Презентация «Традиции кубанских казаков. Презентация на тему "культура и традиции кубанского казачества" Презентация искусство казаков традиции обычаи обряды

Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков.

В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться. Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший. Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего. Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными. При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего. При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение. Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью на Кубани даже в обращении редко можно услышать – «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки».

Характер казакаЛюбой казак мог себя им считать, и его считали казаком только в
том случае, если он старался соблюдать обычаи и традиции
казачества.
В характере обычного казака, как народности, присутствовало
благодушие, доброта, щедрость, гостеприимство.
Одновременно, присутствовала жестокость и беспощадность к
врагу. Это порождало некоторую двойственность характера и
его перепады. Казак, обычно, был весел, шутлив и забавен, но,
неожиданно, впадал в депрессию, где становился молчалив и
недоступен. Это можно объяснить характером его жизни и
службы. А жизнь у казака сопровождалась постоянным риском,
постоянной близостью к смерти. Выпавшая радость жизни и
здоровья добавляла ему настроения, которое прекращалось, от
упоминания или воспоминания элементов его службы и
опасностей судьбы.

Казачьи традиции и обычаи имели под собой одну основу – десять заповедей Христа

Не убей
Не укради
Не прелюбодействуй
Трудись по совести
Не завидуй ближнему своему и прощай обидчиков
Заботься о детях своих и родителях
Дорожи девичьим целомудрием и женской честью
Помогай бедным, не обижай сирот и вдов
Не обижай сирот и вдов
Защищай от врагов свое Отечество

Обращение среди казаков

У казаков жена обращалась к мужу, только по имени и
отчеству. Этим отдавалась дань уважения его родителям. Муж
обращался к своей супруге таким же образом. Свёкор и свекровь,
тёща и тесть являлись для супругов богоданными родителями.
Для казачки, явиться на людях с непокрытой головой,
считалось грехом и позором. Грехом и позором считалось
появление на людях в мужской одежде, или с короткими
волосами.
К незнакомой женщине обращение казаков зависело от её
возраста. Старшую, по возрасту, женщину казак обязан был
называть мамашей, ровесницу – сестрой, младшую по возрасту –
дочкой или внучкой. К жене - индивидуально, каждый, согласно
усвоенному порядку с молодых лет: «Надя, Дуся, Оксана», к
пожилым годам - нередко «мать», а то и по имени-отчеству.

Приветствовали казаки друг
Во время исполнения гимна
друга, при встрече,
Войска донского или
приподнятием головного
гимна России, казаки
убора и рукопожатием.
были обязаны снимать
Когда казак подходил к группе
головные уборы, что
других казаков, принято было
требовалось уставом.
снимать шапку, кланяться и
справляться про здоровье:
«Здорово, казаки!», «Здорово
бывали, казаки!» или
«Здоровенько буллы, казаки!».
На что получал ответ:«Слава
Богу!». В строю, на смотрах,
парадах казаки отвечали,
согласно воинского устава:
«Здравия желаю,
господин...!».

Отношения в казачьей среде

Без молитвы не начиналось и не заканчивалось ни одно дело.
Подать оброненное постороннему, помочь поднять,
уступить место для сидения. В застолье, казак всегда,
прежде чем съесть самому, обязан был предложить это
близсидящему. Прежде чем самому утолить жажду в
походе, казак должен был предложить это напарнику.
Отказать в подаянии нищему считалось большим
грехом. Поговорка гласила: «Лучше всю жизнь давать, чем
всю жизнь просить». Жадные люди были достойны
презрения, и к ним никогда не обращались с просьбой.
Если, в момент исполнения просьбы, дающий показывал
свою жадность, казак отказывался от услуги. Он считал,
что не стоит брать у этого человека – это не к добру.
Большим грехом считался обман, причём не только
делом, но и словом. Человек, который не сдержал своего
обещания или данного слова, терял доверие окружающих.
В казачьих старообрядческих семьях существовал
запрет на табакокурение. По выпивке тоже существовали
ограничения. Выпивать можно было только вино

Проводы казака на службу

После достижения призывного
возраста, призывник, в
течение целого года,
проходил военное обучение
при станице. Военная
подготовка проходила под
руководством казачьего
управления станицы, после
чего он приводился к
присяге.
Процедура присяги начиналась
в церкви на богослужении.
После этого, призывники
выстраивались на площади,
напротив алтаря, со
знаменем. Разрешение на
прохождение присяги давал
священник, после
исполнения молитвы.

Текст присяги, перед строем
призывников, зачитывал казак,
назначенный для этого атаманом.
Призывники повторяют
зачитанное вслух. После приема
присяги, будущие казаки
подходят к аналою или столу, с
лежащими на нем Евангелием и
Крестом.
После целования Креста и
Евангелия, они преклоняют
колена перед знаменем и целуют
его край. После подписи в книге
приема присяги, они становятся
в строй. Священник окропляет
священной водой призывников и
даёт им напутствие.

Отношение к женщине

В казачьем обществе женщина
ассоциировалась с матерью, женой
или сестрой. По чести женщины, по
её поведению измерялось
достоинство мужа, брата или отца.
Эталоном взаимоотношений мужа и
жены являлось священное писание, а
в священном писании написано
следующее: «Не муж для жены, а
жена для мужа», «Да убоится жена
мужа». При всём при этом строго
придерживались правила, что жена
не вмешивается в мужские дела, а
мужа не должны интересовать дела
женские.

Женщине было запрещено присутствовать на казачьем сборе. Для
изложения её проблем на круге, можно было привлечь отца, брата, сына,
крестного, а если у неё не осталось или не было никого, её интересы мог
представлять атаман.
Женщина была настолько уважаемым субъектом казачьего общества, что
права участия в круге ей были просто не нужны. Если женщина о чем-то
просила, ее вопросы обязательно решались. Дело в том, что, как правило,
женщина постоянно бывала одна. Муж или брат могли находиться в
походе, на кордоне. Пребывание её мужчины в доме было, как правило,
кратковременным, и на женщине лежали все хозяйственные вопросы.
В воспитании подрастающего поколения, женщине помогали не только
её родители или родители мужа, в этом деле ей помогало все население
хутора или станицы.
Если подрастающее поколение совершало какой-либо проступок, совсем
посторонний человек имел право не только сделать замечание, но и
наказать нарушителя физическим образом. После этого сообщить
родителям, которые могли еще и добавить. Еще одним полезным правилом
общежития Донских казаков был запрет на выяснение отношений, в
присутствии детей.

Казаки и родители, отношение к старшим

По настоящему непререкаемым
у казаков было отношение к
своим родителям. Родители были
настолько почитаемыми, что без
их благословения нельзя было
начинать никакую работу. Без их
благословения не принимались
решения по наиболее важным
вопросам.
Не почитать отца или мать
считалось великим грехом. Без их
согласия, без согласия родни в
целом, невозможно было решить
вопросы создания новой семьи.
Разводы у казаков были
редчайшим явлением.

Обращение к родителям
предусматривало только «Вы» - «Вы,
мама», «Вы, тату». На «вы» обращались
ко всем старшим.
При появлении старика, все
присутствовавшие вставали, казаки,
которые были в форме, прикладывали
руку к головному убору, а те, которые
были без формы, должны были встать,
снять головной убор и поклониться.
При старшем по возрасту, не
разрешалось сидеть, курить или
разговаривать (без его на то
разрешения). В присутствии старшего
не разрешалось непристойно ругаться.
Нельзя было прекословить старшему.
Молодежь должна была показывать
свою выдержку в любом случае. Слова
старшего являлись обязательными для
младшего по возрасту казака.

Гостеприимство казаков

Гость считался божьим посланцем.
Гостю за столом отводилось самое почётное место.
Гостя могли посадить даже на место старика, даже,
если он был значительно моложе. Гость мог трое
суток не отвечать на вопросы о цели его прибытия
и откуда он родом. Задавать такие вопросы
считалось неприличным.
Ещё одним характерным признаком
гостеприимства является то, что в среде казаков
считалось непринятым брать в дорогу еду для себя
и для коня. На любом хуторе, в любой станице его
были обязаны накормить, даже если там не было
его родственников или сослуживцев.

Обряды и праздники

Сватовство

На глазах у понравившейся дивчины, казак-хлопец бросал
шапку в окно или во двор, и если девушка тут же не выбрасывала
папаху на улицу, вечером он мог придти с отцом или крёстным
свататься.
Гости говорили: - Люди добрые, не прогневайтесь, парень-то
мой шапку потерял, Вы часом, не находили? - Находили,
находили… - отвечает отец невесты, - вон на шубницу повесили,
нехай возьмёт и больше не теряет. Это означало, что сватовство
не состоялось – родители невесты против, на это сват мог
возразить, мол, вещь не наша, мы свою искать станем. И это
означало, что между девушкой и парнем есть сговор, и жених
будет пытаться её украсть. Несколько испугавшись такого
поворота событий, отец девушки кричал: - Эй, Марьяна! Ну-ка,
подай папаху, чья это она у нас!
Если девушка приносила шапку и клала её донышком вниз, это
означало, что она за парня идти согласна. Если папаха ложилась
на стол донышком с крестом вверх, это значило, что вопрос о
женитьбе с девушкой не согласован.

Свадьба

Молодые, выходя из церкви, проходят
под тремя «воротами».
Выйдя из дверей собора или
церкви, были ворота из двух обнаженных
клинков. Называлось это «пройти под
шашками».
Пройти под вторыми воротами: два
казака держали над головами
новобрачных снятые фуражки или
папахи. Так это и называется - пройти
под фуражками, что означало наделение
семьи и всего потомства юридической
защитой, всею полнотой законных прав,
которыми охранялась семья.
Третьи ворота образуются от
вскинутого аркой рушника, символа
семейных обычаев. После, над их
головами, обрушивался дождь зерна,
мелких монеток и конфет в бумажках.

Обряды, связанные с рождением ребенка

Казак рождался воином, и с
появлением на свет младенца
начиналась его военная школа.
Новорождённому все родные и
друзья отца приносили в дар ружьё,
патроны, порох, пули, лук и стрелы.
Эти подарки развешивались на стене,
где лежала родительница с младенцем.
По истечению сорока дней ребенка
носили в церковь для «получения
молитвы». По возвращению из церкви
домой, отец надевал на ребенка
портупею от шашки, сажал на коня и
потом возвращал сына матери,
поздравлял её с казаком.

Проводы казаков и встреча их со службы

По обычаю все уходившие на
службу казаки собирались в
церкви на молебен. Уходя на
войну, обязательно брали горсть
земли у церкви или на кладбище с
могилы отца, матери, либо в саду у
самого дома. Землю зашивали в
мешочек, привешивали к кресту на
грудь. Если казаку суждено было
быть убитым, родная земля первой
ложилась ему на грудь.
Вместе с походным атаманом и
Войском слушали обедню, молили
Николая Угодника о
покровительстве и помощи.

Праздники

Рождество
Масленица
Пасха
Иван купало

Мы являемся прямыми потомками
культурного наследия наших предков. От
нас зависит сохранение этого огромного
материала.
Поэтому мы должны не только бережно
хранить эти традиции, но использовать
их в своих семейных традициях: петь
дедовские песни, плясать народные танцы,
хорошо знать свою историю, праздники и
обряды, гордиться своими казачьими
корнями.

Слайд 2

«Любите Кубань, изучайте ее прошлое, созидайте будущее!» -

А.Н.Ткачев. Губернатор Краснодарского края

Слайд 3

Карта Казакии

Слайд 4

Слайд 5

Русы – «каста» управленцев и воинов. Это Казачество, поэтому вся элита Русов - это Казаки. Причем этому понятию более десяти тысяч лет! Причем воинское ремесло они считали главным. Арабы описывают их как суровых, яростных и умелых бойцов. Будучи крайне воинственны, Русы приучали своих детей к мечу буквально с первых дней жизни. В люльку только что родившегося ребенка отец клал меч и говорил: «Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь этим мечом» (Ибн-Русте). Ал-Марвази писал о Русах: «Храбрость их и мужество хорошо известны так, что один из них равноценен многим из других народов».

Слайд 6

Панцерник (Рыцарь)Картина Юзефа Брандта из серии «Запорожцы и жизнь Сечи»

Слайд 7

Стрельба из лукаКартина Юзефа Брандта

Слайд 8

По штандартам Схватка со шведами

Слайд 9

Слайд 10

Атака Богородица

Слайд 11

На турецком фронте

Слайд 12

Турецкие знамена захваченные в Эрзеруме на Кавказском фронте

Слайд 13

Схватка за флаг На коне

Слайд 14

Казаку и поход не в тягость и хлеборобить не маята, а радость

Слайд 15

В феврале 1792г в С-Петербург отправилась депутация от казаков во главе с войсковым судьей Антоном Головатым с просьбой о решении переселиться на земли Кубани. 30 июня 1792 г. Екатерина II подписала грамоту о пожаловании Черноморскому казачьему войску «В вечное владение» правобережье р. Кубань. В обязанности войску вменялось «бдение и стража пограничья».

Слайд 16

Благодарим императрицу, молимся богу, що вона нам показала на Тамань дорогу.

Слайд 17

Памятник первым запорожцам, высадившимся у Тамани под командованием полковника Саввы Белого 25 августа 1792 года. Сооружен в 1911 году благодарными их потомками, кубанскими казаками Таманского станичного общества (Тамань) Памятник Кубанским казакам, установленный весной 2005 года перед зданием администрации края (Краснодар, ул. Красная)

Слайд 18

(Войсковой собор во имя Воскресения Господня). Освящен в 1802 г. Разобран в 1876-1879 гг. из-за ветхости. С гравюры первой половины XIX в. Кубанский историк И.Д. Попко (1858): «Хаты стоят в таких положениях, как будто им скомандовано «вольно ребята»: они стоят и лицом, и спиной, и боком на улицу. Большая их часть прячется в глубь двора, сколько можно догадываться, по сознанию своей некрасивой и бедной наружности. В хатах и дворах соблюдается чистота; на улицы выбрасывается сор, где и лежит он, пока поглотят его лужи».

Слайд 19

Слайд 20

Войско запорожских казаков, которое действовало на пограничной территории за днепровскими порогами, можно действительно назвать отрядом специального назначения, а запорожского воина - современным термином «спецназовец». Жизнь в условиях дикой степи и плавневых дебрей Великого Луга (так раньше называли плавни в нижнем течении Днепра) выработала в казаках особые умения и приемы проведения разведывательных операций, наступательных и оборонительных боев, сделала из них настоящих закаленных следопытов, чей опыт выживания в экстремальных природных условиях (добыча и приготовление еды, защита от непогоды, диких зверей) весьма ценен для нас и сегодня

Слайд 21

ОДЕЖДА КАЗАКОВ

Слайд 22

Слайд 23

Кубанские казаки так объясняют чуб с левой стороны фуражки: справа ангел стоит - там порядок, а слева черт крутит - вот казак и выходит!

Слайд 24

Отец в семье кубанских казаков

Слайд 25

На снимке 1915 года (от 19 сентября) казаки станицы Старомышастовской (слева по порядку): приказный Назарий Захарович Орда, казаки – Матвей Романович Коваленко и Григорий Гордеевич Чаплюнь. Они служили в 1-ю Мiровую войну в особой 17-й казачьей

Слайд 26

Кубанская семья

Слайд 27

Кубанская семья

Слайд 28

Слайд 29

Проводы казака на службу

Слайд 30

Разговор у колодца

Слайд 31

Казачья свадьба

Слайд 32

Казачья свадьба

  • Слайд 33

    Молодожёны

    Слайд 34

    Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он делал из казака воина. Главная же задача крёстной матери в этом случае состояла в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке-казачке, как к жене, матери и хозяйке.

    Слайд 35

    Современная общественно-историческая ситуация сделала возможным возрождение и популяризацию в стране самобытно сложившихся видов спорта и средств подготовки казаков. Поэтому ответственной задачей представляется создание современной системы физкультурно-спортивной работы с казачьим населением. Джигитовка выступает здесь как необходимое звено целостной системы физического воспитания кубанского казачества.

    Слайд 36

    Первые школы в станицах Кубанского казацкого войска появились в первой трети 19 века. До этого центрами грамотности были церковные приходы, где обучение проводили местные священники. В школьных программах значились следующие предметы: закон Божий, чистописание, грамматика, арифметика и русская история. Школы открывались во многих станицах, но по количеству учащихся они были небольшие, в них обучались далеко не все станичные дети.

    Слайд 37

    Перед штурмом русскими войсками Парижа в марте 1814 года вся французская столица была оклеена по приказу императора пестрыми лубочными картинками с изображением казаков. На карикатурных лубках они были показаны не просто валявшимися меж грязных луж или поджигавшими дома, но и имевшими при этом демонический вид. С лубков на парижан смотрели уродливые чумазые создания с ожерельями из человеческих ушей и голов -сущие черти. Нужно ли удивляться тому, что вступавших в Париж казаков встречали толпы любопытствовавших горожан. К их крайнему изумлению вместо чудовищ они увидели привлекательных статных наездников с безукоризненной выправкой. По свидетельству знаменитого писателя Виктора Гюго, казаки были смирны и вежливы, не смели ни до чего дотрагиваться в Париже. Смехотворное "открытие" Наполеона было разоблачено принародно. Однако после поражения наполеоновских войск в России в рассуждениях императора о казаках стали доминировать ноты раздражения и злобы на своих обидчиков. Появились некоторые уничижительные сравнения, призванные выказать это недовольство. «Дайте мне полк одних казаков, и я пройду с ними всю Европу». Наполеон Бонапарт.

    Слайд 38

    Конный казак на парижской улицеАкварель Г.-Э Опица 1814 год Казаки на рынкеАкварель Г.-Э Опица 1814 год «Дайте мне полк одних казаков, и я пройду с ними всю Европу». Наполеон Бонапарт.

    Слайд 39

    Казаки у статуи Аполлона в музееАкварель Г.-Э Опица 1814 год БунчужныйКартина Юзефа Брандта

    Слайд 40

    Казаки в Бельгии

    Слайд 41

    Казаки в разъезде

    Слайд 42

    Фотографии из цикла"На фронтах Великой Войны» Строй Казаки на Дворцовой площади

    Слайд 43

    12 летний казак 2го Кубанского полка Кубанского казачьего войска С. И. Кравченко за спасение станкового пулемета в марте 1915 года был награжден Георгиевским крестом IV степени. Рисунок тушью художника К. Месиека, 1916 год.

    Слайд 44

    Командир 1-ого Кубанского пластунского батальона полковник Константин Александрович Жеглинский.Родился 1852г. апреля 3Из дворян Симбирской губернии.Образование:Общее - Московская военная прогимназия, окончил курс.Военное - Тифлисское пехотное юнкерское училище, окончил курс по 2-ому разряду.Чины:Нижним чином с 1869г. июня 21Хорунжим с 27мая 1874г.Со старшинством 15 февраля 1874г.Сотником 6мая 1882г.Подъесаулом с 6мая 1890г.Есаулом с 3июня 1893г.Войсковой старшина с 26февраля 1901г.Полковник с 11января 1905г.Со старшинством с 5октября 1904г.Участвовал компании 1877 - 1878г.Был в сражениях, ранен и контужен не был. Травм и повреждений не получил. Награды:1877г - орден Св.Анны 4-ой степени с медалью "За храбрость", Св.Станислава 3-ей степени с мечами и бантом.1905г. - чин полковника.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Большая часть современных казачьих поселений Кубани была основана в конце XVIII и в течение XIX века в процессе заселения края. Дом казака среднего достатка устраивался, обыкновенно, в две комнаты. Крыша делается из камыша, соломы, иногда железа. Какой бы ни был дом - деревянный, турлучный, маленький, большой - он обязательно обмазывался глиной и белился

    3 слайд

    Описание слайда:

    Вот как строились турлучные дома «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулакы»- глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой)». Общественные здания: атаманское правление, школы возводили из кирпича с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы

    4 слайд

    Описание слайда:

    Обряд при строительстве жилья. «В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома. После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье Специальные обряды при закладке дома. «На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто». Специальные обряды при закладке дома.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Внутреннее устройство убранство кубанского жилища. В первой комнате - "малой хате", или "теплушке" - находилась, печь, длинные деревянные лавки ("лавы"), небольшой круглый стол ("сырно"). Возле печи обычно стояла широкая лава для посуды, а у стены, где располагался "святой угол", деревянная кровать.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Святой угол: 2-3 иконы разных размеров устанавлмвались одна над другой. Сверху они укрывались длинными полотенцами, края которых свисали. Накануне и в праздничные дни зажигали лампадку, висевшую перед иконами. Зайдя в хату, любой гость глазами находил Святой угол с иконами, здоровался и крестился.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Пол – земляной, деревянный – большая редкость. Мебель: стол, лавки из дерева, табуретки, этажерка, кровати деревянные или железные, сундук = «скрыня» - хранили нарядную одежду, на крышке с помощью скалки и рубеля гладили одежду. Их передавали по наследству. Прялка, чугунные утюги, макитры, глэчики, зеркало – все в постоянном использовании

    8 слайд

    Описание слайда:

    Во второй комнате, "великой хате", в интерьере пре­обладала добротная, изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды - "горка", или "угольник", комод для белья и одежды, кованые и деревянные сундуки. На стенах висели обрамленные вышитыми полотенцами ("рушниками") семейные фотографии, цветные литографии с изображением православных святых мест; картины местных художников с изображением казачьих военных действий, в основном, относящихся к периоду l-й мировой войны; зеркала в деревянных резных рамах. Семейные фотографии имели определенное место в интерьер. Они были традиционными семейными реликвиями. Традиционным элементом украшения кубанского казачьего жилища были "рушники". Их делали из тканей домашнего производства, которые изготовлялись в основном из конопли или фабричной ткани - "миткаля". Часто рушники богато орна­ментировались, обшивались с двух поперечных концов круже­вом. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца и выполнялась крестом или двухсторонней гладью.

    9 слайд

    Описание слайда:

    ОДЕЖДА КАЗАКА В начальный период заселения края черноморцы сохранили одежду и вооружение, присущие запорожцам. Конные казаки носили синие шаровары, синий кунтуш, под который надевался кафтан красного цвета. В 1810 году была утверждена форма обмундирования черноморских казаков: шаровары и куртка из грубого сукна. Покрой черкески целиком заимствован у горских народов. Шили её длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывавшем бешмет; Рукава делали с широким отворотами. На груди нашивали подкладку для газырей; это служило вместе с кавказским поясом, часто серебряным набобом, украшением черкески. Красота и богатство казачьего костюма заключалась в том, чтобы в нем было больше серебра.

    10 слайд

    Описание слайда:

    Бешмет, архалук, черкеска. Термин «бешмет» заимствован у народов Кавказа, но бытовал и русский термин – «чекмень». Бешмет шили из разнообразных фабричных тканей ярких цветов – красного, малинового, синего, розового и др. Застежка у бешмета была спереди на крючках, воротник высокий, стойка, длинный узкий рукав был на манжете. Иногда ворот и планку застежки обшивали ярким или серебряным шнуром, а на груди пришивали небольшие карманы.

    11 слайд

    Описание слайда:

    12 слайд

    Описание слайда:

    Головным убором казаку служила папаха - барашковая шапка с суконным верхом. Она могла иметь разные фасоны: низкая с плоским верхом или конусообразная. Неотъемлемой частью казачьего костюма был башлык, который носился поверх папахи. Он представлял собой квадратный капюшон с длинными лопастями, которыми укутывали в непогоду шею.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Кубанские казаки так объясняют чуб с левой стороны фуражки: справа ангел стоит - там порядок, а слева черт крутит - вот казак и выходит!

    14 слайд

    Описание слайда:

    15 слайд

    Описание слайда:

    16 слайд

    Описание слайда:

    Важный элемент костюма казачки головной убор. Казачки носили платки, а в XIX веке – “файшонки” . ФАЙШОНКА - головной убор замужних женщин, представлявший собой ажурную косынку, плетенную из черных шелковых или хлопчатобумажных нитей. Носили они в полном соответствии с семейным положением – замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки.

    17 слайд

    Описание слайда:

    Повседневная одежда казачек состояла из длинной нижней рубахи с длинными рукавами и круглым слегка приссбореным воротом, кофточки и юбки из ситца. Поверх рубахи надевали несколько юбок: нижнюю ситцевую, затем холщевую и одну или больше из ситца, а то и шелка.

    18 слайд

    Описание слайда:

    В праздники поверх рубахи надевали длинную широкую юбку с оборками и кружевами или бахромой на них. Носили юбку так, чтобы на рубахе была видна вышивка. Праздничные кофты (“кирасы”) шили короткие, до пояса. Застегивались они сбоку или сзади большим количеством мелких пуговиц. Длинные рукава, иногда со сборками на плечах, сужались к кисти.

    19 слайд

    Описание слайда:

    Важной деталью был фартук, он мог быть любой модели черного или белого цвета и обязательно с оборками и кружевами. Дополняли всю эту красоту черные или красные лакированные сапожки на каблучке и с блестящими застежками.

    20 слайд

    Описание слайда:

    Необходимо отметить возрастные различия в одежде. Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек или молодых женщин. К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную однотонную одежду упрощенного покроя.

    21 слайд

    Описание слайда:

    22 слайд

    Описание слайда:

    Казачьи заповеди «Семья – святыня брака. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы. Семья – основа казачьего общества. Глава семьи – отец, с него спрос за все. Отец! Добейся в семье авторитета и взаимопонимания. Воспитай детей своих честными, смелыми, добрыми и отзывчивыми, бескомпромиссными в борьбе со злом, преданными Отчизне. Воспитай их казаками. Дай детям достойное образование. Казак обязан оберегать женщину, защищать ее честь и достоинство. Этим ты обеспечишь будущее своего народа. Казак не имеет права вмешиваться в женские дела. Чти мать свою и отца».

    23 слайд

    Описание слайда:

    Лет с трёх-пяти казачок приучался к верховой езде. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти. Рукопашному бою учили с трёх лет. Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. И крёстный, и атаман, и старики следили, чтобы мальчонку «не заездили», чтобы играть позволяли. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе либо воинскому искусству.

    24 слайд

    Описание слайда:

    Обряды и обычаи, которыми была окружена жизнь девочки, - домашние, семейные, девочке внушалось, что самое главное - спокойная душа и чистое сердце, а счастье - крепкая семья и честно заработанный достаток, хотя жизнь казачки была полна великих тревог, а трудов и страданий в ней было не меньше, а то и больше, чем в жизни казака. Все «женские» обычаи были шутливыми, не жестокими, а веселыми. Так, «смывали с дочушки заботы» - тетки, мамки, няньки, крестная первый раз с песнями и добрыми пожеланиями купали девочку. В это время отец - единственный мужчина, допускавшийся на этот праздник, ел «отцовскую кашу»,- горелую, пересоленную, наперченную, политую горчицей. Он должен был съесть ее, не поморщившись, «чтобы девочке меньше горького в жизни досталось». Трудиться девочки начинали с очень раннего возраста. Участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком - это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь. Особенная девичья работа - нянчить младших!

    25 слайд

    Описание слайда:

    Свадьба у казаков была отнюдь не развлекательным зрелищем, а имела воспитательное значение. Причем нравственный урок преподносился не в поздравлениях и напутствиях, а разыгрывался в обрядовых действах. По обычаю свадебный стол накрывали в двух домах - у жениха и невесты и сидели за ним только женатые люди. В доме жениха на столе молодых ждало гильцэ - вставленное в хлеб деревце, украшенное бумажными цветами, лентами, конфетами, веточки его могли обвить тестом и запечь. Оно символизировало создание семьи - вьется новое гнездо. Потом шли к невесте, но неженатые хлопцы не пускали суженого в дом, требуя выкуп. А ребенок из числа родственников жены держал в руках палку с налепленными репьями, которую вполне мог запустить новобрачному в чуб. От него тоже надо было откупаться.

    26 слайд

    Описание слайда:

    Рождение детей было истинным предназначением брака. Появление детей в семье, по мнению церкви, знаменовало благочестивость брака. Дети считались основным богатством семьи и общества в целом. В молодых семьях ребенка ожидали с нетерпением. Наиболее желательным был мальчик. Казак. На его «прокормление» давался земельный участок - пай, а на девочку такого пая не полагалось. Появление на свет ребеночка сопровождалось двумя семейными торжествами: справлялись родины и крестины.

    27 слайд

    Описание слайда:

    Родины устраивались вскоре после разрешения женщины от бремени, разумеется, в том случае, если роды прошли благополучно, и ребенок признался жизнеспособным. Происходило это на второй-третий день Крещение было строго обязательно для каждого рожденного в православной семье. Оно могло проходить в храме и в доме. Естественно, первое ценилось выше. Хорошо известно, что духовное рождение считалось значительнее телесного, и по этой причине день рождения фактический становился менее заметным по сравнению с днем ангела или именинами. Многие люди вообще не знали точной даты своего рождения, но зато твердо помнили, в какой день крещены, в честь какого святого названы.

    28 слайд

    Описание слайда:

    Воспитание казаков начиналось, чуть ли не с младенческого возраста. Обучение было тяжелым и постоянным. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой - с десяти. Ловкость и сноровку развивали и детские игры, большей частью подвижные. Не боясь синяков, не жалея носов, казачата рубились деревянными шашками, кололись камышовыми пиками, захватывали «знамена», «пленных» и т. п. С 10–11-летнего возраста казачат приучали владеть холодным и огнестрельным оружием. Основой семейного воспитания были положительные примеры боевых подвигов, безупречной службы деда, отца, родственников, станичников.

    29 слайд

    Описание слайда:

    Джигитовка – езда верхом на лошади, во время которой казак выполняет различные гимнастические и акробатические трюки. Это было военное искусство. Если перевести слово джигитовка с тюркского – это означает лихой или храбрый человек. Казачья община проводила обучение своих людей для разных целей. В основную базу трюков входили: быстрые заскоки на лошадь, соскоки, перескоки, езда задом на перед и т.д.

    30 слайд

    Описание слайда:

    Фольклор (Песни, танцы, поговорки, былины, игры) Особенно богат и разнообразен песенно-музыкальный фольклор. Вся душа кубанского народа в песнях. Они из далёкого прошлого, от дедов и прадедов донесли до нас то, чем жил народ, во что верил, донесли тревоги и радости. В будни и праздники, в счастье и беде песня всегда была рядом с казаком. Основные жанры - исторические, бытовые, календарные песни, исключая былины- были известны на Кубани.

    31 слайд

    Описание слайда:

    Танцевальная культура казаков включала в себя старинные русские и украинские танцы, ряд горских танцев (лезгинка). Казаки знали и исполняли «Круговую», «Казачка», «Журавля», «Метелицу» и др. Из европейских танцев – «кадриль», «полька», однако, они были не особо распространены в казацкой среде.

    32 слайд

    Описание слайда:

    Очи бояться, а руки роблять. (Глаза боятся, а руки делают.) Не сиди сложа рукы, тай и нэ будэ скукы. (Не будет скуки, если заняты руки.) Живэ, як мыша в крупах. (Живет, как кот в сметане.) Що посеешь, то и пожнешь. (Что посеешь, то и пожнешь.) Казак без седла - что черкес без кинжала. Куда казака доля не закинет - все будет казак. Казак голоден, а конь его сыт. Человек без родины - что соловей без песни. Береги землю родимую, как мать любимую. В устном творчестве казаков нашли отражение и былинные сюжеты. В конце 19 века были записаны первые былины, которые сами казаки называли «старинными», такие, как: «Богатыри на часах», «Про Александрушку Македонского», «Илья Муромец на червленом корабле» и др. В среде казаков бытовали и многочисленны сказки, пословицы, поговорки. Они были неотъемлемой частью разговорной речи казаков. Среди бытующих на Кубани пословиц и поговорок немало общерусских, но произносимых на свой лад, на кубанском диалекте (говоре). Есть и другие пословицы и поговорки, в которых просматривается тип казака, человека решительного и в то же время осторожного, щедрой души и в то же время скуповатого, человека красивого в своих принципах жить по вере и заветам прадедов.

    33 слайд

    Описание слайда:

    Большое внимание казаки уделяли военизированным играм, которые готовили юношей к службе. Особое внимание уделялось умению хорошо ездить на коне, владению в совершенстве холодным и огнестрельным оружием, умению метко стрелять на скаку, скрытно и бесшумно ходить и подбираться к противнику, ориентироваться на местности, знать приемы борьбы. Живя в окружении горских народов, казаки не могли не перенять у них некоторые игры, в то же время, передавая им свои. Например, у осетин они восприняли такие игры, как «Перетягивание каната», «Кюри», «Борьба на поясах», «Борьба всадников», «Наездники и кони». Ряд игр казаки переняли у кабардинцев.

    34 слайд

    Описание слайда:

    Праздники В календарном круге праздников и обрядов кубанского казачества можно выделить три блока. Первый - это православные праздники и входящие в них обряды годового круга. Ко второму блоку относятся обряды, связанные с основными видами земледельческой и скотоводческой деятельности казаков, прежде всего с началами и окончаниями наиболее важных работ, имеющих сезонную приуроченность (пахота, сев, первый выгон скота в стадо т.п). Третий составляли войсковые, воинские праздники и обряды, которые были связаны или сознательно приурочивались к конкретным датам православного календаря

    35 слайд

    Описание слайда:

    Все заметные события жизни кубанских казаков связаны с православной верой. Как и по всей России, на Кубани чтили и широко отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый год, Масленицу, Пасху, Троицу.

    Татьяна Бережная
    Презентация «Жизнь и обычаи кубанских казаков»

    (Слайд 1) Текст к презентации на тему «Жизнь и обычаи кубанских казаков » .

    (Слайд 2) Мы живем в благодатном и красивом крае. (Слайд 3) Наша Кубань богата традициями , обычаями , обрядами и промыслами (Слайд 4) которые сохраняются и бережно передаются из поколения в поколение. (Слайд 5) Я думаю, вам будет интересно узнать о том, как жили казаки . А начиналось все с Указа царицы Екатерины 2 . (Слайд 6) Она даровала казакам кубанские земли в благодарность за их добросовестную службу. (Слайд 7) И потянулись обозы по пыльным степным дорогам. И стали стекаться на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи-казаки-запорожцы . Так появились наши предки-казаки на Кубани .

    (Слайд 8) Казаки начали обживать кубанские земли . Это была настоящая военная крепость. Они насыпали вокруг нее земляной вал, установили сторожевые вышки и орудия. Буйная река Кубань охватывала крепость с трех сторон и надежно защищала от врагов.

    (Слайд 9) Обживая земли, казаки строили себе дома (жилье) их называли : мазанки, хаты. Хаты строили из самана. Саман-это строительный материал, который делали из глины, соломы и воды. Месили саман лошади.

    (Слайд10) Хата внутри и снаружи обязательно белилась. Белый цвет – это символ чистоты и опрятности. Крыши крыли камышом и соломой. Пол обмазывали глиной. (Слайд 11) Хату огораживали вот таким плетнем. (Слайд12) Стучимся в двери, нам открывают радушные хозяева, на Кубани встречали всегда гостей радушно. (Слайд13) Все гости, которые заходили в дом, крестились на правый угол, красный угол его называли, где находились иконы, убранные вышитым рушником. (Слайд 14) Рушники были украшением кубанского жилища . Их делали из тканей, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью по краю полотенца. Преобладал растительный рисунок, геометрические фигуры, парное изображение птиц. Такие же рушники развешивались по стенам для украшения. Вышивались салфетки, скатерти, занавески.

    (Слайд15) На голове казака кубанка-головной убор , на нем одет бешмет-рубашка, поверх одевается синий кунтуш (куртка, на ней навешаны газыри раньше они служили для меры пороха, а сейчас для украшения. Обязательно ремень – украшенный металлическими накладками, на него вешался кинжал, сабля, также надеты шаровары и сапоги.

    (Слайд 16) Женщина-казачка была одета в нижнюю рубашку –спидницу, рукава и низ которой был вышит крестиком. Наверх надеты блузки и юбки с вышивками и оборками. Замужние женщины носили платок на голове или шлычки- на волос собранный в узелок одевалась шапочка.

    (Слайд 17) В доме обычно было две комнаты : великая и малая хата. В каждом доме в малой хате находилась печь. Печь топили, готовили на ней еду, спали старики и дети. В старой казачьей пословице говорится : «Печь-царица в доме» . Она являлась домашним очагом и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла. (Слайд18) Вдоль стен стояли длинные деревянные лавки, на которых можно было не только сидеть, но и спать, по середине стоял деревянный стол. (Слайд19) Стол являлся одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака . Стол- то же, что в алтаре престол, а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви. Украшением стола в хате был самовар. Своим горячим чаем в зимние вечера согревал он души и тело домочадцев, собирая всех вместе за столом. (Слайд20) Стол немыслим без хлеба- как пищи, как символа благополучия. Издавна так повелось, что главный запах Кубани-душистый кубанский хлеб . Кубанцы встречают гостей хлебом-солью. Хлеб-соль- символы гостеприимства и радушия. Соль, мо мнению предков, защищает от злых духов. Если человек угостится хлебом и солью, значит, он не замышляет зла.

    (Слайд 21) В каждом доме была «горка» , где хозяйка с гордостью выставляла наиболее ценную и красивую посуду. (Слайд 22) Глечик-сосуд для хранения молока, в нем молоко долго не скисает. (Слайд 23) Макитра- крупный сосуд, в котором квасили капусту, держали варенье. (Слайд 24) Миска- посуда, из которой кушали всей семьей борщ, вареники. Первым начинал черпать борщ глава семьи мужчина- казак , отец семейства.

    (Слайд25) В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель : шкаф для посуды, комод для белья. Одним из украшений дома – были фотографии на стене.

    (Слайд 26) Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. Люди занимались гончарным делом. (Слайд 27) Занимались кузнечным делом- каждый шестой казак был отличным кузнецом. Они ковали подковы для лошадей, оружие, сабли, плуги, лопаты, вилы и т. д. (Слайд 28) Занимались ткацким делом. Умели и половики ткать на загляденье, и рушники вышивать. В каждом дворе женщины умели плести кружева. Да какие красивые! Украшали ими полотенца, накидки. Всюду были кружевные салфетки. (Слайд 29-30) Занимались плетением. Плели из камыша, тростника, прутьев. Мастера плели корзины, лукошки, колыбели, стулья, изгороди. Ничего подобного в то время в магазинах не было. Удобные, легкие, вместительные. Побольше – для взрослых, поменьше- для детей. (Слайд 31) Основным промыслом казаков было животноводство . (Слайд 32) Так же казаки занимались выращиванием зерновых культур.

    Обычаи и традиции казаков

    (Слайд 33) Казаки соблюдали заповеди Господние, основные церковные праздники, регулярно посещали церковь. В каждой хате был святой угол, где висели иконы. (Слайд 34) На Кубани чтили и отмечали календарные праздники : Рождество Христово, Новый год, Масленицу, Пасху.

    (Слайд 35-36) Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков . В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить и разговаривать (без его разрешения) . Считалось непристойным обгонять старика, надо было спросить разрешения, чтобы пройти. Младший старшему обязан уступить дорогу. Слова старшего человека для младшего были обязательными. При конфликтах, спорах, драках слово старшего являлось решающим и требовалось его выполнять. (Слайд37) При встрече молодой парубок (парень, казачонок должен поклониться и снять шапку. Если он проходил, задрав голову, не кланяясь, то прохожий, даже незнакомый, мог побить загордившегося молодца. Отец потом еще спасибо скажет за воспитание сына. (Слайд 38-39) Казак голоден , а конь сыт. Без коня казак кругом сирота . Перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена . Жена кланялась в ноги коню, чтобы уберег мужа. При проводах казака в последний путь за гробом шел боевой конь, а уже за ним шли родные и близкие.

    (Слайд 40) Очень уважали гостей. Гость считался посланником Божьим. Самым дорогим и желанным считался незнакомый из дальних мест, которому нужен был приют, отдых. Гостю отводилось самое лучшее место за столом и на отдыхе. Даже старик уступал свое место, хотя гость был моложе его. (Слайд 41) У казаков считалось за правило : куда бы он не ехал, он никогда не брал с собой еду ни для себя, ни для коня. В любой станице его встретят, как гостя, накормят и его и коня. (Слайд 42) Казак рождался воином , и с появлением на свет начиналась его военная школа. Ребенку дарили подарки : патроны, пули, лук, стрелы, ружье. (Слайд 43) Когда ребенку исполнялось 40 дней, отец сажал его на коня и возвращал матери, поздравляя ее с казаком . Когда у него появлялись зубы, его снова сажали на коня и везли в церковь. В 3 года дети уже свободно ездили на лошади, а в пять скакали по степи. (Слайд 44) А мать надевала на шею сына ладанку, в которую была зашита горсть земли и молитва от врага. Эта ладанка была своего рода талисманом, и, считалось, что защищала казака от худого . (Слайд 45) Девочки же с самого раннего детства приучались к хозяйству : шили, вышивали, рукодельничали. Любили украшать вышивками свою одежду.