Ильины три поездочки описание ильи. "Ильины три поездочки" презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему. Найди в былине и запиши слова, которые описывают внешний вид Ильи Муромца

Три поездки Ильи Муромца - русская народная былина, которую любят и взрослые, и дети. В ней описано, как Илья Муромец путешествует по разным дорогам. Однажды он видит камень Алатырь на перепутье. На нем указано, какая судьба ждет путника, если он пойдет прямо, направо или налево. Что узнал Илья, когда испытал путешествия по всем дорогам? Прочтите или прослушайте вместе с детьми в самой былине. Она учит справедливости, бесстрашию, состраданию, служению людям и своей Родине.

Ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости. Хорош был у старого добрый конь, его маленький Бурушка-Косматушка. Хвост у Бурушки трех саженей, грива до колен, а шерсть трех пядей. Он броду не искал, перевозу не ждал, одним скоком он реки перескакивал. Он старого Илью Муромца сотни раз от смерти спасал.

Не туман с моря подымается, не белые снега в поле белеются, едет Илья Муромец по русской степи. Забелелась его головушка, его кудрявая бородушка, затуманился его ясный взор.

Ах ты, старость, ты, старость старая! Застала ты Илью в чистом поле, налетела черным вороном! Ах ты, молодость, молодость молодецкая! Улетела ты от меня ясным соколом!

Подъезжает Илья к трем дорожкам, на перекрестке камень лежит, а на том камне написано: «Кто вправо поедет - тому убитым быть, кто влево поедет - тому богатым быть, а кто прямо поедет - тому женатым быть».

Призадумался Илья Муромец:

На что мне, старому, богатство? Нет у меня ни жены, ни деточек, некому цветное платье носить, не кому казну тратить. Поехать мне разве, где женатому быть? Да на что мне, старому, жениться? Молодую взять мне не годится, а старуху взять, так на печи лежать да кисель хлебать. Эта старость не для Ильи Муромца. Поеду-ка я по той дорожке, где убитому быть. Умру в чистом поле, как славный богатырь!

И поехал он по дороге, где убитому быть.

Только он отъехал три версты, напали на него сорок разбойников. Хотят его с коня стащить, хотят его ограбить, до смерти убить. А Илья головой качает, приговаривает:

Эй вы, разбойнички, вам убить меня не за что и ограбить у меня нечего. Только и есть у меня кунья шубка в пятьсот рублей, соболиная шапка в три сотенки, да узда в пятьсот рублей, да седло черкасское в две тысячи. Ну, еще попона семи шелков, шита золотом да крупным жемчугом. Да меж ушами у Бурушки камень самоцвет. Он в осенние ночи как солнце горит, за три версты от него светло. Да еще, пожалуй, есть конь Бурушка - так ему во всем мире цены нет. Из-за этакой малости стоит ли старому голову рубить?!

Рассердился атаман разбойников:

Это он над нами насмехается! Ах ты, старый черт, седой волк! Очень много ты разговариваешь! Гей, ребятушки, рубите ему голову!

Соскочил Илья с Бурушки-Косматушки, хватил шапку с седой головы да и стал шапкой помахивать: где махнет - там станет улица, отмахнется - переулочек.

За один взмах десять разбойников лежат, за второй - и двадцати на свете нет!

Взмолился атаман разбойников:

Не побей нас всех, старый богатырь! Ты бери с нас золота, серебра, платье цветное, табуны коней, только нас живыми оставь!

Усмехнулся Илья Муромец:

Кабы брал я со всех золотую казну, у меня были бы погреба полные. Кабы брал я цветное платье, за мной были бы горы высокие. Кабы брал я добрых коней, за мной гнали бы табуны великие.

Говорят ему разбойники:

Одно красное солнце на белом свете - один на Руси такой богатырь Илья Муромец! Ты иди к нам, богатырь, в товарищи, будешь у нас атаманом!

Ой, братцы разбойники, не пойду я к вам в товарищи, да и вы расходитесь по своим местам, по своим домам, к женам, к деткам, будет вам у дорог стоять, проливать кровь невинную!

Повернул коня и ускакал прочь Илья. Он вернулся к белому камню, стер старую надпись, новую написал: "Ездил в правую дорожку - убит не был!"

Ну, поеду теперь, где женатому быть!

Как проехал Илья три версты, выехал на лесную поляну. Там стоят терема златоверхие, широко рас крыты ворота серебряные, на воротах петухи поют. Въехал Илья на широкий двор, выбежали к нему на встречу двенадцать девушек, среди них королевна-красавица.

Добро пожаловать, русский богатырь, зайди в мой высокий терем, выпей сладкого вина, скушай хлеба-соли, жареной лебеди!

Взяла его королевична за руку, повела в терем, посадила за дубовый стол. Принесли Илье меду слад кого, вина заморского, жареных лебедушек, калачей крупитчатых... Напоила-накормила богатыря, стала его уговаривать:

Ты устал с дороги, умаялся, ложись отдохни на кровать тесовую, на перину пуховую.

Повела королевична Илью в спальную горенку, а Илья идет и думает:

Неспроста она со мной ласкова: что королевич- не простой казак, старый дедушка. Видно, что-то у нее задумано.

Видит Илья, что у стены стоит кровать точеная-золоченая, цветами расписана, догадался, что кровать с хитростью.

Схватил Илья королевичну и бросил на кровать к тесовой стене. Повернулась кровать, и открылся погреб каменный,- туда и свалилась королевична.

Рассердился Илья:

Эй вы, слуги безымянные, несите мне ключи от погреба, а не то срублю вам головы!

Ох, дедушка незнаемый, мы ключей и в глаза не видывали, а ходы в погреба покажем тебе.

Повели они Илью в подземелья глубокие; сыскал Илья двери погреба: они песками были засыпаны, дубами толстыми завалены. Илья пески руками раскопал, дубы ногами растолкал, открыл двери погреба. А там сидит сорок королей-королевичей, сорок царей-царевичей и сорок русских богатырей.

Вот зачем королевична зазывала в свои терема златоверхие!

Говорит Илья королям и богатырям:

Вы идите, короли, по своим землям, а вы, богатыри, по своим местам и вспоминайте Илью Муромца. Кабы не я, сложили бы вы головы в глубоком погребе.

Вытащил Илья за косы на белый свет королевичну и срубил ей лукавую голову.

А потом вернулся Илья к белому камню, стер старую надпись, написал новую: «Прямо ездил - женатым не бывал».

Ну, поеду теперь в дорожку, где богатому быть. Только отъехал он три версты, увидал большой камень в триста пудов. А на том камне написано: «Кому камень под силу свернуть, тому богатому быть».

Принатужился Илья, уперся ногами, по колена в землю ушел, поддал могучим плечом - свернул с места камень.

Открылся под камнем глубокий погреб - богатства несметные: и серебро, и золото, и крупный жемчуг, и яхонты!

Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повез ee в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было где от врагов спасаться, от огня отсидеться. Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки.

Потом сел на Бурушку, поехал к белому камню, стер надпись старую, надписал надпись новую: «Влево ездил - богат не бывал».

Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.

«Три поездки Ильи Муромца» – старинная русская былина, главным героем которой стал настоящий богатырь - честный, отважный, мужественный силач, защитник земли русской, Илья Муромец.

Краткое содержание «Три поездки Ильи Муромца» для читательского дневника

Название : Три поездки Ильи Муромца

Число страниц : 7. «Русские былины и сказки. Илья Муромец». Издательство «Вагриус». 1996 год

Жанр : Былина

Год написания : 1871 год

Главные герои

Илья Муромец - невероятной силы русский богатырь, добрый, честный, справедливый.

Сюжет

Однажды Илья Муромец выехал в чистое поле, где увидел большой камень Алатырь, лежавший на перекрестке трех дорог. Прочитав надпись на камне, богатырь узнал, что если поехать прямо – быть убитому, поехать направо – быть богатому, поехать налево – женатому быть. Поразмыслив, Илья Муромец решил, что богатство ему совсем не нужно, раз нет семьи. Жениться также поздно, ведь молодость давно прошла. И решил тогда отважный богатырь двинуться прямо - в том направлении, где, согласно надписи на Алатыре, его ждала верная смерть.

Проехав какое-то время, оказался Илья Муромец в топях Смоленских, где увидел сорок тысяч разбойников. Заметив одинокого всадника, разбойники обрадовались - они считали, что Илья Муромец станет для них легкой добычей. Богатырь сразу признался, что нет у него никакого богатства, а есть только верный конь, седло, уздечка, да шлем весом под сорок пудов. И тут Илья принялся размахивать своим тяжелым шлемом, и перебил всех разбойников. Вернувшись к пророческому камню, он написал, что прямая дорога теперь чиста.

Илья Муромец решил отправиться по той дороге, что пророчила женитьбу. Добравшись до белокаменных палат, он встретил девицу-красавицу, которая принялась его расспрашивать. Однако богатырь сказал, что ему сейчас не до расспросов - отдохнуть вначале нужно. Отвела девица его в спальню, и принялась на кровать укладывать. Вдруг Илья Муромец резко схватил девицу поперек туловища и бросил на кровать. Она упала в подвал, где Илья увидел двенадцать богатырей. Выпустил он их на волю, вернулся к камню и исправил вторую надпись.

Отправился Илья Муромец в третью сторону, где нашел три погреба с серебром и золотом. Раздал он все богатство сиротам, бездомны и нищим, после чего вернулся к Алатырю, и исправил третью надпись.

План пересказа

  1. Камень Алатырь.
  2. Илья Муромец выбирает прямую дорогу.
  3. Победа над разбойниками.
  4. Встреча с коварной девицей и освобождение богатырей.
  5. Третий путь, раздача золота беднякам.

Главная мысль

Для настоящего богатыря семья - это не жена, а его родная земля, которую он должен защищать от врагов.

Чему учит

Былина учит храбрости, мужеству, справедливости, честности. Она учит не бояться трудностей и идти до конца ради достижения поставленной цели.

Отзыв

В этой былине Илья Муромец представлен отважным, смелым, невероятно сильным и абсолютно бескорыстным богатырем. Именно такими должны быть народные герои, на которые нужно равняться всем людям.

Пословицы

  • Славна богатырями русская земля.
  • Богатырская рука однажды бьет.
  • И один в поле воин.

Что понравилось

Понравилось, что Илья Муромец был абсолютно бескорыстным, щедрой души человеком. Он не гнался за богатством или счастьем в личной жизни, и точно следовал своему предназначению - служить Родине.

Рейтинг читательского дневника

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 22.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ТЕМА: Былина-жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки » 1

Илья Муромец Алёша Попович Разгадайте имена и скажите, что их объединяет? Добрыня Никитич Бодныяр Киничти Шалёа Почивоп Ияль Румоцем 2

В. Васнецов. Богатыри 1881-1898, холст, масло,295,3x446 см Государственная Третьяковская галерея, Москва 3

О картине В. М. Васнецова «Богатыри» Широко, раздольно простерлось поле. Бескрайнее, неодолимое. Гудит вольный ветер в ковыльной степи. Высоко в летнем полуденном небе неспешно и гордо плывут струги облаков. Орлы сторожат курганы. Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. Сверкнул глаз неистового Бурушки, любимого коня Ильи Муромца. Суров богатырь. Изготовлено копье. Вздета тяжкая десница. Глядит далеко-далеко вдаль. Насторожены други его - Добрыня Никитич, Алеша Попович. Грозная сила в этом молчаливом ожидании. Бессонна дружина. Ни одна, даже крылатая тварь не прорвется. Над этой картиной Васнецов работал много лет. Он мучительно искал людей, с которых можно было написать былинных богатырей. Прототипом Ильи Муромца стал крестьянин Иван Петров, зимой подрабатывающий в Москве извозчиком. В лице Добрыни Никитича присутствуют черты самого Васнецова, его отца и дяди. Алёшу Поповича художник писал с юного сына Саввы Мамонтова. В русской былинной традиции существует множество богатырей. Но Васнецов выбрал именно этих троих. Наверное, потому, что они удачно дополняют друг друга. Мощный, суровый Илья Муромец, благородный Добрыня и смекалистый, изворотливый Алёша Попович все вместе составляют образ доброй силы - защитницы русских рубежей. Картина эта столь хорошо известна, что, где бы ни зашёл разговор о былинных витязях, каждый вспоминает именно этих троих, стоящих на заставе в пронизываемом ветрами поле. Кажется, что именно они самые популярные и любимые герои русского народа на все времена. 4

В мире русских былин

«Былина – рассказ о том, что было, что случилось, рассказ невымышленный и правдивый» В.И. Даль

«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые песни, торжественные былины – говорившиеся нараспев, под звон струн – о славных подвигах богатырей, защитников земли...» Л.Н. Толстой

БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в.

В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного струнного инструмента, который называется гусли.

В. М. Васнецов. «Боян»

Происхождение слова «богатырь » Откуда происходит само слово «богатырь»? Есть мнение, что оно заимствовано из тюркских языков, где является в различных формах - багхатур, багадур, батур, батыр, батор. Ученые (Щепкин, Буслаев) прямо выводили «богатырь» из «Бог» через посредство «богатый»

Ученые классифицируют богатырей на старших и младших. К старшим богатырям относятся Святогор, Вольга Святославич, Самсон, Сухан, Полкан, Колыван Иванович, Дон Иванович, Дунай Иванович и др. К младшим относятся Добрыня Никитич, Иван Данилович, Алёша Попович, Илья Муромец, Микула Селянинович, Чурила Пленкович, Дюк Степанович, Данил Ловченин и др.

Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы (недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван создателями «Илья Муромец»).

«Илья Муромец». Реконструкция по методу Герасимова

ПАМЯТНИК ИЛЬЕ МУРОМЦУ В ГОРОДЕ МУРОМЕ В образе древнерусского богатыря воплотились народные понятия о высоких нравственных качествах, какими должен был обладать истинный герой. Одно из самых главных качеств Ильи Муромца - это чувство справедливости и сознание своего долга - стоять за правду. Он готов идти на прямое столкновение с князем, с боярами, когда видит, что те поступают не по правде. Он - герой общенародный, общерусский. «Я иду служить за веру христианскую И за землю российскую, Да и за стольние Киев-град, За вдов, за сирот, за бедных людей».

Исцеление Ильи Муромца; Илья Муромец и Соловей-разбойник; Илья Муромец и разбойники; Илья Муромец на Соколе-корабле; Илья Муромец и Святогор; Илья Муромец и Сокольник; Илья Муромец и Калин-царь; Илья Муромец и Идолище; Илья Муромец и сын.

былина «Ильины три поездочки » 17

Словарная работа Кремневенькие - Булатная броня- Убранство- Смета- Палица- Сажень- из кремния. стальная и узорчатая. украшение, внешняя отделка. несметное, несчитанное богатство. тяжёлая дубинка с утолщённым концом. 2,134метра (3аршина) 18

Словарная работа Облатынивать - Заподваливать - Не простофильтесь - Башлыки - Вороновые- Амбары- обращать в католическую веру. запирать в подвал. не поддавайтесь на обман. тёплый головной убор поверх шапки. Суконный капюшон с длинными концами. чёрные. сараи для хранения урожая, припасов, товаров. 19

Физминутка 20 Дружно встали -раз, два, три. Мы теперь- богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И направо, и ещё Через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, Точно в танце- руки в боки. Наклонились влево, вправо, Получается на славу!

Беседа 21 -Чем похожа былина на сказку? Чем отличается? -Похожа ли былина на стихотворение? Чем? -Можно ли назвать поступки Ильи Муромца подвигами? Почему так думаете?

В древности сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих. Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса. Виктор Михайлович Васнецов «Гусляры»

В. Васнецов. Илья Муромец. (Фрагмент картины «Богатыри») Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии Этюд для фигуры Ильи Муромца в картине "Богатыри" 1883г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва. Ильины три поездочки 23

В. Васнецов. Витязь на распутье Холст, масло. 1882 г. Москва, Россия. Государственная Третьяковская галерея 24

Сюжет о камне на развилке дорог встречается во многих сказках и былинах. Камень указывает путнику, какая судьба ожидает его на каждом из расходящихся путей. Васнецов, выбрав для картины такой сюжет, постарался сделать его максимально правдоподобным. Он хотел убедить зрителей, что всё рассказанное в былинах происходило на самом деле, правда, в далёком прошлом. Художник был хорошо знаком с археологическими изысканиями своего времени, поэтому в точности воссоздал облик витязя былинных времён. Пейзаж также показан с большой исторической точностью - дикая степь, усеянная валунами, которые притащил сюда последний ледник. На одном из камней диковинные полустёртые буквы. Чья рука выбила их? В какие незапамятные времена это произошло? Что за сила начинает управлять судьбами путников, едва они прочтут письмена, сулящие смерть, или женитьбу, или потерю коня? Витязь одинок в бескрайней степи, и некому подсказать ему, какую из дорог выбрать. Под камнем лежат два черепа, человеческий и конский. Это - единственная подсказка. Если слишком долго выбирать, можно сложить голову прямо здесь, так и не ступив ни на одну из дорог. 25

Итог урока. Рефлексия 26 Назовите отличительные черты былин. отсутствие рифмы н апевность ритмичность п овествование о подвигах гиперболы- преувеличения п овторы …


здил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости. Хорош был у старого добрый конь, его маленький Бурушка-Косматушка. Хвост у Бурушки трех саженей, грива до колен, а шерсть трех пядей. Он броду не искал, перевозу не ждал, одним скоком он реки перескакивал. Он старого Илью Муромца сотни раз от смерти спасал.

Не туман с моря подымается, не белые снега в поле белеются, едет Илья Муромец по русской степи. Забелелась его головушка, его кудрявая бородушка, затуманился его ясный взор.

Ах ты, старость, ты, старость старая! Застала ты Илью в чистом поле, налетела черным вороном! Ах ты, молодость, молодость молодецкая! Улетела ты от меня ясным соколом!

Подъезжает Илья к трем дорожкам, на перекрестке камень лежит, а на том камне написано: «Кто вправо поедет - тому убитым быть, кто влево поедет - тому богатым быть, а кто прямо поедет - тому женатым быть».

Призадумался Илья Муромец:

На что мне, старому, богатство? Нет у меня ни жены, ни деточек, некому цветное платье носить, не кому казну тратить. Поехать мне разве, где женатому быть? Да на что мне, старому, жениться? Молодую взять мне не годится, а старуху взять, так на печи лежать да кисель хлебать. Эта старость не для Ильи Муромца. Поеду-ка я по той дорожке, где убитому быть. Умру в чистом поле, как славный богатырь!

И поехал он по дороге, где убитому быть.

Только он отъехал три версты, напали на него сорок разбойников. Хотят его с коня стащить, хотят его ограбить, до смерти убить. А Илья головой качает, приговаривает:

Эй вы, разбойнички, вам убить меня не за что и ограбить у меня нечего. Только и есть у меня кунья шубка в пятьсот рублей, соболиная шапка в три сотенки, да узда в пятьсот рублей, да седло черкасское в две тысячи. Ну, еще попона семи шелков, шита золотом да крупным жемчугом. Да меж ушами у Бурушки камень самоцвет. Он в осенние ночи как солнце горит, за три версты от него светло. Да еще, пожалуй, есть конь Бурушка - так ему во всем мире цены нет. Из-за этакой малости стоит ли старому голову рубить?!

Рассердился атаман разбойников:

Это он над нами насмехается! Ах ты, старый черт, седой волк! Очень много ты разговариваешь! Гей, ребятушки, рубите ему голову!

Соскочил Илья с Бурушки-Косматушки, хватил шапку с седой головы да и стал шапкой помахивать: где махнет - там станет улица, отмахнется - переулочек.

За один взмах десять разбойников лежат, за второй - и двадцати на свете нет!

Взмолился атаман разбойников:

Не побей нас всех, старый богатырь! Ты бери с нас золота, серебра, платье цветное, табуны коней, только нас живыми оставь!

Усмехнулся Илья Муромец:

Кабы брал я со всех золотую казну, у меня были бы погреба полные. Кабы брал я цветное платье, за мной были бы горы высокие. Кабы брал я добрых коней, за мной гнали бы табуны великие.

Говорят ему разбойники:

Одно красное солнце на белом свете - один на Руси такой богатырь Илья Муромец! Ты иди к нам, богатырь, в товарищи, будешь у нас атаманом!

Ой, братцы разбойники, не пойду я к вам в товарищи, да и вы расходитесь по своим местам, по своим домам, к женам, к деткам, будет вам у дорог стоять, проливать кровь невинную!

Повернул коня и ускакал прочь Илья. Он вернулся к белому камню, стер старую надпись, новую написал: "Ездил в правую дорожку - убит не был!"

Ну, поеду теперь, где женатому быть!

Как проехал Илья три версты, выехал на лесную поляну. Там стоят терема златоверхие, широко рас крыты ворота серебряные, на воротах петухи поют. Въехал Илья на широкий двор, выбежали к нему на встречу двенадцать девушек, среди них королевна-красавица.

Добро пожаловать, русский богатырь, зайди в мой высокий терем, выпей сладкого вина, скушай хлеба-соли, жареной лебеди!

Взяла его королевична за руку, повела в терем, посадила за дубовый стол. Принесли Илье меду слад кого, вина заморского, жареных лебедушек, калачей крупитчатых... Напоила-накормила богатыря, стала его уговаривать:

Ты устал с дороги, умаялся, ложись отдохни на кровать тесовую, на перину пуховую.

Повела королевична Илью в спальную горенку, а Илья идет и думает:

Неспроста она со мной ласкова: что королевич- не простой казак, старый дедушка. Видно, что-то у нее задумано.

Видит Илья, что у стены стоит кровать точеная-золоченая, цветами расписана, догадался, что кровать с хитростью.

Схватил Илья королевичну и бросил на кровать к тесовой стене. Повернулась кровать, и открылся погреб каменный,- туда и свалилась королевична.

Рассердился Илья:

Эй вы, слуги безымянные, несите мне ключи от погреба, а не то срублю вам головы!

Ох, дедушка незнаемый, мы ключей и в глаза не видывали, а ходы в погреба покажем тебе.

Повели они Илью в подземелья глубокие; сыскал Илья двери погреба: они песками были засыпаны, дубами толстыми завалены. Илья пески руками раскопал, дубы ногами растолкал, открыл двери погреба. А там сидит сорок королей-королевичей, сорок царей-царевичей и сорок русских богатырей.

Вот зачем королевична зазывала в свои терема златоверхие!

Говорит Илья королям и богатырям:

Вы идите, короли, по своим землям, а вы, богатыри, по своим местам и вспоминайте Илью Муромца. Кабы не я, сложили бы вы головы в глубоком погребе.

Вытащил Илья за косы на белый свет королевичну и срубил ей лукавую голову.

А потом вернулся Илья к белому камню, стер старую надпись, написал новую: «Прямо ездил - женатым не бывал».

Ну, поеду теперь в дорожку, где богатому быть. Только отъехал он три версты, увидал большой камень в триста пудов. А на том камне написано: «Кому камень под силу свернуть, тому богатому быть».

Принатужился Илья, уперся ногами, по колена в землю ушел, поддал могучим плечом - свернул с места камень.

Открылся под камнем глубокий погреб - богатства несметные: и серебро, и золото, и крупный жемчуг, и яхонты!

Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повез ee в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было где от врагов спасаться, от огня отсидеться. Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки.

Потом сел на Бурушку, поехал к белому камню, стер надпись старую, надписал надпись новую: «Влево ездил - богат не бывал».

Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.

Конспект урока литературного чтения.

Предмет: Литературное чтение

Программа: Школа России

Класс: 4 Б

Учитель: Плотникова Е.С.

Тип урока: Изучение нового материала.

Тема: Былина «Ильины три поездочки»

Цель: Сформировать понятие былины и понимание её особенностей как жанра фольклора.

Планируемый результат

Предметные.

Умение: правильно, выразительно; осознанно читать былины; применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»; выделять признаки былины, сравнивать её со сказкой.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: проявление творческого отношения к процессу обучения; осознание школьниками меру ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.

- Регулятивные УУД:

Умение: работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке; Ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того что ещё неизвестно; составлять совместно с учителем план действий; контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.

- Коммуникативные УУД:

Умение: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и её результат, слушать мнения других.

- Познавательные УУД:

Умение: перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; находить сходство и различие между былиной и сказкой; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение» 1 часть, 4 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова

Компьютер, медиапроектор. Опорный лист.

Организация пространства: Фронтальная работа, работа в паре.

Ход урока.

I . Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Посмотрите на доску, вы видите рисунок «Камень на распутье». (Слайд 1.)

В каких произведениях вы встречали указатели для главного героя? (В былинах).

А что такое былина?

На партах у вас лежат свитки, прочитайте медленно.

Как во славном было городе во Киеве,

Как у ласкового князя у Владимира,

Ещё были – жили тут бояре кособрюхие,

Насказали на Илью они на Муромца,

Ай, какими он словами похваляется:

«Я ведь князя – то Владимира повыживу,

Сам я сяду во Киеве на его место,

Сам я буду в Киеве да князем княжити!»

Прочитайте выразительно. Что вы только что прочитали?

(Зачин).

II . Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Как вы думаете, чем сегодня будем заниматься на уроке?

Какую цель поставим?

( Познакомиться с былиной "Ильины три поездочки". Научиться анализировать, сравнивать былины и сказки, искать сходства и различия.)

Кто исполняет былины и как?

Кто был героями былин?

За что народ любил Илью Муромца?

(Любил за силу, справедливость, борьбу с врагами. Он совершил подвиги ради народа, Родины, охранял труд мирных людей.)

III . Изучение нового. (15 мин)

1.Работа в парах.

Как вы считаете, чем отличается былина от сказки?

Отличие сказки от былины.

Сказка .

1. Не верят в реальность.

2. единообразная композиция (построение);

3.Герои: люди, царевичи, животные

Былины.

1 Верят в реальность.

2. Индивидуальная композиция;

3. Герои-богатыри.

Общее : вымысел.

Подумайте, как появились былины?

2.Чтение былины «Ильины три поездочки».

Откройте учебник на стр. 12.

С какой былиной мы сегодня познакомимся?

(Мы познакомимся с былиной «Ильины три поездочки»)

Прежде чем мы начнем знакомство с былиной, Алексеева Мария расскажет нам сообщение о главном герое.

Что вы узнали о главном герое из рассказа?

Как вы думаете, о чем будет былина?

О чем она будет?

Давайте проверим ваши предположения.

(Читает учитель и хорошо читающие дети)

Какие чувства вызвали у вас герои былины? Почему?

Какие незнакомые слова встретились?

Где мы можем найти их значения?

3.Словарная работа. (Работа в группах)

Росстани (словарь учебника)- I группа.

Булатная броня - старинная узорчатая сталь.- II группа.

Сие – II группа.

Палица - тяжёлая дубинка с утолщённым концом.- III группа

Сажень - 2,134 м- III группа.

4.Работа над прочитанным.

Почему былина называется «Три поездочки»? Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающий?

Характеристика героя.

Выборочное чтение.

Почему Илья Муромец выбирает прямую дорогу?

Как он рассуждает на перепутье у камня? С.14

О каких чертах характера это говорит?

(Смелый, решительный, не ищет лазеек и обходных путей.)

Найдите описание разбойников.

Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами – оньк, ичек, ечек.

Какое значение придают эти суффиксы?

(Уменьшительно-ласкательное.)

Для чего это сделано?

(Для контраста с силой Ильи Муромца).

Как описан Илья Муромец в схватке с разбойниками?

5. Работа в парах .

Обобщение образа Ильи.

Выберите те слова, которые имеют отношение к Илье.

(Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, жадный, щедрый, грубый, справедливый).

IV . Итог урока (15 мин)

С каким произведением мы с вами познакомились сегодня на уроке?

Как называется жанр этого произведения?

Чему нас учит эта былина?

VII . Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Самоанализ и самооценка ученика.

(Слайд 2)

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что..

Я приобрёл…

Теперь я могу..

Меня удивило…

Домашнее задание. (Дифференцированно)

I группа- с. 12-18 выразительно читать.

II группа- выучить понравившийся отрывок наизусть.

III группа- нарисовать рисунок к былине.