Что в имени твоем: как на самом деле звали художников Ренессанса? Да винчи Наука и инженерное дело

Сознание собственной элегантности дает вам ощущение уверенности в себе. Вам важно быть «хорошо одетым», подтянутым, солидным. Иной раз Ваш внешний облик может послужить Вам своего рода щитом, позволяющим отгородиться от людей, общение с которыми в данный момент для Вас по каким-то причинам нежелательно. В то же время Ваш вид, иногда довольно колоритный, но всегда корректный, располагает к Вам, вызывает симпатии.

Совместимость имени Винчи, проявление в любви

Любовь для вас является насущной, каждодневной необходимостью, порой неосознанной. Поэтому в Вашем отношении к партнеру преобладает нежность, часто довольно обременительная, и заботливость, порой граничащая с навязчивой угодливостью. Однако Вы пребываете в непоколебимой уверенности, что все делаете правильно и требуете адекватной, с Вашей точки зрения, реакции на свои поступки - благодарности и восхищения. Винчи, Вы легко уязвимы, мнительны и обидчивы, часто приходите в состояние раздражения без видимых причин. При длительном отсутствии партнера «в пределах досягаемости» Вас посещает ощущение заброшенности, неуверенности в том, что Вы счастливы. Все, что Вам на самом деле нужно – это найти человека, которому будут по душе и Ваша трогательная привязчивость, и Ваша самоотверженная преданность. Тогда союз будет длительным и гармоничным.

Мотивация

Вас привлекает красота и гармония во всех проявлениях. Поэтому первоосновой Ваших душевных устремлений является желание сохранить их вокруг себя. Следовательно, любые действия, результатом которых может стать нарушение привычного порядка вещей – противны Вашей природе.

Но и «воевать» с тем, кто пытается создать такой дисбаланс, Вы не станете. «Худой мир» для Вас всегда «лучше доброй ссоры», а значит, врага следует превратить в друга, проявив такт и дипломатичность.

И нет ничего удивительного в том, что друзей у Вас много, а врагов практически нет. Вы всегда способны не только найти компромиссное решение, но и «разбудить лучшие чувства» в человеке, настроенном негативно по отношению к Вам.

Однако просто знать, как следует поступить в той или иной ситуации – это еще не выбор. Мнение необходимо подкреплять действием. И вот тут Вас часто подводит Ваша нерешительность. Это не робость и не боязнь последствий. Просто колебания в процессе поиска наилучшего варианта. Жизненный опыт поможет от них избавиться.



В Европе со времен Проторенессанса существовал обычай давать прозвища деятелям искусств. По факту они являлись этакими аналогами современных ников в интернете, а позже становились творческими псевдонимами, под которыми художники и оставались в истории.

Сегодня мало, кто задумывается о том, что, например, Леонардо да Винчи вовсе не имел фамилии, ведь он был незаконорожденным сыном нотариуса Пьеро, проживавшего в селенье Анкиано близ городка Винчи. Так что полное имя гения эпохи Возрождения – Leonardo di ser Piero da Vinci , что переводится как «Леонардо сын господина Пьеро из городка Винчи», сокращенно – Леонардо да Винчи. Или Тициан . Его фамилия была Вечеллио и нередко к ней добавляли приставку да Кадоре, ведь живописец появился на свет в провинции Пьеве-ди-Кадоре. Правда, сегодня большинство любителей и знатоков истории искусств помнят лишь о первом имени маэстро венецианской школы Высокого и Позднего Ренессанса. Тоже самое касается и Микеланджело Буанарроти , полное имя которого Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонаррoти Симoни (Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni), или Рафаэля Санти да Урбино (Raffaello Santi da Urbino), которого мы называем просто Рафаэль . Но это лишь сокращения, в которых по большому счету нет ничего особенного, сегодня же поговорим о псевдонимах значительных деятелей искусств различных периодов Ренессанса, которые кардинально отличаются от их истинных имен.

«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли

1. Пожалуй, лучший пример прозвища, которое полностью стерло в массовом сознании полное имя и семейную фамилию художника, – Сандро Боттичелли . Начать стоит с того, что Сандро – сокращенное имя от Алессандро, то есть, это аналог русского имени Саша. А вот настоящая фамилия художника – ди Мариaно ди Ванни Филипeпи (di Mariano di Vanni Filipepi). Откуда же взялся псевдоним Боттичелли, под которым создатель «Рождения Венеры» вошел в историю искусств? Тут все очень интересно. Прозвище Боттичелли означает «бочонок» , а происходит оно от итальянского слова «botte». Им дразнили родного брата Сандро Джованни, который был толстяком, ну а к художнику прозвище брата просто перешло по наследству.

«Венера и Марс» Сандро Боттичелли, считается, что в образе Венеры художник изобразил свою музу
Симонетту Веспуччи, а черты Алессандро можно увидеть в образе Марса.

2. Джотто – тоже псевдоним. При этом настоящего имени создателя фресок капеллы Скровеньи и росписей в верхней церкви Святого Франциска в Ассизи мы не знаем. Известна фамилия художника – di Bondone , ведь родился он в семье кузнеца Бондоне, проживавшего в городке Веспигниано. А вот Джотто (Giotto) – уменьшительная форма сразу двух имен: Амброджио (Ambrogio) и Анджиоло (Angiolo). Так что художника звали или Амроджио да Бондоне, или Анджиоло да Бондоне, по этому вопросу полной ясности до сих пор нет.

3. Эль Греко на самом деле звали Домeникос Теотокопулос . Прозвище, под которым он вошел в историю искусств, переводится с испанского языка, как «грек», что логично, ведь родился Доменикос на Крите, начинал свой творческий путь в Венеции и Риме, но его имя в большей степени связано с испанским Толедо, где художник творил до самой смерти. Хотя Доменикос до конца своих дней подписывал собственные работы исключительно настоящим именем Δομήνικος Θεοτοκόπουλος, закрепившееся за ним прозвище El Greco отнюдь не уничижительное. Напротив, оно даже почетное, ведь правильный его перевод на русский язык «тот самый грек» , а не какой-то там непонятный персонаж из Греции. Дело в том, приставка El — определенный артикль в испанском языке. Для сравнения, к примеру, в Падуе, городе, которому покровительствует Антоний Падуанский, Сан-Антонио часто называют Il Santo (итальянский артикль Il — аналог испанского El), что означает «тот самый наш любимый святой».

«Портрет старика», Эль Греко

4. Андреа Палладио – единственный архитектор, чьим именем названо архитектурное направление «палладианство», этот тезис можно прочитать любом справочнике по истории искусств. И он не совсем верный, ведь Палладио – псевдоним, отсылающий к античной богине мудрости Афине Палладе, точнее, к ее статуе, которая по древнегреческому преданию упала с неба и защищала Афины. Настоящее же имя архитектора Андреа ди Пьетро делла Гондола (Andrea di Pietro della Gondolla), что означает «Андреа сын Пьетро делла Гондола», а отец Палладио был обыкновенным мельником. Кстати, сменить непритязательную фамилию «делла Гондола» на звучную «Палладио» Андреа додумался не сам. Идею ему подсказал итальянский поэт и драматург Джан Джорджо Триссино из города Виченца, где впоследствии творил архитектор. Триссино первым сумел рассмотреть потенциал молодого человека и всячески покровительствовал ему в начале творческого пути, то есть, как сейчас принято говорить, взял на себя роль продюсера.

На фото: статуи на вершине Базилика Палладиана и крыши Виченцы

5. Иногда, чтобы понять, какая именно богатая семья покровительствовала художнику, достаточно посмотреть на его псевдоним. Говорящий пример – Корреджо . Настоящее имя создателя глубоко эротических по меркам Высокого Возрождения картин «Юпитер и Ио» и «Даная» – Антонио Аллегри (Antonio Allegri), кстати, на русский это можно переложить, как «Антон Веселов».

«Даная» Корреджо

Свое прозвище по одной из версий он получил благодаря графине Корреджо Веронике Гамбаре, которую Антонио запечатлел на картине «Портрет дамы», что находится в собрании Эрмитажа. Дело в том, что именно она рекомендовала художника мантуанскому герцогу, после чего у живописца начался карьерный взлет. По другой версии, свое прозвище Андреа получил от города Корреджо, где активно творил. Впрочем, если вспомнить, что название этого населенного пункта по факту просто фамилия все той же влиятельной феодальной семьи Корреджо, которая управляла еще и соседней Пармой, где также работал Андреа, – противоречие пропадает.

Портрет Вероники Гамбары, созданный Корреджо

6. У итальянского живописца Россо Фьорентино (Rosso Fiorentino), творившего не только на родине, но и во Франции, прозвище говорящее – «рыжий флорентиец», не больше — не меньше. Настоящее же имя живописца Джован Баттиста ди Джакопо (Giovan Battista di Jacopo) не помнило и большинство его современников. Но рыжий цвет волос – дело такое. Обязывает.

Итак, мой первый пост, который не является копипастой из журнала на Покелиге. И именно благодаря которому мой бложик и появился (о чем написано в первом посте блога).

Началось все с того, что однажды моя подруга Зоана, как и я увлекающаяся фанфиконаписанием, спросила меня: что означают приставки к фамилиям у некоторых персонажей в том или ином произведении? Мне вопрос тоже был интересен, но вникать поначалу не слишком-то хотелось. Однако буквально через день я задался вопросом – почему у некоторых персонажей бывает больше одного-двух имен? Ответный вопрос подруге результатов не дал, и я таки решил слазить в интернет, и озадачиться этими двумя вопросами, попутно записав для нее и для других желающих знакомых результаты «исследования».

Так же, справедливости ради, укажу, что немалая часть представленной здесь информации мною почерпнута из интернета, и вместе с моими собственными размышлениями получилось некое подобие мини-реферата.

Количество имен

Начать я решил со «своего» вопроса – почему у некоторых персонажей бывает одно-два имени, а у некоторых три, четыре или более (самое длинное мне попадалось в истории о двух китайских мальчиках, где бедного звали просто Чон, а имя богатого занимало строчек пять наверно).

Обратился я к господину Гуглу, и поведал он мне, что традиция нескольких имен на сегодняшний день имеет место, преимущественно, в англоязычных и католических странах.

Наиболее наглядной является система «именования» в Великобритании, представленная во многих книгах. Согласно ей, по статистике, все английские дети традиционно получают при рождении два имени - личное (first name), и среднее (middle name) или второе имя (second name). В настоящее время среднее имя играет роль дополнительного отличительного признака, особенно для лиц, которые носят широко распространённые имена и фамилии.

Обычай давать ребёнку среднее имя, как я выяснил все там же, восходит к традиции присваивать новорожденному несколько личных имен. Известно, что, исторически, имя человека имело особое значение, как правило свидетельствуя о жизненном предназначении ребенка, а так же связывалось с именем Бога (или иного Высшего Покровителя), на покровительство и защиту которого рассчитывали родители…

Отвлекаясь — на этом моменте я сделал некоторую запинку и малость похихикал над мыслью о том, что если кто-то не может найти смысла своей жизни – то, возможно, нужно поподробнее изучить свое имя и действовать уже исходя из него? Или (если серьезно) наоборот можно дать своему очередному персонажу имя, которое будет явно или скрыто свидетельствовать о его предназначении (что, кстати, и проделывали некоторые известные авторы, давая героям своих произведений говорящие имена и/или фамилии).

Кроме того, как я прочел, когда прервал размышления, от имени могла зависеть и значимость в обществе. Так, нередко, если в имени не содержалась идея покровительства, носитель считался незнатным по родословию или же ничтожным и не пользовался уважением.

Несколько имен, как правило, давалось важной особе, признанной исполнить несколько славных дел - столько, сколько у него имен. Например, несколько имен могло быть у императора, царя, князя и других представителей знати. В зависимости от знатности и количества титулов полная форма имени могла представлять собой длинную цепочку имён и возвеличивающих эпитетов. У монарших особ главным прижизненным именем было так называемое «тронное имя», которое официально заменяло имя, полученное наследником престола при рождении или крещении. Кроме того, подобная же традиция наблюдается и в Римско-католической церкви, когда избранный Папа выбирает себе имя, под которым он будет известен с этого момента.

Безусловно, церковная система имен и именований куда шире, и может быть рассмотрена куда более подробно (чего стоит только система «мирское имя – церковное имя»), однако я в этом не силен и глубоко вдаваться не стану.

Так же нужно отметить, что церковь традиционно является хранительницей подобных обычаев. Например, обычай, частично сохранившийся в уже упомянутой католической церкви, когда у человека нередко бывает три имени: от рождения, от крещения в детстве и от миропомазания на вхождение в мир с благодатью Духа Святого.

Кстати, на этом же этапе некогда происходило и дополнительное — «именное» — социальное расслоение. Проблема состояла в том, что, исторически, за каждое лишнее имя в свое время нужно было платить церкви.

Впрочем, бедные люди исхитрялись, и это «ограничение» обходили – отчасти благодаря этому существует французское имя, объединяющее покровительство всех святых – Туссен.

Я, конечно, ради справедливости, припомнил бы по этому поводу поговорку «у семи нянек дитя без глазу»… Не мне решать, разумеется, хотя мог бы выйти неплохой рассказ о судьбе персонажа с таким именем, покровители которого не смогли договориться о совместном покровительстве. А может такие даже и есть – я не так много прочел произведений в своей жизни.

Продолжая же повествование, стоит отметить, что средние имена могут так же обозначать род деятельности или судьбу человека, носящего их.

В качестве средних имен могут использоваться как имена личные, так и географические названия, нарицательные имена и т. п. Среднее имя может быть значимым “родовым” — когда ребенка называют именем, которого не было у ближайших родственников, но которое время от времени появляется в роду, предвещая человеку ту или иную роль. Имя может быть “семейным”: когда детей называют “в честь” кого-либо из родственников. Любая прямая ассоциация имени с уже известным его носителем непременно связывает нареченного с тем, в честь кого его, или ее, назвали. Хотя совпадения и схожесть здесь, разумеется, непредсказуемы. И, зачастую, тем трагичнее в итоге воспринимается несхожесть. Кроме того, нередко в качестве средних имен используются фамилии людей, в честь которых они присваиваются.

Закона, ограничивающего количество средних имён, нет (или по крайне мере я упоминаний такого не нашел), но больше четырёх дополнительных средних имён, как правило, не присваивается. Однако традиции и правила зачастую для того и созданы для того чтобы их нарушать. В выдуманных же мирах «законодателем» является вообще автор, и все написанное лежит на его совести.

В качестве примера нескольких имен у личности из реального мира можно припомнить достаточно известного профессора Джона Рональда Руэла Толкина.

Другим показательным – но уже вымышленным – примером может служить Альбус Персиваль Вулфрик Браян Дамблдор (Джоан Роулинг – серия «Гарри Поттер»).

Кроме того, недавно я узнал такой занятный факт, что в не которых странах «половая принадлежность» среднего имени не имеет значения. То есть, в качестве среднего имени мужчины (мужского персонажа) может быть использовано и женское имя. Происходит это, как я разумею, все из того же факта наречения в честь высшего покровителя (покровительницы в данном случае). Обратных примеров я как-то не встречал (или не помню), но по логике женщины со средними «мужскими» именами тоже могут быть.

В качестве примера вспомнился только Остап-Сулейман-Берта-Мария -Бендер-бей (Остап Бендер, ага)

Лично от себя же добавлю тот факт, что ничто, в принципе, не мешает автору конкретного произведения придумать и обосновать свою систему именования.

Например: «в мире Рандомия, особо священным почитается число четыре и, дабы ребенок был счастливым и удачливым, родители стараются дать ему четыре имени: первое – личное, второе – по отцу или деду, третье – в честь святого покровителя и четвертое – в честь одного из великих воинов (для мальчиков) или дипломатов (для девочек) государства».

Пример придуман абсолютно сходу, и ваша выдуманная традиция может быть куда более продуманной и интересной.

Я же перейду ко второму вопросу.

Фамильные приставки

Вопрос, которым меня озадачила моя подруга Зоана, и которым я некогда задавался сам, хотя и ленился выяснять в чем тут дело.

Для начала определение «Фамильные приставки – в некоторых мировых именных формулах составляющие и неотъемлемые части фамилии.

Иногда указывают на аристократическое происхождение, но далеко не всегда. Обычно пишутся отдельно от основного фамильного слова, но иногда могут и сливаться с ним».

При этом, как я выяснил для себя из прочитанного, фамильные приставки различаются от страны к стране и могут иметь различные значения.

Так же отмечу, что в этой части статьи получилось куда больше копипасты и выдержек, поскольку этот вопрос имеет куда более тесную связь с историей и языками, а моего непрофильного к теме образования вряд ли хватит для пересказа в более свободном стиле.

Англия

Фитц - «сын кого-либо », искаженное фр. Fils de (например: Фитцджеральд, Фитцпатрик).

Армения

Тер - ter [տեր], в древнеармянском оригинале tearn (арм. տեարն), «владыка», «господин», «хозяин».Например: Тер-Петросян.

Данная приставка может иметь два схожих, в целом, значения, и означать:

1) Титул высшей армянской аристократии, аналогичный британскому lord. Титул этот обычно ставился перед или после родового имени, например tern Andzewats или Artzruneats ter, и чаще всего относился к наапету (Глава клана либо вождь племени в древней Армении), танутеру (В древней Армении глава аристократического рода, патриарх) или гахерец ишхану (В ІX-XI веках глава дворянского рода, соответствовавший более ранним наапету и танутеру) данного рода. Тот же титул использовался при обращении к лицу из высшей аристократии.

2) После христианизации Армении, этот титул стал также использоваться высшим духовенством армянской церкви. В отличие от первоначального обозначения аристократа, титул «тер» в церковном употреблении стал прибавляться к фамилиям церковнослужителей. В подобном сочетании «тер» аналогичен церковным «батюшка», «владыка» и не является указателем благородного происхождения носителя фамилии. Ныне присутствует в фамилиях тех, у кого в предках по мужской линии был священник. Само слово «тер» и сегодня употребляется при обращении к армянскому священнику или при упоминании о нём (сродни более привычному для нашего слуха обращению «[святой] отец»).

Германия

Фон (например: Иоганн Вольфганг фон Гёте )

Цу (например: Карл-Теодор цу Гуттенберг )

В основном фамильная приставка «фон», как выяснилось, является признаком дворянского происхождения. Она выражает идею земельного владения представителей старинного дворянства, например «герцог фон Вюрттемберг», «Эрнст Август фон Ганновер». Но есть и исключения. На севере Германии многие «простолюдины» зовутся «фон», что указывает всего лишь на место жительство/происхождения. Также и жалованным дворянам, первоначально бюргерского происхождения, которые были возведены сувереном в дворянское достоинство с вручением экземпляра дворянской грамоты (Adelbrief) и жалованием герба (Wappen), предоставлялась фамильная приставка «фон» и господин Мюллер превращался в господина Фон Мюллер.

В отличии от «фон» предикат «цу» обязательно включал отношение к определённому унаследованному земельному владению, в основном средневековому замку — к примеру «Князь фон и цу Лихтенштейн» (Лихтенштейн = княжество и фамильный замок).

В настоящее время титулы аристократов стали частями составных фамилий в Германии. Такие фамилии часто включают в себя предлог-частицу «фон», «фон дер», «фон дем» (переводится как «из»), реже «цу» (переводится как «в») либо смешанный вариант «фон унд цу».

Обычно считается, что «von» указывает на место происхождения фамилии (семьи), тогда как «zu» означает, что данная территория до сих пор находится во владении рода.

С частицей же «und » я, сколько не читал, так до конца и не разобрался. Хотя, насколько понял, она играет просто роль связки, обозначая либо смешение фамильных приставок, либо объединение фамилий вообще. Хотя возможно мне мешает просто незнание языка.

Израиль

Бен — — сын (предположительно по примеру английского Фитц) (например: Давид Бен-Гурион )

Ирландия

О — означает «внук»

Мак — означает «сын»

То есть, обе приставки в ирландских фамилиях обычно указывает на их происхождение. Относительно правописания приставки «Мак» я прочел, что в большинстве случаев в русском языке она пишется через дефис, однако есть исключения. Так, например, является общепринятым слитное написание таких фамилий, как Макдональд, Макдауэлл, Макбет и др. Общего правила при этом не существует, и написание в каждом случае индивидуально.

Испания

В случае с Испанией ситуация обстоит еще сложнее, поскольку, исходя из прочитанного мной, фамилий у испанцев, как правило две: отцовская и материнская. При этом отцовская фамилия (apellido paterno ) ставится перед материнской (apellido materno ); так что, при официальном обращении используется только отцовская фамилия (хотя бывают и исключения).

Подобная же система существует и в Португалии , с той разницей, что в двойной фамилии первой идёт фамилия матери, а второй - отца.

Возвращаясь к испанской системе: иногда отцовская и материнская фамилии разделяются частицей «и» (например: Франсиско де Гойя-и-Лусиэнтес)

Далее, в некоторых местностях существует традиция прибавлять к фамилии имя местности, где родился носитель данной фамилии или откуда ведут происхождение его предки. Используемая в этих случаях частица «де», в отличие от Франции, не является показателем дворянского происхождения, а является лишь указателем местности происхождения (и, косвенно, древности происхождения, поскольку мы знаем, что местности иногда имеют свойство менять названия по той или иной причине).

Кроме того, при замужестве испанки не меняют фамилию, а просто прибавляют к «apellido paterno» фамилию мужа: например, Лаура Риарио Мартинес, выйдя замуж за человека по фамилии Маркес, может подписываться Лаура Риарио де Маркес или Лаура Риарио, сеньора Маркес, где частица «де» отделяет фамилию до замужества от фамилии после замужества

Ограничивает же «разгул именования» тот факт, что согласно испанскому законодательству, в документах у человека может быть записано не более двух имен и двух фамилий.

Хотя разумеется, любой автор, создавая свою собственную историю и руководствуясь испанской моделью именования для своих персонажей, может попросту проигнорировать этот закон вкупе с вышеизложенной традицией средних имен. Помните такое развлечение как двойные имена? А традицию двойных фамилий в некоторых языках (в русском, например)? А вы читали вышеизложенную информацию о количестве имен? Да? Четыре двойных имени, две двойные фамилии – представляете уже?

А еще можно придумать свою традицию именования, как я писал выше. В общем, если вы не боитесь что ваш персонаж будет выглядеть излишне экстравагантно — у вас есть уникальная возможность наградить его или ее фамильно-именной конструкцией хоть на полстраницы.

Италия

В итальянском языке исторически приставки означали следующее:

Де / Ди — принадлежность к фамилии, семье, например: Де Филиппо означает «один из семьи Филиппо»,

Да — принадлежность к месту происхождения: Да Винчи — «Леонардо из Винчи», где Винчи означало название города, местности. В последствии Да и Де стали просто частью фамилии и сейчас ничего не обозначают. Совершено необязательно при этом аристократическое происхождение.

Нидерланды

Ван — частица, составляющая иногда приставку к нидерландским фамилиям, произведенным от названия какой-либо местности; часто она пишется слитно с самой фамилией. Соответствуя по грамматическому значению немецкому «фон» и французскому «де» . Часто встречается в виде ван де, ван дер и ван ден. Означает все так же «из». Однако, если в немецком языке «фон» означает дворянское (за упомянутыми исключениями) происхождение, то в нидерландской системе именования простая приставка «ван» не имеет отношения к дворянству. Дворянской является двойная приставка ван…тот (к примеру, барон ван Ворст тот Ворст).

Значение других распространенных приставок, таких как Ван ден , Ван дер – см. выше

Франция

Французские приставки, для меня лично, являются наиболее известными и показательными

Во Франции приставки к фамилиям, как уже было упомянуто ранее, обозначают дворянское происхождение. В переводе на русский приставки обозначают родительный падеж, «из» или «…ский». Например, Сезар де Вандом - герцог Вандома или Вандомский.

Наиболее употребительные приставки:

Если фамилия начинается с согласной

де

дю

Если фамилия начинается с гласной

д

Другие

Кроме того, существует еще ряд различных фамильных именных приставок, происхождение которых мне выяснить, к сожалению, не удалось.

Ниже перечислены лишь некоторые из них.

  • Ле (?)
  • Да, ду, душ (Португалия, Бразилия)
  • Ла (Италия)

Так что, как я выяснил в итоге традиции именования и «комплектования» фамилий достаточно обширны и разнообразны, и скорее всего я рассмотрел только верхушку айсберга. И еще более обширными и разнообразными (и, нередко, не менее интересными) могут являться авторские производные от этих систем.

Однако в заключение добавлю: прежде чем предвкушающее заносить руки над клавой, задумайтесь – а так ли вашему персонажу нужно имя на пол-страницы? Само по себе длинное имя персонажа – идея малооригинальная и, если за этим ничего кроме авторской «хотелки» не стоит, достаточно глупая.

Живописец, инженер, механик, плотник, музыкант, математик, патологоанатом, изобретатель - вот далеко не полный перечень граней универсального гения. Его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом. Он опередил свое время на несколько веков вперед. Окруженный легендами еще при жизни, великий Леонардо - символ безграничных устремлений человеческого разума. Явив собою идеал ренессансного «универсального человека», Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. Являлся основателем искусства Высокого Возрождения.

Биография

Детство

Дом, в котором жил Леонардо в детстве.

Побежденный учитель

Картина Верроккьо «Крещение Христа». Ангел слева (левый нижний угол)- творение кисти Леонардо.

В XV веке в воздухе носились идеи о возрождении античных идеалов. Во Флорентийской Академии лучшие умы Италии создавали теорию нового искусства. Творческая молодежь проводила время в оживленных дискуссиях. Леонардо оставался в стороне от бурной общественной жизни и редко покидал мастерскую. Ему было не до теоретических споров: он совершенствовал свое мастерство. Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, пораженный Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.

Профессиональная деятельность, 1476-1513

В возрасте 24 лет Леонардо и ещё трое молодых людей были привлечены к судебному разбирательству по ложному анонимному обвинению в содомии . Их оправдали . О его жизни после этого события известно очень мало, но, вероятно, у него была собственная мастерская во Флоренции в 1476-1481 годах.

В 1482 Леонардо, будучи, по словам Вазари , очень талантливым музыкантом , создал серебряную лиру в форме конской головы. Лоренцо Медичи послал его в качестве миротворца к Лодовико Моро , а лиру отправил с ним как подарок.

Личная жизнь

У Леонардо было много друзей и учеников. Что же касается любовных отношений, достоверных сведений на этот счёт нет, поскольку Леонардо тщательно скрывал эту сторону своей жизни. По некоторым версиям, у Леонардо была связь с Чечилией Галлерани , фавориткой Лодовико Моро, с которой он написал свою знаменитую картину «Дама с горностаем ».

Конец жизни

Во Франции Леонардо почти не рисовал. У мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Третий год жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 года он оставил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров. Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо из Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».

Основные даты

  • - Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника (Флоренция)
  • - член Флорентийской Гильдии художников
  • - - работа над: «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с Вазой»
  • Вторая половина 70-х годов. Создана «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа »)
  • - Скандал с Сальтарелли
  • - Леонардо открывает собственную мастерскую
  • - по документам, в этом году у Леонардо уже была собственная мастерская
  • - монастырь Сан Донато а Систо заказывает Леонардо большой алтарный образ «Поклонение Волхвов» (не завершён); начата работа над картиной «Святой Иероним»
  • - приглашён ко двору Лодовико Сфорца в Милане . Начата работа над конным памятником Франческо Сфорца .
  • - начата работа над «Мадонной в гроте»
  • Середина 80-х - создана «Мадонна Литта »
  • - создан «Портрет музыканта»
  • - разработка летательной машины - орнитоптера , основанной на птичьем полёте
  • - анатомические рисунки черепов
  • - картина «Портрет музыканта». Выполнена глиняная модель памятника Франческо Сфорца.
  • - Витрувианский человек - знаменитый рисунок который иногда называют каноническими пропорциями.
  • - - закончена «Мадонна в гроте»
  • - - работа над фреской «Тайная вечеря» в монастыре Санта Мария делла Грацие в Милане
  • - Милан захвачен французскими войсками Людовика XII , Леонардо покидает Милан , модель памятника Сфорца сильно повреждена
  • - поступает на службу к Чезаре Борджиа в качестве архитектора и военного инженера
  • - картон к фреске «Битва в Анджарии (при Ангиари)» и картина «Мона Лиза»

Дом во Франции, в котором умер Леонардо да Винчи в 1519 г.

  • - возвращение в Милан и служба у короля Франции Людовика XII (в то время контролировавшего север Италии , см. Итальянские войны)
  • - - работа в Милане над конным памятником маршалу Тривульцио
  • - роспись в соборе Святой Анны
  • - «Автопортрет»
  • - переезд в Рим под покровительство папы Льва X
  • - - работа над картиной «Иоанн Креститель»
  • - переезд во Францию в качестве придворного художника, инженера, архитектора и механика

Достижения

Искусство

Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Кроме того, не исключено, что Да Винчи мог быть и скульптором: исследователи из университета Перуджи - Джанкарло Джентилини и Карло Сиси - утверждают, что найденная ими в 1990 году терракотовая голова является единственной дошедшей до нас скульптурной работой Леонардо да Винчи . Однако сам Да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или ученым. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно повреждён. Однако его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса, решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было движения в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии , большей свободы в композиционных решениях. Но в плане живописности, работы с краской, художники были еще достаточно условны и скованы. Линия на картине четко очерчивала предмет, и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато - дымки между зрителем и изображенным предметом, которое смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешел на качественно новую ступень.

Наука и инженерное дело

Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни - колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). В начале колесцовый пистолет был мало распространён, но уже к середине XVI века приобрёл популярность у дворян , особенно у кавалерии, что даже отразилось на конструкции лат , а именно: максимилиановские доспехи ради стрельбы из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц. Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо да Винчи, был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в XIX веке .

Леонардо да Винчи интересовали проблемы полёта . В Милане он делал много рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей. Кроме наблюдений он проводил и опыты, но они все были неудачными. Леонардо очень хотел построить летательный аппарат. Он говорил: «Кто знает всё, тот может всё. Только бы узнать - и крылья будут!» Сначала Леонардо разрабатывал проблему полёта при помощи крыльев, приводимые в движение мышечной силой человека: идея простейшего аппарата Дедала и Икара. Но затем он дошёл до мысли о постройке такого аппарата, к которому человек не должен быть прикреплён, а должен сохранять полную свободу, чтобы управлять им; приводить же себя в движение аппарат должен своей собственной силой. Это в сущности идея аэроплана . Для того чтобы успешно практически построить и использовать аппарат, Леонардо не хватило только одного: идеи мотора, обладающего достаточной силой. До всего остального он дошёл. Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки. На вертикальном «ornitottero» Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. Примером ему послужила природа: «посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног; а когда он в полёте , вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху… так надо взлетать с плоскости; эти лестницы служат ногами…». Что касается приземления, он писал: «Эти крючки (вогнутые клинья), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает и всё его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках».

Изобретения

  1. Металлическая повозка для перевозки солдат (прототип танка)
  2. Лёгкие переносные мосты для армии.

Дизайн летательной машины.

Военная машина.

Летательный аппарат.

Автомобиль.

Скорострельное оружие.

Военный барабан.

Прожектор.

Анатомия

Мыслитель

…Пусты и полны заблуждений те науки , которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте…

Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства. И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и заканчивающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, …потому, что в таких чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности.

Литература

Огромное литературное наследие Леонардо да Винчи дошло до наших дней в хаотическом виде, в рукописях , написанных левой рукой. Хотя Леонардо да Винчи не напечатал из них ни строчки, однако в своих записях он постоянно обращался к воображаемому читателю и все последние годы жизни не оставлял мысли об издании своих трудов.

Уже после смерти Леонардо да Винчи его друг и ученик Франческо Мельци выбрал из них отрывки, относящиеся к живописи, из которых был впоследствии скомпонован «Трактат о живописи» (Trattato della pittura, 1-е изд., ). В полном же виде рукописное наследие Леонардо да Винчи было опубликовано только в XIX -XX веках . Помимо громадного научного и исторического значения оно имеет также художественную ценность благодаря сжатому, энергичному слогу и необычайно чистому языку. Живя в эпоху расцвета гуманизма , когда итальянский язык считался второстепенным по сравнению с латынью, Леонардо да Винчи восхищал современников красотой и выразительностью своей речи (по преданию он был хорошим импровизатором), но не считал себя литератором и писал, как говорил; его проза поэтому - образец разговорного языка интеллигенции XV века , и это уберегло её в целом от искусственности и велеречивости, присущей прозе гуманистов, хотя в некоторых пассажах дидактических писаний Леонардо да Винчи мы находим отзвуки пафоса гуманистического стиля.

Даже в наименее «поэтических» по замыслу фрагментах слог Леонардо да Винчи отличается яркой образностью; так, его «Трактат о живописи» оснащен великолепными описаниями (например, знаменитое описание потопа), поражающими мастерством словесной передачи живописных и пластических образов. Наряду с описаниями, в которых чувствуется манера художника-живописца, Леонардо да Винчи дает в своих рукописях множество образцов повествовательной прозы : басни , фацеции (шутливые рассказы), афоризмы , аллегории , пророчества . В баснях и фацециях Леонардо стоит на уровне прозаиков XIV века с их простодушной практической моралью ; а некоторые его фацеции неотличимы от новелл Сакетти .

Более фантастический характер имеют аллегории и пророчества: в первых Леонардо да Винчи использует приемы средневековых энциклопедий и бестиариев ; вторые носят характер шутливых загадок , отличающихся яркостью и меткостью фразеологии и проникнутых язвительной, почти вольтеровской иронией , направленной по адресу знаменитого проповедника Джироламо Савонаролы . Наконец, в афоризмах Леонардо да Винчи выражена в эпиграмматической форме его философия природы , его мысли о внутренней сущности вещей. Художественная литература имела для него чисто утилитарное, подсобное значение.

Дневники Леонардо

На сегодняшний день от дневников Леонардо уцелело около 7000 страниц, находящихся в разных коллекциях. Сначала бесценные заметки принадлежали любимому ученику мастера, Франческо Мельци , но когда тот умер, рукописи исчезли. Отдельные фрагменты начали «всплывать» на рубеже XVIII-XIX вв. Поначалу они не встретили должного интереса. Многочисленные владельцы даже не подозревали, какое сокровище попало к ним в руки! Но когда учёные установили авторство, выяснилось, что и амбарные книги, и искусствоведческие эссе, и анатомические зарисовки, и странные чертежи, и исследования по геологии, архитектуре, гидравлике, геометрии, боевым фортификациям, философии, оптике, технике рисунка - плод одного человека. Все записи в дневниках Леонардо сделаны в зеркальном изображении.

Ученики

Из мастерской Леонардо вышли такие ученики («леонардески»), как:

  • Амброджо де Предис
  • Джампетрино

Свой многолетний опыт воспитания молодых живописцев прославленный мастер обобщил в ряде практических рекомендаций. Ученик должен вначале овладеть перспективой, исследовать формы предметов, затем копировать рисунки мастера, рисовать с натуры, изучить произведения разных живописцев, и только после этого приниматься за собственное творение. «Научись прежде прилежанию, чем быстроте», - советует Леонардо. Мастер рекомендует развивать память и особенно фантазию, побуждая всматриваться в неясные контуры пламени и находить в них новые, удивительные формы. Леонардо призывает живописца исследовать природу, дабы не уподобиться зеркалу, которое отражает предметы, не обладая знанием о них. Учитель создал «рецепты» изображения лица, фигуры, одежды, животных, деревьев, неба, дождя. Помимо эстетических принципов великого мастера, его записки содержат мудрые житейские советы молодым художникам.

После Леонардо

В 1485 году, после страшной эпидемии чумы в Милане, Леонардо предложил властям проект идеального города с определёнными параметрами, планировкой и канализационной системой. Миланский герцог Лодовико Сфорца отклонил проект. Прошли века, и власти Лондона признали план Леонардо совершенной основой для дальнейшей застройки города. В современной Норвегии находится действующий мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи. Испытания парашютов и дельтапланов, выполненных по эскизам мастера, подтвердили, что лишь несовершенство материалов не позволило ему подняться в небо. С появлением авиации самая заветная мечта великого флорентийца стала реальностью. В римском аэропорту, носящем имя Леонардо да Винчи, установлена исполинская, уходящая в небо статуя учёного с моделью вертолёта в руках. «Не оборачивайся тот, кто устремлён к звезде», - писал божественный Леонардо.

  • Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета , который бы мог ему быть однозначно приписан. Учёные усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется -1515 годами), изображающий его в старости, является таковым. Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, высказывались с XIX века , последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо, профессор Пьетро Марани.
  • Однажды учитель Леонардо, Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Веррокьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, поражённый Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.
  • Он виртуозно играл на лире . Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.
  • Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».
  • Леонардо был амбидекстром - в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Однако большинство трудов он написал левой рукой справа налево.
  • Был вегетарианцем . Ему принадлежат слова «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Ещё в раннем возрасте я отказался от мяса».
  • Леонардо в своих знаменитых дневниках писал справа налево в зеркальном отражении. Многие думают, что таким образом он хотел сделать тайными свои исследования. Возможно, так оно и есть. По другой версии, зеркальный почерк был его индивидуальной особенностью (есть даже сведения, что ему было проще писать так, чем нормальным образом); существует даже понятие «почерка Леонардо».
  • В числе увлечений Леонардо были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров. Он изобрёл несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» - тонко нарезанное мясо, тушеное с уложенными сверху овощами, - пользовалось большой популярностью на придворных пирах.

Библиография

Сочинения

  • Естественнонаучные сочинения и работы по эстетике. ().

О нём

  • Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М. 1955.
  • Памятники мировой эстетической мысли, т. I, М. 1962.
  • I. Les manuscrits de Leonard de Vinci, de la Bibliothèque de l’Institut, 1881-1891.
  • Leonardo da Vinci: Traité de la peinture, 1910.
  • Il Codice di Leonardo da Vinci, nella Biblioteca del principe Trivulzio, Milano, 1891.
  • Il Codice Atlantico di Leonardo da Vinci, nella Biblioteca Ambrosiana, Milano, 1894-1904.
  • Волынский А. Л., Леонардо да Винчи, СПб, 1900; 2-е изд., СПб, 1909.
  • Всеобшая история искусств. Т.3, М. «Искусство», 1962.
  • Гуковский М. А. Механика Леонардо да Винчи . - М. : Изд-во АН СССР, 1947. - 815 с.
  • Зубов В. П. Леонардо да Винчи. М.: Изд. АН СССР, 1962.
  • Патер В. Ренессанс, М., 1912.
  • Сеайль Г. Леонардо да Винчи как художник и учёный. Опыт психологической биографии, СПб, 1898.
  • Сумцов Н. Ф. Леонардо да Винчи, 2-е изд., Харьков, 1900.
  • Флорентийские чтения: Леонардо да Винчи (сборн. статей Э. Сольми, Б. Кроче, И. дель Лунго, Ж. Паладина и др.), М., 1914.
  • Geymüller H. Les manuscrits de Leonardo de Vinci, extr. de la «Gazette des Beaux-Arts», 1894.
  • Grothe H., Leonardo da Vinci als Ingenieur und Philosoph, 1880.
  • Herzfeld M., Das Traktat von der Malerei. Jena, 1909.
  • Leonardo da Vinci, der Denker, Forscher und Poet, Auswahl, Uebersetzung und Einleitung, Jena, 1906.
  • Müntz E., Leonardo da Vinci, 1899.
  • Péladan, Leonardo da Vinci. Textes choisis, 1907.
  • Richter J. P., The literary works of L. da Vinci, London, 1883.
  • Ravaisson-Mollien Ch., Les écrits de Leonardo de Vinci, 1881.

Галерея

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Леонардо да Винчи

См. Винчи.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Леонардо да Винчи

(1452-1519) - великий ит. художник (живописец, скульптор, архитектор), ученый (анатом, математик, физик, естествоиспытатель), инженер-изобретатель и мыслитель эпохи Возрождения. Родился в селении Анкиано (ок. г. Винчи, между Флоренцией и Пизой). Внебрачный сын состоятельного нотариуса и простой крестьянки. С 1469 г. учился во Флоренции в мастерской Андреа Верроккьо. В 1470 г. был записан в содружество флорентийских мастеров, но до 1481 г. продолжал работать с Верроккьо. Ок. 1476 г. исполнил фигуру левого ангела в картине своего учителя «Крещение Христа», выгодно отличавшуюся от работы Верроккьо. Среди ранних работ Л. да В. «Мадонна с цветком» (или «Мадонна Бенуа») (ок.1478), «Поклонение волхвов» и «Святой Иероним» (1481-1482).

В 1482 г. по приглашению фактич. правителя Милана Лодовико Сфорца Л. да В. переехал в Милан. Работал прежде всего как воен. инженер, писал «Трактат о живописи», занимался наукой, архитектурой и скульптурой. В Милане им была создана глиняная модель памятника Франческо Сфорца (отца Лодовика), разрушенная фр. солдатами в 1499 г.; написаны «Мадонна в скалах» (или «Мадонна в гроте») (1483-1494) с использованием знаменитого леонардовского сфумато (тончайшей светотени), «Мадонна Литта» (1490-1491); фреска «Тайная вечеря» в трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие (1495-1497) - главная живописная работа этого периода. Эта огромная стенная роспись (4,6x8,8 м) стала событием в худож. жизни Италии, но, выполненная темперой, она уже при жизни художника стала постепенно разрушаться.

Миланский период - самый плодотворный в творчестве мастера - продолжался до 1499 г. Л.да В. стал самым знаменитым художником Италии. Он покинул занятый французами Милан и после непродолжительного пребывания в Мантуе и Венеции в 1500 г. вернулся во Флоренцию, где некоторое время работал как воен. инженер у Чезаре Борджа. В 1502 г. Л.да В. получил от флорентийской синьории заказ на роспись стены Зала совета во дворце Палаццо Веккьо на сюжет «Битва при Ангиари»; на др. стене Микеланджело должен был исполнить «Битву при Кашина». Но оба художника сделали только подготовительные картоны.

В 1503-1506 гг. Л. да В. создал самый знаменитый портрет в истории мировой живописи - портрет Моны Лизы («Джоконда»), супруги флорентийского купца Франческо ди Джоконде С 1506 г. начался период очередных скитаний: сначала Милан (1506), затем Рим (1513); в 1516 г. Л. да В. переселился во Францию, где в замке Клу (ок. Амбуаза) провел последние годы жизни.

Л. да В. не оставил большого числа живописных работ: он работал над своими произведениями как ученый-исследователь, считая живопись наукой и дочерью природы; утверждал, что «хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души». В «Трактате о живописи» (1498) Л. да В. как теоретик искусства настаивал на необходимости изучения линейной и воздушной перспективы, анатомии и т.д. Как инженер он высказал ряд гениальных гипотез и оставил ряд проектов механизмов, станков, летательных аппаратов, аппаратов для ирригации и т.п. Л. да В. одним из первых обосновал идею познаваемости мира посредством разума и ощущений, высказал догадку о том, что Земля - лишь одно из небесных тел и не является центром Вселенной.

Лит.: Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М., 1934; Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М., 1955; Леонардо да Винчи. Избранные отрывки из литературного наследства // Мастера искусства об искусстве. Т. 2. Эпоха Возрождения / Под ред. А. А. Губера, В.Н. Гращенкова. М., 1966; Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 3. М., 1970; Гуковский МЛ. Леонардо да Винчи. М., 1967; Дживелегов А.К. Леонардо да Винчи. М., 1969; Лазарев В.Н. Леонардо да Винчи. М, 1952.

Энциклопедический словарь

Леонардо Да Винчи

  1. (Leonardo da Vinci) (15 апреля 1452, Винчи близ Флоренции - 2 мая 1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция), итальянский художник, ученый, инженер и философ. Родился в семье богатого нотариуса. Сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо (1467 - 72). Методы работы во флорентийской мастерской того времени, где труд художника был тесно сопряжен с техническими экспериментами, а также знакомство с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Леонардо. В ранних произведениях (голова ангела в "Крещении" Верроккьо, после 1470, "Благовещение" , около 1474, оба в Уффици, "Мадонна Бенуа" , около 1478, Эрмитаж) обогащает традиции живописи кватроченто, подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва уловимой улыбкой. В "Поклонении волхвов" (1481-82, не закончена; подмалевок - в Уффици) превращает религиозный образ в зеркало разнообразных человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы рисунка. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и другие техники), Леонардо добивается редкой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску и карикатуре), а строение и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с драматургией композиции. На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481) Леонардо выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных празднеств. Свыше 10 лет он работает над монументом Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро; исполненная пластической мощи глиняная модель памятника в натуральную величину не сохранилась (разрушена при взятии Милана французами в 1500) и известна лишь по подготовительным наброскам. "Мадонна в скалах" На этот период приходится творческий расцвет Леонардо-живописца. В "Мадонне в скалах" (1483-94, Лувр; второй вариант - 1487-1511, Национальная галерея, Лондон) излюбленная мастером тончайшая светотень ("сфумато" ) предстает новым ореолом, который идет на смену средневековым нимбам: это в равной мере и божественно-человеческое, и природное таинство, где скалистый грот, отражая геологические наблюдения Леонардо, играет не меньшую драматическую роль, чем фигуры святых на переднем плане. "Тайная вечеря" В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо создает роспись "Тайная вечеря" (1495-97; из-за рискованного эксперимента, на который пошел мастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до нас в весьма поврежденном виде). Высокое религиозно-этическое содержание образа, где представлена бурная, разноречивая реакция учеников Христа на его слова о грядущем предательстве, выражено в четких математических закономерностях композиции, властно подчиняющей себе не только нарисованное, но и реальное архитектурное пространство. Ясная сценическая логика мимики и жестов, а также волнующе-парадоксальное, как всегда у Леонардо, сочетание строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали "Тайную вечерю" одним из самых значительных произведений в истории мирового искусства. Занимаясь также архитектурой, Леонардо разрабатывает различные варианты "идеального города" и центрально-купольного храма. Последующие годы мастер проводит в непрестанных переездах (Флоренция - 1500-02, 1503-06, 1507; Мантуя и Венеция - 1500; Милан - 1506, 1507-13; Рим - 1513-16). С 1517 живет во Франции, куда был приглашен королем Франциском I. "Битва при Ангьяри" . Джоконда (Портрет Моны Лизы) Во Флоренции Леонардо работает над росписью в Палаццо Веккьо ("Битва при Ангьяри" , 1503-06; не закончена и не сохранилась, известна по копиям с картона, а также по недавно обнаруженному эскизу - частное собрание, Япония), которая стоит у истоков батального жанра в искусстве нового времени; смертельная ярость войны воплощена тут в исступленной схватке всадников. В наиболее известной картине Леонардо, портрете Моны Лизы (так называемой "Джоконды" , около 1503, Лувр) образ богатой горожанки предстает таинственным олицетворением природы как таковой, не теряя при этом чисто женского лукавства; внутреннюю значительность композиции придает космически-величавый и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж, тающий в холодной дымке. Поздние картины К поздним произведениям Леонардо принадлежат: проекты памятника маршалу Тривульцио (1508 - 12), роспись "Св. Анна с Марией и младенцем Христом" (ок. 1500-07, Лувр). В последней как бы подводится итог его поискам в области свето-воздушной перспективы, тонального колорита (с преобладанием прохладных, зеленоватых оттенков) и гармонической пирамидальной композиции; вместе с тем это гармония над бездной, поскольку группа святых персонажей, спаянных семейной близостью, представлена на краю пропасти. Последняя картина Леонардо, "Св. Иоанн Креститель" (около 1515-17, там же) полна эротической двусмысленности: юный Предтеча выглядит тут не как святой аскет, но как полный чувственной прелести искуситель. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (т. н. цикл с "Потопом" , итальянский карандаш, перо, около 1514-16, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о бренности и ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими, предвосхищающими "вихревую" космологию Р. Декарта представлениями о цикличности природных процессов. "Трактат о живописи" Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи служат его записные книжки и рукописи (около 7 тыс. листов), написанные на разговорном итальянском языке. Сам мастер не оставил систематического изложения своих мыслей. "Трактат о живописи" , подготовленный после смерти Леонардо его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на теорию искусства, состоит из отрывков, во многом произвольно извлеченных из контекста его записок. Для самого Леонардо искусство и наука были связаны неразрывно. Отдавая в "споре искусств" пальму первенства живописи как наиболее интеллектуальному, по его убеждениям, виду творчества, мастер понимал ее как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает все многообразие мироздания посредством пропорций, перспективы и светотени. "Живопись, - пишет Леонардо, - наука и законная дочь природы..., родственница Бога" . Изучая природу, совершенный художник-естествоиспытатель тем самым познает "божественный ум" , скрытый под внешним обликом натуры. Вовлекаясь в творческое соревнование с этим божественно-разумным началом, художник тем самым утверждает свое подобие верховному Творцу. Поскольку он "имеет сначала в душе, а затем в руках" "все, что существует во вселенной" , он тоже есть "некий бог" . Леонардо - ученый. Технические проекты Как ученый и инженер Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как наброски к гигантской натурфилософской энциклопедии. Он был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Леонардо уделял механике, называя ее "раем математических наук" и видя в ней ключ к тайнам мироздания; он попытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты получили выражение в новаторских проектах каналов и ирригационных систем. Страсть к моделированию приводила Леонардо к поразительным техническим предвидениям, намного опережавшим эпоху: таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полета птиц конструкции летальных аппаратов и парашюта. Оптика Собранные Леонардо наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных тел на окраску предметов, отраженные в его живописи, привели к утверждению в искусстве принципов воздушной перспективы. Универсальность оптических законов была связана для него с представлением об однородности Вселенной. Он был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая Землю "точкой в мироздании" . Изучал устройство человеческого глаза, высказав догадки о природе бинокулярного зрения. Анатомия, ботаника, палеонтология В анатомических исследованиях, обобщив результаты вскрытий трупов, в детализированных рисунках заложил основы современной научной иллюстрации. Изучая функции органов, рассматривал организм как образец "природной механики" . Впервые описал ряд костей и нервов, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию. Утвердив ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения, гелио- и геотропизма, корневого давления и движения соков растений. Явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о "всемирном потопе" . Явив собою идеал ренессансного "универсального человека" , Леонардо да Винчи осмыслялся в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. В русской литературе портрет Леонардо создан Д. С. Мережковским в романе "Воскрешенные боги" (1899 - 1900).
  2. (Leonardo da Vinci) (1452 - 1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. В росписи "Тайная вечеря" (1495-97, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей. Гуманистический идеал женской красоты воплощен в портрете Моны Лизы (т. н. "Джоконда" , ок. 1503). Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы (записные книжки и рукописи, ок. 7 тыс. листов).

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Леонардо Да Винчи

(Leonardo da Vinci)

1452, Винчи - 1519, Амбуаз.

Итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер, теоретик искусства. Мастер флорентийской школы, ученик Верроккио. Творческий путь начал во Флоренции. В 1481/1482 был приглашен в Милан герцогом Лодовико Моро. До 1499 работал в Милане как живописец, скульптор, архитектор, военный инженер, устроитель придворных празднеств. В 1500-1506 (с перерывами) работал во Флоренции; в 1502-1503 состоял на службе у Чезаре Борджа в качестве военного инженера; в 1506-1513 работал в Милане, в 1513-1514 - в Риме. В 1516 по приглашению короля Франциска I переехал во Францию; последние годы жизни (1516-1519) провел в замке Клу близ Амбуаза. Превзошедший по универсальности своих дарований всех гениев итальянского Возрождения, Леонардо да Винчи принадлежал к тому же поколению, что и завершившие развитие Раннего Возрождения Боттичелли, Гирландайо, Карпаччо, Перуджино, Пинтуриккио, Синьорелли. В то же время он выступил как один из величайших реформаторов итальянского искусства, воплотивший в своих работах новое мироощущение, новые принципы художественного обобщения, ставшие основой искусства Высокого Возрождения. Уникальность Леонардо да Винчи как художника состоит не только в многогранности его дарований и в присущем ему новаторском духе, но и в органическом единстве его художественных и научных интересов. Леонардо отдавал пальму первенства среди пластических искусств живописи, которую он называл "наукой и законной дочерью природы", способной познавать, по его словам, "красоту творений природы", в отличие от точных наук, познающих "прерывные и непрерывные количества". Живописное произведение было для него концентрированным воплощением в картине неких общих и наиболее существенных начал зримой реальности. Одновременно сама работа над композицией была для Леонардо процессом эстетического познания мира и его теоретического исследования, находившего продолжение в его обширных научных трактатах. Отсюда то необычно большое даже для художника Возрождения место, которое отводилось у него уточнению замысла в композиционных набросках, натурным и анатомическим штудиям, поискам жестов и движений, наиболее полно выражающих чувства, и т. п. Процесс работы над каждой композицией был настолько длительным, а творческое время Леонардо так часто делилось между его художественными произведениями, научными и техническими изысканиями, что его живописное наследие насчитывает всего около полутора десятков произведений (включая неоконченные и выполненные вместе с учениками). Но эти немногие работы стали отправной точкой для формирования эстетических принципов Высокого Возрождения. В становлении творческого облика Леонардо да Винчи важное место занимает первый флорентийский период (ок. 1470-1480), когда в его немногочисленных произведениях формируются черты нового художественного стиля, отмеченного стремлением к обобщенности, немногословию, сосредоточенности на образе человека, новой степенью полноты образов; важную роль начинает играть светотень, мягко моделирующая формы и объединяющая их с пространственной средой. Эти черты, наметившиеся в фигуре ангела в Крещении Христа Верроккио (ок. 1470), в Благовещении (ок. 1474, обе - Флоренция, галерея Уффици) обретают более полное выражение в работах кон. 1470 - нач. 1480-х. В Мадонне с цветком (т. н. Мадонне Бенуа, ок. 1478, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) Леонардо отказывается от свойственной его современникам детализации, сосредоточив все внимание на Деве Марии и Младенце, соединив в изображенном моменте естественность проявления чувства и торжественную серьезность. Подготовительные рисунки Леонардо дают возможность проследить поиски наиболее компактной и гармоничной композиционной формулы, когда фигуры как бы вписываются в незримую арку, повторяющую очертания картины. Еще более решительный отход от традиций Раннего Возрождения демонстрирует неоконченное, оставшееся на стадии золотисто-коричневого подмалевка Поклонение волхвов (1481-1482, Флоренция, галерея Уффици), построенное на контрасте драматического волнения, пронизывающего слитую воедино большими массами света и теней толпу, странный пейзаж с руинами, ожесточенно сражающимися всадниками, и благоговейной тишины, объединяющей Мадонну и волхвов. Исследование патетики чувств, выраженной в пластике человеческого тела, нашедшее выражение в подготовительных рисунках к Поклонению волхвов, определило и решение неоконченной композиции Св. Иероним (ок. 1481, Ватикан, Пинакотека). К флорентийскому периоду относится первый опыт Леонардо да Винчи в области портрета. Небольшой Портрет Джиневры Бенчи (ок. 1474-1476, Вашингтон, Нац. галерея) выделяется на фоне портретов этого времени стремлением художника создать ощущение богатства духовной жизни, чему способствует тонкая игра света и теней. Бледное лицо молодой женщины светится на фоне окутанного вечерними сумерками пейзажа с темным кустом можжевельника и отблесками света на поверхности пруда, предвосхищая недосказанностью своего выражения более поздние работы художника. Миланский период (1482-1499) был временем самой интенсивной и многосторонней деятельности Леонардо. Придворный инженер герцога Лодовико Моро, он руководил строительными работами и прокладкой каналов, проектировал военные сооружения, осадные приспособления, разрабатывал проекты усовершенствования оружия, участвовал в оформлении придворных празднеств, работал над так и не осуществленным проектом конной статуи отца Лодовико Моро - герцога Франческо Сфорца. К миланскому периоду относится большая часть научных рукописей Леонардо и его записи, посвященные проблемам живописи, впоследствии систематизированные и изданные его учеником Мельци под названием Книга о живописи. Немногочисленные живописные работы Леонардо да Винчи миланского периода принадлежат к числу его самых значительных творений. Алтарная картина Мадонна в гроте (ок. 1483, Париж, Лувр) необычна по выбранному художником мотиву - тихое уединение Мадонны с младенцем Христом, Иоанном Крестителем, юным бескрылым ангелом в полумраке грота с фантастическим нагромождением острых скал. Их фигуры вписаны в классическую для композиционных решений Возрождения пирамиду, что придает композиции ясную читаемость, собранность, равновесие; в то же время взгляды, жесты, повороты голов, указующий перст обратившего к нам взор ангела создают внутреннее движение, круговорот ритмов, вовлекающий зрителя, заставляющий его снова и снова обращаться к каждому персонажу, проникаясь атмосферой благоговейной душевной сосредоточенности. Большую роль в картине играет приглушенный рассеянный свет, проникающий через расщелины в полумрак грота, рождающий дымчатую светотень - "сфумато", по терминологии Леонардо, - названную им "создательницей выражения на лицах". Смягчая, размывая контуры и рельеф форм, сфумато создает ощущение нежности и теплоты обнаженных детских тел, придает прекрасным лицам Мадонны и ангела тонкую одухотворенность. Это неуловимое движение чувств Леонардо стремится передать и в Мадонне Литта (ок. 1490-1491, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), и в Даме с горностаем (ок. 1483, Краков, Нац. галерея Чарторыйских). Центральное место среди работ миланского периода занимает монументальная роспись Тайная вечеря (1495-1497, Милан, монастырь Санта Мария делле Грацие). Отказавшись от традиционной фресковой техники, требовавшей быстроты выполнения и почти не допускавшей правок, художник предпочел сложную смешанную технику, вызвавшую уже в XVI в. осыпание росписи. Освобожденная в наши дни от многочисленных реставрационных записей, она сохранила и следы разрушений от многочисленных выпадений красок, и величие замысла художника. Это первое произведение Леонардо, в котором он достиг той меры художественного обобщения, величия и духовной силы образов, которые свойственны искусству Высокого Возрождения. Исходя из композиционной и сюжетной трактовки, найденной Кастаньо (симметрия композиции, развернутой параллельно плоскости изображения, реакция апостолов на слова "один из вас предаст меня"), Леонардо нашел решение, исключившее традиционную ритуальную торжественность и основанное на драматическом контрасте спокойной отрешенности Христа и взрыве чувств, как бы волнами расходящихся от него, захватывая потрясенных апостолов. Временем нового творческого расцвета Леонардо да Винчи был второй флорентийский период (1500-1506). Работы этих лет оказали наибольшее влияние на формирование стиля Высокого Возрождения, творчество Рафаэля и других младших современников Леонардо. По свидетельству Вазари, ныне утраченный картон Св. Анна (ок. 1501), графический вариант в натуральную величину, обычно предшествовавший в эпоху Возрождения созданию живописного произведения, вызвал паломничество флорентийцев в мастерскую художника. Сохранившийся более ранний вариант (Св. Анна, картон, ок. 1499-1500, Лондон, Нац. галерея) отличает естественность и непринужденность, с которой художник объединил в компактную и полную жизни группу Мадонну, сидящую на коленях у своей матери Анны, и играющих у ее ног детей - Христа и Иоанна Крестителя; замечательны широта и обобщенность форм и ритмов, энергия и мягкость моделировки, тонкая одухотворенность лиц, освещенных улыбкой, которая обозначена не столько движением губ, сколько неуловимым сгущением и разрежением светотени. Эта странная, недосказанная, скорее угадываемая, чем зримая, улыбка создала ореол тайны, окружающей самую известную живописную работу Леонардо да Винчи Мону Лизу (Джоконду; ок. 1503-1505, Париж, Лувр). Ее разгадку, видимо, следует искать в том, что Леонардо увидел в своей модели, жене флорентийского нотариуса, нечто, позволившее ему воплотить в портретном образе всю сумму своих представлений о человеке и Универсуме, красоте, гармонии и порядке, о "науке живописи", ее познающих и созидательных возможностях. Композиция картины так безупречна, очерченная плавным обобщенным силуэтом женская фигура так безукоризненно вписана в прямоугольное обрамление, в естественной и спокойной позе есть такое равновесие и завершенность, так точно найдено соотношение темных и светлых пятен, природного хаоса погруженного в голубоватую дымку пейзажа и властно господствующей над ним, как бы вобравшей в себя гармонию и духовную силу мироздания человеческой фигуры, что образ Моны Лизы приобретает обобщенный, как бы вселенский характер. Дымка сфумато, обволакивающая не только фигуру, но и пустынный скалистый ландшафт, придает единство изображенному художником миру и сообщает многозначность выражению лица и неуловимой, таинственной улыбке Моны Лизы. Третьей значительной флорентийской работой Леонардо был картон к центральному эпизоду росписи Битва при Ангиари, заказанной ему для главного зала палаццо Веккио (1503-1505). Картон, изображавший ожесточенное сражение четырех всадников за знамя, сохранялся до XVIII в.; рисунок Рубенса (Париж, Лувр), живописные копии (Флоренция, галерея Уффици; Вена, галерея Академии) и два рисунка Леонардо к головам воинов (Будапешт, Музей изобразительных искусств) дают представление о силе экспрессии и накале страстей, сплетавших сражающихся в единый клубок. Последние живописные работы Леонардо - завершенная после возвращения в Милан Св. Анна (ок. 1509, Париж, Лувр) и выполненная им с помощью А. ди Предиса реплика Мадонны в скалах (ок. 1505-1508, Лондон, Нац. галерея) - свидетельствуют о нарастающем творческом кризисе мастера, возвращающегося к уже найденным формулам. Последние десять лет жизни Леонардо, видимо, не обращался к живописи.

Лит.: Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М., 1934; Леонардо да Винчи. Избранные произведения / Под ред. А. К. Дживелегова и А. М. Эфроса. М.; Л., 1935. Т. 1-2; Леонардо да Винчи. Избранное. М., 1952; Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи. М.; Л., 1969; Зубов В. П. Леонардо да Винчи. М.; Л., 1961; Гуковский М. А. Леонардо да Винчи. Л.; М., 1967; Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. М., 1974; Гастев А. Леонардо да Винчи. М., 1972; Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990; Suida W. Leonardo und sein Kreis. Munchen, 1929; Clark K. Leonardo da Vinci. Cambrige, 1939; Cambrige, 1952; Heydenreich L. Leonardo di Vinci. Berlin, 1945; Basel, 1953; Castelfranco J. La pittura di Leonardo da Vinci. Milano, 1956.

И. Смирнова

Словари русского языка