Избирательные реформы xix века в англии. Развитие политической системы Великобритании в XIX в. Избирательные реформы XIX в Реформа местного управления

Реформы парламента в Англии 1911 и 1949 годов. Избирательные реформы 1918, 1928, 1948 и 1969 годов.

1888 год - ликвидируется английское "местное самоуправление", находившееся в руках помещика и священника; эта реформа дала графствам такие же выборные советы, какие с 1835 года существовали в городах.

Ход времени сказался на палате лордов изменением ее состава. Все большее число лордов оказывалось выходцами из буржуазии. Тем не менее, лорды оставались в большинстве своем ториями. Общим правилом было положение: финансы есть компетенция нижней палаты.

1911 год Акт о парламенте:

· всякий билль, который спикер палаты общин найдет "финансовым", идет на подпись королю, минуя палату лордов;

· всякий иной билль (публичный закон), если он отклонен палатой лордов, возвращается в палату общин для нового голосования. Будучи подтвержденным и вновь отклоненным трижды (в течение двух лет), этот билль направляется на подпись королю, минуя палату лордов.

· всякое свидетельство (о качестве билля), выданное Спикером палаты общин окончательно во всех отношениях и не может быть оспариваемо ни перед каким судом.

С 1911 года депутаты нижней палаты стали получать жалованье.

С 1906 года появляется партия лейбористов. Образовалась из различных социалистических групп и организаций, объединяемых общим намерением осуществлять постепенный прогресс в "социалистическом направлении" при посредстве реформ, основанных на законе, без существенных изменений английской конституции.

Реформу палаты лордов считают обыкновенно победой палаты общин. Еще в большей степени она была победой правительства над парламентом.

· изменение срока рассмотрения и отклонения публичного закона Палатой лордов с двух лет до 1 года; с 3 сессий до 2;

· данный закон именовался «Закон о Парламенте» и рассматривался с Актом о парламенте 1911 г. как один закон.

Растущей мощи правительства способствовали вновь изобретенные средства тормозить или вовсе приостанавливать прения, могущие служить на пользу оппозиции:

· "предварительный вопрос" - право любого депутата потребовать, чтобы законопроект обсуждался без прений: такое предложение, если против него не возражает спикер, ставится на голосование и принимается простым большинством;

· "гильотина" - постановление, обязывающее спикера поставить обсуждаемый билль на голосование в заранее намеченный день и час независимо от состояния прений;

· "кенгуру-гильотина" - право спикера по собственному разумению, но, конечно, в осуществление правительственной политики отводить те поправки к законопроекту, которые он считает "несущественными".

Они подорвали старый английский парламентаризм с его неограниченной свободой прений. Спикер - лицо, председательствующее в нижней палате; назначение его стало зависеть от правительства, креатурой которого он и сделался. Исторически спикер ведет свое начало от тех уполномоченных депутатов, которым палата общин поручала вести переговоры с королем.

1918 год - Акт о народном представительстве:

· Избирателем может быть совершеннолетний мужчина, не ограниченный в правах и имеющий требуемую оседлость или деловые помещения (за которое платят не менее 10 фунтов стерлингов в год, используют в деловых и профессиональных целях) в округе; проживающий весь квалификационный период (6 месяцев, конец 15.01 или 15.07) в округе.

· Избирателем может быть женщина: достигшая 30 лет; не ограниченная в правах; занимающая в округе помещение для деловых занятий (приносящее не менее 5 фунтов стерлингов годового дохода).

Выборы 1921 года: консерваторы - 344 места, либералы - 118, лейбористы - 142, коммунисты - 2. Внеочередные выборы 1923 года: консерваторы - 258 мест, лейбористы - 191, либералы - 159. Консерваторы потеряли 86 мандатов и потому должны были перейти в оппозицию. Либералы оставались третьей партией. Согласно английским парламентским традициям правительственная власть переходила в руки лейбористов. Первое в истории Англии однопартийное "социалистическое" правительство. Лейбористы показали себя не худшими колонизаторами, чем их противники. Широкие массы избирателей не скрывали разочарования. На выборах 1924 года консерваторы вернули себе власть. 1926 год - крупнейшая в истории Англии (и Европы) всеобщая забастовка рабочих. Началось с конфликта в угольной промышленности: шахтовладельцы требовали сокращения зарплаты на 10%, добивались увеличения рабочего времени; горняки и поддерживавшие их железнодорожники вынесли решение о всеобщей стачке. Всеобщая английская стачка из экономической перерастала в политическую акцию, направленную против существующего общественного строя. Законом 1927 года всеобщая стачка была запрещена на будущее под угрозой уголовного преследования. Точно так же запрещались забастовки солидарности и массовое пикетирование.

1928 год - Акт о народном представительстве:

· женское избирательное право перестало отличаться от мужского (Статья 1 начинается так: «Всякое лицо имеет быть право внесенным в список»). Предоставляя избирательное право женщинам, консерваторы рассчитывали на их голоса. Рассуждали так: женщина набожна, она послушается священника, священник, по традиции, - тори. Расчет не оправдался. Большая часть новых голосов была подана за лейбористов;

· единственный избирательный ценз - ценз оседлости (три месяца).

· избирательное право стало всеобщим.

Благодаря судьям английская полиция приобрела новые полномочия для расправы с демократическим движением: судебное решение 1933 года, расширившее право полиции на производство обысков, и два решения 1935 года: одним из них полиция наделялась правом разгонять любой политической митинг, другим - вторгаться в частные жилища под предлогом предотвращения "беспорядков" и пр.

1948 год - Акт о народном представительстве:

· для выборов в парламент в графствах и местечках создаются избирательные округа, в каждом избирают 1 члена Парламента;

1969 год - Акт о народном представительстве:

· для реализации целей Акта о народном представительстве лицо считается достигшим требуемого для участия в выборах возраста, если ему исполнилось 18 и более лет.

Перемены в судебной системе Великобритании.

Закон о судах 1971 г. ликвидировал суды ассизов и четвертных сессий, передав их полномочия новому уголов­ному Суду короны и частично Высокому суду. Система выс­ших судов Англии (Верховный суд) стала включать Высо­кий суд (гражданские дела), Суд короны (уголовные дела и часть гражданских дел) и Апелляционный суд (граждан­ское и уголовное отделение). Их структура и юрисдикция регулируются Законом 1981 г. о Верховном суде.

Исключительное положение занимают по-прежнему палата лордов и судебный комитет Тайного совета. Палата лордов в своем судебном составе (лорд-канцлер и 11 лордов-юристов) является высшей апелляционной инстанцией по гражданским делам, а также по уголовным делам (кроме Шотландии). Судебный комитет Тайного совета является апелляционной инстанцией для "заморских" территорий, церковных судов и некоторых специальных судов по определенным делам. Помимо этого, все чаще первым в системе судов именуется Европейский суд, что отражает официаль­ное признание его наднациональной юрисдикции.

Весь судебный аппарат организационно подчиняется лорду-канцлеру, который, в частности, организует работу высших судов на местах. Для этого территория Англии и Уэльса была разделена на 6 округов, в каждом из которых должны проходить заседания Суда короны по уголовным делам и Высокого суда по гражданским делам, и создан многочисленный штат постоянных судей, именуемых "ок­ружными".

Свои особенности в организации системы правосудия по-прежнему сохраняет Шотландия.

Низшими судами Англии являются суды графств и магистратские суды. Суды графств являются местными су­дами гражданской юрисдикции, организованными по тра­диционному "разъездному" принципу (судьи объезжают округа в графствах). По закону 1984 г. о судах графств их юрисдикция была значительно расширена, ограничиваясь лишь ценой иска. В настоящее время 90% всех гражданских дел рассматривается в судах графств.

Магистратские суды обслуживаются мировыми судья­ми, которые не являются профессиональными юристами и не получают жалованья, хотя в Лондоне и крупных городах обязанности магистратов выполняют оплачиваемые юристы. Магистратские суды в основном заняты рассмотрением мел­ких уголовных дел в суммарном порядке, без участия при­сяжных.

Специальными судами в Англии и Уэльсе являются суд коронера (расследование "загадочных" смертей и само­убийств), военные суды, церковные суды, административ­ные трибуналы (для разрешения трудовых конфликтов, земельные, налоговые и т. п.).

Значительную роль в отправлении правосудия играют также генеральный атторней и генеральный солиситор. Ге­неральный атторней и его заместитель генеральный соли­ситор считаются представителями интересов короны и мо­гут возбуждать уголовное преследование (давать, на него согласие, прекращать его) по отдельным делам. В ведомство генерального атторнея входят также директор публичных преследований, который возглавляет созданную в 1986 г. службу государственных обвинителей (участие в уголовных процессах, начатых полицией, возбуждение преследования, поддержание обвинения) и директор управления по борьбе с "серьезными мошенничествами", обладающий правом воз­буждать преследование и вести расследование по таким делам.

Законом 1990 г. о судах и правовом обслуживании в Англии был создан новый для страны институт - адвока­тура, в которую принимаются юристы, удовлетворяющие определенным требованиям и получившие соответствующий сертификат. Что же касается традиционного института при­сяжных, то здесь исследователи единодушно отмечают сни­жение его роли и упрощение классической жесткой модели. Законы 1960-1970-х гг. отменили для присяжных имуще­ственный ценз и снизили возрастной до 18 лет, отменен так­же принцип единогласия (в меньшинстве могут, однако, ос­таться не более 2 присяжных), установлена возможность участия как в уголовном, так и гражданском процессе ме­нее 12 человек. Одновременно законодательство 70-80-х гг. расширило перечень дел, рассмотрение которых возможно в суммарном порядке, без участия присяжных. В Шотлан­дии никогда не существовало требования единогласного вер­дикта присяжных, а с 1980 г. для присяжных установлены те же требования и условия, что и в Англии.

Источники гражданского и уголовного права Великобритании в новейшее время

Великобритания – ведущая страна в сфере системы общего права. Там нет деления права на частное и публичное, и нет строгого разграничения материального и процессуального права. Отрасли права не подразделяются структурно. Судебный прецедент является основным источником права. Для стран, входящих в эту систему права, характерна своеобразная терминология и наличие ряда правовых институтов, которых нет в других странах.

Характерной особенностью английского права является его архаизм, унаследованный от феодального строя. Но с разви­тием буржуазных отношений осталась архаичной лишь форма права, а содержание обновилось. Поскольку, как уже отмечалось, Великобритания относится к странам общего права (common law), причем кодифицированные нормативно-правовые акты там не приняты до настоящего времени, то иерархию нормативных актов в сфере гражданского права возглавляет статут. Статуты имеют преимущественно консолидированный характер. Такими являются, прежде всего, консолидированный Закон о собственности (1925); Закон о продаже товаров (Sale of Goods), 1980; Закон о компаниях (1985) и др.

К основным направлениям развития этой отрасли права можно отнести, например, тенденцию ограничения прав отдельного собственника в пользу государства и крупных компаний. Так, если прецедент 1843 года установил, что собственник владеет всем над– и под– своим земельным участком, то Закон 1949 года о гражданской авиации установил, что воздушное пространство используется в публичных целях. А консолидированные законы Великобритании 1981 года о принудительном выкупе и приобретении земли признали реальную возможность принудительного выкупа земли у частных лиц, корпораций, муниципалитетов, если таковая производится в общенациональном масштабе.

Прецеденты (судебная практика) – это также ведущий источник права в современном гражданском праве Великобритании. Однако во второй половине XX века статуты потеснили прецеденты, которые в настоящее время регулируют преимущественно сферу договорных и деликтных обязательств.

Обычай в гражданском праве Великобритании применяется в современной форме торгового обыкновения. Именно обычаем регулируются, например, реквизиты письменных сделок, поскольку ни статуты, ни прецеденты подобные вопросы не затрагивают.

Делегированное законодательство (указы Короны в совете, приказы и постановления министров, распоряжения местных органов исполнительной власти) – также полноправный и очень распространенный источник гражданского права Великобритании. Имущественные правоотношения, урегулированные актами делегированного законодательства, становятся распространенными и общеприменительными. Таковы, например, правоотношения договорного и обязательственного характера, возникающие в конкретных сферах хозяйственной жизни графств страны.

В современном английском уголовном праве первое место среди источников права занимают статуты. Это объясняется тем, что все попытки кодифицировать уголовное право Англии оказались безрезультатными. Последний раз вопрос о создании единого уголовного кодекса был поднят в 1967 года, после чего был разработан окончательный вариант законопроекта (1989). Однако этот проект, состоявший из двух частей: «Общие принципы ответственности» и «Преступления» – так и не был воплощен в жизнь до настоящего времени.

Поэтому консолидированные статуты (например, Закон об уголовном праве (1977); Закон об уголовной юстиции (1982); Закон об уголовно наказуемом покушении (1981) и т.п. регулируют эту отрасль.

Курьезным является тот факт, что в Великобритании и поныне действует Закон об измене 1351 года. Несмотря на то что в стране с 1965 года была отменена смертная казнь за измену, равно как за пиратство и за поджог королевских доков, теоретически преступник может быть наказан смертной казнью. Поскольку смертная казнь сохранена за достаточно редкие составы преступлений, применение ее проблематично.

Также в качестве источников уголовно-правовой отрасли применяются прецеденты. Это древний источник английского уголовного права. В настоящее время более известными и авторитетными являются публикуемые еженедельно Всеанглийские судебные отчеты («All England Law Reports») и Отчеты по уголовно-правовым апелляциям («The Criminal Appeal Reports»), содержащие прецеденты в уголовном праве.

Акты делегированного законодательства способствуют возможности быстро принимать и изменять уголовно-правовые решения, не представляя их на утверждение парламента. В уголовном праве Англии делегированное законодательство порой затрагивает весьма важные вопросы. Так, в Законе о детях и подростках (1969) имелась статья, устанавливавшая уголовную ответственность с 14 лет, однако в действие она могла вступить лишь после издания соответствующего приказа Государственного секретаря, т.е. акта делегированного законодательства.

Правовой обычай не является источником уголовного права Великобритании.

Главное противоречие в развитии парламентской монархии в Англии после "Славной революции" состояло в противоречии между быстро растущим экономическим могуществом промышленной буржуазии и установившимся режимом парламентской олигархии, отражавшим интересы земельной аристократии. Достигнутый в ходе "Славной революции" компромисс между правящим классом земельных магнатов и торгово-финансовой буржуазией в части гарантий интересов последней не соблюдался. Режим парламентской олигархии перестал отвечать потребностям новых классов, вышедших на историческую арену в ходе промышленного переворота 60–80-х гг. XVIII в. Промышленный переворот означал переход от мануфактуры к системе машин – фабрике. Господство фабрики, появление новых станков, активное использование водяной и паровой энергии значительно подняли производительность общественного труда. Это оказало влияние на все стороны жизни английского общества и сделало Англию первой промышленной страной мира. Промышленный переворот изменил социальную структуру английского общества. Основными классами индустриального общества в городах стали промышленная буржуазия и пролетариат, а в сельской местности – крупные капиталистические фермеры, арендовавшие земли у лендлордов-аристократов, и батраки.

К началу XIX в. Англия из сельской страны превратилась в урбанизированную. Быстро росло население городов за счет бежавших из деревень крестьян, которые уже не могли прокормить свои семьи из-за малоземелья. Города стали средоточием буржуазии, но не финансово-торговой, как прежде, а промышленной. Хотя именно промышленная буржуазия и фермеры-арендаторы были лишены возможности определять политический курс, участвовать в управлении государством. Реальная политическая власть была сосредоточена в руках английской аристократии. Промышленная и сельская буржуазия стремилась к перераспределению властных ресурсов в свою пользу в соответствии с возросшим экономическим могуществом. Ее главная задача состояла в установлении политического контроля над нижней палатой парламента – Палатой общин. Однако установлению полновластия буржуазии в нижней палате мешала архаическая избирательная система, сохранившаяся еще со Средневековья, позволявшая земельной аристократии проводить в палату общин своих представителей. Только реформа избирательной системы позволила бы буржуазии расширить свое политическое представительство в парламенте.

Избирательная реформа 1832 г. и ее политические последствия. Политическое представительство земельных магнатов в палате общин позволяло контролировать избирательную систему, которая сложилась в период существования средневекового парламента. Избирательные округа были неравными, депутатский корпус формировали не промышленные города, а мелкие деревни и города, имевшие избирательные преимущества. Из 658 депутатов Палаты общин 467 выбирали мелкие города и деревеньки – "гнилые местечки ". Это были деревни или селения, где проживало несколько сотен человек. В свое время они получили избирательные привилегии и пользовались ими. Очень часто такие местечки принадлежали какому-либо лорду, и выборы фактически превращались в назначение лордом депутата. Арендаторы земли лендлордов голосовали по их указаниям. Местечки такого рода получили меткое название "карманных". По мнению французского историка Шарля Сеньобоса (1854–1942), в соответствии с такой системой голосования считалось, что из 658 депутатов 424 были заранее назначены. В среднем на одно такое местечко по подсчетам русского государствоведа Александра Градовского (1841–1889) приходилось 12 избирателей, посылавших в парламент по два депутата. В то же время интересы 500-тысячного Лондона (XVIII в.) представляли в Палате общин четыре депутата. Избирательный корпус, т.е. число граждан, обладавших правом голосовать, был узким, замкнутым. Из 14 млн человек, проживавших в Англии и Уэльсе в начале XIX в., активным избирательным правом (т.е. правом избирать) пользовались 300 тыс. человек, и лишь 15 тыс. избирателей выбирало большую часть депутатов парламента.

Следовательно, буржуазия, пролетариат, сельские арендаторы и батраки были лишены возможности представлять свои интересы в парламенте. Буржуазии удалось привлечь на свою сторону широкие народные массы. Движение за реформу развернулось по всей стране и охватило миллионные массы населения. Виги, более тесно связанные с буржуазией, чем тори, были вынуждены согласиться с необходимостью проведения избирательной реформы. Проект избирательной реформы вносился в парламент главой правительства вигов Греем и трижды отклонялся палатой лордов. После этого Грей подал в отставку, а по стране прокатились манифестации рабочих и буржуазии в поддержку проекта вигов. Обострению политической борьбы способствовала Июльская революция (1830 г.) во Франции. Англия стояла на пороге новой революции. В этих условиях правительство тори было вынуждено пойти на уступки.

Билль о реформе был утвержден в июле 1832 г. под названием "Акт об улучшении народного представительства в Англии и Уэльсе". Была изменена избирательная география, т.е. осуществлена новая нарезка избирательных округов, учитывающая последствия промышленного переворота. 56 "гнилых" местечек и все местечки, в которых проживало менее 2 тыс. человек, лишились представительства в парламенте. 30 городов с населением от 2 до 4 тыс. человек теперь могли посылать в парламент по одному представителю вместо двух. В итоге в парламенте освободилось 143 места, которые были распределены следующим образом: 62 места предоставили графствам, 63 – городам и 18 – Шотландии и Ирландии.

Одновременно с перераспределением избирательных округов вводился новый избирательный ценз. Старый избирательный ценз, введенный в Средние века и составлявший 40 шиллингов – сумму, необходимую на содержание и экипировку рыцаря, был отменен. Право голоса на парламентских выборах получили те жители графств и городов, которые владели имуществом, приносившим в год 10 ф. ст. дохода. В городах это были собственник дома и наниматель дома, чей доход достигал 10 ф. ст. в год (т.е. равнялся доходу арендатора средней руки). В сельской местности это были собственники, долгосрочные арендаторы с доходом в 10 ф. ст. и краткосрочные арендаторы с доходом в 50 ф. ст. В результате проведенной реформы количество избирателей увеличилось незначительно: в графствах оно поднялось с 247 до 376 тыс., а в городах – со 188 до 256 тыс. человек. Избирательная реформа 1832 г. означала политическую победу буржуазии над земельной аристократией.

Политические последствия изменения избирательной системы в Англии состояли в следующем. Во-первых, в результате реформы 1832 г. изменилось соотношение сил между палатой лордов и палатой общин в пользу последней. Она теперь получила право называться "представительницей интересов всей страны". Во-вторых, реформа лишила возможности лордов и короля с помощью "карманных" и "гнилых" местечек влиять на состав палаты общин. В-третьих, после проведения избирательной реформы 1832 г. в Англии окончательно установился принцип ответственного правительства, остающегося у власти до тех пор, пока ему оказывают доверие и поддержку большинство палаты общин. Государственный аппарат и местное управление были приспособлены к новым условиям работы. В-четвертых, произошел процесс институционализации политических партий в их современном понимании и складывания классической двухпартийной системы Англии. Однако ни многочисленный промышленный пролетариат, ни мелкая буржуазия, ни сельские батраки не получили избирательных прав в результате реформы 1832 г. и не могли влиять на политику правительства.

Избирательная реформа 1867 г. Избирательная реформа 1867 г. стала следствием объективного совпадения требований, с одной стороны, промышленного пролетариата Англии, который связывал улучшение своих жизненных условий с введением всеобщего избирательного права, а с другой – либеральной буржуазии, выступавшей за дальнейшую демократизацию политического строя и нуждавшейся в новом союзнике в лице рабочей аристократии. Свою цель рабочие надеялись осуществить путем организации демонстраций, митингов, подачей петиций парламенту с требованием всеобщего избирательного права. Эти петиции получили название "Народных хартий" (от англ. – чартер). Отсюда чартисты – это сторонники хартии.

Созданная в 1836 г. в Лондоне Ассоциация рабочих выработала и внесла в парламент в 1838 г. первую петицию о Народной хартии. Под ней стояли подписи 1280 тыс. англичан, и она содержала 6 требований: 1) всеобщее избирательное право для мужчин, достигших 21 года и проживших в данном приходе не менее 6 месяцев; 2) отмена имущественного ценза для кандидатов в депутаты парламента; 3) равное представительство и уравнение избирательных округов; 4) ежегодные выборы в парламент; 5) вознаграждение труда депутатов; 6) тайное голосование. Но парламент отказался признать эту хартию. Митинги протеста были жестоко подавлены полицией. В мае 1842 г. чартисты подали вторую петицию, которую на этот раз подписали 3315 тыс. человек, т.е. более половины взрослого населения Англии того времени. По и эта петиция была отклонена. Правительственные репрессии против чартистского движения были усилены. Третью петицию с подписями 5 млн человек внесли в парламент 10 апреля 1848 г. Однако она также была отвергнута парламентом. Массовые репрессии уничтожили чартистское движение. Но правящие круги Англии понимали невозможность своими силами справиться с растущим рабочим движением. Они искали себе союзника и нашли его в лице рабочей аристократии – слое квалифицированных, высокооплачиваемых рабочих. Подкупая ее более высокой заработной платой, предоставляя некоторые политические права, буржуазия использовала ее в борьбе с революционным пролетариатом Англии. Этой же цели служила избирательная реформа 1867 г., в результате которой не только промышленная и торговая буржуазия, но и рабочая аристократия получили право голоса на выборах в парламент.

Билль об избирательной реформе был предложен вигами, но принят Кабинетом консерваторов во главе с Б. Дизраэли. Избирательная реформа 1867 г. предусматривала: 1) новое перераспределение мест в парламенте и 2) изменение избирательного ценза. Изменения в избирательной географии были минимальны. Они коснулись 11 "гнилых" местечек, которые были лишены представительства в парламенте, а 35 местечек сохранили право выбора лишь одного депутата. В итоге были перераспределены 53 мандата: 30 депутатских мандатов было отдано графствам, а 23 – крупнейшим городам. Однако по-прежнему крупные города имели 34 мандата из 560. Более радикально был расширен избирательный корпус, который увеличился на 1 млн человек. Он включал в себя большое число мелкой и средней буржуазии, рабочей аристократии, всех тех, кто уплачивал налог. Это было принципиальное новшество в избирательном законодательстве. В графствах имущественный ценз был снижен с 10 до 5 ф. ст. годового дохода. Право голоса было предоставлено также лицам, платившим подоходный налог в размере 12 ф. ст. независимо от вида имущества. Избирательное право в городах получили лица, которые в течение 12 месяцев в качестве собственников или арендаторов занимали жилой дом или часть его в виде отдельной квартиры, безотносительно стоимости квартиры, уплатившие налог в пользу бедных, а также лица, арендующие в течение 12 месяцев немеблированную квартиру за плату в 10 ф. ст. Занимать отдельную квартиру могли только представители рабочей аристократии.

Существенными недостатками избирательной реформы 1867 г. являлись: 1) сохранение неравномерного распределения избирательных округов; 2) лишение избирательных прав основной массы рабочего класса (две трети взрослого мужского населения) и отсутствие права голоса у женщин; 3) сохранение процедуры открытого голосования (вплоть до 1872 г.).

Избирательная реформа 1884–1885 гг. Третья избирательная реформа была призвана: 1) устранить диспропорции между различным числом избирателей и числом мандатов в разных округах; 2) ликвидировать плюральный вотум, т.е. возможность одному избирателю голосовать несколько раз в местах нахождения их недвижимости; 3) предоставить право голоса "новым" избирателям за счет устранения пестроты избирательных цензов.

В декабре 1884 г. вступил в силу закон об избирательной реформе. Число избирателей в Англии увеличилось на 2 млн и достигло 5 млн человек. Основное значение нового избирательного закона состояло в том, что он предоставил право голоса в графствах лицам, арендующим немеблированные квартиры за плату в 10 ф. ст. в год. Имущественный ценз в городах был отменен. Избирательные права были ограничены набором цензов: цензом оседлости, пола, обязательным включением в избирательные списки. Не получили избирательных прав женщины, мужчины моложе 21 года и лица, которым в течение 12 месяцев была оказана помощь от прихода. От участия в выборах отстранялись лица, не прожившие в округе определенного законом срока – шесть месяцев. Обязательным условием обладания активным избирательным правом было включение в избирательные списки. В Англии порядок регистрации избирателей был очень сложным. Он регулировался 117 актами, изданными прежде. Особые затруднения создавались для лиц, арендующих квартиры: они должны были регистрироваться каждый год, поэтому часто не заботились о внесении их в избирательные списки. В результате избирательным правом в Англии перед Первой мировой войной пользовался лишь каждый шестой.

Закон 1885 г. установил новый принцип представительства, радикально изменивший избирательную географию. Прежде депутаты в парламент избирались от графства или города как особых юридических учреждений. Теперь вводилась универсальная единица для городов и сельской местности – избирательный округ. Избирательный округ с населением от 15 до 50 тыс. человек избирая одного депутата. Если в округе насчитываюсь более 50 тыс., но менее 65 тыс. человек, то округ получат право посылать в парламент двух депутатов. Округ с населением более 65 тыс. человек избирал в парламент трех депутатов. Вводилась мажоритарная система относительного большинства: победителем из трех кандидатов в избирательном округе признавался тот, кто набрал больше голосов, чем остальные соискатели. Наконец, был установлен срок легислатуры парламента", депутат избиратся на семь лет.

Несмотря на всю ограниченность избирательных реформ XIX в., к политической жизни страны были приобщены миллионные массы избирателей: пять шестых взрослого мужского населения Англии получили право голоса.

В XX в. было принято несколько избирательных законов, демократизировавших избирательное право. Первая избирательная реформа была проведена непосредственно после Первой мировой войны, в 1918-1919 гг. Согласно этому закону, право голоса получили все лица мужского пола, достигшие 21 года и удовлетворяющие требованиям ценза оседлости (6 месяцев) либо владеющие помещением для деловых занятий. Женщины имели право голоса, если достигали возраста 30 лет и владели недвижимостью с годовым доходом не менее пяти фунтов стерлингов либо состояли в супружестве с лицом, удовлетворяющим последнему условию. Таким образом, новый избирательный закон вводил всеобщее мужское и частичное женское избирательное право.

Накануне парламентских выборов 1929 г. консервативное правительство осуществило еще одну реформу избирательного права, предоставив женщинам равные с мужчинами избирательные права .
Новый этап в демократизации избирательного права отмечен после Второй мировой войны. Акт о народном представительстве 1948г., принятый лейбористским правительством, внес изменение в распределение избирательных округов и отменил двойной вотум. Отныне никто не мог голосовать более чем в одном округе. Наконец, в 1969 г. лейбористское правительство приняло Акт о народном представительстве, которым возрастной ценз был снижен с 21 года до 18 лет.

Изменения в государственном строе. В начале XX века в результате парламентской реформы 1911 г. было сильно подорвано значение палаты лордов. Поводом к реформированию парламента послужил конфликт правительства с палатой лордов, которая отклонила, предложенный правительством и утвержденный палатой общин бюджет. Встал вопрос о самом существовании палаты лордов. Выход был найден в реформе парламента, ограничившей права верхней палаты. Билль о парламенте 1911 г. предусматривал :

  • финансовый билль, принятый палатой общин, но неутвержденный верхней палатой в течение месяца, представлялся королю и после его одобрения становился законом;
  • нефинансовые билли, отвергнутые палатой лордов, но принятые нижней палатой в трех чтениях шли на утверждение короля, если между первым и последним чтением прошло не менее двух лет.
  • введение жалования депутатам и пятилетний срок деятельности нижней палаты.

Оттеснив на второй план палату лордов и контролируя большинство в палате общин, правительство превращалось в главный орган государственной власти. Усиление исполнительной власти сопровождалось ростом государственного аппарата. В этот период в Великобритании активно развивалась система отраслевого управления: появлялись новые министерства и ведомства; усиливалось значение старых, таких как министерство финансов и министерство внутренних дел . Усиление исполнительной власти и бюрократизация государственного аппарата способствовали наступлению кризиса парламентаризма в Англии.

В 1914 г. был приостановлен Хабеас корпус акт и принят Акт о защите государства, законно передававший правительству на время войны всю полноту власти . По окончании войны этот акт был отменен , однако некоторые права, врученные правительству в качестве временных и экстраординарных, продолжали применяться и после их официальной отмены. Кроме того, было положено начало практике издания актов, предоставляющих правительству чрезвычайные полномочия. Так, в 1920г. был принят закон о чрезвычайных полномочиях, который носил уже не временный характер, а являлся постоянно действующим. Этот закон предусматривал возможность издания правительством от имени короля указа о введении в стране чрезвычайного положения, если оно сочтет, что какое-либо лицо или группа лиц своими действиями нарушают нормальную жизнь общества. В условиях чрезвычайного положения правительство может применять любые меры, необходимые для поддержания общественной безопасности и нормальной жизни общества. Содержание Акта позволяло применять его против забастовок, что на практике делалось неоднократно.

Накануне Второй мировой войны в 1939г., парламентом был принят новый акт о чрезвычайных полномочиях, предоставляющий исполнительной власти полномочия на издание таких предписаний, какие правительство считает необходимыми для обеспечения общественной безопасности, защиты государства, поддержания общественного порядка. Предоставляя правительству чрезвычайные полномочия, парламент не только способствовал усилению его исполнительной власти, но и передал ему власть законодательную.

Получило распространение так называемое делегированное законодательство - акты, издаваемые правительством формально по поручению парламента. "Делегирующий акт " наделял исполнительную власть правом издавать нормы в "развитие закона". Это зачастую сопровождалось разрешением в случае необходимости изменять сам делегирующий статут. Формы делегированного законодательства были самыми разнообразными: распоряжения, приказы, указания, инструкции министров и т.д. Делегированное законодательство - одно из проявлений всемогущества кабинета министров.

Парламент практически лишился возможности контролировать деятельность органов управления. Палата общин утратила ведущую роль в осуществлении политической власти, наоборот, правительство контролирует палату общин при помощи партийной системы. Право премьер-министра в любое время добиться роспуска парламента способствует еще большему усилению власти кабинета. В результате возникает буквально диктатура кабинета, который может сначала действовать, а уже потом ожидать одобрения своих действий со стороны парламента.
Акт 1949 г. об изменении Акта 1911 г. о парламенте. В 1949 г. лейбористским правительством была проведена новая реформа парламента, касающаяся палаты лордов. Состав этой палаты был следующим :

  • меньшинство составляли потомки старинной земельной аристократии;
  • примерно половина членов палаты - пэры, имеющие титулы, пожалованные в XX в.;
  • треть членов палаты лордов - директора компаний.

Закон 1949 г. об изменении акта о парламенте 1911 г., сокративший до одного года срок возможного вето палаты лордов в отношении нефинансовых биллей, имел целью ограничить ее власть. Но эта цель не была достигнута, и в 1956 г. лорды провалили законопроект об отмене смертной казни. Попытка консерваторов в 1958г. расширить полномочия палаты лордов потерпела неудачу. Однако верхняя палата и сейчас достаточно сильна, чтобы выполнять свое изначальное предназначение - тормозить начинания избираемой нижней палаты. Палата лордов остается высшей апелляционной инстанцией в отношении всех судов Великобритании. Обладая большим влиянием, она способна оказывать и сильное политическое давление.

Своеобразное место в политической системе Великобритании занимает корона. Формально сохраняются многие королевские прерогативы и важнейшая из них - право назначения премьер-министра. Как правило, назначаемый премьер-министр должен располагать доверием большинства палаты общин и суметь сформировать кабинет министров. Однако в тех случаях, когда лидер партии большинства не занимает достаточно прочного положения, слово правящего монарха имеет решающее значение. Так, в 1931 г. лейбористский кабинет принял решение об отставке. Предполагалось, что король поручит С.Болдунну сформировать консервативное правительство, однако Георг V предложил Р. Макдональду остаться во главе нового коалиционного правительства.

Сохраняются и другие полномочия монарха: ни один законопроект не может стать законом без королевской санкции, только монарх может созвать или распустить парламент, только монарх может пожаловать титул пэра. Все эти полномочия считаются простой формальностью, поскольку глава государства должен действовать по совету своих министров, но в то же время установлено, что монарх не обязан следовать всем рекомендациям советников: он имеет право отказать в своем согласии на такую политику, которая, по его мнению, разрушает "базис английской конституции". В связи с этим корона может удалить кабинет министров в отставку, распустить парламент, отказать в утверждении билля и т.д. Правда, многие свои полномочия монархи не реализовывали в течение столетий. Таким образом, власть короны носит скрытый характер, и благодаря своим конституционным правам, в случае необходимости, монархия может стать серьезной резервной силой господствующего класса.

Вопросы:

1. Политико-правовые предпосылки избирательных реформ в Англии.

2. Реформы английского избирательного законодательства в 1832, 1862, 1867, 1884-85 гг.

4. Избирательное право в США в XIX веке.

1. Политико-правовые предпосылки избирательных реформ в Англии

В конце XVIII – начале XIX века избирательное право Англии в своей основе все еще регулировалось законом 1414 года. Специфическими чертами архаичного английского избирательного права было отсутствие четко определенных избирательных округов и периодичности проведения выборов. Основная масса депутатов нижней палаты парламента выдвигалась от маленьких городов и деревень, получивших в давние времена по каким-либо причинам соответствующие привилегии.

В первой половине XIX века в Англии остро назрела необходимость избирательных реформ, поскольку со средневекового периода активное избирательное право принадлежало лишь фригольдерам с доходом в сорок шиллингов в год, т.е. нескольким процентам населения. В сельских избирательных округах вопрос об избрании того или иного кандидата обычно решался крупным лендлордом, от которого зависели и которому не решались противоречить сосе­ди – средние фригольдеры, сквайры. Почти половина «депута­тов» вообще не избиралась, а приходила в парламент из так называемых «гнилых» местечек названных так потому, что они были давно оставлены жителями, или там проживало лишь несколько десятков жителей. Были и населенные пункты, которые находились в собственности лорда – такие относились к «карманным», и крупный землевладелец бесцере­монно делегировал «своего» депутата в парламент, обычно продавая угодному лицу этот пост за 1,5 – 2 тыс. фунтов стерлингов.

Но если кандидату приходи­лось бороться за место с конкурентом, он обращался к прямому подкупу избирателей, благо таковых было немного. Избиратели на­столько привыкли получать взятки, что считали их вполне за­конным источником дохода. Сюжет остроумной сатирической комедии Генри Филдинга, одного из крупнейших английских писателей XVIII в., «Дон Кихот в Англии» на том и построен, что избиратели пришли в ужас: на предстоящих выборах ожидается лишь один кандидат, и при отсутствии конкурентов он не станет давать взятки. В Англии того времени недаром говорили о парламентариях: «У каждого из этих людей есть своя цена». А еще в XVII веке Джон Локк в работе «Два трактата о правлении» писал: «Следование обычаю, когда смысла в нем уже нет…, одно лишь название города, от которого ничего не осталось, кроме руин, где почти что нет никаких строений, кроме овчарни, и нет жителей, кроме пастуха. А этот город посылает столько же представителей в великое собрание законодателей, как и целое графство, густонаселенное и обладающее большими богатствами».

Как выше отмечалось, правом посылать представителя в палату общин располагали свободные земельные держатели (рыцари) с доходом не менее 40 шиллингов в год (было подтверждено в 1746 г.), проживающие в графстве к моменту обнародования указа (writ) о выборах. Аналогичные требования касались и городских избирателей. Но города пользовались правом посылать депутатов только по мере пожалования им статуса «бург» (местечка) от короны. Списки избирателей составлялись шерифами, которым за возможные злоупотребления закон угрожал наказаниями в виде штрафа и года тюремного заключения. Ситуация с местечками «Гатон» и «Олд Сарум» была вполне реальной, но в общем-то анекдотичной, потому что в каждом из них всего лишь один избиратель избирал двух депутатов.

Однако и этого хватало для полного состава нижней палаты. В конце XVIII века в газетах часто встречались объявления о приглашении стать депутатом за 2 тыс. фунтов стерлингов – так как вступление в палату общин требовало уплаты взноса от 2 до 5 тысяч. Необходимо учесть, что депутаты не получали вообще никакого жалования от лендлордов или корпораций (что делало их еще более зависимыми).

Вследствие этих проблем английское правительство объявило о необходимости реформы избирательного права еще в 1782 году. Однако только спустя пятьдесят лет под давлением ряда обстоятельств и в интересах более широких слоев имущего населения была проведена реформа.

2. Реформы английского избирательного законодательства 1832, 1862, 1867, 1884-85 гг.

В 1832 году по инициативе либералов (вигов) был принят Акт о народном представительстве , согласно которому «гнилые местечки» - маленькие избирательные округа, население в которых составляло менее двух тысяч человек, лишались представительства в палате общин британского парламента. Примерно 30–ти небольшим городам с населением менее четырех тысяч человек были уменьшены квоты представительства в парламенте от двух депутатов до одного. Еще часть городов после реформы взамен четырех депутатских мандатов получила по два. Всего было высвобождено 143 депутатских мест, которые перераспределили между новыми избирательными округами. Также в Акте 1832 года были сформулированы общие ограничения для избирателей Великобритании. До участия в выборах в палату общин парламента страны допускалось все мужское население, достигшее 21 года, обладавшее цензом оседлости в шесть месяцев, уплачивавшее налог на бедных и имевшее 10 фунтов стерлингов дохода с земельного участка в графстве либо с недвижимости в городе. Но, хотя избирательный корпус по реформе удвоился, он по-прежнему составлял лишь около 5 % всего населения. Кроме того, избирательная реформа 1832 года отказалась от представительства корпораций и перешла к территориальному представительству населения, проживающего в городах. Общее количество мест в палате общин оставалось прежним, но было сделано перераспределение: 56 «гнилых местечек» были полностью лишены представительства, еще для 72 – представительства было сокращено или изменено.

Итак, согласно проведенной избирательной реформе некоторым крупным городам места в палате общин были предоставлены заново в зависимости от количества жителей. Вводились новые избирательные цензы – достижение гражданского совершеннолетия, уплата налога для бедных. Условием участия в выборах стало проживание не ме­нее шести месяцев в данном избирательном округе. Был приведен в соответствие с финансовой деятельностью исходный имущественный ценз – правом избирать стали обладать собственники земли или недвижимости в городах, приносящей доход не менее 10 фунтов в год (200 шиллингов). Впервые предоставлялось избирательное право и держателям земли – копигольдерам (арендаторам), но с более высоким имущественным цензом – в 50 фунтов.

В итоге реформы количество избирателей возросло в полтора раза, но все равно значительная часть потенциальных избирателей была лишена парламентского представительства и влияния на политику. Вскоре участниками чартистского движения были выдвинуты более радикальные требования. Так, в 30–40-х годах XIX века в Народ­ной хартии этого движения предусматривалось:

55) всеобщее (мужское) избирательное право. Каждое лицо, представившее клерку, в приходе которого прожито более шести месяцев, дока­зательство того, что ему 21 год от роду или больше, имело право на занесение его имени в списки избирателей. Время для реги­страции – с 1 января до 1 марта;

56) равное представительство. Соединенное королевство должно быть разделено на 200 избирательных округов с возможно равным числом жителей в каждом: каждый округ посылает в парла­мент одного представителя;

57) отмена имущественного ценза. Для кандидатов в палату общин не должно быть никаких имущественных цензов. Если 200 из­бирателей представят клерку своего прихода письменное заяв­ление в пользу какого-нибудь кандидата, то последний офици­ально признается в этом качестве. Список всех признанных кандидатов округа вывешивается на дверях церкви каждого при­хода, дабы избиратели имели возможность составить себе суж­дение о пригодности кандидатов;

58) подача голосов путем закрытой баллотировки. Каждый избира­тель должен подавать голос в том приходе, где он имеет посто­янную оседлость. Каждый приход должен иметь столько балло­тировочных ящиков, сколько в приходе предложено кандидатов, а в приходской церкви должно быть устроено временное поме­щение для тайной подачи голосов;

59) ежегодные парламенты. 24 июня каждого года должны были происхо­дить общие выборы, а если место в палате общин оказывалось вакантным среди года, то оно должно быть занято не позже двух недель после освобождения. Время голосования – от шести ча­сов утра до шести часов вечера;

60) сессии и вознаграждение депутатов. Депутаты занимают свои места в первый понедельник октября, ближайший после их из­брания, и продолжают заседать ежедневно (за исключением воскресенья), пока все дела сессии не будут закончены, но не позже 1 сентября следующего года. Каждому члену палаты общин должно выплачиваться из государственной казны (по чет­вертям года) вознаграждение в 400 фунтов стерлингов в год.

61) ведающие выборами должностные лица избираются путем всеобщего голосования.

Невзирая на логичность и адекватность выдвинутых программных положений, требования чартистов в 1838 году были отклонены английским парламентом.

На избирательную реформу 1862 года значительное влияние оказало движение «чартистов» 1830–1840 годов, поэтому в ходе реформы еще 38 местечек были лишены представительства. Кроме того, были увеличены квоты для крупных городов. В графствах вводились избирательные округа, которые пользовались правом на собственную квоту депутатских мест. Был снижен имущественный ценз до 5 фунтов для собственников или арендаторов земли, а также предоставлено избирательное право собственникам или арендаторам жилых домов, нанимателям квартир определенного имущественного качества. Сохранились цензы оседлости (1 год) и необходимости уплаты налога для бедных. Однако в целом количество избирателей было увеличено довольно существенно. В социальном отношении право представительства получили отныне не только земельные собственники, но и предприниматели, зажиточные служащие, интеллигенция, рабочие, городские торговцы. По университетским округам избирательное право предоставлялось лицам, имевшим ученые звания («master»).

Следующая крупная реформа избирательного права Великобритании состоялась в 1867 году . Она продолжила перераспределение депутатских мест в парламенте в пользу крупных промышленных центров Англии: Бирмингема, Ливерпуля, Лидса, Манчестера и др. Теперь все арендаторы городских квартир, платившие не менее 10 фунтов стерлингов за аренду в год, получили доступ к избирательному процессу. Следствием данной реформы стало двукратное увеличение городского электората. И, поскольку организация выборов окончательно перешла от пра­вительства к партиям, принцип партийного правления получил свое окончательное оформление: выборы, как правило, вели к смене кабинета.

В 1872 году в стране сложилась возможность для перехода к системе тайной подачи голосов (бюллетенями), что, конечно же, в большей степени отвечало идее свободной демократии (до этого голосование было открытым и письменным). В то же время закрытость голосования открывала дорогу большим фальсификациям, пришедшим на место открытого давления на избирателей.

Итогом избирательных реформ в Великобритании XIX века стало принятие Акта о народном представительстве 1884 года иАкта о перераспределении мест 1885 года. Эти нормативные акты подытожили проведенные изменения в избирательном праве страны. Так, до участия в избирательной процедуре были допущены мужчины старше 21 года, имевшие квалификацию домовладельцев либо квартиронанимателей. Кроме того, голосовать имели право те мужчины, которые владели в графстве или городе землей или помещением, приносившим ежегодный доход не менее 10 фунтов стерлингов. В ст. 6 Акта 1884 года была впервые предпринята попытка отмены так называемого «двойного вотума», когда британский избиратель мог голосовать дважды – в месте постоянного проживания и по месту нахождения его земельной собственности.

В итоге избирательной реформы 1884 года было сделано окончательное продвижение по пути признания всеобщего мужского избирательного права. Право голосовать было предоставлено всем собственникам земли или другой недвижимости (с доходом от них не менее 10 фунтов) и практически всем квартиронанимателям (сохраняющиеся ограничения касались служебной подчиненности или использования офисов под жилье). По реформе избирательное право распространилось в равной степени и на жителей графств и городов.

В Акте 1885 года было окончательно установлено новое правило о нарезке избирательных округов и о квотах представительства в них. Уравнение в правах населения городов и графств довершилось совершенствованиями избирательной системы в 1885 году. Были сформированы избирательные округа с представительством строго пропорционально численности населения: типовой округ – от 15 до 65 тыс. жителей – посылал двух депутатов, большой (свыше 65 тыс.) – трех. Одновременно частично был ограничен принцип «двойного вотума»: отныне избиратель, владеющий собственностью в городе, не мог голосовать в графстве (принцип сохранился только для университетов). Победившие на выборах депутаты от округа определились теперь по мажоритарной системе относительного большинства: мандаты доставались кандидатам, набравшим относительное большинство голосов, хотя бы это большинство было далеко от большинства вообще избирателей и даже от числа участвовавших в голосовании.

Таким образом, реформа 1884 года увеличивала избирательный корпус с 3 до 5,5 млн. человек. В городах имущественный ценз был отменен, а в графствах право участвовать в выборах приобрели мелкие арен­даторы (причем на тех же условиях, которые предъявлялись к городским избирателям по реформе 1867 г.), а также все налогоплательщики, прожившие в округе шесть месяцев. Вмес­те с тем сохранялся «двойной вотум» – право голосовать не только по месту проживания, но и по месту нахождения не­движимой собственности. А по реформе 1885 года было проведено очередное перераспреде­ление округов с таким расчетом, чтобы от 50–54 тыс. жителей избирался один депутат. Однако сохранение мажоритарной си­стемы выборов, при которой для победы в округе было достаточ­но относительного большинства голосов, существенно искажало волю избирателей в масштабе страны.

В последней четверти XIX века был утвержден закон о наказании за подкуп избирателей (1886). Все вышеозначенные избирательные реформы существенно расширили контингент лиц, имеющих право избираться в парламент. Премьер-министр Великобритании Дизраэли так оценил значение этих реформ: «Мы урегулировали давнюю и мучительную тяжбу между капиталом и трудом. Она надолго сохранит для тори любовь рабочего класса».

3. Парламентские реформы в Англии начала XX века

В конце XIX – начале XX века партийная система Великобритании претерпела значительные изменения. Консервативная партия начала превращаться в партию крупных промышлен­ных и финансовых собственников. Либеральная партия, состоя­щая в основном из средних слоев, постепенно лишалась соци­альной базы и теряла политические позиции, что ускорило обра­зование в 1906 году новой партии – лейбористов. Лейбористская партия возникла как результат подъема рабочего движения и по­явления в Англии социалистических групп и организаций. В это время английский парламент превра­щается в орудие правительства, располагающее большинством голосов в палате общин. Организационная структура и партий­ная дисциплина, выработанные главными партиями примени­тельно к британской системе парламентаризма, предопределили подчинение депутата каждой партии своему лидеру. За поддер­жанием партийной дисциплины и обеспечением нужного пра­вительству исхода голосования следили так называемые парла­ментские кнуты.

Снижению роли парламента способствовало также ограни­чение свободы прений. Еще в 1882 году, после того как ирландские депутаты использовали свободу прений для срыва чрезвычай­ных законов, палата общин приняла Билль о правах прекраще­ния прений. Это нововведение давало возможность правитель­ству в любое время поставить вопрос о прекращении прений, если они развертывались в неугодном для него направлении. В итоге правительство, располагавшее большинством в палате общин, используя право законодательной инициативы, систему «кнутов» и правила прекращения прений, определяло направление работы палаты общин и подчиняло своим интере­сам деятельность законодательного органа.

18 августа 1911 года был принятАкт о парламенте , ограни­чивший полномочия палаты лордов (поводом для его приня­тия послужила политика верхней палаты в отношении правительственного законопроекта о бюджете). Со­гласно этому Акту финансовый законопроект, принятый пала­той общин, но не утвержденный в течение месяца палатой лор­дов, представлялся королю и становился законом. В отношении биллей, не касающихся финансов, был установлен следую­щий порядок – если такой билль принимался палатой общин в трех последующих сессиях, и каждый раз отвергался палатой лордов, то он представлялся королю на утверждение. Но между чтениями билля на первой и третьей сессиях должно было пройти не менее двух лет, что сохраняло за палатой лордов возмож­ность в течение длительного времени саботировать принятие нефинансовых биллей. Одновременно Акт о парламенте сокра­тил срок полномочий палаты общин с семи до пяти лет.

Развитие избирательной системы на протяжении XX века было отме­чено ее демократизацией и последовательным установлением всеобщего избирательного права. Так, избирательная реформа была проведена непосредствен­но после Первой мировой войны, в 1918–1919 годах , и ввела единое для городской и сельской местности избирательное право. Право голоса получили все лица мужского пола, достигшие 21 года и удовлетворяю­щие требованиям ценза оседлости (6 месяцев), либо владеющие поме­щением для деловых занятий (каким-либо коммерческим строением). Женщины получили право голоса, если достигли возраста 30 лет и вла­дели недвижимостью с годовым доходом не менее 5 фунтов, стерлин­гов либо состояли в супружестве с лицом, отвечающим последнему условию. Таким образом, вводилось всеобщее мужское и частичное женское избирательное право.

В 1928 году женщины были уравнены в избирательных правах с мужчинами: к выборам допускались все подданные Короны (при ус­ловиях срока оседлости в 3 месяца, владения недвижимостью или пред­приятием).


Похожая информация.


Перераспределение избирательных округов 1832 г. 1867 г. 1884-85 гг.
1. Лишены представи­тельства "гнилые" и"карманные" местечки. 2. Города с населени­ем 2000 4000 жителей - только 1 депутат,3. Освободившиеся места - городам и графствам. 1. Лишены представи­тельства мелкие города. 2. Города с населени­ем 2000 - 4000 жителей - только 1 депутат. 3. Освободившиеся места городам и графствам. 1. Лишены представи­тельстванебольшие города. 2. Города с населением 15000-50000 жителей -только 1 депутат. 3. Освободившиеся места городам играфствам. 4. Избирательный округ -1 депутат*
Расширение избирательного корпуса Собственники и арендаторы земли с доходом 10 ф.гт. в год Города Собственники и арендаторы домов и других строении сдоходом 10 ф.ст. в год. Графства Собственники и арендаторы земли с доходом 5 ф.ст. в год или подлежащие обложению налогом в 12 ф.ст. в год. Города Квартиросъемщики уплачивающие за квартиру 10 ф.ст. в год. Графства Собственники или помещения с доходом 10 ф.ст. в год Города Все домовладельцы или квартиронанима­тели.

Развитие конституционного (и в том числе избирательного) права германских государств на протяжении XIX века испытыва­ло существенное влияние законодательства Франции. В начале XIX века Германия была захвачена войсками Наполеона I. На ее территории в 1807-1813 гг. было создано новое государственное образование - Вестфальское королевство, ставшее первой немец­кой конституционной монархией. Его основной закон содержал ряд норм, заимствованных из французского права 1799-1804 гг. Вестфальская конституция включала положение о Народном со­брании с ограниченными функциями и полномочиями.

Несмотря на непродолжительный срок существования, Кон­ституция Вестфальского королевства стала важным этапом в развитии немецкого права. Позднее, монархи стран Германского Союза активно использовали эту конституцию в процессе созда­ния нового законодательства.

Важным этапом в истории немецких государств стал период после Венского конгресса 1815 г. Документ, принятый на Кон-



Заседание немецкого Бундестага во Франкфурте. Середина XIX века.

грессе (Союзный акт 1815 г.) гласил: «Во всех государ­ствах союза будет иметь место сословное собрание земли» (История буржуаз­ного конституционализма XIX в. М., 1993. С.141). Термин «Verfassung» пред­полагал двоякое толкование: как «сословное собрание» или как «сословная консти­туция». Последовавший в 20-40-х гг. XIX века процесс принятия конституций и со­здания представительных

органов власти в немецких государствах имел сложный и проти­воречивый характер. Война нанесла тяжелый удар по экономи­ке Германии. В этих условиях буржуазия, способная реально влиять на развитие хозяйственной жизни королевств и княжеств, все активнее требовала демократических реформ.

Волна революционных событий конца 40-х годов XIX века охватила и немецкие государства. Революция в Германии так же, как и события 1848 г. во Франции, способствовала созданию прогрессивного избирательного законодательства. Об этом сви­детельствуют статьи «Закона относительно выборов в Народ­ную палату» от 12 апреля 1849 г. Этот документ определял по­рядок выбора общегерманского представительного органа влас­ти. В нем полностью упразднялись имущественные цензы для избирателей, декларировалось всеобщее избирательное право: «1. Избирателем считается всякий неопороченный немец, достиг­ший 25 лет» (Конституции и законодательные акты буржуаз­ных государств XVIII - XIX вв. в Англии, США, Франции, Италии, Германии. Сборник документов. М., 1957. С. 545). Под «опороченными» подразумевались лица, лишенные избира­тельных прав. К голосованию также не должны были допус­каться находящиеся под опекой, банкроты, люди, получающие от государства или муниципальных властей денежную помощь по бедности. Кроме того, 4 параграф закона гласил, что: «...вся­кий, кто при выборах покупает голоса, продает свой голос при тех же выборах, назначенных для определенной цели, или вообще пользуется незаконными средствами для воздей­ствия на выборы, лишается избирательного права на срок от 4 до 12 лет» (Там же. С. 545).

Право быть избранным предоставлялось немцам также с 25 лет. Отменялись ограничения для чиновников: «6.Лица, состоя­щие на общественной службе, не нуждаются в каком-либо раз­решении при вступлении в Народную палату» (Там же) и воен­ных (п. 13). Выборы предписывалось проводить с использовани­ем избирательных округов по 100 000 человек населения в каж-

дом, а также избирательных участков. Во всех немецких государ­ствах выборы должны были проходить в один день (за исключе­нием дополнительных туров). Отдельно регламентировались пра­вила учета избирателей: «12. В каждом участке в интересах выборов должны быть составлены списки, в которые вносятся лица, имеющие право участия в выборах - их фамилии, имя, возраст, ремесло и место жительства. Эти списки должны быть, не позднее чем за четыре недели до дня, определенного для общих выборов, предоставлены каждому желающему на про­смотр и открыто опубликованы» (Там же. С. 546-547).

По мнению законодателей, организацией выборов должны были заниматься граждане, не состоящие на государственной службе. Для голосования предписывалось использовать избирательные бюллетени «без подписи».

Этот закон бесспорно являлся чрезвычайно прогрессивным явлением общественной жизни Германии. Но этот документ не имел силы прямого действия, поскольку каждое из государств, составляющих Союз, имело собственную правовую систему. И тем не менее, закон от 12 апреля 1849 г. стал основой для постепенной либерализации избирательных норм во всех немецких землях.

В действительности, в середине XIX века в государствах Гер­манского Союза принципы всеобщего и равного избирательного права были существенно ограничены.

В Пруссии два юридических документа: Указ короля Фридри­ха-Вильгельма IV от 30 мая 1849 г. и Конституционная хартия 31 января 1850 г. установили многоступенчатую систему выборов депутатов высшего представительного органа власти - ландтага. На первом этапе избирались выборщики. Права избирателей раз­личались в зависимости от величины уплачиваемых ими налогов: «70. Всякий пруссак, которому исполнилось 25 лет и который имеет избирательное право в той общине, в которой он живет, является избирателем первой степени... 71. На 250 душ насе­ления выбирается один выборщик. Избиратели первой степе­ни разделяются на три разряда, по размеру уплачиваемых ими прямых государственных налогов, таким образом, что каждый разряд в целом платит третью часть общей суммы налогов. Этот налог высчитывается: а) по общинам, если община одна образует целый избирательный участок; б) по участкам, если избирательные участки состоят из нескольких общин. Первый разряд образуется избирателями, платящими наибольшее ко­личество налогов и уплачивающими вместе одну треть общей суммы налогов. Второй разряд образуется избирателями, ме­нее обложенными налогами и уплачивающими вместе вторую треть общей суммы налогов. Третий разряд образуется теми, кто платит третью треть. Каждый разряд выбирает отдельно третью часть выборщиков...» (Там же. С. 553-554).

Как следует из текста закона, избиратели Пруссии были поде­лены на три группы. К первой, включавшей наиболее состоя­тельных граждан, относилось примерно 4 - 5 процентов всех

7-г 203

избирателей, ко второй - менее состоятельные граждане (12 -13 процентов избирателей). К последней группе - 81 - 85 процентов избирателей относились все те, кто платил незначительные нало­ги или был освобожден от них.

ландтага.

Подобная система предполагала изначальное неравенство при выдвижении депутатов. Голоса выборщиков первой и второй групп преобладали над голосами выборщиков третьей группы. В кон­це XIX века при определении категории избирателя, помимо го­сударственных налогов, в Пруссии стала учитываться и сумма уплачиваемых им местных налогов.

В результате объединения Германии и принятия Конститу­ции 16 апреля 1871 г. был установлен новый, демократический порядок избрания депутатов высшего законодательного органа Германии -рейхстага. Несмотря на то, что отдельные части Гер­мании (Пруссия, Бавария и некоторые другие) сохранили для избрания местных органов власти старую систему косвенных выборов (с помощью выборщиков), в единой Германии вслед за Францией утверждается приоритет прямых демократических выборов. Конституция Германии провозгласила, что «Рейхстаг образуется посредством всеобщих и прямых выборов с тай­ной подачей голосов» (Там же. С. 564).

Рассматривая особенности избирательного законодательства Ев­ропы, видоизменившегося в результате борьбы за демократичес­кие права и свободы, мы видим ряд качественных изменений. Су­щественно увеличилась численность электората. Наблюдается ус­тойчивая тенденция к устранению препятствий для участия в вы­борах представителей всех социальных слоев общества. Проис­ходит снижение имущественного избирательного ценза или его полное упразднение. Парламентские выборы приобретают под­линно общенациональный характер. Впрочем, ряд мер был на­правлен на то, чтобы не допустить к урнам для голосования лю­дей, выбор которых мог в большей степени подвергаться влиянию (например, получателей благотворительной помощи) и недобро­порядочных граждан - лиц, чья общественная репутация вызыва­ла сомнения (душевнобольные, банкроты, злоупотреблявшие ал­когольными напитками).

Принципы всеобщности и равенства применительно к консти­туционным правам широко распространяются в Европе, в том числе в таких слаборазвитых странах, как Норвегия, Швеция, Греция. Однако успех реформ не был абсолютным. В законода­тельстве многих европейских стран сохраняется ряд ограниче­ний избирательных прав (подробнее см. ниже).

Заслуживает отдельного упоминания проблема предоставле­ния избирательных прав женщинам. Агитация европейской оо-щественности за социальное равноправие неизменно включала и важное требование о предоставлении женщинам права голоса наравне с мужчинами. Наиболее активно велась борьба за поли-

тические права женщин в Великобритании и на подвластных ей территориях. В Англии женщины получили право голоса на выборах в советы графств в 1888 г. и приходские советы в 1894 г. Что касается участия женщин в парламентских выборах, то в конце XIX века не удалось добиться соответствующего парла­ментского постановления. В британских доминионах женщины стали участвовать в выборах высшего законодательного органа власти раньше, чем в метрополии: в Новой Зеландии с 1893 г., в Австралии с 1900 г. (в штате Южная Австралия с 1895 г.).

В первые десятилетия XX века в Западной Европе несколько скандинавских государств предоставили женщинам право голо­са: Финляндия (1906 г.), Норвегия (1913 г.), Дания (1915 г.). В других странах процесс окончательного правового закрепления женского равноправия продолжался на протяжении всей первой половины XX столетия.