Вставь пропущенные буквы о е после шипящих. Тренировочные упражнения


5. ПРАВОПИСАНИЕ О И Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц

В РАЗЛИЧНЫХ МОРФЕМАХ.

О И Е ПОД УДАРЕНИЕМ.

О И Е В БЕЗУДАРНОМ ПОЛОЖЕНИИ

В Н И М А Н И Е! Используя таблицы, вспомните правила написания:

О - Е (Ё) в к о р н я х после шипящих

● Следует изменить слово или подобрать родственное: жёлтый – желтеть, шёлк – шелка, пчёлы – пчела, щёки – щека и т.д.

З а п о м н и т ь слова, в которых всегда пишется О : шов, шоры, шорох, обжора, крыжовник, чопорный, трущоба, трещотка, чокаться, жокей, жонглёр, шоссе, шоколад, шофёр, капюшон.

Н е с м е ш и в а т ь:

в сущ. – О: ожог руки, подж о г дома.

в глаг. – Ё: ожёг руку, подж ё г дом.

О - Е после шипящих и Ц в с у ф ф и к с а х

и о к о н ч а н и я х существительных

О - Е после шипящих и Ц

в с у ф ф и к с а х наречий

О - Е после шипящих и Ц в с у ф ф и к с а х

и о к о н ч а н и я х прилагательных

Упражнение 32. Вспомните правила на правописание О и Е после шипящих и Ц в различных морфемах. Вставив пропущенные буквы, выучите правило с «исключениями».

А . Ш_колад, ш_фер, крыж_вник,

Ш_в, ш_ссе, обж_ра, ш_рник ,

Капюш_н, ж_кей, чащ_ба,

Ш_рох, ч_порный , трущ_ба .

Б . Ч_каться, щ_голь, обж_ра, ш_рох, ож_г на руке, лезть на рож_н; друж_к, холщ_вый, реч_нка, ситц_вый, обнаж_нный, стереж_т, моч_ный, туш_ный, ш_пот, расч_ска, ш_к, ш_рты, лиц_м, деш_вый, щ_лкать, утром свеж_; девч_нка, свеж_го ветра; больш_го паруса; суш_ный, перч_ная туш_нка; камыш_вый, спорить горяч_; ч_ткий, рассказывал певуч_; ноч_вка в лесу; свинц_вый, внуч_нок, птенц_в, туч_й, окруж_нный, бойц_, шалаш_м, луж_й, кольц_вая, плеч_м, вооруж_н, смеш_н, ц_кот, трусц_й, мыш_нок, ж_сткий, сожж_т, груж_ный вагон, раздраж_нный, с блестящ_й, свеч_й, привлеч_нный, приближ_нный, отц_в.

Упражнение 33. Прочитайте текст выразительно. Выпишите слова с пропущенными буквами на заданную тему.

Объясните правописание Е и О после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях слов.

Объясните расстановку знаков препинания.

Выпишите из толкового словаря в свой словарик значение выделенных слов. Составьте с ними словосочетания или предложения.

Ч_порный ч_рт в ч_рной ш_лковой одеж_нке сидел на ж_стком диване и пил деш_вый кофе, изредка ч_каясь со своим отражением в тяж_лом глянцевитом самоваре, стоящем на скатерти ш_коладного цвета. Ч_рт был больш_й обж_ра и, несмотря на изж_гу и больную печ_нку, объедался крыж_вником.

Поев и погрозив своему отражению пальцем, ч_рт, встряхнув ч_лкой, пустился танцевать чеч_тку . Ц_канье его копыт было столь сильным, что в ц_кольном этаже думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако ч_рт был не очень искусным танц_ром и, совершив один не совсем удачный скач_к, врезался в самовар и обж_г свой пятач_к, покрытый мягкой ш_рсткой. Ож_г был очень тяж_л. Огорч_нный чёрт кинулся к боч_нку с моч_ными яблоками и сунул в него обожж_нный пятач_к. «Правду говорят, что небереж_ного бог не береж_т», – чертыхнулся ч_рт чертовской пословицей.

(С. Волков)

Упражнение 34. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание наречий.

Хорош…выглядеть, горяч… от солнца, свеж… на палубе, музыка действует вдохновляющ…, защитить диплом блестящ…, бежать неуклюж…, говорить общ…, надвигалась зловещ…, рассказывать певуч…, закричать угрожающ…, отвечать вызывающ…, улыбаться заскивающ…, волнующ… прекрасное выступление.

Упражнение 35. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. ●Выпишите из толкового словаря в свой словарик значение выделенных слов. Составьте с ними словосочетания или предложения.

Ч_порный человек, устранить ш_винизм , жёлтый капюш_н, железный ж_лоб , крепкий ш_в, старый ж_рнов , жалкая трущ_ба , крупный ж_лудь, погрузить в щ_лочь , гладкое ш_ссе , крупный обж_ра, опытный ш_рник, ловкий ж_кей, густая чащ_ба .

Упражнение № 36. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите морфему, в которой пропущена буква. Объясните графически выбор орфограммы.

Сделайте вывод о выборе орфограммы Ё – О в различных морфемах. Подберите антоним к слову маж_рное (настроение); подберите синонимы к слову кумач_вый , расположив их в порядке усиления признака.

Ж_сткий диван; неровный ш_в; древним летописц_м; окруж_нный лесом; ч_ткий ответ; маж_рное настроение; разж_г огонь; серьезная уч_ба; чуж_го края; плюш_вый медвеж_нок; испеч_шь пирог; любить горяч_; грош_вый выигрыш; пораж_н красотой; скромная прич_ска; жалкая душ_нка; намеренный подж_г; крепкая беч_вка; тяж_лый ож_г; неясный ш_пот; парч_вый халат; забавная собач_нка; вещ_вой меш_к; камыш_вый кот; маленькая шапч_нка; книж_нка; горяч_ спорить; говорил певуч_; ветхая одеж_нка; сбереж_т здоровье; пуч_к травы; ж_лтый крыж_вник; сокращ_нный вариант; теч_т реч_нка; выч_ркивать из списка; знать напереч_т; суш_ные грибы; лиш_нный прав; прож_рливый зверь; новым абзац_м; просить умоляющ_; кумач_вый цвет; короткие ш_рты; свеж_й струей; ч_тное число; новый капюш_н; розовощ_ким малыш_м; сладкая сгущ_нка, корч_вка леса; прож_ванный хлеб.

Упражнение № 37. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя их правописание.

1. Ухаж_р сломал деревянный каблуч_к, поэтому не смог танцевать чеч_тку. 2. Был огорч_н мальч_нка, потерявший купленный сач_к. 3. Если увлечённый папа готовит крюч_к, значит, на рыбалку его сердце влеч_т. 4. Хотя могли мы двери открыть обыкновенным ключ_м, кто-то до нас их сломал кирпич_м. 5. Стажер, победивший в конкурсе, получил знач_к. 6. В кош_лке несли срезанный сморч_к для начинки в пирож_к. 7. Настолько обж_ре надоела диета, что он съел за ужином три свиные котлеты, тарелочку жареной печ_нки и баночку консервированной туш_нки.

Упражнение № 38. Спишите, вставьте пропущенные буквы, в словах с пропуском выделите корень.

Тонкая ж_рдочка; деш_вый товар; спелый ж_лудь; длинная беч_вка; завитая ч_лка; красивый ш_лк; ч_рствый хлеб; тяж_лая ноша; ч_рная кош_лка; легкий ч_лн; ж_сткая щ_тка; чугунная реш_тка; кривой ш_в; щ_лкать; ч_порный вельможа; тихий ш_рох; спелый крыж_вник; городские трущ_бы; полуш_пот; ш_ковая терапия; ож_г руку, ож_г руки; ж_нглер; ш_фер; мокрое ш_ссе.

Упражнение № 39. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте таблицу, дополните ее своими примерами.

6. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ Ы И И

ПОСЛЕ ПРИСТАВОК И ПРЕДЛОГОВ

В Н И М А Н И Е! Используя таблицу, вспомните правило правописания г ласных Ы и И после приставок


Ы:

И:

●после всех русских приставок, оканчивающихся согласным звуком: играть – с ы грать, от ы грать;

искать – под ы скать, раз ы скать, из ы скать, раз ы скиваемый роз ы ск, вз ы скание и др.


●после приставок, оканчивающихся гласным звуком, в корне, начинающемся с буквы и: по и ск, не и нтересный, на и гранный

●после приставок МЕЖ-, СВЕРХ-: меж и нститутский, сверх и зысканный и др.

●после иноязычных приставок и частиц КОНТР-, ДЕЗ-, ТРАНС-, ПАН- пан и сламизм, дез и нформация, контр и гра, дез и нфекция, суб и нспектор и др.

●в сложных словах: мед и нститут, спорт и нвентарь, пед и нститут, сан и нспекция и др.


З а п о м н и т ь:

взирать

изымать


отнимать

подымать

поднимать

отымать

снимать

взимать

Упражнение № 40. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните значения выделенных слов.

Без_дейный, без_скусственный, без_скусный , небез_звестный, небез_нтересный, пред_юльский, под_мать, с_мпровизировать, из_скательский, без_глый, из_мать, сверх_зысканный, вз_мать, транс_орданский, суб_нспектор.

Упражнение № 41. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните их написание. Выполните полный синтаксический разбор 1-го предложения.

1. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив пред_дущего. (И.Павлов) 2. Эта река принимает в себя без_мянный приток. (В.Арсеньев) 3. Барыня разгневалась, расплакалась, велела от_скать его (Герасима). (И.Тургенев) 4. Было приказано, от_скав брод, перейти на ту сторону. (Л.Толстой) 5. Судя по посадке людей и по тому, как мотали головами раз_гравшиеся лошади, эскадрон только что шел на рысях. (А.Фадеев) 6. Спокойное отчаяние, без_сходная тоска звучали в песне моего товарища. (М.Горький) 7. Нам предстояла сверх_нтересная поездка.

Упражнение № 42. Прочитайте данные сочетания слов сначала без предлогов, затем – с предлогами. Что наблюдаем в произношении начального гласного И? Отразите это в транскрипции. Замените данные сочетания слов одним словом по о б р а з ц у: без имени – безымянный; под, игра – подыграть.

1. От имени, между империалистами, без инициативы, впреди идущий, перед историей, без исхода, без идеи, перед июнем, между издатлями, между институтами, перед инфарктом.

2. Под, искать; раз, искать; из, искать; сверх, интерес; раз, игра; под, итог; спорт, инвентарь.

7. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ Ы и И ПОСЛЕ Ц

В Н И М А Н И Е! И - Ы после Ц .

Упражнение № 43. А. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Ц_ плята весь день на ц_ новке лежали.

Ц_ плята ц_ нгою ужасно страдали.

Ц_ ган их на ц_ почках водит в больницу.

Велел им там доктор ц_ булей лечиться.

Был доктор в халате, как в панц_ ре жук.

«Ц_ буля, – сказал, – не микстура, а лук».

Б. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Используя данные примеры, составьте схему правил: «Ы и И после Ц».

●Объясните значение выделенного слова. К каким словарям вы обратитесь в случае затруднения? Составьте с данным словом предложение.

Ц_нковый гроб, выписать ц_тату, ц_кнуть на брата, теплая ц_гейка, античная ц_вилизац_я, хорошая дикц_я, новый ц_ркуль, вспышка зарниц_, иниц_ативный сосед, явный ц_низм, толстый панц_рь, смуглолиц_ый человек, сестриц_н платок, приехать в Цариц_но, пож_лая ц_ганка, ц_клонный ветер, золотой ц_ферблат, агитац_я пац_фиста , желтый ц_пленок, ц_ц, встать на ц_почки, круглолиц_й ребёнок.

Упражнение № 44. Выпишите из текста слова с И и Ы после Ц, распределив их в две колонки. Вставьте пропущенные буквы. Объясните условия выбора И и Ы после Ц.

и | ы

Аттракц_онов в ц_рковом представлении было много. Все птиц_: и скворц_, и синиц_, и даже неуклюжие куриц_ – были молодц_ и необыкновенные умниц_. Они становились на ц_почки, весело клевали огурц_ и перелетали со спиц_ на спицу. Самая большая курица водрузилась на панц_рь огромной по размерам черепахи. Потом она стала клевать ц_трусовые.

Скворц_, эти неутомимые бойц_, так толкали друг друга, как будто на арене ц_рка происходила настоящая революц_я.

Вдруг совершенно неожиданно появился удивительно красивый ц_ган в ц_линдре с ц_пленком в руках. За ц_ганом на ц_почках шла его очаровательная помощница. Желтый маленький ц_пленок вызвал бурные аплодисменты у публики, когда совершенно верно пропищал в микрофон столько раз, сколько обозначали ц_фры, показанные ему.

В конце выступления ц_ган, к всеобщему изумлению, достал из маленького ц_линдра цветы: нарц_ссы, настурц_и – и под бурные аплодисменты подарил их зрителям. (Из газеты «Русский язык»)

Упражнение № 45. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите морфемы, в которых есть орфограммы «И – Ы после Ц в различных частях слова».

Выпишите из толкового словаря в свой словарик значение выделенных слов. Составьте с ними словосочетания или предложения.

Подберите антонимы к словам принц_пиальность, д_сс_миляция.

А. Ин_ц_атива, классиц_зм, делегац_я, акц_онер, лисиц_н, агитац_я, декл_рац_я, антиц_клон, бледнолиц_й, газ_фикац_я, ц_ремония, интел_генц_я, ц_пенеть, модернизац_я, канц_лярия, ц_вилизац_я, ц_низм, операц_я, прец_дент , исц_лить, синиц_н, коэф_ц_ент, провинц_альный, коллекц_я, Птиц_н, лиц_мер, эксплуатац_я, ин_ц_алы, демокр_тизац_я, ц_нзура, проц_дить, инц_дент, ц_ркуляр, плоскогубц_, ц_линдр, эск_лац_ия , ц_почка, ц_рюльник, проц_дура, комп_нсац_я, д_сс_миляц_я , принц_пиальность, ц_плята, взять под уздц_, расц_ловаться, рец_нзент, дисц_плина, оц_пенеть, рец_див , нац_я, ц_кличность, рац_он, ауд_енц_я, грац_озный, сц_пление, соц_ология , ц_лебный, энц_клопедия, тр_диц_я, рез_денц_я, спец_алист, рест_врац_я, информац_я.

Б. Ц_рк, ц_ркуль, панц_рь, ц_гейка, ц_фра, ц_нк, ц_тата, ц_трусовый, демонстрац_я, акац_я, станц_я, информац_я, медиц_на, коллекц_я, репетиц_я, ц_ркач, ц_рковой, ц_тировать, ц_кл, ц_клон, ц_клоп, ц_ник, ц_анистый, ц_гарка, операц_я, ц_ган, ц_кнуть, ц_пленок, ц_плячий, ц_ганский, продукц_я, милиц_я, позиц_я, экспедиц_я, редакц_я, сигнализац_я, иниц_атива, репродукц_я, спец_альность, ц_ркуляция, иллюстрац_я, отц_, огурц_, улиц_, молодц_, бойц_, удальц_, девиц_, красавиц_, учениц_, танц_, сестриц_, лестниц_, столиц_, гусениц_, куниц_, птиц_, синиц_, овц_, ножниц_, рукавиц_, щипц_, конц_, бледнолиц_й, круглолиц_й, сестриц_н, лисиц_н, Куниц_н, Пшениц_н, на ц_почках, ассоциац_я, интеллигенц_я, провинц_я, дикц_я, скворц_, смуглолиц_й, спиц_, зарниц_, иниц_алы, принц_пы, пац_енты, репутац_я, грац_я, реализац_я, ц_ничный, эмоц_и, соц_альный, символизац_я, иллюминац_я, администрац_я, авиац_я, инспекц_я, полиц_я, ассигнац_я, формац_я, оконц_, пальц_, станиц_, мельниц_.

Упражнение № 46. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания; раскройте скобки.

В словах с пропуском букв, в которых есть орфограммы «И – Ы после Ц в различных частях слова», выделите морфемы.

Дайте толкование выделенного слова, подберите к нему синонимы.

Выполните синтаксический разбор 9-го предложения.

Разберите по составу слова ц_пленок, беспринц_пным, сестриц_н, зубч_тые .

1. Ц_пленок (не)известно зачем попавший в дом с_ротливо п_щал бродя по гостиной. (И.Бунин) 2. Машинист попыхивая ц_гаркой поглядывал в окошко словно чего(то) ож_дал. (М.Шолохов) 3. Зубчатые стены ц_тадели кажутся панц_рной чешуей доисторического ч_довища насторож_но застывшего у берега залива. 4. Влажный ц_клон с запада принес низкую облачность. 5. Я полностью на вашей стороне одобряю и поддерживаю вашу ин_ц_ативу. 6. Он ок_зался беспринц_пным критиком произвольно кромсавш_м статьи сотрудников. (В.Кулешов) 7. Он долго рассматривал сестриц_н портрет написанный молодым художником. 8. В результате этой реакц_и в ц_линдре образуется п_рошок который (не)возможно уд_лить. (А.Казанцев) 9. Из-за изломанных краев ледяной глыбы вып_лзали трактора волоча за собой т_желые сани с огромными ц_стернами. (А.Казанцев) 10. Выше всего я ставлю служение принц_пу. (А.Казанцев) 11. Несколько раз дост_вал компас молча смотрел на ц_ферблат и уб_рал в к_рман. (В.Мясников) 12. В село въезжают верениц_ поля покинувших телег. (Н.Языков) 13. И были мыслям улиц_ тесны. (В.Устинов) 14. Варька на ц_почках подкралась к кровати (не)отрывая взгляда от лица спящего. (Б.Акунин) 15. Парень прошел к камельку снял рук_виц_ взял их (под)мышку прот_нул руки к плите. (В.Шукшин) 16. Птиц_н как(то) (не)лепо взм_хнув руками устр_мился в ворота. (А.Адамов) 17. Когда я ехал бумага билась о спиц_ и изд_вала быстрый тихий треск похожий на шум авиац_онного двигателя. (В.Пелевин) 18. Все дружно поедали вареных раков так что во все стороны летели высосанные клешни лапки и панц_ри. (В.Ленцов) 19. От частого употребления некоторые ц_таты бл_стят как перила. (В.Пелевин)

8. ПРАВОПИСАНИЕ А, У и И ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

В Н И М А Н И Е! Используя таблицу, вспомните правило написания А, У, И после шипящих.

П о с л е ш и п я щ и х вместо Я, Ю, Ы пишутся А, У, И : чаща, чудеса, пережиток, шиповник и др.

И с к л ю ч е н и я : брош ю ра, ж ю ри, параш ю т; иноязычные имена собственные: Ж ю ль (Верн), Лонж ю мо, Ш я уляй и др.

Упражнение № 47. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Используя данные примеры, составьте схему правил: «А, У и И после шипящих». ●Объясните значение выделенного слова. К каким словарям вы обратитесь в случае затруднения? Составьте с данным словом предложение.

А. Луж_, лыж_, чиж_, ж_лище, ж_вотные, ж_тели, уж_н, ж_ры, нож_, еж_, маш_на, ш_на, мыш_, тиш_на, шалаш_, уш_, груш_, ш_нель, ш_шки.

Б. Ч_й, ч_шка, ч_йник, задач_, дач_, овч_рка, ч_сы, зайч_та, ч_йка; щ_ка, ч_до, ч_лки, площ_дь, щ_вель, рощ_, ч_щ_ , ч_ша, пощ_да, пищ_а.

В. Пуш_стый, ш_рокий, душ_стый, ч_ткий, свеж_й, ч_жой, рыж_й, хорош_й; крич_т (что делают?), стуч_т (что делают?), пищ_т (что делают?), ищ_т (что делают?), прощ_ют.

Г. Ж_тейская мудрость, тонкая брош_ра, беспощ_дный поступок, прич_дливый узор, прищ_рить глаза, секретная ш_фровка, справедливое ж_ри, оч_титься рядом, свеж_й ч_й, фарфоровый ч_йник, ч_десный вечер, дощ_тая перегородка, сменить ш_ны, поч_вствовать недомогание, ш_рокие улиц_, решение ж_ри.

Упражнение № 48. Внимательно прочитайте текст. Озаглавьте его. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание. Выполните синтаксический анализ четвертого предложения.

Интерес к дальним странам привел Арсеньева на берега Тихого океана. Он полюбил этот край, его природу и почти всю ж_знь изуч_л её. С котомкой за плеч_ми ходил он по вековечной тайге. Арсеньев исходил этот край вдоль и поперёк, плавал по порож_стым, горным речкам. Ч_сто лодки путешественников опрокидывались, и всё имущество экспедиц_и уходило ко дну.

Книга Арсеньева «В дебрях Уссурийского края» завоевала ш_рокую известность. (По И.Халтурину)

Упражнение № 49. Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений А.С. Пушкина. Выучите их наизусть. Вставьте карандашом пропущенные буквы.

1. На холмах Грузии леж_т ночная мгла;

Шумит Арагва подо мною.

Мне грустно и легко; печ_ль моя светла;

Печ_ль моя полна тобою.

2. Я помню ч_дное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

И снились милые ч_рты.

3. У лукоморья дуб зеленый;

Златая ц_пь на дубе том:

И днем и ночью кот уч_ный

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там ч_деса, там Леш_й бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

9. ПРАВОПИСАНИЕ ЗВОНКИХ СОГЛАСНЫХ ПЕРЕД

ГЛУХИМИ И В КОНЦЕ СЛОВА.

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ

ПЕРЕД ЗВОНКИМИ.

В Н И М А Н И Е! Используя таблицу, вспомните правило написания звонких и глухих согласных в различных частях слова.

При произношении звонкие согласные (Б, В, Г, Д, Ж, З) перед глухими согласными (К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ) и в конце слов оглушаются: робкий, скользкий, редкий, плод, мороз, гараж, изморозь, боб и др. ; глухие же перед звонкими согласными произносятся как звонкие: просьба, молотьба, отдать, сдать и др.

1. Написание согласного звука в к о р н е слова можно проверить путем изменения слова или подбора такого однокоренного слова, в котором после проверяемого согласного стоит гласный или согласные в, м, н, л, р: зуб – зубы, зубной, суд – судить, грабеж – грабежи и др. Прежде всего, нужно прочно усвоить все возможные способы проверки сомнительных согласных:

1) изменить число существительного: ногти – ноготь, локти – локоть;

2) изменить падеж существительного: луг – на лугу, лук – в луке;

3) заменить существительное глаголом: молотьба – молотить, без оглядки – оглядываться;

4) использовать уменьшительные суффиксы: справка – справочка, гладкий – гладенький;

5) образовать краткую форму прилагательного: вязкий – вязок, чуткий – чуток.

● Правописание слов, к которым невозможно подобрать родственные слова, следует проверять по словарю: вокзал, футбол, таджик и др.

2. Выбор согласных в п р и с т а в к а х зависит от последующего звонкого или глухого, от положения согласного перед гласным или перед согласными м, н, л, р: разбить – расшить – разнять – разобрать и др.

3. Чтобы не ошибиться в написании согласных в д р у г и х ч а с т я х слова, нужно помнить также о наличии и отсутствии таких морфем. Н а п р и м е р, по д таять, с бежа вш ий : нет приставок ПОТ- и З- ; нет суффикса -ВЩ- и т.д.

Упражнение 50. Перепишите, вставляя звонкие или глухие согласные в корне. Объясните выбор написания согласных.

Безрука_ка, блю_це, вязаные варе_ки, _кусная ватру_ка, газетная выре_ка, выру_ка леса, вы_ший пилотаж, ги_кая гимнастка, гла_кая поверхность, голодная дворня_ка, деревя__ка, дер_кий ответ, жеребье_ка, жи_кий раствор, жу_кий сон, заморо_ки, зы_кая надежда, издер_ки производства, кно_ка, кос_ба, кро_ки хлеба, кру_ка молока, надувная ло_ка, наглая ло_ь, молот_ьба, мя_кий хле_, насле_ство, ни_кий, ни_ший балл.

Упражнение 51. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, и подчеркните те слова, в которых звонкие произносятся, как глухие. Обозначьте их в транскрипции.

●В ходе чтения объясните правописание орфограмм. Заполните таблицу подходящими примерами.


Орфограммы в приставках

Орфограммы в корнях

Орфограммы в суффиксах

Орфограммы в окончаниях

1. Ска_ка – ло_ь, да в ней намёк, добрым моло_цам урок. 2. Стоит избу_ка на курьих но_ках. 3. На ло_ца и зверь бежит. 4. Не гони коня кнутом, а гони его о_сом. 5. Жемчу_ добывают в море. 6. Гре_цы гре_ли дру_но. 7. Какова ры_ка, такова и ушица. 8. Терпенье и тру_ всё перетру_. 9. Шёл долговя_, в сыру землю увя_ (дож_ь). 10. Без ру_, без но_, а воюет (ветер). 11. Медведь неуклю_, да дю_.

Упражнение 52. Образуйте слова по данным образцам.

1. Сладок – сладкий; гладок..., робок..., хрупок..., гибок..., цепок..., низок..., дерзок..., резок..., мягок..., вязок..., узок..., близок..., мерзок..., ловок..., тяжек... .

2. Ходить – ходьба; косить..., просить..., резать..., молотить... .

3. Везу – везти; ползу..., несу..., трясу... .

Упражнение 53. Спишите текст, измените выделенные слова так, чтобы после конечного согласного стоял гласный. О б р а з е ц: прут – прутик (прутом, на пруте).

1. Плот спустился вниз по реке. 2. Сосновый плод зрел на солнце. 3. Мухомор – ядовитый гриб . 4. Грипп – заразная болезнь. 5. При входе в избу был высокий порог . 6. Лень – большой порок . 7. Медведь лез на дерево за мёдом. 8. Томный лес шумел. 9. Ломит он у дуба сук и в тугой сгибает лук. 10. Луг , как бархат, зеленеет. 11. Мы – кузнецы, и дух наш молод. Куём мы к счастию ключи. Вздымайся выше, тяжкий молот , в стальную грудь сильней стучи.

10. УПРАЖНЕНИЯ НА ПРАВОПИСАНИЕ И ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ, ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ В РАЗЛИЧНЫХ ПОЗИЦИЯХ.

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ

Упражнение 54. Перепишите слова и сочетания слов, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Объясните обозначение мягкости и твердости согласных.

1. Звер_, кисел_, ден_, мебел_, осен_, портфел_, пыл_, лагер_, январ_, феврал_, июн_, июл_, топол_, календар_, кашел_, медал_, метел_, яч_мен_.

2. Л_дина, мел_ница, тол_ко, пол_за, понедел_ник, вол_но, Гус_, ест_, карас_, дожд_, гвозд_, грозд_, морков_, кров_, тетрад_, голуб_, мед_.

3. Твой брат_ – брат_ книгу, школ_ный мел_ – морская мел_, высокая ел_ – ел_ аккуратно, крепкая стал_ – стал_ на ремонт, вес_ народ – вес_ груза, угол_ дома – каменный угол_, воз _ сена – в_ёз домой, колхозный сад_ – с_яд _ на место.

● Отразите произношение выделенных слов в транскрипции.

Упражнение 55. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Разберите по составу слова испытывали, беспрерывно, беспомощно, расстреливали . Проведите синтаксический разбор второго предложения.

Вслед за нетерпеливым озя_шим путейским свистком сразу же началась ра_гру_ка. Несмотря на раны, первое время мы и_пытывали какую-то ра_неженную, умиротворенную невесомость. Мы были _десь последней волной, последним эшелоном перед ликвидацией госпиталя. Рощ_ была начинена пово_ками и грузовиками, бе_пр_рывно по_вози_шими раненых. Время от времени ра_давался звонкий металлический шлепок: это хирург выбрасывал в ц_нковый тазик и_влеченный осколок или пулю к подножию стола. Иногда в палате ра_горался спор о том, как _читать: повезло ли нам, что хотя и такой ценой, но мы уже как-то определились, или не повезло… За несколько минут до того, как меня и_решетило осколками, мы прямой наво_кой ра_треливали выскочи_ших из горящего танка троих немцев. Песок осыпался, они бе_помощно _езжали вни_ и начинали снова кара_каться в своем насекомьем безумии. «Фердинанд» ра_делал нас каким-то городошным ударом, выметая из огневой позиции весь наш ра_чет. Копешкин, будто внемля совету, чуть приоткрывал сухие губы, но зубо_ не ра_жимал, кре_ко держал ими свою боль, сестра цедила с ло_ки супную жижу скво_ь желтые прокуренные ре_цы. (По Е.Носову)

Упражнение 56. Спишите и подчеркните одной чертой буквы, обозначающие звуки Ж, Ш, Ц, которые не имеют парных мягких согласных, и двумя чёрточками буквы, обозначающие звуки Ч, Щ, Й, которые не имеют парных твёрдых согласных. Выпишите три слова, в которых имеются:

1) только твёрдые согласные;

2) только мягкие согласные;

3) твёрдые и мягкие согласные.

Луноход идёт по Луне. Вот перед ним обычный лунный камень. Лунная машина поворачивает направо и идёт дальше. За окном осеннее южное солнце. Первые признаки наступающей зимы. А в Центре дальней космической связи – Луна. Она на телеэкранах, в сердцах людей. Вчера этот луноход был ещё «их», он всецело принадлежал конструкторам и рабочим, сделавшим его, а сегодня он «наш». Он стал родным для каждого гражданина Земли. (В.Губарев)

Упражнение 57. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание приставок.

Бе_шабашный ра_гул снижен, приподнятое ра_ положение духа, все дела _даны, ра_писаться ра_машисто и крупно, высоко в_кинув по_бородок, меховая бе_рукавка, постоять в ра_думье, бе_думная радость бытия, _давленная со всех сторон домами станционная площадь, бе_людная улица, о_работать на совесть, весело в_крикнуть, _биться с дороги, ра_розненная стая, и_кушение взяло верх, _был весь хлам, _бросил старую одежду, бе_препятственно продвигаться _перед.

Упражнение 58. Прочитайте внимательно текст. Озаглавьте его. Укажите слова, в которых мягкость согласных передана буквой Ь.

Бой гремел трое суток день и ночь. Ночью над степью. Стояло темно-багровое зарево, которое пронизывалось молниями снарядов. На четвертый день наступления противник не выдержал. Бой стал стихать, и к вечеру вражеские танки покатились обратно. Отсюда и началось и наступление войск степного фронта под командованием генерала И.С.Конева. Наши войска прорвали оборону врага, вступили на Украину и освободили Харьков. (По Б.Полевому)

Упражнение 59. С данными сочетаниями слов составьте предложения так, чтобы получился небольшой связный текст.

1. Назначать поход, большой дуб, остановиться на отдых, костер на берегу, читать стихи, петь песни, отгадывать загадки, рассказывать сказки.

2. Конец декабря, обильный снегопад, зимний холод, последний урок, встречать Новый год, веселый хоровод, добрый Дед Мороз.

11. УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь

Упражнение №3 .

Объясните правописание приставок.

Пресытиться, преодолеть, притворство, преображать, приморский, преемник, притворный, престол, придумать, принарядиться, преломить.

Упражнение №4*.

Запишите слова в два столбика: с приставками при- , пре-.

Пр…вратный, пр…соединить, пр…бежище, пр…градить, пр…проводить, пр…сяга, пр…одолеть, пр…вратник, непр…ложная истина, пр…дать прах земле, пр…тязание, камень пр…ткновения, пр…вилегия, пр…творный, пр…емственность, пр…задуматься, пр…готовить, пр…словутый, пр…рекаться, пр…способить, пр…ступить к работе, пр…людия, пр…чуда, пр…верженец, пр…парат, пр…ключение, пр…небрегать.

Контрольные упражнения

Вставьте пропущенные буквы.

Вариант 1

1. Между тем горбатый нищий молча пр…близился и устремил яркие чёрные глаза на великодушного господина. 2. Нищий взглянул на них (слуг) с пр…зрением. 3. Где скрывается добродетель, там может скрываться и пр…ступление. 4. Она посмотрела ему пристально в глаза, как будто пр…поминая нечто давно, давно прошедшее. 5. Под разными пр…длогами, пр…небрегая гнев госпожи своей, Ольга отлучилась от скучной работы. 6. Он был непр…клонен: умел отвести разговор на другой пр…дмет. 7. В один миг он подскочил к пр…казчику и сшиб его на землю одним ударом. 8. Люди, когда страдают, обыкновенно покорны; но если раз им удалось сбросить ношу свою, то ягнёнок пр…вращается в тигра; пр…теснённый делается пр…теснителем и платит сторицею – и тогда горе побеждённым. 9. Она пр…рвала непр…ятное молчание. 10. Он посмеялся над ним: с этой минуты началась непр…миримая вражда.

Вариант 2

1. Она в самом деле отгадала: великие души имеют особенное пр…имущество понимать друг друга. 2. Моя жизнь, моя судьба пр…надлежит тебе. 3. Одним слово, делал всё, чем мог пр…обрести доверенность. 4. Он не знал, что, слишком пр…вязавшись к мечте, мы теряем существенность. 5. В это время на стенных часах в пр…ёмной пробило одиннадцать. 6. Его любовь сама по себе в крови чужда всякого тщеславия, но если к ней пр…мешивается воображение, то горе несчастному. 7. Облака пр…зывали моё воображение к себе на воздушные крылья. 8. Тут он пр…задумался. 9. Долго я бродил без крова и пр…станища. 10. От моего пр…косновения увяли твои надежды. 11. Месяц тому назад он с богомольцем, которого встретил на дороге, пр…слал письмо, извещая о скором пр…бытии. 12. Он пр…близился: от него веяло холодом. 13. «Как тебе нравится мой горбач! – сказал Борис Петрович. – Пр…уморительный». 14. Таков был ужас Макбета, когда, готовый сесть на королевский пр…стол, он увидал на нём окровавленную тень Банкуо… 15. Таинственные ответы Ольги, иногда её пр…творная холодность всё более и более воспламеняли Юрия. 16. Но в том-то и прелесть любви; она пр…вращает нас в детей, дарит золотые сны.

Правописание -о-е-ё- после шипящих и ц

Правописание О, Е, Ё после шипящих может представлять определённую сложность. Это связано с тем, что данный выбор зависит от ряда условий: к какой части речи относится слово и в какой части слова находится орфограмма.

В.П.УГОЛЬНИКОВА,
частная школа "Гарант", п. Школьное, Крым

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ
о-е-ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И ц

Только что прочитала статью Е.Г. Шатовой «Формирование обобщенных знаний при обучении орфографии в системе урока. Новый подход» (Русский язык, № 19/2001). Совершенно согласна с автором статьи, так как я работаю примерно по такому принципу (формирование обобщенных знаний) уже лет 20. Просто живем мы сейчас в разных странах (к моему большому сожалению), меньше стало совместной методической работы. Выписываю постоянно вашу газету, но писать как-то не решалась, думая, что у вас и своих авторов хватает. Но теперь рискнула: может быть, пригодятся и мои разработки.
Я составила свою карточку с орфограммами как раз на основе обобщения материала. Не буду приводить вам ее полностью, хотя работаю по ней около 20 лет, теперь уже точно могу сказать, что с ее помощью сформировать грамотность письма гораздо проще. Мой опыт обобщен в Крыму, и по карточке работают другие учителя русского языка, а я систематически провожу семинары для них.
Итак, предлагаю свое видение той же самой темы – «Правописание гласных о–е–ё после шипящих и ц». Только это не план урока, а лишь набор необходимых заданий, а уж как их скомпоновать – дело учителя.

Для начала сообщаю ученикам, что шипящих в русском языке всего 4 – ж, ш, ч, щ .
Предлагаю упражнения-разминку на формирование фонематического восприятия и внимание. (Количество и необходимость таких упражнений определяет учитель.)

    Эти специальные упражнения, воспринимаемые как игровые, направлены одновременно на развитие внимания, формирование навыков анализа, синтеза, классификации и обобщения, фонематического анализа. На эту работу отводится 3–5 минут урока.

После того как дети научились легко выполнять эти упражнения, т.е. фонематическое восприятие и внимание активизировано, можно приступать к работе над орфограммами.

Задание 1 . Продиктовать предложения в темпе школьного диктанта. Выписать все шипящие .

1. Над ржаным полем, шелестящим жесткими ржаными колосьями, воздух горяч и неподвижен (ж ш щ ж ж ч ж).
2. Жаркие солнечные лучи и шепот морского прибоя зовут отдыхающих на пляжи (ж ч ч ш щ ж).
3. В лесной чаще стоит тишина, только жужжат пчелы над цветами шиповника да щебечут в вышине деревьев неугомонные птицы (ч щ ш ж ж ж ч ш щ ч ш).
4. Бывают чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужу ужасно больно.
Вот. (ч ж ж ж ж ж ж)

5. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

6. Бывают в жизни чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужасно больно.
Вот. (ж ч ж ж ж ж ж)

7. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

Задание 2. Укажите часть слова (к орень – к или з а к орнем зк ), в которой имеется орфограмма « о е ё после шипящих и ц ». Исключение обозначьте: искл , а глаголы и отглагольные формы – г .

Образец: Желтый пушок – к, зк .

Черный, шов, испеченный, ночевка, желтый, шел, шоколад, бечевка, течет, кошелка, печенка, зайчонок, расческа, речонка, девчонка, крыжовник, шоссе, щелка, рассечет, медвежонок.

Ответ: к, искл, г, г, к, г, искл, к, г, к, к, зк, к, зк, зк, искл, искл, к, г, зк .

Познакомимся с орфограммой «о–е–ё после шипящих и ц» .

а) в корне под ударением пиши ё , если слово можно изменить так, чтобы писалось е ё лтый – же лтеть) ; остальные слова, которые пишутся с о в корне, назовем исключениями;
б) за корнем (в суффиксе и окончании) под ударением – о , без ударения – е ;
в) ё – в глаголах и отглагольных формах, т.е. словах, которые образованы от глаголов: испечённый – испечь, ночёвка – ночевать, тушёнка – тушить, сгущёнка – сгустить;
г) слова с суффиксом -ёр дирижёр, тренажёр, но танцор .

Задание 3. В русском языке несколько десятков корней, в которых после шипящих стоит ё . Запишите слова, используя приведенные ниже корни. Составьте с ними словосочетания.

Задание 4 . Чтобы лучше запомнить слова-исключения, в корне которых после шипящих пишется о , прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 24 таких слова. Нарисуйте иллюстрацию к этому рассказу.

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр , а в кузове тряслись чопорный шотландец , бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник . Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном , жонглёр жонглировал крыжовником , нанизывая его на шомпол . Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон . Настроение у всех было мажорное . Будто ехали они на веселое шоу . Вдруг послышался шорох . Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.

К рассказу следует добавить такие слова, как трущобы и чащоба. (С ними дети сами охотно придумают последнее предложение.)

    Предыдущие задания готовят учеников к отработке данной орфограммы. Рисунок выполняется учениками на доске попутно с чтением рассказа учителем. Заранее рассказ не читается. После того как рисунок выполнен, учитель еще раз читает рассказ, рисунок стирается с доски, а ученики пишут по памяти слова-исключения. Затем определяем, кто больше запомнил слов, какие слова не запомнились. Все это дает возможность еще раз их повторить. Прием рисования позволяет «включить» еще и эмоциональную память ученика. Это вообще очень хороший прием, я использую его и при работе над ошибками.

Теперь приступаем непосредственно к отработке написания о–е–ё после шипящих. Повторяем данную орфограмму. Обращаем внимание учащихся на то, что для данного правила нужно уметь видеть состав слова и отличать отглагольные формы и глаголы от других частей речи.
(Под термином «отглагольные формы» подразумеваются слова, которые образованы от глагола. Это и причастия, и отглагольные существительные, и прилагательные. Снимается необходимость определять часть речи, что упрощает выполнение действий.)

Задание 5. Заполните таблицу, воспользовавшись словами, перечисленными ниже. Какие слова вы не включили в таблицу? Почему?

За корнем под ударением

В корне под ударением

В глаголах и отглагольных формах

Слова-исключения

Суффикс -ёр

Медвежонок

Шоколад, обжора

Тренажёр

Проверь себя:

1-й столбик: 6, 9, 10, 19, 26, 27, 31, 32, 37.
2-й столбик: 13, 23, 29, 38.
3-й столбик: 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 18, 20, 22, 25, 34, 35, 36, 42, 44.
4-й столбик: 7, 40, 41, 43, 45.
5-й столбик: 4, 24, 30.
Никуда не вошли слова с написанием е (а не ё ) после шипящих, слова с безударным суффиксом и наречие ещё (искл.).

Данное упражнение помогает сформировать сознательный подход к работе с правилом правописания (орф. № 14), вычленяет этапы умственной деятельности учащихся при выборе гласной.

Если ученик допустил много ошибок, ему можно предложить выполнить любое упражнение из учебника или пособия, а затем заполнить такую же таблицу словами из упражнения. Таблица наглядно покажет типичные ошибки каждого ученика: если в какой-то колонке больше ошибок, чем в другой, это значит, что данный этап правила ученик по какой-либо причине не усвоил. Например, многие слова неверно внесены в первый столбик или глаголы оказались не в первой колонке – значит, ученик забывает или не умеет выделять суффиксы, не видит глаголов.

Задание 6 (для самопроверки). Вставьте пропущенные буквы, укажите номер и букву орфограммы .

Щ_голь, беч_вка, ж_ваный, реш_тка, ж_лоб, бесш_вный, ж_рдочка, туш_нка, верблюж_нок, приш_л, испеч_нный, зач_т, прож_рливый, ч_рточка, девч_нка, наш_птывать, корч_вка, ш_ковый, ч_порный, печ_нка, галч_нок, переж_вывать, сгущ_нка, сокращ_н, ж_сткий, горяч_, дириж_р, шалаш_м, нож_м, лягуш_нок, ж_нглер, защ_лка, уч_ба, ш_рох, крыж_вник, сч_т, ж_рдочка, реч_нка, ноч_вка, жж_т, расч_ска, щ_лочь, ч_ткий, ш_ссе, кош_лка, пощ_чина, трущ_бы, ш_лковый, копч_ный, ч_рствый.

Посчитайте коэффициент усвоения данной орфограммы: каждое правильно написанное слово = 2%.

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Достаточный уровень. Вставьте пропущенные буквы.

Быч_к, боч_нок, ноч_вка, бумаж_нка, плющ_м, копч_ности, нож_вка, напряж_нный, внуч_к, гараж_м, раскрепощ_нный, печ_нка, сгущ_нка, девч_нка, протяж_нный, свеч_й, ж_нглер, ж_луди, переш_л, ж_рдочка.

Средний уровень . Напишите текст под диктовку. Обозначьте орфограмму № 14 .

В раннее весеннее утро, когда солнце еще не горячо и в воздухе свежо, ребята во главе со стажером провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапчонка, из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щетки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.

(Из кн.: Д.Розенталь, И.Голуб . Русский язык. М.: Айрис, 1999.)

Высокий уровень . Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов с орф. № 14, указав рядом букву (14а, 14б...). См. таблицу в начале раздела.

Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ГРАМОТНОСТИ

1. Выпишите слова, в которых допущены ошибки на данное правило.
2. Разберитесь, почему именно так нужно было написать слово.
3. Еще раз поработайте с таблицей, заполняя ее, используя слова любого упражнения по данной теме.
4. Сами составьте аналогичное задание для одноклассника.
5. Выпишите из литературного произведения слова с орф. № 14, объясните графически их правописание (выделите часть слова, поставьте ударение или обозначьте: искл.).

На этапе контроля можно использовать и другие задания, предусматривающие комплексную работу с орфографией и пунктуацией.

P.S. С удовольствием выписываю вашу газету, хотя она почти не по карману. Кроме того, что она – хороший помощник в работе, это еще и ниточка, связывающая меня с Россией. Да, не в чести сейчас русский язык в Украине, как и все русское.

В.П.УГОЛЬНИКОВА,
частная школа "Гарант", п. Школьное, Крым

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ
о-е-ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И ц

Только что прочитала статью Е.Г. Шатовой «Формирование обобщенных знаний при обучении орфографии в системе урока. Новый подход» (Русский язык, № 19/2001). Совершенно согласна с автором статьи, так как я работаю примерно по такому принципу (формирование обобщенных знаний) уже лет 20. Просто живем мы сейчас в разных странах (к моему большому сожалению), меньше стало совместной методической работы. Выписываю постоянно вашу газету, но писать как-то не решалась, думая, что у вас и своих авторов хватает. Но теперь рискнула: может быть, пригодятся и мои разработки.
Я составила свою карточку с орфограммами как раз на основе обобщения материала. Не буду приводить вам ее полностью, хотя работаю по ней около 20 лет, теперь уже точно могу сказать, что с ее помощью сформировать грамотность письма гораздо проще. Мой опыт обобщен в Крыму, и по карточке работают другие учителя русского языка, а я систематически провожу семинары для них.
Итак, предлагаю свое видение той же самой темы – «Правописание гласных о–е–ё после шипящих и ц». Только это не план урока, а лишь набор необходимых заданий, а уж как их скомпоновать – дело учителя.

Для начала сообщаю ученикам, что шипящих в русском языке всего 4 – ж, ш, ч, щ .
Предлагаю упражнения-разминку на формирование фонематического восприятия и внимание. (Количество и необходимость таких упражнений определяет учитель.)

    Эти специальные упражнения, воспринимаемые как игровые, направлены одновременно на развитие внимания, формирование навыков анализа, синтеза, классификации и обобщения, фонематического анализа. На эту работу отводится 3–5 минут урока.

После того как дети научились легко выполнять эти упражнения, т.е. фонематическое восприятие и внимание активизировано, можно приступать к работе над орфограммами.

Задание 1 . Продиктовать предложения в темпе школьного диктанта. Выписать все шипящие .

1. Над ржаным полем, шелестящим жесткими ржаными колосьями, воздух горяч и неподвижен (ж ш щ ж ж ч ж).
2. Жаркие солнечные лучи и шепот морского прибоя зовут отдыхающих на пляжи (ж ч ч ш щ ж).
3. В лесной чаще стоит тишина, только жужжат пчелы над цветами шиповника да щебечут в вышине деревьев неугомонные птицы (ч щ ш ж ж ж ч ш щ ч ш).
4. Бывают чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужу ужасно больно.
Вот. (ч ж ж ж ж ж ж)

5. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

6. Бывают в жизни чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужасно больно.
Вот. (ж ч ж ж ж ж ж)

7. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

Задание 2. Укажите часть слова (к орень – к или з а к орнем зк ), в которой имеется орфограмма « о е ё после шипящих и ц ». Исключение обозначьте: искл , а глаголы и отглагольные формы – г .

Образец: Желтый пушок – к, зк .

Черный, шов, испеченный, ночевка, желтый, шел, шоколад, бечевка, течет, кошелка, печенка, зайчонок, расческа, речонка, девчонка, крыжовник, шоссе, щелка, рассечет, медвежонок.

Ответ: к, искл, г, г, к, г, искл, к, г, к, к, зк, к, зк, зк, искл, искл, к, г, зк .

Познакомимся с орфограммой «о–е–ё после шипящих и ц» .

а) в корне под ударением пиши ё , если слово можно изменить так, чтобы писалось е ё лтый – же лтеть) ; остальные слова, которые пишутся с о в корне, назовем исключениями;
б) за корнем (в суффиксе и окончании) под ударением – о , без ударения – е ;
в) ё – в глаголах и отглагольных формах, т.е. словах, которые образованы от глаголов: испечённый – испечь, ночёвка – ночевать, тушёнка – тушить, сгущёнка – сгустить;
г) слова с суффиксом -ёр дирижёр, тренажёр, но танцор .

Задание 3. В русском языке несколько десятков корней, в которых после шипящих стоит ё . Запишите слова, используя приведенные ниже корни. Составьте с ними словосочетания.

Задание 4 . Чтобы лучше запомнить слова-исключения, в корне которых после шипящих пишется о , прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 24 таких слова. Нарисуйте иллюстрацию к этому рассказу.

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр , а в кузове тряслись чопорный шотландец , бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник . Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном , жонглёр жонглировал крыжовником , нанизывая его на шомпол . Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон . Настроение у всех было мажорное . Будто ехали они на веселое шоу . Вдруг послышался шорох . Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.

К рассказу следует добавить такие слова, как трущобы и чащоба. (С ними дети сами охотно придумают последнее предложение.)

    Предыдущие задания готовят учеников к отработке данной орфограммы. Рисунок выполняется учениками на доске попутно с чтением рассказа учителем. Заранее рассказ не читается. После того как рисунок выполнен, учитель еще раз читает рассказ, рисунок стирается с доски, а ученики пишут по памяти слова-исключения. Затем определяем, кто больше запомнил слов, какие слова не запомнились. Все это дает возможность еще раз их повторить. Прием рисования позволяет «включить» еще и эмоциональную память ученика. Это вообще очень хороший прием, я использую его и при работе над ошибками.

Теперь приступаем непосредственно к отработке написания о–е–ё после шипящих. Повторяем данную орфограмму. Обращаем внимание учащихся на то, что для данного правила нужно уметь видеть состав слова и отличать отглагольные формы и глаголы от других частей речи.
(Под термином «отглагольные формы» подразумеваются слова, которые образованы от глагола. Это и причастия, и отглагольные существительные, и прилагательные. Снимается необходимость определять часть речи, что упрощает выполнение действий.)

Задание 5. Заполните таблицу, воспользовавшись словами, перечисленными ниже. Какие слова вы не включили в таблицу? Почему?

За корнем под ударением

В корне под ударением

В глаголах и отглагольных формах

Слова-исключения

Суффикс -ёр

Медвежонок

Шоколад, обжора

Тренажёр

Проверь себя:

1-й столбик: 6, 9, 10, 19, 26, 27, 31, 32, 37.
2-й столбик: 13, 23, 29, 38.
3-й столбик: 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 18, 20, 22, 25, 34, 35, 36, 42, 44.
4-й столбик: 7, 40, 41, 43, 45.
5-й столбик: 4, 24, 30.
Никуда не вошли слова с написанием е (а не ё ) после шипящих, слова с безударным суффиксом и наречие ещё (искл.).

Данное упражнение помогает сформировать сознательный подход к работе с правилом правописания (орф. № 14), вычленяет этапы умственной деятельности учащихся при выборе гласной.

Если ученик допустил много ошибок, ему можно предложить выполнить любое упражнение из учебника или пособия, а затем заполнить такую же таблицу словами из упражнения. Таблица наглядно покажет типичные ошибки каждого ученика: если в какой-то колонке больше ошибок, чем в другой, это значит, что данный этап правила ученик по какой-либо причине не усвоил. Например, многие слова неверно внесены в первый столбик или глаголы оказались не в первой колонке – значит, ученик забывает или не умеет выделять суффиксы, не видит глаголов.

Задание 6 (для самопроверки). Вставьте пропущенные буквы, укажите номер и букву орфограммы .

Щ_голь, беч_вка, ж_ваный, реш_тка, ж_лоб, бесш_вный, ж_рдочка, туш_нка, верблюж_нок, приш_л, испеч_нный, зач_т, прож_рливый, ч_рточка, девч_нка, наш_птывать, корч_вка, ш_ковый, ч_порный, печ_нка, галч_нок, переж_вывать, сгущ_нка, сокращ_н, ж_сткий, горяч_, дириж_р, шалаш_м, нож_м, лягуш_нок, ж_нглер, защ_лка, уч_ба, ш_рох, крыж_вник, сч_т, ж_рдочка, реч_нка, ноч_вка, жж_т, расч_ска, щ_лочь, ч_ткий, ш_ссе, кош_лка, пощ_чина, трущ_бы, ш_лковый, копч_ный, ч_рствый.

Посчитайте коэффициент усвоения данной орфограммы: каждое правильно написанное слово = 2%.

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Достаточный уровень. Вставьте пропущенные буквы.

Быч_к, боч_нок, ноч_вка, бумаж_нка, плющ_м, копч_ности, нож_вка, напряж_нный, внуч_к, гараж_м, раскрепощ_нный, печ_нка, сгущ_нка, девч_нка, протяж_нный, свеч_й, ж_нглер, ж_луди, переш_л, ж_рдочка.

Средний уровень . Напишите текст под диктовку. Обозначьте орфограмму № 14 .

В раннее весеннее утро, когда солнце еще не горячо и в воздухе свежо, ребята во главе со стажером провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапчонка, из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щетки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.

(Из кн.: Д.Розенталь, И.Голуб . Русский язык. М.: Айрис, 1999.)

Высокий уровень . Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов с орф. № 14, указав рядом букву (14а, 14б...). См. таблицу в начале раздела.

Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ГРАМОТНОСТИ

1. Выпишите слова, в которых допущены ошибки на данное правило.
2. Разберитесь, почему именно так нужно было написать слово.
3. Еще раз поработайте с таблицей, заполняя ее, используя слова любого упражнения по данной теме.
4. Сами составьте аналогичное задание для одноклассника.
5. Выпишите из литературного произведения слова с орф. № 14, объясните графически их правописание (выделите часть слова, поставьте ударение или обозначьте: искл.).

На этапе контроля можно использовать и другие задания, предусматривающие комплексную работу с орфографией и пунктуацией.

P.S. С удовольствием выписываю вашу газету, хотя она почти не по карману. Кроме того, что она – хороший помощник в работе, это еще и ниточка, связывающая меня с Россией. Да, не в чести сейчас русский язык в Украине, как и все русское.

Упражнение 1.

Щ...риться от солнца, ч...шка кофе, ч...десное утро, радостное ч...вство, ш...рь полей, моя ж...знь, дощ...тый забор, освещ...ть спорт-площ...дку, мостовая из брусч...тки, поч...ять недоброе, клавиш... рояля; прыжок с параш...том, полезная брош...ра, беспристрастное ж...ри.

Упражнение 2.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы ы или и.

Крепкие мышц..., длинные ресниц..., ваши сверстниц..., строительство гостиниц..., артисты ц...рка, надвигающийся ц...клон, мощная ц...тадель, нефтяная ц...стерна, участвовать в демонстрац...и, получить компенсац...ю, опасная провокац...я, постоянная дезинформац...я; идти на ц...почках, ц...ганский танец, ц...кнуть на шалунов.

Упражнение 3.

Прочитайте, укажите, какие буквы пропущены. Объясните правописание слов. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, указывая в скобках родственное слово (или форму слова), обозначая корни и ставя ударение.

Гладкая ш...рстка, узкий ж...лоб, упавшие ж...луди, раствор щ...лочи, мельничный ж...рнов, держаться ч...порно, прочный ш...в, дать пощ...чину, принести беч...вку, совершить подж...г, приобрести по деш...вке.

Упражнение 4.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы о или ё. Обозначьте части слова, в которых пропущены буквы, и поставьте ударение.

1. Флаг над каланч...й, огорчиться неудач...й, машина с кирпич...м, угостить калач...м, следить за матч...м, редкий пуш...к, крепкий ореш...к, тесная лавч...нка, увидеть зайч...нка, напряжение перед финиш...м.

2. Зеленый горош...к, боч...нок с водой, жужжание пч...л, неоперившийся галч...нок, камыш...вые заросли, борьба с саранч...й, пилить нож...вкой, зажж...нный факел, удруч...нный вид, ноч...вка в лесу, горяч... спорить, на улице свеж..., главный дириж...р.

3. Покрыться румянц...м, изящное зеркальц..., глян­ц...вая бумага, юная танц...вщица, гарц...вать на скакуне, маж...рный тон, купить ш...рты, прож...рливая рыба, утлы­й ч...лн, ж...лтый крыж...вник, верный расч...т, толч...т сухари, жж...т лицо, паштет из печ...нки.

Упражнение 5.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, в словах с пропуском выделите корень.

Тонкая ж_рдочка; деш_вый товар; спелый ж_лудь; длинная беч_вка; завитая ч_лка; красивый ш_лк; ч_рствый хлеб; тяж_лая ноша; ч_рная кош_лка; легкий ч_лн; ж_сткая щ_тка; чугунная реш_тка; кривой ш_в; щ_лкать; ч_порный вельможа; тихий ш_рох; спелый крыж_вник; городские трущ_бы; полуш_пот; ш_ковая терапия; ож_г руку, ож_г руки; ж_нглер; ш_фер; мокрое ш_ссе.

Упражнение 6.

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите морфему, в которой пропущена буква. Объясните графически выбор орфограммы.

Образец : шё лк, ручо нка, увлечё н (прич.), си тце вый.

Ж_сткий диван; неровный ш_в; древним летописц_м; окруж_нный лесом; ч_ткий ответ; маж_рное настроение; разж_г огонь; серьезная уч_ба; чуж_го края; плюш_вый медвеж_нок; испеч_шь пирог; любить горяч_; грош_вый выигрыш; пораж_н красотой; скромная прич_ска; жалкая душ_нка; намеренный подж_г; крепкая беч_вка; тяж_лый ож_г; неясный ш_пот; парч_вый халат; забавная собач_нка; вещ_вой меш_к; камыш_вый кот; маленькая шапч_нка; книж_нка; горяч_ спорить; говорил певуч_; ветхая одеж_нка; сбереж_т здоровье; пуч_к травы; ж_лтый крыж_вник; сокращ_нный вариант; теч_т реч_нка; выч_ркивать из списка; знать напереч_т; суш_ные грибы; лиш_нный прав; прож_рливый зверь; новым абзац_м; просить умоляющ_; кумач_вый цвет; короткие ш_рты; свеж_й струей; ч_тное число; новый капюш_н; розовощ_кий малыш; сладкая сгущ_нка, корч_вка леса; прож_ванный хлеб.

Сделайте вывод о выборе орфограммы ё – о в различных морфемах. Подберите антоним к слову маж_рное (настроение); подберите синонимы к слову кумач_вый , расположив их в порядке усиления признака.

Упражнение 7.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Ж_тейский, прич_дливый, брош_ра, кош_лка, ч_каться, щ_голь, ж_ри, обж_ра, ш_рох, ож_г на руке, лезть на рож_н; ц_нк, подж_г дом, ц_тата, беспощ_дный, оч_титься, ц_кнуть, ц_гейка, ш_фровка, друж_к, ц_вилизац_я, холщ_вый, реч_нка, ситц_вый, обнаж_нный, стереж_т, моч_ный, туш_ный, ш_пот, расч_ска, ш_к, ш_рты, лиц_м, деш_вый, щ_лкать, утром свеж_; дикц_я, ц_ркуль, зарниц_, иниц_ативный, ц_низм, панц_рь, смуглолиц_ый, сестриц_н, Цариц_но, девч_нка, свеж_го ветра; больш_го паруса; суш_ный, перч_ная туш_нка; камыш_вый, спорить горяч_; ч_ткий, рассказывал певуч_; ноч_вка в лесу; свинц_вый, внуч_нок, озерц_, птенц_в, туч_й, окруж_нный, бойц_, шалаш_м, луж_й, кольц_вая, плеч_м, вооруж_н, смеш_н, ц_ганка, иллюминац_я, ц_кот, трусц_й, мыш_нок, ж_сткий, сожж_т, груж_ный вагон, раздраж_нный, с блестящ_й, свеч_й, привлеч_нный, приближ_нный, отц_в.

Упражнение 8.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания; раскройте скобки. Выделите в словах с пропуском морфемы, в которых есть орфограммы «гласные после шипящих в разных частях слова». Какие это виды орфограмм?

I. 1. Очень ч_сто ране_ное ж_вотное заслыш_в ш_рох бр_сает_ся на выстрел охотника. (Л.Толстой) 2. Я (с,з)делал дли_ную прогулку по обрывам над морем и лег в к_мыш_вое кресло на б_лконе. (И.Бунин) 3. В памяти сохр_нился только ш_лест ш_н на ровном ш_ссе р_вномерный гул двигателя – и больше ничего. (Е.Яковлева) 4. Я (не)смела ш_вельнут_ся потому что в этой звенящей пустоте м_лейший ш_рох произв_дил э_фект камнепада в горах. (Е.Яковлева) 5. И в то(же) время ощ_щение н_визны было отч_тливым. 6. Ничего (не)было слышно кроме ш_ршания и ш_пения. (Стругацкие) 7. Он вооруж_лся ж_сткой щ_ткой и пр_нялся ч_стить уткнувшегося в к_рмушку коня. (М.Семенов) 8. А (с)верху на все это смотрела ч_рная ворона и в_ртела головой с т_ж_лым клювом. (В.Ленцов) 9. Опущ_ные глаза (полу)закрыты пуш_стыми ресницами. 10. В г_сти_ной г_рел только т_ршер под больш_м зеленым аб_ж_ром. 11. А ты как (з,с)десь оч_тился спросил он подозрительно пр_щ_рившись. (О.Погорелов) 12. Каждую минуту они останавливались и ч_тко пр_слуш_вались. 13. На заднее колесо своего (полу)гоноч_ного «Спорта» я ставил спец_альную трещ_тку. (В.Пелевин) 14. Ч_ткой линии берега (в)низу (не)было. (В.Пелевин) 15. Д_леко за пляж_м и поселком в_днелась (не)высокая гора дли_ная и пологая. (В.Пелевин) 16. (В)переди была од_нокая белая (пяти)этажка с обвитыми плющ_м б_лконами перед (пяти)этажкой исс_ч_ный ш_пами пыльный пустырь. (В.Пелевин) 17. В середине зала на (не)высокой к_нструкци_ из аж_рных реш_ток была сооруж_на (не)большая круглая площ_дка. 18. Человек то пр_двигался к п_латке ещ_ на верш_к то (на)долго зам_рал в (не)подвижности. (М.Семенов)

II. 1. На тумбочке у большой деревянной кровати св_тился ц_ферблат эл_ктронных часов. (П.Дашкова) 2. Изв_янная из слоновой кости и золота Афродита поп_рала ногой панц_рь огромной черепахи. (Л.Кожевников) 3. Довольно часто у нас проводились медиц_нские проверки – всех нас изучали вдоль и поперек. (В.Пелевин) 4. Постройка походила на ступенчатый ц_линдр из нескольких б_тонных блоков стоящих друг на друге. (В.Пелевин) 5. Он чувствовал как кровь нач_нает ц_ркулировать р_вномерно по всему телу. 6. Герасим открыл один ставень и на ц_почках вышел из комнаты. (И.Тургенев) 7. Вдали тихо шумело море со всех сторон долетал треск ц_кад. (В.Пелевин) 8. Внезапно старик понизил голос чуть не до вкрадчивого ш_пота посмотрел с хитринкой. (П.Проскурин) 9. Ч_тко буд(то) работал с телеграфным ключ_м он трижды ут_пил кнопку звонка. (Д.Жуков) 10. А бедный, пышный мой букет ощ_пан, буд(то) саранч_ю! (С.Надсон) 11. Ни ш_роха не разд_валось глухая тишь была в дому... (В.Тушнова) 12. Его серую внешность чуть разнообразили лишь тонкие ч_рные усики щ_точкой. (С.Зверев) 13. Детишки забились на чуть теплую печку и что(то) ш_потом рассказывали друг другу. (И.Бунин) 14. Ч_гунная реш_тка с двумя обращ_нными друг к другу крылатыми драконами была приоткрыта. (А.Гаранин) 15. Еще в той лампе ф_тилек тобой зажж_н как ж_лтый жалкий м_тылек тр_пещет он... (В.Тушнова) 16. Беспорядочного падения для умелого параш_тиста не может быть ни при каких обстоятельствах; параш_тист полновластный хозяин воздушной стихии. (Г.Титов) 17. Правда лекц_и спец_алистов авиац_онной и космической медиц_ны я слушал без особого внимания считая эту дисц_плину второстепенной. (Г.Титов) 18. К вечеру из соседнего района в_рнулся микро_втобус с грузом пл_катов и брош_р. (С.Зверев) 19. До выезда на ш_ссе ост_вался один поворот. 20. Круглая клумба с м_хнатыми ж_лтыми цветами посреди ш_ссе. Ни дать ни взять лукошко с новорожденными ц_плятами. (Ф.Абрамов) 21. На нем была выг_ревшая шт_рмовка ш_рокий островерхий капюш_н. (В.Мясников) 22. Прибл_жалась реш_тчатая к_ническая башня с колоссальным б_рабаном наверху. (А.Казанцев) 23. (Не)пром_каемый плащ с капюш_ном разв_вался на его (не)уклюжей высокой ф_гуре. (А.Казанцев) 24. Солнце косыми лучами пронизывало чащ_бу. (Е.Федоров)

Тест по теме «Гласные после шипящих и ц ».

1.В каком слове на месте пропуска пишется ы ?

1) ц_фра;2) ц_пки;3) ж_рный;4) серые мыш_.

2. В каком слове на месте пропуска пишется ю ?

1) щ_плый;2) я свищ_;3) ж_ри;4) ч_лки.

3. В каком слове на месте пропуска пишется и ?

1) бледнолиц_й;2) панц_рь;3) сестриц_н;4) кузнец_.

4. В каком слове на месте пропуска пишется о ?

1) ж_лоб;2) печ_нка;3) ц_коль;4) ш_пот.

5. В каком слове на месте пропуска пишется о ?

1) трущ_ба;2) зач_т;3) ж_сткий;4) кош_лка.

6. В каком слове на месте пропуска пишется е ?

1) ж_нглер;2) ш_к;3) прож_рливый;4) заж_г.

7. В каком слове на месте пропуска пишется е ?

1) пш_нка;2) маж_р;3) ц_кот;4) обж_ра.

8. Отметьте слово с орфографической ошибкой:

1) камышовый;2) монтажер;3) ножовка;4) измельчон.

9. Отметьте слово с орфографической ошибкой:

1) холщовый;2) желудь;3) затушевать;4) перчоный.

10.Укажите неверное объяснение орфограммы о-е после шипящих:

1) уш е л – в суффиксе глагола под ударением;
2) кумач о м – в окончании существительного под ударением;
3) холщ о вый – в суффиксе прилагательного под ударением;
4) запряж е нный – в суффиксе страдательного причастия.