Экскурсия в школьный музей дошкольников. Экскурсия в музей как средство ознакомления дошкольников с народной игрушкой. Запрос на консультирование

Конспект проведения краеведческой экскурсии в музее.

Тема экскурсии: «Изучая свои истоки»

Цели экскурсии :

    Углубление, расширение и развитие знаний учащихся об истории и культуре родного края.

    Формирование правил поведения в музее.

    Развитие наблюдательности, памяти, мышления

Оборудование : блокноты, ручки, фотоаппарат.

Подготовка учащихся к экскурсии. Перед экскурсией учитель проводит инструктаж о правилах поведения, в музее, обращая внимание на то, что следует передвигаться бесшумно, разговаривать негромко и обсуждать. Для того чтобы ознакомиться с каким-либо экспонатом, не нужно вставать перед другими посетителями.

Затем сообщается тема и цель экскурсии и проводится предварительная беседа по следующим вопросам.

1. Что такое музей? (Ответы детей)

2. Что мы можем там увидеть? (Ответы детей)

3. Какие бывают музеи? (Ответы детей)

Ход экскурсии:

    Рассказ учителя.

Дорогие ребята! Поселок Гайны – это ваш родной край. Он знаком вам с раннего детства. Вы здесь растете, учитесь быть примерными гражданами своей страны.

Гайны – замечательный уголок земли с неповторимой по красоте природой.

И сегодня я хочу подробнее вам рассказать о возникновении нашего поселка Гайны.

На Каме-реке
Стоит наш поселок
Пусть он не велик,
Но каждому дорог.
Он наша судьба,
Он родина наша.
Весь свет обойти
Не найдешь его краше. (Мышкина А.)

Откуда же, как вы думаете, взялось название поселка - Гайны? (Ответы детей)

В тревожные времена 600 - 700 лет назад родилось имя Гайна, по имени башкирского племени гайна, которое временно захватило богатые берега Камы и прилесье.

Сами коренные жители проще подходят к образованию названия и связывают название со словом "гайно" - беличье гнездо.

Экспонат «Изба крестьянина».

Как вы думаете, как выглядели Гайны раньше? (Ответы детей).

Избы с постройками из круглого, рубленого топором. Обстановка избы отвечает образу жизни крестьянской семьи. Здесь все предельно скромно, строго и целесообразно. Большая печь топилась "по-черному". Кроме нее, все оборудование избы состоит из встроенной в сруб мебели. Вдоль трех стен тянутся лавки, опирающиеся на широкие дощатые ножки - подставки. Над лавками под потолком устроены полки - полавочники. Они защищали низ стен и лавки от сажи. Над низкими дверьми - тесовые полати, на которых обычно спали дети.

Экспонат «Одежда жителей коми-пермяков».

Одежду шили в основном из тканей собственного производства. Льняную однотонную ткань называли холстом, а узорную клетчатую - пестрядью. Среди северных коми-пермяков наиболее употребительной была яркая расцветка.

Повседневной одеждой женщин были сарафаны. Первоначально их называли дубасами, так как использовался холст, окрашенный способом дубления - погружения в раствор красителя, полученного из древесной коры.

Мужской и женской верхней одеждой были шабур, пониток, зипун. Надевали их поверх рубахи и сарафана. Нательная и верхняя одежда обязательно подпоясывалась. Простейшими были пояса плетеные и витые. Костюм коми-пермяков становился самобытным и красочным от узорчатых поясов -кушаков, покромок, тельников. В основе узоров - геометрический рисунок, образованный прямыми линиями, треугольниками, квадратами, ромбами, которые имеют коми-пермяцкие и русские названия: сынан - гребешок, перна - крест, радз - цедилка, катша кок - сорочья нога, тупдсь - оладушка, дзуган - путанка, баран сюр - бараний рог и др. Пояса являлись воплощением духовной жизни народа, запечатленной в смыслах декоративных узоров, в обычае дарить пояса во время свадьбы.

На ногах носили лапти. Зимой надевали шерстяные носки, в лапти стелили солому. В лавке можно было купить коты (обувь из коровьей кожи).

Основным занятием коми-пермяков издавна было: земледелие. Выращивали рожь, ячмень, овес, а в южных районах - пшеницу и просо. Животноводство представлено разведением лошадей, коров, овец, свиней, кур. Коми-Пермяки были искусными рыболовами и охотниками. До нашего времени сохраняется значение собирательства. Все коми-пермяки занимались промыслами и ремеслами.

    Осмотр экспонатов, фотографий, архивов.

    Практическая деятельность: фотографирование

Итог:

Важно ли знать историю своих предков? (ответы детей)

О чем мы с вами вели разговор? (Ответы детей)

Где мы побывали? Что интересного вы увидели? (Ответы детей)

Как первоначально назывался наш поселок? (Ответы детей)

Почему так его назвали? (Ответы детей)

Сколько лет поселку? (Ответы детей)

Изучите узоры коми-пермяков на одежде. Украсьте данный пояс узором коми-пермяков.

Разработка внеклассного мероприятия «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим»

Цель:
Воспитание патриотизма, уважительного отношения к национальному художественному наследию, стремление сохранить и обогатить его как бесценную сокровищницу прекрасного; приобщение детей к истокам народной культуры и духовности.
Развитие творческих способностей детей: актерского мастерства, развитие художественного вкуса и художественно-творческих способностей.

Экскурсия проходит в школьном музее «Русская изба», в котором представлены разнообразные экспозиции: «Домашняя и хозяйственная утварь», «Костюм Воронежской губернии», «Народная игрушка», «Русская трапеза», «Русские обряды», «История заселения Лискинского района», «Свадебный обряд», «Русская прялка», «Проходите в избу», «Русь православная», «Святочные гадания», «Наш весёлый хоровод».

Экскурсоводы музея в русских костюмах. Одна из девушек держит в руках на расшитом рушнике хлебный каравай.

1 экскурсовод
Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Здравствуйте, люди честные,
Гости наши дорогие!
Не от Сивки, не от Бурки,
Не от вещего каурки
Начинаем свой рассказ:
И в музей зовём мы Вас

2 экскурсовод
Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном с белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим, поклоняясь, отведать просим!

3 экскурсовод
Посмотрите влево, вправо
Здесь предметы старины:
Ложки, кружки-хохломы
И посуда непростая,
Вся такая расписная.
Печка русская стоит,
Люлька рядом тут висит.
Сундуки стоят напротив
Прялки выстроились в ряд -
Украшают весь обряд.
А хозяин и хозяйка, чтобы
Встретить всех гостей
И на стол накрыть скорей
Подметают, убирают, свечку
Быстро зажигают
Одеваются… наряжаются
Гостей встречать собираются
Гостей встречать собираются,
Песней русскою зазываются!

Исполняется любая русская народная песня.

4 экскурсовод
История нашего Воронежского края связана со многими знаменательными событиями России. На протяжении столетий он играл значимую роль в успехе и процветании государства.
Впервые о Воронежском крае упоминается в летописях, датируемых 1177 г. В летописях упоминается о том, что в 1238 году около Воронежа происходило сражение войск древнерусских князей с ордой хана Батыя. Однако официальной датой возникновения Воронежа принято считать 1585 год, когда русский царь Фёдор Иванович приказал построить на месте современного города крепость, чтобы защищаться от набегов кочевников.
Спустя столетие Воронежский край сыграл особую роль в формировании петровской России: в декабре 1695 года Боярской думой был утверждён указ Петра I «О строительстве в Воронеже флота российского».
Особенно усилилась роль Воронежа во времена правления Екатерины II в XVIII в.
Официальный губернский статус край приобрёл в 1725 году. В 1799 г. в результате административной реформы Екатерины II Воронежскую губернию разделили на Тамбовское и Воронежское наместничества. Вернуть свой губернский статус удалось лишь спустя 17 лет, 12 декабря 1796 года, при императоре Павле I.
В 1802 году произошли новые преобразования территориальных границ, которые завершились лишь в 1824 году.
С приходом к власти большевиков Воронежская губерния в 1918 году вошла в состав РСФСР. Губернский статус сохранялся за краем вплоть до 14 мая 1928 года, когда Воронежская губерния была упразднена, а её уезды стали частью Центрально-Черноземной области.
Почвы местности были бедны природными ископаемыми. Не изобиловала губерния и лесными массивами. Поэтому деятельность населения была сосредоточена в основном в сельском хозяйстве. Здесь сеяли рожь, пшеницу, овёс, гречиху, просо, ячмень, горох, в некоторых местах встречались посевы конопли и льна.
На огородах выращивали капусту, свеклу, морковь, репу, мак, картофель, бобы, лук, редьку и табак. У некоторых воронежских помещиков имелись яблоневые и грушевые сады.
Помимо плодородных почв наш, край был знаменит своим развитым скотоводством. Особое место в этой области занимало коневодство. Самый крупный конезавод располагался в Бобровском уезде в селе Хреновом. На территории этого предприятия выведены знаменитые породы лошадей: русская верховая и русская рысистая.
Крестьяне жили в избах, которые строили из дерева, но встречались в деревнях и сёлах каменные дома. Перед тем как их поставить, искали «счастливое место». Если на выбранном участке за время строительства умирала лошадь или корова, искали другой.
В пищу употребляли ржаной хлеб, а по праздникам пекли пироги и пряники. Ели щи, борщ, лапшу, уху, свекольник, тюрю, пареную репу и разнообразные каши. Из фруктов ели мочёные яблоки, груши. Пили квас, хлебное вино.
Внутрисемейные отношения жителей губернии строились на почитании предков и большом уважении к родителям, особенно к главе семейства.

5 экскурсовод
Древнерусское искусство является предметом нашей национальной гордости. Своими корнями оно уходит в далёкие времена.
Предметы искусства создавались для украшения жилища, в память о торжественном событии, для хозяйственных нужд, на продажу. Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причём каждый мастер делал всё сам от начала до конца. Тайны мастера хранились и передавались из поколения в поколение – таков путь совершенства. Главным учителем была русская природа. Она же предоставляла простейшие материалы: глину, дерево, камень, кость, лён, шерсть. В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спроса на изделия, тем или иным мастерством овладевали целые семьи, и даже деревни. Так рождались народные промыслы.
Народные художественные промыслы – это одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий.
Слава о народных промыслах Воронежского края гремела по всей России. Произведениями кустарного производства местных умельцев любовались и российское дворянство, и европейские вельможи, высоко ценившие тканые ковры и самобытные керамические изделия. Производство керамики считалось доходным делом.
В нашем школьном музее представлены предметы быта из керамики (показывают изделия из керамики и рассказывают об их назначении; рассказывается о домашней и хозяйственной утвари - лохань, рубель, коромысло, сундук, горка лавка, скамья, самовар, крынка, утюг и др.).

1 экскурсовод
Жизнь русской женщины невозможно представить без прялки, с помощью которой она пряла шерсть и обеспечивала всю семью нужными вещами (показываются образцы прялок, представленных в музее) .
Заброшенная деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонёк чуть брезжит из одного окошка. Заглянем внутрь.

В низенькой светелке огонёк горит,
Молодая пряха под окном сидит.
Молода, красива, карие глаза.
По плечам развита русая коса.

Мерцающий свет лучины едва освещает сидящую женщину. Перед ней - прялка с куделью, в руке – веретено. Вот они - русские прялки. Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки - свидетельство о стремлении народа к прекрасному.
Прялка - орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца - горизонтального сидения для пряхи.
Многие поэты воспели прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.
Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоёмкими. Напрясть и наткать было на всю семью, да ещё и подати уплатить холстом. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день около 460 аршин пряжи (около 300 метров). А чтобы получить хотя бы 20 аршин такой ткани (около 15 метров), нужно было спрясть не менее 20 тыс. метров пряжи. Чтобы приготовить, себе приданое, девушка должна 6ыла прясть и ткать с 6-8 лет. В глубокую старину тканье начиналось ранним утром перед восходом солнца с ритуала. Мастерица – ткачиха в полном уединении становилась перед красным (святым) углом на колени и ласково, убедительно просила мать Богородицу, а раннее, до православной веры, богиню Мокош – первородную славянскую музу, покровительницу славянок – помочь ей благополучно завершить работу очень необходимую для ее семьи. Пряли и ткали женщины только в свободное от работ в поле и по дому время.
Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, её украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец - дочери, муж - жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась радостью её владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.
Над прялкой трудились два мастера: один вырезал се из дерева, другой украшал росписью. Форма и отделка показывают, что резчик по дереву был таким же талантливым художником, как и живописец.

2 экскурсовод показывает образец костюма Воронежской губернии.
Народный костюм всегда соответствовал образу жизни человека, его труду и характеру.
Одежда крестьян Воронежской губернии была разнообразной, со своими местными особенностями. Наряды шили в основном из домотканых материалов. Одежда изготавливалась из набойки, холста, пестряди, сукна, овчин. Позднее стали использовать и фабричные ткани – шерсть, плис, сатин, кумач и ситец.
Женщины губернии после замужества носили понёвы. В основном их шили из полотна чёрного цвета, разбитого на квадраты чаще всего красными, реже синими, ткаными полосками. К нижнему краю поневы пришивали полосу ткани – оклад, - украшенную вышивкой и орнаментов из ромбов, кругов и квадратов: так мастерицы изображали всё то, что выращивалось на полях.
Вместе с понёвой или сарафаном женщины носили рубахи. Их шили из домотканого холста, и были они на все случаи жизни: будничные, праздничные, свадебные.
Поверх рубахи и понёвы на бедро женщина повязывала кусок узкой ткани чёрного цвета – покромку, которая с обеих сторон имела концы из шерстяной ткани, украшенной многоцветным геометрическим орнаментом.
Начиная с 6-7 – летнего возраста каждая девочка должна была собственноручно наткать 5-6 покромок для будущего замужества.
Незамужние девушки носили сарафаны. Девичья рубаха по покрою не отличалась от женской. Разница была только в украшении рукавов: у замужней женщины они были богато отделаны ткаными узорами, а в девичьих рубахах вышивались.
Комплекс одежды крестьян считался бы неполным без головного убора. Замужняя женщина не показывалась на улице «простоволосой». Девушки заплетали косу и могли ходить с непокрытой головой. Выходя замуж, они делали две косы. Изменения в причёски происходили во время свадебного обряда, когда девушка возвращалась из церкви с венчания.
Замужние женщины носили кичку или сороку вплоть до рождения первенца, а потом надевали их лишь по праздникам, а голову покрывали платками. С возрастом женщины меняли кички и сороки на скромные платки.
Помимо этих головных уборов жительницы Воронежской губернии носили кокошники, которые появились в этом крае в XVI-XVII веках.
Платок считался одним из самых желанных подарков: жених преподносил его невесте, а муж – жене после рождения первенца.
Зимой по будням женщины носили валенки, а в тёплое время года – кожаные башмаки. По праздникам надевали черевики, лёгкие кожаные сапоги и лаковые чуни.
Мужская одежда крестьян Воронежской губернии, также как и женская, состояла из нескольких предметов В комплекс входили: рубаха – косоворотка, портки, картуз, шуба, тулуп, малахай, треух, шапка, сапоги, валенки и различные пояса.
Крестьяне верили, что рубаха может служить своеобразным оберегом. Её надевали на новорождённого сразу после появления на свет.
Непременным предметов одежды воронежского мужика были портки. В XIX веке их шили из крашеной посконной холстины домашнего производства.
Позднее они стали называться штанами, затем им на смену пришли брюки.
Рубаху – косоворотку, которая относится к туникообразному типу одежды, надевали навыпуск и подпоясывали в талии.
Пояс считался важной деталью русской мужской одежды и изготавливался из различных материалов. Носили его определённым образом – концы пояса традиционно завязывали только на левом бедре.
Русские мужские головные уборы имели большое разнообразие по форме и материалам. Наиболее характерные – грешневик и малахай.
Набор мужской обуви был невелик. Подавляющее большинство населения этих земель пользовались кожаной и валяной обувью. Характерного именно для Воронежа типа лаптей не существовало. Это объяснялось относительной состоятельностью населения губернии и в некоторой мере скудностью сырья для выделки лаптей.

3 экскурсовод
Представьте себе, ребята, русскую избу сто лет назад. Если бы мы вошли в нее, то могли бы вдоволь полюбоваться щедро украшенными предметами обихода и нарядными костюмами. И конечно, на самом видном месте полыхали жарким узорочьем постенник, набожник, рукотер, рушник, ширинка, утиральник, утирка - все это название одного из предметов обихода.
О чем же идет речь?
Конечно же, о полотенце (показывается коллекция рушников, представленных в экспозиции музея).
Длина полотенец была от 2 до 4 метров, ширина соответствовала ширине ткацкого станка. Это обычно 36 - 38 см. Полотенцем украшали красный угол, где на полочке-божнице стояли иконы и теплилась лампада. Пышушие жаром полотенца вешали на стены, на фотографии родственников, на зеркала. У рукомойника также висело расшитое цветами, птицами и другими сюжетами полотенце-утирка.

4 экскурсовод
Родился маленький человек, бабка-повитуха принимала его на полотенце, которое любовно вышивала его мать, будучи еще в девушках, уже тогда она должна была позаботиться о своем малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой.
Умирал человек - покрывали гроб полотенцем. И полотенце вывешивали у окна в день смерти, знак, что в доме появился покойник. По полотенцу душа должна была отправиться в мир иной.
Полотенце жертвовали в церковь по обету.
«Заветную» вышивку выполняли в случае болезни.
Девушка, готовясь к свадьбе, изготавливала не менее 20 полотенец. Полотенце было опознавательным знаком жениха и невесты. Его прикрепляли к головному убору, одежде, вешали на плечо, на шею. Во время венчания полотенцем связывали руки жениха и невесты, символизирующее крепость их будущей совместной жизни.

5 экскурсовод
Если кто-то из вас бывал на современной свадьбе, то мог видеть, что родители и родственники жениха на пороге дома встречали молодых хлебом и солью, преподносили их на узорном полотенце. На следующий день после свадьбы молодая жена развешивала полотенца по стенам своего нового жилища, как бы устраивала своеобразную выставку, по которой родня мужа могла судить о трудолюбие и умение невестки, о ее художественном вкусе и мастерстве.
Расставаясь с любимым, женщина дарила в дорогу полотенце, узоры которого должны были защищать его от злых сил.
Очень часто на вышитых полотенцах встречаются изображения красивых цветов, деревьев, пышнохвостых птиц-пав, петухов, круглогривых коней с всадниками, горделивых женских фигур. Ромбы, треугольники, кресты, квадраты, круги так полны таинственного смысла!
Матери передавали свое мастерство и традиционные мотивы в вышивке дочерям. Семилетних девочек матери сажали рядом с собой и показывали приемы вышивки и ткачества, расшифровывали значение узоров-символов.
Многое в символике нам недоступно, но мы сейчас попробуем расшифровать хотя бы несколько знаков в пестром и красочном узоре вышивки.
Экскурсоводы рассказывают о том, что обозначали знаки, вышитые на полотенцах: Знаки Солнца, знаки Земли, знаки Воды.

1 экскурсовод
А сейчас мы проверим, как вы, ребята, запомнили о тех предметах, которые представлены в нашем музее (загадывают загадки о тех вещах, которые представлены в различных экспозициях музея).

2 экскурсовод
Мы надеемся, ребята, что сегодняшняя экскурсия помогла узнать вам много интересного о нашем крае, о его обычаях и традициях
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

Описание материала: Дорогие друзья, предлагаю Вашему вниманию отчёт по экскурсии для дошкольников в местный историко-краеведческий музей г. Сафоново. Данный материал будет полезен педагогам дошкольных учреждений.


Привлечение детей старшего дошкольного возраста в музеи в высшей степени целесообразно. Музей для дошкольников является средством формирований целостной личности, приобщения ребенка к культурным ценностям и традициям. При этом решаются важнейшие задачи по формированию:
- познавательной мотивации;
- потребности посещать музеи;
- культуры поведения в музее;
- эстетического вкуса.
Сотрудники сафоновского историко-краеведческого музея успешно сотрудничают со многими дошкольными учреждениями нашего города. Экскурсии для дошкольников в местный историко-краеведческий музей, как один из способов организации непосредственной образовательной деятельности с детьми в нашем дошкольном учреждении практикуются сейчас часто. Мы хорошо понимаем, что экскурсионная деятельность наилучшим образом позволяет познакомить детей с объектами и явлениями природы, с особенностями организации человеческой жизнедеятельности в естественной обстановке.
Неоценимо велика роль музея в приобщении детей к миру музейных ценностей. Музей, как огромный волшебный ларец, хранит необычную драгоценность – время, которое живет в виде музейных предметов, созданных человеком. Экскурсии по музею способствуют развитию познавательного интереса, связной речи дошкольников. Здесь же они получают патриотическое воспитание, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей.
Совсем недавно для воспитанников нашей логопедической группы была проведена очередная обзорная экскурсия по залам сафоновского историко-краеведческого музея.Ребята получили представление о том, что такое музейный предмет, экспонат, экспозиция, научились правилам поведения в музее. В доступной для дошколят форме им рассказали об истории и культуре малой Родины. Для детей это было значимое событие, они с интересом восприняли новую информацию и прониклись новыми впечатлениями.

Я приглашаю всех на обзорную экскурсию по залам сафоновского историко-краеведческого музея!
"Сегодня день торжественен и строг.
Открыта дверь, музей гостей встречает,
В стенах своих входящих привечает,
Лишь стоит преступить его порог."

Вот такая ступа из позапрошлого века и телевизор из прошлого века встречают нас в музее.


Одежда наших бабушек.


Предметы обихода.



"Видел я предметы быта
Из ожившей старины.
Для меня теперь открыто
Прошлое моей страны!"


Крестьянская изба.



Хороши лапоточки!
"Взгляни на пару лыковых лаптей,
Они достойны взгляда между прочим.
В наш век среди затейливых вещей
Нет обуви бесхитростней и проще." Бурчак Михаил


Бабушкин "миксер".


Чудо утюжок.


Как необычно мелодично звучит музыка из граммофона.


Зал воинской славы.


Пулемет времён Великой Отечественной войны 1941-1945г.


Автомат времён Великой Отечественной войны 1941-1945г.


Винтовка времён Первой мировой войны.


Солдатская шинель.
"Со слезами гордости
В первый угол горницы
Мать повесит старую
Серую шинель."Юрий Михайленко


Литературный герой А.Т.Твардовского- легендарный Василий Тёркин.
"Только взял боец трехрядку,
Сразу видно - гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
Позабытый деревенский
Вдруг завел, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив..."


Портрет В.В.Грибоедовой- кузины поэта А.С.Грибоедова


Cкрипка советского военачальника,Маршала Советского Союза М.Н.Тухачевского


Старинный патефон.
"То, что было, то уходит
Забываясь, словно сон.
Жалко редко кто заводит,
Старый, добрый патефон…". Игнатов Александр


У портрета Ю.А.Гагарина.
"Тускнея, гаснет зарево заката.
Мерцая, шепчет первая звезда:
«Гагарин не ушел, поверьте мне, ребята.
Он с Вами, здесь, остался навсегда!» Ю. Говердовский



Знамя градообразующего предприятия завода "Авангард"


Наши знаменитые земляки.




Выставка топариев. ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 814»

(ГБОУ ШКОЛА № 814)

Конспект консультации для воспитателей и родителей

Тема: " Экскурсия в музей с детьми дошкольного возраста"

Воспитатель: Дудникова Н.В.

Москва 2015

Консультация для воспитателей и родителей "Экскурсия в музей с детьми дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств и гражданских качеств, к которым относится чувство патриотизма. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Одной из форм работы с детьми по формированию любви к родному краю являются экскурсии в музей.

Все виды экскурсий развивают внимание дошкольников, т.к. их психическая деятельность направляется и сосредотачивается на каком-то определённом объекте или явлении. Они могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности.

Экскурсии для дошкольников, как один из способов организации непосредственной образовательной деятельности с детьми практикуются сейчас не так часто. В первую очередь это связано с трудностями организации подобной работы. Однако мы должны понимать, что экскурсионная деятельность наилучшим образом позволяет познакомить детей с объектами и явлениями природы, с особенностями организации человеческой жизнедеятельности в естественной обстановке…

Экскурсии в музеи помогают по-новому взглянуть на мир. Знакомство с экспонатами музеев помогает приобщить детей к прекрасному.

Оказавшись в необычной торжественной обстановке, маленькие экскурсанты начинают понимать, что узнать, увидеть много интересного можно не только сидя у телевизора, компьютера или читая книгу, но и рассматривая скульптуры, картины, общаясь с экскурсоводом.

Цель : создание условий для развития познавательной деятельности воспитанников.

Задачи:

Сформировать представление о музее; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного края;

Развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;

Воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей района или города

Посещение музея с дошкольниками – дело не простое, требующее вдумчивой подготовки и чёткой организации.

Чтобы экскурсии получились интересными и продуктивными, требуется:

Установить контакт с экскурсионным бюро или администрацией музея ( представитель музея может порекомендовать обратиться к экскурсоводу, который работает с детьми дошкольного возраста: он умеет просто, но при этом занимательно и увлекательно рассказать малышам о многих экспонатах музея и о самом музее).

Провести работу с родителями (оповестить родителей о походе в музей, сообщить тему экскурсии, предложить посетить музей вместе с детьми).

Подготовить детей к посещению музея.

Дать представление о том, что такое музей. Провести беседы на темы «Зачем нужны музеи».

Кто из вас был в музее? Что означает слово «музей»?

(Музе́й занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов.)

В мире очень много разных музеев.

Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства, краеведческий)

Что такое краеведение?

(Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.)

Познакомить с правилами поведения в музее

Правила поведения в музее мало чем отличаются от правил в других местах культуры - на выставках, в театре или библиотеке. Однако и здесь есть свои существенные особенности. - Не шуметь, не бегать по залам, не расталкивать посетителей, не трогать экспонаты - эти правила знают все, но ими нормы поведения в музее не ограничиваются. Все музеи мира распахивают свои двери для посетителей в надежде на то, что в ответ получат уважение и восхищение сокровищами нации.

Поход в музей - всегда маленький праздник. Посетитель заходит в это учреждение культуры в особом состоянии духа и души, предвкушая встречу с прекрасным и вечным искусством, желая получить вдохновение и восторг.

- Потому с первого же шага в музее нужно сдать всю верхнюю одежду и громоздкие вещи в гардероб.

Задача стоит конкретная - получить как можно больше информации об экспонатах или же увидеть самые дорогие сердцу картины и скульптуры.

После посещения музея дети, бывшие на экскурсии, рассказывают своим друзьям об этом событии, делятся впечатлениями.

Выполнила воспитатель
МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»
Горбунова А.Г.

г. Покачи 2014 г.
«Добро пожаловать в музей!»
(конспект экскурсии в музей краеведения)

Цель: создание условий для коррекции и развития познавательной дея-
тельности воспитанников.
Задачи:
- сформировать представление о краеведческом музее; расширить и уг-лубить знания воспитанников об истории родного города;
- развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
- воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей города.

Ход экскурсии:

Кто из вас был в музее?
- Что означает слово «музей»?

Музе́й занимается собиранием, изучением, хранением и экспонирова-нием предметов.
В мире очень много разных музеев.
- Какие виды музеев бывают?
(военные, исторические, прикладного искусства, краеведческий)
Что такое краеведение?
Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.

Сегодня мы совершим путешествие в краеведческий музей нашего го-рода.

Рассказ об истории музея.
Краеведческий музей города Покачи был создан в 1994 г. В этом го-ду краеведческому музею исполнилось 20 лет. Это настоящий культурный центр города.
Ежегодно в его залы приходят более пяти тысяч человек. Гости года тоже посещают музей. В музее есть интересные, уникальные экспонаты, ко-торые отражают жизнь народа ханты. Много экспонатов посвящены истории города.
- Кто из вас знает, что такое экспозиция? (Экспозиция - выставление на показ предметов искусства). В музее много коллекций:
Коллекция «Этнография». В музее собраны интересные, значимые экспонаты, рассказывающие о жизни, быте, традициях народа ханты. Коллекция насчитывает более 400 единиц хранения, часть которой состоит из предметов, изготовленных коренными жителями с учетом национальных традиций и особенностей.
Коллекция «Археологическая». Коллекция представлена фрагментами керамической посуды, женскими и мужскими украшения из бронзы, изделиями из кожи.
Коллекция «Фотография». В основном это фотографии, отображаю-щие историю строительства города, развития нефтяного производства, являются основным свидетелем кардинального изменения города, связующим звеном между временем и поколениями.
Коллекция «Историческая». Коллекция состоит из предметов 70-80 –х годов нашего столетия, которые помогают воссоздать быт, культуру, образ жизни первостроителей.
Коллекция «Естественная» . Коллекция представлена животными и птицами нашего региона: медведь, лиса, волк, соболь, норкой, болотные птицы, боровая дичь, хищные птицы.

Как надо вести себя в музее?
- Как вы думаете, что мы можем там увидеть?
- Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?
- Правильно, экскурсовод. Предоставляю слово экскурсоводу.
Экскурсовод:
Сначала мы с вами вспомним наших пернатых друзей – птиц.
- Кто такие птицы?
- Чем отличаются птицы от других летающих животных, например, от летучих мышей.
- Много ли вы знаете птиц? (называем по одной, по очереди).
- Посмотрите вокруг, какую самую большую птицу вы видите?
- А самую маленькую?

Отгадайте загадки.
а) Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять
(Снегирь)

б) Прилетает на кормушку,
Бойко семечки клюет,
А еще перед весною
Звонко песенку поет.
(Синица)

Как отличить синицу от снегиря?
- Посмотрите на птиц и скажите, какую птицу вы видите впервые.
- (указывая на ворону) Эта что за птица? Какого цвета у неё перья? Какой клюв – большой или маленький? Чем питаются вороны? Знаете ли вы, что ворона может повторить звуки, которые слышит и даже слова?
- А какие птицы остаются с нами зимовать?
- Чем питаются зимующие птицы?
Животные – значит живые. У всех животных четыре лапы, хвост, морда, тело покрыто шерстью.
- А теперь давайте познакомимся, какие животные живут в нашем лесу.
- Животные которые живут в лесу, как мы их называем? (дикие)
- У всех ли животных есть своё жилище?
Медведь – … в берлоге.
Лиса – … в норе.
Заяц – … под кустом.
Белка – … в дупле.
А волчий дом называется – логово.

У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле у ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем

Слушайте загадку и подойдите к отгадке.

Загадки.
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу. (Медведь)

Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы … (Лису)

Что за зверь зимой холодный
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверек пугается,
Под кустом спасается,
Да на зуб волку попадается. (Заяц)

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

Водяные мастера, строят дом без топора. (Бобры)
Экскурсовод:
Теперь мы предлагаем посмотреть этнографическую коллекцию.
- Как раньше жили ханты?
-Какую одежду носят ханты?
- Чем любят заниматься ханты?

На этом наша экскурсия подходит к концу. Подведение итогов.
- В каком году основан наш краеведческий музей? (1994г.)
-Кто водил нас в музее? (экскурсовод)
- О чём рассказывал экскурсовод?
- Ребята после того как мы познакомились с животным миром нашего края мы перешли в другой зал. В какой?
- С чем вас познакомили там? (с бытом, как жили раньше люди, какую одежду носили, с народными промыслами).
- Ребята, а что вам больше всего понравилось в музее?