Как празднуется еврейская пасха. Что такое Песах и как этот праздник отмечают иудеи? Что значит пасха для евреев

Для иудеев Еврейская Пасха является важнейшим днем в году. Она была учреждена ещё в ветхозаветные времена в память об исходе израильтян из Египта и освобождении их от рабства. Эти события не только дали свободу еврейскому народу, но и положили начало зарождению его национального осознания.

Именно поэтому иудейская Пасха, получившая название Песах, имеет огромное значение для всех израильтян, независимо от степени их религиозности. В этот день они пекут еврейский пасхальный хлеб и собираются всей семьей за праздничным столом, где во время трапезы рассказывают детям историю этого великого праздника.

История праздника Песах, который нередко называют , уходит своими корнями в древнейшие времена, когда такой нации, как евреи, еще и в помине не было. Тогда у праведного человека Авраама и его жены Сары был сын Исаак, у которого потом появился наследник Иаков. Последний имел дюжину сыновей, одним из которых был Иосиф.

Иосиф старался жить в соответствии с праведным учением отца, просил своих братьев также встать на верный путь и отказаться от нечестивых деяний. Но они не вняли его кротким просьбам, а только еще больше озлобились и возненавидели Иосифа. Они боялись, что он возвысится над ними и решили его убить, но потом передумали и продали праведного брата в рабство.

Так Иосиф оказался в Египте. Там на его долю выпало множество испытаний, но он с Божьей помощью преодолел все невзгоды и со временем превратился из раба в чиновника, приближенного к самому фараону. Правитель Египта очень ценил умного и праведного Иосифа. А когда тот предсказал великий голод, и фараон успел вовремя сделать большие запасы пищи, то Иосиф завоевал любовь и уважение не только правителя, но и египтян.

И когда во всех странах начался страшный голод, фараон разрешил своему любимому советнику привести в Египет отца и братьев. Иосиф, который не держал зла на родственников, был очень рад воссоединению с семьей. Пока он был жив, израильтяне были в Египте почетными гостями и не испытывали ни в чём нужды.

Но время шло, одно поколение сменяло другое… Коренные жители постепенно забыли о том, что евреи были гостями египтян, и превратили их в рабов. Иудеи были вынуждены работать на своих господ более 400 лет и не видели спасения, пока однажды Бог не послал им Моисея, которому он велел потребовать, чтобы фараон освободил его народ. Правитель отказался отпускать своих рабов, и тогда Бог наслал на Египет девять страшных казней, но фараон не поменял свое решение.

После чего Бог сказал Моисею, что следующей ночью наступит самая страшная, десятая казнь - смерть первенцев. Он велел пророку предупредить еврейские семьи, что бы те в канун этой смертоносной ночи принесли в жертву ягнят и намазали их кровью двери своих домов, а мясо - зажарили и съели до наступления утра. Той ночью ангелы принесли смерть многим египетским детям, не тронули они лишь тех малышей, что жили в домах, двери которых были отмечены кровью агнцев. После этих страшных событий фараон разрешил евреям покинуть Египет, что положило конец их длительному рабству.

В память об «освободительной» ночи была учреждена иудейская Пасха - Песах, которая по праву считается одним из древнейших торжеств и начала праздноваться еще за полтора тысячелетия до периода земной жизни Иисуса Христа.

Ветхозаветные традиции иудейской Пасхи

Исход из Египта стал началом не только свободной жизни еврейского народа, но и лёг в основу зарождения его самобытного национального осознания. Поэтому иудейская Пасха уже ни одну тысячу лет является главным еврейским праздником. Название «Песах» переводится с древнееврейского как «прошедший мимо» и означает, что ангел смерти миновал дома израильтян.

Иудеи отмечают Песах ежегодно, на 14 день нисана. По еврейскому календарю это первый месяц библейского года, и он, как правило, приходится на март или апрель обычного, «гражданского» календаря. Даты еврейской Пасхи, также как и христианской, являются переходящими.

В ветхозаветные времена одной из главных традиций было принесение в жертву агнца или козленка. Это делалось в память о той ночи, когда кровь жертвенного животного спасла еврейских малышей от ангела смерти, карающего египетские семьи. Конец этому обычаю был положен Иисусом Христом, когда он во время на Тайной Вечере, преломил праздничный хлеб и поднял символический бокал вина.

Изначально, в древние времена Песах - Еврейская Пасха - отмечалась в течение недели, где первый и последний дни были праздничными и выходными. Также на протяжении всего этого срока было принято отказываться от тяжелой работы и неприятных обязанностей.

В наше время практически во всем мире Песах празднуется 8 дней, а в Израиле - 7.

Этот обычай связан с тем, что в период расселения иудеев ещё не было чётко установленного единого календаря, и они, боясь пропустить памятную дату, отмечали все праздники по два дня. И в этом случае выходными являются два первых и два последних дня праздничного периода.

Песах в наши дни: праздничная трапеза и другие обычаи

Подготовка к празднику начинается заблаговременно.

  1. Иудеи собирают по всему дому все квасные продукты, которые сжигаются до наступления Песаха, так как в течение всего праздничного периода им запрещено употреблять мучные изделия из забродившего теста и можно есть только пресный хлеб.
  2. Также в утро перед праздником иудейские мужчины-первенцы держат символический пост. Они приносят эту жертву в память о чудесном спасении еврейских младенцев во время смертоносной ночи, предшествующей исходу иудеев из Египта.

По еврейскому календарю смена дат происходит не в полночь, а в момент захода солнца, поэтому иудеи начинают отмечать Песах вечером. Особую роль здесь играет Седер - специальная трапеза, на которую обязательно должна собраться вся семья, начиная с самых старших членов клана и заканчивая малышами.

Главный атрибут праздничного ужина - еврейский , который выпекается в виде лепешек и называется «маца». Это блюдо готовиться в память об исходе из Египта, когда у евреев не было времени ждать, пока забродит тесто, и они испекли пресный хлеб, который во время путешествия спас их от голода.

Помимо мацы, на праздничном блюде обязательно должны быть такие кушанья.

Продукты Что символизируют
Мясо на кости или куриное крыло Символизируюют агнца, принесенного в жертву.
Отварное куриное яйцо. Олицетворяет несокрушимую силу духа еврейского народа, который только крепчает от переносимых испытаний.
Марор (разновидность горького хрена). Подаётся на стол в память о горькой жизни иудеев в период рабства;
Харосет. Это сладкая однородная масса из протертых фруктов, орехов, корицы и вина. Она символизирует глину, из которой евреи в период рабства изготавливали кирпичи.
Солёная вода в широкой пиале. По различным толкованиям она символизирует слезы израильтян, пролитые во время мучений в Египте, либо олицетворяет память о водах Красного моря, которые сначала расступились, пропуская иудеев, а затем сомкнулись, погребя египетских солдат, пущенных за ними в погоню.

В течение трапезы на Еврейскую Пасху иудеи обязательно должны вкусить все эти блюда. При этом во время ужина младший член семьи задает старшему четыре вопроса о событиях памятной «освободительной» ночи, и глава семьи отвечает на них.

Несмотря на схожие называния, еврейская и христианская Пасха по своей сути являются двумя абсолютно разными праздниками и даже отмечаются в разное время. Иудеи в этот день вспоминают освобождение своего народа от рабства и зарождение еврейской нации, а у православных христиан Пасха - это исключительно религиозный праздник в честь Светлого Христова Воскресения.

Первый и седьмой дни (первые два дня и заключительные два дня - в диаспоре) - праздничные в полном смысле (иом тов ), нерабочие, как суббота (но приготовление пищи разрешено); в остальные дни - хол х а-мо‘эд (`праздничные будни`) - работа разрешается (с некоторыми ограничениями).

Название «Песах» традиция связывает с тем, что Бог миновал (пасах ) дома израильтян, не тронув их во время казней египетских (Исх. 12:23–27). Словом «песах» в древности назывался годовалый агнец или козленок, приносившийся в жертву в канун этого праздника (14 нисана к вечеру); его зажаривали целиком и съедали на семейной праздничной трапезе ночью (Исх. 12:1–28, 43–49; ср. Втор. 16:1–8, где упомянут и теленок). Тот, кто, не обладая ритуальной чистотой или находясь слишком далеко от Храма , не мог выполнить этот обряд 14 нисана, мог совершить его месяцем позже (Чис. 9:1–14); это второй (Песах шени ), или малый Песах, согласно позднейшей терминологии. Песах называется также хаг х а-маццот (`праздник опресноков`, см. Мацца ; Исх. 23:15; Лев. 23:6; Втор. 16:16), так как в этот праздник заповедано есть хлеб только из неквашеного теста в память о том, что израильтяне, в спешке покидавшие Египет, были вынуждены изготовить хлеб из не успевшего взойти теста (Исх. 12:39).

Законы, связанные с Песахом, сформулированы в талмудическом трактате Псахим. До наступления пасхальной недели в доме и на всех других принадлежащих еврею территориях собирают все квасное (хамец) и сжигают в последнее утро перед Песахом (или продают нееврею). Согласно раввинистическим авторитетам, есть маццу обязательно только в первый день праздника (ночь 14 нисана), в то время как в остальные дни пасхальной недели, по мнению большинства, требуется лишь не употреблять в пищу квасного. Посуду, использовавшуюся под хамец, можно употреблять в Песах только после специальной обработки погружением в кипящую воду (х аг‘ала); посуда, которую ставят на огонь, прокаливается докрасна; если посуду нельзя обработать никаким из этих способов, ее не используют в Песах. Иногда в семье хранится особая посуда для Песаха.

В первый день Песаха в синагоге читается молитва о росе (тал ) и полностью - Х аллел (в странах рассеяния Х аллел читается полностью в первые два дня, а в остальные дни Песаха - до середины); в субботу, выпадающую на один из дней праздничной недели, в синагогах ашкеназов читают Песнь Песней ; в последний день Песаха читается Х азкарат нешамот . Этот день принято связывать с переходом через Красное море . В синагогальной литургии Песах называется праздником свободы (хаг х а-херут ).

В еврейских общинах принято перед Песахом собирать ме‘от хиттим (буквально `деньги на пшеницу) или кимха де-фисха (по-арамейски, буквально `пасхальная мука`); первоначально собирались деньги на муку для маццы, а позднее - на пасхальный стол в пользу бедных членов общины. В талмудическое время всякий, проживший год в данном поселении, был обязан жертвовать, а если сам был неимущим, мог получать ме‘от хиттим . В средневековой Европе было принято, чтобы раввин общины и семь ее видных членов составляли список жертвователей и получателей благотворительных денег.

По мнению некоторых исследователей, праздник Песах в его окончательной форме возник в результате слияния двух изначально независимых праздников - собственно пасхальной церемонии и праздника опресноков. Высказывались предположения, что пасхальная церемония развилась из обрядов, совершавшихся пастухами-кочевниками перед переходом с зимних пастбищ в пустыне на летние пастбища в обжитых районах, а обычай мазать дверные косяки кровью жертвы - из магического ритуала защиты стад. Первоначально Песах отмечался в семейном кругу (ср. Исх. 12:21) - сначала в шатрах, а с поселением израильтян в Ханаане - в постоянных домах. После произведенной царем Иошиях у централизации культа в Иерусалимском храме празднование Песаха там стало массовым (II Ц. 23:21–23; ср. Втор. 16:2,7). Обычай закалывать жертвенное животное, готовить и съедать его мясо при Храме (II Хр. 30; 35:13–14; Юб. 49:16–20), видимо, сохранялся и после возвращения из пленения вавилонского . Позднее, когда число участников увеличилось, при Храме производили только заклание, а трапезу совершали в частных домах Иерусалима (Псах. 5:10, 7–12 и др.). Пасхальное жертвоприношение при Храме положило конец обряду мазать дверной косяк кровью жертвы: теперь ею кропили алтарь (II Хр. 30:15–16; 35:11).

В пятницу вечером, 30 марта, иудеи начнут отмечать Пасху, которая в их вероисповедании имеет название Песах.

В отличие от других религий иудеи празднуют Песах в течение семи-восьми дней (в зависимости от места пребывания определенного семейства, - ред.). Ежегодно праздник отмечается с вечера 14 дня весеннего месяца нисана по еврейскому календарю. В этом году этот период припадает с 30 марта по 7 апреля.

Песах является одним из наиболее древних и значимых праздников в еврейской культуре. В это время принято собираться за столом всей семьей, трапезничать, говорить об истории своего народа и вспоминать самые знаковые события. Важно, чтобы праздник отметил каждый еврей, вне зависимости от финансовых возможностей и положения в обществе.

История праздника

В религиозной традиции Песах посвящен освобождению еврейского народа от рабства - 400 лет евреи находились в рабстве у египтян. Для освобождения богоизбранного народа Господь послал на египтян 10 казней (превращение нильской воды в кровь, появление несметного множества жаб, неодолимых полчищ вшей, диких зверей, падеж скота, язвы, гибель урожая от града и саранчи, сплошной трехдневный мрак и гибель первенцев). И только после десятой фараон отпустил евреев на свободу. Согласно Пятикнижию накануне последней из десяти казней египетских - поражения первенцев - Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки. В ночь 14 нисана Бог "прошел мимо" (пасах) домов евреев, и они были спасены, в остальных же домах погибли все первенцы. В этот же день Моисей освободил еврейский народ, выведя его за пределы Египта

"Пе-сах" толкуется как "уста говорящие", и это соответствует тому, что главная заповедь этого праздника - говорить, рассказывать об истории Исхода.

Традиции праздника

Подготовка к празднику начинается заблаговременно. Главным этапом является уборка в доме - принято выбрасывать все продукты и напитки, которые были приготовлены путем сквашивания или брожения.

Главной традицией недели Песаха является праздничный ужин - седер.

Также важно не употреблять квасные продукты (пиво, дрожжевой хлеб, макароны и все продукты, которые прошли процесс брожения, - ред.).

В частности, в праздник запрещено употреблять:

  • злаки, которые входили в контакт с жидкостью (пшеница, ячмень, рожь, овес, полба);
  • перловку, кукурузу, горошек из-за того, что в них может начаться процесс брожения;
  • мучные изделия (хлеб, булки, макароны, печенье, торты и прочее);
  • хлопья, изготовленные из злаков;
  • солодовые и дрожжевые продукты, горчица;
  • алкогольные напитки (пиво, сидр, пшеничная водка, виски);
  • маринованные продукты с солодовым уксусом, фруктовой эссенцией.

В первый день праздничной недели перед ужином принято читать послание, описывающее события Исхода из Египта.

На праздничный стол необходимо ставить новую посуду, которую перед этим тщательно вымывают. Также должно быть специальное блюдо - кеар - на которое выкладывают следующие угощения:

  • зроа - жареная баранья голень, либо куриная ножка - ритуальный символ жертвоприношения;
  • бейца - вареное яйцо - символ скорби о разрушенном Храме в Иерусалиме;
  • карпас - зелень петрушки - символ скудного рациона евреев в Египте.

Также в седер подают измельченные яблоки и финики, которые символизируют глину, из которой иудеи изготавливали кирпичи во времена рабства, и хрен с листьями салата - символ горечи и страданий в рабстве.

Ни в коем случае нельзя забывать и о маце - пресной лепешке, которую выпекают перед праздником.

Особенным атрибутом седера являются мисочки с соленой водой. Таким символичным образом евреи чтят память женщин, которые пролили слезы, узнав о приказе убить всех первенцев.

Также во время праздничного ужина каждый взрослый еврей должен выпить четыре чаши вина, которые означают обещания Бога для еврейского народа. Дети и больные употребляют виноградный сок.

Стоит отметить, что первый и последний день праздника в Израиле являются выходными, в эти дни работать запрещается. В последний день Песаха в синагогах проводят церемонию "разделения вод" в память о том, что Господь осушил воды Красного моря, чтобы евреи могли перейти его, а затем обрушил волны на врагов.

Песах и Пасха: в чем отличие

Светлый праздник Пасхи посвящен Воскресению Иисуса Христа, в то время как Песах - исходу евреев из Египта. Седер, он же пасхальный ужин, в христианской традиции получил название Тайной вечери. То есть оба праздника тесно связаны как, событийно, так и в богословской трактовке.

Согласно Евангелию Иисус с учениками вошел в Иерусалим, когда древние иудеи как раз готовились отмечать Песах. Таким образом все события Страстной недели происходили как раз во время отмечания Песаха.

Кроме того, как правило, православная Пасха календарно привязана к евангельским событиям и наступает через неделю после Песаха.

Сегодня все иудеи мира празднуют важнейший праздник в иудаизме - Песах. Этот праздник оказал гораздо большее влияние на мировую историю и культуру, чем любая другая религиозная дата.

Значение и история праздника

В переводе с иврита Песах означает миновать, пройти мимо . Откуда возникло такое название еврейского праздника?

Праздник Пeсах связан с реально произошедшим историческим событием - исходом евреев из Египта. Согласно библейской легенде, накануне исхода состоялось еще одно событие - 10 египетская казнь, смерть первенцев - последнее в ряду наказаний, которые грозный Бог послал на народ фараона за то, что тот не хотел отпускать евреев, находившихся в Египте в положении рабов.

По договоренности с Моисеем, еврейским лидером и пророком, Бог оставил в живых только еврейских первенцев. А для того чтобы ангел смерти смог отличить еврейские дома и пройти мимо них, Моисей, следуя указаниям Бога, приказал всем евреям пометить входы в их жилища кровью жертвенного ягненка. Ангел смерти прошел мимо. Отсюда название Песах . Евреи благополучно покинули Египет. Это случилось весной, в полнолуние, 14 нисана, первого месяца в еврейском календаре, более 3000 лет тому назад.

Вообще христианство, долгое время пребывавшее в статусе одной из сект в иудаизме, вобрало в себя очень многое из древней религии евреев. Начиная от Библии, заканчивая многими деталями церковных обрядов. Большая часть христианских общин вплоть до Никейского собора 356 года праздновала Пасху вместе с евреями. Ислам, более молодая из авраамических религий, лишь частично принял наследие иудаизма.

Паздник Песах в культурном и национальном контексте

Для евреев праздник Пеcах имеет не только религиозное значение. Это очень важный, в наше время ключевой момент, на который не евреи обращают гораздо меньше внимания. По сути, Песах - поворотное событие в формировании еврейского народа. До исхода из Египта евреи были просто подданными фараона, низшей социальной прослойкой со своей религиозной спецификой, с неким налетом самобытности. После исхода евреи стали народом.

Именно события той весны послужили, говоря современным языком, стимулом для пробуждения национального самосознания. То есть, мы можем с уверенностью сказать, что евреи как нация полностью сформировались в то время, когда подавляющего большинства современных народов еще не существовало. И более того. Из всех многочисленных народов той эпохи только евреи сохранили себя как нация, народ, то есть как единая общность, объединенная языком, культурой, религией и главное - самосознанием.

Учитывая то, что описываемые события происходили более 3 тысячелетий назад, становится понятно, почему у евреев, в отличие от многих их современных соседей, никогда не возникает проблем с национальной самоидентификацией. Любой еврей, независимо от степени его религиозности, даже совершенно ассимилированный, принявший чужую веру и обычаи, все-таки всегда знает кто он.

Традиции праздника Песах

До наступления праздничной недели евреи собирают по всему дому всё квасное (хамец) и сжигают в утро перед Песахом. Квасным считается любое мучное блюдо, при готовке которого в тесте прошёл процесс брожения (во все дни празднования Песаха запрещено есть квасное и предписано избегать продуктов, которые могут забродить).


Кроме того, существует традиция собирать перед началом праздника «меот хиттим», что когда-то означало деньги на муку для мацы, а позднее — деньги на праздничный стол для бедняков (маца — это особые пресные лепёшки из неквашеного теста; их пекут в память о том, как евреи, покидавшие Египет в спешке, взяли с собой хлеб, наскоро сделанный из теста, которое не успели заквасить).

Утром накануне Песаха мужчины-первенцы символически постятся в память о спасении первенцев Израиля при десятой казни египетской.

В первый и седьмой дни празднования иудеи не работают, в остальные дни работа разрешается, но с некоторыми ограничениями.

Первая ночь и первые два дня праздника (в Израиле — только первый день) называются Йом-Тов, «добрый, праздничный день». В первый день Песаха в синагогах проводят торжественное богослужение: читается молитва о росе, а также псалмы благодарения Богу под названием Халлел.

Вечером 14 нисана еврейские семьи собираются за трапезой дома, где читают Седер корбан Песах (порядок пасхального жертвоприношения), после чего собственно начинается Песах. Трапеза называется седер, её совершают в первую и вторую ночь праздника в строго определённом порядке. Во время седера принято читать Хаггаду, молитву, в которой рассказывается об Исходе израильтян из Египта.

Праздничный стол, приготовленный для пасхального седера. Фото: Commons.wikimedia.org / RadRafe

Седер очень важен в праздновании Песаха. За время трапезы каждый должен выпить четыре бокала вина в честь четырёх чаш, упоминаемых в Торе, а на столе должно быть три (иногда две) мацы, положенные одна на другую.

Кроме того, на столе должно быть куриное яйцо и куриное крылышко как символ жертвенного агнца, сосуд с солёной водой — напоминание о слезах израильтян во времена египетского рабства, марор (сельдерей, хрен или другая горькая трава) и харосет (сладкая смесь из фруктов, орехов, вина и муки) в память о глине, из которой евреи делали кирпичи во времена египетского рабства. К концу трапезы открывают входную дверь, обозначая начало исхода — «ночь бдения» для всех сынов Израиля. Принято также на седер приглашать всех нуждающихся.

В последний день Песаха, связываемый с переходом евреев через Красное море, читают в синагогах Хазкарат Нешамот — молитву поминания погибших. Кроме того, существует традиция в этот день пойти к водоёму и петь отрывок из Торы, посвящённый событиям Исхода, под названием «Песнь на море». Седьмой день Песаха, как уже упоминалось, — нерабочий.

Евреи всего мира вот-вот начнут отмечать самый древний и самый главный иудейский праздник – Песах , который связан с одним из важнейших событий в истории еврейского народа - Исходом из Египта и избавлением от рабства. А значит, и до православной Пасхи , как говорится, рукой подать – ведь эти два праздника тесно связаны.

Когда в 2016 году отмечается еврейский Песах

По древнему иудейскому летоисчислению праздник отмечается с 14 нисана по 21 нисана. В 2016 году Песах начнется с заходом солнца в пятницу, 22 апреля, и продлится восемь дней – до вечера субботы, 30 апреля. Самые важные события праздника приходятся на вечер 22 апреля .

В честь чего отмечается Песах

Евреи празднуют Песах в честь избавления из египетского рабства, обретения свободы и, фактически, рождения нации. «Песах – это самый известный еврейский праздник, праздник рождения нашего народа, – объясняет значение этих дней главный раввин Санкт-Петербурга Менахем-Мендл Певзнер . – Наши мудрецы говорят, что мы, евреи, всегда должны чувствовать себя так, как будто это именно мы вышли из Египта». (Отметим сразу, под словом «Египет» имеется в виду не конкретная современная страна, речь идет о древнем Египте – земле фараонов, а если шире – это условное название места рабства).

«В переводе с иврита Песах означает «перепрыгнуть». Еврейский народ «перепрыгнул» из состояния рабства в состояние свободы», – напоминает главный раввин Петербурга.

О событиях Исхода и о роли Моисея (Моше) в спасении евреев написано много. Напомним только, что странствие евреев по пустыне длилось более сорока лет, и сам Моисей, увы, так и не увидел ту самую землю обетованную, в которую он вел свой народ.

Атрибуты и ритуалы праздника Песах

Главные атрибуты Песаха: маца (сухие хлебцы из пресного теста), которую евреи ели во время Исхода, горькая зелень в память о горечи рабства и вино – знак божественного благословения.

Песах проходит всегда по строго установленным канонам, которые описаны в пасхальной Агаде - сборнике молитв, благословений, комментариев к Торе и песен, связанных с темой Исхода и ритуалом праздника.

Самая важная часть праздника – это первый седер Песаха («седер» в переводе с иврита – порядок, ритуал). Чтение пасхальной Агады в первый седер (в 2016 году это вечер 22 апреля) - обязательная часть праздника. Каждое действие, совершаемое перед Песахом и во время праздника, имеет глубокий смысл и очень древние корни, все эти ритуалы дошли до наших дней почти без изменений.

Заповеди праздника

Главная заповедь Песаха – на столе обязательно должны быть маца (хлеб и вообще «квасное», или «хамец», в эти дни под строгим запретом) и горькая зелень (марор) . Горькая зелень – в память о горечи египетского плена, а маца – это «хлеб» свободы древних евреев, которые так спешили покинуть ненавистный Египет, что даже не стали дожидаться, пока тесто поднимется.

Кроме мацы на специальном пасхальном блюде лежат следующие обязательные атрибуты Песаха:

  • Зероа - пропеченный кусок мяса с косточкой, в память о пасхальном жертвенном агнце.
  • Бейца - крутое яйцо, также символизирующее праздничную жертву.
  • Марор - уже упомянутая горькая зелень, в память о горечи египетского рабства.
  • Харосет - сладкая смесь из тертых яблок, орехов, вина и корицы, в память о глине, из которой рабы-евреи возводили египетские пирамиды.
  • Карпас - съедобная зелень (или вареный картофель) как символ весны, плодородия и новой свободной жизни. Карпас во время седера окунают в соленую воду, которая стоит на столе в знак слез, пролитых евреями в египетском рабстве.
  • Хазерет - тертый хрен, который во время седера добавляют в сложенные в виде «сэндвича» пластинки из мацы, переложенные марором.

Также во исполнение заветов праздника каждый участник пасхального седера должен выпить не менее четырех бокалов вина, которое можно заменить виноградным соком.

У Песаха много интересных ритуалов, как традиционных, так и вполне современных, светских. В Израиле – это время каникул и отпусков, поскольку работа почти во все дни Песаха запрещена либо полностью, либо частично.

Как Песах связан с христианской Пасхой

Праздник Песах так знаменит еще и потому, что он тесно связан с самым главным христианским праздником, который даже называется похоже – Пасха .

Праздники тесно связаны календарно: согласно Евангелию, Иисус с учениками вошел в Иерусалим, когда древние иудеи как раз собирались отмечать Песах (так что христианская Тайная вечеря – это тот самый первый седер Песаха). При этом если католическая Пасха часто бывает раньше Песаха, то православная, как правило (хотя и не всегда), весьма точно воспроизводит древнееврейский календарь.

Связаны праздники и символически: христианская Пасха посвящена Воскресению Христову, и во время христианского пасхального богослужения читают библейские тексты, посвященные Исходу евреев из Египта. Кроме того, в христианском вероучении жертва пасхального ягненка рассматривается как прообраз добровольного самопожертвования Иисуса во искупление грехов человеческих.

Итак, еще во время Песаха – в понедельник 25 апреля для православных христиан начнется Страстная неделя – недели крестных мук, смерти и воскрешения Иисуса Христа. И 1 мая обязательно наступит еще одна Пасха – Воскресение Христово.