Автоматизация звуки л, ль, р, рь. звуки л, ль, р, рь речевой материал. Дифференциация звуков, -, план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему Закрепление навыка словообразования


49

жар - жарь хор - хорь бур - нет бурь

9. Повтори слова со звуками Р - Рь в одном слове.

рекорд рёбра гримёр природа

коридор вратарь проверь прекрасный

серебро примеры тренер тренировка


пример примерка примерный крекер

крейсер проверять оранжерея коридоры

10. Повтори словосочетания.

хитрый хорёк деревянная веранда крутой берег

крупная редька мокрая тряпка кривая тропинка

чёрный ворон огромный гриб деревянная горка

крутой берег открытая дверь деревянная рама

твердый орех дырявый рукав упрямый баран

громкий крик ароматное варенье яркий фонарь

бархатный берет деревенский пруд варёные раки

кривой рог рогатая бурёнка деревянная рама

первый ряд ремонтные работы кедровые орехи

пёстрая курица шерстяные варежки бирюзовая краска

ржавая решётка стройная берёзка жареный карась

быстрый зверь старый ремень горная речушка

горячие пироги морской прибой нарядный шарф

ручной зверёк русские богатыри дружный отряд

красный перец хорошая привычка крепкая дружба

жареная рыба варёная картошка мудрый старик

широкие брюки острая бритва жирная треска

стройное дерево расписная матрёшка прочная верёвка

рисовая пудра прозрачный янтарь трескучий мороз

речной паром резиновая игрушка перьевая ручка

речная рыба деревянная трость гречневая крупа

берёзовая роща деревянный забор дружные ребята

проросший рис запертая Дверь быстрая река

огромная очередь старинные кружева резной трон


ржавая скрепка русская речь срочный ремонт

острый крючок грушевое варенье прекрасная роза

11. Повтори предложения.

Четыре слова. Доярка кормит Бурёнку травой. Боря кормит воробьев зерном. Рита стирает сарафан. Си­рень расцветёт весной. Ребята остерегаются крапивы. Егор и Ирина - друзья. Красные розы подарю Марине. Римма варит грушевое варенье. Нас угощают горячи­ми пирогами. Сережа топором рубит дрова. У ворона чёрные перья. Гриша строит Шарику конуру. Сестра играет на скрипке. Роману нравится абрикосовое ва­ренье.

Пять слов. Во дворе ребята играют в прятки. На рисун­ке Ромы красногрудые снегири. На грядках сажают семена гороха. Рабочие украшают сцену розовыми шариками. Пароход вовремя прибудет на пристань. С крутой горы бегут ручьи. Верба растёт на речных бере­гах. Сестра читает сказку «Курочка Ряба». Куст сире­ни растёт во дворе. На речной пристани много народа. Мама вяжет Роме варежки крючком. У Гриши в ведре раки. Подруги варят варенье из брусники. На конверте три разноцветные марки. Кота Мурзика угощают реч­ной рыбкой. Воробей понёс в гнездо чёрное перышко. Вечером рыбак принёс пескарей и ершей. Ворона стро­ит гнездо на кудрявой берёзе. В картонной коробке ка­рандаши и скрепки. Красногрудые снегири сидят на ветках рябины.

Шесть слов. По широкой дороге едут три грузовика. На огороде растёт репа и редька.

Семь слов. Рабочий грузит в грузовик редис и редьку. В бору много рыжиков, подберёзовиков и боровиков. Ря­бинки и берёзки растут на берегу озера. Воробьи ран­ним утром чирикают в нашем дворе. Ребята несут в руках астры и ромашки. Ренат принёс в корзине круп­ные красные помидоры. На берегу реки ребята строят песочный город. В жаркий день в сквере много ребят.

Дифференциация звуков Р - Ръ р_£

Ребята сидят на бревне и играют на гитаре. Ранним ут­ром рыбаки идут на речной берег.

12. Повтори пословицы и поговорки.

Берись дружно - не будет грузно. Утро вечера мудренее. Грамоте учиться - всегда пригодится. Нет друга - ищи, а найдёшь - береги. Собирай по ягодке - наберёшь кузовок. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Разговорами кашу не сва­ришь. Рыба в реке - не в руке. Рыбка хороша, да бережок крут. Не мудри без меры - перемудришь. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Терпенье и труд - все перетрут. Правда, как ни прячь, - наружу выйдет.

13. Повтори и отгадай загадки.

Кто четыре раза в год переодевается? (Земля) Кого один раз в год наряжают? (Ёлка) Рыба в море, хвост на заборе. (Ковш) Накормишь - живёт, напоишь - умрёт. (Огонь) На деревьях живет и орешки грызет. (Белка) Один костёр весь свет согревает. (Солнце) Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо) Кто без брёвен через реки мосты строит? (Мороз) Два братца через дорожку живут, друг друга не видят. (Глаза)

Сестра к брату в гости идёт, он от неё прячется. (Солнце и месяц)

Два братца спереди бегут, да два братца их догоняют. (Ко­леса)

Она хранит мой сон.

(Дверь)

Я в деревне на дворе Просыпаюсь на заре. «Ку-ка-ре-ку» я кричу, Разбудить ребят хочу. (Петух)

Я румяную матрешку От подруг не оторву. Подожду, пока матрешка Упадет сама в траву. (Груша)

У черепашонка костяная рубашонка. В. Орлов

Дифференциация сонорных звуков

Дифференциация звуков Р - Рь

Добрый ветер, Ветровей, Ты густой туман развей. И. Токмакова

У норы добычи ждет, Притаившись, серый кот. А. Грачев

На дворе снежок идет, Скоро праздник Новый год! Е. Благинина

Наши уточки с утра -Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда -Га-га-га! Га-га-га! Произв. народы, творч.

Песенка-потешка

Черный ворон на дубу Он играет во трубу. Утром он в трубу трубит, К ночи сказки говорит. Собираются зверьки Ворона послушать, Пряники покушать. Русское-народное творчество

Рано, рано мы встаём, Громко сторожа зовём: Сторож, сторож, поскорей Выходи кормить зверей. С. Маршак

Доктор

Доктора не бойтесь, дети, Он добрее всех на свете. С ним давно знакома я: Это мамочка моя! Г. Виеру

Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу!

A. Барто

Посреди двора - гора. На горе идет игра.

B. Берестов

На березке снегири Ярче утренней зари. 3. Александрова

У медведя во бору Грибы-ягоды беру, А медведь сердит И на нас... рычит! Произв. народн. творч.

Петух

Ку-ка-ре-ку! Гордой поступью хожу, За собой подруг вожу. Распушу свой гребешок -Вот каков я, петушок! Всей известно детворе -Я - хозяин во дворе! В. Стоянов

Деревянный мосток Из семи досок, Через речку иду, Рому в садик веду. А. Хмелёва

В тесноте

На пеньке сто опят.


  • Очень тесно тут! - вопят.

  • Позовите грибника Собирать опят с пенька. Е. Серова

  • Ты скажи мне, рыба-ёрш, Эхо, эхо, Ты на ёжика похож? Вот потеха.

  • Я речная рыба-ёрш, Обезьянка - это эхо. Ёж на щеточку похож. Это эхо каждый раз А. Хмелёва Передразнивает нас.
Э-э-о-о-о-о-э. Е. Благина

Я выросла

Мне теперь не до игрушек - Деревянную посуду

Я учусь по букварю, Я пока дарить не буду.

Соберу я все игрушки Заяц нужен мне самой -

И Сереже подарю. Ничего, что он хромой.

Мне теперь не до игрушек -


Я учусь по букварю...
Но Сереже

Ничего не подарю. А. Барто

15. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Р - Рь. Перескажи рассказы.

Кто что заслужил?

По Л. Успенской, М. Успенскому (адаптированный текст)


  • Рома, кто мне поможет картошку чистить?

  • Конечно, Рита.

  • А кто папе письмо напишет?

  • Тоже Рита.

  • Ну хорошо. А игрушки папа, когда приедет, тоже Рите привезёт?

  • Нет, игрушки, конечно, мне.

  • А мне кажется, что игрушки папа купит Рите.

  • А почему не мне?

  • Потому что... сам догадайся почему.
Рабочие инструменты

А. Хмелёва Чтобы что-то нарисовать, нужны: краски, кисточки, каран­даши. Все, чем ты рисуешь, - это твои рабочие инструменты.

56 Дифференциация сонорных звуков

У мамы - свои рабочие инструменты. С их помощью она готовит вкусные обеды - это тёрка, сковорода, противень.

У папы тоже свои рабочие инструменты: топор, отвёртки, рубанки, кисти. С помощью отвёртки папа чинит розетку. Кистью красит рамы.

Всякой работе нужны свои инструменты.

Весенняя радость

А. Хмелёва На дворе весна. Тает снег. Бегут ручьи. Радостно чирика­ют серые воробьи. Радуюсь и я: особенно, когда вижу, как эти серые комочки озорно купаются в ручейках. Рядом хо­дит народ, а они не обращают на него никакого внимания!

16. Дифференциация звуков Р - Ръ в скороговорках.

Три тропинки, три тропки.

Хорош пирожок, внутри - творожок.

На дворе трава, на траве дрова.

На горе дубы, под горой грибы.

Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.

Панкрат да Кондрат несут домкрат.

На горе, на горке герой наш Егорка.

Егорка быстро говорит скороговорки.

Три дроворуба на трёх дворах дрова рубят.

игла - игра пола - пора


юла - Юра вела - Вера хлам - храм булки - бурки глаза - гроза плот -брод плыть - прыть


плошка - Прошка иглы - игры

ветла - ветра плов - Пров мела - мера жалкий - жаркий колко - корка платок - проток колобок - коробок котелок - катерок колонна - корона

10. Повтори слова со звуками Л - Р в конце слова.

стал - стар сел - сер жал - жар пил - пир

жил - жир мул - мур мил - мир вал - вар

пал - пар веял - веер удал - удар дар - дал


зеркало

крокодил


журнал

проволока

разгладить

раздевалка
рыхлый

берлога


проглотить

аэроплан

рыболов

эскалатор

мармелад


радиола

раздел


рослый
раскрыл
вырвал

кларнет


11. Повтори слова со звуками Л - Р в одном слове.

горлышко


крыло

генерал


карнавал

лучезарный

разбалтывать

разложить

коромысло

сорвал

скорлупа


Клара

60 Дифференциация сонорных звуков

Дифференциация звуков Л - Р


12. Повтори словосочетания.

проворная галка глубокая нора



13. Повтори предложения.

Три слова. Алла ела рыбу. Лайка поранила лапу. Корова дает молоко. Юла - подарок Владу. Подул холодный ветер. Лара слушала радио. Рома читал журнал. Мок­рое полотенце высохло. Лара сорвала ромашку. Вера громко смеялась. Рома шёл на урок.

Четыре слова. Рыбак поймал крупную рыбу. Корова дала ведро молока. Ветер качал ветви кедров. Брат купил много фруктов. Веер упал из рук. Ира ела вкусный пи­рог. Рыбки плавают в пруду. Егор играет на трубе. У барсука глубокая нора. Клава шла собирать бруснику. Алла сломала оранжевый карандаш. Луша раскраши­вала картинки фломастерами. На дороге рыхлый снег.

горный орел рыжая белка еловые дрова ароматное мыло холодный ветер круглая юрта круглый стол сладкий арбуз парусная лодка рыбные палочки красивая салфетка голодная рысь сладкий коржик золотой перстень острая пила полосатый шарф просторный класс полосатая зебра тёплые рукавицы рассыпчатый плов толстая тетрадь тяжёлый ковёр

яблочный пирог румяный колобок глубокий ров бархатный халат голубая коробка фарфоровая кукла красное яблоко смелый воробей весёлая прогулка сладкий мармелад румяные яблоки шерстяные колготки красный колпак весёлый рассказ мраморный стол ручной щегол чёрный клубок славная детвора закрытая бутылка яркий луч русый локон шёлковый веер

умелые руки глубокий пруд полное ведро коровье молоко доброе дело белый пароход глубокий овраг тёплый свитер разбитая лампа пестрый дятел фруктовый салат красный флаг жёлтая груша розовое одеяло золотая рыбка спелый фрукт яркая лампочка крутой склон теплый шарф полная корзина белая простыня белые ромашки младшая сестра

Страус выбежал на дорогу. Роза вдыхала аромат роз. Ворона нашла кусок сыра. Луша быстро прочитала рас­сказ. Брат завтракал в столовой. У орла зоркие глаза. У ворот скакала сорока. На ромашке сидела пчела. Юра хлопал в ладоши. Машина выехала из ворот. Гусь шипел на Иру. У пруда росла крапива. В полдень стало жарко. В метро есть эскалатор. Роза шила шёлковое платье. У пруда сидел рыбак. Малыш и Карлсон - друзья. Доярка поила молоком тёлочку. Лопух рос у дороги.

Пять слов. Лара уронила веер на пол. Рыбак удил рыбу в пруду. Молодой ворон ходил по дороге. Морж плавал в холодной воде. Лара видела в зоопарке крокодила. Лола на тёрке тёрла морковь. Дятел сел на ветку яб­лони. Доярка надоила полные вёдра молока. Трамвай ехал по городу. Соловей пел на ветке вербы. Мышка грызла корку в норке. Трое матросов плывут в лодке. Проворная крыса утащила кусок сыра. Рая положила в сумку помидоры. Захар вёл корову на базар. Пёстрый дятел долбил ствол кедра. Лола была на лыжной про­гулке. Продавщица Алла продавала сладкий марме­лад. Ручка закатилась под письменный стол. У старой ёлки иголки колки. Вера на платке вышивала астры. Михаил на лугу косил траву. Павел и Юра собирают марки. Луша собирала в бору рыжики. Рома вырастил гладиолусы и розы. К утру ветер разогнал тучи. Ма-руся увидела над лугом жаворонка. Белые ромашки растут на клумбе. Лошадь ела свёклу и морковь. В кор­мушке было много проса. Из жёлудя вырос крохотный дубок. Хор пел громко и слаженно. Павел дал малышу кружку молока. Рома забил в ворота гол. Ветер сорвал с лодки парус. Розовый фламинго стоял у ручья. Му­равей быстро бежал в муравейник. Малыш первый раз видел пчёл. Дорога в рощу была неровная. Мама купи­ла Володе красный карандаш. Колобок был румяный и сладкий. Белка уронила из лап шишку. Около школы растут раскидистые растения. Ровная дорожка вела в парк. Барсук быстро юркнул в нору. Продавец разло-

62 Дифференциация сонорных звуков

Дифференциация звуков Л - Р

Р-Л - 1

Ра, ло, ор , лы, ала, кро, тры, апр, хру, рак, пила, лупа, рот, кора, мала.
2. «Запомни, повтори»

3. Проговаривать слова, различая звуки Р и Л:

4. «Закончи слово слогом ЛА или РА»
пи … /ла/ си … но … И…
иг … го … шко … би …

1. «Слушай, не зевай и показывай нужную букву Р или Л»

Р-Л - 2

лодка, краб, дрова, Слава, бокал, ковёр, арка, трава, молоко, пила
2. «Запомни, повтори»

3. Проговаривать, различая звуки Р и Л:

1. «Слушай, не зевай и показывай нужную букву Р или Л»

Р-Л - 3

холодильник, мухомор, скалолаз, мусоровоз, дрессировщик, клад, плавать, ласты, л ав р ы, грелка.
2. Проговаривать слова, различая звуки Р и Л:

2. «Запомни, повтори»

3. «Я …, ты …, она …, мы …, вы …, они …»
- фотографировать голубей

1. Проговаривать слова. Показать буквы: что вначале, что потом /Р – Л/.

Р – Л - 4


* Объяснить подчёркнутые слова.

2. Закончить предложение словом из упр-я № 1

- Дети поехали отдыхать в … /лагерь/.
- Боре и Оле очень понравилось в ….
- Папа повесил новую ….
- Бабушка налила горячую воду в ….
- Дедушка сел в своё любимое ….

Р – Л - 5


* Составить предложение со словом «рыхлый».

3. «Я …, ты …, он …, она …, мы …, вы …, они …»

- р ассказать исто р ию п р о к р о л ика

4. Закончить строку словом со звуком Л или Р:

1. Проговаривать слова. Показать буквы: что напишем вначале, что потом /Р – Л/.

Р – Л - 6


2. Используя пары слов, составить предложения о детях. Дать имена детей со звуками Р – Л.


3. «1 7 /10/» - жонг л ё р ; адми р ал

4. Проговаривать

Бр ат надел хал ат. Мара и Мила пололи огород. Свалим это сухое дерево, разведём костёр и сварим уху. Стебель рос и вырос в колос.



1. «Запомни, повтори».

Р – Л-7

Бал ер ина – аквар ел ь – л екар ство
Ювел ир – пр осил – бурл ивый
Кларнет – календарь – превратили
Закрыли – Валерий – жонглёр

2. Счёт от 1 до 7 и обратно - «кларнет», «жонглёр»,
«трудолюбивый жонглёр»

3. «Я …, Ты …, Он …, Мы …, Вы …, Они …»

- полировать рояль

4. Выучить.

Лара на гитаре,
Клара на кларнете
Играли дуэтом
Кириллу и Пете .

1. Счёт от 1 до8 (10) и обратно: «дол гожданная кар авелл а»,
«пр ожорл ивый кр окодил ».

- фотографировать каравеллу

3. Послушать и повторить слова. Составить предложения о девочке

Ларисе, включив в него названное слово.
Раскрывала, развешивала, расклеивала, рассматривала, разрисовывала, расставляла, размешивала .

4. Выучить.

Юра у Юли забрал юлу
И сел с юлой играть в углу.
Не захотела для Юры
Юла петь без Юли .

1. Проговорить словосочетания в быстром темпе 3-4 раза.

Дополнить каждое сочетание до полного предложения и проговорить его. Уточнить значения незнакомых слов.
Например: Лара вздрогнула, когда на небе сверкнула молния.

Выиграла в лотерею у Лары мармелад
Разбила зеркало неповоротливый жонглёр
Крикливый билетёр отрывной календарь

2. «Я …, Ты …, Он …, Мы …, Вы …, Они …»

- расправлять складки на покрывале

3. Чётко проговаривать скороговорки сначала в медленном темпе, затем в быстром.

Король – орёл, орёл – король. Проворонила ворона воронёнка.
Клара у Вали играла на рояле. На гармони громко заиграл Ерёмка.
Орёл на горе, перо на орлё. Прорубь прорубили – рыбки наловили.

1. Проговаривать скороговорки.

Ворона цыплят воровала, а Варвара караулила.
Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.
К полудню Лара с Полей полполя пропололи.
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели.
Наловил Валерий полведра форели, угостил форелью Дарью и Лукерью.

2. Выучить.

Королева кавалеру
Каравеллу подарила.
Королева с кавалером
В каравелле удалилась.

1. Проговаривать и пересказывать.

Друзья

Подружился слон с комаром. Слону нравилось, что комарик такой маленький и умеет летать. Комару нравилось, что слон такой большой и умеет бегать.
А кроме того, у слона бал хобот, а у комарика – хоботок.
Слон любил послушать песни комара. А комар, когда было холодно, забирался слону в ухо и спал там.

Друзья могут быть очень разными, главное, чтобы им вместе было хорошо. /Ткаченко Т.А./

2. «Слон и комарик» - назвать правильно предметы:

ушко (у комарика) – ухо – ушище (у слона) … - лапа - …
… - глаз - … … - голова - …

1. Проговаривать. Назвать слова сначала со звуком Л, а затем со звуком Р. Пересказывать.

Добрый Леопард

На дор оге к цир ку стоял кр ол ик и гр омко пл акал . Проходил мимо старый Леопард и спросил: «Кто тебя расстроил, короткохвостый?». Маленький Кролик, рыдая, ответил: «Я билет потерял. А сердитая Ворона меня не пускает».
Старый Леопард задумался. Затем предложил Кролику: «Прекрати реветь! Мы перехитрим Ворону. Сунь под мышки по батону и иди со мной рядом».
Гордый Л еопа р д и дрожащий от страха Кролик п р иб л изи л ись к цирку. Строгая Ворона п р опусти л а Леопарда, а К р о л ику с батонами заго р оди л а дорогу. «Без билета в цирк не пущу!» - п р ока р ка л а Ворона. Леопард принял грозный вид и воз р ази л Вороне: «Разве ты не понимаешь, Ворона, что я в цирке могу п р ого л одаться?». И, указывая на Кролика, п р о р ыча л : «А это мой гам-бур-гер!». /Ткаченко Т. А./

2. Подобрать слова из текста:

Кролик (какой?) - …, …, … .
Леопард (какой?) - …, …
Ворона (какая?) - …, … .

3. Образовывать слова:

короткий хвост – короткохвостый (заяц)
длинные ноги - … (аист) длинный хвост - … (леопард)
острые зубы - … (леопард) острый нос - … (лиса)
красная грудь - … (снегирь) длинные уши - … (кролик)

Капустина К.В.
учитель-логопед, МБДОУ д\с 163

Занятие № 1

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Игра «Наоборот»

ра – ла шла – шра ашр - ашл

ро – шло – ошр –

ру – шлу – ушр –

ры - шлы – ышр –

лак – рак бурки – булки

лов – ров рожки – ложки

юла – Юра Прошка – плошка

Лука – рука порка – полка

укол – укор роза – лоза

5. Чистоговорки:

Лара у Вали играет на рояле.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Улов у Поликарпа – три карася, три карпа.

Занятие № 2

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Игра «Запомни и повтори»

кла-кла-кра акр-акр-акл

кла-кра-кра акр-акл-акл

кла-кра-кла акр-акл-акр

рыболов зеркало

раскладушка журнал

спортзал мармелад

полотёр крыло

5. Счёт 1 – 10 со словами: зеркало, журнал.

6. Правильно произнеси и отгадай:

Пришли мужики без топоров, срубили

избу без углов. (муравей-ник).

Махнула птица крылом, закрыла мир

одним крылом. (ту-ча).

Маленький шарик под лавкой шарит. (мышь).

Занятие № 3

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Чистоговорки:

ол-ор-ол – мы мыли пол; ар-ал-ар – в бане пар;

ор-ол-ор – у Ромы топор; ал-ар-ал – тёмный под-вал;

ло-ло-ро – у меня перо; ла-ра-ла – острая пила;

ро-ро-ло – днём светло; ра-ла-ра – на дереве ко-ра.

крокодил рассол

берлога проволока

горло километр

рулон планёрка

5. Проговаривание предложений:

Иголка, иголка, ты остра и колка.

По бревну, по брёвнышку проползла букашка,

пролетела бабочка, пропорхала пташка.

Спит медведь в своей берлоге,

Спит спокойно, без тревоги.

Занятие № 4

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Словосочетания:

сломанное перо, парусная лодка, спелый арбуз,

круглый стол, моторная лодка, смелый командир, горный орёл, красное яблоко, сломанный карандаш,

разбитая тарелка, проворная белка, жёлтый ковёр.

4. Спряжение выражения в прошедшем времени:

сломать карандаш

выучить правила

5. Выучить (выделение из скороговорок слов со звуками Р, Л)

Как по речке по студёной

Плыл кораблик золочёный,

В ярких праздничных цветах

На весёлых парусах.

Занятие № 5

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Словосочетания:

умелые руки острая иголка

глубокая нора рассыпчатый плов

сладкий пирог яркая лампа

тёплые перчатки спелый помидор

4. Счёт 1 – 10 со словами:

сладкий пирог, яркая лампа.

5. Скороговорки:

Флот плывёт к родной земле –

флаг на каждом корабле.

Филин серый, филин старый,

а глаза горят, как фары.

Занятие № 6

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Проговаривание предложений, загадок:

Журавли курлыкают: курлы – курлы – курлы,

А коты мурлыкают: мурлы – мурлы – мурлы.

Красное коромысло над рекой повисло (радуга).

Ныряла, ныряла и хвост потеряла (иголка).

4. Выучить: «Одуванчик»

Одуванчик золотой Одуванчик золотой

Был красивый, молодой, Постарел и стал седой.

Не боялся никого, А как только поседел,

Даже ветра самого. С ветром вместе уле-тел.

Занятие № 7

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Слоговые ряды:

лар- лор- рал- рол-

4. Словосочетания и предложения:

разбитая тарелка горькое лекарство

приятная прогулка большая радость

сильный удар жаркое лето

чёрный портфель дальняя дорога

Суп надо солить, на пол не надо сорить.

Суп надо сварить, дерево надо свалить.

5 Выучить: скороговорку:

Приготовила Лариса

Для Бориса суп из риса.

А Борис Ларису

ра-ла ря-ля ре-ле лы-ры ли-ри ар-ал яр-ял ыл-ыр ил-ир ру-лу рю-лю ло-ро лё-рё ур-ул юр-юл ол-ор ёл-ёр ры-лы ри-ли лу-ру лю-рю

ыр-ыл ир-ил ул-ур юл-юр ро-ло рё-лё ла-ра ля-ря ле-ре ор-ол ёр-ёл ал-ар ял-яр

Ра- ла

рад-лад рак-лак рама-лама рамка-лавка Кира- Мила Юра-Юля Мара- мала Ира- била краса-глаза игра-игла враг-флаг грач-плач

Ро-ло

рот-флот рожь-ложь рос-колос роза-лоза

Пров-плов трон-слон крот-плот крошка-плошка

Ру-лу

ручка-лучше рубка-голубка шуруп-тулуп рука-Лука ручей-лучей прорубь-голубь беру-пилу выручать-получать рыбка-улыбка топоры-столы комары-малы

Ры-лы

серый-белый горы-скалы бурый-алый игры-иглы добрый-тёплый укрыть-уплыть метры-метлы моря-поля моряк-поляк горят-болят

рёва -Лёва Серёжа-лёжа ларёк-кулёк берёт-полёт

Ря-ля

Боря-Поля Варя-Валя варят-валят крякать-слякоть тряпка-лямка пряжка-фляжка

Рё-лё

верёвка-пелёнка пузырёк-мотылёк вперёд-самолёт варёный-солёный

Рю-лю

варю-велю горю-колю горючий-колючий

трюк-люк крюк-клюв брюква-клюква

Ри-ли

рис-лис Марина-малина перина-Полина турист-футболист берись-хвались варить-валить дарить-удалить горит-болит сорить-солить говорить-повалить

Ре-ле

речь-лечь рейка-лейка речка-колечко

море-поле перец-палец серенький-беленький

Ар -ал

дар - дал жар-жал вар-вал стар-спал пожар-стал жарко-пожал парта-палка картон-балкон комар-поймал

Ор -ол, ур-ул

бор-вол хор-кол укор-укол горка-холка корка-колко норка-полка

топор-пол упорный-полный горчица-волчица бурка-булка

Р - ёл

призёр- пришёл костёр- котёл ковёр-повёл боксёр-вошёл шахтёр-новосёл тёрка-тёлка

Ир- ил, ер - ел

мир- мил пир- пил бирка-вилка жир-жил сер-сел, бел мерка-белка

Рь - ль

жарь-жаль зорька-полька ударь-удаль гирька-килька угорь-уголь горько-только перья-колья пузырь-бутыль бурьян - тюльпан богатырь-костыль

Ларь, литр, роль, руль, брал, прял, грел, рояль, орёл, апрель, лавры, лагерь, люстра, слесарь, рельсы, грелка, прялка, тарел­ка, кресло, зритель, рослый, горло, кролик, рыхлый, зеркало, брали, ныряли, играли, боролись, прыгали, смотрели, маляр, столяр, рулет, рулон, рассол, ларёк, крыло, стрела, рублю, Лариса, вертолёт, напролёт, рыболов, мармелад, карусель, аква­рель, уронили, просили, выручали, закрыли, леопард, лекарст­во, лесоруб, глухарь, словарь, календарь, журнал, бурливый, говорливый, крикливый, верблюд, превратили, Волгоград, Пе­тербург, иллюстрация, спортзал.


5. Упражнение . Назвать предметы, изображённые на картинках.

топоры рога парты

Брат надел халат. Мара и Мила пололи огород. Он - от­важный верхолаз, в небе он не первый раз. Свалим это сухое дерево, разведём костёр и сварим уху. Я спешу на урок в первый класс. Сегодня за парту сажусь в первый раз! Мыло серо, да моет бело. Стебель рос и вырос в колос. Заскрипело в ручке старое перо. Сверкают на морозе у саней полозья. Сохнет светлая роса, звонки птичьи голоса. Снесла курочка яичко не простое, а золотое. Испугали друг друга олень и лось. Бегут врозь олень и лось. Рано-рано два барана засту­чали в ворота: тра-та-та и тра-та-та. У Веры ручка лучше,

чем у меня. По полям бегут ручьи, на дорогах лужи. Приле­тели голуби, сели возле проруби. Не заметил я, как вдруг из кошёлки выпал лук. Зайка летом серый, а зимой белый. Куда ни глянь - везде скалы и горы. «Вот вам золотая рыбка», - дед сказал с улыбкой.

Скороговорки

Лара у Вали играет на рояле.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Загадка

Круглый, снаружи зелёный, внутри красный, на вкус слад­кий. (Арбуз)

7. Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.

Среди белых скачет шустрый (воробей)


Потешки

Ворон на трубе гудел на зелёной липке,

А соловушка запел, заиграл на скрипке.

Загадки

На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют.

Гусениц мороженых яблоки клюют. (Снегири)

По полю бродит, зерно молотит,

Жнёт, косит - хлеба не просит. (Комбайн)

Он родился в день дождливый

Под берёзкой молодой,

Круглый, гладенький,

красивый,

С ножкой тонкой и прямой. (Подберёзовик)

И не плот, и не лёд

Вдоль по речке плывёт.

Льдины с ним поборются

И, как сахар, колются. (Ледокол)

Мороз-воевода

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

(Н. Некрасов)

Смотрите!

Река у меня на окне.

Там синие рыбы

Плывут в глубине.

Там красные рыбы,

Раскинув хвосты,

Мохнатой травы

Раздвигают кусты

И смотрят,

Как, словно по нитке,

По травинке улитки,

Шажок за шажком

Продвигаясь вперёд...

Но речка моя

Никуда не течёт.

Она бы плескалась,

Она бы текла,

Но держат её

Берега из стекла.

(В. Белов)


9. Упражнение . Выучить наизусть.

Берёзка

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ «Р» - «Л», «Рь» -«Ль».
[Р] – [Л]

ра – ла ро – ло ру – лу ры – лы

ря – ля рё – лё рю – лю ри – ли

ре – ле ла – ра ло – ро лу – ру

лы – ры ля – ря лё – рё лю – рю

ли – ри ле – ре


[Р] – [Л]

ар – ал ор – ол ур – ул ыр – ыл

яр – ял ёр – ёл юр – юл ир – ил

ер – ел ал – ар ол – ор ул – ур

ыл – ыр ял – яр ёл – ёр юл – юр

ил – ир ел – ер


[Р] – [Л]

Рад – лад, рак – лак, рама – лама, рамка – лавка, Кира – Мила, Юра – юла, Мара – мала, Ира – била, краса – глаза, игра – игла, враг – флаг, грач – плач, парады – палаты, рот – флот, рожь – ложь, рожки – ложки, ров – лов, рос – колос, роза – лоза, Пров – плов, трон – слон, крот – плот, крошка – плошка, Прошка – плошка, пирог – пилот, ручка – лучше, рубка – голубка, шуруп – тулуп.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.


[Р] – [Л]

Ручей – лучей, прорубь – голубь, беру – пилу, выручать – получать, пруд – плут, рука – Лука, рыбка – улыбка, топоры – столы, комары – малы, серый – белый, горы – скалы, бурый – алый, игры – иглы, добрый – тёплый, укрыть – уплыть, метры – мётлы, моря – поля, моряк – поляк, горят – болят, Боря – Поля, Варя – Валя, варят – валят, крякать – слякоть, тряпка – лямка.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Пряжка – фляжка, рёва – Лёва, Серёжа – лёжа, ларёк – кулёк, берёт – полёт, верёвка – пелёнка, пузырёк – мотылёк, вперёд – самолёт, варёный – солёный, рёв – клёв, варю – велю, горю – колю, горючий – колючий, трюк – люк, крюк – клюв, брюква – клюква, рис – лис, Марина – малина, перина – Полина, турист – футболист.


Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 6. Произносить (читать) слова.
Берись – хвались, варить – валить, дарить – удалить, море – поле, перец – палец, серенький – беленький, дар – дал, бар – бал, пар – пал, жар – жал, вар – вал, стар – спал, пожар – стал, жарко – пожал, парта – палка, картон – балкон, комар – поймал, барка – балка, бор – вол, хор – кол, укор – укол, горка – холка, корка – колко.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.


[Р] – [Л]

Горит – болит, сорить – солить, говорить – повалить, парить – палить, шарить – шалить, жарить – жалить, речь – лечь, рейка – лейка, речка – колечко, норка – полка, топор – пол, упорный – полный, горчица – волчица, бурка – булка, ковёр – повёл, боксёр – вошёл, призёр – пришёл, костёр – котёл, шахтёр – новосёл.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Тёрка – тёлка, бирка – вилка, жир – жил, мир – мил, пир – пил, мерка – белка, сер – сел, бел; жарь – жаль, ударь – удаль, угорь – уголь, зорька – полька, гирька – килька, горько – только, перья – колья, пузырь – бутыль, бурьян – тюльпан, богатырь – костыль.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Л]

Ларь, литр, роль, руль, брал, прял, грел, рояль, орёл, апрель, лавры, лагерь, люстра, слесарь, рельсы, грелка, прялка, тарелка, кресло, зритель, рослый, горло, кролик, рыхлый, зеркало, брали, крыло, картофель, ныряли, играли, боролись, прыгали, смотрели, маляр, столяр, рулет, рулон, рассол, ларёк, крыло, стрела, рублю, Лариса, Валерий, Лукерья, форель, карлик, кастрюля.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Вертолёт, напролёт, рыболов, мармелад, карусель, акварель, уронил, просили, выручали, закрыли, леопард, лекарство, лесоруб, глухарь, словарь, календарь, журнал, бурливый, говорливый, крикливый, правило, верблюд, превратили, Волгоград, Карелия, Урал, иллюстрация, генерал, карнавал, пробел, прогулка, проволока, рубль, корабль, журавль, вермишель, километр, спортзал.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Брат надел халат. Мара и Мила пололи огород. Он – отважный верхолаз, в небе он не первый раз. Свалим это сухое дерево, разведём костёр и сварим уху. Я спешу на урок в первый класс. Сегодня за парту сажусь в первый раз. Стебель рос и вырос в колос. Заскрипело в ручке старое перо. Сверкают на морозе у саней полозья. Сохнет светлая роса, звонки птичьи голоса. Разум силу победит.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Снесла курочка яичко не простое, а золотое. Испугали друг друга олень и лось. Бегут врозь олень и лось. У Веры ручка лучше, чем у меня. По полям бегут ручьи, на дорогах лужи. Прилетели голуби, сели возле проруби. Не заметил я, как вдруг из кошёлки выпал лук. Зайка летом серый, а зимой белый. Куда ни глянь – везде скалы и горы. Белые бараны били в барабаны.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Л]

«Вот вам золотая рыбка», - дед сказал с улыбкой. Мыло серо, да моет бело. Просо полоть – руки колоть. Рад бы заплакать, да смех одолел. Горька работа, да хлеб сладок. Что с возу упало, то пропало. Иголка, иголка, ты остра и колка. Суп надо солить, на пол не надо сорить. Суп надо сварить, дерево надо свалить. Дело мастера боится. За морем телушка полушка, да рубль перевоз.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Сражайся смело за правое дело. Мал золотник, да дорог. Ворона хоть за море летала, а всё белой не стала. Орёл на горе, перо на орле. Журавли курлыкают: курлы, курлы, курлы. А коты мурлыкают: мурлы, мурлы, мурлы. Толст тот, кто ест торт. Лара у Вали играет на рояле. Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Проворонила ворона воронёнка. Наловил Валерий полведра форели. Угостил форелью Дарью и Лукерью. Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила. Улов у Поликарпа – три карася, три карпа. По небу голубому проехал грохот грома. Среди белых голубей скачет шустрый воробей. Съел Валерик вареник, а Варюшка – ватрушку.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает. Трус на словах храбр. Пока шёл спор, забрела свинья во двор. Человек не орех, сразу не раскусишь. Апрель с водой, а май с травой. Эй, карась, в лаз не лазь, а то застрянешь в лазе, карась. Летели три вороны черны, пестроголовы. Фадей не робей, робких жизнь не любит. На луну пора слетать! До неё рукой подать.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Л]

Упражнение № 17. Выучить потешку.

Сова, совушка, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В сторону глядела,

Головой вертела.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]

Упражнение № 18. Выучить потешки.

Ворон на трубе гудел на зелёной липке,

А соловушка запел, заиграл на скрипке.
Ванна, Ваня – простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперёд

И поехал в огород.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно. Читать потешки выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 19. Выучить стихотворение.

Говорит слонихе слон:

С детства я люблю бульон.

Сто кастрюлек съел бы сразу,

Но не пробовал не разу. (В. Нестеров)

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 20. Выучить потешку.

Ермил, Ермил,

Чем коня кормил?

Овсом – серебром,

Белоярым пшеном.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.Читать потешку выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]

Упражнение № 21. Выучить скороговорку.

Вёз корабль карамель.

Наскочил корабль на мель,

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 22. Выучить стихотворение.

Весёлые, проворные,

Из тёплых стран в апреле

Грачи от солнца чёрные,

К нам в гости прилетели.

(Т. Золотухина)

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]

Упражнение № 23. Выучить стихотворения.

Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.

А Борис Ларису угостил ирисом.

(А. Дрёмин)

Солнце в прорубь провалилось,

Солнце крепко простудилось.

(В. Шульжик)

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 24. Выучить загадки.

Пришли мужики без топоров,

Срубили избу без углов. (Муравьи и муравейник)

Кто два раза родился: в первый раз – гладкий,

Во второй мягкий и скоро петь научился? (Петух)

Ныряла, ныряла, и хвост потеряла! (Иголка с ниткой)

Махнула птица крылом, закрыла мир одним пером. (Туча)

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]

Упражнение № 25. Выучить загадки.

Бел как снег, в чести у всех.

В рот попал, да там и пропал. (Сахар)

Ни корабль, ни лодка, ни вёсел, ни паруса, а плывёт – не тонет. (Плот)

Красное коромысло над рекой повисло. (Радуга)

Круглый, снаружи зелёный, внутри красный, на вкус сладкий. (Арбуз)

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 26. Выучить загадки.

По полю бродит, зерно молотит,

Жнёт, косит – хлеба не просит. (Комбайн)

Он родился в лень дождливый

Под берёзкой молодой,

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой тонкой и прямой. (Подберёзовик)

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]

Упражнение № 27. Выучить загадку.

И не плот и не лёд

Вдоль по речке плывёт.

Льдины с ним поборются

И, как сахар, колются.

(Ледокол)

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 28. Выучить загадку.

На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют.

Гусениц мороженых яблоки клюют.

(Снегири)

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 29. Выучить стихотворения.

Воробей просил ворону

Вызвать волка к телефону.
Пищит комар:

Я слаб! Я мал!

Мне ветер крылья обломал!

(С. Питиримов)

Флот плывёт к родной земле,

Флаг на каждом корабле.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 30. Выучить стихотворение.

А-а-а, - заплакала Алёнка.

На-а-а, - сказала ей сестрёнка.

Алый цветик сорвала

И Алёнушке дала.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 31. Выучить считалку.

В электричку Эля села,

Электричка загудела.

Электричка, не гуди,

Кто приехал, выходи!

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 32. Выучить стихотворение.

Мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:

Если бы грязнуля вспомнил про мыло,

Мыло его наконец бы отмыло!

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 33. Выучить стихотворение.

За посёлком у просёлка

В поле пела перепёлка.

Перепел прилетел,

Перепёлку перепел.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 34. Выучить стихотворение.

Шла дорога на бугор,

На пути стоял забор,

Обошла забор, и вот –

Получился поворот!

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 35. Выучить стихотворение.

Петуха я впряг в телегу,

Три горошины везу.

Чуть добрался до ночлега –

Нет гороха на возу! (С. Маршак)

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Л]

Упражнение № 36. Выучить стихотворение.

Мы ссорились, мирились

И спорили порой,

Но очень подружились

За нашею игрой. (В. Берестов)

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 37. Выучить стихотворение.

Говорю я брату – ох!

С неба сыплется горох!

Засмеялся старший брат –

Твой горох ведь это град!

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 38. Выучить стихотворение.
Шей, иголка, не ленись,

Шей, иголка, не колись.

Тяни – тяни ниточку,

Чини – чини дырочку,

Дырочку на варежке

У маленькой Варечки.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно. Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 39. Выучить стихотворение.

Растянулся в луже Яшка

И чуть – чуть не утонул.

Хорошо, что он рубашкой

Лужу сразу промокнул. (В. Мусатов)

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]

Упражнение № 40. Выучить стихотворение.

Рах-трах тарарах!

Раскатился гром в горах,

Прогремел над чёрной тучей,

Прогремел над чёрной кручей.

Пусть в горах грохочет гром,

Всё равно гулять пойдём! (Н. Голь)

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 41. Выучить стихотворение.

Приглашённые к обеду Все пришли!

Шли букашки к Короеду. А Короед,

Лабиринт пройдёшь не скоро Не дождавшись,

В триста тридцать коридоров… Съел обед.

(Е. Кулышев)

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]

Упражнение № 42. Выучить стихотворение.

В тихой речке.

В тихой речке у причала - На рыбалке я была.

Рыбка рыбку повстречала: Я удила рыбака

Здравствуй! Дядю Петю – чудака.

Здравствуй! - Где же твой рыбак? Попался?

Как дела? - Нет, ушёл хитрец! Сорвался.

(Е. Череповецкий)

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
Желаем успехов!