А. Маслоу (Maslow A.H.): теория самоактуализации


В 1954 году в работе «Мотивация и личность» Абрахам Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные и организованы в иерархическую систему. Это интересная теория, которая показывает, что удовлетворив один уровень потребностей, человек мотивирован реализоваться на следующем. Несмотря на то, что пирамиду Маслоу часто критикуют как неработающую и абсурдную модель, мы в этой статье постараемся доказать, что для некоторых людей она может иметь большое значение.

О пирамиде Маслоу

Пирамида потребностей - название иерархической модели потребностей человека, представляющее собой упрощенное изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу. Она отражает одну из самых известных теорий мотивации - теорию иерархии потребностей. Вкратце пробежимся по семи уровням пирамиды.

  1. Физиологические потребности (низший уровень): жажда, голод, половые потребности, сон.
  2. Потребность в безопасности: стабильность, комфорт, защищенность, уверенность.
  3. Социальные потребности: общение, любовь, поддержка, совместная деятельность.
  4. Потребность в уважении и признании: признание, самоуважение, успех, одобрение.
  5. Познавательные (творческие) потребности: творчество, созидание, познание, открытие.
  6. Эстетические потребности: порядок, гармония, красота.
  7. Потребность в самоактуализации (высший уровень): личностный рост, реализация своих целей и способностей, .

Критика пирамиды

Исходя из теории Маслоу, идеально счастливое общество - это общество сытых людей, которые не имеют повода для страха и тревоги. Он утверждал, что в этом случае у человека появляются более высокие потребности. Так ли это на самом деле?

Психолог Эд Динер исследовал жилищные условия, финансы, безопасность, питание, уровень социальной поддержки и эмоции людей из 155 стран в течение пяти лет. Ученый выявил как некоторые закономерности, так и отклонения. Есть люди, которые двигались вверх так, словно для них пирамида Маслоу была внутренней конституцией. Однако он обнаружил то, что мы и так в глубине души знали - человек может демонстрировать высокий уровень самоактуализации и прекрасные социальные отношения даже тогда, когда его основные физиологические потребности, а также потребность в безопасности полностью не выполнены.

Да и наши жизненные наблюдения показывают, что основная масса людей, удовлетворив первые два уровня, начинает просто топтаться на месте. Подобные люди считают себя счастливыми, однако такое счастье является местечковым и бутафорным. Общество, в котором большинство людей находятся на второй ступеньке и не стремится выше, можно назвать бессознательным.

А теперь поговорим о пирамиде Маслоу более подробно и сделаем несколько важных выводов из этой теории.

Самоактуализация в пирамиде Маслоу

Самоактуализация - это стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В педагогике и психологии гуманистического направления утверждается, что лишь при помощи самоактуализации человек может реализовать себя, добиться успеха и обрести смысл своего существования. Уже звучит достаточно похоже на теорию Маслоу, неправда ли?

Проанализируйте свою жизнь по пирамиде Маслоу. Возможно, у вас большие проблемы с уверенностью в себе, конфликты в семье или вы не достигли успеха к намеченному вами моменту времени. В итоге вы смотрите на пирамиду и она уже скорее напоминает вам гигантский кусок сыра с дырками внутри. В этот момент вы четко осознаете, что не до конца реализовались в жизни, не достигли самоактуализации, а также недостаточно думали о своей жизни, используя данный способ.

Некоторые люди очень быстро достигают вершины пирамиды. Но как правило это йоги, монахи или отшельники. Возможно они добились самопознания, в пещерах, однако пожертвовали всем остальным. Например, социальными потребностями. Тяжело сказать, счастливы ли эти люди. Поэтому более-менее правильным будет постепенное восхождение к вершине пирамиды.

Одна из главных проблем современного общества в том, что многие люди не могут найти себе применения, не раскрывают свои таланты и способности. А если так, ни о какой реализации в жизни речи быть не может. Они вынуждены выбирать ту работу, которая совершенно не требует каких-то особых способностей и при этом занимает практически все их время. То время, которое им нужно как раз для того, чтобы развивать свои способности. Эти люди оказываются в порочном круге. Пропадает желание развиваться и мотивировать себя на реализацию в жизни. Они подменяют высшие ценности обычным комфортом. И даже если у них остается время после работы, они заполняют его совершенно ненужными вещами. Их вклад в общество является минимальным и подсознательно они это понимают. Это ведет к приобретенной беспомощности и синдрому жертвы. Печально, нет ни одного эффективного лекарства, которое поможет выдернуть такого человека из порочного круга. То есть конечно способы есть (медитация, ), но попробуйте заставить человека применять их и вы натолкнетесь на полнейшее непонимание.

Если вы читаете эту статью, значит по крайней мере хотите от жизни немного большего, чем удовлетворения физических потребностей. Давайте подумаем об успехе? Что вам сразу пришло в голову? Многие люди неправильно понимают значение этого слова, отсюда и растут корни многих проблем. Успех - это не деньги и не комфорт. Даже если вы так считаете, вы не можете быть поистине счастливым. Путешествия в другие страны, поедание самых разнообразных продуктов и наилучшая одежда - это не успех. Это приятные вещи, которые для многих становятся самоцелью.

Так что же такое успех? Это личностный рост. Потому что если представить ситуацию, в которой у человека забрали все - еду, одежду, деньги, дом - что в итоге останется? Останется личность. Конечно и ее можно отнять при помощи разных психологических уловок и приспособлений. Например, вы возможно читали книгу «1984» Джорджа Оруэлла и прекрасно понимаете, о чем идет речь. Но также вероятно вам знакомо имя Виктора Франкла. И это не литературный персонаж, а реальная личность. Это человек, которого нельзя было сломать. Почитайте о нем, если будет возможность. Вот это и есть личностный рост.

Почему многие люди не хотят заниматься личностным ростом? Потому что это скучно и сложно. Кроме того, он подразумевает отказ от мгновенного удовлетворения своих нужд. Он требует воли и , размышлений и длительного периода времени. Умение отказаться от краткосрочных удовольствий ради долгосрочных целей и делает разницу между посредственным и успешным человеком. Успешный человек готов временно пожертвовать комфортом и сосредоточиться на высших целях. Это проявляется даже в финансах: умение не потратить все, что зарабатываешь с тем, чтобы откладывать деньги на что-то более важное. Нет, не покупку автомобиля вместо телефона, а скорее открытия дела, в которое веришь и которое может принести пользу обществу, как бы высокопарно это ни звучало. Такие люди есть и их единицы. Мы считаем их блаженными и одновременно восторгаемся ими. Порой может проскочить мысль о том, что мы тоже на такое способны, однако в следующую секунду отгоняем ее подальше.

Успех - это отсутствие эгоизма. Опять же, желание содержать себя и свою семью это прекрасное стремление, но если не хотеть большего, то подлинного успеха достичь невозможно. Мы социальные личности и как бы вы ни относились к людям, они окружают и влияют на нас. Это хорошо, если вокруг вас друзья, семья и близкие люди, у вас есть крыша над головой и достойный доход. Однако вы живете в обществе и каждый день сталкиваетесь с самыми разными людьми. Возможно не самыми приятными и умными. На самом деле успешный человек усмотрит в этом частичку и своей вины. Бытие формирует сознание. И если вы не попытаетесь изменить общество, оно непременно изменит вас.

Ваша цель как человека разумного - заполнять эти дыры в куске сыра, называемого пирамидой Маслоу, причем неважно в каком именно порядке. Это отличная стратегия для самоактуализации. Для этого ответьте на два вопроса, только выделите себе достаточно времени для размышлений.

  • На каком уровне пирамиды вы застряли? Возможно ваши потребности частично удовлетворены на многих уровнях, отметьте для себя и это.
  • Чего вам не хватает? Например, вам не хватает самоуважения. Здесь возможны два варианта. Первый: вы достигаете своих целей, но все равно недостаточно уважаете себя - тогда это проблема или отчасти надуманная. Второй: вы не достигаете целей и бросаете все дела на половине пути. В этом случае вам нужно развивать дисциплину и .

Желаем вам удачи в самоактуализации!

Что такое самоактуализация? Располагая эту потребность на самой вершине иерархии, Абрахам Маслоу дал ей следующее определение. «Человек должен быть тем, кем он может быть. Эту потребность мы и можем назвать потребностью в самоактуализации… Она относится к желанию самореализоваться, а именно, к стремлению воплотить в действительность те возможности, что ему присущи. Определение для этой тенденции можно сформулировать также как стремление всё больше и больше становиться собой, стать тем, кем человек вообще способен стать».
Хотя теория, как правило, представляется как довольно жёсткая иерархия, Маслоу отметил, что порядок, в котором потребности могут удовлетворяться, не всегда совпадает со стандартным. Например, для некоторых людей потребность в самоуважении может быть более значимой, чем потребность в любви. Для других потребность в творческой самореализации может вытеснить даже самые элементарные, физиологические потребности.

Характеристики самоактуализированной личности

В дополнение к своему определению самореализации Маслоу также выделил несколько ключевых характеристик самоактуализированных людей:

  • Принятие и реализм . Обычно самоактуализированные люди имеют реалистичные представления о себе, других и о мире вокруг.
  • Концентрация на проблеме . Самоактуализированные люди сосредотачиваются на решении проблем, не относящихся к их внутреннему миру, - в том числе на помощи другим и поиске решений для проблем во внешнем мире. Эти люди зачастую движимы чувством личной ответственности или этики.
  • Спонтанность . Самоактуализированные люди спонтанны как в своих мыслях, так и в своём поведении. Их поведение, в основном, соответствует правилам и ожиданиям общества, хотя их всё-таки можно назвать открытыми и нестандартными.
  • Автономия и одиночество . Другой особенностью самоактуализированных людей является потребность в независимости и конфиденциальности. Они не зависят от мнения окружающих. Да, они способны наслаждаться компанией других, но, несмотря на это, эти люди иногда нуждаются в уединённости - им нужно время на то, чтобы сосредоточиться на своих собственных индивидуальных возможностях.
  • Продолжительное чувство признательности . Самоактуализированные люди склонны смотреть на мир с постоянным чувством признательности, удивлением или даже благоговением. Даже простые переживания могут долго служить источником вдохновения и удовольствия.
  • Пиковые переживания . Такие люди часто испытывают то, что Маслоу назвал пиковыми переживаниями - это моменты интенсивной радости, удивления, благоговения и восторга. После этих ощущений люди чувствуют себя вдохновленными, обновлёнными или даже полностью изменившимися, а также получают заряд энергии.

А. Маслоу в своей концепции самоактуализации предлагает такую трактовку природы личности: человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию, люди - сознательные и разумные создания, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности.

Для изучения человека как уникальной, целостной, открытой и саморазвивающейся системы А. Маслоу использовал понятие self - actualization (англ.) Развитие человека в этой теории представляется, как восхождение по лестнице потребностей, имеющей уровни, в которых “высвечивается”, с одной стороны, социальная зависимость человека, а с другой - его познавательная природа, связанная с самоактуализацией. Автор полагал, что “люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной”. Вопросы мотивации являются центральными в гуманистической теории личности и описывают человека как “желающее существо”, редко достигающее удовлетворения.

А. Маслоу рассматривает все потребности человека как врожденные. Иерархия потребностей, по А. Маслоу, прослеживается с первого уровня, который составляют физиологические потребности, связанные с поддержанием внутренней среды организма. По мере насыщения этих потребностей возникают потребности следующего уровня. Второй уровень составляют потребности в безопасности, стабильности, уверенности, свободе от страха, защищенности. Данные потребности функционируют аналогично физиологическим потребностям и при регулярном удовлетворении - перестают быть мотиваторами. Следующий, третий уровень включает потребность в любви и привязанности, общении, общественной активности, в желании иметь свое место в группе, семье. Далее следует четвертый уровень, который составляют потребности в уважении, самоуважении, независимости, самостоятельности, мастерстве, компетентности, уверенности перед миром, в желании иметь определенную репутацию, престиж, известность, признание, достоинство. Неудовлетворенность потребностей этого уровня приводит человека к чувству неполноценности, бесполезности, ведет к различным конфликтам, комплексам и неврозам. И, наконец, последний, пятый уровень потребностей - потребность в самоактуализации, самореализации и творчестве.

А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности:

«дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения и «ростовые»,

которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу,

существует пять уровней мотивации:

1) физиологический (потребности в еде, сне);

2) потребности в безопасности (потребность в квартире; работе)

3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в

другом человеке, например в создании семьи;

4) уровень самооценки (потребность в самоактуализации, компетенции,

достоинстве);

5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте,

целостности и т.д.).

13. Логотерапия в. Франкла.

Логотерапия – это метод психотерапии и экзистенциального анализа созданный В.Франклом (с древнегреческого logos - смысл). Логотерапия представляет собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии, пути коррекции аномалий в развитии личности.

Логотерапия занимается смыслом человеческого существования и поисками этого смысла. Согласно логотерапии, стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни - врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности. Поэтому Франкл говорил о «стремлении к смыслу» в противовес принципу удовольствия (иначе - «стремление к удовольствию»), на котором сконцентрирован психоанализ. Человеку требуется не состояние равновесия, гомеостаз, а скорее борьба за какую-то цель, достойную его.

Логотерапия не является лечением, конкурирующим с остальными методами, но она вполне может соперничать с ними благодаря дополнительному фактору, который она включает. Как одно из направлений современной психотерапии логотерапия занимает в ней особое место, противостоя, с одной стороны, психоанализу, а с другой - поведенческой психотерапии. Она отлична от всех остальных систем психотерапии не на уровне невроза, а при выходе за его пределы, в пространстве специфических человеческих проявлений. Конкретно речь идет о двух фундаментальных антропологических характеристиках человеческого существования: о его самотрансценденции и способности к самоотстранению.

Существуют специфическая и неспецифическая сферы применения логотерапии. Психотерапия разного рода заболеваний - это неспецифическая сфера. Специфической же сферой являются ноогенные неврозы, порожденные утратой смысла жизни. В этих случаях используется методика сократовского диалога, позволяющая подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла жизни. Важную роль играет при этом личность самого психотерапевта, хотя навязывание им своих смыслов недопустимо.

Положение об уникальности смысла не мешает Франклу дать содержательную характеристику возможных позитивных смыслов. Ценности - смысловые универсалии, являющиеся результатом обобщения типичных ситуаций в истории общества. Выделяются 3 группы ценностей: 1) ценности творчества, 2) ценности переживания и 3) ценности отношения.

Приоритет принадлежит ценностям творчества, основным путем реализации которых является труд. Из числа ценностей переживания Франкл подробно останавливается на любви, обладающей богатым смысловым потенциалом.

Парадоксальная интенция. Метод, предложенный В.Франклом (в 1929 г., описан им лишь в 1939 г., а опубликован под этим названием в 1947 г. Как мы уже отметили выше, логотерапия включает в себя два специфических человеческих проявления, как самотрансценденция и способность к самоотстранению.

Человек с ноогенным неврозом постоянно находится в поисках смысла. Парадоксальная интенция применяется при неврозах, когда имеются следующие патогенные паттерны реагирования:

1. Некий симптом вызывает у пациента опасение, что он может повториться; возникает фобия - страх ожидания повторения симптома, который приводит к тому, что симптом действительно появляется снова, и это лишь усиливает изначальные опасения пациента. Иногда сам страх может быть тем, повторения чего боится больной, но чаще боятся обморока, инфаркта и т.д. На свой страх больные реагируют бегством от действительности (жизни), например, стараются не выходить из дома.

2. Пациент находится под гнетом овладевших им навязчивых представлений, пытается подавить их, противодействовать им, но это лишь усиливает первоначальное напряжение. Круг замыкается, и пациент оказывается внутри этого порочного круга.

Парадоксальная интенция построена на том, что пациент должен захотеть, чтобы осуществилось то, чего он так опасается. (При фобии осуществили другие, при обсессии, чтобы он сам осуществил то, чего боится). При этом парадоксальное предложение должно быть сформулировано по возможности в юмористической форме.

Дерефлексия - это психотерапевтический метод, помогающий пациенту нейтрализовать компульсивную наклонность к самонаблюдению, посредством концентрации на позитивных аспектах своего существования. Например, одна из пациенток В.Франкла страдала компульсивным стремлением наблюдать свой акт глотания: испытывая неуверенность, она с тревогой ожидала, что пища «пойдет вниз неправильным способом», или что она подавится. Антиципированная тревога и компульсивное самонаблюдение до такой степени нарушили у нее процесс принятия пищи, что она стала совершенно худой. В ходе терапии ее научили доверять своему организму и его автоматически регулируемому функционированию. Пациентка была терапевтически дерефлексирована посредством формулы: «Я не нуждаюсь в том, чтобы наблюдать глотание, потому что я фактически и не нуждаюсь в том, чтобы глотать, потому что фактически не я глотаю, а скорее бессознательное делает это». И таким образом пациентка избавилась от невротической фиксации на акте глотания.

Теория самоактуализирующейся личности А. Маслоу

Основатель гуманистической психологии – А. Маслоу. Гуманистическая психология – психология третьей силы, возникшая как оппозиция бихевиоризму и самоанализу. Представители гуманистической психологии критиковали бихевиоризм за то, что переносили результаты экспериментов над животными на людей, а психоанализ за то, что с этой позиции человек выступает как иррациональное, агрессивное и асоциальное существо, а все продуктивные формы поведения – сублимация сексуальной энергии.

Гуманистическая психология говорит о том, что сущность человека – стремление к самоактуализации – это высшая потребность человека. Она проявляется в стремлении человека воплотить в своей жизни свой внутренний потенциал, быть и стать самим собой, реализовать свои способности.

А. Маслоу опирался на анализ поведения психически здоровой, творческой личности (своих учителей).

Структура личности – иерархия мотивов А. Маслоу (рис.).

Рис. Пирамида потребностей А. Маслоу

Общая характеристика мотивационной сферы по Маслоу:

1. Все потребности присущи человеку по его природе, т.е. имеют врожденный или инстинктоидный характер.

2. Все потребности образуют иерархическую структуру по принципу доминирования или приоритетности, т.е. чем ниже расположена потребность в общей иерархии. Тем она важнее и приоритетнее для личности.

3. Переход от одного уровня потребности к другому осуществляется только в том случае, если нижележащие потребности удовлетворяются. Если потребности какого-то уровня не удовлетворяются, то осуществляется возвращение на нижние уровни. Иерархия потребностей имеет универсальный характер.

Позже А. Маслоу ввел в пирамиду метапотребности или потребности, которые надстраиваются сверх остальных. Это Б-мотивы, бытийные мотивы или мотивы роста. К метапотребностям относятся духовные потребности: истина (познавательные потребности), красота (эстетические), добро (этические), справедливость, осмысленность жизни, совершенство, самодостаточность или автономность и т.д. Метапотребности представлены 15 разновидностями.

Метапотребности, так же как и дефицитарные, носят врожденный характер. Но в отличие от дефицитарных потребностей они неиерархизованы, т.е. обладают для человека равной значимостью. Они менее осознаваемы человеком. Удовлетворение дефицитарных потребностей направлено на снятие (редукцию) напряжения, а стремление удовлетворить метапотребности делает жизнь человека более напряженной, т.к. эти потребности направлены на отдаленные цели.

Психической зрелости достигаю те люди, которые достигают уровня метапотребностей и потребностей самоактуализации. Осознанию высших потребностей мешают механизмы защиты. Комплекс иона – отказ личности от самоактуализации, сознательное снижение собственного уровня притязаний.

В чем причина неврозов? Невроз – это неудача личностного роста. Причина невроза – не подавление низших потребностей, а неудовлетворение высших, т.е. их депривация. Внутренняя депривация связана с комплексом иона.

Особая разновидность невроза связана с неудовлетворением метапотребностей экзестенциальный невроз (это разновидность метепатологии). Метапатологии возникают при неудовлетворении метапотребностей. Метапатологией страдают чаще всего достаточно благополучные люди, у которых удовлетворены все базовые потребности.

Разновидности метапатологий:

Апатия – безразличие ко всему;

Скука, которая часто сочетается с тоской;

Постоянная депрессия;

Отчуждение от других людей;

Чрезмерный эгоизм;

Ощущение бессмысленности и ненужности собственного существования – утрата смысла жизни;

Желание смерти;

Утрата собственного Я и идентичности (человек чувствует себя постоянно меняющимся и анонимным).

Критерии психической зрелости (характеристики самоактуализирующейся личности):

I. Креативность , т.е. творческость. Творчество Маслоу понимает не как новый вклад в науку, искусство, а как стремление и способность человека выполнять совершенно то, что он делает, т.е. достигать мастерства в своем деле. Это ведущая характеристика.

II. Центрированность направления – это увлеченность своим делом, преданность ему. Самоактуализирующиеся личности живут в сфере полной компетенции, они являются профессионалами. Они живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить.

III. Разграничение средств и целей . Использование только тех средств, которые соответствуют номам морали. Проявлением этой особенности является увлеченность человека самим процессом деятельности, а не конечным результатом.

IV. Объективное восприятие реальности – интеллектуальная зрелость, когда человек при оценке событий опирается на факты, а не на свои эмоции, порожденные событием.

V. Принятие себя и других такими, какими они являются. Самоактуализирующиеся личности характеризуются высокой толерантностью, терпимостью. Это отсутствие механизмов психологической защиты.

VI. Непосредственность поведения – простота и естественность, отсутствие позерства, желания «пустить пыль в глаза». Высокая потребность в уединении. Они уберегают свой внутренний мир от постороннего вмешательства, но одиночество их не тяготит, ибо девиз такой личности: я – лучший друг самого себя, и оставаясь в одиночестве, они остаются наедине с самими собой.

VII. Автономность . Личность является хозяином своей собственной судьбы, сам выбирает, кем быть. Это проявление высокого уровня самодостаточности. Такие люди не стремятся к почестям, славе, внешнему почету, ля них важен внутренний рост, самосовершенствование, при котором они опираются на самоодобрение.

VIII. Сопротивление окультуриванию – нонконформизм, малая податливость чужому влиянию.

IX. Глубина межличностных отношений . Такие люди не склонны к широким контактам, для них характерно общение в узком кругу глубинного характера. Общение строится на родстве душ, единстве ценностей, интересов. Круг людей невелик и очень ограничен.

X. Демократический характер уважительное отношение к другим людям. Психически зрелая личности проявляет уважительное отношение ко всем. Отсутствие авторитарных наклонностей.

XI. Общественный интерес . Люди озабочены не только своей судьбой, но судьбой своей страны, ее граждан.

XII. Свежесть восприятия : каждое событие воспринимается, как в первый раз.

XIII. Вершинные или мистические (пиковые) переживания – это состояние экстаза, умиротворенности, гармонии, особого рода блаженства.

XIV. Чувство юмора (философское).



Феноменологическая теория личности К. Роджерса (теория Я)

Ведущим и единственным мотивом поведения является тенденция актуализации, а все остальные мотивы являются лишь воплощением этой тенденции.

Актуализировать – это сохранить и развить себя, т.е. реализовать заложенные в нас от природы качества, способности, свой внутренний потенциал. Тенденция актуализации – это свойственная организму тенденция развивать все свои способности, чтобы сохранить и развить личность. Т.о. поведение человека мотивирована потребность развиваться и совершенствоваться. Человеком управляет процесс роста.

Конечная цель , на которую направлена тенденция актуализации, - достижение автономии и самодостаточности, т.е. самоактуализации. Потребность в самоактуализации (по Маслоу) является главным проявлением тенденции самоактуализации. Чтобы реализовать эту потребность (т.е. реализовать свой внутренний потенциал), человеку нужно себя хорошо знать. Центральным понятием теории личности Роджерса становится понятие Я (самость, Я-концепция) – это обобщенное и последовательное представление человека о самом себе.

Понятие личность сводится к самосознанию или Я-концепции.

Личность (или Я) – это дифференцированная часть феноменального поля (весь опыт человека), которая состоит из осознанного восприятия и оценок Я, т.е. осознание человеком самого себя и своего опыта.

Представление о себе включает в себя представления о том, какими мы можем стать, поэтому Я-концепция делится на 2 вида: Я-идеальное и Я-реальное. Для гармоничного развития личности важно согласование между Я-реальным и Я-идеальным. Резкий разрыв между ними может порождать невроз или усиливать потребность в самосовершенствовании.

Основное внимание Роджерс уделяет вопросу формирования Я-концепции и ее роли в жизни каждого из нас. Я-концепция – продукт социализации, формируется под влиянием опыта человека. Для формирования позитивной самооценки важным является одобрения для ребенка со стороны взрослого.

Нормальное гармоничное развитие личности возможно только в случае соответствия (конгруэнтных отношений) между опытом и Я-концепцией. В случае противоречия опыта и Я-концепции возникает конфликт и, как следствие, угроза разрушения Я-концепции или самооценки. Эта угроза может быть как осознаваемой, так и неосознаваемой. Осознаваемая угроза, когда мы понимаем, что наше поведение не соответствует нашему представления о самих себе, вызывает чувство вины, внутренний эмоциональный дискомфорт и напряжение, угрызения совести. Если человек не осознает несоответствия между опытом и Я-концепцией, то его наполняет тревога.

Тревога с позиции Роджерса – это эмоциональная реакция человека на угрозу, которая сигнализирует личности. Что сформированная Я-концепция испытывает опасность разрушения (дезорганизации). В отличие от чувства вины тревога возникает тогда, когда человек чувствует угрозу, но не осознает это. Частое возникновение тревоги, связанное с рассогласованием опыта и Я-концепции, приводит к неврозу.

Чтобы избавиться от тревоги, человек вырабатывает механизмы психологической защиты. Защиты – поведенческая реакция на угрозу. Главная цель – сохранить и поддержать сложившуюся Я-концепцию.

Выделяют 2 типа защиты :

1. Искажение восприятия (рационализация): несоответствующее переживание допускается в сознание, но в такой форме, которая делает его совместимым с Я-концепцией. Происходит такая интерпретация события, которая делает возможным согласование с Я-концепцией.

2. Отрицание – это игнорирование негативного опыта.

Цель защиты – устранить конфликт между опытом и Я-концепцией. Если механизмы защиты оказываются слабыми и неэффективными, то начинается невроз.

Главным условием гармоничного развития личности и достижения психического здоровья является гибкость Я-концепции.

Критерии психического здоровья (полноценно функционирующей личности):

Открытость опыту или переживаниям. Это проявляется в том, что человек тонко и глубоко осознает весь свой опыт. Отсутствие механизмов психологической защиты.

Экзистенциальный образ жизни – стремление жить полно и насыщенно, вести такой образ жизни, когда Я-концепция вытекает из опыта, а не опыт преобразуется в угоду Я-концепции.

Гибкость Я-концепции.

Организмическое доверие – самостоятельность личности, стремление человека во всем полагаться на самого себя, доверие к самому себе, автономность.

Эмпирическая свобода – свобода выбора, которая сочетается с предельной ответственностью.

Креативность или творческость в комбинации с нонконформизмом и адаптивностью.

Теория самоактуализации (А.Г.Маслоу)

Маслоу заложил основные принципы гуманистической психологии, предложив в качестве модели личность ответственного человека, свободно делающего свой жизненный выбор. Избегание свободы и ответственности не дает возможности достичь подлинности, аутентичности. Нецелесообразно сосредотачивать свое внимание на детальном анализе отдельных событий, реакций, переживаний; следует изучать каждого человека как единое, уникальное, организованное целое.

Маслоу считал, что следует отойти от практики изучения невротических личностей и наконец сосредоточить свое внимание на здоровом человеке, ибо нельзя понять психическое заболевание, не изучив психическое здоровье. Основной темой жизни человека является самоусовершенствование, которое невозможно выявить, исследуя только людей с психическими отклонениями.

Человек по своей природе хорош или, по крайней мере, нейтрален. В каждом заложены потенциальные возможности для роста и совершенствования. Все люди ограждения обладают творческими потенциями, которые у большинства угасают в результате "окультуривания". Разрушительные силы в них является результатом неудовлетворенности базисных потребностей.

Человек – это "желающее существо", которое редко и ненадолго достигает полного удовлетворения. Все его потребности врожденные, или инстинктоидные. У него не осталось мощных инстинктов в животном смысле этого слова, он имеет лишь их рудименты, остатки, которые легко гибнут под воздействием образования, культурных ограничений, страха, неодобрения. Аутентичная самость является способностью слышать эти слабые, хрупкие внутреннего голоса-импульсы.

Иерархия потребностей, по Маслоу, представляет собой следующую последовательность: потребности физиологические, т. е. в удовлетворении запросов тела; в безопасности, надежности и защите; в сопричастности, т. е. принадлежности к семье, общине, кругу друзей, любимых; потребности в уважении, одобрении, достоинстве, самоуважении; в свободе, необходимой для полнейшего развития всех задатков и талантов, для реализации самости, самоактуализации. Человеку необходимо сначала удовлетворить низшие потребности, чтобы оказаться способным к удовлетворению потребностей следующего уровня.

Удовлетворение потребностей, расположенных в основании иерархии, обеспечивает возможность осознания потребностей более высоких ступеней и их участие в мотивации. Правда, отдельные творческие личности могут проявлять свой талант, несмотря на серьезные социальные проблемы, мешающие им удовлетворить потребности низших уровней. Некоторые люди, благодаря особенностям своей биографии, могут создавать собственную иерархию потребностей. В целом же чем ниже в иерархии расположена потребность, тем она сильнее и приоритетнее. Потребности никогда не могут быть удовлетворены по принципу "все или ничего", человеком обычно мотивируется потребностями нескольких уровней.

Все мотивы человека можно поделить на две глобальные категории: дефицитарные (или Д-мотивы) и мотивы роста (или бытийные, Б-мотивы). Д-мотивы являются стойкими детерминантами поведения, способствуя удовлетворению дефицитарных состояний (голода, холода и т. п.). Их отсутствие вызывает болезнь. Д-мотивация нацелена на изменение неприятных, фрустрирующих, вызывающих напряжение условий.

Мотивы роста, называемые также метапотребностями, имеют отдаленные цели, связанные со стремлением личности актуализировать свой потенциал. Они обогащают жизненный опыт, расширяют кругозор, не уменьшая, как в случае с Д-мотивами, а увеличивая напряжение. Метапотребности, в отличие от дефицитарных, важны в равной степени и не располагаются в порядке приоритетов. Примерами метапотребностей является потребность в целостности, совершенстве, активности, красоте, доброте, истине, уникальности. Большинство людей не становятся метамотивированными, поскольку отрицают свои дефицитарные потребности, что подавляет личностный рост.

Мотивационный статус здорового человека состоит прежде всего в стремлении к самоактуализации, понимаемой как свершение своей миссии, постижение призвания, судьбы. Самоактуализация предполагает выход глубинной природы человека на поверхность, примирение с внутренней самостью, сердцевиной личности, ее максимальное самовыражение, т. е. реализацию скрытых способностей и потенциальных возможностей, "идеальное функционирование".

Самоактуализация – чрезвычайно редкое явление. Ее достигают, по мнению Маслоу, менее одного процента людей, поскольку большинство просто не знает о собственном потенциале, сомневается в себе, боится своих способностей. Это явление получило название Ионы комплекса, характеризующегося страхом успеха, мешающим человеку стремиться к самосовершенствованию. Нередко людям недостает благотворного внешнего окружения. Препятствием для самоактуализации является также сильное негативное влияние потребности в безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от удобных привычек. Реализация потребности в самоактуализации требует от человека мужества и открытости новому опыту.

Среди ценных идей, высказанных Маслоу, следует назвать и положение о роли т. н. пиковых переживаний в личностном росте, благодаря которым осуществляется трансцендирование, выход за собственные пределы и спонтанно переживается приближение к своей подлинной сущности. Восприятие может подниматься над Эго, становиться бескорыстным и неэгоцентричным, что для самореализующихся личностей – нормальное явление, а у среднего человека происходит периодически, во время пиковых переживаний. Такие переживания только положительны и желанны. Пиковое переживание чистой радости – одно из тех, ради которых стоит жить. Его принимают с благоговением, удивлением, восхищением и смирением, иногда с экзальтированным, едва ли не религиозным поклонением. В моменты пиковых переживаний индивид уподобляется Богу в своем любящем, неосуждающем, веселом восприятии мира и человеческие существа в их полноте и целостности.

Список литературы

Т. М. Титаренко. Теория самоактуализации (А.Г.Маслоу)