Jazz rock группы. Белый Брасс-рок и ранний джаз-рок (White Brass-Rock, Early Jazz-rock). Джаз-рок в деятельности известных рок-музыкантов

Вторая половина 60-х годов ушедшего века была ознаменована расцветом рок-культуры на Западе, что было связано с неимоверным подъемом движения хиппи.

В те годы появилось много нового. Причем не только в музыке, а в искусстве в целом в эстетике жизни молодежи. Здесь были и обычные рок-группы и играющие джаз рок-группы. Новых групп, возникших в этот период, можно смело сравнивать с количеством грибов, растущих после дождя.

Появление Джаз-рока

В те годы появилось много новых музыкальных направлений, групп и имен. The Битлз проложили путь от мерсбита до разнообразных сложных композиций. Вслед за ними стали появляться такие направления, как Acid-Rock, Пси-рок, Фолк-рок, Classic-Rock, Кантри рок, Rock Opera, Блюз-рок и, конечно же, Джаз-рок.

Основываясь на грамматике английского языка, термин джаз-рок можно перевести как «джазовый рок», так как в грамматике первое слово определяет отношение ко второму. По сему первые джаз-рок ансамбли стали плацдармом для наступления рок-культуры, а не джаза.

Джаз-рок стал существенной частью нестандартной музыки. Его звезды попадали в рок энциклопедии, справочники и словари.

Первые джаз рок-группы

В тот период критики пришли к мнению, что коллектив «Chicago» составляют рок-музыканты, которые пытаются играть джаз. А группа «Блуд оф Тиарс» по их мнению, наоборот, состояла из джазменов, которые примкнули к рок-музыке. Важно также помнить, что в США изначально рок считался музыкой белых.

По этой причине имидж жанра джаз-рок заключался в таком описании: «белая рок-группа, которая имеет в своем составе секцию духовых инструментов». Не только эти две группы в то время заявили о себе. Они исполняли новые гармонии и ритмы, импровизировали, играли на электронных инструментах. Отметим, что Америка была подвержена небывалому напору со стороны рок-групп, основанных в Англии.

Майк Блумфилд – молодой блюзмен из Чикаго. Он создал блюз-рок группу «Электрический флаг». Здесь была секция духовых инструментов. Но при этом было сказано, что группа будет играть настоящую американскую музыку. Потому можно сделать вывод, что на ранних стадиях джаз-рок имел идеологическую подоплеку. Одним из наиболее ярких ансамблей в то время была группа «Chase», которую создал трубач Билл Чейз. Он трагически погиб в 1974 году.

Джаз-рок в деятельности известных рок-музыкантов

К ранним проявлениям джаз-рока можно отнести еще огромное количество групп, в которых играли музыканты, не имеющие прежде никакого отношения к такому направлению, как джаз. Джинджер Бэйкер – барабанщик «The Cream» — после того, как группа распалась, создал новую группу — «Air Force Band». Стали появляться группы, в которых молодые джазмены работали вместе с рок-музыкантами.

Знаменитые рок-музыканты активно принимали участие при записи музыки нового типа. Одни прославившиеся музыканты начинают записываться на студиях вместе с другими. Так, например, Джеф Бек записался совместно с Яном Хаммером и Стенли Кларком. Джек Брюс стал участником «The Tony Williams Lifetime». Некоторое время спустя барабанщик коллектива «Genesis» стал участником группы «Brand X».

Он также аккомпанировал Элу Ди Меола. Томми Болин – гитарист из «Deep Purple» — записывался со знаменитым джаз-барабанщиком Билли Кабэмом. К тому же он сам привлекал джаз-рок исполнителей, чтобы записывать совместно его сольные пластинки. Все музыканты объединялись, чтобы найти и изобрести что-то новое. Все, кто не зацикливался на одной и той же манере игры, на однообразном стиле.

Если рассматривать ранние времена в целом, можно однозначно заявить, что в среде джаза в середине 60-х годов было сформировано то, что называется «преддверием» джаз-рока. Это Квинтет братьев Эддерли, ансамбля «Messengers Jazz», Хораса Сильвера и барабанщика Арта Блэйки. Музыку этого квинтета относят к соул-джазу или фанки-джазу.

Элементы такой музыки активно используются Куинси Джонсом – выдающимся аранжировщиком. Музыка фанки-соул всячески продвигалась продюсером Гридом Тейлором. Он работал с Джимми Смитом, Уэсом Монтгомери и другими джазменами.

Они также были новаторами в своем роде, так как предложили новую эстетику, которая существенно отличалась от стандартов фанки и хард-бопа. Уже в 1965 году Ларри Кориэлл одним из первых пересмотрел подход к звуку на собственном инструменте, изменил фразировку, пытался стать ближе к рок-гитаре.

Но настоящая революция была произведена Джоном Маклафином. Потому над направлением джаз-рока работали несколько сил одновременно. Если говорить о традиционном джазе, то здесь, в принципе, появилось и выросло целое поколение слушателей.

С другой же стороны – джаз очень сильно изменился за это время. Он перестал двигаться в коммерческом направлении. В послевоенное время завершилась эра танцевального свинга. Бибоп стремительно перерос в хард-боп. В конце 60-х он коснулся авангардного джаза, покинув широкую аудиторию, начав развиваться вглубь.

Со временем джаз стал очень сложным направлением, он перестал быть модным искусством. Потому такие обстоятельства заставили музыкальный бизнес преобразиться. Даже известные джазмены оставались без работы. Таким образом, появился антагонизм в сфере рок-музыки и джазовой среде.

Для большинства джазменов, которые продолжали свое развитие, вкусы молодежи вызывали усмешку. Им все это казалось слишком простым и примитивным. Музыканты, которые играли рок, уважительно относились к джазменам. Но с их стороны была и некая неприязнь из-за недолюбливания последними всего нового.

Если говорить об этом в общем, то оба эти направления в некой мере были соперниками в плане ревности к успеху. Именно из-за этих причин джаз-рок не вызывал особого восторга у широких масс публики. Джазовая критика заявила, что это направление не имеет будущего и художественной ценности.

Видео: Funk-Jazz-Rock-Groove-Music

О таком направлении в музыке как джаз-рок или фьюжн, как его потом стали называть, стало известно в 70-е годы прошлого века, когда появились такие группы как Mahavishnu Orshestra, Weather Report, Return To Forever, Larry Coryell Eleventh House, New Lifetime, а также Al Di Meola, Jean Luc Ponty, Billy Cobham, Stanley Clarke в США; Brand X, Soft Machine, Gong, National Health, Colosseum II, Bill Bruford, Steve Hillage в Великобритании. Были джаз-рок группы и в других странах Европы: Edition Speciale, Transit Express, Volkor, Coincidience, Spheroe во Франции; Iceberg, Iman, Guadalquivir, Musica Urbana, Borne, Pegasus в Испании; Perigeo, Barichentro, Nova в Италии, Sloche в Канаде.
Это был золотой век джаз-рока.

В 80-е годы наметился закономерный спад. Такого количества музыкальных шедевров уже не было. Новых групп появилось немного, но они были. В первую очередь, нужно сказать о канадской Uzeb, самой интересной новой джаз-рок группе 80-х годов, в составе которой играл знаменитый бас-гитарист Alain Caron.
В 80-е годы появилось много групп, играющих джаз-рок в Японии: Ain Soph, Kenso, Prism, Keep, Space Circus, GAOS. В СССР были Арсенал, Квадро, Касеке, Радар, Гунеш. Во Франции Didier Lockwood Group. В США Drama, Ken Watson, Scott Lindemuth, Woodenhead, Karizma.

В 1984 г. John Mclaughlin воссоздал Mahavishnu Orshestra, Chick Corea создал новый проект Electric Band, Joe Zawinul 2 группы: Weather Update и Syndicate, Billy Cobham собрал новую группу. Свои сольные альбомы стали записывать
гитаристы Allan Holdsworth, John Scofield,
Kazumi Watanabe,
Bill Connors,
бас-гитаристы Jeff Berlin, Bunny Brunel, клавишник T Lavitz.

В 90-е г.г. главными джаз-рок проектами стали такие группы как Tribal Tech и Mark Varney Project. Frank Gambale записал несколько сольных альбомов.
А также гитарист Jeff Richman, бас-гитаристы Adam Nitti и Victor Bailey. Клавишник Adam Holzman создал свою группу. Другой клавишник Mitch Forman создал группу Metro. Бас-гитарист Uzeb Alain Caron создал новую группу LeBand. В США появилось несколько новых групп: Gongzilla
гитариста Bon Lozaga, Stratus, Gamalon, Jam Camp.
В Канаде The Code, 5 After 4.
В Германии Matalex, 7For4, Jazz Pistols, Susan Weinert, Leni Stern. В Японии Side Steps, Fragile, Group Therapy, Kehell, Wisywyg, WINS.
В Великобритании Persy Jones Tunnels, Network, Sphere3.

В 2000 г.г. появилось много групп играющих джаз-рок: в Японии Exhivision, IzgitNine, Trix; несколько проектов из Франции - Fugu, Jac La Greca, Fusion Project, Quidam; Италии - Virtual Dream, Zaq, Periferia Del Mondo; Испании - Planeta Imaginario, Onza, Gurth. В Нидерландах Richard Hallebeek Project. В США Garaj Mahal, Helmet Of Gnats, Bad Dog U, Kick The Cat, Code3, Whoopgnash, Savant Guard, Facing West, Rare Blend, Ecstazy In Number, Redshift.
Барабанщик Dennis Chambers, который участвовал в самых лучших группах современного джаз-рока: Cab, Niacin, Uncle Moe"s Space Ranch, "Boston T Party" с T Lavitz и Jeff Berlin, "Extraction" с Greg Howe и Victor Wooten, "Gentle Hearts" с Greg Howe и Tetsui Sakurai.

Особую роль в возрождении джаз-рока играет лэйбл Tone Center Records, созданный Марком Варни(Mark Varney) и Стивом Смитом(Steve Smith) в 1998 г.
Для этого лейбла Стивом Смит создал несколько проектов: Vital Tech Tones вместе с гитаристом Scott Henderson и басистом Victor Wooten; GHS с гитаристом Frank Gambale и басистом Stuart Hamm), диск "Strangers Hand" со знаменитым скрипачом Jerry Goodmen, басистом Oteil Burbridge; "Cause and Effect" с гитаристом Larry Corryel и клавишником Tom Coster; "Count Jam Band Reunion" с гитаристом Larry Corryel, басистом Kai Eckhardt.

Также на этом лэйбле вышли 2 диска группы Tribal Tech 99 и 2000г.г. Переизданы два диска знаменитой группы начала 90-х г. Mark Varney Project.
Самые лучшие группы современного джаз-рока изданные Tone Center Records: Cab, Uncle Moe"s Space Ranch, "Boston T Party" с T Lavitz и Jeff Berlin, "Extraction" с Greg Howe и Victor Wooten, во всех этих проектах участвовал барабанщик Dennis Chambers.

Также были изданы записи таких групп как Bass Extremеs бас-гитаристов Steve Bailey и Victor Wooten; Jing Chi с участием гитариста Robben Ford, бас-гитариста Jimmy Haslip и барабанщика Vinnie Colaiuta, сольные диски бас-гитариста Bunny Brunel "La Zoo", гитаристов Greg Howe и Scott Henderson, Steve Khan, Bill Connors.
Альбомы "Cosmic Farm" с участием Wasserman, Erickson, Lavitz, Sipe; "Endangered Species" с участием Herring, Lavitz, Harward, Gradney.

С середины 2000-х г.г. ведущим лейблом в области джаз-рока становится Abstract Logix Label. Так на Abstract Logix вышли новые альбомы таких музыкантов как John Mclaughlin, Lenny White, Jimmy Herring, Anthony Jackson, Gary Husband, Project Z, Sebastiaan Cornelissen, Alex Machacek, Scott Kinsey. Кроме этого Abstract Logix осуществляет дистрибуцию дисков джаз-рок групп со всего мира.

Miles Davis “In A Silent Way” (1969)

О корнях и происхождении джаз-рока (фьюжна) знатоки еще могут поспорить. Однако момент, когда джаз-рок стал знаменитым, обсуждению не подлежит. Музыкальный гений Майл Дейвис первым стал монтировать сложные инструментальные треки из различных сессий. И, что самое важное, побудил своих коллег исследовать новый путь в музыке. Этот и следующий альбомы Дейвиса – “Bitches Brew”, относятся к абсолютной классике жанра.

Mahavishnu Orchestra “The Inner Mounting Flame” (1971)

Гитарист Джон Маклафлин, принимавший участие в записи двух вышеназванных альбомов Майлза Дейвиса, собрал группу выдающихся инструменталистов – барабанщика Билли Кобэма и скрипача Жан-Люк Понти. Альбом The Inner Mounting Flame преподаст урок мастерского исполнения для многих рок-звезд от Deep Purple до Metallica и Dream Theater. Послушайте, что вытворяет с гитарой Маклафлин.

Herbie Hancock “Mwandishi” (1971)

На знаменитого клавишника и композитора Херби Хэнкока также очень повлияла совместная работа с Майлзом Девисом. К началу 70-х музыкант покинул лейбл Blue Note и начал коллекционировать новые электронные инструменты. Mwandishi означало имя самого Хэнкока на языке суахили, и ему принадлежит первенство по интеграции синтезаторов в джазовое полотно. Тем, кому звучание “Mwandishi” покажется слишком авангардным и импровизационным, следует обратить на фанковый проект Хэнкока “Head Hunters” (1973), получивший широкий отклик публики.

Return to Forever: Hymn of the Seventh Galaxy (1973)

Еще один пианист – Чик Кориа, после сотрудничества с Майлзом в 70-х сменил фокус интереса от авангарда к джаз-року. На альбоме проекта Return To Forever вместе с Кориа играет гитарист Билл Конорс, Стэнли Кларк на басу и Ленни Уайт на барабанах. Hymn of the Seventh Galaxy – это уже скорее не джаз-рок, а рок-джаз. Виртуозы-исполнители создают настоящий хард-роковый замес. Доселе неслыханный сплав электро, джаза, фанка и хард-рока, т.е. настоящий фьюжн (fusion — сплав).

История знает немало примеров, когда идеи новаторов не принимались общественностью, иногда даже подвергались гонениям, но в конечном счете эти первопроходцы признавались гениями, а их достижениями пользовался весь мир. Такое случалось и в джазе – музыканты выходили за рамки традиционного стиля и нередко были не непонятыми. Представители новых веяний, например, Майлс Дэвис, Тони Уильямс, или группы Weather Report и Return to Forever, создавали свои лучшие джаз-рок альбомы, не думая о том, что они станут мировыми хитами. Но тем не менее случилось именно так…

Лучшие джаз-рок альбомы

Miles Davis – альбом Bitches Brew

Двойной альбом американского джазового трубача был выпущен в начале 1970 года студией Columbia Records. В этом альбоме нашли отражение эксперименты с использованием электронных инструментов – гитара и синтезатор.

Данный альбом считается прародителем направления джаз-рок. Традиционные джазовые стандарты сменяются тягучей, неожиданно взрывающейся импровизацией. Музыканты репетировали непосредственно перед записью, что заставляло их глубже погружаться в исполняемую музыку. Из указаний они получали лишь размер, основные аккорды и маленький отрезок мелодии, из которой потом вырастала импровизация. К слову, к авторству Дэвиса не относятся композиции «Танец фараона» и баллада «Святилище».

После выхода альбома в свет мнения о нем разделились. Сам факт, что Columbia Records выпустила альбом с названием «Сучье варево», было скандально.

Наполнение не отставало от названия – стилистическое направление, близкое к джаз-фьюжну или джаз-року, эксперименты со звуком и спецэффектами, электронные инструменты – все это позволило не просто расколоть общество на две части – за и против, но и принести альбому бешеную популярность. Альбом быстро стал первым золотым в карьере Дэвиса, а несколько позже завоевал «Грэмми».

Return to Forever – альбом Romantic Warrior

Return to Forever – американская джаз-фьюжн группа 1970-х годов. Вышедший в 1976-мальбом «Романтический воин» при участии стал шестым и самым известным в истории группы. Музыка альбома, стилизованного под средневековье, начиная с обложки, разнообразна. Открывает альбом «Средневековая увертюра», которая полностью акустическая.

«Волшебница» с одной стороны словно подготовлена увертюрой, с другой – противоположна по стилю и среди инструментального состава появляется синтезатор. Композиция «Величественный танец» и вовсе опирается на рок-риффы и искаженный «свинцовый» гитарный звук, который подкрепляется быстрыми пассажами, похожими на клавесинные.

Некоторые критики подтверждали, что пластинка достойна войти в лучшие джаз-рок альбомы в истории, а другие утверждали, что все композиции излишне классические и помпезные, а сам альбом – чуть ли не худший в истории.

Herbie Hancock – альбом Head Hunters

Head Hunters – 12-й студийный альбом , который вышел в свет в 1973 году на все той же Columbia Records. Альбом добавлен в «Национальный регистрационный реестр» Библиотеки Конгресса.

Однозначно отнести альбом «Охотники за головами» к джаз-року довольно трудно. Эта пластинка – скорее яркий показатель, как могут чрезвычайно удачно сочетаться ритмы RNB, подчеркнутые в том числе ударными афроамериканскими инструментами, с расслабленными ритмами фанка.

Эклектичный звук альбома не просто продолжил «прокладывать» путь к полностью электронной музыке, но и существенно повлиял на другие музыкальные жанры, став еще одним победителем в битве за звание лучшие джаз-рок альбомы всех времен.

Weather Report – альбом Heavy Weather

И снова калифорнийский альбом, выпущенный Columbia Records в 1977 году, на этот раз от группы Weather Report.

Мы снова имеем дело с одним из лучших альбомов в истории джаза, который был выпущен, когда явление джаз-рока «стало выходить из-под контроля», как прокомментировал критик Ричард Джинелл.

Одна из самых ярких композиций альбома – Birdland. Это совершенно удивительно, поскольку она полностью инструментальная. Моментально став джазовым стандартом и немало поспособствовав популярности альбома, Birdland, олицетворяет собой вершину творчества группы.

Любопытно, что, хотя сама композиция не получила «Грэмми», впоследствии песня не просто вошла в репертуар многих известных исполнителей, но и версии ее трижды были награждены «Грэмми».

Tony Williams – альбом Believe It

Джаз-рок альбом «Поверь в это» (1975) Тони Уильямса и его группы The Tony Williams Lifetime снова записана на Columbia Records. Это первый альбом группы. Первый, не самый известный, но необычайно интересный при этом.

Стоит отметить – первый лишь в новом этапе Уильямса, первый – для нового состава группы. До этого момента, к 1974 году, успело уже выйти целых четыре альбома от постоянно распадающегося трио Уильямса.

Джон Свенсон пишет, что альбом Believe it – словно «безумная фьюжн-дегустация». Чуть ли не сенсацией стал новый британский гитарист Allan Holdsworth, запоминающийся как выразительным музыкальным языком – мягким, гармоничным и весьма лиричным, так и мастерским владением инструментом. Впрочем, сплаву джаза и рока мы обязаны и они Уильямсу тоже с его концепцией ритмической свободы и невероятной изобретательностью.

Альбомы фьюжн, даже сделанные одним исполнителем, часто включают в себя разнообразие этих стилей.

Истоки фьюжна

Джазовые музыканты следовали достижениям поп-музыки и тоже начали использовать улучшенный монтаж на современных студиях звукозаписи, многодорожечную запись и электронные эффекты к дополнению к композициям или импровизациям. Например, альбомы трубача Майлза Дэвиса In a Silent Way (1969) и Bitches Brew (1970) включают длинные (более 20 минут) композиции, которые никогда не записывались непосредственно музыкантами в студии, а музыкальный темы различной длины отбирались из записанных импровизаций и монтировались в единое целое. Это считается краеугольным камнем записей этого жанра.

Многие рок-музыканты стали независимо приближаться к джазовым формам в середине 1960-х. The Byrds в декабре 1965 года записали первую версию «Eight Miles High», инновационного сингла, подражающего стилю классического квартета Джона Колтрейна . В 1966 году Пол Баттерфилд (Paul Butterfield ) и Майк Блумфилд (Mike Bloomfield ) записали длинную импровизационную пьесу «East-West».

Другие рок-музыканты также исполняли и записывали рок-песни, включающие расширенные импровизации, длинные, состоящие из нескольких частей композиции. Например, Джимми Хендрикс , The Allman Brothers Band в США и King Crimson , Soft Machine , Yes (которые исполнили «I See You» The Byrds в фьюжн-стиле) и Фрэнк Заппа выпустил свой первый джаз-рок альбом, Hot Rats, в 1969 году . Он продолжал иногда записывать фьюжн-музыку в течение своей карьеры (например, Waka/Jawaka и The Grand Wazoo), став значимым представителем жанра.

Некоторые известные джаз-рок группы также имели значительный успех в конце 1960-х и начале 1970-х, включая американские Blood, Sweat & Tears, Chicago , Steely Dan , Dreams, и британские Colosseum и If.

Расцвет жанра: 1970-е гг.

Некоторые группы (Blood, Sweat and Tears, Chicago и другие) взяли за основу звучание биг-бендов, ритм-энд-блюз и различные направления рок-музыки. Другие группы, опираясь на фри-джаз стали больше экспериментировать с электрическим звучанием инструментов, различными направлениями музыки, усложнять мелодию, ритм. Джаз-фьюжн постепенно становился настолько близок к прог-року, что часто одни и те же группы причисляют сразу к обоим направлениям. Группы фьюжна уделяли много внимания импровизации, оттачивали исполнительскую технику, доводя её до виртуозности. Самыми значительными командами, принятыми не только джаз-, но и рок-аудиторией, считаются группы Mahavishnu Orchestra , Weather Report , Return To Forever, Brand X.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Джаз-рок" в других словарях:

    - (англ. jazz rock), направление в популярной музыке с конца 1960 х гг., пограничное между джазом и рок музыкой. От первого воспринят дух импровизационности и состязательности, от второго электромузыкальный инструментарий и ритмические особенности … Энциклопедический словарь

    Современная энциклопедия

    Джаз-рок - (английское jazz rock), направление в популярной музыке с конца 1960 х гг., пограничное между джазом и рок музыкой. От первого воспринят дух импровизационности и состязательности, от второго электро музыкальный инструментарий и ритмические… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (англ. Jazz rock) стилевое направление, возникшее на основе синтеза джаза и рок музыки. Вершины своего развития джаз рок достиг к концу 1960 х гг … Большой Энциклопедический словарь

    Джаз рок, джаз рока … Орфографический словарь-справочник

    джаз-рок - джаз ро/к, джаз ро/ка … Слитно. Раздельно. Через дефис.

    джаз-рок - джаз р ок, а … Русский орфографический словарь

    джаз-рок - іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови

    джаз-рок - джаз/ рок/ … Морфемно-орфографический словарь

    джаз-рок - (2 м), Р. джаз ро/ка … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Краткий энциклопедический словарь джаз, рок и поп-музыки. Термины и понятия , Королев О.. В словаре даны основные термины и понятия, используемые в музыкальной теории и исполнительской практике джаза, рок и поп-музыки. В него вошло около 600 статей по разным вопросам теории и…