Тим собакин. Урок литературного чтения Тим.Собакин "Игра в птиц" (3 класс ПНШ) Презентация на тему тим собакин

Урок чтения в 3 классе.
Тема: «Тим Собакин «Игра в птиц».
Цель: Продолжить обращать внимание школьников на знакомые по 1-му и 2-му классам имена писателей и поэтов и напоминать произведения этих авторов, с которыми дети уже знакомы.
Продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения, используя чтение текста по ролям.
При помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: во время чтения по ролям, в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа.
Отметить, что благодаря яркой фантазии автора создается впечатление, что чудесные, необычные способности могут обнаружиться у любого человека.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» (1 часть) Н.А.Чураковой,
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, как называется глава, с которой мы сейчас работаем?
(«Пытаемся понять, почему люди фантазируют»)
- Мы прочитали уже достаточное количество произведений из этой главы. И вы уже, наверное, разобрались, почему же люди фантазируют?
(Чтобы сделать скучные и неприметные вещи живыми и одушевленными, чтобы все вокруг становилось живым и радостным.)
- Ребята, вам уже известен поэт Тим Собакин? Помните, в первом классе вы читали «немножко необычное стихотворение» про бегемота и муху?
- Перед вами на столе лежит лист со стихотворением Т.Собакина. Давайте его прочтем хором. Звуки ж не надо считать во время чтения! Вы просто пожуж-ж-ж-ите немнож-ж-жечко!
(Чтение стихотворения Т. Собакина « Как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой в тесной комнате, где было много стеклянной посуды») учащимися.
III. Постановка целей урока.
-Сегодня мы прочитаем еще одно произведение этого автора.
- Прочитайте, как оно называется? («Игра в птиц»)
-Научимся выразительно читать этот текст по ролям и узнаем, что надо делать для того, чтобы несбыточное сбывалось.
IV. Первичное восприятие нового материала.
1. Чтение рассказа.
- Какой знак вы заметили при чтении рассказа? (Работа со словарем устойчивых выражений)
- Какое выражение мы должны объяснить?«Застыл как вкопанный». (Совершенно неподвижно, замерев на месте)
V.Первичное закрепление знаний.
- Давайте попробуем прочитать первую часть по ролям.
- Какие роли вы заметили в этой части?
Роли автора, Кати и папы.
1. чтение 1 части по ролям.
- Ребята, найдите в этой части самые главные слова всего произведения: они объясняют, почему возможно любое чудо на свете.
(Дети находят слова: «-Конечно, уверенно, сказал папа. – Если очень захотеть, то можно научиться всему на свете!»)
- Вы согласны с этим высказыванием? (Да, только упорный человек может достичь поставленной цели.)
2. Чтение 2 части вполголоса про себя.
- Прочитайте 2 часть вполголоса, про себя.
- По- разному ли папа и Катя реагируют на то, что папе удалось оторваться от земли и полететь? (да, по- разному)
- Как папа отнесся к своему полету?
(Он растерялся, слегка перепугался)
Прочитайте строчки, где об этом говорится.
(Чтение строчек «А когда заметил, что ноги его шагают по воздуху, слегка перепугался, перестал размахивать руками – и чуть не свалился в лужу.)
- Ребята, папа как будто хочет отвлечься от того, что с ним произошло, и обращает внимание на бытовые мелочи. Прочитайте, на какие.
(Ну вот, ботинки испачкались, - вздохнул папа, стряхивая со шляпы грязные капли.)
--Как реагирует Катя? (Удивленно, восторженно)
- Прочитайте строки, где об этом говорится.
(Катя рот раскрыла от восторга:
- Папа! У тебя же получилось! Ты же летал!)
3. Динамическая пауза.
- Ребята, а вы сами хотите полетать?
- Давайте поиграем в игру «Летает – не летает». Встали, вы будете «махать крыльями» в том случае, если я называю предмет, который обозначает летающее насекомое или птицу, а если это нелетающий предмет- стойте на месте.
- Готовы?
-Стрекоза, парта, лом, вертолет, книга, самолет, мяч, бабочка, белка, лебеди, страус, трактор, воробей.
3. Чтение 3 части по ролям.
- Ребята, я хочу, чтобы вы 3 часть прочитали по ролям.
-Посмотрите третью часть текста. Сколько понадобится человек, чтобы прочитать ее по ролям?
-Назовите роли.
(Папа, автор, старушка)
- Давайте читать, я буду читать за автора.
-Быстро ли папа привык к тому, что его дочь научилась летать? (не очень)
-Почему ты так думаешь? Что в тексте подтверждает твое мнение?
- Кто помог папе отнестись к полету дочери как к проявлению обычных земных способностей? (Старушка)
- После разговора со старушкой папа смог отнестись к полету дочери, как к проявлению обычных земных способностей. Он немного пришел в себя и даже стал давать дочери советы, как если бы она каталась на велосипеде.
- Прочитайте советы папы.
V. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.
-« Игра в птиц»- это рассказ или сказка?
-Давайте обратимся к учебнику и откроем страницы 116-117 и вспомним, в чем же заключается отличие сказки от рассказа.
- Как вы считаете?
(Это рассказ, потому что в нем рассказывается случай из жизни, пусть даже выдуманный, но события в нем развиваются так, как в обычной жизни, т.е. – подчиняются случаю.)
-Несмотря на чудесные события, которые присутствуют в произведении, это не сказка, а рассказ и по цели, и по построению. Цель этого текста рассказать случай из жизни, пусть даже выдуманный, чтобы раскрыть характеры конкретных людей и показать их взаимоотношения. События же в этом тексте развиваются так, как в обычной жизни, то есть подчиняются случаю, а не строгим сказочным законам.
- Ребята, а как вы думаете, почему автор нафантазировал именно полеты людей в небе?
- Он придумал такую фантастическую для человека способность, как возможность летать, словно птица, для того, чтобы показать, что при наличии веры в свои силы, огромного желания и приложенных усилий может произойти чудо: можно научиться очень сложным вещам, которые казались невозможными.
- А у вас не появилась такая мысль, что каждый человек может научиться летать
- Ребята, а какова же главная мысль этого произведения?
(При очень большом желании и старании можно научиться самым сложным и, казалось бы, невыполнимым вещам)
- А сейчас небольшой сюрприз. В ваш адрес пришло письмо от автора этого произведения Тима Собакина. Послушайте его.
VI.Подведение итогов урока.
- Что вы научились делать на этом уроке?
VII. Рефлексия.
- Если вы работали на уроке активно, урок прошел для вас плодотворно, прикрепите к дереву плод.
- Если вы считаете, что работали довольно неплохо. Прикрепите цветок.
- Ну, а если вам было скучно и неинтересно, прикрепите к дереву зеленый листик.

? с. 61 Узнаёшь ли ты Катю и папу?
Как называется произведение Тима Собакина, которое ты прочитал(а) в учебнике? В какой главе учебника оно находится?
Как ты понимаешь смысл названия рассказа? Что же является самой большой драгоценностью для учёных? Это только Катя с папой? А твой сосед по парте тоже так думает?

Катя и её папа из этого рассказа уже знакомы нам по произведению Т. Собакина «Игра в птиц» (Литературное чтение. 3 класс, 1 ч., с. 134). Рассказ «Игра в птиц» помещён в главе «Пытаемся понять, почему люди фантазируют»; «Самая большая драгоценность» – в главе «Учимся любить». Только ли одни и те же главные герои (Катя и её папа) являются общими в этих двух рассказах? В «Игре в птиц» Катя и папа летают в небе, как птицы; в «Самой большой драгоценности» – ныряют в пальто в ледяную воду для спасения «опытного водолаза». Значит ли это, что Катя и её папа – «волшебные», то есть наделены какими-то фантастическими способностями? Или это автор силой своего воображения может разглядеть нечто сверхъестественное в обычной жизни героев?

Отчего же рассказ «Самая большая драгоценность» находится в главе о любви, а не в главе «Почему люди фантазируют»? Главным в рассказе «Самая большая драгоценность» является не умение Кати (и её папы, который и плавать-то не умеет) действовать под водой. Главные герои готовы рискнуть не задумываясь, если видят, что кому-то нужна их помощь. Перефразируя, можно сказать, что именно их готовность прийти на помощь, то есть сила их любви к людям, и наделяет их «волшебными» (необыкновенными) свойствами.
Самая большая драгоценность в этом рассказе – не сундук с награбленными сокровищами. (Почему? Как можно это доказать? «– Да шут с ними, с драгоценностями! – кричат наперебой учёные. – Вы и есть наша самая большая драгоценность!»). Более того, мы должны прийти к выводу, что бесценны не Катя с папой сами по себе (потому что умеют проделывать какие-то фантастические трюки) и не Пузырёв (потому что он – «опытный водолаз»). Бесценна жизнь любого человека.

Какой поступок Кати и папы подтверждает, что главная ценность — это человеческая жизнь?
Правильно ли то, что эта история помещена в данную главу?
А в какую главу учебника
второго класса можно её поместить?

Таким образом, этот рассказ хорошо подошёл бы для главы «О настоящем и ненастоящем богатстве» (Литературное чтение, 2 класс). Можно обратить внимание на смешное в этом рассказе. Так ли уж опытен «опытный водолаз» Пузырёв? Всего его опыта хватает лишь на то, чтобы никуда не уйти по дну, стоять на месте и мужественно ждать, когда помощь придёт. А учёные – действительно очень умны? Они не только «неопытны в водолазном деле», они «столько спасательных кругов понабросали, что из воды и не выберешься. Сетью всех пришлось вылавливать». Папа сознается, что вообще не умеет плавать, и беспокоится за Катины промокшие ноги в тот момент, когда Катя уже ныряет за водолазом (в рассказе «Игра в птиц» он беспокоится за Катино горло, пока девочка летает).

Тим Собакин "...я придумал такой афоризм: Лучше ничего не делать, чем делать НИЧЕГО... А еще учитесь быть счастливыми! Хоть это и трудно..."



С 1988 года пишет стихи и рассказы для детей. Публиковался в журналах «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Пионер», «Октябрь». В годах был главным редактором детского журнала «Трамвай», затем литературным редактором журналов «Колобок», «Куча мала», «Филя», «Синдбад». Автор нескольких книг, выходивших в крупных издательствах «Детская литература», «Дрофа» и других. С 1988 года пишет стихи и рассказы для детей. Публиковался в журналах «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Пионер», «Октябрь». В годах был главным редактором детского журнала «Трамвай», затем литературным редактором журналов «Колобок», «Куча мала», «Филя», «Синдбад». Автор нескольких книг, выходивших в крупных издательствах «Детская литература», «Дрофа» и других.


Как Собакин стал писателем Дети иногда спрашивают Тима Собакина: "Как вы стали детским писателем?" Тим задумчиво шевелит ушами, вертит хвостом и сам пытается понять, что же привело его на литературное поприще. В детстве Тимка мечтал быть машинистом электровоза, чтобы ездить за границу. Поэтому родители отдали его в английскую школу-интернат. Язык давался ему с трудом. Зато юный Собакин сперва увлеченно вырезал линогравюры, потом собирал радиоприемники и, наконец, играл и пел в школьном ансамбле.


У Тима подрастала дочка Катя. Перед сном он любил читать ей Чуковского и Маршака. Когда все детские книжки были перечитаны, Собакин забавы ради начал придумывать короткие стишки: На окне дремала птица. - Галка, галка, что вам снится? Отвечала птица сонно: "Я не галка, а ворона...». Занятие это постепенно затягивало, стихов становилось все больше. Вскоре и отвергнутые стихи были напечатаны в "Мурзилке".


"Почему «Собакин»? я.. случайно увидел по телевизору детский фильм по рассказам Гайдара. Там в конце мальчик стоит перед эскадроном, худенький такой... А командир торжественно: «За проявленное мужество и героизм объявляю благодарность Григорию... фамилия-то у тебя как?» Тот отвечает: «Да Собакины мы...» «...Григорию Собакину». И я сразу понял: это мое. Особенно когда мама напомнила, что я в год Собаки родился."





Однажды в зоопарке я увидел бегемота. И потом не мог уснуть семь дней и семь ночей - настолько поразило меня это благородное животное! И умное такое, знаете ли... Даже таблицу умножения помнит наизусть - тут же ответит, сколько будет 6x5. Кажется, или 28? Впрочем, это неважно. А важно то, что с тех пор я стал заядлым бегемотоведом. Или, по-научному, гиппопотамологом. В общем, стал я собирать всякие сведения об этих милых зверюшках. А их мне присылали, как говорится, и стар и млад. Вернее, наоборот - и млад и стар... Впрочем, это опять неважно. А важно снова то, что нынче я решился вынести на суд читателей парочку из этих материалов. Они еще - будьте уверены! - войдут в мой бегемота графический труд, который


Песни бегемотов Вот летают бегемоты Над журчащим ручейком Я бегу, обутый в боты, С фиолетовым сачком. Как поймаю бегемота - В клетку сразу посажу. "Спой мне песню, друг любезный"- Бегемоту я скажу. Если песен петь не будет- Отпущу его тогда. Пусть летают бегемотов Очень тучные стада. Пусть летают бегемоты Там и тут, там и тут! И свои простые песни Нам поют, нам поют!

Cлайд 1

Cлайд 2

Тим Собакин -(настоящее имя – Иванов Андрей Викторович) - русский писатель. Автор прозы и стихотворений для детей.

Cлайд 3

Родился в 1958 году на Украине. В 1981 году окончил Московский инженерно-физический институт (МИФИ) по специальности математик-программист, а в 1987 году - еще и Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, специальное отделение факультета журналистики.

Cлайд 4

Уже с детства писал фантастические повести о полетах к другим планетам. В школе сочинял песни на собственные (разумеется, весьма слабые) стихи. Серьезно заниматься литературой начал с 1982 года, когда пытался сочинять что-нибудь стихотворное для своей двухлетней дочки. Однако поначалу успешно работал в юмористическом жанре для взрослых. Первым публикатором стал Лев Новоженов (популярный ныне телеведущий), который в те времена заведовал отделом сатиры и юмора в газете "Московский комсомолец". Там и было опубликовано его первое стихотворение в августе 1983 года.

Cлайд 5

Несмотря на то, что Тим Собакин писал в основном для взрослых, стихи всё чаще и чаще печатались в изданиях для детей. Так незаметно для себя он оказался в числе "детских" авторов. Литературными наставниками считал Валентина Берестова и Эдуарда Успенского – они во многом повлияли на творческую судьбу писателя. Помимо них, и поэты: Николай Заболоцкий, Даниил Хармс (произведения для взрослых), Эмма Мошковская.

Cлайд 6

В 1990 году Тим Собакин стал сперва заместителем, а потом и главным редактором великолепного детского журнала "Трамвай", который выходил до 1995 года – тиражи бывали свыше пяти миллионов экземпляров! (Кстати, и по сей день у него немало поклонников – стоит заглянуть в Internet). Затем работал литературным редактором не менее прекрасного журнала "Куча мала" (преемника "Трамвая").

Cлайд 7

Поскольку эти печатные издания были ориентированы на игровое начало, иронию, легкий абсурд, приходилось автору много писать самому в номер. Так, помимо основного псевдонима – Тим СОБАКИН – возникли и постепенно устоялись другие: Тихон Хоботов, Савва Бакин, Терентий Псов, Сидор Тяфф и даже Ника Босмит (Тим Собакин наоборот). Эх, веселое времечко было!..

Cлайд 8

В настоящее время работает шеф-редактором в Издательском доме "Веселые картинки", выпуская детские журналы "Трамплин" (о здоровом образе жизни) и "Филя" (о животных и природе). Активно сотрудничает со многими другими изданиями.

Cлайд 9

Пытается работать во всех мыслимых жанрах: поэзия, проза, научно-популярные статьи, игровые материалы, песни и прочее. Пользуясь современными компьютерными технологиями, создает музыку на свои стихи, а также отдельные композиции, которые иногда звучат в передачах радио и телевидения.

Cлайд 10

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Уже с детства писал фантастические повести о полетах к другим планетам. В школе сочинял песни на собственные (разумеется, весьма слабые) стихи. Серьезно заниматься литературой начал с 1982 года, когда пытался сочинять что-нибудь стихотворное для своей двухлетней дочки. Однако поначалу успешно работал в юмористическом жанре для взрослых. Первым публикатором стал Лев Новоженов (популярный ныне телеведущий), который в те времена заведовал отделом сатиры и юмора в газете "Московский комсомолец". Там и было опубликовано его первое стихотворение в августе 1983 года. Уже с детства писал фантастические повести о полетах к другим планетам. В школе сочинял песни на собственные (разумеется, весьма слабые) стихи. Серьезно заниматься литературой начал с 1982 года, когда пытался сочинять что-нибудь стихотворное для своей двухлетней дочки. Однако поначалу успешно работал в юмористическом жанре для взрослых. Первым публикатором стал Лев Новоженов (популярный ныне телеведущий), который в те времена заведовал отделом сатиры и юмора в газете "Московский комсомолец". Там и было опубликовано его первое стихотворение в августе 1983 года.

Слайд 5

Описание слайда:

Несмотря на то, что Тим Собакин писал в основном для взрослых, стихи всё чаще и чаще печатались в изданиях для детей. Так незаметно для себя он оказался в числе "детских" авторов. Литературными наставниками считал Валентина Берестова и Эдуарда Успенского – они во многом повлияли на творческую судьбу писателя. Помимо них, и поэты: Николай Заболоцкий, Даниил Хармс (произведения для взрослых), Эмма Мошковская. Несмотря на то, что Тим Собакин писал в основном для взрослых, стихи всё чаще и чаще печатались в изданиях для детей. Так незаметно для себя он оказался в числе "детских" авторов. Литературными наставниками считал Валентина Берестова и Эдуарда Успенского – они во многом повлияли на творческую судьбу писателя. Помимо них, и поэты: Николай Заболоцкий, Даниил Хармс (произведения для взрослых), Эмма Мошковская.

Слайд 6

Описание слайда:

В 1990 году Тим Собакин стал сперва заместителем, а потом и главным редактором великолепного детского журнала "Трамвай", который выходил до 1995 года – тиражи бывали свыше пяти миллионов экземпляров! (Кстати, и по сей день у него немало поклонников – стоит заглянуть в Internet). Затем работал литературным редактором не менее прекрасного журнала "Куча мала" (преемника "Трамвая"). В 1990 году Тим Собакин стал сперва заместителем, а потом и главным редактором великолепного детского журнала "Трамвай", который выходил до 1995 года – тиражи бывали свыше пяти миллионов экземпляров! (Кстати, и по сей день у него немало поклонников – стоит заглянуть в Internet). Затем работал литературным редактором не менее прекрасного журнала "Куча мала" (преемника "Трамвая").

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

В настоящее время работает шеф-редактором в Издательском доме "Веселые картинки", выпуская детские журналы "Трамплин" (о здоровом образе жизни) и "Филя" (о животных и природе). Активно сотрудничает со многими другими изданиями. В настоящее время работает шеф-редактором в Издательском доме "Веселые картинки", выпуская детские журналы "Трамплин" (о здоровом образе жизни) и "Филя" (о животных и природе). Активно сотрудничает со многими другими изданиями.

Слайд 9