Икона святого виктора значение. Полное житие мучеников виктора и стефаниды дамасских. Где находится чудотворный образ

Святой Сухий, до крещения Баракад, или Багадрас, и его 16 сподвижников все были воинами и происходили из знатных княжеских родов Кавказской Албании, так называлась тогда территория, ныне принадлежащая Азербайджану. Все они находились на службе у армянского царя Артаксара, в армянском звучании – Арташакара, правившего с 88 по 123 годы. Баракад и его 16 воинов следовали в древнюю столицу Армении Арташат, которую в 163 году разрушили римские завоеватели, для сопровождения армянской принцессы Сатеник, ей предстояло стать женой властелина Армении.

В то время там с христианской проповедью находился христианин, по происхождению грек, Хризос, или святой Воскеанк, рукоположенный на служение апостолом Фаддеем, который получил Святого Духа вместе с другими первыми апостолами и отошел к Богу в 44 году после Р.Х.

Услышав его проповеди, все семнадцать знатных князей уверовали, решили посвятить свою жизнь Христу и просили окрестить их. Святой Хризос возрадовался этому благому желанию, и Сухий, тогда еще Баракад, со своими соратниками отправился вслед за Хризосом и его четырьмя учениками в Месопотамию, где их крестили всех в реке Евфрат, по другим источникам крещение произошло в реке Иордан. Некоторые свидетельства утверждают, что при крещении все крещаемые удостоились лицезреть стоящим на горе и присутствующего при этом Самого Спасителя, и в память об этом чуде воздвигли на месте, где им явился Сам Господь, честный крест, назвав его «Крест Благовещения». Также они получили от святого Хризоса новые имена: Андрей, Анастасий, Талале, Феодорит, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангиос, Полиевкт, Иаков, Фока, Доментиан, Виктор и Зосима.

Когда царица Сатеник узнала о том, что святой Хризос обратил в христианскую веру столько знатных и смелых военачальников, она крайне была разгневана и приказала вернуть их во дворец. Посланники царского двора настигли всех и потребовали, чтобы князья вернулись, на что святой Хризос ответил, что «они сами выбирали полезное себе». Слова эти прозвучали дерзостью, и тогда пришедшие за князьями казнили мученической казнью Хризоса и его учеников, но тронуть новообращенных не посмели, так как Сухий состоял с царем в родстве.

Похоронив своего учителя и его спутников-учеников, Сухий Месукевийский и его братия, среди которой был и Виктор Месукевийский, вернулись в Армению и поселились на горе Зрабаш возле деревни Багреванд. Позже гора Зрабаш была переименована в Сукавет в память о святом Сухие. Там они прожили отшельнической жизнью сорок четыре года до самой своей мученической кончины, как свидетельствует в «Слове», написанном во II веке, древний историк Татиан. От времени апостолов, первых христианских мучеников и проповедников, его отделяло не более века, и потому он был хорошо осведомлен об их жизни, подвигах и кончине. Вместо золотых доспехов все семнадцать бывших вельмож, в их числе и Виктор Месукевийский, ходили в самой простой одежде из шкур, вместо изысканных блюд и вин питались тем, что давала им скудная горная растительность, и пили ключевую воду. Все эти годы они славили Бога, молились, и молитва их становилась слаженней и сильнее и уподоблялась ангельской. Однако, несмотря на отшельничество, от них не укрыты были события, которые происходили в истории Малого Кавказа того времени.

Персидский царь Сапор, или Шапур, пошел войной на Армению, разорял и опустошал страну. И тогда святой Кондрат из числа братии попросил Сухия, чтобы все начали молиться о спасении народа от захватчиков. И святой Сухий, Кондрат, Виктор Месукевийские и все прочие с ними стали молиться Господу, говоря: «Смилуйся, Господи, над этой страной, ибо велико Твое милосердие. И хотя они и погрязли в грехах, но Ты – Господь и Создатель всех тварей, и от Тебя исходит заступничество и милость ко всем. Отврати от них меч гнева Своего, человеколюбивый и незлобный Боже, и Тебе подобает всяческая слава». И случилось чудо – по их святой молитве Сапор ушел из этих земель, и снова воцарился мир.

В 123 году по смерти Артаксара его преемник Датиан, или Датианос, узнал, что 17 князей его царства обратились ко Христу и оставили и посты, и все нажитое, и снарядил своих воинов на поход в горы, чтобы те вернули ослушников. Сухия с братией обнаружили и, увидев, не могли поверить, что это те самые блестящие князья. На все вопросы отшельники отвечали, что ушли от мира сознательно, ни за что не вернутся в мирскую суету и в жизни своей теперь полагаются лишь на волю Божию. Офицер по имени Барлап, по греческому звучанию Барнапос, стоявший во главе отряда, сулил им жизнь, полную богатства и почестей, но на все братия отвечала, что они отныне слуги Божии, и их ждут иные награды – возможность быть у Престола Божия. Барлап снова их спрашивал, неужели они готовы отдать свободу и родовитость за то, чтобы стать рабами Господа Распятого? Да, отвечали те, и свидетельствовали, что Христос – Бог их, и кто познает Его и примет Его, будет иметь большую из свобод: вечную жизнь при Нем в Царствии Небесном.

Видя, что святые упорствуют, Барлап приказал истязать их. Во время истязаний святой Кондрат, а вслед за ним и Сухий, и Виктор, и прочие мученики Месукевийские начали петь 21-й псалом, стихи 20, 21, 22, 23, где славится Господь и восхваляется Его могущество. Тогда разочарованный неудачей и разгневанный царедворец предал их мученической смерти, а останки по приказу Датиана велел разнести по всей горе, чтобы никто не мог найти их и похоронить, как того велит обычай.

Далее в свидетельствах о дальнейших событиях есть разница: одни источники говорят, что святым Иакову и Феодосию удалось избежать расправы, и они нашли и похоронили честные останки, а затем продолжили свою жизнь в тех же местах. К ним присоединились паломники, знавшие об этой братии, и со временем здесь образовалась общинная обитель. По другой версии, погибли все, и до IV века останки святых оставались непогребенными и нетленными. В начале того века святой Григорий Просветитель вместе со здешними христианами нашел останки святых и положил их во гробы, построив на месте их казни церковь, и основал монастырь. Чудесным образом сохранились их имена – они были начертаны на скале рядом с местом их казни. А рядом с местом, где были погребены святые, начал бить источник, воды которого могли исцелять проказу.

Все эти события происходили во II веке после Р.Х., но разные исторические источники указывают различные годы: по «Истории армян» Мовсеса Хоренаци – в 92 году, в пергаментной рукописи XI века Иверского монастыря в Афоне указан 100 год. Еще по одним сведениям это был 130 год.

Значение иконы

У иконы Святого мученика Виктора Месукевийского, как и у всех икон первомучеников, есть одно главное значение – напоминать, что сегодня нам дарована чудеснейшая возможность следовать за Христом, славить Бога, не опасаясь преследований, грозящих потерей земной жизни. И именно это, возможно, позволяет кому-то лишь внешне следовать за Ним. Святые первомученики, как и Виктор Месукевийский, готовы были отдать жизнь земную во имя жизни вечной. Много ли мы жертвуем Ему сегодня от нашего времени, от сердца, от имущества, наконец? Что мы готовы отдать, чем поступиться для спасения своей души? Вот вопросы, на которые стоит попробовать дать себе честный ответ тому, кто считает себя православным христианином. И когда нет таких испытаний в вере, что может стать лакмусовой бумагой для проверки ее крепости?

Наверное, одно: память и величайшая благодарность Господу за Его крестные муки во искупление всех, и память о наших святых, об известных и неизвестных первых христианах, отдавших свою жизнь за торжество веры истинной. Осмысление их подвигов, той духовной стойкости, с какой они принимали выпавшее на их долю, и сравнение себя с ними может многое дать человеку. Ведь, в сущности, они, стремясь во всем следовать за Христом, вслед за ним добровольно восходили на крест, каждый на свой, и тем самым так же приносили искупительную жертву за все грядущие поколения.

Так возблагодарим всех, кто дал нам возможность сегодня верить и любить Господа без оглядки, видя перед собой на иконе святого мученика Виктора Месукевийского и всю братию, что подвизалась на горе Сукавет, и снова скажем: «Слава Тебе, Господи! Дивен Бог во святых Своих!»

Чем прославился этот святой? Своей крепкой верой. Виктор стал мучеником за Христа. Он не побоялся отстаивать свою веру перед язычниками. Не побоялся и страшных мучений, терпеливо перенес их. Удостоился мученического венца.

Давайте подробно поговорим о жизни и подвиге святого Виктора.

Кем он был?

Мученик был воином. Служил под началом Севастиана. Это был военачальник-язычник. Святой Виктор же служил в его войске. О происхождении его известно только то, что он был родом из Италии.

За что пострадал?

Святой мученик Виктор пострадал за веру во Христа, за то, что исповедовал христианство и отказался принести жертву языческим богам.

День памяти

Когда празднуют именины Викторы, крещенные в честь Виктора Дамасского? 24 ноября совершается день памяти мученика.

Икона

Перед иконой Святого Виктора молятся об исцелении. Он помогает при болезнях рук, а также поможет тем, у кого проблемы с кожными покровами и зрением.

Особый покров святого мученика простирается над мужчинами, крещенными в его честь. Они молятся ему, прося о защите от врагов и опасностей. Помогает Святой Виктор и в обретении надежных спутниц жизни.

Храм

Где можно помолиться своему святому покровителю Виктору? В Котельниках (Московская область) десять лет назад был построен храм в честь мученика. В нем совершаются богослужения, сам храм открыт ежедневно. Главная святыня - это частица мощей мученика Виктора.

Находится храм по адресу: Котельники, микрорайон Белая Дача, 1-й Покровский проезд, строение 8.

Воскресная литургия в храме начинается в 8 часов. Исповедь - в 7 часов 30 минут.

Житие святого Виктора

Как говорилось выше, будущий мученик был воином. Он служил под началом воеводы Севастиана. Жил Святой во время правления Марка Аврелия. И вот, в один из дней правитель издал указ, в котором говорилось о том, что каждый христианин римский должен отречься от своей веры и принести жертву языческим богам. Тех, кто откажется подчиняться, предать страшным мучениям.

Виктор был христианином. Он открыто исповедовал свою веру, ничего и никого не боясь. Указ дошел и до воеводы Севастиана, тот вызвал к себе святого Виктора. Воевода хотел надавить на своего подчиненного и заставить отречься от Христа. Но беседу начал издалека. Рассказал об указе и предложил будущему мученику принести жертву идолам. Но тот отказался. Тогда воевода напомнил Виктору, что он воин царя и не смеет ослушаться его. На что тот отвечал, что он - воин Царя Небесного. И не отречется от своей веры. Над его телом могут делать, что хотят. Но душа его принадлежит Господу.

Севастиан разгневался на Виктора. Он приказал сломать мученику пальцы и вывернуть их из суставов. Однако пытка не сломила решительного настроя Святого Виктора. Он мужественно претерпел мучения.

Это разозлило воеводу еще больше. Он велел разжечь печь и бросить в нее мученика. Виктор провел в печи трое суток. Когда же Севастиан решил собрать его прах, то очень удивился, увидев Святого живым и невредимым.

Воеводе стоило бы остановиться на этом, понять силу Господа. Но он не остановился. На этот раз Севастиан отдал приказ отравить Виктора. И сделать это должен был чародей. Тот сварил кусок мяса, нашпиговал его ядом и дал мученику. Святой перекрестил кусок и съел. Яд не повлиял на него. Чародей приготовил другой кусок, начинив его сильнейшим ядом. И отдал Виктору со словами: "Если ты съешь это мясо и останешься жив, я оставлю волшебство и уверую в Бога".

Виктор съел предложенный кусок. Яд не повредил святому. Потрясенный чародей сжег свои магические книги и уверовал в Бога.

Севастиан готов был рвать на себе волосы от злости. Он повелел вытягивать из мученика жилы. А потом бросить святого Виктора в кипящее масло. Но, по словам самого Святого, это масло для него было, как для жаждущего холодная вода. Оно не повредило Виктору.

Видя, что Святой не сдается и продолжает твердо верить в Бога, воевода отдал приказ о новой изощренной пытке. Теперь Виктора повесели на дереве и жгли его тело свечами. Святой же принимал эту пытку мужественно. Для усугубления мучений Виктору в горло заливали прах, перемешанный с уксусом. Он сравнивал эту смесь с медом.

Ярость Севастиана достигла апогея. Он велел выколоть святому глаза. Воины исполнили приказ, а затем повесили Виктора вниз головой. Так мученик провисел три дня. На четвертый воины вернулись за телом его. Увидев Виктора живым, они ужаснулись. Воины ослепли, но Святой усердно молился Богу о том, чтобы его мучители прозрели. Они же, вместо того чтобы уверовать, вернулись к воеводе и рассказали ему о всем.

Севастиан озверел от злости. Он приказал содрать с Виктора кожу. И эта пытка стала переломным моментом для молодой мученицы Стефаниды. О ней мы расскажем чуть ниже.

Как закончилась жизнь святого Виктора? Ему отсекли голову. Из тела мученика вытекло молоко с кровью. Увидев это чудо, многие ужаснулись и уверовали в Господа.

Перед казнью своей Виктор предсказал мучителям своим смерть, а воеводе - плен. Это сбылось: воины погибли через двенадцать дней, как пророчествовал святой. А Севастиан был взят в плен через двадцать четыре дня после казни Виктора.

Святая Стефанида

Говоря о Святом Викторе, нельзя не рассказать о еще одной святой. Казнь Виктора стала началом ее мученичества.

Молодая девушка по имени Стефанида была христианкой. Несмотря на совсем юный возраст (15 лет) она больше года была замужем за одним из воинов Севастиана. На казни Виктора Стефаниде было видение. С неба спустились два ангела с двумя мученическими венцами. Один побольше для Виктора, а второй - поменьше. Он предназначался для Стефаниды.

Увидев это, девушка начала громким голосом прославлять мученика Виктора. Ее слова дошли до воеводы. Он повелел привести Стефаниду. И начал уговаривать отречься от Христа, пожалеть свою молодость и красоту, принести жертву языческим богам ради своего помилования.

Стефанида была непреклонна. Она открыто свидетельствовала перед воеводой о своей вере, обличая языческих богов. И тогда Севастиан приказал казнить девушку. Способ казни был страшен. Ее привязали к двум склоненным пальмам. Одну ногу к одной, вторую - к другой. И отпустили пальмы. Стефаниду разорвало надвое. Так получила юная мученица свой венец, пострадав за веру.

Заключение

Основная цель статьи - рассказать читателям о святом мученике Викторе. Кем он был при жизни, как получил свой венец. Вспомним основные аспекты:

  • Виктор родом из Италии, служил воином во время правления Марка Аврелия.
  • Открыто исповедовал веру во Христа. Отказался принести жертву идолам, не побоявшись страшных пыток.
  • Мученику пришлось претерпеть раскаленную печь, съесть отравленное мясо. Из него выдирали жилы, опаляли тело свечами. Выкололи глаза, поили уксусом с прахом. В конце концов, Виктору отрубили голову.
  • День святого Виктора отмечается 24 (11) ноября.
  • Вместе с ним пострадала юная Стефанида. Девушке было всего 15 лет. Она удостоилась мученического венца.

В царствование римского императора Антонина под начальством воеводы Севастиана служил один воин, родом из Италии, называвшийся Виктором. Сей Виктор веровал в Господа нашего Иисуса Христа и открыто пред всеми исповедовал Его всесвятое имя. Когда в то время было воздвигнуто гонение на христиан, то воевода призвал к себе блаженного Виктора и сказал ему:

– К нам пришел царский указ, повелевающий принуждать вас, христиан, к жертвоприношению нашим богам, а не повинующихся предавать тяжким мучением. Посему и ты, Виктор, принеси жертву богам, дабы не подвергнуться мучениям и не погубить своей души.

Мученик Виктор Дамасский. Фреска церкви свт. Николая. Монастырь Ставроникита, 1546, Афон

Но святой Виктор отвечал воеводе:

– Я не послушаю безбожного повеления смертного царя и не исполню его воли, ибо я раб бессмертного Царя, Бога и Спасителя моего Иисуса Христа, Царство Коего бесконечно и исполняющие волю Коего будут жить вечною жизнью, а вашего смертного царя и царство временно, и исполняющие его нечестивую волю погибнут во веки.

На это воевода сказал Виктору:

– Ты воин нашего царя, исполни его повеление и принеси жертву.

– Нет, – ответил Виктор, – я теперь уже воин не вашего земного царя, но Небесного; если же я и был временно воином под властью вашего царя, то я всё-таки не переставал служить моему Царю, и теперь не оставлю Его и вашим идолам не принесу жертвы. Делай со мной, что пожелаешь: мое тело в твоих руках, и ты имеешь над ним власть, над душою же моею имеет власть только один Бог мой.

Тогда воевода стал уговаривать Виктора:

– Ты сам, – говорил он, – устраиваешь себе бедствие, не исполняя царского повеления; советую тебе принести жертву богам, дабы избавиться от мучений, кои ожидают тебя.

– Я того и желаю, – отвечал с твёрдостью святой Виктор, – чтобы претерпеть мучение за моего Господа и сильно радуюсь, что сподоблюсь страдать за имя Его.

Тогда воевода тотчас приказал сломать ему пальцы и вывернуть их из суставов. Потом мучитель повелел сильно разжечь печь и бросить в нее святого Виктора, в каковой печи мученик пробыл три дня и остался живым и невредимым подобно тому, как и три отрока в печи Вавилонской (Дан.3:50). А мучитель, не ожидая, что святой Виктор останется живым, повелел на третий день отворить печь, взять из неё прах мученика и высыпать его в реку. Но когда отворили печь, святой вышел оттуда невредимым, прославляя Бога за то, что огонь не коснулся его и не повредил ему.

Видя свою неудачу, воевода призвал одного чародея и приказал ему умертвить святого Виктора отравой. Чародей сварил мясо с смертоносным ядом и дал есть святому.

Святой сказал:

– Хотя мне и не подобает брать от вас нечистое мясо и есть, однако я съем его, дабы вы уразумели, что ваш смертоносный яд ничего не может сделать против силы Жизнодавца Господа моего.

Затем помолившись, мученик съел отравленное мясо и нисколько не пострадал. Чародей, видя, что святой остался невредимым от съеденной отравы, приготовил другое мясо с сильнейшим ядом и сказал святому:

– Если ты съешь это мясо и останешься жив, то я оставлю всё свое волшебство и чародейство и уверую в твоего Бога.

Святой Виктор и это мясо, отравленное сильнейшим ядом, съел, но остался невредимым. Тогда чародей громким голосом воскликнул:

– Ты победил силу моего волшебства, Виктор, и мою душу, уже давно погибшую, избавил от ада, ибо я уверовал в проповедуемого тобою Господа Иисуса Христа.

После сего чародей пошел в свой дом, и собрав все свои волшебные книги и все волшебные талисманы, сжёг их и сделался истинным христианином.

Воевода, видя, что ничто не может повредить святому, пришел в сильную ярость и приказал вытягивать из тела мученика жилы; после чего повелел бросить мученика в кипящее масло.

А святой в это время говорил:

– Мне так же приятно сие кипящее масло, как жаждущему холодная вода.

Такая твёрдость святого Виктора привела мучителя в еще большую ярость, и он повелел повесить святого на дереве и опалять его тело свечами; а чтобы еще больше увеличить тяжесть мучений, смешали прах с уксусом и вливали эту смесь в уста мученика.

Но он говорил:

– Уксус сей и смертоносный яд ваш для меня всё равно, что мёд и медовые соты.

Тогда мучитель, приходя всё в большую и большую ярость, повелел выколоть Христову мученику глаза. После сего, повесив святого вниз головой, воины ушли и оставили его висеть в таком положении в течение трех дней. В четвертый же день, думая, что мученик уже умер, воины пришли посмотреть на него, и найдя его живым, удивились. От сего они пришли в ужас и ослепли, и каждый из них начал искать себе проводника.

Святой, милосердовав о них, усердно помолился Богу и сказал им:

– Во имя Господа моего Иисуса Христа, прозрите!

И они тотчас прозрели и, придя к воеводе, рассказали ему бывшее. Но воевода еще сильнее разгневался и повелел воинам содрать кожу со святого Виктора. Когда это нечестивое повеление приводили в исполнение, то одна женщина, по имени Стефанида, пришедшая посмотреть на мучения святого, христианка по вере, супруга одного из воинов, увидала два прекрасных венца, спускающихся с неба. Один из сих венцов спускался на главу святого мученика Виктора, а другой на её главу.

– Блажен ты, Виктор, и блаженны твои страдания за Христа, благоприятна Богу твоя жертва, как жертва Авеля (Быт.4:4), ибо ты праведным сердцем принес Ему самого себя! Бог так же принял тебя, как некогда праведного Еноха, коего Он взял с земли в рай, дабы он не вкусил и временной смерти (Быт.5:24); ты праведен, как Ной, исполненный благих дел и самый святой из народа своего (Быт.6:9). Ты уверовал, как Авраам, принес себя в жертву Богу, как Исаак, претерпел труды, как Иаков. Премудр ты, как Иосиф, коему было дано провидеть будущее; искушение претерпел ты, как Иов, который после многих страданий победил диавола и показал пример терпения! (Кн. Иова. Иак.5:10-11) Ты подобен Исаии, который был по приказанию царя Манассии перепилен пилою; тебя не коснулся огонь, как в Навуходоносоровой печи трех отроков (Дан.3:60); ты возложил свою надежду на Бога, как Давид, сын Иессея. Вот я вижу два венца, ниспосланные с неба, один больший и прекраснейший, другой меньший; – больший приносится тебе двенадцатью Ангелами, и меньший мне; ибо и я, хотя и немощный сосуд, готова принять подвиг мученичества и мужественно пострадать за имя Господа нашего и положить за Него свою душу.

Услыхав сии слова Стефаниды, воевода повелел воинам взять ее и привести к себе. Гордо посмотрев на нее, он спросил:

– Ты кто?

– Я христианка, – ответила святая.

Святые Мина, Виктор Дамасский (в середине) и Викентий. Икона, Начало XVII века. Ризница монастыря Хиландар. Афон

Потом воевода спросил ее об имени и о летах, и узнав, что имя её Стефанида, что ей пятнадцать лет и восемь месяцев от роду и что она замужем год и четыре месяца, начал с кротостью говорить ей:

– Зачем ты так скоро хочешь покинуть сей прекрасный мир, хорошую жизнь и замужество и желаешь погубить свою молодую жизнь, добровольно отдавая себя на смерть за Распятого.

Святая на это отвечала мучителю:

– Я оставляю временный и суетный сей мир и все земные плотские желания и моего смертного мужа, дабы пойти вместе с мудрыми девами навстречу нетленному и бессмертному Жениху, Христу Спасителю моему.

Воевода сказал ей:

– Не говори таких бессмысленных и бесполезных слов о твоем Боге, обратись к нашим богам и принеси им жертву.

Но святая Стефанида с твёрдостью отвечала:

– Ты и твои боги исполнены лжи, я же говорю истину, ибо мой Господь истинный и в Нем нет неправды. Не принесу жертвы ложным богам, но хочу быть приятною жертвою Истинному, живущему на небе, Богу, дабы не лишиться уготованного мне венца в Его Царстве.

Тогда мучитель повелел наклонить к земле вершины двух находящихся там финиковых пальм и привязать к ним святую, чтобы разорвать ее. Одну её ногу привязали к вершине одной наклоненной финиковой пальмы, а другую к другой и отпустили их; пальмы, поднявшись в высоту, разорвали мученицу надвое. Святая же душа мученицы, как бы птица, вылетевшая из разорванной сети, нашла себе гнездо на небе в уготованном ей венце.

После сего и святого Виктора воевода повелел усекнуть мечем. Услыхав о сем повелении, святой Виктор возблагодарил Бога. Перед тем, как хотели ему отсечь главу, он предсказал о смерти своих мучителей, говоря:

– Чрез двенадцать дней вы умрете, а воевода ваш через двадцать четыре дня будет взят в плен неприятелями.

Предсказав сие, святой помолился и преклонил свою главу на усечение. И отсечена была мечем честная глава святого мученика.

По усечении главы святого Виктора из тела его вытекло молоко с кровью, и многие из неверующих, видя таковое чудо, уверовали во Христа. Наипаче же уверовали многие, когда увидели исполнение пророчества мученика, ибо как он предсказал, так и сбылось: мучившие погибли внезапно, а воевода был взят в плен неприятелями.

Святой Виктор и святая мученица Стефанида пострадали одиннадцатого ноября в городе Дамаске. А ныне они водворились в том граде, каковой не имеет нужды ни в солнце, ни в луне, чтобы светить ему, ибо слава Божия просвещает его, и Агнец Божий светильник его.

Примечания

1. Антонин – римский император, более известный под именем Марка-Аврелия Философа, царствовал с 161 по 180 г.

***

Молитва мученику Виктору Дамасскому:

  • Молитва мученику Виктору Дамасском у. Виктор Дамасский был воином, когда при императоре Марке Аврелии (конец II века) начались гонения на христиан, Виктор отказался принести жертву богам, и принял мученическую кончину. Покровитель воинов, к нему обращаются за молитвенной помощью для дарования веры, крепости духа в гонениях, для вразумления людей занимающихся оккультными практиками, гаданиями и магией

Акафист мученику Виктору Дамасскому:

Канон мученику Виктору Дамасскому:

  • Канон мученику Виктору Дамасскому

Житийная и научно-историческая литература о мученике Викторе Дамасском:

  • Мученик Виктор Дамасский - Азбука.Ru

Святой мученик Виктор Дамасский – небесный заступник и покровитель, которому молятся об исцелении при болезнях рук, различных кожных и глазных заболеваниях. Икона поможет мужчинам по имени Виктор в продвижении по службе, защитит от опасностей и врагов. По молитве к святому обретают здоровье, находят надежных друзей и верных спутников жизни.


Заказать икону


Варианты иконы

Икона Святого мученика Виктора Дамасского
Иконописец: Юрий Кузнецов
Святой мученик Виктор Месукевийский (Грузинский) Память святого мученика Виктора Месукевийского (Грузинского) совершается вместе с памятью дружины святого мученика Сухия 15/28 апреля. Святой мученик Виктор Месукевийский жил в I–II веке. Воин родом из князей, он служил под началом святого Сухия. С ним и 16 другими князьями, слыша проповеди святого Хризоса, ученика апостола Фаддея, уверовал, крестился и удалился от мира. Проведя так 44 года, принял вместе с братией мученическую смерть. В IV веке на месте их упокоения святой Григорий Просветитель воздвиг храм и создал обитель, при ней открылся целебный источник. Виктор Коринфский, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 10/23 марта, 31 января/13 февраля.

Святой мученик Виктор Коринфский пострадал за христианскую веру в III веке. Чтобы послушать наставления в христианском учении Виктор вместе с другими учениками приходил в пустыню к своему учителю святому мученику Кодрату.

Немного известно о его жизни, а о жизни его учеников и того меньше. Предание рассказывает нам о том, что все детство и юношество мученик Кодрат провел в пустыне. Обучили его грамоте, врачебному искусству и истинам веры христиане, которых он встретил уже взрослым человеком. Кодрат очень любил свое пустынное жительство и большую часть времени проводил в горах, предаваясь молитвам и безмолвию. Только изредка он спускался в ближайший город - Коринф для помощи больным людям, так как достиг больших успехов во врачебном искусстве.

Постепенно о святом мученике узнали многие жители Коринфа и стали приходить к нему в горы послушать проповеди о Спасителе, получить наставления в христианской жизни, многие стали его последователями. В пятидесятые годы III века - годы гонения на христиан, святой мученик Кодрат был предан истязаниям, но страдания не сломили его веру, он твердо проповедовал христианство вплоть до своей смерти.

Пыткам были преданы и его ученики. По-разному приняли смерть ученики святого Кодрата, но ни один из них не отрекся от христианской веры перед ожидаемыми истязаниями и казнью. Святые Викторин, Виктор и Никифор были посажены в каменную ступу и скончались под ударами огромного каменного песта.

Виктор Никомидийский, мученик


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 18 апреля/1 мая.

Присутствовал при страданиях великомученика Георгия Победоносца. Был изумлен терпением святого, видел, как благодать Божия сохраняла святого невредимым. Имея благочестивую душу, проникшись верой и мужеством святого Георгия, святой Виктор уверовал во Христа и открыто заявил об этом. Его тут же обезглавили.

Виктор (Фотин) Римский, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 20 марта/2 апреля.
Святой мученик Виктор (Фотин) Римский - старший сын святой мученицы Фотины Самаряныни . Служил в римских войсках. Как хороший воин, он был назначен военачальником в город Атталию. Прибыв туда, он встретился с правителем Севастьяном. Тот предупредил Виктора, что знает о его христианских убеждениях. «Наш император Нерон требует, чтобы мы уничтожали всех христиан, - продолжал правитель, - и тебе придется допрашивать и подвергать их мучениям». Севастьян хотел уговорить молодого человека выполнять волю императора, чтобы получить богатство и власть, а для спокойной службы и мать Виктора должна была прекратить открыто проповедовать христианство. Святой Виктор заявил, что не будет участвовать в преступлениях, более того, сам станет проповедником. Вместе со всей семьей принял мученическую кончину за проповедование христианских истин.
Икона Святого мученика
Виктора (Фотина) Римского
Афон. XV век.

Виктор Халкидонский, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 16/29 сентября.
Виктор Халкидонский пострадал за Христа в г. Халкидоне в 304 году. Он был воином при дворе халкидонского правителя Приска, который будучи язычником преследовал христиан за их веру.
Приск приказал Виктору и Сосфену бросить схваченную христианку святую Евфимию Всехвальную в раскаленную печь. Но воины вдруг увидели в пламени печи двух Ангелов и сами уверовали в Христа. Отказавшись исполнить приказание правителя и открыто заявив о своей вере, они смело пошли на страдания. Приск отдал их на растерзание диким зверям, но те же даже не дотронулись до тел мучеников. Усердно взывая к милосердию Божию, мученики мирно отошли в Царство Небесное.
Икона (прорись) Святого мученика Виктора Халкидонского
Монахиня Иулиания (Соколова). 1970 год.

Святой мученик Виктор, память которого празднуется 11 / 24 ноября, был родом из Италии. В царствование императора Марка Аврелия Философа (161-180) он служил в Дамаске (Сирия), в войске, которым командовал военачальник Севастиан. Виктор был христианином и не скрывал этого - открыто перед всеми исповедовал всесвятое имя Иисуса Христа.

Когда Марк Аврелий начал гонение на христиан, то по всем воинским частям был разослан его приказ, повелевающий воинам совершить жертвоприношения, что являлось проверкой их преданности богам Рима, императору и отечеству. Уклонившихся от этого действа было велено предавать тяжким мучениям.

Когда дошел черед до Виктора, Севастиан вызвал его к себе и приказал принести жертву богам. Святой, не колеблясь, отказался подчиниться приказу: «Я теперь уже воин не вашего земного царя, но Небесного. Если же я и был временно воином вашего царя, то никогда не переставал служить моему Царю и теперь не оставлю Его и вашим идолам не принесу жертвы».

Видя, что никакие уговоры не помогают, Севастиан приказал подвергнуть ослушника пыткам - святому Виктору сломали пальцы и вывернули их из суставов… С Божьей помощью Виктор прошел сквозь все пытки невредимым и по-прежнему был неколебим.

Тогда Севастиан призвал к себе чародея и приказал ему отравить воина-христианина. Чародей сварил мясо, смешал его со смертоносным ядом и дал святому. Помолившись, Виктор съел отравленное мясо и… остался жив. То же повторилось и в другой раз. Эти чудеса и слова мученика «ваш яд бессилен против силы Жизнодавца Господа моего» так подействовали на чародея, что тот поспешил отказаться от волхвований и стал христианином.

Севастиан, видя, что даже яды не могут повредить святому, приказал подвергнуть его еще более страшным мучениям: из тела Виктора стали вытягивать жилы… Потом его бросили в кипящее масло… Затем страдальца повесили на дереве, опаляя его тело свечами… От бессилия и злобы ему в конце концов выкололи глаза.

Повесив святого вниз головой, истязатели ушли и три дня не приходили к месту мучений. На четвертый день воины вернулись, чтобы убедиться в смерти Виктора. Увидев его живым, они испытали такой ужас, что в одночасье ослепли. И только по молитве святого мученика Всемогущий Господь возвратил им зрение. Вернувшись к Севастиану, воины рассказали обо всем, что с ними случилось, призывая военачальника к милосердию. Но пришедший в неописуемую ярость Севастиан уже не слушал их - он отдал еще более чудовищное повеление: содрать со святого кожу!

На месте мучений святого Виктора присутствовала молодая жена одного из воинов по имени Стефанида, тоже христианка. По Божьему произволению ей открылось такое чудо: она увидела два прекрасных венца, спускающихся с неба; один из венцов, который несли двенадцать ангелов, опускался на голову мученика Виктора, а другой, меньший, - на ее главу.

Изумленная видением и сострадая мученику, Стефанида заступилась за него и стала громко прославлять его имя, за что была схвачена воинами и приведена к Севастиану. Узнав, что ей только около 16 лет, военачальник стал уговаривать ее принести жертву, не губить своей молодости и пожалеть своего мужа, с которым она прожила всего полтора года.

Невзирая на сладкозвучные речи Севастиана, Стефанида открыто прославила Христа и предпочла умереть, но не приносить жертву идолам: «Ты и твои боги исполнены лжи. Я же говорю тебе истину, ибо мой Господь истинный и в Нем нет неправды. Не принесу жертвы ложным богам, но хочу быть приятной жертвой Истинному, живущему на Небе Богу, дабы не лишиться уготованного мне венца в Его Царстве».

Тогда мучитель повелел привязать Стефаниду к двум согнутым пальмам, которые, распрямившись, разорвали мученицу. После чего обезглавили и святого мученика Виктора.

Святые мученики Виктор и Стефанида пострадали за Христа в 175 году.