Геннадий фаст лекции. Протоиерей Геннадий Фаст: Для меня Библия — это хлеб. «Оправдание нашего действия вот в чем: вышел сеятель сеять»

Мы связались с пресс-службой епархии и отцом Геннадием, чтобы узнать, было ли это решение еще одним витком давнего конфликта между архиепископом Красноярским и Енисейским Антонием и отцом Геннадием по вопросам богослужебной практики и подготовки к Таинству крещения или, напротив, завершением этого конфликта?

Пресс-служба Красноярской епархии: «Не случилось никаких конфликтов и разногласий».

Мы располагаем следующими фактами, – сообщил нам руководитель пресс-службы и начальник службы протокола епархии Андрей Скворцов. – Протоиерей Геннадий Фаст посетил Абакамско-Кызыльскую Епархию, где встретился с ее управляющим и выразил желание перейти в состав клира этой Епархии. В соответствии со всеми церковными канонами и учитывая ходатайство об этом архиепископа Абакамского и Кызыльского Ионафана и идя навстречу поданному отцом Геннадием прошению о его переводе, управляющий Красноярской Епархии это прошение удовлетворил и дал согласие на переход клирика Геннадия Фаста в клир Абаканско-Кызыльской Епархии. Не случилось никаких конфликтов и разногласий.

- Имеется ли в планах Красноярской Епархии дальнейшее сотрудничество с отцом Геннадием?

Отец Геннадий выразил свое желание продолжить преподавательскую деятельность в одном из Красноярских вузов, на что его в свое время благословлял архиепископ Красноярский и Елисейский Антоний. Учитывая, что наши Епархии соседствуют друг с другом – это вполне приветствуется.

Протоиерей Геннадий Фаст: «Хочу просто закрыть эту тему». Отец Геннадий свое почисление за штат и переход в соседнюю епархию прокомментировал так:

2 ноября Красноярской Епархией я почислен за штат. Я примирялся с владыкой, просил у него прощения за всякую досаду, обиду и нестроение, принимаю всякое обвинение, кроме ереси. Это обвинение я не принимал и не принимаю. Мы примирялись публично, потому что это уже всем поднадоело: и ему, и мне. Но через три дня на Епархиальном собрании опять было устроено публичное осуждение, меня вывели из состава Епархиального Совета с обвинениями о которых хотелось бы забыть. Шесть человек на собрании имели мужество выступить против моего исключения, заступились за меня. На на итог это не повлияло. После того, как последовали публичные обвинения я сколько мог потерпел, а потом подал прошение на отчисление за штат, которое было принято.

- Получается Ваш переход в Абаканскую епархию был вынужденным, хоть и официально он был Вашей инициативой?

В Красноярской епархии я отслужил 20 лет. И даже служил на этом месте еще десять лет до того, как появилась сама Красноярская епархия. Я никогда никуда не уходил. И не собирался уходить до нынешнего времени. Но формально – это моя инициатива. Да, я подал прошение. Просто ситуация зашла окончательно в тупик.

И уже было непонятно, до каких пор еще все это будет продолжаться. Ведь даже после зачисление за штат обсуждение меня продолжается. Нужно это прекратить, поставить точку. Я не знаю, что еще от меня нужно было. Запретные требования, которые владыка применял – я принял. Уже с октября месяца я служил так, как он требовал, без всех особенностей. Но когда все, что я сделал, в том числе и покаяние, и примирение не принесло результатов – тогда я принял решение о переводе в другую епархию. Хочу просто закрыть эту тему.

- Основные ваши разногласия касались разницы в подходах к катехизации?

Меня укоряют в том, что под видом катехизации я отказываю людям в крещении. Был вопрос о крещении младенцев. Действительно, огульное крещение детей в наше время я нахожу неоправданным. Родители и крестные должны быть воцерковлены, должны понимать, что происходит. Иначе крещение не считаю действительным.

Основные вопросы – к проведению Богослужения. У нас был не просто приход, сложилась община примерно таким образом, как ее мыслит митрополит Антоний Сурожский. Евангелие читалось лицом к народу, молитвы бывали импровизированные, в записках люди писали не только имена, но и нужды: и материальные, и духовные, благодарения конкретно за что-то. Все произносилось вслух. Служба была окрашена импровизацией. Апостолов читал на русском языке, но служил, конечно, на церковно-славянском. Очень люблю и древние языки. На литургии некоторые молитвы произносил на иврите и на греческом. Вот такая была живая молитва.

Почти тридцать лет я именно так и служил, в том числе немало лет и при нынешнем руководстве, но только в последнее время посыпались обвинения по этому поводу. Посчитали, что это нарушение Православия, а не просто живая импровизация. Владыка Абаканский и Кызыльский такой мой подход к служению приветствует. Сейчас нахожусь в стадии переезда.

4 июля указом Высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Красноярского и Енисейского протоиерей Геннадий Фаст был освобожден от должности председателя епархиального Отдела религиозного образования и катехизации, должности благочинного Енисейского церковного округа и с должности настоятеля Успенского храма, после двадцати семи лет настоятельства. Как стало известно редакции портала «Православие и мир», в основе возникших в епархии разногласий – разные подходы к подготовке к Крещению и организации приходской жизни.

Необходимость катехизации перед крещением, регулярных бесед, более частого причащения и осмысленного посещения богослужения – это одни из самых важных сегодня вопросов: они обсуждаются на многих церковных конференциях, круглых столах и комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. и единого подхода и пути решения сложившихся проблем не существует.

Редакция портала «Православие и мир» обратился к владыке Красноярскому и Енисейскому Антонию и протоиерею Геннадию с просьбой разъяснить свои взгляды на катехизацию.

Разве проповедь - это не оглашение?

Интервью Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония порталу «Православие и мир»

- Владыка, как сегодня должна проходить катехизация тех, кто хочет креститься?

- Я абсолютно уверен, что все открытые при мне храмы епархии (ранее их было около 10, теперь же - более двухсот пятидесяти) занимаются катехизацией постоянно. Не было ни одного моего предписания допускать Святое Крещение как взрослых, так и детей, без оглашения и проповеди.

Да, каждый священник обязан произнести проповедь перед крещением. Но за те 2-3 недели, в которые человек должен пройти катехизаторские курсы, он может и умереть. Такие случаи бывали, и этому есть свидетельства.

В случае прихода язычника, естественно, надо было проходить длительное оглашение. Священник совершал крещение, убедившись, что человек крещаемый отрекся от своих языческих взглядов и понял суть и предназначение быть чадом Церкви Христовой и участвовать в ее жизни, что четко подтверждается Евангелием и Деяниями Апостолов. Это является непререкаемой истиной.

Оглашение, катехизация не должны проводиться в ущерб спасению души человека. Крещаемый пользуется молитвами Церкви за него. Если человек может, он должен пройти оглашение, но это не значит, что болящий взрослый или ребенок при смерти не имеют права на крещение, пока он или воспреемники не прошли катехизации.

Если человек болен или есть внешние обстоятельства, мешающие святому делу (например, призванный в армию или отбывающий за границу на жительство), не следует отдалять его от момента Святого Крещения.

Наши приходы открыты, идет восстановление, реставрация, идет внутренняя церковная жизнь в верном направлении - разве это уже не есть катехизация? Я считаю, что катехизацией является не только оглашение перед св. крещением, но всю жизнь человек после святого Крещения проходит этот курс усвоения правильной доброй церковной жизни ради вечного спасения.

Лишать кого бы то ни было св. Крещения, отказывать в крещении, пока не выучил «Верую» назубок, священник не имеет права. Господь дает Духа Святого тем, кто пришел креститься сознательно. Естественно, каждый сознательно пришедший должен быть ознакомлен с верой. Но если сами родители заявляют, что они православные - разве это уже не основание, чтобы ребенка крестить? Другой вопрос, каково качество этой веры? Конечно, необходимо этим заниматься, и заниматься усиленно, предлагая крестным посещать храм, изучать св. Писание, Закон Божий и все основы веры, предлагая посещать катехизаторские беседы.

- Бывают ли случаи, когда нужно отложить таинство?

- Можно и нужно иногда отложить Крещение, конечно. Я этого требовал, и мне не все равно, как это пытаются представить вот в обсуждении этой ситуации. Я конечно же сам за катехизацию. Что принцип катехизации должен быть выработан, как об этом свидетельствует Святейший Патриарх Кирилл.

У меня есть свидетельства, как люди приезжали в Енисейск к о. Геннадию, а он отказывался крестить до оглашения. Тогда люди разворачивались и шли в другой храм в другом месте. Еще был случай, когда отец Геннадий даже отказал паре в венчании на полгода, пока они не пройдут оглашение. Они тоже пошли в другой храм. Нужно понимать, что лучше: пусть они живут в блуде, или обвенчать их по их просьбе?

У нас есть воскресные школы для детей, но когда родители заявляют, что и им это необходимо, то появились воскресные школы для взрослых. Люди должны понимать, что происходит на богослужении, во что они верят, как верят и это естественно и необходимо всячески это приветствовать и идти им навстречу.

Возможно, я буду по этому поводу выступать с докладом в Москве. Вопрос о катехизации - очень важный, очень нужный. Его обсуждение я только приветствую. В советское время нам старались вообще мешать крестить. Порой даже нельзя было проповедь произнести, пока она не утверждена уполномоченными по делам религий. Сейчас, конечно, время другое, мы должны и можем просвещать. В этом смысле Церковь свободна.

Категоричными в отказе в св. крещении мы не должны быть. Бывают, к примеру, трагические случаи. Две подружки, одна крещенная, другая - некрещеная. Тянули-тянули с этим и, наконец, девочка некрещеная шла креститься, - и тут, прямо по дороге к храму, ее сбивает насмерть автомобиль. Представляете, как это страшно? Конечно, ее нужно было бы крестить раньше.

Еще раз повторюсь на эту тему. Разве проповедь - это не оглашение? Разве это просто часть службы? Я обязываю наших священников всегда произносить проповедь на евангельские темы за Божественной литургией на праздники святых и т.д.

И кто совершенен в вере? Я вообще считаю, что человек и в 93 не готов к крещению как подобает, но мы должны крестить и просвещать, чтобы человек мог войти в жизнь вечную. Детей стоит крестить даже до 8 дня (в Ветхом Завете на восьмой день совершалось обрезание), ради страха смертного.

- Т.е. вы считаете, что оглашение и катехизация продолжаются в церковной жизни?

- Да, конечно.

- А если человек находится в смертном грехе? Можно ли его крестить или следует надеяться, что Господь просветит?

- Если человек крестится машинально, только чтобы нехристем не называли, то его не надо крестить. С ним нужно провести беседу, может, и не одну. В таких случаях в крещении как раз надо отказывать. Я этого требую от наших священников, чтобы не было совершение Святого Таинства таким требоисполнительством.

- А если ребенка крестят несознательно (чтобы ребеночек не болел)?

- Это нужно смотреть в каждом конкретном случае. Тут как раз и необходима пастырская мудрость.

- Какие перспективы сегодня у о. Геннадия?

-- Я освободил отца Геннадия от возложенных на него мной обязанностей главного катехизатора нашего центра по катехизации, оглашению и духовному просвещению, когда с ужасом узнал его предписания о категорическом запрете крестить взрослого человека или младенца, если он не прошел определенный курс катехизации.

Я не могу передать свою паству в руки священника, который во многом ошибается. Это пытаются представить в ложном свете, что, вот епископ взял и незаслуженно снял священника с должности. Да, я снял его с должности, я и имею право это делать, как епископ. Я обязан стоять на страже истины. Обязан поступать по архиерейской совести, если вижу некое заблуждение.

Отец Геннадий оставлен на своем приходе. Я недавно ездил туда. Я говорил с народом. Под конец уже к моей машине подошли человек пять или шесть и стали мне говорить, что он такой хороший батюшка. Я знаю, что он такой ласковый, добрый, понимающий. Но если бы он был таковым со священноначалием, в отношениях со мной, внимал бы тому, что принято в св. Церкви, он бы, конечно, и по сей день занимал свои должности. Я, конечно, хорошо понимаю этих женщин, его прихожанок, я им всего этого высказывать не стал. Они мне говорят: владыка, не забирайте у нас нашего о. Геннадия. Я ответил, что никуда его забирать не собираюсь!

Протоиерей Геннадий Фаст категорически отказался как-либо комментировать снятие с него ранее данных послушаний, однако согласился рассказать о своем видении процессов катехизации.

В газете «Православное слово Сибири» вышла статья Владыки Антония «Блюдите, како опасно ходите…» (Еф. 5: 15), предлагаем ознакомиться с текстом публикации. Читайте также: Миссионерская и катехизаторская работа Красноярской епархии

Протоиерей Геннадий Фаст: Евангельская мотивация крещения сегодня редка

Люди приходят креститься по разным мотивам. Одни видят в Церкви и крещении некий оберег, другие хотят креститься «Потому что болеем много, чтобы не болеть». И почти никто, приходя креститься, не ищет того, о чем сказал Христос: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», евангельская мотивация очень редка.

Мы никому не отказываем в крещении, но обязательно проводим разъясняющие беседы, их количество бесед не регламентировано: как правило, их десять, но все зависит от условий людей. Такие беседы я веду уже 25 лет и это всегда импровизация, живой разговор, беседа, я пытаюсь дойти до сердца человека. Буду честен: не всегда беседы достигают цели, обращение происходит в меньшинстве случаев, но я делаю все, что могу. Также человек прочитывает хотя бы одно Евангелие и учит наизусть «Отче наш» и «Символ веры», потом исповедь – по слову Священного Писания: «Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деяния 2:38).

Крещение совершается во оставление грехов, но как оставить грех, если не знать его и не бороться с ним. Часто люди просят исповеди. Как правило совершаются две исповеди – чтобы человек в начале оглашения что-то исправил и завершительная исповедь. Но часто и так бывает так, что человек не готов оставить смертный грех. Крещение не связывается для них с изменением образа жизни. В таком случае, если, например, человек не оставляет гражданское сожительство, мы не крестим.

Крещение совершается полным погружением.

Воскресная школа для детей работает уже много лет, мы начинали тогда, когда за это сажали в тюрьму. Так произошло в 1986, нескольких человек посадили, мне был назначен день суда.

Мы устраиваем приход как евхаристическую общину, стараемся, чтобы вся церковь причащалась каждое воскресенье. Приходы наши небольшие, причастников на воскресной службе в Енисейске более 100 человек, в Лесосибирске – 400 причастников. Евангелие у нас читается лицом к народу, есть целование мира перед Символом веры, когда совершается Евхаристический канон и пресуществляются дары, народ говорит «Аминь» – общинно и цельно происходит Литургия. Люди это хорошо воспринимают, в Енисейск с радостью паломничают к нам красноярцы.

Биографическая справка:

Протоиерей Геннадий Фаст (Генрих Генрихович Фаст) родился в 1954 году в селе Чумаково Новосибирской области в глубоко верующей протестантской немецкой семье Генриха и Елены Фастов. В 1938 году Генриха Фаста арестовали, обвинив в создании контрреволюционной организации и после 10-летнего лагерного заключения он был отправлен в “вечную ссылку” в с. Чумаково, как “враг народа”, Елена Фаст последовала за супругом. После развенчания культа личности Сталина отец был реабилитирован, и семья переехала в Казахстан. Там, в верующей протестантской немецкой среде, прошли детство и юность будущего православного священника о. Геннадия Фаста.

«Из детских увлечений живописью, историей, точными науками победила физика и после школы я поступил на физический факультет Карагандинского университета, – вспоминает о. Геннадий. – Я очень любил теоретическую физику, удивительной красоты математическое описание законов мироздания, много и увлеченно занимался ею. Но параллельно шла другая жизнь…
…Вырос я в глубоко верующей протестантской немецкой семье и среде. Одно из ярких впечатлений детства – маленький карманный Новый Завет, который я получил в десять лет и жадно читал, прячась от шумных детских игр. С тех пор я навсегда полюбил Слово Божие. Тогда же, в десять лет, я впервые сознательно обратился к Богу. И позже, когда я занимался наукой, вера и наука жили во мне, порой пересекаясь и сливаясь, но большей частью раздельно, разделяя как бы и мою жизнь надвое…
В конце четвертого курса я был изгнан за веру и политическую неблагонадежность из университета. Однако в том же году восстановился в Томском университете, после окончания которого в 1978 году был оставлен сотрудником кафедры теоретической физики. Но через полгода вновь был изгнан за проповедь Евангелия…

Уже на старших курсах университета я соприкоснулся со Святым Православием и понял, что только в нем могу обрести спасение своей души. Передо мной открылся новый удивительный мир свято – отеческого учения, чистый источник благодати Божией в Таинствах церковных. Пятикурсником я принял святое крещение в Православной Церкви. Теперь уже не было той раздвоенности веры и науки. Душа желала и стремилась только к богопознанию и служению Христу. Поэтому после второго изгнания из университета я, оставив мир сей, пошел служить в Русскую Православную Церковь…».

Отец Геннадий Фаст прошел путь от церковного послушника, диакона до священника-протоиерея. Служил в разных приходах Тувинской республики, Кемеровской области, но основное служение нес на обширных просторах Красноярского края.

В Енисейске (небольшой старинный городок на Севере Красноярского края) – с 1983 года. Здесь он стал настоятелем старинного Успенского собора, а затем и благочинным православных церквей Красноярско-Енисейской епархии. В 1985-86 гг. подвергся новым гонениям от безбожной власти. Семь месяцев следствия, обысков, допросов могли бы завершиться плачевно для “политически неблагонадежного” священника, но грянуло время перемен, круто поменявшего судьбу России…

Неся служение приходского священника, и имея большую семью (у него и матушки Лидии пятеро детей) отец Геннадий заочно окончил в Троице-Сергиевой лавре духовную семинарию и Московскую Духовную Академию. Здесь же в 1995 году защитил диссертацию на степень кандидата богословия по кафедре Священного Писания Ветхого Завета. .

В 1994 году первым в епархии и вторым в России благочинный Геннадий Фаст открыл в Енисейске православную прогимназию свв. Кирилла и Мефодия. Следом за ним в этом же благочинии его воспитанником священником Андреем Юревичем была открыта в городе Лесосибирске (Красноярский край) православная гимназия св. Иоанна Кронштадтского. Уровень знаний гимназистов соответствует всем требованиям Закона «Об образовании», «только преподаватели в гимназиях чуть добрее и предметы школьного компонента не совсем обычны: каллиграфия, Закон Божий, старославянский, латинский.»…
Многие пришли к православной вере или утвердились в ней благодаря лекциям отца Геннадия в православном лектории при государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края, который существует с 1991 года по настоящее время (2 лекции в месяц). За последние годы аудитория лектория значительно расширилась.

Всем годам его священнического пастырского служения в Русской Православной Церкви сопутствует труд богослова, работа над книгами не только богословского, но и исторического, духовно-просветительского содержания, некоторые из которых писались без всякой надежды быть опубликованными. Но падение тоталитарного атеистического режима изменило и судьбу этих книг.
Красноярским православным некоммерческим издательством «Енисейский благовест» (http://www.enisey.name.ru) изданы следующие книги о. Геннадия Фаста: «Ты воскресни, птица Феникс!» (1992), «Свет и тени Голгофы» (1993), «Небесная лествица» (1994), «Енисейск православный»(1994), «Семь дней на Святой Земле» (1997), «Зигзаг молнии в ненастный день» (2002), энциклопедические монографии: «Толкование на книгу Песнь Песней Соломона» (2000). «Толкование на Апокалипсис»(2004), «Этюды по Ветхому Завету», книга первая (2007), «Этюды по Ветхому Завету», книга вторая (2008), готовится к изданию в 2009 году книга «Толкование на Екклесиаст».

Книги протоиерея Геннадия Фаста разошлись по многим странам и материкам. Голос этого православного проповедника и богослова звучит из глубины России, раздвигая границы, территориальные и мировоззренческие, зовет к возрождению наших душ, к возрождению нашего православного Отечества, зовет ко Христу, к радости о Христе и приумножению веры на нашей земле.

В 2004 году известнейший теолог, проповедник и автор многих трудов церковных священнопротоиерей Геннадий Фаст архиепископом Красноярским и Енисейским Антонием представлен к высокой награде – Ордену Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского.

4 июля 2010 года указом Высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Красноярского и Енисейского протоиерей Геннадий Фаст был освобожден от должности председателя епархиального Отдела религиозного образования и катехизации, должности благочинного Енисейского церковного округа и с должности настоятеля Успенского храма, после двадцати семи лет настоятельства.

Фаст Геннадий Генрихович - протоиерей, настоятель Абаканского храма в честь святых равноапостольных Константина и Елены, миссионер, богослов.

Имя при рождении - Генрих Генрихович Фаст, родился в конце декабря 1954 года в селе Чумаково Новосибирской области в протестантской немецкой семье Генриха и Елены Фастов.

Генрих Фаст, отец будущего протоиерея, был арестован в 1938 году, обвинён в создании контрреволюционной организации и после 10-летнего лагерного заключения он был отправлен в “вечную ссылку” в село Чумаково, как “враг народа”, Елена Фаст последовала за супругом. После развенчания культа личности Сталина отец был реабилитирован, и семья переехала в Казахстан. Там, в верующей протестантской немецкой среде, прошли детство и юность Генриха Фаста.

«…Вырос я в глубоко верующей протестантской немецкой семье и среде. Одно из ярких впечатлений детства - маленький карманный , который я получил в десять лет и жадно читал, прячась от шумных детских игр. С тех пор я навсегда полюбил Слово Божие. Тогда же, в десять лет, я впервые сознательно обратился к Богу. И позже, когда я занимался наукой, вера и наука жили во мне, порой пересекаясь и сливаясь, но большей частью раздельно, разделяя как бы и мою жизнь надвое…»

После школы Генрих поступает на физический факультет Карагандинского университета. Несмотря на успехи в учебе, в конце четвертого курса студент он был исключен из Карагандинского университета за религиозные убеждения, но в том же году восстановился в Томском университете, после окончания которого в 1978 году был оставлен сотрудником кафедры теоретической физики, но через полгода вновь был изгнан за проповедь Евангелия.

Параллельно с учебой шла в те годы у Генриха и другая жизнь. Протестантизм казался ему слишком сухим, и поиски истины привели его к знакомству со служившим тогда в Новосибирске протоиереем Александром Пивоваровым и с жившим в Алтайском крае исповедником Игнатием Лапкиным, уже отсидевшим за веру свой первый срок и готовившимся ко второму. Эти два человека, а также усиленное изучение церковной истории и творений святых отцов Церкви произвели в душе Генриха полный переворот, и на пятом курсе он принял крещение в православной Церкви с именем Геннадий.

«Уже на старших курсах университета я соприкоснулся со Святым Православием и понял, что только в нем могу обрести спасение своей души. Передо мной открылся новый удивительный мир свято-отеческого учения, чистый источник благодати Божией в Таинствах церковных. Пятикурсником я принял святое крещение в Православной Церкви. Теперь уже не было той раздвоенности веры и науки. Душа желала и стремилась только к богопознанию и служению Христу. Поэтому после второго изгнания из университета я, оставив мир сей, пошел служить в Русскую Православную …».

В 1978 году он был рукоположен во диакона, в 1980 - в священники, служил в разных приходах Тувинской республики, Кемеровской области.

В 1983 году по благословению архиепископа Гедеона направлен священником, в Енисейск. Здесь он стал настоятелем старинного Успенского собора, а затем и благочинным Енисейского округа Красноярской и Енисейской епархии.

В 1985-1986 годах подвергся новым гонениям со стороны властей. На него было заведено уголовное дело по двум статьям: финансовые нарушения, которых не было, и политическая неблагонадежность. Семь месяцев следствия, обысков, допросов могли бы завершиться плачевно для “политически неблагонадёжного” священника, но грянуло время перемен, круто поменявшего судьбу России…

Неся служение приходского священника, и имея большую семью (у него и матушки Лидии пятеро детей), заочно окончил Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. Здесь же в 1995 году защитил диссертацию на степень кандидата богословия по кафедре Священного Писания Ветхого Завета.

В 1987 году отец Геннадий впервые в СССР вошел в «зону» не в качестве узника совести, а с проповедь ю истины. Колонией, раскрывшей к ужасу администрации свои врата перед священником, была ИТК-16 под Уяром, знаменитый “Громадск”. Он пришел навестить заключенного, который его когда-то ограбил, а после бесед с ним отец Геннадий ходатайствовал о его помиловании. С 1989 года он стал регулярно посещать окрестные колонии, в начале 90-х годов для него отворились двери и Енисейского следственного изолятора.

В 1991 году ректорат лесосибирского Технологического института разрешил ему проведение открытых лекций по космологии.

Многие пришли к православной вере или утвердились в ней благодаря лекциям отца Геннадия в православном лектории при государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края, который существует с 1991 года по настоящее время (2 лекции в месяц).

В 1994 году первым в епархии и вторым в России благочинный Геннадий Фаст открыл в Енисейске православную прогимназию свв. Кирилла и Мефодия. Следом за ним в этом же благочинии его воспитанником священником Андреем Юревичем была открыта в городе Лесосибирске Красноярского края православная гимназия св. Иоанна Кронштадтского .

Автор богословских сочинений, работал над книгами исторического, духовно-просветительского содержания, некоторые из которых писались без всякой надежды быть опубликованными. Но падение атеистического режима изменило судьбу этих книг.

В апреле 2010 года назначен председателем епархиального Отдела религиозного образования и катехизации, переведён из Енисейска в Красноярск и поставлен настоятелем одного из главных храмов краевого центра. Храму по его прошению был придан статус катехизаторского.

В мае 2010 года без какого бы то ни было объяснения причин был снят с этой должности и возвращен в Енисейск.

4 июля 2010 года указом архиепископа Красноярского и Енисейского Антония освобождён от должности председателя епархиального Отдела религиозного образования и катехизации, должности благочинного Енисейского церковного округа и с должности настоятеля Успенского храма, после двадцати семи лет настоятельства.

30 ноября 2010 года назначен настоятелем Абаканского храма в честь святых равноапостольных Константина и Елены.

Женат, пятеро детей.

8 июня 2012 года настоятель абаканского храма святых равноапостольных Константины и Елены, автор нескольких фундаментальных научных трудов по библеистике протоиерей Геннадий Фаст прочитал лекцию студентам . По окончании лекции священник ответил на вопросы заведующего библейской кафедры МДА протоиерея Леонида Грилихеса.

— Отец Геннадий, мы очень признательны, что Вы встретились со студентами нашей академии, провели семинар по книге Песнь Песней. Встреча с Вами — это всегда «пир» библейского текста. Расскажите, когда Вы впервые познакомились с Библией.

— Родом я из глубоко верующей протестантской семьи. Наша мама с детства занималась со мной и с моим братом Священным Писанием. Мы жили в Казахстане с двух лет, и можно сказать, что я вырос на библейских историях из детской Библии. В 10 лет моя двоюродная сестра привезла маленький Новый Завет на немецком языке. Меня потрясло его чтение, я читал, прячась за сараем. И это было одно из самых сильных впечатлений моего детства. Я наслаждался Словом, читая на родном немецком языке, оно касалось души и звало меня к Богу, и с тех пор я стал искать: как родиться свыше. Это стало самым главным в моей жизни, хотя мне было только 10 лет. Позднее, уже в другом казахстанском городе, куда мы переехали, у нас сложился библейский кружок, где мы часто собирались. Потом, в студенчестве я встретился с Православием. Мне открылось, что там, где я плавал раньше — было только озерцо, а Православие — целый океан. Прежде всего это касалось творений святых отцов, в которые я ушел целиком. Древние языки я стал изучать уже позже. Библия всегда была моей ежедневной книгой. Ее читаешь не просто информативно и даже не просто как святыню, а именно как слово Божие, как пищу для души. Так, пророк Иезекииль некогда в видении съел книгу. Для меня Библия — это хлеб.

— Ваша пастырская деятельность связана с Сибирью, где произрастает, как мы сейчас видим, то семя, которое Господь заронил в Вас еще в 10 лет. И сейчас в этой сибирской сложной почве произошел плод — многие люди, которые сформировались вокруг Вас, не только пришли через Вас к Богу, но и стали библеистами, расскажите про них подробнее.

— Мы собираемся вместе с прихожанами и проводим библейские занятия. И в этом отношении «библеистами» становятся обычные прихожане. Но есть и те, для кого слово Божие стало предметом их богословской и научной работы. Это, например, о. Александр Классен, который сейчас преподает в Томской духовной семинарии, это диакон Роман Штаудингер, преподающий там же. Диакон Роман защитил работу по библеистике: «Образ пророка Иеремии», а сейчас работает над книгой пророка Иеремии. У него получается своеобразное «Евангелие от Иеремии». Так же к ним относится о. Арсений Соколов, получивший хорошее образование и в Москве, и в Риме. Он написал толкование на книгу Иисуса Навина и на книгу пророка Амоса, а теперь хочет перейти к исследованию книги пророка Осии. Это библеист «до мозга костей». Кроме них есть и другие священники и активные прихожане, которые, хотя ничего и не пишут, но очень любят Библию и живут ею. Сейчас мы уже разъехались по разным местам, но продолжаем общаться и встречаться.

— Отец Геннадий, расскажите, пожалуйста, конкретно о Ваших трудах.

— Первая книга вышла в советское время, когда не было доступа к академической богословской науке и к литературе. Богословская мысль, тем не менее, жила и тогда во многих людях. Ее невозможно было угасить, как невозможно было угасить молитву. Первая книга называлась «Толкование на книгу Апокалипсис» и была составлена на основе толкования святого Андрея Кесарийского. Потом я учился в Московской духовной семинарии и академии заочно, уже будучи священником. В качестве диссертационной работы я выбрал тему по толкованию книги Песнь Песней. Потом была составлена работа «Этюды к Ветхому Завету», на основании курса лекций, прочитанных мною на богословско-пастырских курсах в Красноярске. «Этюды» изданы в 2-х томах, третий пока еще не вышел в свет. Далее было составлено толкование на книгу Екклесиаста. В настоящее время я работаю над толкованием книги пророка Аввакума (особенно рассматривается тема библейской теодицеи). Особенности моих трудов — привлечение древних языков и иудейского предания и, конечно, в основе — толкования святых отцов. При рассмотрении библейских текстов в качестве примеров и иллюстраций нередко привлекаю образы из художественной литературы.

Сайт МДА /Патриархия.ru

Материалы по теме

Митрополит Волоколамский Иларион: Судьбу Сретенской семинарии окончательно решит Синод [Интервью]

Пора приступить к разбору ошибок прот. Геннадия Фаста. Начать лучше со статей в Журнале Московской Патриархии - в № 10, за октябрь 2010 года, с. 66-69 и в № 12, за декабрь 2010 года, с. 66-69, так как они написаны без полемического задора «Открытого письма», более корректно и обдуманно. Первое прочтение статей даёт общую картину активной деятельности прот. Фаста, деятельности, требующей многих сил и времени. Можно засвидетельствовать (см. Рим. 10, 2), что прот. Геннадий имеет ревность по Боге, но по разуму ли эта ревность - вот вопрос! Чтобы ответить на него более красочно что ли? - сделаем зигзаг в сторону и поговорим о женских модах. Должны ли православные девушки и женщины следовать моде (конечно, если на это есть средства)? Мудрые батюшки отвечают так: во-первых, в одежде и внешнем облике их не должно быть ничего нецеломудренного, а в остальном они могут одеваться модно, но только тогда, когда мода уже устоялась. Почему меняется мода? Если все одеты модно, это делает массу женщин безликой, как военное обмундирование делает всех солдат на одно лицо. Чтобы выделиться из толпы и привлечь к себе внимание, нужно одеться во что-то новое и непривычное. Вот и новая мода! У православных женщин не должно быть желания выделиться из толпы, так что они могут одеваться модно только тогда, когда по моде оденется большинство женщин. Если не следовать установившейся моде, это тоже выделяет их из толпы и привлекает к ним совершенно ненужное внимание.

Я далёк от мысли, что о. Геннадий желал бы себя выделить на сером фоне окружающих священников. Наверное, он просто хотел как можно более усердно исполнять свой долг священника. В молодые годы и у меня были заскоки, вызванные этим же желанием: мне казалось, что мои сослуживцы неоправданно сокращают чинопоследования - и я служил и требы исполнял более полно. К счастью, рядом со мною были священники с большим богослужебным опытом и лагерным стажем: они - по слову святых отцов - видя меня возносящимся к небу, дёрнули за ноги и поставили на землю. Они внушали мне, что я не должен выбиваться из общего фона - это крайне опасно! - и если что-то считаю необходимым изменить и исправить, должен это делать с крайней осторожностью и постепенностью. Видимо, рядом с о. Геннадием Фастом такого мудрого наставника не оказалось, и он вознёсся в облака и, упиваясь своим усердием, дошёл даже до догматических заблуждений - о чём речь впереди.

В октябрьской статье прот. Геннадий Фаст излагает установившийся в Енисейске порядок катехизации и особенности в совершении таинства Крещения. Хотящим креститься предлагается прослушать беседы о вере - 6 или 8. Длительность их - часа два. Для иногородних число бесед сокращается. Рекомендуется ходить в Церковь (уходя с Литургии после возгласа «Оглашеннии, изыдите»), прочитать хотя бы одно из четырёх Евангелий, выучить наизусть молитву «Отче наш» и Символ веры. В конце катехизации «выявляется проделанный духовный труд подготовки ко крещению, оставлена или нет греховная жизнь» (с.67). Прямой смысл этой фразы чисто сектантский : я был грешником, но поверил во Христа, крестился - и теперь святой! Но может быть о. Г. Фаст просто неудачно выразился, а мысль такая: если человек не желает оставить греховную, даже порочную жизнь, ему креститься нельзя, и следовательно катехизация своей цели не достигла. Но всё равно, приведённая фраза не случайна. Это особенно ясно видно из заглавия статьи: «Идите, научите все народы, крестяще их…». Заглавие отражает два момента: научение (катехизация) и крещение. Господь говорит иначе: научить (чтобы человек осознал необходимость крещения), окрестить, а потом постоянно учить (и учиться) соблюдать Христовы заповеди, пользуясь постоянной помощью Самого Господа, обещавшего быть с нами до скончания века (см. Мф. 28, 19-20 ; ср. Рим. 7, 15-25). То есть, крещение, омывая первородный грех и мои прежде бывшие грехи, даёт мне возможность победить мою греховность, но для реализации этой возможности я должен «до крови» сражаться, «подвизаясь против греха» (см. Евр. 12, 4).

Итак, мы должны всю жизнь учиться христианской жизни и подвизаться в ней. То есть, ошибка прот. Геннадия состоит в том, что он хочет получить идеальных - по его понятиям! - христиан ещё до крещения и потому возлагает бремена тяжкая и неудобоносимая на плечи оглашенных, перекрывая путь ко крещению тем из них, которые не могут исполнить его требований, (например, заняты на двух, а кто и на трёх работах, чтобы прокормить своих близких) особенно если их катехизация связана с более или менее дальними поездками. Правда, для иногородних прот. Геннадий делает послабление - уменьшает число катехизических бесед, но конечно не ограничивается одной, непосредственно предшествующей крещению.

Теперь о богослужебных отличиях крещения. Начинаются они ещё во время катехизации. Перед возгласом «Оглашеннии, изыдите!» присутствующие в церкви оглашаемые должны подойти к амвону, и священник, выйдя из алтаря, вслух читает над их головами тайную молитву об оглашенных, после чего они уходят из церкви (с. 68).

Нередко крещение совершается в реке или озере. Бывает, хотя и редко, крещение в проруби. «Крещение в реке или озере всегда особенное событие» (с.68). Мне, старому священнику, непонятно, как в таких экзотических условиях сохранить должное благоговение к великим таинствам Крещения и Миропомазания (см. иллюстрации на с. 67 ЖМП). «Во время крещения каждое священнодействие поясняется священником», что ещё более должно разрушать благоговение к священнодействию. «Иногда крещение совершается с участием всего прихода». Некоторые прихожане потом в сердцах говорят: «Вот бы сейчас ещё раз покреститься, но … такого не бывает» (с. 69). На мой взгляд эта фраза - приговор крестильным новациям прот. Геннадия Фаста: крещение становится «во имя Фаста» . Помните, с какой горечью говорит апостол: «Разве во имя Павлово вы крестились?» (1 Кор. 1, 13). А прот. Геннадию это сожаление прихожан, что они не могут повторно креститься, видимо, очень нравится.

Теперь самое время сказать о главном грехе статьи - о повреждении догмата «о едином крещении во оставление грехов». Внешняя оболочка таинства - катехизация и особенности совершения самого чинопоследования - не только заслоняют, но и пытаются уничтожить (превратить в ничто) само внутреннее содержание таинства. В самом начале октябрьской статьи прот. Геннадия в ЖМП содержится такое утверждение: «Крещение - врата церковные. В наше время эти врата одиноко стоят в чистом поле, которое есть мир (ср. Мф. 13, 38), и прошедшие через них оказываются там же, где и были. Врата в никуда» (с. 66). Страшно читать такие кощунственные слова! Великое таинство Крещения - врата в никуда! Было бы понятнее, если бы прот. Геннадий говорил о том, что любое таинство при неправильном отношении к нему вместо спасения ведёт в суд и осуждение. Но нет - это просто «врата в никуда» . И совершенно непонятно, почему бы прихожанам, которые в детстве крестились «в никуда» не окреститься вновь - уже в Церковь. В этой фразе сказалось присущее некоторым современным богословам забвение о Боге и Его благодати. Ведь священник только внешнее орудие совершения таинства, а совершителем является сам Бог.

Ущербность катехизации в Енисейске в её чрезмерности, особенно в чрезмерной требовательности к духовному облику крещаемого - он должен быть совершенным ещё до крещения, так что катехизация по Фасту делает крещение почти излишним. А необычная обстановка самого крещения переносит центр тяжести с внутреннего на внешнее . При этом утверждается, что без этого внешнего внутреннее ничто! Как могла такая статья появиться в Журнале Московской Патриархии - официальном печатном органе нашей Церкви?

Повреждение догматического учения Церкви есть и в декабрьской (ЖМП № 12, декабрь 2010 г. с. 66-69) статье прот. Геннадия Фаста. Искажению подверглась наша вера «во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь». Как говорится в редакционном предисловии - в этой статье о. Фаст «предлагает свою философию общинной жизни». Вот эта философия и есть источник погрешности. Общая цель статьи - показать преимущество общинного устроения прихода пред обычным приходским. Вот её основной тезис: «Одно из объяснений происхождения слова “церковь” возводит его к латинскому слову circus - “круг”, который возникает из учеников Христа и таинственно реализуется в Церкви Божией. Иисус Христос собирает учеников, и возникает круг. Таинственно это всегда реализуется в Церкви Божией. Сакрально присущее Церкви свойство круга переживается народом Божиим и определяет формы церковной жизни». Этот тезис по мысли прот. Фаста должен показать порочность приходской (якобы разомкнутой) формы организации прихода, свидетельствующей (см. статью) «о оскудении духа» и «о обмирщении Церкви». Поэтому он ратует за «устроение прихода как молитвенно-евхаристической и миссионерско-благовестнической общины», чем по его мысли восстанавливается кругообразное устройство прихода. Это происходит «когда приход, объединяющий православных жителей какого-либо населённого пункта, в результате служения того или иного пастыря перерастает в общину с самобытной внутренней и внешней жизнью. Такие примеры наблюдались даже в непростые советские годы». В этом случае «появляется общинное самосознание и самоощущение прихода, возникает тот самый круг, собирающий всех воедино вокруг Христа» (с. 66). Как прот. Геннадий не видит, что община собирается не вокруг Христа, а вокруг пастыря - в данном случае вокруг прот. Фаста?

Образ круга вовсе не так однозначен, как это представляет прот. Геннадий Фаст. По кругу движутся в воинственной пляске мусульмане. Круг присутствует в радениях мистических сектантов и в оккультных практиках. Так что сам по себе круг ещё ничего не доказывает, скорее наоборот. Хотя образ Церкви как круга даёт нам и авва Дорофей (см.: Добротолюбие, т. 2, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992, Подвижнические наставления аввы Дорофея, п. 42, с. 617). Но этот образ говорит против общинной философии прот. Фаста. По авве Дорофею, Церковь есть круг, в центре которого Бог. Точки на окружности - люди. Если они идут к Богу (по радиусу!), то они сближаются и друг с другом. Если идут (в радиальном направлении) от Бога, то и друг от друга отдаляются. Дополним образ, данный аввой Дорофеем - ведь можно двигаться и вбок, вправо или влево. То есть, вместо движения к Богу, люди движутся друг ко другу, одновременно удаляясь от тех, кто у них за спиной. Так и создаются общины вокруг авторитетных батюшек. Единая Церковь распадается на общины - круги, центром которых становятся - вместо Бога! - авторитетные священники: священник Георгий Кочетков, или протоиерей Геннадий Фаст.

Это не моя фантазия, это реальный план сатаны по разрушению Церкви .

Большие надежды в деле воцерковления народа некоторыми возлагаются на общинное устройство прихода. Как мы видели выше, никаких сакральных преимуществ община перед приходом не имеет. Их сравнивать можно только по плодам (см. Мф. 7, 16). Чем практически община отличается от прихода? Тем, что она налагает на своего члена дополнительные обязанности. Прот. Геннадий Фаст указывает на два вида общины: целевая община и община пастырская. Пример целевой общины - созданная о. Аркадием Шатовым (ныне епископ Пантелеимон) община сестёр милосердия. Если у достаточно сильного и здорового человека почему-либо прекратились семейные и производственные обязанности (или при их существовании есть систематически высвобождающееся свободное время), почему бы не отдать свою заботу и свой труд на доброе дело? Имеет право на существование и пастырская община, если она не охватывает всего прихода. Например, батюшка до принятия сана был тренером по самбо. Очень хорошо, если около него соберутся молодые люди с целью приготовить себя для воинской службы. Но не такова община, собравшаяся вокруг прот. Геннадия Фаста. Она представляется ему идеальной. На самом же деле она уродлива. Ущербность общины, собравшейся вокруг прот. Геннадия Фаста, и вообще ущербность «пастырской» общины лучше всего показать, разбирая фразы из статьи, восхваляющей и рекламирующей эту самую общину. Напоминаю - это «декабрьская» статья в ЖМП прот. Геннадия, носящая очень выразительное название: «Как велик и прекрасен наш Бог!».

Приход вокруг авторитетного священника «перерастает в общину с самобытной внутренней и внешней жизнью» (с. 66). Эта самобытность и «перерастание» в неё - уже ущербны. Значит, этот приход не такой, как все остальные кругом. Как это напоминает: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди»! (Лк. 18, 11). А если чуткий совестью христианин не хочет принять этого перерастания, он объявляется чуждым Христа и посторонним для Церкви (см. абзац об «отсеве» - с. 67, средняя колонка).

Читаем дальше. Рассуждение об исповеди. «Прихожане получали пастырское наставление, епитимии… В результате такой исповедной практики приход естественным образом… стал приобретать некоторые формы общины» (с. 67). Исповедь, как бы длительна и прекрасна она ни была, может служить образованию общины только тогда, когда пастырь не довольствуется скромной ролью свидетеля исповеди (как его учит Церковь - «аз же точию свидетель есмь»), а берёт на себя некое подобие роли опытного в духовной жизни монастырского старца. Он становится не просто священником, а «духовным отцом!» (младостарцем), собирающим вокруг себя не просто прихожан, а «духовных детей». Ну, а того, кто побоится вручить себя его духовному руководству - того в отсев!

Далее. «Приход стал для нас училищем благочестия. И в праздники, и в будни… читается какая-нибудь книга Священного Писания (например Апокалипсис). Священник читает текст и комментирует его» (с.67). Апокалипсис настолько таинственная и трудная книга, что на толковании его и не такие умники, как мы с о. Геннадием, ломали себе шею. Но дальнейшее ещё хуже. К толкованию приглашаются и миряне. «По воскресным вечерам… проводится двухчасовая воскресная беседа… Читается Священное Писание. Беседу ведёт священник, а все присутствующие свободно обсуждают текст… Такие прихожане не ограничиваются бытовым православием, Библия и святые отцы открывают им большие глубины нашей веры» (с. 68).

Как нас с о. Геннадием учили в духовных школах - принцип свободного толкования Священного Писания есть основополагающий принцип протестантизма (ещё раз - как прав владыка Антоний в своих обличениях!). Этот принцип породил огромное количество сект. Они, несмотря на вопиющую иногда глупость свободного толкования Писания, обладают завидной живучестью, что гибельно для попавших в их сети. Пример - Уильям Миллер, основатель секты адвентистов. Как многие баптисты - а он начинал как баптистский пресвитер - он верил, что ещё до Страшного Суда Христос придёт на землю для тысячелетнего Царства. Это учение осуждено соборным разумом Церкви, но свободным толкователям Писания Церковь не указ! И вот Миллер задумался - когда же будет пришествие (адвентус) Христа. У пророка Даниила он прочитал: «На сколько времени… святыня и воинство будут попираемы?… на две тысячи триста вечеров и утр» (Дан. 8, 13-14). А у пророка Иезекииля - «День за год, день за год Я определил тебе» (Иез.4, 6). Соединив эти тексты (которые на самом деле относятся к разным событиям), он решил, что пришествие Христово должно быть спустя 2300 лет после изречения Даниилом его пророчества - т.е. в 1854 году. Собрал своих последователей - и они в белых одеждах с горящими свечами ждали Христа. Несмотря на то, что адвентус не произошёл, секта адвентистов успешно существует до сих пор. Так опасно свободно толковать Священное Писание!

И уж конечно, приход о. Фаста, переросший в самобытную общину, не мог обойтись без литургической самобытности . Так, Апостол читается на русском языке. Евангелие - лицом к народу. Хотя по общепринятому правилу это допускается только раз в год - на вечерне первого дня Пасхи. На ектении после Евангелия и проповеди - особое прошение на тему только что сказанного поучения. В записках подаются не только имена, но и нужды и благодарения (как интересно звучит: раб Божий Андрей благодарит Бога за приобретённую машину. Если бы это было в советские времена, могла бы прозвучать и такая молитва: раб Божий Иван просит Божией помощи на сдачу экзамена по научному атеизму). На возгласе «Возлюбим друг друга…» по примеру кочетковцев начинается взаимное целование - правда, братья братьев, сестры сестёр. Такая вот самобытная община! Особенно меня умиляет чтение батюшкой молитвы «Святый Боже» на еврейском языке. Как язык православного богослужения еврейский угас ещё до конца II-го столетия, так как православные евреи или были истреблены гонителями или ассимилированы спасшими их от истребления народами. Вновь крестившиеся евреи входили в состав Церквей этих народов. А песнопение «Святый Боже» появилось при патриархе Прокле, то есть, два или три века спустя. Зачем нужен искусственный перевод этой молитвы на еврейский язык? И уж если захотелось учёному человеку так помолиться, для чего понадобилось через Журнал Московской Патриархии оповещать об этом всю полноту Русской Церкви? Это очень похоже на блестящую брошь в костюме модницы - пусть все обращают внимание и завидуют! Хотя, может быть, это ещё один укор владыке Антонию - какого высокообразованного пастыря потеряла его епархия!

Очень плохо, что прот. Геннадий Фаст самобытничает не один, а вовлекает в процесс своих прихожан. «Следует отметить, - пишет он, - что ничто и никогда не вводилось распоряжением настоятеля. Река сама находит своё русло, её не направляют» (с. 69). Оставим на совести прот. Геннадия слово, что реформы в приходе возникли сами собою без его направляющих усилий. Беда в том, что прихожане могут - теперь, после ухода прот. Фаста в другую епархию - учинить раскол. Хотя по сути дела - с ним или без него - они уже в расколе, так как подпали под клятву Святейшего Патриарха Тихона . В своём обращении от 4/17 ноября 1921 года, перечисляя самовольные изменения службы, о которых ему стало известно (в частности - «богослужебные части из слова Божия читаются не на церковнославянском языке», «произносятся возгласы, не указанные в Служебнике», «молитвы, которые положено читать тайно, читаются вслух» и т.д.) он сказал: «На такие нарушения церковного устава и своеволие отдельных лиц в отправлении богослужения нет и не может быть нашего благословения » (Благодатный Огонь, 2010, №20, с.3).

* * *

Отдельно стоит сказать о двух вещах, о которых я уже писал раньше, а не упомянуть нельзя. Это, во-первых, вопрос о частоте причащения и о подготовке к нему. Об этом см. мою статью «Истинный смысл современной пропаганды сверхчастого причащения» (Благодатный Огонь, 2007, № 16, с. 3-18).

Второе требует цитаты: «Износится Святая Чаша. И вот мы все со Христом и во Христе друг с другом навеки едины! Круг Церкви, этот Sanсtus Circus, сомкнулся с центром во Христе» (ЖМП, 2010, №12, с. 69). О чем говорит эта цитата? Она показывает, что община, образовавшаяся вокруг - не Христа, а прот. Геннадия Фаста - наконец-то «сомкнулась с центром во Христе». Это - экклезиологическая ересь протопресвитера Александра Шмемана , только здесь она более откровенно сформулирована. Против этой ереси в своё время выступил протопресвитер Михаил Помазанский (его статья «Экуменика на фоне православной литургики» опубликована в журнале «Благодатный огонь, 2004, № 12, с. 96-109). Прот. Михаил пишет: «Индивидуально-освятительное значение таинства Евхаристии, т.е. значение не только соединения верующих между собою, но прежде всего единения каждого верующего со Христом совершенно определенно выражено Апостолом в 10-11 главах I-го послания к Коринфянам» (с. 101). То есть на первом месте соединение со Христом, на втором - как следствие! - соединение друг с другом. Шмеман и Фаст говорят наоборот - сначала образование общины, а уж потом - всей общиной вместе! - соединиться со Христом (или - что то же! - поставить Христа в центр уже созданной общины). О. Михаил Помазанский, опираясь на слова Апостола: «Кто есть и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе» (1Кор.11, 29), говорит, что если осуждение индивидуально, то и «достойное принятие их совершает индивидуальное освящение», то есть, индивидуальное соединение со Христом первично, а единство верующих в Церкви (во единой святой, соборной и апостольской Церкви - а не в отдельно взятой общине) - вторично. Оно есть неизбежное следствие соединения отдельно взятого человека со Христом. То же самое говорит и авва Дорофей: чем ближе ко Христу, тем ближе друг ко другу (а не наоборот - чем ближе друг ко другу, тем ближе ко Христу - ибо так можно сбиться в кучу - общину! - помимо Христа ). Эту же мысль ярким примером пояснил сам Господь Иисус Христос. Он сделал это тут же после Тайной Вечери - т. е. после первого в истории причащении Его Святых Таин. Выйдя с Вечери, Он (наверное!) увидел виноградную лозу и указал на неё Своим апостолам (см. Ин. 15, 1-8). Причастники - ветви на Лозе-Христе, а далее Отец Небесный - в индивидуальном порядке! - эти ветви сортирует: одни обрезывает, чтобы принесли больше плода, другие, не приносящие плода, отсекает, а когда высохнут - бросает в огонь. Продолжим образ. Община - это веник из ветвей. Веник целиком к Лозе не прививают - его надо разобрать на веточки и привить их к Лозе-Христу каждую отдельно. Тогда они будут питаться соками Лозы и составят единое целое с Ней, а значит, и друг с другом. А единство веника чисто внешнее - его создаёт верёвка, которой он связан. Вот содержание и смысл экклезиологической общинной ереси, которую проповедовал прот. Шмеман, а осуществляют о. Кочетков, о. Фаст и другие.

Естественна реакция верующего, сохранившего здравый инстинкт истинной веры: можно ли ходить в храм, где устанавливаются «самобытные» общинные порядки? Как по разному решают этот вопрос прихожане - мы видим на примере общины кочетковцев (см.: Благодатный Огонь, 2007, № 16, с. 61, 62 и 65 , а так же: Благодатный Огонь, 2010, № 20, с. 34-35). Правда, у них отсев прихожан - это иногда требование самих кочетковцев: «Ещё раз придёшь в наш храм - тебе не жить» (Благодатный Огонь, № 20, с. 35). Более мирно это происходило в кафедральном храме архиепископа Ионафана (Елецких): его «общину “покинула” группа экзальтированных особ, …но храм пополнился мужчинами и женщинами молодых и средних лет» (Благодатный Огонь, № 20, с. 21). Тот же процесс происходит (происходил!) и в общине прот. Геннадия Фаста. Вот что он пишет об этом: «Некоторый отсев прихожан - это хорошо или плохо? Не задача ли священника любыми средствами привлечь людей?» (ЖМП, 2010, № 12, с. 67). Ну, привлекать-то может быть и необязательно (тем более «любыми средствами»). Важно не оттолкнуть - даже просто любопытствующего, если он не враждебен Церкви. Но оттолкнуть наиболее здравомыслящих прихожан нарушением устава - это уже преступление! Преступно и объявлять их чуждыми Церкви, как это делает о. Фаст: «Привлечение и отсев - это обоюдный процесс. Ко Христу тянутся те, кого привёл Отец (см. Ин.6, 44), а отходят от него те, для кого “жестоко есть слово сие” (Ин.6, 60)» (там же).

Жутко читать эти кощунственные речи в Журнале Московской Патриархии, призванном быть образцом православных СМИ. Какая-то червоточина завелась в его редакции. Кто-то из её редакторов сочувствует и пытается активно содействовать реформаторам, которые, по словам покойного старца о. Иоанна Крестьянкина, стремятся разорить Церковь. Такое же проникновение произошло и в редакцию журнала «Нескучный сад». В его втором номере за 2011-й год опубликована статья с красноречивым заголовком: «Обновленцы реформ не любят». Цель статьи - отмежевать современных реформаторов-неообновленцев, особенно переводчиков богослужения на русский язык, от скомпрометировавших себя обновленцев XX века. Обоснованный ответ на эту статью уже дан в замечательной статье священника, ныне протоиерея Константина Буфеева «Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация русской Церкви XX века» (Благодатный Огонь, 2001, № 6, с. 65-85). Но фальшь статьи в журнале «Нескучный сад» видна даже и в самом её тексте. В ней указано, что обновленческий собор 1923 года кроме постановлений о женатом епископате и второбрачии священников призвал обновленцев проявлять творческую инициативу в богослужении. Этот призыв и осуществляют современные реформаторы богослужения, оправдывая своё название - неообновленцы . Так что к автору статьи вполне применимы грозные слова пророка Исаии: «Горе тем, которые… тьму почитают светом, и свет тьмою» (Ис. 5, 20).

Но всё же я в своём сознании не могу поставить прот. Геннадия Фаста на одну доску с Кочетковым. Подкупает какая-то его детскость. Надо же, похвалиться еврейским текстом молитвы «Святый Боже»! Ещё более эта детскость заметна в его «Открытом письме», похожем по своей алогичности на детскую перебранку. «Открытое письмо» - это ответ на статью архиепископа Красноярского и Енисейского Антония «Блюдите, како опасно ходите» - статью нам недоступную ( . - Прим. ред .). О её содержании мы можем судить только по «Открытому письму» прот. Фаста. Оно имеет в себе 12 пунктов как ответ на 12 обличений владыки Антония. Все они строятся по одной схеме: во-первых, этого не было, или было только один раз, а во-вторых - это делалось правильно. Пункты расположены по убывающей важности, а мы их рассмотрим по возрастающей, то есть, от двенадцатого к первому.

«Не отправлять пустые
мешки на небо»

Беседа о необходимости катехизации в наше время

П редлагаем вашему вниманию интервью с протоиереем Геннадием Фастом, председателем епархиального Отдела религиозного образования и катехизации, настоятелем храма Архангела Михаила и чуда его в Хонех.

«Главное - это человек, которого нужно привести к Богу»

Отец Геннадий, давайте начнем беседу с того, что я попрошу Вас раскрыть понятие «катехизация», коль скоро оно станет основным предметом нашего разговора.

Слово «катехизация» - греческое, и на русский язык переводится как «оглашение», или, может быть, понятнее для современного человека - «научение». Исходно под этим словом подразумевалась в христианской Церкви подготовка к святому крещению.

Катехизация предполагает сравнительно краткое и одновременно достаточно полное изложение христианской веры. Со временем христианская вера оформилась в Символ веры, который исповедует все христианство, и значение этого Символа веры традиционно и принято называть катехизисом.

Нашему Архангело-Михайловскому храму недавно владыкой Антонием присвоен статус катехизаторского. Скажите, какие изменения в приходской жизни повлечет за собой этот новый статус?

Каждое время имеет свое своеобразие, специфику. Позади эпоха гонений, которая сменилась эпохой бурного возрождения веры - это особенно конец 80-х гг. и 90-е гг. Это было время, когда возникали приходы, образовывались общины, открывались семинарии и монастыри, время невероятного строительства новых храмов и реставрации старых. То есть это было время возникновения.

Сейчас, скажем, не так-то уж и много храмов строится. Не часто открываются новые приходы. Этот процесс, конечно, продолжается и в наше время, но основным направлением все-таки является некое внутреннее преображение Церкви.

Не случайно с этими эпохами связаны имена патриархов. Умирает патриарх - и эпоха уходит вместе с ним. И сейчас, когда патриархом нашей Церкви является святейший патриарх Кирилл, в связи с его личностью, теми приоритетами, которые он видит и расставляет, катехизация становится основным направлением Церковной жизни. В связи с этим и присвоен нашему храму статус катехизаторского.

Уже почти 20 лет существует Отдел образования и катехизации Красноярской епархии. И если по линии образования у нас что-то делалось - были богословско-пастырские курсы, на приходах есть воскресные школы для детей и взрослых, работают православные гимназии - то по линии катехизации работа была нулевая. Буквально несколько приходов с 80-х годов занимались катехизацией и имеют на сегодняшний день достаточно богатый опыт катехизаторской работы. Это преимущественно приходы Енисейского благочиния.

Теперь пришло время здесь, в епархиальном краевом центре, заняться делом катехизации. Это значит, что катехизаторская работа должна вестись как для готовящихся к святому крещению, так и для прихожан.

- Как будет проходить катехизация людей, готовящихся к принятию святого крещения?

В виде огласительных бесед - это то, что действительно является новым и для этого храма, и для Красноярска вообще.

Поскольку любую задачу, как в физике, начинают решать исходя из начальных условий, мы, например, не можем сейчас ввести ту катехизацию, которую святой Кирилл Иерусалимский ввел в своей Церкви. Его 18 огласительных бесед на сегодняшний день являются предметом изучения в духовных академиях, а вовсе не при подготовке к святому крещению. Поэтому на сегодня мы должны исходить из той реальности, которая сложилась в крупном городе с достаточно жестким, быстрым ритмом жизни.

Реально принято такое решение: в Архангело-Михайловском храме будет малое и большое оглашение. Причем, предоставляем людям самим выбрать, какое оглашение им больше по душе.

Уже со следующей недели крещение без катехизации в нашем храме упраздняется.

Малое оглашение укладывается в одну неделю и состоит из двух бесед в среду и пятницу с семи часов вечера - время определяется тем, чтобы работающие люди могли успеть прийти. Это, конечно, очень-очень мало.

- Вот я и думаю, как можно все основы христианской веры уместить в две беседы?

Никак. Поэтому никакого систематического изучения христианской веры за две беседы невозможно. За две беседы катехизатор может что-то сказать человеку и как-то коснуться его сердца.

На первой беседе пришедшим задается вопрос о том, для чего они пришли креститься, как они понимают крещение, зачем им это нужно.

Почти никогда не бывает так, чтобы человек пришел креститься для прощения грехов, как сказано в Символе веры. Но зато очень часто крестятся по традиции, из патриотизма, а еще чаще - чтобы была какая-то защита, чтобы в жизни везло и т. д. И уж совсем печально, когда крестятся потому, что иначе бабка не берется лечить - т. е. получается - крещение не для прощения грехов, а для совершения греха.

Катехизатор с помощью вопросов выясняет, кто конкретно перед ним, какой тип. Люди разные - и это диктует, как ты с ними будешь беседовать и о чем говорить. Поэтому эти катехизаторские беседы минимально формализованы. Они должны быть живыми и обращенными к конкретному человеку, который сегодня здесь перед тобой.

- Понятно, т. е. нет заданного образца.

Да. Главное - это человек, которого нужно привести к Богу.

После вопросов предлагается чтение третьей главы Евангелия от Иоанна, где передана беседа Господа с Никодимом о рождении свыше. То есть пришедшим важно показать, что крещение - это рождение от воды и духа, это рождение свыше, через которое мы можем увидеть Царство Божие, стать ему причастными. Это внутренний духовный переворот, который происходит с человеком, когда он умирает для греха и оживает для Христа.

Дальше на этой же первой беседе рассказывается о первых четырех Заповедях Божиих, которые касаются отношения человека к Богу. Вторая беседа - это разговор об остальных семи Заповедях, где говорится об отношении человека с людьми и как раз о тех грехах, в которых человек, в основном, и живет.

В течение этой недели готовящийся к крещению также прочитывает Евангелие от Марка, учит наизусть молитву «Отче наш» и Символ веры, чтобы во время крещения произнести его самостоятельно.

Кроме того, следующий шаг - это покаяние. Апостол Петр говорит: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во прощение грехов». Исповедание без разрешительной молитвы принимает священник. А разрешение от грехов оглашаемые получают в святом крещении. То есть человек идет в купель за прощением тех грехов, в которых он только что покаялся, которые он осознал и которые делать больше не хочет, желая приступить к новой жизни.

Исповедание может совершаться отдельно от крещения, либо, если мало людей, непосредственно перед крещением.

Крещение будет совершаться соответственно канонам Церкви только полным погружением - для всех. Затем, на воскресной службе, крещеные могут впервые причаститься Святых Таинств Христовых.

- Отец Геннадий, расскажите о большом оглашении. Люди, конечно, будут выбирать его реже...

Да. Мы, кстати, понимаем, что некоторые не выберут ни то, ни другое, просто уйдут в другой храм. Это неизбежно.

Большое оглашение будет включать в себя шесть бесед. По две беседы в неделю - во вторник и четверг. Каждая беседа цельная. Первая беседа - о Боге, вторая и третья - о десяти Заповедях Божиих, четвертая - об Иисусе Христе, пятая - о рождении свыше, шестая - о Церкви.

Не важно, в какой последовательности они будут прослушаны. Допустим, на этой неделе у нас идут четвертая и пятая беседы. Не беда - можно начать с четвертой. Потому что если сказать человеку: «Вы не успели к первой беседе, приходите теперь через месяц», это собьет его с толку. А здесь, когда б ты ни пришел, ты можешь войти. Главное, чтобы были прослушаны все шесть бесед.

Таким образом, люди, выбравшие большое оглашение, пройдут более объемный и глубокий курс катехизации.

- А как насчет крещения младенцев? Должны ли крестные и родители проходить оглашение?

Да. В случае крещения младенцев оглашение проходят крестные, которые, как правило, бывают людьми светскими, далекими от церковной жизни, и как минимум один из родителей. Потому что если оба родителя не хотят веровать, тогда крещение ребенка и невозможно.

Кстати, оглашение в нашем храме теперь будут проходить все, изъявляющие желание повенчаться. С ними, конечно, будет нужна дополнительная беседа о значении супружеской жизни, о браке в христианском понимании. После чего пара исповедуется, причащается, и только затем - венчание.

- Батюшка, если люди являются воцерковленными, им ведь огласительные беседы проходить не обязательно?

Здесь могут быть разные случаи. Например, люди прошли оглашение, а через год принесли своего ребенка окрестить. Тогда, естественно, оглашение не повторяется.

И потом, если речь идет о воцерковленных прихожанах, вплоть до священников, у которых тоже и дети рождаются, и внуки, то, понятно, мы их не оглашаем.

То есть оглашение необходимо тем, кто до крещения или венчания жили вне Церкви, в лучшем случае - если Церковь была для них некоторым священным местом, куда они могли зайти поставить свечку.

В начале разговора, отец Геннадий, Вы сказали, что катехизация не завершается с крещением. Здесь, наверное, уместно будет рассказать о катехизации крещеных. В чем она заключается?

Для верных катехизация происходит через церковную проповедь, проповедь с амвона и другие формы. Что делается у нас в храме: мы начали чтение Священного Писания с последующим его толкованием на вечерних богослужениях в субботу.

Хотя по-настоящему в этой сфере мы еще не начали работать. Но обязательно будем это делать.

Мне надо сориентироваться, какая форма здесь более приемлема. Но все же я думаю, что воскресные вечера в нашем храме будут посвящены катехизации верных. Надеюсь, что на эти беседы будут приходить и прихожане других храмов.

«Оправдание нашего действия вот в чем: вышел сеятель сеять»

Получается, что с введением практики огласительных бесед существенно повысится если не количество новых членов Церкви, то их качество. Возможно, станет больше сознательных прихожан, а не захожан, забежавших поставить свечку.

Я приведу такой случай из жития Петра Александрийского. В Александрии третьего века, еще до принятия христианства империей, когда не было гонений, но были периоды спокойного бытия, крестилось очень много людей. И Петр Александрийский, явившись своему преемнику по этой кафедре, говорит: «Слушай, что вы нам так много пустых мешков посылаете на небо?» Мешок, образно говоря, это крещение, а в мешке - человек. И вот, мешок поступает, его развязывают, смотрят, а человека там нет. То есть посылать пустые мешки на небо - это перед Господом и грешно, и опасно. И за это мы будем нести большую ответственность. Поэтому просто крестить без оглашения - это неоправданно, а, порой, даже вредно. Вот почему святые отцы никогда этого не допускали.

На Московских Рождественских чтениях в этом году в секции катехизации это все обсуждалось. Возглавлял секцию Екатеринбургский архиепископ Викентий, были и другие архиереи, известные в церковных кругах священники. И вот, совместными усилиями участников секции был подготовлен документ, который отправлен на рассмотрение в Синод. Документ о том, чтобы полностью прекратить крещение без оглашения. Причем, в этом документе рекомендуется сорокадневное оглашение, покаянная беседа со священником, крещение полным погружением и участие оглашенных в жизни Церкви.

Кстати, у нас в храме на ектеньи об оглашенных имена оглашенных будут произноситься вслух: «Вернии об оглашенных - Петре, Татьяне и т. д. - помолимся, да Господь помилует их». И, конечно, по рекомендации Рождественских чтений оглашенные должны будут на литургии оглашенных присутствовать.

- Почему этому придается такое большое значение?

Если оглашенный участвует в жизни Церкви до крещения, то это практически полная гарантия его воцерковления после крещения, а также гарантия того, что мы приобретаем реального христианина, реального прихожанина.

Конечно, не надо строить иллюзий, что сейчас мы это дело начнем, и все быстро расцветет. Нет. Тем более я вполне понимаю проблему, что на сегодня наш храм единственный в городе, где ведется катехизация. Но, во-первых, я надеюсь, что за этим последуют некоторые другие храмы. Потому что архиерей, безусловно, благословит любого настоятеля, который пожелает ввести катехизацию оглашенных.

И, конечно, очень важно, чтобы началась катехизация оглашенных в кафедральном соборе, ведь этот храм в любом случае - образец, показатель.

- Итак, катехизация - это необходимость нашего времени.

Да. И должна делаться во исполнение слов Христа: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам». Здесь о научении говорится два раза: «идите и научите все народы, крестя их» и «уча их соблюдать». Опять же это - катехизация крещаемых и катехизация крещеных.

Идея научения - это корневая идея Евангелия и Церкви. Сам Господь именуется Учителем: Он не только Спаситель, но и Учитель. Очень важно сделать человека учеником Иисуса Христа.

Понятно, и практика показывает, что оглашение - это вовсе не панацея от всех бед. Человек может, если ему велено, пройти оглашение и после крещения благополучно в церкви больше ни разу не появиться - с тем же результатом, что и без оглашения. Да, это может быть. Здесь, если говорить о неком оправдании нашего действия, то оно вот в чем: вышел сеятель сеять. Это наша задача. А почва, она может быть и каменистой, и доброй, - и это очень часто от нас не зависит. Но, по крайней мере, мы сделаем то, что должны были сделать.