Троицкий собор план. История собора Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. Лейб-гвардии Измайловский полк

Из книги "История Измайловского полка".

В январе 1732 года Императрица (Анна Иоанновна) переехала на место жительства в С.-Петербург и первою Ее заботою было устроить Измайловцам походную церковь в честь Св. Троицы. (С. 8).

В 1754 году был Высочайше утвержден проект деревянной церкви для Измайловского полка, по которому и начата была постройка, окончившаяся к 1 июня 1756 года. Церковь эта существовала до 1828 года, когда взамен был выстроен по тому же проекту каменный храм. (С. 26).

1828 год: 13-го мая 1828 года, в день Св. Троицы произошла закладка новой церкви. В строю находился 3-й батальон полка, (1-й, 2-й были в походе с 22-го апреля), а при закладке присутствовала Ея Императорское Величество Императрица Мария Федоровна, которую и был положен первый камень от имени Государя Императора, второй - от лица Императрицы Александры Федоровны, а третий - лично от себя. На закладке присутствовал вместе, со своею бабкою, внук Ея, Наследник Великий Князь Александр Николаевич и принц Оранский. (С. 90).

Наконец окончилась постройка теплой, каменной церкви. Начатая еще за 7 лет до этого, она приведена была в окончательную готовность 25 мая, в 4:30 утра. При колокольном звоне началось освещение северного предела в честь Св. Иоанна Воина, которое производил соборный архимандрит Нил. В 7:30 началось освещение южного предела в честь Св. Марии Магдалины, совершенное тоже соборным архимандритом Иодосием, после чего начался благовест. В 10 часов, началось освящение главного предела, во имя Св. Живоначальной Троицы, совершенное метрополитом московским и коломенским Филаретом, с архимандритами Палладием, Платоном и прочим духовенством. В 7 часов вечера, Государь Император с Государыней Императрицей и с Наследником престола, на возвратном пути своем из Москвы, изволили посетить храм и осмотреть его в подробности. Означенный храм, имея 38 сажень вышины, есть четвертая по вышине постройка в С.-Петербурге. Пять звездных глав его, грандиозно возвышаются над домами столицы, знаменуя собою благоволение Императора, к лейб-гвардии Измайловскому полку.

Под фундаментом этого храма вбито 5500 свай. Над этой работой трудились чины 3 батальона, так как, 1 и 2 батальоны, в это время были в походе. Церковь построена на 3000 человек. Иконостас работы купца Тарасова. Образ в иконостасе и по одному престольному в пределах, работы художника академии Майкова, стоимость в 50 000 рублей. На сооружение всего храма издержано из кабинета Его Величества 2. 473.512 рублей, 74 коп. В храм из Царских даров замечательны:

2) Воздух по голубому атласу с изображением посредине Спасителя и по краям двух Ангелов и 4-х Херувимов, с шитьем золотыми словами, собственноручной работы, Императрицы Елизаветы Петровны. К этому воздуху имеются два покровца, тоже собственноручной работы Императрицы.

3) Два серебрянных чеканных подсвечника, дар императрицы Елизаветы (18-го сентября 1753 года).

4) Золотые потир, дискос, звездица, лжица, копье, и две тарелочки.

5) Тоже с финивтивыми образами из ревневской яшмы, потир и дискос.

6) Крест большой напрестольный.

7) Ковчеги: в главном алтае серебрянный, в южном хрустальный.

8) Евангелие в серебрянном окладе.

9) Ризы зеленого бархата с измайловским шитьем.

Все эти дары Императора Николая Павловича:

10) Образа Спасителя, Богоматери, Исаакия Далматского, Александра Невского, писанные академиком Нефом, для Исаакиевского собора, и кроме того, других 8 образов пожалованы на церковь из Исаакиевского собора, Его Величеством, Государем Императором Александром Николаевичем. Кроме того, в храме хранятся мундиры, Императоров Александра I, Николая I и Александра II.

Как победные трофеи, в церкви Св. Троицы, хранятся ключи городов: Баязета и Карса и огромное количество турецких, английских и французских знамен, отнятых в последние две компании 1852-56, и 1877-78 года и между ними хранится знамя собственноручно отбитое, рядовым 2-й Роты л.-гв. Измайловского полка, Иваном Овчинниковым, при взятии укрепленной турецкой позиции у д. Горный Дубняк, 12-го октября 1877 года. Кроме того, в ознаменование отличия полка, под Горным Дубняком ему пожалованы 4 турецких орудия, взятых в редут, для помещения их около церкви. (С. 109, 110, 111).

Проект деревянной холодной церкви л.-гв. Измайловского полка. В. П. Стасов. 28 июня 1827




Описание

Свято-Троицкий собор в СПб расположен на Измайловском проспекте недалеко от реки Фонтанки на небольшой площади в окружении городской застройки. На огромной территории между современными Московским и Измайловским проспектами, между набережной реки Фонтанки и Загородным проспектом по ротам были расположены казармы Императорского лейб-гвардии Измайловского полка, сформированного по указу Императрицы Анны Иоанновны в 1730 году. Величественный белокаменный храм, его пять куполов, крытых краской голубого цвета и россыпью золотых звезд на высоких барабанах с полуциркульными окнами видны со многих точек города. Собор на Измайловском проспекте является зримым свидетелем военной истории России.


История Свято-Троицкого собора в Санкт-Петербурге в 19-м веке

Первая полковая деревянная церковь, построенная по инициативе Императрицы Елизаветы Петровны, была необратимо утрачена в 1824 году в результате разрушительного наводнения. В 1827 году Император Николай I будучи бывшим командиром лейб-гвардии Измайловского полка повелел начать строительство нового каменного большого Свято-Троицкого собора в Санкт-Петербурге. Храм был торжественно заложен в 1828 году на Измайловском проспекте.


Строительство собора велось по проекту зодчего В. П. Стасова и инженера П. П. Базена под личным руководством Императора Николая I. Для устройства фундамента в сложные по своей геологии грунты было забито 9000 свай. В плане собор представлял собой равносторонний крест, цоколь был облицован гранитом. Стены и колонны возводились из кирпича и укреплены металлической арматурой. Центральный купол должен был возвышаться на высоком с полуциркульными окнами барабане. В 1830 году при возведении центрального большого барабана и купола несущие колонны дали трещины из-за ошибки в расчетах. Работы по укреплению колонн и устойчивости главного купола выполнил инженер П. Базен. Боковые купола на высоких с окнами барабанах были расположены по осям крестообразного в плане храма. Снаружи все четыре придела с торцов были оформлены классическими портиками с колоннами, по бокам в нишах были установлены скульптуры. Основной объем собора был украшен праздничным фризом, на котором фигуры ангелов чередовались с лавровыми гирляндами.


В 1832 году Свято-Троицкий собор был освобожден от лесов, но 23 февраля 1833 года главный купол сорвало бурей, частично пострадала кирпичная кладка стен. Новый проект главного купола выполнил инженер П. Базен. В 1834 году купола собора были покрыты голубой краской с золотыми звездами.


Внутреннее пространство храма получилось очень светлым за счет белого цвета стен, пяти световых барабанов и огромных полуциркульных окон. 86 колонн коринфского ордера поддерживали центральный барабан с куполом. Старинные полковые образа были сгруппированы в особые киоты. Внутренние поверхности куполов храма расписал ярославский крепостной художник Тимофей Медведев с сыном Петром. Иконы для иконостаса были написаны известными академиками живописи того времени, многие иконы выполнил живописец-самоучка Николай Майков. Над алтарем была утроена сень, представляющая собой праздничную полуциркульную двойную колоннаду, увенчанную надписью «Сим знаменем победиши», довершал композицию огромный золоченый крест и голубь - символ Духа Святого.


В большой степени сформировали внутренний облик храма огромные иконы работы Тимофея Неффа с образами святых покровителей России: Спасителя, Божией Матери, Святого Исаакия Далматского, Святого Благоверного князя Александра Невского, Святых апостолов Петра и Павла, Святителя Николая Чудотворца, Великомученицы Екатерины. Позже иконы были заменены на мозаичные копии.


Особо почиталась старинная икона с образом Воскресения Христова в серебряной ризе с мощами Святых Иоанна Златоуста, Первомученика архидиакона Стефана, Великомученицы Варвары, частицей древа Креста Господня, а также иконы Успения Божией Матери и Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Накануне праздника Святой Троицы 25 мая 1835 года состоялось торжественное освящение Свято-Троицкого собора на Измайловском проспекте.

Строительство часовни

В 1893 году на углу Измайловского проспекта и улицы 1-й Роты Измайловского полка при Свято-Троицком соборе было решено построить часовню во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского. Часовня была построена по проекту инженера С. Кондратьева и торжественно освящена в 1895 году. Архитектура часовни напоминает Свято-Троицкий собор и миниатюре: в плане равносторонний крест. Высокий барабан и купол голубого цвета, украшенный золотыми звездами.

Военные трофеи Императорского лейб-гвардии Измайловского полка

Действующие полковые знамена помещались на самом почетном месте у клиросов. Георгиевское знамя с надписью «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России в 1812 г.», полученное полком в 1813 году, было установлено за правым клиросом. В период Крымских войн 1853-1856 и 1877-1878 годов в Свято-Троицкий собор были привезены военные трофеи с захваченных в сражениях вражеских кораблей. Трофеи, взятые в крупных сражениях в период войны России за освобождение балканских народов от турецкого ига располагались в притворе у главного входа в собор. У клиросов главного придела к стенам были прикреплены памятные доски с именами погибших в сражениях офицеров.



При Александре III была сооружена памятная колонна из трофейных пушек, выполненная по проекту военного инженера Г. М. Житкова и архитектора Д. Гримма. Колонна «Воинская Слава» сооружена из 100 трофейных орудий, сгруппированных в 5 ярусов и увенчана бронзовой фигурой Победы. На чугунной базе были установлены четыре турецких мортиры. На углах выбиты названия важнейших сражений русско-турецкой войны 1877-1878 годов. На гранитном пьедестале были укреплены памятные доски, посвященные освободительной войне на Балканах.

Благотворительная деятельность

В конце 19-го века при Свято-Троицком соборе был открыт военный лазарет для солдат Измайловского полка, приют для детей-сирот. Было создано Общество вспоможения бедным. В 1897 г. Свято-Троицкий собор к началу 20-го века стал крупнейшим в Петербурге духовным, просветительским и социальным центром.

История Свято-Троицкого собора в 20-м веке

После издания декрета советской власти в 1918 году об отделении Церкви от государства храм из полкового собора по своему статусу превратился в обычную приходскую церковь. Измайловского полка и полкового духовенства не стало. Новые власти стремились уничтожить Церковь, как институт. Религиозным обществам было запрещено владеть собственностью, осуществлять обучение детей, иметь права на имущество. Началась повсеместная экспроприация церковного имущества. В 1922 году в Троицкий собор тоже пришла комиссия по изъятию ценностей. Всего было вывезено около 2 кг. золота и 300 кг. серебра. Начались гонения на священнослужителей. В 1922 году большевиками были арестованы Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, настоятель Троицкого собора протоиерей Михаил Чельцов, всего 86 человек. Большую часть священнослужителей осудили и приговорили к тюремному заключению. Владыка Вениамин был растрелян. Отец Михаил, выйдя на свободу, получил назначение в церковь Воскресения Христова в Коломне.


В 1925 году из Троицкого собора были вывезены знамена Измайловского полка, военные трофеи, добытые в войнах с Турцией, сбиты памятные мраморные доски. В 1928 году колонна «Воинская Слава», как «символ российского милитаризма» была демонтирована, трофейные орудия, окружавшие ее были уничтожены.


30-е годы 20-го века стали для священнослужителей Троицкого собора особенно тяжелыми. Обвиненные в контрреволюционной агитации были расстреляны настоятель Троицкого собора протоиерей Михаил Чельцов, Митрополит Ленинградский и Гдовский Серафим, владыка Амвросий.
В 1933 году в Александро-Невской лавре был закрыт кафедральный Троицкий собор. Ленинградскую епархию возглавил Патриарх Алексий I. Он придал Свято-Троицкому собору статус кафедрального собора Пресвятой Троицы, но в 1938 году храм был закрыт.


В годы Великой Отечественной войны в подвалах Троицкого собора было устроено бомбоубежище, там проживали бойцы располагавшейся неподалеку зенитной батареи. После войны Троицкий собор представлял собой печальное зрелище. В храме находились неотапливаемые склады, здание приходило в упадок. Первая послевоенная реставрация была проведена в 1952-1956 годах.


В 1994 году при настоятеле Свято-Троицкого собора митрополите Иоанне вновь была образована православная община. Началась колоссальная работа по возвращению православного храма к жизни. В 1996 году митрополит Владимир назначил настоятелем Свято-Троицкого собора протоиерея Геннадия Бартова. В 1997 году была положена традиция всенощного бдения и архиерейских служб в Престольный праздник Пресвятой Троицы.

История Свято-Троицкого собора лейб-гвардии Измайловского полка в XXI веке

Для 2000-х годов характерна большая реставрация Свято-Троицкого собора в СПб. Были восстановлены фасады и купола, начались активные работы по восстановлению исторического интерьера. Большое количество религиозных святынь, церковной утвари, военных трофеев, знамен Измайловского полка Троицкому собору передал музей истории религии. В 2003 году президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин передал в дар Свято-Троицкому собору икону Пресвятой Троицы работы мастеров Северо-Запада Руси XV века. Начиная с 2003 года в Свято-Троицком соборе проводятся ежегодные хоровые фестивали в дни Светлой Седьмицы. В том же 2003 году на Лермонтовском проспекте был возрожден приют при Свято-Троицком Измайловском соборе для детей-сирот. В 2005 году была торжественно открыта и освящена воссозданная триумфальная колонна «Воинская Слава».

Пожар в Свято-Троицком соборе в Санкт-Петербурге

Восстановительные работы в соборе прервал страшный пожар, произошедший 25 августа 2006 года. Сгорели центральный и частично северный купола, чердачные помещения. Полностью сгоревший деревянный центральный купол и пострадавшие четыре малых купола, пострадавшие конструкции и внутреннее убранство храма необходимо было вновь восстанавливать.

Восстановление Свято-Троицкого собора

Для восстановительных работ был создан Городской штаб. Деревянные конструкции главного купола были заменены уникальными, изготовленными из клееного дерева полуарочными элементами, ставшими основой конструкции. Наружные работы и отделка внутреннего пространства велись поэтапно. 27 мая 2008 года были открыты малые купола собора. 9 октября того же года на главный купол был установлен 9-метровый золоченый крест.

Современная жизнь Свято-Троицкого собора в СПб

В 2010 году в день престольного праздника Пятидесятницы, восстановленный главный алтарь, освященный во имя Святой Живоначальной Троицы предстал перед паствой во всей красе. Божественная Литургия была проведена митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. В 2011 году Патриархом Кириллом в собор навеки была принесена православная святыня – частица мощей святой блаженной Матроны Московской, рядом с которой были помещены ковчежцы с частицами мощей святых благоверных Петра и Февронии Муромских и святых Учителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка в 2015 году отмечает 180-летие со дня освящения.

Информация

  • Архитектор

    Троицкий собор в Санкт-Петербурге - один из самых величественных в Северной столице. Памятник архитектуры эпохи позднего классицизма завораживает своей красотой и грандиозностью. Ансамбль из пяти куполов насыщенно-синего цвета заметен издалека - почти за 20 километров. Храм назван по имени Измайловского полка, основанного императрицей Анной Иоанновной в 1730 г. XVIII века. Собор также называют Троице-Измайловским, а полное историческое наименование звучит как Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка.

    Краткое описание собора (из истории)

    Батальоны Измайловского полка были переведены из Москвы в Санкт-Петербург к 1734 г. и решением Комиссии о Санкт-Петербургском строении размещены на реке Фонтанке. Первая полковая церковь, построенная в 1756 г., была деревянной. Пятиглавая, с боковыми куполами, изначальная композиция сохранилась и в дальнейшем.

    Из-за наводнения 1824 г. церковь, обветшавшая за почти столетие, сильно пострадала. Проект нового храма, крепкого и каменного, был составлен архитектором Василием Стасовым. Торжественная закладка будущего Троицкого собора состоялась в мае 1828 г., в присутствии членов царской семьи.

    Деньги на постройку были выделены из государственной казны и личных средств Николая I - он шефствовал над Измайловским полком ещё до вступления на престол.

    Несчастья, постигшие памятник архитектуры за историю существования, одним потопом не ограничились. В 1834 г. по вине другого природного катаклизма произошла авария - повредив конструкции из металла, ураган сорвал центральный купол. Новый, с деревянной основой, спроектировал Пётр Петрович (он же Пьер-Доминик) Базен, французско-русский инженер. В 1835 г. отделка была завершена окончательно, и митрополит Московский Филарет освятил храм накануне праздника Святой Троицы.

    Троицкий собор в Санкт-Петербурге

    В Троице-Измайловском соборе в Санкт-Петербурге в 1867 г. писатель Фёдор Достоевский венчался со своей второй женой, Анной Сниткиной; там же в 1894 г. отпевали известного русского композитора Антона Рубинштейна. Вскоре прогремела революция, и проведение служб в храме прекратилось, а все ценности были вывезены. В 30-е гг. XX века поднимался вопрос о сносе либо устройстве крематория в здании собора.

    В 1938 г. храм был закрыт, его помещения долго использовались как склады. Во время Великой Отечественной войны Троицкий собор пострадал сильнее, чем когда-либо: был разрушен один из боковых куполов, под обстрелами выбило стёкла и повредились стены, в подвале стояла вода. Реставрация проводилась не единожды, и свой прежний облик храм начал приобретать в 60-е годы, когда купола перекрасили из чёрного снова в ярко-синий цвет.

    Богослужения возобновились в 1990 г., когда Троицкий собор в СПб вернули Русской православной церкви. Ещё одно стихийное бедствие настигло храм в 2006г.: на строительных лесах, установленных вокруг самого большого купола, разгорелся пожар, в итоге уничтоживший находившиеся в центре деревянные конструкции - именно те, которые почти два века назад были утверждены при реконструкции после бури. Прихожане, присутствовавшие на богослужении, были успешно эвакуированы. Версия о преднамеренном поджоге, выдвинутая бывшим митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром, не подтвердилась.

    Измайловский собор

    Архитектура и убранство

    Высокий (80 метров) храм с белоснежными стенами построен в стиле ампир. Купола расписаны золотыми звёздами, как указывал Николай I (по подобию Архангельского и Тверского соборов), а основной цвет, по преданию, был выбран под цвет мундиров солдат Измайловского полка.

    Фасады украшают 6-колонные портики коринфского ордена; всего насчитывается 24 колонны, покрытые искусственным белым мрамором. Стены Троицкого собора по верху оформлены фризами (декоративными композициями) с изображениями ангелов, авторства скульпторов Самуила Гальберга и Ивана Леппе. Главный вход в храм располагается со стороны западного портика, и именно здесь можно увидеть бронзовые фигуры архангелов Гавриила и Михаила. Все четыре фасада декорированы барельефами.

    Для справки! Росписью стен и сводов внутри Троицкой церкви в СПб занимались художники Тимофей Медведев и Алексей Травин. Иконостас выполнен в форме полукруга и композиционно составляет единое целое с надпрестольной сенью.

    В соборе хранится старинная икона Святой Живоначальной Троицы, созданная в 1406 г. Ещё один уникальный образ - икона Святой блаженной Ксении Петербургской, хранительницы города, написанная с прижизненного портрета старицы. Невозможно не обратить внимание на огромные иконы с образами, идентичными сюжетам мозаики Исаакиевского собора, - это оригинальные полотна, с которых в середине XIX века и выполнялась мозаика.

    Красивейший собор в Питере

    По благословению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в храме постоянно находится частица мощей святой блаженной Матроны Московской .

    В Троицком соборе проводится ежедневный молебен у святых мощей преподобных Петра и Февронии, покровителей семьи.

    На территории храма в 1886 г. был установлен памятник Колонна Славы, по проекту архитектора Давида Шварца. Монумент представляет собой пять ярусов, составленных из 108 турецких пушек. Колонна увенчана фигурой Славы работы скульптора П.Шварца. Памятник был демонтирован в 1930 г., и в 1969 г. его заменил бюст В.Стасова, первого архитектора Троицкого Собора. В 2005 г. бюст убрали, и Колонна Славы была восстановлена.

    Для справки! Рядом с Троице-Измайловским собором расположена часовня святого Александра Невского, построенная в 1894-1895 гг. Часовня была закрыта в 1924 г. и тоже пострадала в ходе войны, но была полностью отреставрирована и в 1998 г. освящена митрополитом Владимиром.

    Расположение и режим работы

    Религиозная достопримечательность Санкт-Петербурга располагается на некотором удалении от центра города. До Троицкого собора проще всего добраться на общественном транспорте, доехав до станции метро «Технологический Институт» (синяя ветка; приблизительно 5-7 минут от ст.м. «Невский Проспект»). Выйдя из метро, нужно перейти Московский проспект, пройти один квартал по 1-ой Красноармейской улице до пересечения с Измайловским проспектом, где на горизонте появятся узнаваемые синие купола храма.

    Троицко-Измайловский собор изнутри

    В будние дни храм открыт для прихожан с 9:00 до 19:00, в воскресные дни и церковные праздники - с 6:00 до 20:00. Расписание богослужений всегда можно уточнить на официальном сайте собора , а задать интересующие вопросы и узнать новости

    Каждый житель Северной столицы скажет, где находится величественный белоснежный Измайловский собор. Адрес этого самого большого нашей страны: СПб, Измайловский проспект, седьмое строение. После революции оскверненный, но сегодня полностью возрожденный, собор по праву можно считать символом Российского государства Российского.

    История создания

    Солнечным теплым майским днем 1828-го года звоном колоколов в присутствии Императрицы Марии было возвещено о том, что в Петербурге заложен собор. Живоначальной Троицы, Лейб-Гвардии Измайловского полка, не знающего поражений, храм имел особое предназначение. Императорское воинское формирование не имело своей церкви, а потому солдатам и офицерам приходилось посещать другие приходы. Решение о храма принимал император Николай I. Именно по его желанию Троице-Измайловский собор должен был иметь три придела и вмещать до трех тысяч человек.

    Строительством руководили три человека: император, автор проекта архитектор Василий Стасов и инженер Петр Базен, руководивший Комитетом строений Санкт-Петербурга. Николай I контролировал процесс возведения, он лично утверждал проекты.

    Строительство собора шло достаточно трудно. При устройстве фундамента было заколочено в два раза больше свай, чем изначально предполагалось. Основание выкладывали из известняковых плит, нижнюю часть наружных стен - из гранита, а колонны - из кирпича.

    Архитектурные задумки

    Строился Троице-Измайловский собор долгих семь лет. Разрабатывая проект, архитектор Стасов взял в основу идею триумфа России и ее армии. Величественный собор своими невероятными размерами уступал только Исаакиевскому храму, который строился примерно в это же время. Согласно плану, строение представляло собой равносторонний крест с нетрадиционным для Русского зодчества расположением глав: они находились по осям креста. Венчающий постройку центральный массивный барабан доминировал над всем зданием. Собор имел три придела, из которых главный был посвящен Святой Троице, южный - св. Марии Магдалине, северный - св. Иоанну Воину.

    Открытие

    Двадцать пятого мая 1835-го года состоялось освящение храма. Рано поутру колокольный звон ознаменовал водоосвящение, а затем архимандрит Нил освятил приделы. Императорская семья посетила Измайловский собор в Санкт-Петербурге тот же день вечером, после возвращения из Москвы. Государь, в подробностях осмотрев храм, выразил благоволение архитектору. Постройку Троицкого собора современники оценивали как одно из крупных достижений отечественного зодчества. Сегодня посмотреть на него приезжают верующие не только из самых дальних уголков нашей страны, но и православные со всего мира.

    Описание

    Сегодня собор на Измайловском проспекте - это огромное пятикупольное здание, имеющее четыре белых портика коринфского ордера. Он, как и было задумано, вмещает более трех тысяч человек. Голубой купол собора виден еще за двадцать километров от города. Он считается вторым по величине в Европе. Деревянный купол был в 1834-м году создан инженерами П. Мельниковым и П. Базеном.

    В 1836-м году в стены собора вмонтировали мраморные памятные доски. На них выгравированы имена офицеров императорского полка, павших в сражениях под Аустерлицем, при Фридланде, Кульме и Бородине.

    Измайловский собор выстроен в стиле ампир. Его высота составляет около восьмидесяти метров. Голубые купола расписаны золотыми звездами. Фасады оформлены четырьмя шестиколонными портиками и скульптурными фризами. В нишах расположены ангелов. Они были созданы скульптором С. Гальбергом. Над фризом работал и знаменитый Леппе.

    Интерьер

    Измайловский собор просторный и светлый. Ощущение пространства создано благодаря особенностям интерьера. Двадцать четыре стройных коринфских колонны «поднимают к верху» барабан главного купола, отделанного кессонами с розетками. Создается впечатление, что он словно парит в воздухе.

    И колонны, и пилястры сделаны из белого мрамора. Изначально их было предложено покрыть на обыкновенной штукатурке белой клеевой краской, однако руководство полка ходатайствовало разрешение облицевать их.

    Малые купола, по голубому фону расписанные золотыми звездами, призваны создавать дополнительные подкупольные интерьеры. В одном из них устроен резной иконостас. Вначале он представлял собой закругленную стену. Сегодня этот иконостас, к сожалению, частично погублен. Надпрестольная сень решена как полуротонда из четырех колонн. Она с деревянным резным иконостасом составляет общую композицию.

    К освящению храма Николай I подарил яшмовые сосуды, сделанные в золотой оправе, и дарохранительницу в виде храма с колоннами, вырезанную из розового агата. Бронзовая трехъярусная люстра, изготовленная в 1865-м, утилизирована в сороковые годы прошлого столетия, когда был закрыт Троице-Измайловский собор.

    Святыни

    В соборе находится старинная икона Святой Живоначальной Троицы. Она считается самой старой среди всех имеющихся в петербургских храмах. Образ был создан более шести столетий назад - в 1406-м году. У него удивительная судьба: после революции ее изъяли советские власти. Икона была отправлена в Третьяковскую галерею, а после продана в частную коллекцию в США. В начале тысячелетия образ был выкуплен с аукциона Christie"s. Во время трехсотлетнего юбилея Санкт-Петербурга президентом Путиным икона была принесена в дар собору.

    Тысячи верующих ежегодно приезжают в Санкт-Петербург и посещают Измайловский собор, чтобы поклониться старице Матроне Московской. Ведь именно здесь постоянно пребывает частица мощей блаженной старицы. Люди рассказывают ей о своих бедах и, как свидетельствуют отзывы, по горячим молитвам сразу же получают ответы на все свои вопросы.

    Жители Северной столицы знают, что для создания счастливой семьи нужно прийти в собор на Измайловском проспекте и вознести молитву перед мощами преп. Петра и Февронии Муромских, где ежедневно происходит молебен.

    В храме есть уникальный образ. Это икона св. Ксении Петербургской. Нужно сказать, что образы блаженной матушки есть практически в каждой но находящаяся в Измайловском соборе принадлежит кисти Гирвеля и является первым прижизненным портретом старицы.

    К еще одному угоднику Божьему притекают верующие с молитвой. Это Николай Чудотворец. В Измайловском соборе хранится сразу два образа. Один из них - это икона святителя с житием, а вторая - келейная.

    Деятельность

    В апреле 1996-го года настоятелем храма был назначен протоиерей Геннадий Бартов. При соборе действует воскресная школа. Занятия для взрослых проходят посубботам перед вечерним богослужением. Школа пользуется большой популярностью у прихожан. Храм организует регулярные паломничества в Израиль, по святым местам Санкт-Петербурга и области, по следам многих святых.

    В 1867-м году в Измайловском соборе Ф. Достоевский венчался с А. Сниткиной. Здесь же отпевали знаменитого композитора Антона Рубинштейна.

    Когда в 1938-м году собор закрыли, было решено в его стенах открыть городской крематорий. К счастью, эти планы не осуществились. Однако храм все-таки пришел в запустение, поскольку здание использовали под овощехранилище. После окончания Отечественной войны в соборе начались широкомасштабные работы. Были восстановлены фасады здания. Работы были окончены в шестидесятых годах прошлого столетия, однако внутреннее убранство храма пришло было в страшном состоянии.

    В 2006-м году в соборе во время вечерней службы случился пожар. Он уничтожил главный купол и повредивший один из малых. Прихожане помогали выносить из горящего здания всю утварь, иконы, тем не менее, несколько алтарных образов пострадало. Правительством Петербурга на было выделило сто миллионов рублей.

    Троице-Измайловский собор и расположенная на его территории триумфальная колонна - Памятник славы возглавляют список красивейших исторических военных церковных ансамблей нашей страны. Храм имеет федеральное значение. Он является одним из четырех исторических доминант Санк-Петербурга вместе с Исаакиевским собором, Адмиралтейством и Петропавловской крепостью.

    Троице-Измайловский собо́р (Троицкий собор) - православный собор на Троицкой площади в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Полное историческое наименование - Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка.

    Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Адмиралтейского благочиннического округа. Настоятель - митрофорный протоиерей Геннадий Бартов.

    История

    Во времена Петра I на этом месте стояла деревянная часовня.

    Первые храмы

    Первый, походный, храм лейб-гвардии Измайловского полка был освящён 12 (23) июля 1733 года, вскоре после прибытия полка в Санкт-Петербург. Походный храм-шатёр устанавливался в летний период ближе к устью Фонтанки, в деревне Калинкиной. В церкви находились иконы, написанные иконописцем И. Г. Адольским (Одольским). Зимой чины полка молились в приходских храмах. После перемещения полка выше по реке, в 1742 году храм был перенесён в деревянную казарму. После очередного переноса, он был заново освящён 8 (20) ноября 1813 года и получил новый иконостас.

    1 (12) июля 1754 года епископом Сильвестром (Кулябкой) был заложен новый деревянный пятиглавый храм с приделом мученика Иоанна Воина, освящённый 1 (12) июня 1756 года. Образцом для строительства храма была церковь в имении духовника императрицы Елизаветы Петровны протоиерея Феодора Дубянского Керстово. Образа для храма были написаны М. Л. Колокольниковым. В церкви находились золочёные серебряные сосуды, подаренные императрицей, а также покровцы, вышитые ею.

    Богослужения в церкви совершались только в летний период, поскольку храм был холодным. Зимой службы проходили в храме, устроенном в казармах. Церковь сильно пострадала во время наводнения в 1824 году: в храме «вода стояла на три аршина».

    Собор

    После наводнения архитектору В. П. Стасову было предложено разработать проект нового каменного храма. При этом, образцом должна была оставаться старая деревянная церковь.

    Закладку нового храма совершил 13 (25) мая 1828 года митрополит Серафим (Глаголевский). На торжестве присутствовали императрица Мария Фёдоровна и цесаревич Александр Николаевич. Строительство осуществлялось на личные средства императора Николая I и казённые деньги. Стоимость возведения собора составила 3 миллиона рублей. Через четыре года здание было вчерне готово и началась внутренняя отделка. В процессе строительства приходилось восстанавливать сорванный 23 февраля (7 марта) 1834 года бурей купол и переписывать некоторые образа.

    В соборе 15 (27) февраля 1867 года состоялось венчание Ф. М. Достоевского с А. Г. Сниткиной, а 6 (18) ноября 1894 года - отпевание А. Г. Рубинштейна.

    При храме действовало благотворительное общество, имевшее в своём распоряжении богадельню, приют и бесплатные квартиры. В 1912 году было основано Братство православного воспитания детей.

    С июля 1922 года по 1924 год причт собора примыкал к обновленцам.

    В 1928-1938 годах был кафедральным собором митрополитов Ленинградских (Серафима (Чичагова) и Алексия Симанского).

    Собор был закрыт 22 апреля 1938 года. Предполагался его снос или перестройка в городской крематорий. Здание храма пострадало в Великую Отечественную войну. В 1952-1953 и 1966-1967 годах была осуществлена реставрация внешнего вида. В самом здании находился склад.

    Возвращён Русской православной церкви в 1990 году. В 2004 году реставрация была возобновлена.

    Восстановление собора после пожара 2006 года

    25 августа 2006 года произошло возгорание строительных лесов, установленных для реставрации купола собора, переросшее в сильный пожар. В результате пожара, в 17 часов 10 минут, произошло обрушение внешних конструкций большого купола собора на внутренний свод. От огня пострадали также два малых купола, уже отреставрированных к июню 2007 года. Эвакуация прихожан, присутствовавших на богослужении, проходившем в это время, и церковных ценностей прошла успешно, пострадавших не было; однако самому собору был нанесён непоправимый урон - полностью уничтожена деревянная конструкция купола, находившаяся в храме более 170 лет. Митрополит Владимир (Котляров) поспешил заявить, что он убеждён в преднамеренном поджоге храма и что у церкви якобы даже есть доказательство этому. Следствие по делу о пожаре за 7 лет так и не доведено до конца, но версия о поджоге не подтвердилась.

    9 июля 2007 года правительство Санкт-Петербурга выделило 58 миллионов рублей на реставрацию малых куполов собора (не тронутых огнём). 18 июля 2007 года губернатору была представлена концепция восстановления сгоревшего большого купола собора по технологии «клееный брус», разработанной компанией «ТВТ Стройинвест»: каркас был изготовлен из клеёной древесины хвойных пород и покрыт огнеустойчивым материалом.

    «Самый удачный вариант, так как он и пожаробезопасен, и очень облегчает все купольные конструкции.
    Вера Дементьева (КГИОП)»

    Предполагалось, что восстановление купола потребует - 120 миллионов рублей; реставрация фасадов собора - не менее 1 миллиарда рублей; замена инженерных коммуникаций, разработка проектной документации и установка пожарной сигнализации - 356 миллионов рублей. Генеральный подрядчик воссоздания главного купола - московская компания «ТВТ Стройинвест» (президент - доктор технических наук, заслуженный строитель России Шумилов Л. В.), работающая совместно с Центральном научно-исследовательском институте строительных конструкций имени В. А. Кучеренко, монтажные работы выполнялись петербургскими строителями, ОАО «ССК-26», ООО «Комфорт».

    В конце 2007 года были завершены работы на малом северном куполе и ликвидация последствий пожара. В главном куполе собора были проведены подготовительные работы, монтаж конструкций из клееного бруса, которые стали основой главного купола.

    Весной 2008 года началась роспись храма. В течение 2008 года производился монтаж каркаса центрального купола собора. 9 октября 2008 года состоялся чин освящения креста и его установка на центральный купол.

    Архитектура, убранство

    Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Вмещает более 3000 человек.

    Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери.

    Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов работы скульптора С. И. Гальберга. Над фризом также работал Иван Леппе.

    Интерьер украшен 24 коринфскими колоннами. Пилястры покрыты белым искусственным мрамором. Роспись собора производили художники А. И. Травин и Т. А. Медведев.

    Полукруглый иконостас, выполненный в мастерской А. Тарасова, оформлен коринфскими колоннами и композиционно образует единое целое с надпрестольной сенью. Образа были написаны В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, А. Е. Егоровым, Н. А. Майковым и В. К. Сазоновым.

    В 1872 году из Исаакиевского собора были переданы образа работы Т. А. Неффа и Д. Бузато. В соборе почиталась икона «Успение Пресвятой Богородицы».

    Иконы для боковых приделов были переданы из прежнего храма. Из первоначальной церкви были также переданы атласный иконостас И. Г. Адольского, иконы «Христос - Великий Архиерей» и «Воскресение Христово» (1738 года) с частицей мощей.

    На стенах собора висели трофейные турецкие знамёна, захваченные в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов, знамёна полка. В 1836 году в стены собора были вмонтированы белые мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. В витринах хранились ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов, а также мундиры августейших шефов.

    К освящению собора Николаем I были подарены яшмовые сосуды в золотой оправе и яшмовая дарохранительница в виде храма с колоннами из розового агата.

    В храме находилась трехъярусная бронзовая люстра весом около 5 тонн, изготовленная в 1865 году («утилизирована» при закрытии собора в 1938 году).

    Измайловский собор имеет подсобные помещения в подземном этаже, которые к 1990 году были затоплены водой. После проведения поэтапной реконструкции, был устроен зал, который получил название «Славянский». Зал расписан художниками творческой мастерской Владимира Куликова. Его зрительным и смысловым центром является образ Господа Вседержителя, выполненный в мозаичной мастерской Екатерины Огородниковой.

    Территория собора

    Собор является композиционным центром Троицкой площади.

    В память Русско-турецкой войны 1877-1878 годов 12 (24) октября 1886 года у здания собора был открыт Памятник Славы, созданный по проекту Д. И. Гримма из 108 трофейных турецких пушек, составленных в пять ярусов. Колонну венчает фигура Славы работы П. И. Шварца. На гранитном пьедестале были укреплены бронзовые доски с перечислением сражений и полков, участвовавших в войне. В 1925 году предполагалось заменить памятник на монумент декабристам. В январе 1930 года он был отправлен на переплавку, в 1969 году перед собором был установлен бюст В. П. Стасова работы скульптора М. Т. Литовченко. В 2005 году памятник архитектору был демонтирован, а Колонна Славы - восстановлена.

    В 1894-1895 годах, напротив храма, по проекту С. П. Кондратьева в память двух чудесных избавлений от смерти: спасения императорской семьи во время крушения поезда в Борках в 1888 году и спасения будущего императора Николая II в Японии - была выстроена в ампирном стиле часовня святого Александра Невского. Белый позолоченный иконостас часовни был вырезан П. С. Абросимовым, иконы написал И. А. Тюрин. Часовня была закрыта в 1924 году. В годы Великой Отечественной войны снарядом был сбит купол, а затем в ней размещалась торговая точка и склад. Работы по восстановлению начались в августе 1998 года, а 26 ноября её освятил митрополит Владимир (Котляров). Витраж и реставрация лепки выполнены творческой мастерской художника Владимира Куликова.

    Традиции

    В дореволюционное время прихожане блюли следующие традиции:

    В престольный праздник на соборной площади происходил полковой парад с окроплением знамен святой водой;
    В праздник Спаса Нерукотворного образа на Фонтанку отправлялся крестный ход для водосвятия;
    В праздник Успения Пресвятой Богородицы крестный ход шёл по окрестным улицам
    12 октября (старый стиль) служилась заупокойная литургия, в которой участвовал весь полк, в память о битве при Горном Дубняке.

    Святыни

    Крест с частицей Креста Господня и Голгофы.
    Икона с частицей мощей целителя Пантелеимона,
    часть епитрахили св. прав. Иоанна Кронштадтского;
    частицы мощей:
    Матроны Московской,
    Петра и Февронии Муромских,
    трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста,
    икона Святой Троицы 1406 года, возвращенная в Россию при личном содействии В. В. Путина и переданная собору от его имени.