Художественный тип. Функции художественного стиля
Исследования выявили весьма значительные различия среди людей по степени адекватности восприятия невербальной информации. Они весьма существенны и носят как индивидуально-личностный характер, так и отражающий связь с социальными категориями - возрастными, профессиональными и др.
Зависимость от возраста, характерная для любого сенсорного процесса, вполне объяснима с позиции приобретения и накопления индивидом социального опьпа речевого и невербального общения. Наряду с этим, преимущества людей художественных профессий (музыканты, актеры и др.) по сравнению с людьми «мыслительных» профессий (математики и т.п.) можно объяснить как очевидной профессиональной тренированностью в сфере невербального восприятия (например, музыканты), так и природными генетическими предрасположениями определенных людей к адекватному восприятию и переработке мозгом невербальной информации, т.е. принадлежностью их к так называемому художественному типу личности.
Имея ввиду, что данный вопрос представляет немаловажное теоретическое и практическое значение (например, в плане профориентации), были проведены специальные комплексные исследования людей художественного типа, особенно по критерию восприятия разных видов невербальной информации
Понятие «художественного» типа человека было выдвинуто академиком И.П. Павловым наряду с понятием «мыслительного» типа. Различие между данными типами Павлов видел в том, что для «мыслителя» характерно аналитическое, поэлементное восприятие действительности, а для «художника» - комплексное, целостное восприятие. Аналогичное представление было высказано еще Б. Паскалем (1623-1663). Он писал о двух типах ума: математическом, основанном на отвлеченных представлениях о действительности (в котором нетрудно узнать «мыслителя» по Павлову) и непосредственном, для которого характерно непосредственное чувственное восприятие действительности («художник» по Павлову). «...Ум сугубо математический будет правильно работать только, если ему заранее известны все определения и начала. В противном случае он сбивается с толку и становится невыносим... А ум, познающий непосредственно, не способен терпеливо доискиваться первоначал, отвлеченных понятий, с которыми он не сталкивается в обыденной жизни и ему непривычных... Математики редко бывают способны к непосредственному познанию, а познающие непосредственно - к математическому...» (Паскаль, изд. 1990, с. 146-147). Попытки аналогичной классификации людей в литературе можно встретить неоднократно.
По современным научным представлениям наличие двух человеческих типов - мыслительного и художественного - объясняется функциональной асимметрией мозга человека: для «мыслителя» характерно преобладание левополушарного абстрактно-логического восприятия мира, а для «художника» -правополушарного эмоционально-образного восприятия. Проблема типологии человека весьма важна для решения целого комплекса теоретических и прикладных задач, связанных с пониманием сущности природы человека, художественного творчества, совершенствования системы общего и профессионального обучения и образования (в особенности в искусстве), профотбора и профориентации людей, понимания механизмов нарушения психики и выбора оптимальных средств терапии таких заболеваний и т. д. и т. п. Важно подчеркнуть, что «художественный» и «мыслительный» типы были выделены И.П. Павловым, как специфические человеческие типы, в отличие от известных четырех гиппократовских типов (флегматик, холерик, меланхолик, сангвиник), описанных Павловым и его последователями (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.М. Русалов, Э.А. Голубева и др.) в категориях силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов и распространяемых им и на мир животных.
Понимание специфических человеческих типов - художника и мыслителя, как показали современные исследования, опирается не только на базальные физиологические уровни жизнедеятельности человека, но и на всю сложнейшую архитектонику высших психических функций, коммуникативные способности и, в частности, доминирующий тип информационного взаимодействия индивида с внешним миром (восприятие и переработка сенсорной информации) в рамках модели двухканальной (вербально-невербальной) природы системы коммуникации человека. В частности, показано, что все виды абстрактно-символической информации лучше воспринимаются и перерабатываются людьми мыслительного типа, а невербальные виды информации - людьми художественного склада личности (Морозов и др., 1994). Степень связи, ориентированности психики на конкретную действительность у художника выше, чем у типичного представителя категории абстрактных мыслителей. Конкретно это выражается в более высокой точности и адекватности отображения в психике художника (по сравнению с мыслителем) различных сторон этой действительности. Например, отмечается более тонкая дифференцированность восприятия оттенков цвета, звука, лучшего их запоминания, более точные, прочные и адекватные взаимосвязи и ассоциации между различными не только элементарными, но и сложными образами действительности, с одной стороны, и их вербальным описанием, с другой. Как известно еще со времен «Великой дидактики» Яна Амоса Каменского, в действиях человека ничего нет и не может быть того, чего ранее не было в его чувствах и восприятиях. Именно поэтому совершенство сферы чувственного восприятия художника является основой для его художественно-репродуктивной деятельности.
Но сущность художника не ограничивается лишь тонкостью чувственного восприятия- это необходимое, но недостаточное условие.
Художественное творчество находится в тесной связи и со второй сигнальной системой, опирается на интеллектуально-творческий потенциал человека, речь, мышление. Для истинного, большого художника характерно не только правдивое отображение действительности, но и преломление ее через призму общественно-социального значения и даже философского осмысления. В этом понимании истинный, большой художник, артист, музыкант - это своеобразный мыслитель, опирающийся в своем мышлении не на абстрактно-знаковую символику, а на образы конкретной действительности. Вопреки традиционно сложившемуся представлению об исключительно вербальной сущности мышления, в последние годы начинает «получать права гражданства» представление и о невербальной природе языка и мышления человека (Спиркин, 1972; Горелов, 1980,1985; Воронин, 1982; Симонов, 1987).
Один из важнейших аспектов, отличающих «художественный» тип личности от «мыслительного» лежит в сфере эмоционального отношения индивида к окружающему миру: для «мыслителя» доминирующим является рационально-рассудочное отношение, а для «художника» - эмоционально-образное. По отношению к музыкантам это свойство было отмечено Б.М. Тепловым, считавшим, что «...Способность эмоционально отзываться на музыку должна составлять как бы центр музыкальности» (Теплов, 1947).
На важную роль эмоций как фактора, интегрирующего творческий процесс в искусстве, указывал академик П.К. Анохин (1983, с. 261-262). Этой же проблеме посвящен ряд известных трудов академика П.В. Симонова, вскрывающих психофизиологические основы системы К.С. Станиславского, эмоциональные механизмы художественного творчества и актерского перевоплощения, обосновывающих разработанную автором информационную теорию эмоций (Симонов, 1962, 1966, 1970, 1981, 1987; Симонов, Ершов, 1984). В частности, П.В. Симонов считает, что павловские «специально человеческие» типы - «мыслительный» и «художественный» - следует рассматривать в свете современных данных о функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга человека: «...где художественному типу будет соответствовать относительное преобладание правого (неречевого) полушария» (Симонов, 1967, с. 142). Эти представления находят подтверждение в экспериментальных исследованиях (Петров, Бояджиева, 1996). Несколько ранее проведенные Центром «Искусство и Наука» Института психологии РАН обширные комплексные исследования позволили установить ряд отличительных особенностей людей художественного типа по разным критериям.
Для категории художественных профессий по сравнению с категорией нехудожественных профессий в целом является характерным: а) повышенный уровень, лабильность и более разнообразная палитра эмоционального фона (константного и ситуативного, по методике Изарда-Серебряковой); б) повышенный эмоциональный слух (по тестам Морозова) (рис.17); в) повышенные коэффициенты уверенности при тестировании эмоционального слуха; г) повышенная способность к определению возраста человека по звуку его голоса (рис. 17); д) повышенная тревожность (по Спилбергеру-Ханину); е) повышенная эмпатия (по тесту Меграбяна);
ж) преобладание невербального интеллекта (по Векслеру); з) преобладание экстраверсии (по Айзенку); и) более правосторонний характер функциональной асимметрии мозга (крен в сторону эквипотенциальное™ и амбидекстрию в слуховой, зрительной и мануальной сферах по методикам Е.Д. Хомской); к) более высокая лабильность и более короткие латентные периоды вызванных потенциалов головного мозга (по методике Э.А. Голубевой); л) преобладание метафоричности и сюжетности вербально-невербальных ассоциаций (по методике пиктограмм Лурия в модификации О.Ф. Потемкиной
Н.С. Самсонидзе, см. рис. 17), (Морозов, 1994). В пределах обследованных групп лиц - представителей как художественных, так и нехудожественных профессий обнаруживаются существенные индивидуальные различия, проявляющиеся в большей или меньшей степени совпадения всех перечисленных показателей, характеризующих как «художественный», так и «мыслительный» типы.
Полученные результаты, с одной стороны, являются отражением сложной природы человека, сочетающей в себе - и что весьма важно - в разных (!) пропорциях
Черты как художественного, так и мыслительного типов, а с другой стороны, отражают известный из жизненной практики факт, что любой профессиональный коллектив, как правило, состоит из лиц, обладающих разной природной предрасположенностью к тому или иному виду профессиональной деятельности.
3 Более подробно результаты работы изложены в монографии «Художественный тип человека: новые комплексные исследования». - М., 1994.
Рис. 17. Люди художественного типа личности, обладающие эмоциональнсюбразным мышлением (группа I в позициях А, Б, В, Г, Д, Е) по сравнению с людьми, у которых преобладает абсграктно-символический тип мышления (группа Ш в тех же позициях) характеризуются рядом особенностей восприятия информации внешнего мира: А - повышенным эмоциональным слухом (в среднем 80,7%, гр. I по сравнению с 53,6% гр. Ш), Б - уменьшенными средними ошибками определения возраста человека по голосу (7,6 лет, гр. I, по сравнению 9,8 лет гр. Ш), преобладанием метафорических (В) и сюжетных (Г), но уменьшенным количеством абстрактно-символических (Е) зарисовок по методике пиктограмм. У «художников» также чаще встречаются в зарисовках изображения человека (Д). По материалам обследования 105 абитуриентов Московской государственной консерватории. (Ориг.).
Художественный тип
(от греч. typos - образ, отпечаток, образец) - художественный образ, наделенный характерными свойствами, яркий представитель какой-либо группы людей (в частности, сословия, класса, нации, эпохи). Воплощение эстетической категории типического.
Пример:
Хлестаков, Ноздрев, Манилов, Плюшкин (Н. Гоголь. "Мертвые души" и "Ревизор")
"Высокая степень отчетливости и активности выражения общего, родового в индивидуальности того или иного явления делает это явление художественным типом" (Г.Н. Поспелов).
"Литература не только отражает жизненные человеческие типы, социальные и психологические, - она создает новые личности и типы, подобные действительным, их объясняющие, оценивающие и "продолжающие". Таким созданным литературой и как бы внесенным в реальную жизнь типом был, например, знаменитый образ "лишнего человека" (С.Г. Бочаров).
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. - М.: Флинта, Наука . Н.Ю. Русова . 2004 .
Смотреть что такое "художественный тип" в других словарях:
ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ - (тип высшей нервной деятельности) совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека. Понятие о Т. н. с. введено И. П. Павловым в результате выделенных им свойств нервной… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством чувственных и смысловых моментов. Это конкретная и вместе с тем обобщенная картина жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой… …
См. художественный тип … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Тип - (греч. отпечаток, модель). Проблема Т. и типизации не является специфической проблемой литературоведения. Она имеет место в науках разных областей знания. Вопрос о Т. и типизации в литературе характеризуется своими особенностями, к рые… … Литературная энциклопедия
тип высшей нервной деятельности - (Тип нервной системы) совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животных. Понятие о T. в. н. д. ввел в науку И. П. Павлов. Первоначально оно… …
тип - сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего/кого? типа, чему/кому? типу, (вижу) что? тип, (вижу) кого? типа, чем/кем? типом, о чём/ком? о типе; мн. что/кто? типы, (нет) чего/кого? типов, чему/кому? типам, (вижу) что? типы, (вижу) кого? типов,… … Толковый словарь Дмитриева
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - всеобщая категория художеств. творчества, средство и форма освоения жизни искусством. Под образом нередко понимается элемент или часть произв., обладающие как бы еамостоят. существованием и значением (напр., в литературе образ персонажа,… … Философская энциклопедия
ТИП - (греч. typos, от typein ударять). 1) первообраз всякого существа, подлинник, основной образ, совокупность характерных черт: тип южный, тип англичанина и пр.; в литературе: характер, созданный писателем, резко очерченный и присущий целой группе… … Словарь иностранных слов русского языка
тип - а; м. [греч. typos отпечаток, форма, образец] 1. Образец, модель или разновидность, форма, которым соответствует известная группа предметов, явлений. Разные типы колясок. Устаревший т. автомобиля. Мост железнодорожного типа. Новый т.… … Энциклопедический словарь
тип нервной системы - система нервная: тип (тип нервной системы; тип высшей нервной деятельности) совокупность свойств системы нервной, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животных. Понятие о них ввел… … Большая психологическая энциклопедия
Книги
- Россия в картинах , Асс. Художественный и промышленный альбом / А. Асс M 105/7:Одесса: Тип. кн-ва Г. Н. Каранта, 1902:А. Асс Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1902 года (издательство`Одесса,…
из интервью, базируются на принципе, согласно которому художник, изображая, воссоздает красоту и истину, не сводимую к изображенной видимости. Для подготовленного зрителя талантливое произведе ние искусства - это диалог художника с человечеством, в котором он стремится открыть людям «еще немного неизведанной красоты мира» (А. Матисс). «Видимая самоочевидность» живописи способна подменять, упрощать сообщение художника, редуцируя его содержание или только к художественному, или только к этическому, или только к социальному. Живописец преодолевает такую ситуацию, развивая средства художественной выразительности, уходит от «узнавания», приглашая собеседника к «о-познанию» нового. «Неизведанная красота» может быть открыта зрителем только при условии, что его эстетический идеал не замыкается в рамках какого-либо конкретного, нормативного эталона прекрасного. Поэтому эстетический идеал эксперта многомерен и динамичен, он содержит в себе способность к саморазвитию. Отсюда важнейший постулат отношения эксперта к произведению искусства - понимание меры и «кода» его художественной условности.
Для искусствоведа произведение художника существует целостно, законченно, представляя как уникальную творческую личность, так и духовные идеалы времени и выражение общественных потребностей. Он знает, что каждый художник воплощает свое творческое кредо, трансформируя реальность в языке индивидуальной художественной манеры. Поэтому он ориентирован на осмысление системы художественных значений данного произведения искусства, его неповторимости и т. д.
Выделенные принципы восприятия осуществляются экспертом-искусствоведом в реальном процессе анализа произведения изобразительного искусства посредством фиксации множества отдельных признаков. При этом для каждого из признаков можно представить некую гипотетическую шкалу, на которой отмечается степень интенсивности признака или его отсутствие. Естественно,
что критерий интенсивности признака у экспертов могут не совпадать между собой, определяя различные отношения как к отдельным качествам, так и к анализируемому произведению в целом.
Вместе с тем проведенный эмпирический эксперимент показал, что при несовпадении оценок искусствоведов сами критерии оценок существуют в одном и том же пространстве художественного осмысления произведения искусства. Общность принципов отношения к эстетическим ценностям определяется не совпадением оценок, а системой восприятия и понимания искусства. Когда искусствовед анализирует художественное произведение, он осмысляет его в контексте развития изобразительного искусства, соотносит с различными направлениями, школами, мастерами, понимая, что развитие искусства относительно самостоятельно. От прямого переживания воспринятого изображения он переходит к эстетической интерпретации и обобщению, выявляя цель творца - показать новую художественную истину.
Конечно, восприятие эксперта-искусствоведа несколько отличается от понимания искусства той группы студентов, которую мы отнесли к художественному типу. Искусствовед не только обладает знанием той специальной «программы» прочтения образных значений произведения искусства, которая определяет процессы осмысления новой художественной информации: потенциал своих знаний и свой талант он профессионально реализует через «программу» вербализации (литературной подачи) того, что воспринято и понятно, сообразуя увиденное с различными социальными, культурными и историческими контекстами.
Разумеется, что, сколь бы профессионально подготовлен ни был специалист по искусству, если он не способен чувствовать и открывать «неизведанную красоту мира», то никакие узоры «словесной вязью» не сделают его зрителем художественного типа. Информированность об искусстве вовсе не определяет собой содержание художественного видения.
Исходя из реконструированной нами системы ожиданий - требований художественно-ориентированного типа восприятия и понимания изобразительного искусства,- можно представить и интерпретировать рабочую модель этого типа в виде схемы (1):
Произведение ис- Система готовно- Произведение ис-
кусства как систе- стей (установок кусства как лич-
ма значений диспозиций) зри- ностный смысл
теля системы значений
Результат восприятия искусства зрителем этого типа есть итог сложного взаимодействия обоих уровней зрительских представлений. Признавая принцип взаимодополнительности этих уровней, можно отметить приоритет для данного типа восприятия второго - художественно-образного - уровня. По нашему мнению, в анализируемой модели при ее топологическом рассмотрении первый уровень зрительского осмысления есть лишь элемент второго: восприятие произведений искусства на миметическом уровне обогащает и расширяет систему зрительских смыслов - интерпретаций художественно-образного уровня отображения реальности в искусстве.
Профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания. Все профессии типа «человек - художественный образ» можно разделить на подтипы в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности .
- Профессии, связанные с изобразительной деятельностью.
- Профессии, связанные с музыкальной деятельностью.
- Профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью.
- Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
Первые в истории человечества проявления и формы искусства (изображение, песня, танец) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом - делом коллектива. Песня задавала ритм совместного труда или создавала необходимое настроение (скорбное, радостное или боевое). Рисунок или танец определяли и уточняли намерения, цели, планы, служили своеобразной подготовкой к охоте, бою и т.п. Искусство было связано с жизнеобеспечением общества, трудом.
В процессе развития человечества произошло отделение и обособление производства художественных ценностей от производства ценностей материальных. Появились специалисты художественного профиля. Они удовлетворяют свои материальные потребности за счет тех, кто трудится в области сельского хозяйства, промышленности, а взамен этого вносят в общее дело эстетические ценности.
Идет закономерный обмен продуктами труда. Конечно, время от времени появляется «взбесившееся фортепиано», которому начинает казаться, что «оно само для себя играет», иначе говоря, появляются идеи, что искусство - это нечто исключительное («искусство для искусства» и т.п.). Это не более остроумная позиция, чем если бы кто-то провозгласил: «промышленность для промышленности», «пчеловодство для пчеловодства» и т.п. В любой области труда мастерство может быть недосягаемо высоким; правда, не в любой области оно выражается в зрелищных эффектах. Поэтому не во всех областях труда одинаковы условия для того, чтобы «гордыня» овладела человеком.
Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного продукта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но, чтобы оно состоялось, артист ежедневно и помногу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т.д.
Выбирая соответствующий профессиональный путь, важно подумать об этой неявной стороне труда, которая может оказаться и непосильной платой за успех. Чтобы труд приносил удовлетворение, важно воспитать в себе реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее признание, чем то, которого ты заслуживаешь по реальным результатам своей деятельности). Впрочем, этого нелегко достичь, если человека уже успел кто-то захвалить. Человек с нереалистическим уровнем притязаний гонит от себя мысль о том, что истинная причина отсутствия громкого успеха - в нем самом. Он склонен объяснить неудачи действиями других людей («помешали», «не дают проходу», «завидуют», «тормозят» и т.п.).
Подтипы профессий типа «Человек – Художественный образ»
- Профессии, связанные с изобразительной деятельностью:
Разрисовщик обоев, облицовщик-плиточник, фотограф, разрисовщик игрушек, чеканщик, резчик по дереву, огранщик вставок в ювелирные изделия, визажист, художник по свету, реставратор, художник-постановщик.
- Профессии, связанные с музыкальной деятельностью:
Настройщик пианино, концертмейстер, артист-вокалист, артист оркестра, настройщик музыкальных игрушек.