Чернышевский что делать вера павловна. «Кирсанов и Вера Павловна в романе «Что делать? Формирование «нового человека» в середине XIX века

Вера Павловна Розальская - главная героиня романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Это красивая, стройная девушка с южным типом лица. У нее черные волосы и смуглая кожа. До встречи с Лопуховым проживала с матерью, отцом и братом Федей на Гороховой улице в Петербурге. Отец Веры был управляющим доходным домом, а мать давала деньги под проценты и мечтала выдать дочь за богатого человека. Чтобы избежать замужества, навязываемого злой и глуповатой матерью, Вера заключила брак со студентом-медиком Дмитрием Лопуховым. Он был учителем ее брата, так они и познакомились.

Пара благополучно жила на съемной квартире. Со стороны их отношения казались странными, так как они жили в разных комнатах, но Вера уверяла, что так дольше продлится брак. Она во всем демонстрировала зрелость духа. Вскоре она обзавелась швейной мастерской, где наряду с ней работали и другие девушки. Производство процветало, так как Вера Павловна брала девушек на работу не по найму, а на равных с ней условиях. Они вместе не только работали, но и устраивали совместные пикники. В их доме бывало много гостей, одним из которых был друг и бывший однокурсник Лопухова - Александр Кирсанов .

Незаметно для себя Вера и Александр влюбились друг в друга и не знали, что делать. Выход из ситуации нашел Лопухов. Он решил инсценировать самоубийство на Литейном и, таким образом, исчезнуть на время из жизни влюбленных. Сам же он уехал заграницу изучать промышленное производство. Поначалу Вера была безутешна и во всем винила себя. Однако друзья Лопухова поддержали ее, а Кирсанов даже предложил стать его женой. Вскоре в их доме появилась чета Бьюмонт. Как оказалось, Чарльзом Бьюмонтом был сам Лопухов. Теперь он был женат на Екатерине Полозовой (Бьюмонт) и пары стали дружить семьями.

Вера Павловна

ВЕРА ПАВЛОВНА - героиня произведения Н.Г. Чернышевского «Что делать? Из рассказов о новых людях» (1863). Книга строится как повествование о ее жизни и духовном развитии; с ее судьбой соединяются или пересекаются судьбы других героев. Испытывая отвращение к атмосфере лжи и насилия, царящей в семье, сопротивляясь попыткам матери выдать ее замуж за «дрянного» молодого человека Сто-решникова, В.П. вступает в брак (сначала фиктивный) со студентом-медиком Лопуховым, сторонником социалистических идей. Для совместной жизни они вырабатывают целый ряд нововведений, поизванных сохранить в семье любовь, взаимное уважение и полный суверенитет каждой из сторон. В.П. организует швейную мастерскую, которая постепенно становится зародышем коммуны по образцу фурьеристских фаланстеров. Взаимная любовь В.П. и друга ее мужа, Кирсанова, заканчивается союзом.

По словам автора, В.П. «одна из первых женщин, жизнь которых устроилась хорошо». В начале романа она характеризуется как «обыкновенная девушка», получившая «обыкновенное воспитание» и стремящаяся к счастью для себя и для других. Однако система «двойников» В.П. показывает, что ее образ содержит сложное обобщение.

«Двойники» В.П. образуют своеобразную иерархическую систему: судьба каждого из них, в соответствии с воззрениями Чернышевского («при известных обстоятельствах становится добр, при других - зол», статья «Антропологический принцип в философии»), представляет возможную реализацию судьбы В.П. в других обстоятельствах. Ее жизнь могла сложиться, как у куртизанки Жюли, «дурной» и одновременно «честной» женщины: такую возможность рисует второй сон В.П. В центре этой иерархии - образ Кати Полозовой, «симметричный» образу В.П. и занимающий в предпоследней главе романа место главной фигуры повествования. В.П. - брюнетка (в характерологии Чернышевского - знак экспансивности), Катя - блондинка (знак уравновешенности); В.П. спасена от противного ей брака с Лопуховым, Катя - от безрассудно желаемого ею брака с Кирсановым; в конечном счете мужем В.П. становится Кирсанов, мужем Кати - «воскресший» Лопухов-Бьюмонт; Катя, по примеру В.П. организует швейную мастерскую; у каждой из героинь рождается сын. Обе семьи живут вместе, воплощая гармонию грядущей коммуны, так что даже имеет место своеобразный взаимообмен свойствами характера: Катя оказывается более страстной, а В.П. - более спокойной. Венчает иерархию «двойников» женщина из снов В.П. («невеста твоего жениха»), которая в первом сне постоянно меняет свой облик, а в четвертом окончательно принимает облик самой В.П. («Да, Вера Павловна видела: это она сама…но богиня, озаренная сиянием любви»).

Поиски прототипа героини также привели к выводу о широкой типической обобщенности образа. Сам автор отмечал в письмах, что наделил В.П. чертами своей жены, О.С.Чернышевской, которой посвящен роман. Огромным было и обратное воздействие образа В.П. на общество. Фиктивные браки с целью спасения девушек из дурных семейств были едва ли не долгом чести для передовой молодежи; часто такие браки перерастали в действительные. С начала 1860-х годов в высших учебных заведениях, особенно естественно-научного характера, появляются женщины; с выходом романа их число увеличивается. Наконец, в год выхода книги было создано «Общество женского труда», а сам роман «вызвал особенно много попыток устраивать швейные мастерские на новых началах», - вспоминала современница событий Е.Н.Водовозова. Почти все эти попытки окончились неудачей.

Сюжет романа основан на традиционных литературных коллизиях, получающих новое разрешение. Мотив обольщения простой девушки человеком высшего общества (Эмилия Галотти Лессинга, Лиза Карамзина) пародийно отзывается в ухаживаниях Сторешникова. Однако развязка этого сюжета совпадает с завязкой другого: встреча образованной девушки, не удовлетворенной окружающей жизнью, с человеком, возвышающимся над своей социальной средой. В русской литературе такая ситуация разрешалась обычно духовным провалом героя, признанием его жизненной несостоятельности (отсюда - вся галерея «лишних людей»). Именно этой теме была посвящена статья Чернышевского «Русский человек на rendez-vous» (18S8), связавшего любовную беспомощность героя с социальной. Наконец, следующая коллизия - наиболее традиционная и глубокая - проистекает из борьбы долга перед мужем и чувством к другому человеку. В эпоху классицизма здесь лежала завязка трагического сюжета. В эпоху просветительского сентиментализма, в «Новой Элоизе» и «Исповеди» Ж.-Ж.Руссо, тройственные отношения признавались естественно вытекающими из плюралистической природы любви. В эпоху романтизма, в романах Ж.Санд, акцент делался на принципе «свободы сердца» и праве женщины менять мужей. Отличие героев Чернышевского в том, что их объединяют не только общие принципы, но и общественно значимые дела: достойное разрешение этой коллизии становится, таким образом, социальным фактором.

Сны В.П. обеспечивают жанровое единство книги в узловых моментах сюжета. Сон был одним из важнейших элементов утопической литературной традиции; таков, в частности, сон в главе «Спасская полесть» «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева. Символика снов В.П. поддается как конкретно-материалистическому, так и духовно-визионерскому прочтению, а сама В.П. в художественном мире романа стоит в одном ряду с пророком Даниилом и апостолом Иоанном Богословом, чьи пророчества суть результаты видений и чьи имена присутствуют в книге. Само имя «В.П.» также оказывается символичным (в Послании Св.Апостола Павла к Евреям, в частности, говорится: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»; 11:1).

1-й сон

Приснился Вере Павловне странный сон. Будто заперта она в подземелье, а потом раз, и на воздухе оказалась в полях колосистых. Затем смотрит: больна она – а потом, раз, и выздоровела. И вдруг кто-то с ней заговорил. Оказалось, это любовь к людям с ней заговорила. Вера Павловна идёт по городу весёлая, счастливая, всем помогает. С людьми веселее, чем одной.

2-й сон

Второе сновидение начиналось так. Супруг и Алексей Петрович идут вдоль поля, и супруг спрашивает о том, почему из одной грязи появляется пшеница, а из другой – нет. Он тут же объясняет, что если солнце согреет эту грязь, то и колос будет красивым. Это всего лишь грязь повсседневной жизни. Подошла к ним Вера Павловна, и предложила сменить тему. И они начали разговаривать обо всех прошедших событиях.

3-й сон

Заснула Вера Павловна и видит такой сон. Будто после чая легла она с книгой почитать, но начала вдруг думать о том, что ей в последнее время скучно. Вспомнила, что накануне хотела поехать в оперу с Кирсановым, но он не достал билет. Она пришла к выводу, что лучше ездить с мужем: он никогда не оставит её без билета. Она сокрушается, что из-за нерасторопности Кирсанова, пропустила «Травиату». Вдруг перед ней предстаёт артистка из «Травиаты», и протягивает Вере Павловне её же дневник. Оказывается, в этом дневнике записаны все события, которые произошли с женщиной накануне, а также все её мысли, и даже то, что Вера Павловна сидит по вечерам одна.

4-й сон

Снится Вере Павловне, что везде звучат песни и стихи, и от этого ей становится радостно. Она видит, что совсем рядом, возле каких-то шатров, пасутся бараны и лошади. Далее видны горы, покрытые белым снегом. Какой-то голос спрашивает Веру Павловну, хочет ли она знать, как будут жить люди в дальнейшем? Затем чья-то рука указывает женщине куда-то в сторону, и она видит самые лучшие поля на которых растёт прекрасная пшеница.

Картинка или рисунок Чернышевский Сны Веры Павловны

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Три смерти Лев Толстой

    Толстой начинает свое повествование с рассказа о двух женщинах, которые едут в экипаже. О барыне и ее прислуге. Болезненная худощавая госпожа резко выделяется на фоне горничной, красивой, немного полноватой, дышащей здоровьем женщины.

  • Краткое содержание Лиловый шар Булычёв

    История является частью цикла об Алисе Селезневой и ее приключениях. Профессор Селезнев, очаровательный гигант Громозека и сама Алиса отправляются с экспедицией на планету Бродяга

  • Краткое содержание Рони-старший Борьба за огонь

    Племя уламров сразилось со своими врагами, но проиграли сражение, их вождь скрылся в неизвестном направлении. В сражении погибло множество людей, а самое главное - был утерян огонь

  • Краткое содержание Шукшин Боря

    В рассказе “Боря” повествуется о безобидном парне с задержкой психического развития, периодически попадающем в местную больницу за проявления агрессии по отношению к родителям. Разум Бори подобен разуму двухлетнего ребенка.

  • Краткое содержание Куприн Слон

    Рассказ «Слон» показывает чудесное выздоровление маленькой девочки, которая мечтала лишь о слоне.. Шестилетняя девочка Надя не ест – не пьёт, бледнеет и худеет, не играет и не смеётся. Что за болезнь? Доктора разводят руками… Но один из них предполагает

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Из рассказов о новых людях

(Роман, 1863)

Вера Павловна (Розальская) – главная героиня. “…Высокая стройная девушка, довольно смуглая, с черными волосами – “густые хорошие волоса”, с черными глазами – “глаза хорошие, даже очень хорошие”, с южным типом лица – “как будто из Малороссии; пожалуй, скорее даже кавказский тип, ничего, очень красивое лицо, только очень холодное, это уж не по-южному; здоровье хорошее…” – такой видит В. П. Лопухов в момент знакомства. Выросла в Петербурге в многоэтажном

доме на Гороховой. С двенадцати лет посещает пансион. Учится играть на фортепьяно. С четырнадцати обшивает всю семью. В шестнадцать сама дает уроки в том же пансионе. Веселого, общительного нрава, любит танцевать. За ней ухаживает сын хозяйки Сторешников, хвастающийся перед приятелями, что В. П. – его любовница. Ему не верят, и он обещает доказать это, приведя В. П. на обед с приятелями, однако получает твердый отказ героини. Не принимает В. П. и его предложения выйти за него замуж.

Несмотря на юность и неопытность, героиня выказывает зрелость характера. На совет Жюли Ле-Теллье выйти за Сторешни-кова она отвечает: “Я хочу быть независима и жить по-своему; что нужно мне самой, на то я готова; чего мне не нужно, того я не хочу и не хочу… Я не хочу ни от кого требовать ничего, я хочу не стеснять ничьей свободы и сама хочу быть свободна”. Тем не менее В. П. наивно верит в искренность любви к ней Сторешникова, и только Лопухову удается раскрыть ей глаза. Героиня просит его найти ей место гувернантки, сначала ему удается это, но потом они получают отказ. В. П. даже подумывает о самоубийстве, настолько жизнь дома становится для нее невыносимой. И тогда полюбивший ее Лопухов предлагает ей другой выход – выйти фиктивно за него замуж.

Обсуждая с Лопуховым план совместной жизни, В. П. просит его обращаться с ней как с посторонней, так как это препятствует неучтивости и упрочивает семейное согласие. Они так и живут – как брат с сестрой, в раздельных комнатах, встречаясь на “нейтральной территории” для совместной трапезы или разговора. В. П. организует на новых экономических началах (прибыль распределяется между работницами) мастерскую-товарищество, которая становится главным делом ее жизни. В какой-то момент В. П. понимает, что, несмотря на семейный лад и прекрасные отношения с Лопуховым, она не любит его, а любит Кирсанова. Она пытается углубить отношения с мужем, сделав их более земными и страстными, однако это – лишь бегство от самой себя. Идиллии не получается. В конце концов Лопухов исчезает, инсценировав самоубийство, чтобы освободить В. П. для нового союза. Героиня обретает подлинное счастье с Кирсановым.

В структуре образа В. П., как и романа в целом, важное место занимают сны. Они отражают духовную и нравственную эволюцию героини. Первый сон В. П.: она заперта в сыром темном подвале, разбита параличом, она слышит незнакомый голос, кто-то дотрагивается до ее руки, и болезнь тотчас же проходит, она видит в поле девушку, в которой все беспрестанно меняется – и лицо, и походка, и даже национальность. На вопрос героини, кто она, девушка отвечает, что она – невеста ее жениха и, хотя у нее много имен, В. П. может называть ее “любовью к людям”.

Второй сон В. П.: снова поле, по нему ходят Лопухов и Мер-цалов, и первый разъясняет второму отличие чистой, то есть реальной, грязи от грязи гнилой, то есть фантастической. Реальная грязь – та, в которой есть движение, жизнь (ее признаки – труд и дельность). В гнилой грязи соответственно жизнь и труд отсутствуют. В. П. видит свою мать Марью Алексевну в обстановке нищеты, бледную и изнуренную, зато добрую, видит себя на коленях у офицера или нанимающейся на работу и получающей отказ. “Невеста своих женихов, сестра своих сестер” объясняет В. П., что она должна быть признательна своей матери, потому что всем обязана именно ей, а злой та стала из-за условий, в которых вынуждена была жить. Если изменится обстановка, то и злые станут добрыми.

Третий сон В. П.: певица Бозио читает вместе с ней ее дневник (хотя В. П. никогда не вела его). В этом дневнике – история ее отношений с Лопуховым. Последнюю страницу В. П. в испуге читать отказывается, и тогда ее наставница читает сама. Суть в том, что В. П. сомневается в истинности своего чувства к Лопухову: ее любовь к нему – скорее уважение, доверие, готовность действовать заодно, дружба, признательность, но только не любовь, какая нужна ей… В. П. хочет любить Лопухова и не хочет обижать его, но сердце ее стремится к Кирсанову.

Четвертый сон В. П.: она видит разные образы женщин-цариц, воплощения любви – Астарту, Афродиту, “Непорочность”. Наконец, она узнает в светлой красавице, которая ведет ее через разные эпохи развития человечества, саму себя – свободную женщину. Женщину, которая любит и которая любима. “…Это она сама, но богиня”. Видит В. П. и Хрустальный дворец-сад, благодатные нивы, весело работающих и также весело отдыхающих людей – образ будущего, которое “светло и прекрасно”. Ее семейное счастье и ее мастерская, по мысли автора, прообраз этого счастливого будущего, его зародыш.


Другие работы по этой теме:

  1. ЧТО ДЕЛАТЬ? Из рассказов о новых людях (Роман, 1863) Розальская Марья Алексевна – мать Веры Павловны. Худощавая, крепкая, высокого роста дама. Дает деньги под залог...
  2. Совершенно иначе подходит к этому типу Чернышев­ский. Его роман “Что делать?” вообще является полемиче­ским по отношению к консервативной и либерально-дворян­ской литературе, и в трактовке женского...
  3. Образ Веры Павловны и его роль в романе Н.Г. Чернышевского “Что делать?” I. Вступление Вера Павловна – главная героиня романа: именно ее био­графия последовательно прослеживается автором,...
  4. Роман Г. Н. Чернышевского “Что делать?” своеобразен не только в идейно-тематическом плане, но и в композиционном отношении. В этом произведении писатель выразил свои идеалы светлого...
  5. Николай Гаврилович Чернышевский – создатель произведения особого жанра – художественно-публицистического романа “Что делать?”. В нем писатель постарался ответить на вечные вопросы русской литературы. Раскрытию замысла...
  6. ЧТО ДЕЛАТЬ? Из рассказов о новых людях (Роман, 1863) Сторешников Михаил Иваныч – сын хозяйки дома, где живет семья Веры Павловны и управляющим которого является...

    Знаменитый роман Чернышевского “Что делать?” был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на социалистический идеал. Утопия, созданная автором, выступает в роли образца. Перед...

    Эпиграфом к моему сочинению стали слова М. Горького. А сама я, для начала, сказала бы скромнее: «Человек - это часть живой природы». Конечно, очень особенная часть. Что же делает человека особенным? Мне кажется, бесспорная истина: «Я мыслю, значит, я...

    “Гнусные люди! Гадкие люди!.. Боже мой, с кем я принуждена жить в обществе! Где праздность, там гнусность, где роскошь, там гнусность!..” Н. Г. Чернышевский. “Что делать?” Когда Н. Г. Чернышевский задумывал роман “Что делать?”,...

    Роман Николая Гавриловича Чернышевского “Что делать?” был написан им в Петропавловской крепости. Он создавался в эпоху подъема революционного движения. Рахметов - один из главных героев этого романа, который предстает перед нами в главе “Особенный человек”. ...

    Что побудило Чернышевского обратиться к необычной для него, критика и публициста, художественной форме? Высказывалось мнение, что мотивы, подтолкнувшие Чернышевского к беллетристике, связаны с теми экстремальными условиями, в которых он оказался. Трибун...

    Сочинение на тему: - «Величайшие истины - самые простые». Л. Н.Толстой. (По одному из Говорят, что шкала гениальности имеет две риски, отмечающие эту гениальность, - в самом начале и в самом конце линейки. Действительно, наскальные рисунки наших далеких...