Выставка "ПроЯвление. Павел Каплевич. Диалог с картиной Александра Иванова". Медиапроект «ПроЯвление Павел каплевич третьяковская галерея проявление

В павильоне, построенном у входа в главное здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, 16 июня начнет работу выставочный медиапроект «ПроЯвление». Павел Каплевич. Диалог с картиной Александра Иванова». Мы встретились с его создателем накануне открытия и узнали, почему он решил попробовать себя в роли медиахудожника.

Буквально недавно и почти одновременно вы как сценограф и продюсер выпустили три спектакля. Теперь уже в роли медиахудожника представляете проект в Третьяковской галерее и вступаете в диалог с главной картиной русской живописи, «Явлением Христа народу».

Да уж, период у меня сейчас непростой, но счастливый. Сразу три премьеры: «Птица Феникс» в театре Гонзага в усадьбе Архангельское, опера «Чаадский» в театре «Геликон-опера», «Души» в театре Фоменко. Все, чем я занимаюсь, имеет так или иначе отношение к новой русской классике. Проект ли это с «Явлением Христа народу», создание ли новых оперных произведений, как «Чаадский» по пьесе Грибоедова «Горе от ума», ‒ это всегда некий диалог.

В чем суть «ПроЯвления»? Как я понимаю, перед вернисажем сохраняется интрига…

И к этому проекту я долго шел. Около 20 лет. Почти столько же, сколько Александр Иванов трудился над своим произведением. Он разрабатывал тему в бесчисленном множестве подготовительных этюдов, как, пожалуй, не делал никто из его предшественников. Их более 600. Этот поиск, сомнения, вечное недовольство художника окончательным результатом мы вводим в ткань «живого полотна».

Что такое «живое полотно»?

Я давно экспериментирую с «капеленом». Это такая инновационная текстильная технология, имитирующая средневековые гобелены, шпалеры и итальянские «арраци» благодаря высокомолекулярному методу обработки ткани без применения химии. Теперь же многократно опробованному в театральных декорациях материалу предстоит «вобрать в себя» картину Иванова вместе с эскизами к ней и представить «Явление Христа народу» в новом качестве. Действие будет сопровождать волшебная музыка, специально написанная композитором Александром Маноцковым.

Иными словами, это будет ткань?

Полотно выполнено точно в размер картины Александра Иванова: 540 × 750 см. Можно сказать, мы, как производственники, получившие в руки эскиз, воспользовались Ивановым для создания произведения декоративно-прикладного искусства. И без станков, но с помощью новых медиатехнологий, его выткала наша фантазия. На роль художников мы не претендуем. Мы ‒ адаптаторы.

Вы вступили в диалог с фактурой живописного полотна Иванова?

Фактура без содержания, одно без другого, не живет. Никогда не стал бы взаимодействовать с материалом, который меня бы не грел. Понимаете, я попытался придумать драматургию проживания ивановского шедевра и представить, будто это не полотно, а фреска или гобелен, скульптурный рельеф или черно-белая гравюра и создавался он не в XIX, а, скажем, в XVI веке, при Рафаэле.

И к этому проекту я долго шел. Около 20 лет. Почти столько же, сколько Александр Иванов трудился над своим произведением. Он разрабатывал тему в бесчисленном множестве подготовительных этюдов, как, пожалуй, не делал никто из его предшественников. Их более 600.

Павел Каплевич

При Рафаэле?

Да, хочу напомнить, что Рафаэль в XVI веке тоже занимался картонами к гобеленам. Рубенс в XVII веке также делал эскизы для серии гобеленов со сценами из жизни императора Константина. Александр Иванов задумывал свои акварели как эскизы больших фресок для храма. Слоями, расслаиваниями и наслаиваниями мы как бы «утопили» работу Иванова еще на 300 лет. Это такое, если угодно, «воспоминание о будущем».

Для проекта построен отдельный павильон, как некогда строился для самой картины Иванова у Пашкова дома, когда император подарил ее Румянцевскому музею.

В некотором роде это память о том событии. Павильон, очень простой по конструкции, спроектировали архитекторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова. Он установлен во дворе музея рядом с памятником Павлу Михайловичу Третьякову.

Это будет ваша первая музейная выставка. Что вы чувствуете?

Надеюсь, проект «ПроЯвление» ожидает счастливая жизнь. В самом полотне Александра Иванова уже заложено чудо. Следуя же за знаменитым дягилевским принципом «Удиви меня!», скажу только, что надо удивлять и непременно дарить чудо. А иначе не интересно.

Выставочный медиапроект «ПроЯвление» Павла Каплевича будет работать с 16 июня по 31 июля.

Медиапроект Государственной Третьяковской галереи «ПроЯвление» демонстрирует диалог художника Павла Каплевича с главной картиной русского искусства XIX века — «Явление Христа народу (Явление Мессии)» (1837-1857) Александра Иванова. Основываясь на экспериментах и открытиях в области художественных технологий и традиционных ремесел, изучив великое полотно, подготовительные эскизы и этюды к нему, Павел Каплевич предложил собственную интерпретацию картины и процесса работы художника.
Произведение Павла Каплевича, выполненное в размер картины Александра Иванова (540 × 750 см), с помощью современных технологий «оживает» и вовлекает зрителя в мир, созданный сто пятьдесят лет назад художником-классиком. Заново увиденный современным художником, этот мир преобразован в иную цвето-фактурно-пространственную форму. Изменяя материальные свойства оригинала, автор медиапроекта предлагает свое понимание шедевра, раскрывает таинство его сотворения.

Художественное высказывание Павла Каплевича обращено к тем структурным и смысловым особенностям картины Александра Иванова, в которых заключается его оригинальность, уникальность замысла и живописно-пластических открытий. Заявленные в концепции медиапроекта категории «эксперимент», «чудо», «фактура», «палимпсест» проецируются на творческий поиск русского художника XIX столетия.
Иванов считал зарождение идеи картины в его сознании откровением, ниспосланным свыше: «Я хотел моих любезных соотечественников Русских помирить между собою сюжетом своим, первым сюжетом в свете! Который мне ниспослан самим Богом — по крайней мере, я так верю». Осознав сложность и величие собственного замысла — раскрыть «сущность всего Евангелия» — и не желая быть просто «иллюстратором» Священной истории, он встал на путь глубокого погружения в тему, разрабатывая ее в эскизах и бесчисленном множестве этюдов, чего не делал никто из его предшественников. Это был своего рода эксперимент по сотворению художественного послания человечеству.
Огромное полотно Александра Иванова призывает каждого, стоящего перед ним, ощутить себя среди персонажей картины, испытать чувства, которыми они исполнены — искреннюю веру или сомнения, приятие или неприятие проповеди Иоанна Крестителя, пережить страх вместе с «дрожащими» или поддаться безоглядному порыву навстречу грядущему Мессии, подобно Иоанну Богослову и юноше с белым покрывалом.
Творческий диалог, в который решился вступить Павел Каплевич, позволяет по-новому взглянуть на богатейшие фактурные возможности живописи Иванова, осознать широту его художественных предпочтений и свободу в их выборе. Ученик Императорской Академии художеств, он чуждался академизма, одним из первых оценив сакральное, глубоко символическое искусство Джотто, Мазаччо, Гирландайо, выразительность и разнообразие найденных ими пластических решений. У великих венецианцев — Тициана, Веронезе, Тинторетто — он учился колориту и осознанию его роли в создании художественного образа, в искусстве Рафаэля увидел пример художественной гармонии, у Леонардо да Винчи — понимание внутреннего драматизма евангельских сюжетов.
В поисках пластических средств для передачи материи, оживотворенной Духом, Иванов обращался к разным источникам — копировал произведения старых мастеров, писал этюды с тщательно отбираемой натуры, стремился прочувствовать в конкретном человеке вневременной этический прототип. Совмещая в своем сознании многочисленные этюды, выполненные для каждого персонажа, он пытался выявить самое существенное и ценное в натурном материале.
Никто из современных Иванову художников не уделял столько внимания фактурным особенностям живописи, работе с линией и пятном, жидкими и пастозными мазками, использованию как сложных замесов краски, так и чистых, локальных цветов. Традиционную многослойную технику он обогащал, варьируя приемы моделировки, экспериментируя с основой, грунтами и подмалевком, используя прием нон-финито (совмещая тщательно проработанные и незавершенные детали). Задолго до появления акварельных «Библейских эскизов» в натурных этюдах, большей частью написанных маслом на бумаге, проявилось тяготение Иванова к фресковой матовости и подвижному, вибрирующему мазку. Найденная им технология с использованием летучих растворителей давала возможность работать быстро. Варьируя удары кисти, накладывая полупрозрачные слои красок, Иванов добивался ощущения пульсации жизни, наполняющей природные формы.
В конце жизни художник осознал, что эта работа была лишь «станцией» на пути обретения искусством новых форм для решения новых масштабных задач. Обращенная в будущее, картина Иванова открыта для диалога со следующими поколениями художников и вдохновляет их на создание множества интерпретаций.
На полотне Павла Каплевича почти неуловимо для зрителя сменяются образы «Явления Христа народу», один сквозь другой проступают эскизы картины. Творение Иванова предстает то в виде гобелена, то полуосыпавшейся фрески, то превращается в скульптурный рельеф или в черно-белую гравюру. Фигура Христа то исчезает в отдалении, то появляется вновь вслед за мистическим голубем, парящим в одном из вариантов композиции. Мир звуков, созданный композитором Александром Маноцковым, заполняет пространство: шелест листьев, пение птиц, журчанье воды окутывают зрителя, усиливая эффект погружения в тонкое вещество возникающего на полотне преображенного мира картины Иванова, мира явления — проЯвления чуда.
«ПроЯвление» — это реализация более чем пятнадцатилетнего опыта работы Каплевича над созданием уникальных тканей. Художник открыл огромные возможности метода высокомолекулярной обработки тканей, позволяющего преобразовывать один материал в другой: воспроизвести фактуру старинного венецианского полотна или создать эффект гобелена. По воле мастера хлопок «соединяется» с бархатом или шерстью, в ткани «проращиваются» золотые нити, возникает эффект парчи и т. д. Опробованный ранее в театральных декорациях, теперь уникальный материал «вобрал в себя» картину Александра Иванова вместе с эскизами к ней и представил «Явление Христа народу» в новом качестве.
Спроектированный архитектором Сергеем Чобаном павильон, в котором демонстрируется медиапроект, расположен перед главным зданием Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, где экспонируется картина Иванова. Зайдя в павильон перед осмотром постоянной экспозиции, посетитель музея сможет ознакомиться с эскизами к великой картине и взглядом современного художника на образы и смыслы изображенного на ней.

16 июня в Третьяковской галерее в отдельном павильоне откроется проект Павла Каплевича «ПроЯвление». Проект будет доступен зрителям до конца июля.

Александр Иванов стоит обособленной фигурой в мире живописи. Он сумел перерасти академические нормы и выработал свой взгляд на искусство. Достаточно редкий для живописи сюжет «Явление Мессии» Иванов подал в эпохальном ключе, видя в нем смысловую кульминацию Евангелия. Художник надеялся, что его картина призвана возвысить нравственные порывы общества, и верил в возрождающую миссию искусства. «Явление Христа народу» стало для Иванова картиной всей жизни.

«Я хотел моих любезных соотечественников Русских помирить между собою сюжетом своим, первым сюжетом в свете! Который мне ниспослан самим Богом - по крайней мере, я так верю»

Осознав сложность и величие собственного замысла - раскрыть «сущность всего Евангелия» - и не желая быть просто «иллюстратором» Священной истории, он встал на путь глубокого погружения в тему, разрабатывая ее в эскизах и бесчисленном множестве этюдов, чего не делал никто из его предшественников. Это был своего рода эксперимент по сотворению художественного послания человечеству.

Объединив наследие Джотто с колористикой венецианцев и внутренним драматизмом евангельских сюжетов да Винчи, художник согласовывает сюжет с натурой. Особое внимание он уделял фактурным особенностям живописи и работе с линией, варьируя приемы моделировки. Особенностью картины стал прием нон-финито, когда в живописи совмещают тщательно проработанные и незавершенные детали.

Основываясь на экспериментах и открытиях в области художественных технологий и традиционных ремесел, изучив великое полотно, подготовительные эскизы и этюды к нему, Павел Каплевич предложил собственную интерпретацию картины и процесса работы художника.

Картина А. Иванова «Явление Христа народу»

Популярный театральный художник поиграл с живописно-пластической составляющей картины и перенес художественное полотно на ткань. Медиапроект «ПроЯвление» - это эксперимент с методом высокомолекулярной обработки материалов. На картине Каплевича хлопок переплетается с бархатом или шерстью, а фактура старинного венецианского полотна сменяется эффектом гобелена. Опробованный ранее в театральных декорациях, материал «вобрал в себя» картину Александра Иванова вместе с эскизами к ней.

С помощью современных технологий «Явление Христа народу» оживает, пульсирует, изменяется и даже распадается на 25 вариаций.

Полотно превращается в скульптурный рельеф, полуосыпавшуюся фреску или черно-белую гравюру, а фигуры картины то исчезают в отдалении, то вновь появляются перед зрителем. Дополнительный акцент сосредоточен на музыке.

Композитор Александр Маноцков окутывает зрителя шелестом листьев, пением птиц или журчанием воды.

За «ПроЯвлением» скрытых мотивов картины Иванова можно понаблюдать с 16 июня по 31 июля в павильоне перед входом в главное здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке .