Что значила жизнь для мцыри. Сочинение: Что значит «жить» для Мцыри. Пейзаж и его функции

Мцыри – на грузинском языке означает «неслужащий монах», нечто вроде «послушника». А в грузинском языке это слово имеет смысл, как: пришелец, чужеземец, одинокий человек, не имеющий родных, близких. Страстную тоску передовых Лермонтова по прекрасной, свободной отчизне воплотил поэт в поэме «Мцыри». Прикоснуться к родной земле – вот о чем мечтал одинокий мальчик, выросший на чужбине в сумрачных монастырских стенах, «в тюрьме воспитанный цветок…». Как сон, проносились перед ним воспоминания о родных горах, вставал образ отца, отважного воина с гордым взором. Ему представлялся звон его кольчуги, блеск ружья. Помнил он и песни своих юных сестер. Решим во чтобы то ни стало найти путь домой, Мцыри убегает из монастыря ночью в грозу. В то время как распростертые на земле, трепещущие от страха монахи молят бога защитить их от опасности, бурное сердце Мцыри живет в дружбе с грозой.

Проведя ночь на свободе, Мцыри просыпается на краю скалистой бездны, над пропастью, внизу шумит усиленный грозой бурный поток, стремящийся вырваться из тесного ущелья. Мцыри в дружбе с потоком, как и в дружбе с грозой. Ещё ближе узнаём мы этого юношу «могучего духа» в битве с барсом. Бешеный скачок зверя грозит ему смертью, но он предупреждает его верным ударом. Сердце Мцыри зажигается жаждой борьбы. Из этой борьбы он выходит победителем. Сцена с барсом является здесь такой же центральной, как «богатырский бой» в «Песне». На вопросы монаха, что делал он на воле, Мцыри отвечает: жил! А на вопрос, что он видел за стенами монастыря, рисует яркую картину поразившей его своей красотой земли. Он видел пышные поля, зеленые холмы, тёмные скалы, а вдали, сквозь туман, покрытые снегом горы своей далёкой отчизны. Лермонтов страстно протестовал против всех видов рабства, боролся за право людей на земное человеческое счастье.

Как землю нам больше небес не любить, - писал ещё подростком («Земля и небо»), а потому и монастырь, вырывающий человека из жизни, он изобразил как мрачную тюрьму. «Пламень, а не хлад» с юных лет таясь жил в груди героя поэмы. Огонь, который жёг его душу, к концу вспыхнул ярким пламенем. Состояние разочарованности, духовной усталости, демонической мрачности чуждо Мцыри. Тоска, испытываемая юношей, - это не состояние безнадежности и упадка, это – страстная, зовущая к борьбе тоска по идеалу. Совершенно другой характер, чем это было у романтика-индивидуалиста, носит и одиночество Мцыри. Он вырос одиноким, потому что его окружали чуждые по духу люди. Но он тяготится этим одиночеством и жаждет общения с людьми. Одиноким оказался Мцыри и в своей борьбе за права и свободу человека. Но он рвется к борьбе в рядах других, вместе со своим народом. Только так и можно понять слова Мцыри в его стремлении. Вместо призыва к покорности и смирению, молитвам и покаянию звучал голос его героя Мцыри, звавшего на волю:

От келий душных и молитв…

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы?

Где люди вольны как орлы.

Мцыри отказывается от рая и небесной отчизны во имя своей земной родины:

Увы! – за несколько минут

Между крутых и тёмных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял…

Замысел о монахе, рвущемся на свободу, Лермонтов вынашивал десять лет.

Ещё подростком, в 1830 году, он написал небольшую поэму «Исповедь». Это

Была предсмертная исповедь юного монаха, осужденного на казнь за любовь. Он

Требовал себе права на счастье.

Юношу поверял старику свои мечты о жизни, которую у него отняли.

Осудившему его на смерть монастырскому закону юноша противопоставляет

Другой: закон человеческого сердца.

Через несколько лет после «Исповеди» Лермонтов снова вернулся к той же теме в поэме «Боярин Орша». Её герой – раб. Он также воспитывался в монастыре и также рвался на волю. Он полюбил дочь своего господина, и за это «преступление» его также судят монахи. Многие строки из своих двух ранних поэм Лермонтов позднее включил в поэму «Мцыри». Сосланный весной 1837 года на Кавказ, он проезжал по Военно-Грузинской дороге. Близ станции Мцхеты, под Тифлисом, существовал некогда монастырь. Здесь встретил поэт бродившего среди развалин и могильных плит дряхлого старика. Это был монах-горец. Старик рассказал Лермонтову, как ещё ребенком был взят в плен русскими и отдан на воспитание в этот монастырь. Он вспоминал, как тосковал тогда по родине, как мечтал вернуться домой. Но постепенно свыкся со своей тюрьмой, втянулся в однообразную монастырскую жизнь и стал монахом. Рассказ старика, который в юности был в мцхетском монастыре послушником, или по-грузински «мцыри», отвечал собственным мыслям Лермонтова, которые он вынашивал много-много лет. В творческой тетради семнадцатилетнего поэта читаем: «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг, ничего не читал. Страстная душа томится. – Идеалы». Но поэт не мог найти для этого замысла воплощение: всё написанное до сих пор не удовлетворяло, и ни одну из ранних поэм он не напечатал. Самое трудное заключалось в слове «идеалы». Прошло восемь лет, и Лермонтов воплотил свой старый замысел в поэме «Мцыри». Родной дом, отчизна, свобода, жизнь, борьба – всё соединилось в одном лучезарном созвездии и наполняет душу читателя томительной тоской мечты. Гимн высокой «пламенной страсти», гимн романтическому горению – вот что такое поэма «Мцыри».

Одна из характерных и важных черт произведений романти­ческой литературы - это тяготение к фрагментарности. Автор романтического произведения избирает какой-то один, самый яркий, эпизод из жизни героя. Но этот эпизод представляется и изображается автором таким образом, что он раскрывает всю жизнь героя. В романтической поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтов рас­сказал о необычной и трагической судьбе мальчика-горца. Цент­ром этого рассказа является одно самое яркое событие его жизни.

Композиция поэмы строится из нескольких, разных по объе­му частей. У каждой из них разный повествователь. Небольшое вступление от лица автора знакомит читателя со старым монасты­рем и с тем, как здесь некогда оказался маленький мальчик, как он рос и готов был уже принять «монашеский обет». Но основное со­держание поэмы раскрывается во второй, которая посвящена опи­санию побега юноши и его недолгой жизни в лесу. Рассказчиком является сам герой, повествование ведется от его лица и включает в себя исповедь Мцыри.

Обе части охватывают разные промежутки времени. Вступле­ние повествует о долгих годах, проведенных мальчиком в монас­тыре, а в исповеди говорится всего лишь о трех днях из жизни ге­роя. Но эти три дня имеют для Мцыри большую ценность, чем предыдущие годы, поэтому и описание их занимает в поэме цент­ральное место. Почему это так? Потому что для Мцыри жизнь де­лится на два периода: время простого физического существования и время настоящей жизни.

Настоящая жизнь Мцыри прекрати­лась с того самого момента, как он оказался пленником и был за­брошен в чужой аул. Жить на чужбине он не может, дух его осла­бел, и мальчику легче умереть, чем влачить существование вдали от родных. Чудом оставшись жить, герой продолжает только фи­зическое существование, кажется, что он живет только внешне, а душа его умерла. Плен и чужбина как бы убили в нем человека. Мцыри не веселится с ребятами, ни с кем не разговаривает, про­водит время в одиночестве. Он не живет полной жизнью, а мед­ленно умирает.

Но ситуация меняется на противоположную, когда герой убе­гает из монастыря и становится свободным. Рассказывая старику-монаху о своей жизни на воле, он произносит такие слова: «Ты хо­чешь знать, что делал я на воле? Жил...». Оказывается, что по-на­стоящему, всей душой и полной грудью герой жил только три дня. Но эти три дня значат для него гораздо больше, потому что это время, когда он чувствует себя свободным. Он покинул тягостный плен, грудь его жадно вбирает вольный воздух, своим домом он считает природу и ее обитателей.

Только здесь, среди диких лесов и шумных горных потоков раскрывается душа юноши. В ней про­сыпаются заложенные с детства силы, порывы, мечтания. Оказы­вается, что воспоминания об отцовском доме не стерлись из па­мяти Мцыри, и с шести лет он хранит и лелеет их в сердце. Они Ничуть не притупились, а по-прежнему живы. Образ милых скал и ГоРных вершин влечет героя на родину, к месту, где он только и сможет жить по-настоящему.

Жизнь для Мцыри - это не простое прозябание, а непрерыв­ное движение, ветер в лицо и опасность, это постоянная смена чувств и борьба. Вот почему буря и гроза, крутой обрыв и дикий зверь не пугают его, а наоборот, пробуждают в нем жажду жизни стремление к победе, кдостижению мечты.

Для Мцыри «жизнь» - это прежде всего, духовная жизнь в гармонии с природой, это ощущение глубокого внутреннего един­ства с миром. И возможно это на родине, без попытки увидеть ко­торую он не мог и существовать. За один миг свидания с отчизной герой готов отдать все отпущенные ему годы. После неудавшегося побега герой говорит чернецу: «Увы! - за несколько минут между крутых и темных скал, где я в ребячестве играл, я б рай и вечность променял».

Жить для романтического героя - это значит очень тонко и поэтично воспринимать окружающий мир, чувствовать свое един­ство с ним. Это всегда стремиться к свободе и не терпеть любой плен и угнетение. Это постоянная борьба за право отстоять цен­ность и значимость своего духовно богатого внутреннего мира. Это беззаветная любовь к своей родине.

– Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, – я также мог бы жить!

С этими пламенными словами обращается в начале своей исповеди Мцыри к слушающему его монаху. В его речи – и горький упрек тому, кто, пусть и бессознательно, лишил его лучшей части жизни, и тяжелое осознание собственной утраты. Слова эти говорятся на смертном ложе, и никогда уже не придется герою вкусить настоящей жизни. Но что значит жить для Мцыри?

Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим для начала на композицию поэмы «Мцыри». Поэма разделена автором на две неравные части. Одна, занимающая по объему всего страницу, повествует о жизни Мцыри в монастыре, остальные же строки поэмы полностью посвящены побегу Мцыри из монастыря. Этим композиционным приемом Лермонтов подчеркивает важную мысль: жизнь Мцыри в монастыре жизнью вовсе и не являлась, это было простое физическое существование. Об этом времени нечего писать, потому что оно однообразно и скучно. Мцыри и сам понимает, что не живет, а просто медленно идет к смерти. В монастыре все «отвыкли от желаний», сюда не проникают не только человеческие чувства, но даже и простой луч солнца. «Умру рабом и сиротой» – вот какая судьба ждет Мцыри в монастыре, и понимая это, он решается бежать.

Настоящая жизнь Мцыри прекратилась в тот момент, когда его, еще совсем маленьким мальчиком, увезли из родного аула, и затем снова продолжилась – на три дня побега. Три дня воли, которым посвящена целая поэма! Жить свободным, в соответствии со своими мечтами и желаниями (а Мцыри стремится попасть домой, на родину), дышать вольным воздухом – вот что значит жить для героя Мцыри и для его автора.

Настоящая жизнь всегда сопряжена с риском и требует постоянной борьбы за нее, – этот мотив начинает звучать в поэме с момента выхода Мцыри за монастырские стены. Мцыри совершает побег в грозовую ночь, когда все монахи, напуганные грозой, «ниц лежат при алтаре» и забывают о своем воспитаннике. Герой не боится грозы, напротив, она восхищает его своей необузданной мощью, пробуждает в нем давно забытое чувство жизни. Вот как он сам говорит об этом:

– Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил…

И в этих строках звучит нескрываемое восхищение открывшейся перед ним красотой и силой природы.

Риск пробуждает в Мцыри осознание его молодости и силы, бесполезно прозябавшей в монастыре. Спуститься вниз, к грозно бурлящему потоку, цепляясь за ветки и камни – это для юноши лишь приятное упражнение. Настоящий подвиг, битва с барсом, ждет его впереди. Для Лермонтова был очень важен именно этот эпизод поэмы. Вдохновение для него поэт черпал в старинных грузинских песнях о поединке юноши с тигром. Позднее критики обвиняли поэта в нарушении достоверности: барсы на Кавказе не водятся, и встретиться со зверем Мцыри просто не мог. Но Лермонтов идет на нарушение природной достоверности ради сохранения художественной правды. В столкновении двух полностью свободных, прекрасных сознаний природы читателю открывается лик истинной жизни на Кавказе, жизни вольной, веселой и не подчиняющейся никаким законам. Обратим внимание на то, как описывается зверь в поэме:

«… Сырую кость
Он грыз и весело визжал;
То взор кровавый устремлял,
Мотая ласково хвостом,
На полный месяц, – и на нем
Шерсть отливалась серебром».

«Весело», «ласково» – ни малейшего страха или недовольства не звучит в словах Мцыри, он восхищен своим противником и признает в нем равного себе. Он радуется предстоящей битве, в которой сможет показать свою смелость, доказать, что у себя на родине он бы был «не из последних удальцов». Свобода и взаимоуважение не только к человеку, но и к природе – именно такой и должна быть настоящая жизнь. И насколько же она отличается от жизни монастырской, где человека именуют «рабом божьим!».

Неудивительно после всего этого, что Мцыри, вновь возвращенный в монастырь, не может жить. Теперь он отчетливо понимает разницу между жизнью тут и жизнью на воле, и смерть его – это своеобразный протест.

Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
В холодной вечной тишине;
Но с жизнью жаль расстаться мне.
Я молод, молод…

Сколько отчаяния и безумной жажды жизни, молодой, еще нерастраченной жизни в этих словах! Но не всякая жизнь ценна, иная жизнь хуже смерти, – об этом говорит нам Лермонтов.

Мцыри умирает, устремив свой взгляд на Кавказские горы, на свою далекую родину. Там, в ауле, где пели его сестры и точил оружие отец, где по вечерам собирались у своих домов старики, там осталась его непрожитая жизнь, его настоящая судьба. После смерти он будет освобожден из плена, и душа его полетит туда, куда так стремилась. Возможно, именно тогда начнется его настоящая жизнь, – такую надежду, отчетливо звучащую в последних строках поэмы, Лермонтов оставляет читателю.

Тест по произведению

Что означает для человека жить? В первую очередь - испытывать ощущение счастья, наполненности своего существования, наслаждаться своим бытием в мире. И сложно допустить, чтобы для главного героя одноименной поэмы Лермонтова Мцыри счастье могло значить нечто другое. По словам самого Лермонтова, свобода является важнейшей ценностью в жизни любого человека.

Жажда обрести волю вопреки всему

На вопрос о том, что для Мцыри значит жить, можно ответить однозначно - быть свободным. Для героя именно воля является первоочередной ценностью. Интересно, что ничто в жизни героя никак не способствовало пробуждению в нем жажды свободы. Ведь основной ценностью в стенах монастыря является смирение, набожность, а слишком свободолюбивый человек, скорее всего, попросту грешен. Однако Мцыри, помимо заветов монастырской жизни, не забывает и о заветах своей страны.

Кавказ - символ свободы

Действие поэмы разворачивается на просторах гор Кавказа, которые для самого Лермонтова всегда символизировали свободу. Среди дикой и одновременно прекрасной природы, которая способна навеять романтические переживания, среди привыкших к полной свободе горцев можно ощутить себя действительно свободным. Кавказ стал символом свободы в произведении поэта, выражая одну из важнейших ценностей ее главного героя - Мцыри. Он является настоящим ребенком гор, и никакая жизнь в монастыре не может этого изменить.

Хотя его забрали из дома совсем в раннем возрасте, он помнит свою семью, красавиц-сестер, а также грозное оружие отца. Память, пробудившаяся в герое, зовет его на свободу. Он полностью оказывается охваченным этой страстью. Что для Мцыри значит жить, если не быть свободным? Вопрос этот можно назвать риторическим. В своем произведении великий русский поэт показывает силу духа человека, обладая которой, можно преодолеть любые трудности на пути к своей мечте.

Монастырская «тюрьма» для героя

Жизнь героя в пределах монастыря нельзя назвать сложной или тяжелой. Монахи по-своему заботятся о своем послушнике, желая ему только добра. Однако то, что они расценивают в качестве добра, оказывается для Мцыри настоящей тюрьмой. Они не понимают, что для Мцыри значит жить. Настоящее бытие находится там, за пределами душного монастыря. Те, кто всю свою жизнь провели в его пределах, не могут понять всей ценности свободы для главного героя. Для него нет ничего выше, чем воля. Даже любовь впоследствии оказывается отодвинутой на второй план.

Истинная ценность

И поэтому Мцыри убегает из монастыря в ненастную, грозовую ночь. Монахи боятся этой грозы, однако главного героя она только радует. Что значило жить в представлении Мцыри, показано в его желаниях: он хочет стать единым целым с бушующей стихией, помериться силами со страшным зверем, испытать на себе жар палящего солнца.

Из всех этих эпизодов и складывается жизнь героя на свободе. Она яркая и насыщенная, ее никак нельзя сравнить с унылым заточением в стенах монастыря. Поэт в своем произведении ставит вопрос: что лучше - долгие годы жизни в спокойствии, но в заточении, или же полная свобода, длящаяся всего лишь несколько дней?

Что для Мцыри значило жить? Краткий ответ

На этот вопрос романтический герой дает вполне однозначный ответ: выше ценности, чем свобода, нет и не было. Он очень презрительно отзывается о жизни в монастыре - Мцыри готов променять две жизни на одну, «полную тревог». Но на воле ему суждено прожить всего лишь три дня. И это время является достойным того, чтобы посвятить ему целую поэму.

Отвечая на вопрос о том, что для Мцыри значит жить, каждый школьник может задуматься над собственными ценностями. Может ли быть счастлив человек, которого заставили жить не своей жизнью? Который вынужден жить согласно навязанным извне ценностям? Если даже он привыкает к этому существованию, счастливым оно быть никак не может.

Мцыри провел всю свою жизнь в неволе. И мечтает он только об одном - обрести полную свободу, не быть связанным ничем. Он хочет ощутить аромат этой свободы, вдохнуть его полной грудью. Также главный герой мечтает о том, чтобы вернуться на родную землю, еще раз увидеть тех людей, которые дороги ему. И именно это желание толкает его на то, чтобы покинуть душный монастырь.

Борьба с барсом как символ противостояния

На пути Мцыри встречаются и преграды. В частности одной из самых серьезных трудностей, с которыми ему пришлось столкнуться, был бой с диким барсом. Животное являлось олицетворением его прошлой жизни. Оно символизировало неволю, и борьба с ним была испытанием для Мцыри. Достоин ли он новой жизни? Стоит ли он того, чтобы его мечта о лучшей жизни стала реальностью? И Мцыри бьется со страшным зверем голыми руками. Этим Лермонтов показывает, на что может быть способен человек, который борется за свою высшую ценность. На кону этой битвы стоит свобода главного героя. Бой с барсом во всей широте показывает, что для Мцыри значило жить. Он не хочет довольствоваться той размеренной и предсказуемой жизнью, которая уготована для него. И ради этого желания он готов поставить на кон собственное существование.

В сочинении «Что для Мцыри значит жить» школьник может подчеркнуть: настоящая жизнь - это свобода, возможность делать то, чего желает сердце, быть там, где хочется. Главный герой осознает ценность этих вещей, находясь в заточении. Ради возможности хотя бы немного побыть в родных краях Мцыри готов идти на смерть и сражаться со страшным барсом. Эта история должна научить каждого тому, что необходимо ценить имеющееся. Ведь сейчас каждый человек обладает свободой, волен делать все, что захочет. Настоящая жизнь - это свобода.

Что значит «жить» для Мцыри. Одна из характерных и важных черт произведений романти­ческой литературы - это тяготение к фрагментарности. Автор романтического произведения избирает какой-то один, самый яркий, эпизод из жизни героя. Но этот эпизод представляется и изображается автором таким образом, что он раскрывает всю жизнь героя. В романтический поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтов рас­сказал о необычной и трагической судьбе мальчика-горца. Цент­ром этого рассказа является одно самое яркое событие его жизни.

Композиция поэмы строится из нескольких, разных по объе­му частей. У каждой из них разный повествователь. Небольшое вступление от лица автора знакомит читателя со старым монасты­рем и с тем, как здесь некогда оказался маленький мальчик, как он рос и готов был уже принять «монашеский обет». Но основное со­держание поэмы раскрывается во второй, которая посвящена опи­санию побега юноши и его недолгой жизни в лесу. Рассказчиком является сам герой, повествование ведется от его лица и включает в себя исповедь Мцыри.

Обе части охватывают разные промежутки времени. Вступле­ние повествует о долгих годах, проведенных мальчиком в монас­тыре, а в исповеди говорится всего лишь о трех днях из жизни ге­роя. Но эти три дня имеют для Мцыри большую ценность, чем предыдущие годы, поэтому и описание их занимает в поэме цент­ральное место. Почему это так? Потому что для Мцыри жизнь де­лится на два периода: время простого физического существования и время настоящей жизни. Настоящая жизнь Мцыри прекрати­лась с того самого момента, как он оказался пленником и был за­брошен в чужой аул. Жить на чужбине он не может, дух его осла­бел, и мальчику легче умереть, чем влачить существование вдали от родных. Чудом оставшись жить, герой продолжает только фи­зическое существование, кажется, что он живет только внешне, а душа его умерла. Плен и чужбина как бы убили в нем человека. Мцыри не веселится с ребятами, ни с кем не разговаривает, про­водит время в одиночестве. Он не живет полной жизнью, а мед­ленно умирает.

Но ситуация меняется на противоположную, когда герой убе­гает из монастыря и становится свободным. Рассказывая старику- монаху о своей жизни на воле, он произносит такие слова: «Ты хо­чешь знать, что делал я на воле? Жил…». Оказывается, что по-на­стоящему, всей душой и полной грудью герой жил только три дня. Но эти три дня значат для него гораздо больше, потому что это время, когда он чувствует себя свободным. Он покинул тягостный плен, грудь его жадно вбирает вольный воздух, своим домом он считает природу и ее обитателей. Только здесь, среди диких лесов и шумных горных потоков раскрывается душа юноши. В ней про­сыпаются заложенные с детства силы, порывы, мечтания. Оказы­вается, что воспоминания об отцовском доме не стерлись из па­мяти Мцыри, и с шести лег он хранит и лелеет их в сердце. Они ничуть не притупились, а по-прежнему живы. Образ милых скал и горных вершин влечет героя на родину, к месту, где он только и сможет жить по-настоящему.

Жизнь для Мцыри - это не простое прозябание, а непрерыв­ное движение, ветер в лицо и опасность, это постоянная смена чувств и борьба. Вот почему буря и гроза, крутой обрыв и дикий зверь не пугают его, а наоборот, пробуждают в нем жажду жизни, стремление к победе, к достижению мечты.

Для Мцыри «жизнь» - это прежде всего, духовная жизнь в гармонии с природой, это ощущение глубокого внутреннего един­ства с миром. И возможно это на родине, без попытки увидеть ко­торую он не мог и существовать. За один миг свидания с отчизной герой готов отдать все отпущенные ему годы. После неудавшегося побега герой говорит чернецу: «Увы! - за несколько минут между крутых и темных скал, где я в ребячестве играл, я б рай и вечность променял».

Жить для романтического героя - это значит очень тонко и поэтично воспринимать окружающий мир, чувствовать свое един­ство с ним. Это всегда стремиться к свободе и не терпеть любой плен и угнетение. Это постоянная борьба за право отстоять цен­ность И значимость своего духовно богатого внутреннего мира. Это беззаветная любовь к своей родине.