Храм свт николая на болвановке. Церковь николая чудотворца на болвановке. Тайны Немецкой слободы

Древняя заяузская местность Болвановка являет собой первую загадку. Дело в том, что с XV века в Замоскворечье известна местность с точно таким же именем «Болвановка», и их очень часто путают. По московскому преданию, так называлось место в покоренной татаро-монголами Руси, где якобы стоял «болван» – то ли языческий идол, то ли войлочное изображение монгольского хана как знак его величия. (Иные исследователи считают, что на заяузской Болвановке стоял не татарский, а древнерусский языческий идол, изображавший солнце.)

Ханский двор в Замоскворечье, где проходила главная дорога из Москвы в Орду, достоверно существовал. Иногда считается, что он был переведен сюда из Кремля еще во времена святителя Алексия: за чудесное исцеление жены хана Тайдулы ему подарили принадлежавшую хану кремлевскую территорию, на которой он построил Чудов монастырь, а двор хана перенесли в Замоскворечье, где образовался политический центр Золотой Орды. Там-то великий Иван III и растоптал в 1480 году ханскую басму, отказавшись платить дань, что стало концом татаро-монгольского ига. По легенде, точно на том месте был позднее выстроен Спасо-Преображенский храм.

А что же было на Таганке? Наиболее стройная и обоснованная версия ученых гласит, что в древности здесь тоже проходила часть дороги в Орду, которая затем приближалась к Кремлю и перекидывалась в Замоскворечье. Реже встречается мнение, что до времен Ивана III именно здесь, на заяузской Болвановке, на восточных подступах к Москве, великие князья с почетом встречали послов Золотой Орды, слушали ханские приказы, которые послы зачитывали, ступив на подстеленные на землю соболя, присягали хану и приносили сюда собранную дань. Так что здесь тоже мог быть свой «болван» –изображение хана. А потом ордынский центр окончательно переместился в Замоскворечье. Впрочем, иногда даже и ученые разделяют мнение, что на заяузской Болвановке, а не в Замоскворечье, Иван III растоптал басму. Еще предполагают, что тут, на будущей Таганке (этот топоним возник позднее), как и в Замоскворечье, подле дороги в Орду селились мирные татары, которые могли поставить тут «болван» – изображение хана или даже капище с идолами.

Достоверно известно лишь то, что от Таганки начиналась очень древняя дорога на юг, по которой и ездили в Орду, и называлась эта дорога Болвановкой. Она и могла дать имя заяузской местности, если обе московские Болвановки не были связаны между собой каким-то общим понятием. Именно по этой дороге шло из Москвы на Куликово поле войско Дмитрия Донского. Оттого в наше недавнее время на бывшей Нижне-Болвановской, а ныне Яузской улице поставлен высокий закладной крест, знаменующий, что на этом месте будет открыт памятник благоверному князю Димитрию Донскому.

Другая версия ученых связывает название «Болвановка» (и таганская, и замосквореченская) с деятельностью местных ремесленников, которые изготовляли металлические чугунки-болванки, необходимые для древнего литейного или гончарного дела, – ведь рядом жили и котельники, и кузнецы, и гончары. Такая же ситуация была и в Замоскворечье, где слобода кузнецов соседствовала с собственно Болвановкой. Возможно заяузские мастера (в отличие от замосквореченских) делали не металлические, а деревянные болванки для пошива мужских головных уборов, что породило версию, будто бы в старину на Таганке целой Болвановской слободой жили шляпных дел мастера. Им или поставляли точеные из дерева болванки, или они делали их сами. Есть мнение, что рядом, на Швивой горке, жили древние московские портные – швецы, оттого горка и была названа Швивой. Тогда вполне вероятно, что на соседней Болвановке могли действительно жить шляпники, и что в этом районе древней Москвы производили готовую одежду.

Две старомосковские улицы – Нижняя и Верхняя Болвановская (ныне Радищевские) – отразили и топографические особенности местности, где был высокий Таганский холм, по преданию, один из семи холмов Москвы. Нижняя Болвановка находилась у подножия холма, подле Яузы, а Верхняя – на самой горе. И именно здесь, на вершине этого высокого, крутого холма, суждено было появиться прекрасному православному храму, освященному во имя святого Николая Чудотворца, которого татаро-монголы называли «русским богом». Но до этого было еще далеко. Прежде Таганке было суждено перевернуть еще одну страницу в летописи своей истории.

Тайны Немецкой слободы

На этой странице старая Таганки тоже «соперничала» с Замоскворечьем. Именно здесь, на заяузской Болвановке, в XVI веке располагалась московская Немецкая слобода, которую традиционно соотносят с другим – Лефортовским районом на правом берегу Яузы и с Замоскворечьем.

Действительно, самая первая Иноземная слобода появилась в Замоскворечье при великом князе Василии III. Там он поселил своих иностранных наемников, подальше от московского люда (как известно, в старину москвичи называли «немцами» всех иностранцев, кто не говорил по-русски – «немые», «не могущие ответить»), предоставил им льготы и права, например на относительно вольное употребление спиртного. Чуть позже, при Иване Грозном, который поселил в Замоскворечье и своих стрельцов, там открылся и первый московский кабак. Оттого замосквореченская Иноземная слобода, по легенде, называлась «Наливки» – от часто звучавшего там требования: «Налей-ка!», которого простым москвичам еще не дано было часто употреблять.

В 1547 году заяузская Болвановка сгорела в печально знаменитом пожаре, что вспыхнул через полгода после коронации Ивана Грозного. Но уже в 1560–1570-х годах Иноземная слобода была переведена из Замоскворечья на левый берег Яузы и именно на Болвановку. Причиной тому стало огромное количество военнопленных, взятых в ходе Ливонской войны, которые и поселились на заяузской Болвановке. По воспоминаниям Джерома Горсея советники объяснили государю Иоанну Васильевичу, что есть разница между его пленниками и его врагами. Более того, из этих помилованных пленных, а в их числе были и французы, и голландцы, и шотландцы, и англичане, царь создал боевой отряд, сражавшийся на его стороне против крымских татар. Воинам дали хороший рацион, сильных лошадей и огнестрельное оружие, которое сильно испугало крымских татар, после чего ливонские пленники «жили в милости» у русского государя.

В 1579 году население Иноземной слободы в Заяузье насчитывало более 400 человек. На Болвановке появилось свое Немецкое кладбище (старое; самое первое было в Замоскворечье), и надгробные плиты с латинскими эпитафиями позднее пошли на кладку Никольской церкви.

По поводу дальнейшей судьбы московской Немецкой слободы среди ученых существуют разногласия: одни считают, что знаменитая слобода на Кукуе в будущем Лефортово, на правом берегу Яузы, возникла одновременно с Болвановской. Другие же полагают, что Иноземная слобода была просто переведена с Болвановки на Кукуй, где при Борисе Годунове ее населению разрешили построить кирху, завести мельничное дело, дали льготы, ссуды и проч.

Самое интересное, что в заяузской Болвановке тоже, как и в Замоскворечье, жили московские стрельцы. О том свидетельствует название местного Тетеринского переулка, напоминающее, как считается, о стрелецкой Тетеринской слободе. Согласно старинной московской традиций, переулок был назван по фамилии начальника слободы, стрелецкого головы Тетерина, который при Иване Грозном участвовал в походе на Астрахань и возглавлял стрелецкий полк, который и был, вероятно, здесь расположен.

Храм на седьмом холме

История Таганской слободы, в которой появилась Никольская церковь, тоже причудливым образом перекликается с Замоскворечьем. В Заяузье были скучены дворцовые ремесленные слободы, которые особенно развивались здесь после перевода Немецкой слободы в Лефортово. Ремесленники одной такой слободы изготовляли таганы – чугунные треножники-подставки для походных котлов и горшков, на которых варили пищу на костре, отчего и произошло название местности. Здесь же по соседству, в Котельнической слободе, изготовляли сами котлы, а горшки – в Гончарной слободе, от которой осталось имя Гончарной улицы и слободской храм Успения в Гончарах. Котлы и горшки вместе с таганами поставляли главным образом в армию, но пользовалось ими, конечно, и мирное население.

Менее распространено мнение, что слово «Таганка» родом из татарского языка, наследство времен ига, когда татары селились в Москве у дороги в Орду. Возможно, что «таган» в переводе с тюркского означает «гора», «холм», «вершина горы», что вполне соответствует природным особенностям этой местности. В конце XVI века при Борисе Годунове здесь появились Таганские ворота Земляного города, названные по главной местной слободе, и около них стали заселяться многочисленные ремесленные слободы. Оттого возникла другая версия о происхождении имени Швивой горки: будто явилось оно от прозвища «Вшивая», означавшего, что здесь селился простой мастеровой люд.

Столь многочисленным слободам требовалось иметь собственные приходские церкви. Так и получилось, что этот район в старину был буквально усеян храмами. Воскресенский, Успенский, два Никольских, два Космодамиановских, Никитский… Многие из них были снесены или перестроены до неузнаваемости после революции, но и сейчас два уцелевших храма – Никольский на Болвановке и Успения в Гончарах – стоят буквально друг против друга. Теперь это кажется странным, а тогда было естественным слободским разделением. Церковь Успения в Гончарах была приходским храмом московских гончаров, которые поселились здесь из-за близости Яузы – река была необходима для гончарного дела и уберегала центральный город от «огнеопасной» Гончарной слободы. А Никольский храм стал приходским для местных ремесленников Болвановской слободы и, возможно, самих таганцев, пока не появился храм Воскресения словущего, стоявший на стрелке Марксисткой (Пустой) и Таганской (Семеновской) улиц, где сейчас площадь перед таганским гастрономом. Эта церковь была построена позже Никольской, в 1654 году, в благодарность за избавление от эпидемии чумы, от которой тогда особенно пострадало Заяузье. Предположительно ее возводил зодчий Дмитрий Старцев – отец и учитель архитектора Осипа Старцева, который потом построил храм Николая Чудотворца на Болвановке.

Храм же Николая Чудотворца на Болвановке был относительно молодым среди московских церквей. Первый, деревянный, храм известен только с 1632 года и не существовал до Романовых, хотя крайне редко встречается утверждение, что он был основан в 1506 году. Приход у него уже сложился – в 1632 год Таганская слобода насчитывала 93 двора. Об истории его строительства существует две версии. Согласно первой, в 1682 году патриарх Иоаким благословил возведение каменной Никольской церкви, той самой, что чудом дожила до нашего времени. Однако у прихожан не оказалось достаточно средств, чтобы осуществить дорогостоящее строительство, и деньги собирали очень долго, так что возведение храма началось только в 1697 году. Вторая версия гласит, что в 1682 году на этом месте все-таки появилась маленькая каменная церковь с шатровой колокольней, насколько позволили собранные пожертвования прихожан. А в начале XVIII века ее стали перестраивать и расширять на средства князей Гагариных. Именно это новое здание храма и построил архитектор Осип Старцев.

Пятиглавый красавец-храм оказался о двух этажах. Внизу находилась теплая, то есть отапливаемая в холодное время года церковь с престолом во имя святителя Николая Чудотворца для зимних богослужений, а на втором ярусе – летняя, где престол освятили во имя апостолов Петра и Павла, по тезоименитству правившего тогда государя Петра Алексеевича. Были и приделы – Введения во храм Пресвятой Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Интересно, что алтарные апсиды нижней церкви более выдвинуты на востоке, чем верхние, ибо, согласно старинному церковному правилу, один храмовый престол не должен перекрывать другой престол, чтобы не мешать молитвам, творимым в алтаре, свободно возноситься к небу.

В августе 1712 года новоустроенный храм освящало духовенство Успенского собора. Храм, воздвигнутый на Таганском холме, был высотной доминантой площади и замыкал на себе перспективу прилегающих улиц, в соответствии с исконной московской традицией, где храмы имели роль градостроительных символов, и получалось, что в перспективе каждая улица Москвы вела к храму.

Появившийся храм преподнес Москве еще одну загадку. Возведенный на рубеже XVII–XVIII веков, то есть в ранние петровские времена, ставшие революционными и для московского зодчества, он был построен в архитектурных традициях Московской Руси, – и это в то время, когда по Москве уже шествовало молодое петровское барокко. Храм стал архитектурным анахронизмом. Почему? Это один из редких примеров влияния личности зодчего.

Осип Старцев был убежденным москвичом, и его архитектура выражала дух старой Москвы. Это он построил в Кремле истинное чудо – знаменитый ансамбль домовых церквей Теремного дворца об 11 главах на одной кровле, где объединились Верх-Спасский собор, церкви Воскресения словущего и Распятская. Он же построил и Крутицкий теремок, и трапезную в Симоновом монастыре. Старцевы как-то особо были связаны с Таганкой. Уже говорилось, что его отец, вероятно, строил местную Воскресенскую церковь и был в ней похоронен. А об Осипе Старцеве известно, что он со временем завел собственную гончарную мастерскую, в которой делали поливные изразцы. Исследователи считают, что эта мастерская находилась как раз в районе Таганки–Язуы, где исстари велось гончарное дело и были для того все условия. Изразцы собственного изготовления мастер и поставлял на Крутицкое подворье. Более того, ученые предполагают, что и дом самого архитектора находился рядом с мастерской, то есть в том же Заяузье, где мастер возводил на закате жизни Никольский храм: в этом случае он мог быть и его приходским храмом.

Осип Старцев был очень талантливым архитектором. Об этом свидетельствуют не только его прекрасные творения, но и тот факт, что Старцев дважды получал награду от царя, ибо «он у каменных дел цену сбавил». Ведь тогда быть архитектором значило не только создать проект и воплотить его, но уметь полностью осуществить строительство, руководя и финансовыми, и административными вопросами.

Петровские реформы принесли мастеру трагедию. Никольский храм был намеренно выстроен им не просто в старых традициях, а как протест против новшеств истории. Особенно если учесть тот факт, что в 1703 году появился Петербург и стал центром России с самого начала своего основания. Русская жизнь уходила из исконной, православной Москвы в новую столицу, и это не могло не вызвать протест у москвичей и других русских людей. Старцев не получил приглашения в Петербург, порой именно этим фактом объясняют «консерватизм» мастера, оставшегося не у дел, но все было гораздо глубже и драматичнее.

Спустя два года после освящения Никольского храма, в 1714 году, вовсе было запрещено каменное строительство в Москве. Для православного московского архитектора это было настоящей катастрофой. Известно, что старый мастер принял иноческий постриг в одном из московских монастырей и умер после рокового в его жизни 1714 года. Именно поэтому Никольский храм на Болвановке называют последней средневековой постройкой старой Москвы и последним произведением последнего средневекового архитектора Москвы – «лебединой песнью» в творчестве московского зодчего, его прощанием с Москвой. Но судьба оказалась для его детища благосклонной.

У этого храма есть особенность: его строили и всегда восстанавливали на средства прихожан. К сожалению, после пожаров и многочисленных перестроек и покрасок мы теперь видим храм не таким, каким он был создан Старцевым. А раньше люди восхищались его архитектурой и убранством. В нем находились бесценные древние иконы – деисус и образ Сергия Радонежского, написанные племянником преподобного Сергия Радонежского – архимандритом Симонова монастыря преподобным Феодором. Иконы были в серебряных ризах, дубовые иконостасы позолочены, паникадила исполнены из дорогой бронзы, а храмовые фасады украшали рельефные херувимы.

Последняя дореволюционная реставрация храма была проведена в начале ХХ века, когда его обновили художники И. М. и М. И. Дикаревы. К тому времени Таганка уже превратилась из ремесленного в обжитой купеческий район. Хотя и прежде именитые люди не брезговали старой Таганкой. Например, в приходе церкви Николы в Котельниках (недалеко от одноименного храма на Болвановке) жили знаменитые Строгановы, те самые, что осваивали Урал и Сибирь во времена Ивана Грозного. В XIX веке по ходатайству и на средства князя С. М. Голицына, потомка Строгановых, в память о них было построено новое, сохранившееся до наших дней здание Никольского храма, которое возводил Осип Бове. А их перестроенный дом на Гончарной, 12 переходил то к брату канцлера Безбородко, то к генералу Тутолмину, то к «ситцевому» королю Прохорову, владельцу знаменитой Трехгорной мануфактуры.

В 1911 году в 5-м Котельническом переулке поселились купцы Зимины, и особняк для них возводил архитектор В. Д. Адамович, тот самый, что построил Николаю Рябушинскому знаменитую виллу «Черный лебедь» в Петровском парке. А в следующем, 1912, году для купчихи Платовой архитеткор Гельрих построил двухэтажный угловой дом, где открылся редкий еще в те времена кинотеатр «Вулкан», а много лет спустя – театр на Таганке.

Покаяние

Революция пришла на Таганку стремительно. В 1919 году обе Болвановские улицы переименовали в Радищевские, поскольку опальный писатель, вызволенный из ссылки Павлом I, по этой дороге возвращался в Москву. Была снесена и Воскресенская церковь, несмотря на протесты Барановского, и могила зодчего Дмитрия Старцева бесследно пропала. Чудом не пропало творение его сына, и даже в Симоновом монастыре, когда тот сносили в январе 1930 года, после взрыва устояла трапезная, которую построил Осип Старцев.

Никольский храм закрыли около 1920 года, но, к счастью, не снесли, а отдали под учреждения – для того походило большое и просторное здание. Все убранство уничтожили. В 1922 году из храма вывезли более 15 пудов серебра, но к вечеру на Таганке собралась большая толпа москвичей – около 400 человек. Сосредоточенные части особого назначения принялись «усиленно вести пропаганду», чтобы уговорить народ разойтись.

В 1944 году, когда строили кольцевую станцию метро «Таганская» и перестраивали Таганскую площадь, начали разрушать «ненужный» в новом ансамбле Никольский храм. Уничтожили главы и верхушку колокольни, но поскольку патриаршество было только что восстановлено, удалось отстоять храм как памятник архитектуры и даже провести реставрацию, вернув все утраченное, кроме крестов на куполах. И только в 1990 году храм отдали верующим. Он долго-долго стоял закрытым, его плотно запертая дверь притягивала внимание таганских старожилов, манила к себе загадкой – что там, внутри…

Теперь храм, приписанный к соседней церкви Успения в Гончарах, где находится Болгарское подворье, вновь открыт. Титанические усилия потребовались, чтобы восстановить его максимально в том виде, каким он был задуман Старцевым. Храм блистает позолоченными крестами. Его интерьер, конечно, не возобновлен в дореволюционном виде, но вполне прекрасен. Здесь находится очень редкий в Москве образ иконы Богоматери «Прибавление ума», столь важный, столь необходимый людям. Обычно к этой иконе ездят в Тихвинскую церковь на ВДНХ, и замечательно, что теперь и в самом центре Москвы к ней можно вознести молитвы. Перед этой иконой Богоматери молятся и о детях, и об учащихся, и о болящих, и о даровании разума – духовного и телесного. А слева от иконостаса – дивный образ святителя Николая Чудотворца. Увидев его, так и хочется затеплить перед ним свечу…

Храм Николая Чудотворца на Болвановке был относительно молодым среди московских церквей.
Его новое здание построил архитектор Осип Старцев.
Пятиглавый красавец-храм оказался о двух этажах. Внизу находилась теплая, то есть отапливаемая в холодное время года церковь с престолом во имя святителя Николая Чудотворца для зимних богослужений, а на втором ярусе – летняя, где престол освятили во имя апостолов Петра и Павла, по тезоименитству правившего тогда государя Петра Алексеевича. Были и приделы – Введения во храм Пресвятой Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Интересно, что алтарные апсиды нижней церкви более выдвинуты на востоке, чем верхние, ибо, согласно старинному церковному правилу, один храмовый престол не должен перекрывать другой престол, чтобы не мешать молитвам, творимым в алтаре, свободно возноситься к небу.


Храм расположен в самом центре Таганской слободы, или точнее - Таганной слободы. Таганная слобода – это местность в пределах Земляного города, в районе современных Радищевских улиц, где когда-то проживали кузнецы, занимавшиеся изготовлением таганов – чугунных треножников-подставок для походных котлов и горшков, в которых готовили еду на костре. Отсюда и возникло название Таганная слобода. Тут же по соседству, в Котельнической слободе, изготовлялись сами котлы, а в Гончарной слободе – горшки. Котлы, горшки и таганы поставлялись в основном для нужд армии, но и мирное население ими, конечно же, пользовалось.

У местности, известной под Таганной слободой, ранее было еще одно название - Болвановка. Многие исследователи связывают происхождение этого названия с «болваном» - татарским идолом, который мог находиться в этих местах, ведь по одной из версий ученых, часть дороги в Орду проходила как раз через эту местность, рядом с дорогой существовали поселения мирных татар, которые сооружали рядом со своими жилищами «болван» - капище с идолами или изображение хана. Другая версия происхождения названия Болвановка связана с располагавшимся на этой территории поселением мастеров, изготавливавших болванки для производства шляп.
Две улицы – Нижняя и Верхняя Болвановская (сегодня Радищевские) – раскинулись на высоком Таганском холме, одном из семи холмов Москвы. Нижняя Болвановка пролегала у подножия холма, возле реки Яузы, а Верхняя – на самой вершине холма. И именно здесь, на вершине крутого холма, суждено было появиться красивому православному храму, который был освящен во имя святого Николая Чудотворца, прозванного татаро-монголами «русским богом».

Эта церковь являлась приходским храмом местных ремесленников. Существует мнение, что первый, деревянный храм был построен здесь в 1506 году, однако большинство источников склоняется к версии, что первая деревянная церковь здесь была построена в 1632 году. Точно не известно, когда именно было начато строительство каменного храма на месте старой деревянной церкви, так, одна из версий гласит, что патриарх Иоаким в 1682 году благословил возведение Никольской церкви в камне. Однако прихожанам не удалось сразу собрать достаточно средств на дорогостоящее строительство, и сбор денег на постройку храма затянулся до 1697 года. Другая версия говорит о том, что в 1682 году на собранные пожертвования прихожан все же была построена небольшая каменная церквушка с шатровой колокольней, которая впоследствии, в начале XVIII века, была перестроена и расширена уже на средства князей Гагариных. Именно это новое здание храма и построил архитектор Осип Старцев.

В августе 1712 года новоустроенный храм освящало духовенство Успенского собора. Храм, воздвигнутый на Таганском холме, был высотной доминантой площади и замыкал на себе перспективу прилегающих улиц, в соответствии с исконной московской традицией, где храмы имели роль градостроительных символов, и получалось, что в перспективе каждая улица Москвы вела к Храму.

Осип Старцев – потомственный строитель, талантливый зодчий и убежденный москвич. Участвовал в самых передовых строительных предприятиях Петра I, дважды получал царские награды, т.к. отличился не только своими талантами как архитектор, но и как успешный администратор, руководитель и финансист строительных объектов, «он у каменных дел цену сбавил». Однако петровские реформы обернулись для Старцева жизненной трагедией и разочарованием. Жизнь уходила из исконной Москвы в новую столицу – в град Петров. У многих москвичей это вызывало протест и негодование. Не был исключением и Старцев. Кроме того, зодчий не получил приглашения в Петербург и практически остался не у дел.

Храм Николая Чудотворца на Болвановке был намеренно выстроен им в старых московских традициях, в качестве протеста против новшеств истории. Храм построен в традиционном допетровском стиле московского барокко, тогда уже являвшимся несколько архаичным. В 1712 году Никольский храм был освящен. А спустя два года после этого события указом Петра каменное строительство было запрещено везде, кроме Петербурга, в стране катастрофически не хватало камня, и все силы были принудительно брошены на возведение новой столицы. Это стало настоящей катастрофой для православного московского архитектора. Он постригается в монахи и в тот же год заканчивает свою жизнь в одном из московских монастырей. Никольский храм на Болвановке стал последним произведением архитектора, его лебединой песней, его прощанием со старой Москвой.

Революция пришла на Таганку стремительно. В 1919 году обе Болвановские улицы переименовали в Радищевские, поскольку опальный писатель, вызволенный из ссылки Павлом I, по этой дороге возвращался в Москву.
Приблизительно в 1920 году храм был закрыт и разорен. Большое и просторное здание приглянулось большевикам, и храм был отдан под учреждения, это спасло его от сноса. В 1944 году, при перестройке Таганской площади и строительстве станции метро «Таганская» была предпринята попытка разрушить храм, не вписывавшийся в новый ансамбль, были снесены главки и верхушка колокольни, но от полного уничтожения храм спасло то, что незадолго до этого патриаршество было восстановлено, и храм удалось отстоять, присвоив ему статус памятника архитектуры.
Удалось даже провести реставрацию, восстановив все снесенное, правда, пока без крестов на куполах, вместо них еще долгие годы «красовались» металлические штыри. В 80-х в храме находился Производственный НИИ по инженерным изысканиям в строительстве Госстроя СССР. Лишь в 1990 году церковь была возвращена верующим.

К счастью, судьба была более благосклонна к этому венцу творения зодчего более, чем к самому автору. Храм Николая Чудотворца на Болвановке стал одним из двух уцелевших храмов на Таганке, все остальные - а их было немало, ведь Таганка в старину была буквально усеяна церквями, - были разорены и разрушены или до неузнаваемости перестроены после революции.

Теперь Храм, приписанный к соседней церкви Успения в Гончарах, где находится Болгарское подворье, вновь открыт. Титанические усилия потребовались, чтобы восстановить его максимально в том виде, каким он был задуман Старцевым. Храм блистает позолоченными крестами. Его интерьер, конечно, не возобновлен в дореволюционном виде, но вполне прекрасен. Здесь находится очень редкий в Москве образ иконы Богоматери «Прибавление ума», столь важный, столь необходимый людям. Обычно к этой иконе ездят в Тихвинскую церковь на ВДНХ, и замечательно, что теперь и в самом центре Москвы к ней можно вознести молитвы. Перед этой иконой Богоматери молятся и о детях, и об учащихся, и о болящих, и о даровании разума – духовного и телесного. А слева от иконостаса – дивный образ святителя Николая Чудотворца. Увидев его, так и хочется затеплить перед ним свечу.

Текст по материалам Елены Лебедевой

Первое упоминание о церкви Николая Чудотворца на Болвановке в Москве относится к 1632 году. Тогда на этом месте стояла деревянная церквушка.

Возведение церкви и название местности связывают с временами татаро-монгольского нашествия.

Существует мнение, что именно здесь приносилась дань и подписывались различные договора перед «болванами» (изображениями ханов Золотой Орды, сделанных из войлока). После свержения татаро-монгольского ига, было принято на таких местах возводить церкви во славу освобождения от инородцев.

По другой версии, которая принадлежит П.В.Сытину, район назывался Болвановкой по роду занятий местных мастеровых. Они изготавливали болванки под мужские головные уборы, а их слобода существовала на этом месте еще с XVII века.

Вплоть до 1922 года улица Верхняя Радищевская носило имя Верхняя Болвановка.

История храма Николая Чудотворца на Верхней Радищевской

Но вернемся к Храму Николая Чудотворца на Верхней Радищевской.

Возведение каменной церкви относят к периоду 1702-1712 годов. Зодчим здесь выступил Осип Старцев, один из известнейших «каменных» мастеровых того времени.

Интересно знать, что это было последние творение мастера, т.к. в 1714 году в Москве, по приказу Петра I, запретили строительство церквей из камня. Все средства уходили на возведение северной столицы. Приказ каменных дел упразднили, а Осип Старцев принял постриг и ушел в монастырь.

Строение возвели в допетровском стиле. Ему свойственны пятиглавие куполов, колокольня в виде шатра, пирамида кокошников.

Внутренняя часть храма состоит из двух церквей: нижней (отапливаемой) и верхней (не отапливаемое помещения для летних служб).

В конце XIX века, на средства купца М.П. Коликова, храм Николая Чудотворца обновили под руководством архитектора В.А. Осипова. Роспись внутреннего убранства выполнили М.И. и И.М. Дикаревы.

Во время реставрации восстановили узорчатые кокошники, наличники вытесали из белого камня, покрыли позолотой главы церквей.

В 1944 году, в связи с реконструкцией Таганской площади и строительством станции метро «Таганская», церковь начали демонтировать. Уже снесли верхнюю часть колокольни и купола, когда вновь восстановленное патриаршество вступилось за здание и сумело его отстоять, переведя объект в реестр памятников архитектуры.

Храм восстановили, но с куполов исчезла позолота, а вместо крестов торчали металлические штыри.

В 1992 году Храм был возвращен в лоно Православной Церкви.

Расположен храм (церковь) Николая Чудотворца на Болвановке по адресу: Москва, Верхняя Радищевская, 20 (м. Таганская).

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.

На высоком Таганском холме, между улицами Нижняя и Верхняя Болвановская (ныне Радищевская), в 1697-1712 годах была построена Церковь святителя Николая на Болвановке. Болвановские улицы, именовались по слободе мастеров, живших здесь и делавших «болванки» — для изготовления головных уборов или металлических отливок. Деревянная же церковь во имя Николая Чудотворца на Болвановке известна по окладной книге 1632 года и названа «новоприбыльной», то есть вновь построенной.

Начало строительства каменной одноярусной церкви с небольшой трапезной и отдельно стоящей колокольней относится к 1682 году и осуществлялось «по благословению святейшего Иоакима Патриарха, по прошению приходских людей».

В 1702 году на средства, пожертвованные князьями Гагариными храмы расширили, а в 1712 году возвели два дополнительных яруса. Последний строительный этап осуществлялся при непосредственном участии замечательного русского зодчего Осипа Старцева.

На протяжении 18 века церковь неоднократно повреждалась пожарами, после которых ее ремонтировали. Так, в 1753 году выгорела верхняя церковь, а в 1773 году пострадал весь храм и даже обрушилась кровля. Восстановление храма завершилось осенью 1773 года, ремонт же верхней церкви Петра и Павла продолжался в течение еще пяти лет.

При вступлении в город армии Наполеона осенью 1812 года среди огромного количества пострадавших от пожаров построек был и храм святителя Николая. На его ремонт потребовалось два года, верхняя же церковь была освящена лишь в 1824 году.

На средства, пожертвованные старостой и прихожанами, в 1843 году храм внутри расписали «на золотом фоне греческим писанием».

Революция пришла на Таганку стремительно. В начале 20-х годов службы в церкви Святителя Николая Чудотворца были запрещены советской властью, а само здание передали в аренду разным организациям. В 1922 году из храма вывезли более 15 пудов серебра, при этом живопись закрасили, установили перегородки, уничтожили иконостасы, сбили с фасадов изразцы и сняли колокола.

В 1944 году при реконструкции Таганской площади и начале строительства станции метро «Таганская» решено было разобрать церковь Николая Чудотворца, так как она стояла в непосредственной близости от здания метро. Успели снести барабаны с главами основного четверика храма, междуэтажные перекрытия, кровлю над трапезной, шатер и восьмерик колокольни, но, к счастью, благодаря вмешательству общественности работы были остановлены, что спасло храм от гибели.

И только в 1990 году храм отдали верующим. Усилиями настоятеля и прихожан, у храма святителя Николая началась вторая жизнь, второе дыхание. Работы по восстановлению былого величия продолжаются и по сей день.

Материалы для урока-экскурсии. 6-9 классы

Болвановские переулки, некогда расположенные в Замоскворечье и Заяузье, давным-давно переименованы. Сегодня память о них сохранилась лишь в названии двух старинных православных храмов: Спаса Преображения на Болвановке и Николая Чудотворца, что на Болвановке.

Приглашаю вас на воображаемую экскурсию, которая свяжет эти два храма, - от современной Таганской площади, где расположена церковь Николая до Новокузнецкого переулка к храму Преображения. Столетие разделяет великие исторические события, связанные с ними - Куликовскую битву (1380 г.) и окончательное избавление от монголо-татарского ига (1480 г.). Но вначале попробуем разобраться в значении слова, от которого произошло название интересующей нас местности.

В словаре В.Даля читаем: «болван - истукан, статуя, идол, языческий изваянный бог». Такие изображения из грубо отёсанных столбов было принято ставить на могилах воинов-героев, в «Слове о полку Игореве» упоминается Тмутараканский болван. Из Заяузья и из Замоскворечья шли на юго-восток дороги в столицу Золотой Орды - Сарай-Бату (развалины города находятся у с.Селитренное, Астраханская обл.). На Болвановках московские князья с почётом встречали и провожали татарских послов, с поклоном подносили им золотой кубок с кумысом, слушали ханские грамоты, которые послы зачитывали, ступив на постеленные им под ноги собольи меха, здесь же князья присягали хану, кланяясь идолу или его войлочному изображению. Можно предположить, что из-за этого идола местности и прозвали Болвановками.

Другая версия связывает это название с деятельностью местных ремесленников. «На другой стороне Москвы-реки (за Яузой) были слободы Кузнецкая и Болвановка. Близко жили мастеровые чугунного и гончарного дела, которые для своих изделий имели формы, или болваны, потому полагаем, что на месте, где теперь Болвановка, жили мастера, которые делали такие формы, или болваны», - писал Н.П.Розанов в книге «Описание московских церквей». Со временем «болванкой» стали называть все металлические заготовки для изделий, необходимые для литейного и гончарного дела.

П.В.Сытин толкует происхождение местности иначе: «Название улицам дано в XVIII в. по находившейся здесь в XVII в. ремесленной Болвановской слободе, жители которой делали из дерева болванки для пошива на них головных мужских уборов», - возможно, что жили здесь и шляпных дел мастера.

Заяузская Болвановка впервые упоминается в «Сказании о Мамаевом побоище». В конце 1380 г. объединённое русское войско под предводительством московского князя Дмитрия Донского выступило из белокаменного Кремля навстречу неприятелю: «Князь же великий отпустил брата своего, князя Владимира, дорогою на Брашево, а белозерских князей - Болвановскою дорогою, сам же великий князь пошёл дорогою на Котёл». Уже в наше время на бывшей Нижне-Болвановской, ныне Яузской улице, поставлен закладной крест, знаменующий, что на этом месте в будущем откроют памятник благоверному князю Дмитрию Донскому.

В 1547 г. заяузская Болвановка сгорела при пожаре, вспыхнувшем после венчания на царство Ивана Грозного. Через двадцать лет вновь отстроенная слобода стала местом поселения иноземцев, появившихся в столице после Ливонской войны (1558-1583). Воины жили в милости у русского царя, они были определены на государеву службу с «хорошим рационом», царь им пожаловал лошадей и огнестрельное оружие. По соседству с иноземцами поселились московские стрельцы, о чём свидетельствует название Тетеринского переулка. Согласно старинной традиции переулок был назван в честь начальника слободы, стрелецкого головы Тетерина, который в годы правления Ивана IV участвовал в походе на Астрахань.

При Борисе Годунове местность стала заселяться ремесленным людом, который принадлежал дворцовым слободам. В одной из них изготавливали таганы - чугунные треножники-подставки для котлов, на которых варили пищу на костре, отчего впоследствии и произошло название этих мест - Таганка. Каждая слобода строила свои приходские храмы, не исключением стали ремесленники Болвановской слободы, которые возвели церковь в честь Николая Чудотворца.

Никольский храм, известный с 1632 г., вначале был деревянным. И.К.Кондратьев в книге «Седая старина Москвы» утверждает, что он носил название «что в Кузнецах, у Таганских ворот». Через пятьдесят лет патриарх Иоаким благословил возведение каменной церкви, но у прихожан не нашлось достаточно средств на строительство, деньги собирали очень долго, так что возведение храма началось только в 1697 г. Правда, есть версия, что в 1682 г. на месте деревянного храма всё же появилась маленькая каменная церковь с шатровой колокольней. В начале XVIII в. князья Гагарины внесли пожертвования на строительство, и было отстроено здание храма, сохранившееся до наших дней.

Для возведения Никольской церкви был приглашён русский зодчий Осип Дмитриевич Старцев (? - после 1714), построивший ранее в московском Кремле настоящее архитектурное чудо - ансамбль домовых церквей Теремного дворца (1681-1682), а также Крутицкий терем (1693-1694) и трапезную Симонова монастыря (1677-1680). Исследователи считают, что Старцевы были тесно связаны с Таганкой. Возможно, отец Осипа Дмитриевича - Дмитрий Михайлович, тоже зодчий, построил здесь Воскресенскую церковь, а Осип владел располагавшейся неподалёку гончарной мастерской, в которой изготавливались поливные изразцы, украшающие Крутицкий терем. Дом Осипа Старцева мог находиться рядом с мастерской, в районе Заяузья, и построенный им Никольский храм стал его приходским храмом.

В XVIII в. быть зодчим означало совмещать множество талантов: Осип Дмитриевич был не только талантливым архитектором, но и руководителем строительства, распорядителем вверенных ему финансовых средств, решал важные административные вопросы. Его талант был вознаграждён, Старцев дважды получал награду от царя, «ибо он у каменных дел цену сбавил». Время строительства Никольского храма выдалось сложным - это были первые годы петровских преобразований. На смену московскому барокко пришли западноевропейские новшества, активно насаждаемые Петром I, и то, что храм Старцева был выстроен в архитектурных традициях Московской Руси, можно считать дерзновением зодчего. С 1703 г. начинается строительство Санкт-Петербурга, все архитекторные силы направлены на новое детище Петра. Но Осип Старцев не получил приглашения в Петербург, может быть поэтому при строительстве Никольского храма он попытался сохранить дух древней Москвы.

По оси с востока на запад протянулись постройки храма, трапезной и колокольни. Двухэтажный пятиглавый красавец-храм вобрал в себя многие черты московского барокко. В храме на Болвановке «мы видим и традиционную пирамиду кокошников, и довольно обычное пятиглавие, и традиционную шатровую колоколенку, замыкающую храм с запада». На первом этаже находилась отапливаемая в зимнее время церковь с главным престолом во имя святителя Николая, на втором - летняя, с престолом в честь апостолов Петра и Павла. В трапезной находились приделы -Введения во храм Пресвятой Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Алтарь храма выполнен согласно архитектурным традициям начала XVIII в.: апсиды нижней церкви более выдвинуты на восток по сравнению с верхними, поскольку по церковным правилам один храмовый престол не должен перекрывать другой, чтобы не мешать молитвам возноситься к небу. Трапезная, строившаяся одновременно с основным помещением храма, равна ему по ширине и украшена белокаменными наличниками. Исследователи предполагают, что первоначально фасад здания был украшен изразцами. В августе 1712 г. «по челобитою подмастерья каменных дел Иосифа Старцева, велено на Москве у Таганских ворот, что на Болвановке, новопостроенную верхнюю церковь Петра и Павла освятить Большого Успенского собора протопопу Фёдору с братией». Именно по этой записи определяют дату окончания строительства Никольского храма.

Спустя два года каменное строительство в Москве царским указом было запрещено. Весь кирпич предназначался для строительства новой столицы. Поэтому церковь Николая Чудотворца часто называют последней средневековой постройкой старой Москвы и последним произведением талантливого зодчего Осипа Старцева. Известно, что мастер принял монашеский постриг в одном из московских монастырей и вскоре скончался. Время же оказалось довольно благосклонно к его детищу.

К сожалению, из-за пожаров (самый крупный случился в середине XVIII в.), да и по другим известным причинам сегодня мы видим храм не таким, каким его создал Старцев. Почти полностью утерян белокаменный декор, исчезли дубовые позолоченные иконостасы, паникадила из дорогой бронзы, не сохранились древние иконы, написанные специально для храма.

В начале XX в. храм был частично отреставрирован. Здание было подновлено, отчасти ему возвратили первоначальный облик: восстановлены колонки на углах нижнего этажа и наличники с фигурными навершиями снаружи храма и трапезной.

С приходом революционных событий 1917 г. Никольский храм был закрыт. Его здание занимали различного рода учреждения, всё внутреннее церковное убранство было уничтожено. В 1930-х гг. в связи с перестройкой Таганской площади главы и верхний ярус колокольни были снесены, но храм удалось отстоять как памятник архитектуры. Через двадцать лет была проведена его частичная реставрация, в результате которой колокольню храма восстановили. В 1992 г. храм Николая Чудотворца передали Русской православной церкви, и сегодня там продолжаются ремонтные работы…

А теперь давайте спустимся с Таганского холма к его подножию по мосту через Москва-реку и пройдём от Болвановки Заяузской к Болвановке Замоскворецкой. Именно здесь некогда находилось золотоордынское подворье, т.е. резиденция ханских послов. Долгое время подворье располагалось в Кремле, но в 70-х гг. XV в. его перенесли в Замоскворечье, этого удалось добиться жене великого князя Ивана III Софье Палеолог. Решив избавиться от нежелательного соседства, княгиня преподнесла золотоордынской ханше богатые дары с просьбою уступить ей место подворья. На этом месте Софья, побуждаемая таинственным видением, пожелала построить православный храм. Так татарские баскаки оказались на Болвановке. Вот на этом месте вскоре разыгрались события, предвосхитившие окончательное освобождение Руси от монголо-татарского ига.

Разъярённый отказом московского князя выплачивать ежегодную дань Орде хан Ахмат отправил в русскую столицу посольство с требованием не только «ордынского выхода», но и приезда князя на ханский суд. Иван III получил от баскаков ханскую грамоту - басму (от глагола «басмак» (тюрк.) - «давить, бить, чеканить»), оттиск, отпечаток с ханским распоряжением, возможно, и с изображением самого правителя Орды. «Великий же князь приим басму его, плевав на ню, излома ея, и на землю поверже, и потопта ногами своими, и гордых послов всех изымати повеле, а единого отпусти живе…».

Повелев умертвить послов, кроме одного, Иван III отпустил его в Орду, с тем, чтобы тот рассказал, что случилось с ханской басмой. А в 1480 г. после знаменитого стояния на реке Угре «Россия перестала платить дань монголам. В ознаменование великого события Иван III приказал поставить храм во имя Преображения Господня» - пишет И.Н.Жиянова в книге «Храм Спаса Преображения на Болвановке».

Первый деревянный храм появился здесь в легендарном 1465, в год, когда Иван III разорвал ханскую грамоту. Скорее всего, церковь в это время была приходской для местных ремесленников-слободчан. Примечательно, что в конце XV в. Болвановка пользовалась недоброй славой у москвичей. Здесь в 1490 г. по приказу Ивана III состоялась публичная казнь иноземного лекаря Леона, обвинённого в смерти сына великого князя - Ивана Ивановича Младого.

В XVII в. обветшалая церковь была разобрана и отстроена заново при непосредственном участии инокини Марфы - матери первого царя из рода Романовых Михаила Фёдоровича. Позже земля, на которой стоял храм, перешла к царице Евдокии Лукьяновне (в девичестве Стрешневой), второй жене царя, в связи с чем в церкви был освящён новый придел во имя преподобной мученицы Евдокии.

Через несколько лет, в 1722 г. здание храма перестраивается ещё раз, опять из дерева. И вот, наконец, в 1749 г. начинаются работы по строительству каменной церкви Спаса Преображения, сохранившейся до наших дней. К сожалению, имя архитектора этого уникального памятника первой трети XVIII в. мы не знаем. Зато можем восхищаться его прекрасным творением - церковью с высоким восьмериком на четверике с апсидой, украшенном крупными фигурными наличниками арочных окон, с гранёным световым барабаном. Строительство нового храма стало возможно благодаря пожертвованиям московских купцов 2-й гильдии Космы Матвеевича Матвеева и Дмитрия Родионовича Оленева. К 1755 г. строительные работы были закончены, и храм освятили. Но ещё почти тридцать лет простояла деревянная колокольня храма, ставшая каменной только в конце XVIII в.

Пожар Москвы 1812 г. не пощадил церковь Преображения, как и многие другие строения города храм лишился кровли, пострадали стены здания. Через два года Московская Духовная консистория дала разрешение на восстановление святыни, а ещё через год церковь была освящена вновь. В 1825 г. храм окружила кованная из железных звеньев на каменных столбах ограда, остатки её сохранились и сегодня. «Тщанием московского купца Андриана Озерского с помощью прихожан» удалось собрать более 40 тыс. рублей на реставрацию храма и колокольни. В 1839 г. здесь трудился знаменитый московский архитектор Н.И.Козловский (1791-1878), он выстроил новую трапезную с двумя приделами и колокольню, завершённую шпилем. Во второй половине XIX в. храм всё более преображался: стены были отштукатурены и расписаны заново, иконостас стал позолоченным, отремонтированные оконные рамы обрели подоконники, выполненные из итальянского мрамора.

В 1930-м (по другим сведениям в 1932 г.) храм был закрыт, в этом же году его обезглавили - сняли крест и разобрали верхние ярусы колокольни, а в 30-е гг. XX в. бывшая колокольня стала парашютной вышкой. Церковная утварь была вывезена, росписи на стенах сколоты или замазаны, в здании храма разместились учреждения кондитерской фабрики «Рот-Фронт».

В 1957 г. по просьбе руководителей фабрики была взорвана трапезная и полностью разобрана колокольня. С 1980 г. в здании храма разместили управление Госкомитета по науке и технике. Забившие тревогу краеведы смогли добиться признания полуразрушенного храма архитектурным памятником, после чего его поставили на государственную охрану.

В 1991 г. часть территории храма возвращена верующим. Активные реставрационные работы помогли восстановить архитектурный памятник XVIII в., заново отстроена деревянная колокольня.

На этом месте - бывшей замоскворецкой Болвановке, вновь украшенной замечательным старинным храмом, завершается наша экскурсия. До новых встреч.

Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «Akbauto.Ru». Если Вы решили приобрести качественный и надежный аккумулятор для своего автомобиля, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «AKBauto .Ru». На сайте, расположенном по адресу www.Akbauto.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать автомобильные аккумуляторы по выгодным ценам. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Akbauto.Ru.

Адреса храмов

Храм Николая Чудотворца, что на Болвановке - ул. Верхняя Радищевская, 20. Ст. м. «Таганская».

Храм Спаса Преображения на Болвановке - 2-й Новокузнецкий пер., 10. Ст. м. «Павелецкая».

История московских районов: энциклопедия. М., 2005.

Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1996.

Лебедева Е. Город храмов и палат. М., 2006.

Филякова Е. Московские храмы: тайны имён. М., 2008.

Наталья ДОРОЖКИНА