воздвигнутая в честь разгрома флота Птолемея

Высота 32 м.

Нач. III в. до н.э.

При входе в гавань

города Родос.

Ника

Самофракийская


Агесандр, Полидор и Атенодор «Гибель Лаокона и его

сыновей». (40 г. до н.э.).

Сюжет произведения

заимствован из легендарных

сказаний о падении Трои.

Лаокоон а, предупредившего троянцев о коварстве греков, и двух его сыновей душат две гигантские змеи. Страдание на лице героя, высокий трагизм всей композиции выражают безмолвный протест против несправедливости богов, фатума.


Бюст Сераписа

Камея Гонзага.

  • Скульптура постепенно отходит от монументализма, становится по-своему более интимной, создаются образы очаровательных пухлых младенцев, развивается мелкая пластика, появляются камеи - синтез пластики и ювелирного искусства, садово-парковая архитектура (особенно в Александрии).

Живопись

Греческая живопись представлена главным образом вазопись ю. К гончарному ремеслу греки относились не только как к средству создания необходимой в быту посуды, но прежде всего как к искусству.

Огромные вазы, достигающие иногда 1,5 м, устанавливались в качестве надгробных памятников вблизи греческих поселений. Поверхность ваз покрыта орнаментами в виде кругов, треугольников, квадратов, ромбов ( геометрический стиль ).

Рисунки с изображением фигур воинов, колесниц, мужчин, женщин, птиц, животных наносились поясами неравной величины и передавали ритм кругового движения, подчиненного форме вазы.


Живопись

была

широко

распространена

в Древней Греции

в виде фресок и росписей на вазах

Греческая живопись в подлинниках также почти не сохранилась. До некоторой степени представление о монументальной живописи Древней Греции могут дать изображения на греческих вазах.

Годы, когда греческое государство процветало, были и расцветом живописи. ...Однако, период расцвета Древней Греции больше известен не художественными произведениями, а росписью керамики.

Художники славились, уважались и почитались народом. Самые профессиональные художники даже начали подписывать свои произведения, чего ранее никто не делал.






  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

  • Вы можете использовать шаблон презентации: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов. Сайт: http :// pedsovet.su /
  • Лебедь С.Г., учитель ИЗО,МХК. МОУ Ильинской СОШ, автор содержательной части презентации

«Вазопись Древней Греции» - На вазах изображались охота,битвы,танцы и пр. В Греции процветала вазопись, которая свидетельствует о любви греков к цвету и краскам. В 6 веке в Афинах появился новый стиль росписи греческих сосудов. Древняя Греция. Геометрический стиль. Краснофигурный стиль. Атлет, герой победитель. Излюбленной темой в искусстве Древней Греции был человек.

«Культура Древней Греции» - В школах учили письму, счету, пению и танцам. 8. Изучение новой темы «Театр Диониса» Получение хороших оценок. Найди ошибки в тексте: Скене. Решение исторических задач и головоломок. Культура древней греции. Живопись Школа Архитектура Скульптура Олимпийские игры Театр. 3. Найди ошибки в работе ученика:

«Культура и история Греции» - Людям философского склада открывается суть вещей. В греческих мифах можно провести много параллелей с легендами других народов. Greece. Впечатляют знания древних греков о происхождении Вселенной и человека. Современные скульпторы учатся по шедеврам древнегреческих мастеров. И кажется, что с течением времени ничего не меняется.

«Школы Древней Греции» - Логическая цепочка. II. Хайрете пайдес! В 6 в.до н.э. Пифагор составил таблицу умно-жения. В школах обучались сыновья свободных греков с 7 лет. Содной стороны сти-ло было острым. Школа и наука в Древней Греции. Эратосфен –отец географии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. Древнегреческий алфавит, письменность.

«Культура в Древней Греции» - ПОСЕЙДОН- один из богов-олимпийцев. Боги древней греции. Цель проекта: Древняя греция. Уже монументальные критские дворцы XIX-XVI вв. поражают масштабами. ГЕРМЕС, бог торговли и прибыли. (Видео). За право входить в театр полагалась небольшая сумма. Показать Грецию: Рассказать о литературе, письменности, музыке, религии, театра, архитектуре.

«Олимпийские игры в Древней Греции» - Олимпийские игры. Пятиборье: Бег Прыжки в длину Метания копья Метания диска Борьба. Начало игр. Бег с оружием. Первые Олимпийские игры. Награда -лавровый венок. Родина Олимпийских игр. Победитель становился героям. Кулачный бой. Гонки колесниц. Следующие три дня отводились состязаниям. Спортивные дни.

Всего в теме 19 презентаций

СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ОТ АРХАИКИ ДО КЛАССИКИ

Куросы и коры.

Поликлет. Дорифор. Фидий.

Торс богини.

Скопас. Менада.


  • Помимо рельефа, ставшего неотъемлемой частью архитектуры, антропоморфизм греков наиболее полно проявился в монументальной скульптуре. Её отличает естественная, жизненная пластика, доносящая до зрителя радостное мироощущение греческих ваятелей.
  • в период архаики ведущее место занимали куросы и коры.

  • Статуя к у роса – обнаженного шагающего юноши – трактовалась как образец силы, доблести, физического здоровья. Этот атлетический идеал красоты сформировался на стадионах в спортивных состязаниях и отражал в высшей степени целомудренное восприятие человеческой наготы.


  • Подстать куросам безмятежные к о ры – юные девушки, задрапированные в длинную одежду, с устремленным вперед взором и «архаической» улыбкой.
  • Они охраняли вход в древний храм Афины на Акрополе и, как считалось, вызывали у богини особую радость. Главная интрига при создании кор заключалась в том, что однообразные по чертам и выражению лиц, они приобретают неповторимую индивидуальность благодаря драпировкам тканей, складкам одежд, размещению и рисунку узоров на них.

КОРА В ПЕПЛОСЕ. 530 Г. ДО Н.Э. Музей акрополя. Афины.

Сравнивая кору в пеплосе и высокую мраморную кору, можно легко в этом убедиться.

  • Первая кора облачена в шерстяной пеплос, надетый на тонкий льняной хитон. Простая накидка из плотного материала скрывает её плечи, и весь наряд даёт ощущение наивной чистоты и девического простодушия. Свежесть и душевную ясность этого и без того пленительного образа некогда усиливала мажорная цветовая гамма в раскраске скульптуры. В соответствии со вкусом архаики брови и ресницы были синими, глаза и губы – коричневыми, струящиеся по плечам волосы – розовато-красными, края льняного хитона и накидки – зелёными.

  • Совершенно иной типаж – высокая мраморная кора в роскошном, прихотливо задрапированном коротком плаще, сохранившем местами зеленый цвет, сгущающийся до сизого в глубине ниспадающих складок. Левой рукой (ныне утраченной) кора поддерживала струящийся розовато-коричневый хитон с сине-зелёной каймой по краю. Весь это каскад драпировок, созвучный завитым прядям волос, складки одежды, то плавные, то резко обрывающиеся, волнообразно змеящиеся узоры говорят о натуре кокетливой, изворотливой и лукавой. Мерцающее в волосах золото, чёрные брови, красные губы и тронутые прозрачной синевой веки добавляют её внешнему облику игривость и легкомыслие.



  • Во-первых, это хи а зм – поза, при которой перенос тяжести тела на правую ногу влечёт за собой определенные соотношения: правому поднятому бедру соответствует левое поднятое плечо, а левому опущенному бедру –правое опущенное плечо. Возникает крестообразная симметрия: напряжение концентрируется справа снизу и слева сверху, покой – наоборот. Во-вторых, поворот тела и головы в одну сторону. В-третьих, пластика мышц и чёткие грани между грудной клеткой и животом, туловищем и бёдрами. Усиленные блеском бронзы, они дают возможность почти физически осязать костяк фигуры, плоть, кожный покров.

  • В то же время разработанный Поликлетом геометрический канон стал причиной внешней бесстрастности его героев, соответствующий призыву, который прозвучал в стихах поэта Феогнида из Мегар:
  • «Не выдавай лишь лицом, что несчастье тебя удручает».
  • Геометрический канон берет за основу пропорций квадрат, за единицу измерения принимает рост и следует строгим пропорциям туловища, головы, лица, ступней.



  • Упадок городов-государств во второй четверти V в. до н.э. вызвал размывание той почвы, на которой произрастал образ героя с его простым, ясным, гармоничным восприятием бытия.
  • Философ Сократ своим «Я знаю, что я ничего не знаю» выразил тотальную растерянность греков. Трагическое мироощущение и стремление замкнуться в мире личных переживаний обусловили появление в скульптуре поздней классики нового лика красоты, исполненного динамизма и внутреннего накала.

  • Скопас (380-330 гг. до н.э.) изобразил безумную спутницу бога вина Диониса Менаду (IV в. В до н.э.) в момент принесения жертвы. Скопас выбирает тип лица, далёкий от классического совершенства: низкий лоб с глубокой продольной складкой, близко посаженные глаза, резко изогнутые брови, нервная линия рта.
  • Чтобы изобразить шквал эмоций, Скопас использовал небывалые для греческой пластики приёмы. Во-первых, скульптура рассчитана на круговой обзор. Резкий излом тела менады, распахнувшийся хитон, запрокинутая голова, оттянутая тяжёлой копной волос, позволяют ощутить ритм танца, нагнетание страсти. Во-вторых, новое соотношение ткани и плоти – здесь не осталось и следа от классической гармонии одежд, воспринимающихся как «эхо тела», - обеспечивает резкий контраст светотени в драпировках, создающий эффект полного самозабвения в танце.

  • 1. В чём, на ваш взгляд, состоит прелесть архаической скульптуры? Какую роль играет одежда в трактовке образа?
  • 2. Как скульптура позволяет представить мироощущение греков в эпоху ранней, высокой, поздней классики?