Презентация роль фантастики в произведениях гоголя. Фантастика в произведениях гоголя гоголевская фантастика необычна. Понятие гротеска в литературе

В детстве Николай Васильевич Гоголь, Никоша, так звала своего любимого сына маменька, от и отца, от дворовых крестьян и их детей слышал много песен, сказок, преданий, историй. Позднее в своем творчестве он широко использовал былинные и сказочные мотивы. Места, где прошли , отрочество писателя, оказали значительное влияние на его творчество: прежде всего приобщение к жизни, быту и языку народа. Во многих его произведениях мы найдем нотки народных сказок, преданий, былин о нечистой силе и волшебстве. Нечистая сила - черт-проказник искушает праведника кузнеца Вакулу. «Это я - твой друг, все сделаю для товарища и друга! - пискнул ему черт».

Все здесь, как положено в сказке: есть и между добром и злом, где, конечно, побеждает добро, и счастливый конец, когда соединяются два любящих сердца, и черт, который, поджав хвост, побежит прочь. Кузнец своей истовой верой побеждает черта, который не скупится на обещания: «Денег дам сколько хочешь, - пискнул он ему в левое ухо. - Оксана будет сегодня же наша, - шепнул черт, заворотивши свою морду на правое ухо». Но добро побеждает. «Постой, голубчик! - закричал кузнец, - будешь ты у меня знать подучивать на грехи добрых людей и честных христиан!» Светлая сила берет верх над темной, потому что человеку ясно, кто является злой силой. очень веселая. Гоголь высмеивает зло, и потому делает черта комическим персонажем, чего стоит одно его описание: «Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась кругленьким пятачком, ноги были черезвычайно тонкие, но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам и что весь был не белее трубочиста можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт».

Основой всего комического является несоответствие. Здесь все построено на несовместимости - черт с хвостом и скверной рожей, «мерзость мерзостью», как скажет Фома Григорьевич, думает, что он неотразимый кавалер, и ухаживает за Солохой, ведет ее под руку: «Тут, черт, подъехавши мелким бесом, подхватил ее под руку и пустился нашептывать на ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду». Однако не везде у Гоголя фантастические моменты светлые и веселые. В повести «Портрет» писатель с помощью фантастического обличает человеческие пороки и наказывает художника Чарткова за слабохарактерность, за то, что он искусством служит не добру, как должно быть, а для собственной славы и обогащения. У него при виде золота случается судорога, и он теряет рассудок, ничего не может с собой сделать, забывает про искусство, про свой талант, и ему хочется славы, шикарной жизни.

«Чарткову бросилась в глаза надпись: «1000 червонных». Как безумный бросился он поднять его, схватил сверток, сжал его судорожно в руке, опустившейся вниз от тяжести». «Ух, как в нем забилось ретивое, когда он только подумал о том! Одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, нанять себе славную квартиру, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую, в...» Зло погубило художника за его слабость и ничтожность, потому что он впустил его в свою душу, и она умерла, но после пробудилась на миг, в который он все понял, а осознав, что что-либо делать уже поздно, он просто обезумел. «Вся жизнь его была разбужена в одно мгновение, как будто потухшие искры таланта вспыхнули снова. С очей его вдруг слетела повязка. Боже! и погубить так безжалостно лучшие годы своей юности; истребить, погасить искру огня, может быть, развившегося бы теперь в величии и красоте!»

В повести «Шинель» справедливость с помощью фантастики восстанавливается только после смерти , а не в реальной жизни, где совершается несправедливость. У несчастного и беззащитного человека отнимают его последнюю радость. «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Молодые чиновники подсмеивались и острили над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним. Только если уж слишком была невыносима шутка, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Шинель была ему как жена, он так любил ее и был в хорошем расположении духа, когда чувствовал ее на своих плечах. «Акакий Акакиевич шел в самом праздничном расположении духа. Он чувствовал всякий миг минуты, что на плечах его новая шинель, и несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия». Никому не было до него дела, до того, что эта крохотная радость единственная, может быть, в его жизни. Он не обращает внимания на издевки, насмешки своих сослуживцев, но того, что у него отнимают единственную и последнюю радость, маленькое счастье в своем роде, он пережить не смог. «Акакий Акакиевич чувствовал только, как сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал».

«И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, но для которого все же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь».

И только после смерти бедный Башмачкин обретает способность мстить за свою растоптанную душу.

В своих фантастических произведениях Гоголь раскрыл различные качества человеческой души, добрые и злые. Он в своих произведениях призывает людей быть добрее, снисходительней и внимательней друг к другу.

Гоголевская фантастика необычна. В ее основе, с одной стороны глубоко национальные, народные корни, с другой стороны, она опирается на известные западноевропейские традиции. Перед нами удивительная комбинация украинского фольклорного материала и немецкого романтизма. К тому же особую окраску приобретает она в связи с мировоззрением самого автора. Более того, фантастика эволюционирует от повести к повести.

Все произведения Гоголя, в которых так или иначе присутствует фантастика, делятся на два типа. Деление зависит от того, к какому времени относится действие произведения – к современности или к прошлому (давность прошлого: полвека или же несколько веков – не имеет значения; важно, что это прошлое) В каждом из произведений Гоголь реализует свои, особенные подходы к изображению ирреального, высвечивая при помощи этих «странностей» вполне реальные проблемы человеческой жизни.

"Сорочинская ярмарка" и "Майская ночь. . . " В «Сорочинской ярмарке» и «Майской ночи…» время действия начало XIX в. , время читателя Гоголя. «Не правда ли, не те ли самые чувства мгновенно обхватят вас в вихре сельской ярмарки? » («Сорочинская ярмарка»). Читатель может принять участие в ярмарке как ее современник и очевидец.

"Сорочинская ярмарка" В повести «Сорочинская ярмарка» в самом начале возникает ожидание каких-то страшных событий и бед: под ярмарку отведено «проклятое место» , в дело «замешалась чертовщина» . Обо всем странном ходят слухи. Купец говорит, что волостной писарь видел, как во окне сарая «выставилось свиное рыло и хрюкнуло так, что у него мороз подрал по коже» «Все наполнилось слухом, что где-то между товаром показалась красная свитка. Старухе, продававшей бублики; почудился сатана…»

Прямого указания на ирреальность событий в повествовании нет. Но фантастический отсвет заметен: и в фигуре цыгана и, в образе Хиври. «В смуглых чертах цыгана было что-то злобное, язвительное, низкое и вместе высокомерное…Совершенно провалившийся между носом и острым подбородком рот, вечно-осененный язвительною улыбкой небольшие, но живые, как огонь, глаза, беспрестанно меняющиеся на лице молнии предприятий и умыслов, все это как будто требовало особенного, такого же странного для себя костюма» . В другом месте «цыгане» вызывают ассоциацию с гномами: «…они казались диким сонмищем гномов, окруженных тяжелым подземным паром, в мраке непробудной ночи» . Гномы (неизвестные украинской и русской демонологии)были подсказаны Гоголю немецкими источниками, причем именно как фантастический образ злой силы.

Двойственно построен в «Сорочинской ярмарке» и образ Хиври. В то время супруга Черевика выступает просто злой, сварливой женщиной, и ведьмой нигде не названа, способ ее описания настойчиво убеждает в обратном. В ее лице «проскальзывало что-то столь неприятное, столь дикое, что каждый тотчас спешил перевести встревоженный взгляд…» Парубок при встречи с Хиврей бросает ей: «А вот … и дьявол сидит!» Черевик боится, что «разгневанная сожительница не замедлит вцепится в его волосы своими супружескими когтями» . Хивря очень напоминает типичную сельскую ведьму, какой она виделась Гоголю.

" Майская ночь, или утопленница " Так же соотнесено фантастическое и реальное в «Майской ночи…» . Голова приходит к выводу: «Нет, тут сатана не на шутку вмешался» . Вновь ходят слухи. «Мало ли чего не расскажут бабы и народ глупый» , предваряет Левко свой рассказ о злой мачехе-ведьме и утопленнице-русалке. Помимо фантастического оттенка, «Майская ночь…» демонстрирует материальный остаток фантастики. Вторично фантастический план возникает в «Майской ночи…» в форме сна, причем переход от яви ко сну замаскирован. Но вот события сна отменены пробуждением Левко, а в руках его – непостижимым образом оказавшаяся записка от панночки-русалки.

Таким образом, первый этап развития гоголевской фантастики характеризуется тем, что писатель отодвинул носителя фантастики в прошлое, оставив в современном плане его влияние, «след» .

" Ночь перед Рождеством " В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» описания чертовщины у Гоголя построены на откровенной аналогичности бесовского. Ведьма Солоха после путешествия по воздуху предстала в своей избе обыкновенной «сорокалетней кумушкой» , «говорливой и угодливой хозяйкой» , у которой можно отогреться и «поесть жирных вареников со сметаною» .

Многие эпизоды это явное снижение представлений о нечистой силе. Достаточно вспомнить черта в аду из «Ночи перед Рождеством» , который, «надевши колпак и ставши перед очагом, будто в самом деле кухмистр, поджаривал…грешников с таким удовольствием, с каким обыкновенно баба жарит на Рождество колбасу» .

Повесть о том как поссорились Иванович с Иваном Никифоровичем В «Повести о том, как поссорился Иванович с Иваном Никифоровичем из цикла «Миргород» мы наблюдаем эволюцию фантастики. Алогизм в речи повествователя. Утверждается какое-то качество персонажей, требующие подтверждения, но вместо этого утверждается совсем другое. «Прекрасный человек Иванович! Какой у него дом» , «Прекрасный человек Иванович! Он очень любит дыни» .

Наблюдается нечто странное и необычное в именах и фамилиях персонажей. Нарушается принятая логическая основа сравнения «Иванович очень сердится, если ему попадется в борщ муха» - «Иван Никифорович чрезвычайно любит купаться» . Появляется что –то необычное в плане изображения. Удивительным образом в ход дела вмешивается животное. Бурая свинья Ивана Ивановича «вбежала в комнату и схватила, к удивлению присутствовавших, не пирог или хлебную корку, но прошение Ивана Никифоровича…»

"Шинель" В «Шинели» есть два вида: нефантастическая фантастика и завуалированная фантастика. В повести осуществляется принцип «мира наизнанку» . Формы нефантастической фантастики: алогизм в речи повествователя, странное и необычное в именах и фамилиях персонажей. На первый план Гоголь выдвигает понятие «лицо» . У Гоголя «лицо» , если оно «значительное» , фигурирует как частное обозначение иерархии. Мотив «лица» - составная часть гоголевского гротескного стиля.

Здесь же другой вариант гоголевской фантастики – жизнь после смерти, карнавализация: мертвый оживает, униженный становится мстителем, а обидчик униженным. Завуалированная фантастика сосредоточена в эпилоге повести. Вводится особый тип сообщения от повествователя – сообщение о факте, якобы имевшим место в действительности, но не имевшим законченного результата. Это переводит повествование о жизни и смерти «маленького человека» в размышление о неотвратимости наказания и о торжестве высшей справедливости.

Гоголь развивал принцип параллелизма реального и фантастического. Важная особенность гоголевской фантастики в том, что божественное в концепции Гоголя – это естественное, это мир, развивающийся закономерно, а демоническое - это сверхъестественное, мир, выходящий из колеи. Итак, Гоголь отодвинул носителя фантастики в прошлое, потом спародировал поэтику романтической тайны сна. Фантастика ушла в быт, в вещи, в ведение людей и в их способ мыслить и говорить.

РУССКАЯ ФАНТАСТИКА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА

Общая характеристика творчества Н.В. Гоголя

Н. В. Гоголь — первый крупный русский писатель-прозаик. В этом качестве он, по мнению многих совре-менников, стоял выше самого Пушкина , которого при-знавали прежде всего как поэта. Например, Белинский, похвалив пушкинскую «Историю села Горюхина», сде-лал оговорку: «...Если бы в нашей литературе не было повестей Гоголя, то мы ничего лучшего не знали бы».

С Гоголем и «гоголевским направлением» (более поз-дний термин русской критики, введен Н. Г. Чернышев-ским) обычно связывают расцвет реализма в русской прозе. Для него характерно особое внимание к социаль-ной проблематике, изображение (нередко сатирическое) социальных пороков николаевской России, тщательное воспроизведение социально и культурно значимых дета-лей в портрете, интерьере, пейзаже и других описаниях;

обращение к темам петербургской жизни, изображение судьбы мелкого чиновника. Белинский считал, что в произведениях Гоголя отражается дух «призрачной» дей-ствительности тогдашней России. Белинский же подчер-кивал, что творчество Гоголя нельзя сводить к социаль-ной сатире (что касается самого Гоголя, то он никогда не считал себя сатириком).

В то же время реализм Гоголя совершенно особого рода. Некоторые исследователи (например, писатель В. В. Набоков) вообще не считают Гоголя реалистом, другие называют его стиль «фантастическим реализ-мом». Дело в том, что Гоголь — мастер фантасмагории . Во многих его сюжетах присутствует фантастический элемент. Создается ощущение «смещенной», «искрив-ленной» реальности, напоминающей кривое зеркало. Это связано с гиперболой и гротеском — важнейшими элементами эстетики Гоголя. Многое связывает Гоголя и с романтиками (например, с Э. Т. Гофманом , у кото-рого фантасмагория часто переплетается с социальной сатирой). Но, отталкиваясь от романтических традиций, Гоголь направляет заимствованные из них мотивы в но-вое, реалистическое русло.

В произведениях Гоголя много юмора. Не случайно статья В. Г. Короленко о творческой судьбе Гоголя на-зывается «Трагедия великого юмориста». В гоголевском юморе преобладает абсурдное начало. Традиции Гоголя унаследовали многие русские юмористы конца XIX и XX в., а также те писатели, которые ориентировались на эстетику абсурда (например, «обэриуты»: Д. Хармс, А. Введенский и др.).

Сам Гоголь был в некотором роде идеалистом и стра-стно желал «научиться» изображать положительно-прекрасный мир, подлинно гармонические и возвышенно-героические характеры. Склонность изображать только смешное и безобразное психологически тяготила писа-теля, он испытывал чувство вины за то, что показывает только гротескные, карикатурные персонажи. Гоголь не-однократно признавался, что передавал этим героям свои собственные душевные пороки, начинял их своей «дрянью и гадостью». Особенно остро эта тема звучит, например, в начале главы VII «Мертвых душ» (найдите ее), а также в публицистике (см. «Четыре письма к раз-ным лицам по поводу «Мертвых душ» из цикла «Вы-бранные места из переписки с друзьями»). В поздние годы творчества Гоголь переживал глубокий душевный кризис и был на грани психического расстройства. В эти годы писатель давал своим ранее написанным произве-дениям неожиданную парадоксальную трактовку. Нахо-дясь в тяжелой депрессии. Гоголь уничтожил второй и третий тома поэмы «Мертвые души», и одной из причин этого поступка было болезненное неприятие писателем своего творчества.


Реальное в сюжетах Гоголя соседствует с фантастиче-ским на протяжении всего творчества писателя. Но это явление претерпевает некоторую эволюцию — роль, ме-сто и способы включения фантастического элемента не всегда остаются одинаковыми.

В ранних произведениях Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий») фантастическое выходит на пе-редний план сюжета (чудесные метаморфозы, появление нечистой силы), оно связано с фольклором (малороссий-ские сказки и легенды) и с романтической литературой, которая тоже заимствовала такие мотивы из фольклора.

Отметим, что одним из «любимых» персонажей Гого-ля является «чорт». Различная нечистая сила часто появ-ляется в сюжетах «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в лубочно-фарсовой, не страшном, а скорее смешном виде (есть и исключения, например, демонический кол-дун в «Страшной мести»). В произведениях более позд-него периода сильнее чувствуется мистическая тревога автора, ощущение присутствия чего-то зловещего в ми-. ре, страстное желание победить это смехом. Д. С. Ме-режковский в своей работе «Гоголь и чорт» выражает эту мысль удачной метафорой: цель творчества Гоголя — «высмеять чорта».

В петербургских повестях фантастический элемент резко отодвигается на второй план сюжета, фантастика как бы растворяется в реальности. Сверхъестественное присутствует в сюжете не прямо, а косвенно, опосре-дованно, например, как сон («Нос»), бред («Записки сумасшедшего»), неправдоподобные слухи («Шинель»). Только в повести «Портрет» происходят действительно сверхъестественные события. Не случайно Белинскому не понравилась первая редакция повести «Портрет» именно из-за чрезмерного присутствия в ней мистиче-ского элемента.

Наконец, в произведениях последнего периода («Ре-визор», «Мертвые души») фантастический элемент в сю-жете практически отсутствует. Изображаются события не сверхъестественные, а скорее странные и необычай-ные (хотя в принципе возможные). Зато манера повест-вования (стиль, язык) становится все более причудли-во фантасмагорической. Теперь ощущение кривого зер-кала, «смещенного» мира, присутствия зловещих сил возникает не благодаря волшебно-сказочным сюжетам, а через посредство абсурда, алогизмов, иррациональных моментов в повествовании. Автор исследования «Поэти-ка Гоголя» Ю. В. Манн пишет, что гротеск и фантастика у Гоголя постепенно переходят из сюжета в стиль.

(См. также сквозную тему: «Роль фантастического элемента в русской литературе».)

Основная функция фантастики в художественных произведениях - доводить то или иное явление до логического предела, причем неважно, какое именно явление изображается с помощью фантастики: это может быть, скажем, народ, как в образах былинных богатырей, философская концепция, как в пьесах Шоу или Брехта, социальный институт, как в «Истории одного города» Щедрина, или же быт и нравы, как в баснях Крылова.

В любом случае фантастика позволяет выявить в исследуемом явлении его главные черты, причем в максимально заостренной форме, показать, что будет представлять из себя явление в полном своем развитии.

Из этой функции фантастики прямо вытекает другая - прогностическая функция, то есть способность фантастики как бы заглядывать в будущее. На основе тех или иных черт и черточек сегодняшнего дня, которые пока малозаметны или же им не придается серьезного внимания, писатель строит фантастический образ будущего, заставляя читателя представить себе, что будет, если ростки сегодняшних тенденций в жизни человека, общества, человечества разовьются через некоторое время и проявят все свои потенции. Прекрасным примером прогностической фантастики может служить роман-антиутопия Е. Замятина «Мы».

На основе тех тенденций, которые Замятин наблюдал в общественной жизни первых послереволюционных лет, он смог нарисовать образ будущего тоталитарного государства, предвосхитив в фантастической форме многие его основные черты: стирание человеческой индивидуальности вплоть до замены имен номерами, полная унификация жизни каждого индивидуума, манипулирование общественным мнением, система слежки и доносов, полное принесение личности в жертву ложно понимаемым общественным интересам и т.д.

Следующей функцией фантастики является выражение разных видов и оттенков комического - юмора, сатиры, иронии. Дело в том, что комическое основывается на несоответствии, несообразности, а фантастика - это и есть несоответствие изображенного в произведении мира миру реальному, а очень часто - и несообразность, нелепость.

Связь фантастики с различными разновидностями комического мы видим в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в «Дон Кихоте» Сервантеса, в повести Вольтера «Простодушный», во многих произведениях Гоголя и Щедрина, в романе Булгакова «Мастер и Маргарина» и во многих других произведениях.

Наконец, не следует забывать и о такой функции фантастики, как развлекательная. При помощи фантастики повышается напряженность сюжетного действия, создается возможность строить необычный и тем интересный художественный мир.

Тем самым возбуждается читательский интерес и внимание, а интерес читателя к необычному и фантастическому носит устойчивый характер на протяжений веков.

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М., 1998г.

>Сочинения по произведению Портрет

Роль фантастики

Одна из главных особенностей произведений Н. В. Гоголя - это видение мира через фантастику. Впервые элементы фантастики у него проявились в небезызвестных «Вечерах на хуторе близ Диканьки», написанных примерно в 1829-1830 гг. Повесть «Портрет» была написана несколькими годами позже все с теми же элементами необъяснимой мистики. Гоголь любил изображать характеры людей из народа и сталкивать своих героев с фантастическими явлениями. В его произведениях реальная действительность каким-то интересным образом переплеталась с вымыслом.

Первоначальный вариант повести «Портрет» был издан в 1835 году, но после авторской правки еще раз ее напечатали в 1842 году. Главный герой - молодой, подающий надежды художник по фамилии Чартков , который живет бедно и старается изо всех сил достичь совершенства в своем творчестве. Все меняется после покупки необычного портрета, встреченного им в одной из петербургских картинных лавок. Портрет настолько живо выглядел, что, казалось, натурщик вот-вот оживет и начнет разговаривать. Именно эта живость и привлекла молодого Чарткова, а также высокое мастерство художника.

По сюжету портрет обладал сверхъестественной силой и привносил в жизнь своих владельцев беды и несчастья. На нем был изображен какой-то старик азиатской внешности с пронзительными, почти «живыми» глазами. На следующий день после покупки Чартков обнаружил в раме портрета мешочек с червонцами, которыми он смог расплатиться за квартиру и арендовать для себя роскошные апартаменты. Здесь нужно отметить, что счастливой находке предшествовал странный сон. За ночь до этого ему показалось, что портрет ожил, а старик, выйдя из рамы, держал в руках как раз этот мешочек с надписью «1000 червонцев».

Во второй части автор раскрывает нам секрет этих мистических явления и самой картины. Как оказалось, нарисована она была талантливым коломенским мастером , когда-то расписывающим храмы. Начав работу над этим портретом, мастер не знал, что сосед-ростовщик является настоящим олицетворением зла, а узнав, оставил картину незавершенной и ушел в монастырь искупать свои грехи. Дело в том, что злой ростовщик косвенно приносил несчастья всем, кому одалживал деньги. Эти люди либо сходили с ума, либо становились жуткими завистниками и ревнивцами, либо кончали жизнь самоубийством, либо теряли близких.

Предчувствуя свою скорую кончину, ростовщик пожелал остаться живым на портрете, поэтому и обратился к живущему по соседству художнику-самоучке. По словам автора, теперь незавершенная картина путешествовала из рук в руки, принося сначала богатство, а затем несчастья своим новым владельцам. В первой редакции в конце повести облик ростовщика испарился с портрета, оставив окружающих в недоумении. Во второй редакции автор решил сделать так, чтобы портрет полностью исчез из поля зрения и продолжал бродить по свету.