Глинка михаил иванович. Глинка михаил иванович Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Опера в пяти действиях Михаила Ивановича Глинки на либретто композитора В.Широкова, при участии К.Бахтурина, Н.Кукольника, Н.Маркевича, А. Шаховского, основанное на одноименной поэме Александра Сергеевича Пушкина.

Опера в пяти актах (восьми картинах)

Действующие лица:

Светозар, великий князь Киевский…………………………………бас

Людмила, дочь …………………………………………………………сопрано

Руслан, киевский витязь, жених Людмилы…………………………баритон

Ратмир, князь хазарский………………………………………………контральто

Фарлаф, витязь варяжский……………………………………………бас

Горислава, пленница Ратмира…..……………………………………сопрано

Финн, добрый волшебник …….……………………………………….тенор

Наина, злая волшебница………………………………………………меццо-сопрано

Баян, певец …….……………………….……………………………….тенор

Черномор, злой волшебник, карла.…………………………………без пения

Краткое содержание

Высокие хоромы великого князя Киевского Светозара полны гостей. Князь празднует свадьбу дочери Людмилы с витязем Русланом. Вещий Баян запевает песню о славе русской земли, о смелых походах. Он предсказывает судьбу Руслана и Людмилы: над героями нависла смертельная опасность, им уготованы разлука, тяжкие испытания. Руслан и Людмила клянутся друг другу в вечной любви. Ратмир и Фарлаф, завидуя Руслану, втайне радуются предсказанию. Однако Баян всех успокаивает: незримые силы защитят влюбленных и соединят их. Гости славят молодых. Снова звучат напевы Баяна. На этот раз он предсказывает рождение великого певца, который сохранит от забвения историю Руслана и Людмилы. 2 В разгар свадебного веселья раздается удар грома, все погружается во тьму. Мрак рассеивается, но Людмилы нет: она похищена. Светозар обещает руку дочери и полцарства тому, кто спасет княжну. Руслан, Ратмир и Фарлаф отправляются на поиски.

В далеком северном краю, куда странствия привели Руслана, живет добрый волшебник Финн. Он предсказывает витязю победу над похитившим Людмилу Черномором. По просьбе Руслана Финн рассказывает свою историю. Бедный пастух, он полюбил красавицу Наину, но та отвергла его любовь. Ни подвигами, ни богатством, добытым в смелых набегах, не мог он завоевать сердце гордой красавицы. И лишь с помощью магических чар Финн внушил Наине любовь к себе, но Наина тем временем стала дряхлой старухой. Отвергнутая волшебником, теперь уже она преследует его. Финн предостерегает Руслана против козней злой волшебницы. Руслан продолжает свой путь.

Ищет Людмилу и Фарлаф. Но все, что встречается на пути, пугает трусливого князя. Неожиданно перед ним появляется страшная старуха. Это Наина. Она хочет помочь Фарлафу и этим отомстить Финну, который покровительствует Руслану. Фарлаф торжествует: близок тот день, когда он спасет Людмилу и станет обладателем Киевского княжества.

Поиски приводят Руслана в зловещее пустынное место. Он видит поле, усеянное костями павших воинов и оружием. Туман рассеивается, и перед Русланом возникают очертания огромной Головы. Она начинает дуть навстречу витязю, поднимается буря. Но, пораженная копьем Руслана, Голова откатывается, и под ней обнаруживается меч. Голова рассказывает Руслану историю двух братьев - великана и карлика Черномора. Карлик хитростью одолел своего брата и, отрубив ему голову, заставил ее сторожить волшебный меч. Отдавая меч Руслану, Голова просит отомстить злому Черномору.

Волшебный замок Наины. Девы, подвластные колдунье, приглашают путников укрыться в замке. Здесь же тоскует возлюбленная Ратмира - Горислава. Появившийся Ратмир не замечает ее. В замок Наины попадает и Руслан: он очарован красотой Гориславы. Витязей спасает Финн, разрушающий злые чары Наины. Ратмир, возвращенный Гориславе, и Руслан вновь отправляются в путь на поиски Людмилы.

В садах Черномора томится Людмила. Ничто не радует княжну. Она тоскует по Киеву, по Руслану и готова покончить с собой. Невидимый хор слуг уговаривает ее подчиниться власти чародея. Но их речи вызывают лишь гнев гордой дочери Светозара. Звуки марша возвещают о приближении Черномора. Рабы вносят на носилках карлика с огромной бородой. Начинаются танцы. Внезапно раздается звук рога. Это Руслан вызывает Черномора на поединок. Погрузив Людмилу в волшебный сон, Черномор уходит. В бою Руслан срезает Черномору бороду, лишая его чудесной силы. Но он не может пробудить Людмилу от волшебного сна.

Начинается опера со сцены княжеского пира. Князь отдаёт дочь свою (Людмилу) за героя – Руслана. Сам герой хорош, да и Людмила любит его, отвергая всех других претендентов на свою руку: Фарлафа и Ратмира. Тут Баян в песне предсказывает нелёгкую судьбу Руслана и Людмилы. Им помешает злая сила, но кончится всё хорошо.

И действительно, тут становится темно, а когда «дым» рассеивается, то оказывается – Людмилу похитили. Баян говорит, что сделал это злой колдун Черномор.

Конечно, Руслан отправляется спасать свою невесту. Другие «женихи» тоже решают попытать счастья.

На своём пути Руслан встречается с волшебником – Финном, который рассказывает ему свою историю. В молодости он никак не мог покорить красавицу Наину. Когда же от отчаяния прибег к чарам, то влюбил в себя уже старушку Наину. Теперь она преследует его, а он в ужасе скрывается.

Теперь Руслан проходит ещё одно испытание – встречает Наину, которая заманивает его в прекрасный дворец, где полно яств, драгоценностей и красавиц. Тут уже и Ратмир, за которым спешит влюбленная в него Горислава. Мужчины заколдованы, они обо всём забыли. Но от чар Наины их спасает Финн. Ратмир возвращается к Гориславе. А Фарлаф давно готов был отступиться от Людмилы, но Нана обещает ему волшебную помощь.

Тем временем Людмила в плену у Черномора отказывается от его подарков. А Руслан вызывает его на бой. Герой отрубает колдуну бороду, в которой и содержалась его могущество.

Вместе с заколдованной Людмилой Руслан возвращается к её отцу. Тут Фарлаф пытается разбудить княжну, но получается это лишь у Руслана.

Опера учит тому, что добро обязательно побеждает.

Картинка или рисунок Глинка - Руслан и Людмила

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Маленькая хозяйка Большого дома Лондон

    Есть люди, жизнь которых насыщенна трагедией и трудностями с самого ее начала. Про таких говорят: «Лучше бы они не рождались совсем». Одна юная особа, которая славилась крепким характером и храбростью

  • Краткое содержание Дюма Граф Монте Кристо

    Эдмон Дантес, заменивший капитана корабля Фараон, прибывает в порт города Марсель. Там его ждёт невеста Мерседес и пожилой отец.

  • Бажов

    Павел Петрович Бажов появился на свет в семье металлурга. Духовное формирование мальчика происходило в среде горняков, людей серьезных и упорных, и в то же время по-своему творческих. С детства он впитал в себя рассказы заводских рабочих

  • Краткое содержание Дубов Сирота

    Жизнь часто бывает не такой, какой бы мы хотели в наших мечтах. Многие люди говорят – с кем поведешься, то и наберешься. И все же, хочется верить, что эта фраза касается не всех. Может, жизнь иногда и вынуждает

  • Краткое содержание Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка Гоголя

    Главный персонаж повествования в юных летах являлся послушным ребенком и учеником, неизменно заслуживающим похвалы у родителей и учителей. Успешно закончив школу, он поступает в полк пехотинцев и исправно там служит до наступления 40 лет

Волшебная опера в 5 действиях. Либретто по мотивам одноименной поэмы А. С. Пушкина написано композитором совместно с К. Бахтуриным, А. Шаховским, В. Ширковым, М. Гедеоновым, Н. Кукольником и Н. Маркевичем.
Первое представление состоялось 27 ноября 1842 года в Петербурге на сцене Большого театра.

Действующие лица:
Светозар, великий князь киевский, бас
Людмила, дочь его, сопрано
Руслан, киевский витязь, жених Людмилы, баритон
Ратмир, князь хазарский, меццо-сопрано
Фарлаф, витязь варяжский, бас
Горислава, пленница Ратмира, сопрано
Финн, добрый волшебник, тенор
Наина, злая волшебница, меццо-сопрано
Баян, певец, тенор
Черномор, злой волшебник, без слов

Первое действие. Первая картина. В гриднице киевского князя Светозара празднуется свадьба его дочери Людмилы с храбрым витязем Русланом. Среди пирующих - два отвергнутых жениха Людмилы - хазарский князь Ратмир и варяжский витязь Фарлаф. Здесь же и старец-певец Баян. Перебирая струны гуслей, Баян в вещей песне предсказывает судьбу жениха и невесты - им грозят испытания, бедствия. Но верность и любовь победят опасности, за горем придет радость. Ликуя, все поднимают заздравные чаши, славят молодых.

Людмила прощается с отцом, подружками, родным домом. Шутливо обращается она к Фарлафу - просит простить ее отказ. Об этом же просит она и Ратмира, напоминая ему, что в покинутом гареме дожидается князя любимая подруга.

Молодых отводят уже в опочивальню, как вдруг...

Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом все смерклось, все дрожит,
И замерла душа в Руслане...

Мрак рассеивается, Людмилы нет,- она похищена. Светозар в отчаянии. Он призывает витязей отправиться на поиски Людмилы и обещает отдать дочь в жены тому, кто сумеет найти и вернуть ее. Руслан, Ратмир и Фарлаф тут же откликаются на призыв князя. Надежда снова рождается в сердце Ратмира и Фарлафа.

Второе действие. Первая картина. Грустный, едет на своем коне одинокий Руслан. Перед ним возникает пещера. Склонившись над книгой, сидит мудрый старец Финн. Приветливо встречает он Руслана и открывает ему, что похититель Людмилы - злой волшебник Черномор.

Отвечая на вопросы Руслана, Финн рассказывает о своей жизни, о том, как он любил красавицу Наину, которая оказалась злой волшебницей. В надежде завоевать благосклонность Наины, Финн обратился к изучению «страшных тайн природы», овладел наукой волшебства. Но Наина уже потеряла свою красоту и превратилась н маленькую, сморщенную, злую старушонку.

Руслан отправляется к Черномору по указанному старцем пути.

Вторая картина. Пока Руслан беседует с Финном, трусливый Фарлаф продолжает поиски Людмилы. Он попадает в лесную чащу, где встречает маленькую дряхлую старушку. Фарлаф в ужасе, он трепещет от страха. Но старушка - это волшебница Наина - ободряет варяжского витязя. Она поможет Фарлафу победить Руслана и отыскать Людмилу. Пусть он возвращается домой и ждет ее зова.

Хвастливый Фарлаф торжествует - Людмила будет принадлежать ему.

Третья картина. Руслан продолжает свой путь. Он попадает на поле, усеянное костями павших воинов. Руслан погружается в глубокое и горестное раздумье.

Среди разбросанного по полю оружия витязь находит для себя копье и щит, нет лишь меча. Руслану он необходим, и витязь продолжает поиски.

Постепенно над полем рассеивается туман. Перед изумленным Русланом возникает громадная голова. Голова живая, она дышит и храпит во сне. Храбрый витязь пытается нарушить ее сон. Рассерженная голова начинает дуть навстречу Руслану, пытается опрокинуть его. Но ловкий и сильный витязь ударяет ее копьем. Голова покачнулась, и под ней оказался невидимый дотоле заветный меч. Руслан берет его. и снова устремляется в путь.

Третье действие. Первая картина. Злая Наина пытается задержать Ратмира. Она воздвигла волшебную стену - на ней прекрасные девы. Они заманивают молодого Ратмира песней, полной неги и страсти. В поисках Ратмира приходит покинутая им Горислава. Она сетует на свою печальную судьбу, горячо призывает любимого. Силой колдовства Наины возникает волшебный замок. Появляется усталый Ратмир. Он хочет остановиться на ночлег, отдохнуть, но проносящиеся мимо видения прекрасных дев не позволяют ему уснуть. Девы увлекают, завораживают его, он уже не думает о Людмиле.

Наина приводит в замок Гориславу. Но Ратмир почти не замечает ее. В замке показывается Руслан - его тоже завлекла сюда Наина. Девы своими танцами и пением очаровывают Руслана. Он, как и Ратмир, почти забыл Людмилу. Но появление Финна разрушает злые чары Наины. Волшебный замок исчезает. Руслан, Ратмир, Горислава и Финн улетают на ковре-самолете за Людмилой.

Четвертое действие. Первая картина. В садах Черномора тоскует Людмила. Ни роскошь, ни радости, которые сулят ей таинственные голоса, не могут отвлечь Людмилу от мыслей о родном Киеве и любимом женихе. Снова и снова вспоминает она Руслана.

С пышной свитой появляется Черномор. Во дворце начинаются танцы. Их прерывают звуки рога, возвещающие о прибытии Руслана. Витязь вызывает Черномора на бой. Черномор принимает вызов. Людмилу усыпляют.

В воздухе проносятся Черномор и Руслан, витязь крепко держится за бороду волшебника, в которой таится магическая сила Черномора. Мечом отсекает он эту бороду.

Вместе с Ратмиром и Гориславой спешит Руслан к своей Людмиле. Но она спит крепко и непробудно, волшебные чары еще не разрушены. Руслан решает немедленно ехать в Киев.

Пятое действие. Первая картина. Ночь. Руслан остановился на отдых. Все уснули. Спящую Людмилу охраняет Ратмир. Но злая Наина не забыла о своем обещании Фарлафу, она подкрадывается и усыпляет Ратмира. Вслед за ней появляется Фарлаф; он убивает Руслана и увозит Людмилу.

Придя в себя, Ратмир в отчаянии зовет Финна. Добрый волшебник, появившись, окропил Руслана мертвою водою,

И раны засияли вмиг,
И труп чудесной красотою
Процвел: тогда водой живою
Героя старец окропил,
И бодрый, полный новых сил,
Трепеща жизнью молодою,
Встает Руслан.

Вторая картина. Киев. В горнице Светозара «на одре высоком, на одеяле парчевом княжна лежит во сне глубоком». Над ней склонился отец, плачут подруги. Фарлаф бессилен - он не может пробудить Людмилу от волшебного сна.

В Киев следом за своей княжной прискакал спасенный Финном Руслан. Увидя его, перепуганный насмерть Фарлаф скрывается.

Руслан склоняется над Людмилой, и княжна - «вздохнув, открыла светлы очи». Все славят Руслана и Людмилу.

«Руслан и Людмила » - эпическая опера в пяти действиях. Композитор - . Либретто автора в сотрудничестве с Валерианом Фёдоровичем Ширковым, Константином Александровичем Бахтуриным, Николаем Андреевичем Маркевичем, Нестором Васильевичем Кукольником и Александром Михайловичем Гедеоновым. Премьера состоялась 27 ноября 1842 года на сцене в Санкт-Петербурге. Сюжет основан на одноименной поэме Александра Сергеевича Пушкина. Действие разворачивается в Древней Руси в Киеве и сказочных местах. В день свадьбы витязя Руслана и княжеской дочери Людмилы исчезает невеста. Царь Светозар обещает полцарства тому, кто вернет ему единственную любимую дочь. Трое витязей – Руслан, Фарлаф и и Ратмир выезжают на поиски (каждый из них влюблен в Людмилу). Череда приключений в сказочных мирах привела Ратмира к смерти, Фарлафа – к подлости и изгнанию из царства, а Руслана к жене Людмиле. Пробудив любимую ото сна с помощью поцелуя и волшебного перстня, Руслан возвращает себе желанную жену и славу доброго воина.

История создания

Михаил Иванович написал первые отрывки оперы в 1837 году и трудился над произведением 5 лет. Он знал, что Пушкин хотел переделать некоторые отрывки поэмы, но преждевременная кончина Александра Сергеевича заставила Глинку обратиться к другим поэтам. Вокруг истории написания либретто ходит много слухов. Одни говорят, что композитор вел себя беспечно и необдуманно, другие, напротив, отмечают кропотливую работу и самоотверженность в создании текста. Причиной тому послужили рассказы самого Глинки. В один из вечеров композитор воодушевленно играл музыкальные зарисовки из «Руслана и Людмилы » в компании Нестора Васильевича Кукольника и Константина Александровича Бахтурина. Бахтурин, вдохновившись идеей оперы, всего за полчаса и «на пьяную голову» написал план будущей оперы. И, представьте себе, либретто составлено по той записке! Глинка провел огромную работу, проработав либретто во всех подробностях, уделив внимание как основной линии, так и мельчайшим деталям. Об этом свидетельствую дошедшие до наших дней рукописи и заметки композитора. Либретто написано с сохранением стихов Александра Сергеевича Пушкина, но с изменением некоторых персонажей и корректировкой сюжетной линии.

Премьеру «Руслана и Людмилы» встретили довольно прохладно, а царская семья и вовсе покинула спектакль, не дожидаясь его окончания. Несмотря на это, опера выдержала 32 показа в Санкт-Петербурге, а затем ровно столько же в Париже. Успех оперы был постепенным, от спектакля к спектаклю публика рукоплескала все больше, возможно, это связано с тем, что все больше публики демократического толка начало посещать оперные спектакли. Ставится опера и сегодня как на отечественной сцене, так и за рубежом.

В опере торжествует благородство, верность и героизм, осуждается подлость и трусость. Произведение пронизано противостоянием света и тьмы. Множество ярких героев показывают разнообразие жизни во всей красе. Мужественный витязь Руслан спасает свою прекрасную жену Людмилу… Сочных красок добавляют опере и другие важные герои: вдохновляющий Баян, страстный Ратмир и трус Фарлаф, мудрый Финн, злобная Наина и жестокий колдун Черномор. Монументальные образы близки по духу каждому слушателю, ведь в опере воспеваются истинные ценности настоящего человека.

В защиту художественной ценности оперы выступал В.Ф. Одоевский: "Почти все музыки соединились в опере: восточная и западная, русская и италиянская, германская, финская, татарская, кавказская, персидская, арабская - и все это образует художественное, истинно картинное целое..."

Занимательные факты:

  • Премьера оперы состоялась в шестилетнюю годовщину первой оперы Михаила Ивановича Глинки « » (на той же сцене и в ту же дату).
  • Исходный экземпляр партитуры не сохранился. Единственная полная рукопись сгорела при пожаре в 1859 году. Над восстановлением оперы работали Николай Андреевич , Милий Алексеевич Балакирев и Анатолий Константинович Лядов.
  • Костюмы к опере были созданы по указаниям Карла Брюллова
  • На одной из репетиций Глинка сам исполнил балладу Финна вместо заболевшего исполнителя этой партии Леонова.
  • Музыка оперы была горячо принята и Ф. Листом, который на концертах с удовольствием играл собственное переложение марша Черномора

Руслан и Людмила (Глинки)

Руслан и Людмила
"
Сцена из первого действия оперы в постановке Мариинского театра
Композитор М. И. Глинка
Автор(ы)
либретто
Валериан Ширков, Константин Бахтурин, Михаил Глинка
Источник сюжета
Жанр Сказочная опера
Количество действий 5 действий
Год создания
Первая постановка 27 ноября (9 декабря)
Место первой постановки Большой театр , Петербург

«Руслан и Людмила» - опера Михаила Ивановича Глинки (в 5 действиях). Либретто Валериана Ширкова, Константина Бахтурина и Михаила Глинки по одноимённой поэме Александра Пушкина .

История создания

«Первую мысль о Руслане и Людмиле подал мне наш известный комик Шаховский… На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей „Руслан и Людмила“, сказал, что он бы многое переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить это намерение» - так описывает Глинка зарождение замысла оперы «Руслан и Людмила». Композитор начал работать над оперой в 1837 году, не имея еще готового либретто. Из-за смерти Пушкина он был вынужден обращаться к второстепенным поэтам и любителям из числа друзей и знакомых; среди них были Нестор Кукольник (1809-1868), Валериан Ширков (1805-1856), Николай Маркевич (1804-1860) и другим.

В текст оперы вошли некоторые фрагменты поэмы, но в целом он написан заново. Глинка и либреттисты внесли ряд изменений в состав действующих лиц. Исчезли одни персонажи (Рогдай), появились другие (Горислава); подверглись некоторой переделке и сюжетные линии поэмы.

Замысел оперы в значительной степени отличается от литературного первоисточника. Гениальной юношеской поэме Пушкина (1820), основанной на темах русского сказочного эпоса, присущи черты лёгкой иронии, шутливого отношения к героям. От такой трактовки сюжета Глинка отказался. Он создал произведение эпического размаха, исполненное больших мыслей, широких жизненных обобщений. В опере воспеваются героизм, благородство чувств, верность в любви, высмеивается трусость, осуждаются коварство, злоба, жестокость. Через все произведение композитор проводит мысль о победе света над тьмой, о торжестве жизни. Традиционный сказочный сюжет с подвигами, фантастикой, волшебными превращениями Глинка использовал для показа разнообразных характеров, сложных взаимоотношений между людьми, создав галерею человеческих типов. Среди них - рыцарски благородный и мужественный Руслан, нежная Людмила, вдохновенный Баян, пылкий Ратмир, верная Горислава, трусливый Фарлаф, мудрый Финн, коварная Наина, жестокий Черномор.

Опера писалась Глинкой в течение пяти лет с большими перерывами: она была закончена в 1842 году. Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) того же 1842 года на сцене в Петербурге (Cм. Belcanto.Ru , авторы В. Панкратова, Л. Полякова).

Действующие лица

  • Светозар, великий князь киевский, - бас .
  • Людмила, его дочь, - сопрано .
  • Руслан, витязь, жених Людмилы, - баритон .
  • Фарлаф, витязь варяжский, - бас.
  • Горислава, пленница Ратмира, - сопрано.
  • Финн, добрый волшебник, - тенор .
  • Баян , сказитель, - тенор.
  • Наина, злая волшебница - меццо-сопрано .
  • Черномор , карлик, злой волшебник, - роль без слов.

Сыновья Светозара, витязи, бояре и боярыни, сенные девушки, няни и мамки, отроки, гридни, чашники , стольники , дружина и народ; девы волшебного замка, арапы , карлы, рабы Черномора, нимфы и ундины . Действие происходит во времена Киевской Руси .

Либретто

Действие 1

Светозар, великий князь киевский, устраивает пир в честь своей дочери Людмилы. Претенденты на руку Людмилы - витязи Руслан, Ратмир и Фарлаф - окружают прекрасную княжну. Людмила подает руку Руслану. Князь одобряет выбор дочери, и пир переходит в свадебное торжество. Баян предрекает в своих песнях беду, грозящую молодой чете, но он же поет о том, что любовь Руслана и Людмилы воспоет поэт севера. Народ желает счастья молодой чете. Вдруг страшный гром потрясает хоромы. Когда все приходят в себя, оказывается, что Людмила исчезла. Светозар в отчаянии обещает руку Людмилы тому, кто возвратит исчезнувшую княжну.

Действие 2

Картина 1. Руслан в хижине волшебника Финна. Здесь молодой витязь узнает, что его невеста находится во власти злого карлика Черномора. Финн повествует о своей любви к надменной красавице Наине и о том, как он попытался чарами воспламенить в ней любовь к себе. Но он в страхе бежал от своей возлюбленной, которая к тому времени состарилась и стала ведьмой. Любовь Наины обратилась в великую злобу, и теперь она будет мстить всем влюбленным.
Картина 2. Фарлаф также старается напасть на след Людмилы. Его союзница, волшебница Наина, советует ему не делать ничего иного, как идти вслед за Русланом, который наверняка найдет Людмилу, и тогда Фарлафу останется только убить его и завладеть беззащитной девушкой.
Картина 3. Тем временем Руслан уже далеко. Конь приносит его на заколдованное поле, усеянное мертвыми костями. Огромная голова - жертва Черномора - насмехается над Русланом, и тот наносит ей удар. Появляется волшебный меч, голова умирает, но успевает поведать тайну: только этим мечом можно отсечь бороду Черномора и лишить его колдовской силы.

Действие 3

Дворец волшебницы Наины. Она обещала Фарлафу избавить его от соперников. Ее чаровницы заманили к себе Ратмира и не отпускают его, лишая воли, обольщая его песнями танцами и своей красотой. Потом его должна убить Наина. Такая же участь ждет и Руслана. Тщетно пытается помешать чарам Наины ее пленница Горислава, покинувшая свой гарем в поисках Ратмира. Но появляется Финн и освобождает героев. Они все вместе отправляются на север.

Действие 4

Во дворце Черномора музыкой и танцами развлекают Людмилу. Все напрасно! Княжна думает только о своем возлюбленном Руслане.

Но вот звучит боевой рог: Руслан перед дворцом Черномора! Черномор погружает Людмилу в глубокий сон, а затем принимает вызов Руслана на смертный бой. Волшебным мечом Руслан отрезает карлику бороду, в которой содержалось его могущество. Руслан побеждает Черномора и спешит к Людмиле. Но княжна не чувствует объятий Руслана, она спит глубоким сном…

Действие 5

Во дворце Светозара в Киеве оплакивают прекрасную Людмилу, которую никто не может разбудить. Но волшебство можно победить только волшебством. Друг и помощник Руслана, волшебник Финн, освобождает Людмилу от чар злого Черномора. Людмила просыпается и под ликование всех присутствующих падает в объятия Руслана.

Известные исторические аудиозаписи

  • Марк Рейзен , Валерия Барсова , Елизавета Антонова, Василий Лубенцов, С.Хромченко, Никандр Ханаев , Елена Сливинская, Любовь Ставровская. Хор и оркестр Большого театра , дирижер Самуил Самосуд . .
  • Иван Петров , Вера Фирсова , Евгения Вербицкая, Алексей Кривченя , Сергей Лемешев , Георгий Нэлепп , Владимир Гаврюшов, Нина Покровская. Хор и оркестр Большого театра , дирижер Кирилл Кондрашин . .
  • Евгений Нестеренко , Б.Руденко , Тамара Синявская , Борис Морозов, Александр Архипов, Алексей Масленников, Н.Фомина, Валерий Ярославцев, Галина Борисова. Хор и оркестр Большого театра , дирижер Юрий Симонов . . mp3

Сноски

Ссылки

  • Краткое содержание (синопсис) оперы «Руслан и Людмила» на сайте «100 опер»
  • Александр Ведерников: «Рондо Фарлафа вообще-то на 69 тактов длиннее»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Руслан и Людмила (Глинки)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Руслан и Людмила (значения). Опера Руслан и Людмила … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Руслан и Людмила (значения). Руслан и Людмила … Википедия

    Руслан и Людмила: Руслан и Людмила поэма А. С. Пушкина. Руслан и Людмила опера М. И. Глинки на сюжет Пушкина. Руслан и Людмила фильм 1914 года. Руслан и Людмила фильм 1938 года. Руслан и Людмила фильм 1972 года. Руслан и Людмила магическое… … Википедия

    - (Людмила) славянское Род: женский Этимологическое значение: «милая людям» Мужское парное имя: Людмил Производ. формы: Люда, Людка, Людочка, Людок, Людочек, Мила, Милка, Милочка, Люся, Люська, Люсёк, Люсенька, Люсик … Википедия

    Герой поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» (1817 1820, пролог 1824 1825, ред. «Людмила и Руслан»). Имя Р. заимствовано из лубочной сказки «О Еруслане Лазаревиче». Р. у Пушкина «витязь беспримерный, в душе герой», в котором выражены идеальные… … Литературные герои

    У этого термина существуют и другие значения, см. Руслан (значения). Руслан тюркское Производ. формы: Руся, Русик, Русланчик,Рус Иноязычные аналоги: англ. Ruslan, Rouslan араб. روسلان‎‎ ивр. רוסלן … Википедия

    Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки … Википедия