В какую эпоху жил А.С. Грибоедов? Ломоносов-полиглот, моцарт-математик и другие неизвестные таланты известных людей Какими талантами обладал грибоедов

История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы Лебедев Юрий Владимирович

Личность Грибоедова.

Личность Грибоедова.

Нередко и у любителей русской литературы, и у профессиональных знатоков ее возникает недоуменный вопрос: почему столь одаренный человек, казалось бы, великий писатель – по сути и по призванию – создал всего лишь одну комедию «Горе от ума», вошедшую в классику русской и мировой литературы, и на этом поставил точку, отдаваясь в большей мере другим, далеким от литературы занятиям на дипломатическом поприще? Исчерпались ли у него творческие силы? Или этой комедией он исчерпал все, что хотел сказать русскому человеку о времени и о себе?

На эти вопросы нет однозначного ответа, хотя напрашивается один, связанный с самим характером русской литературы и культуры первой половины XIX века. Прежде всего в русских писателях этого времени поражает всякого широта творческих интересов и какой-то человеческий универсализм. Иногда он целиком реализуется в художественном творчестве, а порой выходит и за его пределы. Лермонтов, например, был не только поэтом и прозаиком, но еще и подающим надежды художником-живописцем, о чем свидетельствуют дошедшие до нас написанные его кистью пейзажи и портреты. О том, что Пушкин был замечательным рисовальщиком, говорят его черновые рукописи. Не случайно Т. Г. Цявловская посвятила им специальную монографию «Рисунки Пушкина». Но личность Грибоедова даже на этом фоне поражает своим энциклопедизмом и редкостной широтою занятий и увлечений, далеко уводящих порой автора «Горя от ума» от интересов литературных.

Судьба одарила Грибоедова, по его собственным словам, «ненасытимостью души», «пламенной страстью к новым вымыслам, к новым познаниям, к перемене места и занятий, к людям и делам необыкновенным». По широте духовных запросов и энциклопедизму познаний это был человек, напоминающий тип людей эпохи западноевропейского Возрождения. В университете он изучает греческий и латинский языки, позднее обучится персидскому, арабскому и турецкому. В нем просыпается еще и дар музыканта: Грибоедов играет на фортепиано, органе и флейте, изучает теорию музыки и занимается сочинением ее. Многое затерялось, но сохранились два вальса, ему принадлежащие. Музыкальные способности Грибоедова восхищали многих современников, его талант высоко ценил М. И. Глинка. Наконец, он Божией милостью дипломат, искусными усилиями которого был заключен с Персией поразивший самого императора своей очевидной выгодой для России мирный договор. Глубина и широта познаний Грибоедова в разных отраслях наук поражала многих его современников. Поэтому литературное призвание всегда конкурировало в сознании Грибоедова с множеством иных. В отличие от Пушкина он так и не смог стать профессиональным литератором. Да и жизнь его, короткая и стремительная, превратилась в сплошное путешествие, отвлекавшее автора «Горя от Ума» от сосредоточенности и напряженной кабинетной работы, без которой вообще невозможен труд писателя.

Из книги Мировая художественная культура. XX век. Литература автора Олесина Е

«Симфоническая личность» (Л. П. Карсавин) Лев Платонович Карсавин (1882-1952) в своих трудах вслед за В. С. Соловьевым и многими другими русскими философами развивал идеи всеединства, выстраивая его как иерархию множества «моментов» различных порядков, пронизанную

Из книги Литературные заметки. Книга 1 ("Последние новости": 1928-1931) автора Адамович Георгий Викторович

СМЕРТЬ ГРИБОЕДОВА Мало кто знает персидский язык и немногие поймут по названию романа Юрия Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара», что в нем говорится о гибели Грибоедова. Вазир-Мухтар значит по-персидски посланник, полномочный министр. Пристрастие к экзотической красочности

Из книги Пушкин: Биография писателя. Статьи. Евгений Онегин: комментарии автора Лотман Юрий Михайлович

Личность и творчество Ю. М. Лотмана Он любил писателей, которые, как ему казалось, «строили» свою жизнь (Карамзин, Пушкин), которые противостояли любым попыткам вмешаться в их частное существование, мужественно и творчески боролись за намеченные цели. Потому любил, что

Из книги Психология литературного творчества автора Арнаудов Михаил

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Детство и юность Грибоедова. Александр Сергеевич Грибоедов родился 4 (15) января 1795 (по другим данным – 1794) года в Москве в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Отец его, человек безвольный, в домашних делах участия не принимал, проводя свою жизнь за карточным столом, и

Из книги GA 5. Фридрих Ницше. Борец против своего времени автора Штайнер Рудольф

Гибель Грибоедова. «Горе от ума» явилось произведением, вынашиваемым автором на протяжении многих лет. После завершения работы наступил период душевной усталости. Много сил отбирало участие в русско-персидской войне, закончившейся выгодным для России подписанием

Из книги ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ автора Дмитриев Валентин Григорьевич

Из книги Письменный стол автора Каверин Вениамин Александрович

ПО СТОПАМ ГРИБОЕДОВА К произведениям, которые привлекали подражателей и продолжателей, относится и жемчужина русской драматургии - «Горе от ума».Одни из подражателей Грибоедову объявляли, будто нашли новые сцены или строки, якобы пропущенные в общепринятом тексте

Из книги Алексей Ремизов: Личность и творческие практики писателя автора Обатнина Елена Рудольфовна

ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР Читая научные труды Юрия Николаевича Тыпянова, написанные скупо, сдержанно, сложно, вы невольно представляете себе человека, глубоко погруженного в историю и теорию литературы, неразговорчивого, убеждённого, что кроме науки пет решительно ничего, что

Из книги Философия и религия Ф.М. Достоевского автора (Попович) Иустин

Из книги Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов автора Есин Андрей Борисович

Из книги Статьи о русской литературе [сборник] автора

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» Пьеса Грибоедова была значительным событием в литературной жизни начала 20-х тт. XIX в. и продолжала сохранять популярность впоследствии.Письмо Грибоедова П.А. Катенину раскрывает авторский замысел пьесы и ее основную идею:

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

Сочинение А.С. Грибоедова <…> Трагедия или комедия, как и всякое художественное произведение, должна представлять собою особый, замкнутый в самом себе мир, т. е. должна иметь единство действия, выходящее не из внешней формы, но из идеи, лежащей в ее основании. Она не

Из книги Статьи о русской литературе автора Белинский Виссарион Григорьевич

Горе от ума. Сочинение А.С. Грибоедова Впервые – «Отечественные записки». 1840. № 1. Отд. V. С. 1-56. Печатается вторая половина статьи по изд.: Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. III. М., 1953. С. 452–486.С. 53. Молох (миф.) – бог Солнца, огня и войны; символ неумолимой всеразрушающей силы.С. 54.

Из книги автора

Быкова Н. Г Комедия А. Г. Грибоедова «Горе от ума» Комедия, написанная Александром Сергеевичем Грибоедовым. К сожалению, нет точных данных о времени возникновения замысла комедии. По некоторым данным, она была задумана в 1816 году, но существуют предположения, что первые

Из книги автора

Горе от ума. Сочинение А. С. Грибоедова* Комедия в 4-х действиях, в стихах<…> Трагедия или комедия, как и всякое художественное произведение, должна представлять собою особый, замкнутый в самом себе мир, то есть должна иметь единство действия, выходящее не из внешней

: «Ах, Александр Сергеевич, сколько бог дал вам талантов: вы поэт, музыкант, были лихой кавалерист и, наконец, отличный лингвист!» . Тот улыбнулся и ответил собеседнику: «Поверь мне, Петруша, у кого много талантов, у того нет ни одного настоящего» . Грибоедов был скромен, однако это не преуменьшало его способностей в глазах современников. Его достижения в разных областях действительно впечатляли.

О них мы и расскажем в нашем материале.

Писатель

Александр Грибоедов вошел в историю как автор комедии «Горе от ума », именно это произведение имело наибольший успех и у современников, и у потомков. Однако в литературном наследии автора не одна, а целых шесть пьес, среди которых комедии «Молодые супруги» и «Притворная неверность».

Композитор

Наш герой был отличным музыкантом. Современники вспоминали, что его игра отличалась артистизмом, техническая сторона дела была для этого талантливого человека малоинтересна.

Грибоедов не только исполнял чужие произведения, но и создавал собственные. Среди наиболее крупных - фортепианная соната. К сожалению, она, как и детские песенки, сочиненные Александром Сергеевичем, до нас не дошла. Грибоедов не записывал свои музыкальные пьесы, и сегодня нам известны только два его вальса: «аs-dur» (ля-бемоль мажор) и «e-moll» (ми минор).

Полиглот

Как и любой образованный русский дворянин XIX века, Грибоедов в совершенстве знал французский, однако помимо языка Вольтера и Мольера , он владел английским, итальянским, немецким и даже греческим. Кроме того, он свободно читал на латыни. Знание иностранных языков привело к тому, что он получил место переводчика в Коллегии иностранных дел и стал секретарем посольства в Персии.

Талантливый управленец и верный друг

В период персидской кампании Грибоедов имел большое влияние в делах по управлению Кавказом. Он был сторонником мирного решения проблем в этой неспокойной стороне расширявшейся Российской империи. Надеялся, что назначение местных судей и инвестиции в регион предотвратят кровопролитие (как жаль, что к его мудрым словам не прислушались вовремя).

Писатель довольно долго оставался на Кавказе. Помимо воплощения в жизнь личных амбиций, здесь его держала и идея помощи осужденным декабристам. Александр Грибоедов использовал все возможные каналы: влияние на Паскевича и дружеские отношения со многими кавказскими военачальниками, от которых зависела судьба разжалованных в солдаты декабристов. Помогал он и деньгами, и словом участия, которое тоже значило очень много.

Дипломат

Александр Грибоедов был соавтором одного из важнейших дипломатических документов первой половины XIX века - Туркманчайского мирного договора, завершившего Русско-персидскую войну 1826–1828 годов. Согласно договору, России отошли территории Восточной Армении, Эриванское и Нахичеванское ханства. Также Персия обязалась не препятствовать переселению армян в русские земли.

Слово об Александре Сергеевиче Грибоедове.

Вы приступаете к изучению биографии А.С. Грибоедова. Приведённые ниже ресурсы помогут вам ответить на следующие вопросы:

  1. В какую эпоху жил А.С. Грибоедов?
  2. Какое образование и воспитание получил А.С. Грибоедов?
  3. В каких источеских событиях той эпохи принимал участие А.С. Грибоедов?
  4. Какие события, люди и вещи связаны с гибелью Грибоедова&

Советую вам для подготовки к контрольному тестированию выполнить следующие задания:

  • составить для себя хронологическую справку об образовании А.С. Грибоедова:
Событие Дата
Событие Дата

Что вас больше всего поразило в личности и жизненном пути А.С. Грибоедова? Напишите эссе на эту тему (задание выполняйте ниже).

А.С. Грибоедов - универсальный гений.

А.С. Грибоедова называют универсальным гением. Когда вы познакомитесь с материалами, расположенными ниже, вы поймёте почему.
Ответьте на вопросы:

  • Какими ещё талантами, помимо литературных, обладал А.С. Грибоедов?
  • Чем знаменит А.С. Грибоедов как дипломат?

Можно больше узнать об А.С. Грибоедове

З агадка "Горя от ума". Особенности драматического произведения

Новое произведение, «Горе от ума» было не похоже на предшествующие драматургические произведения. Чем оно отличалось и как отреагировали на это современники писателя, вы узнаете из этого урока.

План урока

    Замысел комедии.

    Каноны классицизма и комедия «Горе от ума». Отзывы современников и критиков.

    Знаменитые режиссёры о «Горе от ума».

    Контрольное тестирование.

    О том, что послужило причиной появления на свет знаменитой комедии «Горе от ума», вы узнаете из приведённой ниже справки. Подумайте над вопросом, что подсказало А.С. Грибоедову сюжет комедии: фантазия, рассказы современников, личный опыт. Попробуйте аргументировать свою точку зрения. Возможно, вам понадобятся для этого материалы предыдущего урока.

Каноны классициззма и комедия "Горе от ума". Отзывы современников и критиков

Горе от ума» своим появлением поставило под вопрос необходимость соблюдения канонов классицизма.
Ниже расположены материалы по данной теме. Прочитайте внимательно статью И.А Гончарова «Мильон терзаний».

Именно в ней вы найдёте ответы на следующие вопросы.

  1. Для классицизма характерны следующие каноны: единство места, единство времени, единство действия (если комедия начинается с любовной интриги, то только эта линия должна развиваться и в конце найти сою развязку), единство стиля (только высокий или только низкий), чёткое деление героев на положительных и отрицательных, идеализация положительных героев, длинные монологи главного героя. Какие каноны соблюдены А.С. Грибоедовым в комедии, а какие нарушены?
  2. Какую реакцию вызвало нарушение писателем норм классицизма?
  3. Какую роль сыграло, по оценке И.А. Гончарова, нарушение писателем норм классицизма?

Знаменитые режиссёры о "Горе от ума"

«Горе от ума», запрещённое при жизни автора, обрела свою сценическую жизнь позже. Пьеса не воспринималась ни режиссёрами, ни зрителями как архаичная.

Знаменитые режиссёры В.Э. Мейерхольд и К.С. Станиславский – лидеры двух совершенно различных по своим подходам направлений в театральном искусстве. У каждого из них были свои особые соображения по поводу постановки комедии «Горе от ума». Чьё мнение вам ближе, и какие бы вы дали установки современному режиссёру для постановки комедии ?

Контрольное тестирование

Русская критика об А.С. Грибоедове. Идеи декабризма в комедии

Этой темой мы завершаем изучение творчества А.С. Грибоедова. Его комедия «Горе от ума» была интересна русской критике не только конфликтом, который вряд ли когда-нибудь утратит свою актуальность, но и как историческое произведение, отразившее эпоху декабристов.

План урока

    Эпоха А.С. Грибоедова – эпоха декабристов

Феномен - одаренность А.С.Грибоедова. Жизненный путь и характер А.С.Грибоедова
Одаренность этого человека была поистине феноменальной. Его знания были огромны и многосторонни, он выучил множество языков, был хорошим офицером, способным музыкантом, выдающимся дипломатом с задатками крупного политика.
Но при всем том его мало кто помнил бы, если бы не комедия «Горе от ума», которая поставила Грибоедова в один ряд с величайшими русскими писателями.
В биографии Грибоедова много загадок и пробелов, особенно это касается детства и юности. Достоверно не известен ни год его рождения (1794 или 1795; хотя точно известен день — 4 января), ни год поступления в университетский благородный пансион. Не подтверждена документами широко распространенная версия, по которой Грибоедов окончил целых три факультета Московского университета и лишь из-за войны 1812 года не получил докторской степени.
Точно известно одно: в 1806 году он поступил на словесный факультет, а в 1808 году окончил его. Если Грибоедов действительно родился в 1795 году, как полагают большинство биографов, ему было тогда 13 лет.
Более достоверны сведения о жизни Грибоедова, начиная с 1812 года. При нашествии Наполеона Александр Сергеевич записался, как и очень многие московские дворяне, офицером в ополчение. Но участвовать в боях ему так и не привелось: полк стоял в тылу.
После войны будущий писатель служил в Белоруссии. Молодость Грибоедов провел бурно. Себя и своих однополчан, братьев Бегичевых, он называл «пасынками здравого рассудка» —■ так необузданны были их проказы.
Известен случай, когда Грибоедов как-то уселся за орган во время службы в католическом храме. Сначала он долго и вдохновенно играл духовную музыку, а потом вдруг перешел на русскую плясовую.
Проказничал и озорничал Грибоедов и в Петербурге, куда переехал в 1816 году (год провел в отставке, а затем стал чиновником Министерства иностранных дел). Но к этому времени он уже начал всерьез заниматься литературой. Из Белоруссии Грибоедов привез комедию (перевод с французского) «Молодые супруги».
В столице ее поставили не без успеха. Затем Грибоедов участвовал в качестве соавтора в написании еще нескольких пьес. Сцена стала его настоящей страстью. Он подружился с директором петербургского театра, драматургом Шаховским и особенно близко с талантливым поэтом и знатоком театра Павлом Катениным.
В соавторстве с Катениным Грибоедов написал лучшее из своих ранних произведений — комедию в прозе «Студент» (1817). При жизни Грибоедова она не попала ни на сцену, ни в печать. Возможно, выпады в адрес литературных противников (Жуковского, Батюшкова, Карамзина), стихи которых пародированы в пьесе, показались цензуре неприличными.
Не меньше авторской славы прельщала и притягивала Грибоедова закулисная жизнь театра, непременной принадлежностью которой были романы с актрисами. Одна из таких историй закончилась трагиче ски.
Два приятеля Грибоедова, кутилы Шереметев и Завадовский, соперничали из-за балерины Истоминой. Известный в городе дуэлянт Александр Якубович {будущий декабрист) раздул ссору, а Грибоедова обвинил в неблагородном поведении. Шереметев должен был стреляться с Завадовским, Якубович — с Грибоедовым.
Обе дуэли должны были состояться в один день. Но пока после первой дуэли оказывали помощь смертельно раненному Шереметеву, время ушло. На другой день Якубовича как зачинщика арестовали и сослали на Кавказ. Грибоедова не наказали, но общественное мнение сочло его виновным в смерти Шереметева. Начальство решило удалить из Петербурга чиновника, «замешанного в историю».
Грибоедову предложили занять место секретаря русской миссии либо в Соединенных Штатах Америки, либо в Персии. Он выбрал второе, и это решило его судьбу.
По дороге в Персию Грибоедов почти на год задержался в Тифлисе. Там состоялась отложенная дуэль с Якубовичем. Грибоедов был ранен в руку — для него, как музыканта, это было весьма чувствительно.
В Персии Грибоедов прослужил три года, затем перешел «чиновником по дипломатической части» в штат главноуправляющего Грузией генерала А.П.Ермолова. Служба в Тифлисе при этом незаурядном человеке много ему дала.
1823—1824 годы Грибоедов провел в отпуске—в Москве, в деревне Бегичевых, в Петербурге. Его новое сочинение — комедия «Горе от ума» — произвело фурор.
Задумана комедия была еще в Персии, начата в Тифлисе, а закончена в деревне у Бегичевых. Автор читал пьесу во многих литературных салонах. Но ни напечатать, ни поставить «Горе от ума» ему не удалось.
Едва ли комедию не пропускали из-за политической остроты: сомнительных в этом отношении мест в «Горе от ума» не так много; их нетрудно было бы снять или смягчить. Но пьеса имела привкус скандала: многие москвичи в ее персонажах узнавали себя (как правило, ошибочно). Скандал-то и желала предотвратить цензура. Власти запретили даже спектакль, который студенты театральной школы хотели представить в узком кругу.
В альманахе «Русская Талия на 1825 год» напечатали лишь вторую половину первого акта и весь третий. Полный текст распространялся в тысячах рукописных копий.
В январе 1826 года, после восстания декабристов, Грибоедова арестовали по подозрению в причастности к заговору. Через какое-то время он был не только освобожден, но и получил очередной чин, а также пособие в размере годового жалованья.
Серьезных улик против него действительно не имелось, да и сейчас нет документальных подтверждений тому, что писатель как-то участвовал в деятельности тайных обществ.
Наоборот, ему приписывают пренебрежительную характеристику заговора: «Сто прапорщиков хотят перевернуть Россию!». Но, возможно, своим оправданием Грибоедов обязан заступничеству родственника — генерала И. Ф. Паскевича, любимца Николая I.
В 1828 году Грибоедов получил назначение полномочным посланником в Персию. По дороге, в Тифлисе, он страстно влюбился в княжну Нину Чавчавадзе — дочь своего старого приятеля, грузинского поэта Александра Чавчавадзе, и обвенчался с нею.
Супружеское счастье было безмерно, но скоро оборвалось. Через месяц после свадьбы молодые супруги выехали в Персию. Нина остановилась в пограничном Тавризе, а Грибоедов двинулся дальше — в столицу Персии Тегеран.
Всего месяц спустя там разыгралась трагедия. 30 января 1829 года посольство было разрушено, й все, кто в нем находились, перебиты. Спасся только один человек.
Похоронили Грибоедова в его любимом Тифлисе, в монастыре святого Давида на горе Мтацминда. На могиле вдова поставила ему памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».
Жизнь А. С. Грибоедова интересна и поучительна. Из его биографии мы узнаем, какими были и как вели себя представители передового образованного дворянства.

Публикации раздела Традиции

Неизвестные таланты известных людей

С ергей Прокофьев мог составить конкуренцию лучшим шахматистам мира, Александр Грибоедов писал изумительную музыку, а в честь Александра Бородина названа открытая им химическая реакция. Да, с такой стороны наши известные композиторы и писатели знакомы далеко не всем. Кажется, фразу «талантливый человек талантлив во всем» придумали именно о них.

Александр Грибоедов - композитор

Александр Грибоедов. Иллюстрация: stapravda.ru

По традиции русских дворянских семейств маленького Грибоедова учили музыке. Он с детства прекрасно играл на фортепиано и знал музыкальную теорию. Окружающие отмечали у мальчика впечатляющее исполнительское мастерство. Став взрослым, Грибоедов продолжил музицировать и как солист, и как аккомпаниатор. Так, вместе с композитором Алексеем Верстовским он впервые исполнил романс «Черная шаль».

К сожалению, из всех музыкальных сочинений самого писателя сохранились всего два - Вальс ми минор и Вальс ля-бемоль мажор.

Вальс ми минор (1823)

Вальс ля-бемоль мажор (1832)

Первый был создан зимой 1823 года. В это время Грибоедов завершал работу над комедией «Горе от ума» и часто бывал на балах, чтобы потом в своем произведении описать жизнь московского света. Свое меланхоличное музыкальное творение он подарил юной Елизавете - сестре своего друга Степана Бегичева, которой он прививал любовь к искусству, чтению серьезных книг, а также неприязнь к светскому обществу.

Вальс ля-бемоль мажор был подарен Грибоедовым известной польской пианистке Марии Шимановской, на концертах которой он несколько раз бывал.

Александр Бородин - химик

Александр Бородин (пятый слева в верхнем ряду) среди основателей Русского химического сообщества. Фотография: chemsoc.ru

Толстой верил, что обучить можно любого человека - при условии отказа от всяческого принуждения. Крайне важным нововведением в его системе был полный отказ от насилия - самым суровым наказанием считалось получить недопуск к занятиям. Их, к слову, посещали около 40 ребятишек из местных деревень. Обучение было бесплатным, доступным как для девочек, так и для мальчиков. Уроки начинались в восемь утра. В качестве учителей выступали московские и тульские семинаристы, а также сам граф. Он стремился превратить воспитанников в дружную семью. Посещаемость была необязательной - и все же занятия мало кто пропускал. Помимо таких предметов, как чтение, история и математика, в учебном плане нашлось место столярному делу и сельскохозяйственным работам.

Лев Николаевич строгим педагогом не был: частенько вместе с детьми устраивал игры, лазал по гимнастическим снарядам и с удовольствием катался с ледяных горок. Как-то раз устроил лотерею и подарил победителю лошадь.

Вскоре в округе появились порядка двадцати школ по методике Толстого. А школа в Ясной Поляне закрылась спустя три года работы. Лев Николаевич вернулся в большую литературу.