Какие цвета называются первичными. Природа цвета. Три основных цвета. Смешение цветов. Название цветов и пигментов

В отличие от большинства предметов окружающего мира, мониторы компьютеров не поглощают свет, а излучают. Для описания процессов формирования цвета на экране потребовалась модель, называемая аддитивным синтезом цветов. В указанной модели цвет получается в результате сложения нескольких основных (первичных) цветов: красного, синего и зелёного.

    Оттенок (hue)

    Оттенок- значение, определяющее положение цвета в спектре. Например, зеленый расположен между желтым и синим. Для рабочего стола этот атрибут можно задать на панели управления.

    Насыщенность (saturation)
    Насыщенность - параметр управления цветом; чистота оттенка цвета в диапазоне от серого до чистого цвета.

    Яркость (brightness)
    Яркость цвета по шкале от черного до белого на мониторе пользователя. Измеряется в процентах: от 0 до 100%. Нулевая яркость - это чёрный цвет.

100%

R - Red (Красный)

100%

B - Blue (Синий)

100%

G - Green (Зелёный)

100%

Y - Yellow (Жёлтый)

C - Cyan (Голубой), M - Magenta (Пурпурный), Y - Yellow (Жёлтый), G - Green (Зелёный), В - Blue (Синий), R- Red (Красный), O - Or ange (Оранжевый), P - Purple (Фиолетовый).

Первичные, вторичные и третичные цвета

Первичные цвета : красный, синий, жёлтый (three "primary" pigments of red, blue and yellow) называются CMY системой (Cyan, Magenta,Yellow or CMY system).

Смешение голубого и жёлтого цветов даёт зелёный цвет. Смешение жёлтого и красного - оранжевый цвет, голубого и красного - фиолетовый цвет. Эти три цвета (зелёный, фиолетовый и оранжевый) называют вторичными цветами .

Смешение первичных и вторичных цветов с их ближайшими оттенками даёт . Третичные или промежуточные цвета - это оранжево-красный (1), жёлто-оранжевый (2), жёлто-зелёный (3), сине-зелёный (4), сине-фиолетовый (5) и красно-фиолетовый (6) ( Yellow-orange, red-orange, red-purple, blue-purple, blue-green and yellow-green ) .

Таким образом получаются 12 цветов:

Magenta

Scarlet

Red

Orange

Yellow

Lime

Green

Turquoise

Cyan

Indigo

Blue

Purple

Иллюстрация цветообразования в результате поглощения или отражения трёх основных (красный, синий, жёлтый) цветов.

Цвет

Поглощение

Отражение

Результат (проявляется)

Светло-красный

Зелёный & светло- голубой

Cyan

Светло-зелёный

Красный и светло-голубой

Magenta

Светло-голубой

Красный и светло-зелёный

Yellow

M + Y

Зелёный & светло- голубой

Светло-красный

Red

C + Y

Красный и светло-голубой

Светло- зелёный

Greeen

C + M

Красный и светло-зелёный

Светло-голубой

Blue

Где: Cyan (C) , Magenta (M) , Yellow (Y) . Н азывается CMY система.

Смотрите:

Стили веб-дизайна Стили веб-дизайна 2 (комбинация 3 цветов) Стили веб-дизайна 3 (комбинация 3 цветов) Стили веб-дизайна 4 (комбинация 3 цветов) Стили веб-дизайна 5 (комбинация 4 цветов) Стили веб-дизайна 6 (комбинация 4 цветов) Красные стили Оранжевые стили Жёлтые стили Зелёные стил Голубые стили Синие стили Фиолетовые стили Серые стили Стили веб-дизайна 7 (компоновка страницы) Стили веб-дизайна 8 (компоновка страницы) Стили веб-дизайна 9 (компоновка страницы) Стили веб-дизайна 10 (компоновка страницы) Стили веб-дизайна 11 (компоновка страницы) Стили веб-дизайна 12 (компоновка страницы) Стили веб-дизайна 13 (компоновка страницы) Стили веб-дизайна 14 (градиентные фоны) Стили веб-дизайна 15 (градиентные фоны) Стили веб-дизайна 16 (градиентные фоны) FAQ по cтилям Фирменный стиль (примеры фирменных стилей) Наш стиль

Определение основных цветов зависит от того, как мы собираемся воспроизводить цвет. Цвета, видимые при расщеплении солнечного света с помощью призмы, иногда называют спектральными цветами. Это красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

б

в

Рисунок 1.9 - Три типа цветов:

а - первичные цвета; б – вторичные цвета; в – третичные цвета

Цветовой круг получается на основе объединения основных - первичных, дополнительных - вторичных и третичных цветов. Первичными цветами являются красный, желтый и синий. Для того чтобы получить вторичные цвета, мы смешиваем один цвет с другим. Желтый и красный дают нам оранжевый, красный и синий - пурпурный, а синий и желтый - зеленый. А что такое третичные цвета? Просто берется первичный цвет и к нему добавляется соседний вторичный. Это означает, что существует шесть третичных цветов (по два цвета от каждого первичного цвета). (Рисунок 1.9)

Когда два или несколько цветов подходят «друг к другу», их называет комплиментарными или дополнящими друг друга цветами. Сформулируем более точное определение: если два цвета, будучи смешанными вместе, дают нейтрально-серый (краска/пигмент) или белый (свет) цвет, они называются дополняющими или комплиментарными цветами.

1.7 Название цветов и пигментов

Названия цветов классифицируются на три типа: собственно цветовые термины; наименования крася­щего пигмента, перенесенные на цвет; прилагательные от на­рицательных имен предметов с привлекательной запоминаю­щейся окраской.

Собственно цветовые термины - синий, зеле­ный, желтый - в современном языке других значений не имеют. Наименования по пигменту -кармин, охра, родамин - узкоспециальны и применяются только в профессиях, имеющих дело с красками. Названия по окраске предметов - сиреневый, лимонный, малиновый - характерны для разговорной речи, литературы, искусствоведения. Они очень образны, поскольку ука­занный в них цвет хранится в нашей памяти и его можно пред­ставить, но такие обозначения не обладают точностью, необ­ходимой в научном определении, и в науке не используются.

Любое «физическое» название цвета можно развернуть в большой ряд оттенков или разновидностей. Сколько же цветов можно увидеть? Человеческий глаз способен различить около 200 цветовых тонов. В этом многообразии можно выделить 8 основных групп цветов: пурпурные, красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые.

Пурпурные цвета отличаются от красных тем, что содержат фиолетовый или синий оттенок, которого в красных нет. Вся группа называется по наименованию краски, которую в античности делали из морской улитки. Все цвета пурпурной группы очень интересны. Рубиновый – благородный темновато-красный цвет с синевой. Родаминовый близок к рубиновому, но имеет более заметный фиолетовый оттенок. Фуксиновый – происходит от названия растения, имеет очень яркий светлый красный цвет с некоторой внутренней голубизной.

Рисунок 1.10 - Хроматические цвета

Рисунок 1.11 - Пурпурные цвета

Красная группа охватывает все красные и носит различные названия: багровый, багряный, пунцовый, алый, коралловый, розовый, терракотовый и т.д.

Оранжевая, желтая и зеленая группы имеют много производных оттенков, обозначаемых по пигменту (желтая свинцо­вая, желтая цинковая, окись хрома), по природной окраске (апельсиновый, лимонный, травяная зелень), или без специаль­ных названий.

В голубой группе следует отметить циан голубой или бирюзовый цвет. В фиолетовой группе выделяется лиловый (светло-фиолетовый).

Большинство употребляемых в практике цветообозначений происходят от сравнения с какими-либо предметами, явлениями, произведениями природы или искусства. При изучении цветовых ассоциаций следует принять именно такой дифферецированный взгляд на цвет. При этом окажется, что восприятие цвета гораздо устойчивее и определеннее, чем это принято считать. Самые сильные эмоции вызывают цвета человеческого тела и его отделяемых (хотя это далеко не всегда осознается). Так, никто не остается равнодушным к розовому - его или любят, или ненавидят. Тончайшие оттенки розового способны вызвать в нас разнообразные эмоции. Так же сильно и определенно действует красный и другие присущие человеку цвета.

Теплые цвета - это цвета, расположенные в хроматическом круге, начиная с желтого и заканчивая красно-фиолетовым. Однако, учитывая феномен влияния одного цвета на другой, например, красно-фиолетовый может казаться более теплым, если он расположен рядом с холодным зеленым цветом, и более холодным, если рядом с ним расположен теплый цвет, например, оранжевый.

Холодные цвета - это цвета от сине - фиолетового до желто - зеленого. Однако, желто - зеленый может казаться более холодным рядом с красным и более теплым рядом с синим.

Светлые или бледные цвета - это цвета, содержащие то или иное количество белого цвета.

Темные цвета - это цвета, содержащие черный или дополнительный цвета.

Яркие или насыщенные цвета - это цвета, в принципе не содержащие ни белый, ни серый, ни черный, ни дополнительные цвета. Но это понятие относительно, так как, например, яркие цвета синей гаммы не заканчиваются на чистом синем, к насыщенным цветам относят и синие, содержащие белый или черный цвета. Напротив, оранжевый, содержащий черный, относят к тусклым тонам, так как он становится коричневатым.

Тусклые цвета - это цвета, содержащие то или иное количество серого или дополнительного цветов.

Понятия первичных, вторичных и третичных цветов

Первичные цвета (рисунок 1) разделяются первичные природные цвета света и первичные цвета пигментов (используются в живописи и полиграфии). Это цвета, которые не создаются путем смешивания. Если смешать первичные красный, синий и зеленый лучи, то получится белый свет. Если смешать первичные мадженту, циан и желтый - цвета пигментов - то получим черный цвет.

Рисунок 1 - Природные цвета

(рисунок 2) получаются путем смешивания двух первичных цветов. К вторичным цветам света относятся: маджента, желтый и циан (зеленовато - голубой). Вторичные цвета пигментов красный, зеленый и фиолетовый.

Рисунок 2 - Вторичные цвета

Третичные цвета: образуются путем смешивания первичного и вторичного цветов. К ним относятся - оранжевый, пунцовый, светло - зеленый, ярко - голубой, изумрудно - зеленый, темно - фиолетовый.

Дополнительные цвета (рисунок 3): располагаются на противоположных сторонах хроматического круга. Так, например, для красного является дополнительным зеленый (полученный путем смешения двух первичных цветов - желтого и циана (зеленовато - голубого). А для синего дополнительным является оранжевый (полученный путем смешения желтого и мадженты).

Рисунок 3 - Хроматический круг по Манселлу

Система Манселла описывает цвет, исходя из трех показателей: тональность, светлота и насыщенность (рисунок 4).

Тональность - это, например, желтый или синий.

Светлота показывает, на каком уровне серых градаций (вертикальная ось) находится цвет.

Насыщенность: показывает, на каком расстоянии от вертикальной оси в горизонтальной плоскости находится тон.

Таким образом, в системе Манселла цвета расположены в трех измерениях и имеют вид дерева. Ствол (вертикальная ось) представляет шкалу с градациями серого цвета (от черного снизу к белому сверху). Тона находятся на хроматическом круге, который как бы "насажен" на вертикальную ось. Горизонтально оси показывают насыщенность тонов.

Рисунок 4 - Система Манселла

Немного истории: В 1666 году во время великой чумы, когда Кембриджский университет был закрыт, И. Ньютону пришлось заниматься научными опытами дома, в частности это были опыты по изучению природы света. Затмив окно и оставив в нём небольшое отверстие, Ньютон расположил перед солнечным лучом, проникающим сквозь это отверстие стеклянную призму. Белый луч света, пройдя через призму, превратился в последовательный ряд цветов, которые отобразились на расположенном позади призмы экране.

Так, благодаря злой иронии судьбы - великой чуме 17 века, давшей возможность Ньютону отвлечься от насущных университетских дел и заняться давно интересующей его проблемой цвета, человечество приблизилось к научному определению природы цвета. Именно, приблизилось, так как это потрясающе красивое природное явление вызывало многочисленные споры учёных на протяжении последующих веков и до сих пор приносит новые и новые загадки.

1.Теория цвета

Цвет- это физическое явление, которое образуется путем преломления света.
Свет в виде обычного дневного света воспринимается нашими глазами как «белый» т.е. бесцветный свет. На самом деле он фактически состоит из ряда цветов: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Без сомнения вы хотя бы раз видели после дождя радугу, разноцветной полосой цвета опоясывающую небо. Почему мы видим в радуге так много цветов, Мы знаем что солнечный свет представляет собой комбинацию цветных лучей света, и различные цвета преломляют различным образом. Другими словами свет расщепляется, т.е. имеет место явление дифракции.

Для восприятия цвета нужно 3 условия:

1. Источник света
2. Отражающая поверхность
3. Человеческий глаз

Цвета разделяют на:

1.Хроматичесие- все цвета радуги
2.Ахроматические- белый и черный

Различные цвета создаются световыми волнами которые представляют собой определённый род электромагнитной энергии.

Человеческий глаз может воспринимать свет только при длине волн от 400 до 700 миллимикрон.
1 микрон или 1мк = 1/1000мм = 1/1000000м
1 миллимикрон или 1ммк = 1/1000000мм
Длина волн, соответствующая отдельным цветам спектра, соответствующие частоты (число колебаний в секунду) для каждого спектрального цвета имеют следующие характеристики:

Цвет Длина волны в н/м Чистота колебаний в секунду

КРАСНЫЙ 800 - 650 400 – 470 млрд.
ОРАНЖЕВЫЙ 640 - 510 470 – 520 млрд.
ЖЁЛТЫЙ 580 - 550 520 – 590 млрд.
ЗЕЛЁНЫЙ 530 – 490 590 – 650 млрд.
ГОЛУБОЙ 480 - 460 650 – 700 млрд.
СИНИЙ 450 – 440 700 – 760 млрд.
ФИОЛЕТОВЫЙ 430 - 390 760 – 800 млрд.

Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом. Цвет предметов возникает главным образом в процессе поглощения волн. Красный сосуд выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета светового спектра кроме красного.

Белый - цвет отражения. Предмет воспринимается белым, поскольку он отражает все цвета радуги. Черный - цвет поглощения. Предмет воспринимается черным, поскольку он поглощает все цвета радуги.

Предметы любого цвета, кроме черного и белого, отражают все цвета спектра и отражают все цвета спектра и поглощают только дополнительный цвет к тому цвету, который принимает предмет.

ПРИМЕР: Зеленый предмет, освещаемый дневным светом будет отражать все составляющие света и поглощать лучи красного света, который является дополнительным цветом зеленого.
Следовательно, мы можем сказать, что поскольку цвет представляет собой отражение, для его образования необходим источник света. Если нет света, то нет и цвета, в темноте все цвета черные.

В основе всех существующих в мире хроматических цветов лежат только 3 базовых цвета: КРАСНЫЙ, СИНИЙ, ЖЕЛТЫЙ, и лишь правильные пропорции смешивания и концентрация красящих веществ имеют решающее значение при появлении того или иного оттенка. Если смешивают цвета «находящиеся рядом», то появляется цвет совершенно иного характера. Из желтого и красного получится оранжевый, синий и красный дают фиолетовый цвет, в то время как синий и желтый образуют зеленый цвет.

Хроматические цвета делятся на первичные и производные цвета.

Первичные цвета- красный, синий и желтый являются основой всех хроматических цветов и фактически без них не существует никакой цвет. Первичные цвета являются основными компонентами красителей для волос.

Производные цвета делятся на вторичные, третичные и т.д. Вторичные цвета получаем путем смешения двух основных(первичных) цветов.
Красный + желтый = оранжевый
Красный + синий = фиолетовый
Синий + желтый = зеленый

Третичные цвета- добавляя вторичный цвет к одному из двух образующих его первичных, мы получаем новые цвета, которые будем называть третичными.

НАПРИМЕР: фиолетовый + красный = красное дерево(махагон)
Фиолетовый + синий = жемчужный

Различные пропорции смеси первичных и вторичных цветов образуют несчетное количество промежуточных оттенков.

Характер цвета- это теплый или холодный цвета. Теплые цвета: желтый и красный; холодный- синий. Если в цвете преобладают желтый или красный цвета, то этот цвет является теплым, если преобладает синий- холодный цвет.

Нейтрализация цвета – важной особенностью хроматических цветов является способность взаимной нейтрализации (дополнения). Для каждого хроматического цвета (кроме коричневого) имеется дополнительный цвет, который при объединении с исходным даёт серый, серо-коричневый цвет.

Фиолетовый нейтрализует Жёлтый
Красный нейтрализует Зелёный
Синий нейтрализует Оранжевый

Вторичные цвета: получаются путем смешивания двух первичных цветов. К вторичным цветам света относятся: маджента, желтый и циан (зеленовато-голубой). Вторичные цвета пигментов:красный, зеленый и фиолетовый.

Третичные цвета: образуются путем смешивания первичного и вторичного цветов. К ним относятся - оранжевый, пунцовый, светло-зеленый, ярко-голубой, изумрудно-зеленый, темно-фиолетовый.

Дополнительные цвета: располагаются на противоположных сторонах хроматического круга. Та, например, для красного является дополнительным зеленый (полученный путем смешения двух первичных цветов - желтого и циана (зеленовато-голубого). А для синегодополнительным является оранжевый(полученный путем смешения желтого и мадженты).

Закон цветности это основная система понимания цветовых взаимоотношений. Смешивая цвета, можно убедиться, что сочетание одних и тех же цветов дает одинаковый результат. Красный и синий цвета, смешанные в равных пропорциях, всегда дают фиолетовый. Равные доли синего и желтого всегда создают зеленый цвет. Из равных долей красного и желтого цветов всегда получается оранжевый. Эта система и называется законом цветности, поскольку указанные законы сочетаемости цветов являются результатом неоднократных проверок, доказавших их достоверность.

Основные первичные цвета

Основные цвета нельзя получить путем смешивания. Это синий, красный и желтый. Все остальные цвета - производные от них. Цвета с преобладанием синего называются холодными, с преобладанием красного и желтого - теплыми.

Синий - самый темный из основных цветов. При добавлении его к другому цвету, полученный цвет становится темнее и холоднее. Синий - единственный холодный из основных цветов, при добавлении его к любому первичному, вторичному и третичному он становится доминирующим (рис. 1). Делая другой цвет холодным, синий, кроме того, усиливает его глубину, придает темный оттенок. Гранулы синего пигмента самые большие, концентрация его наиболее высока.




Рис. 1

Вторичные цвета

Вторичные цвета - это зеленый, оранжевый и фиолетовый. Они получаются при сочетании двух, и только двух, первичных цветов в равных пропорциях. Зеленый - это сочетание синего и желтого, оранжевый - красного и желтого, фиолетовый - синего и красного. Зеленый и фиолетовый имеют в своем составе синий, поэтому являются холодными тонами. В оранжевом сочетаются красный и желтый цвета, поэтому он теплый (рис. 2).


Рис. 2 Вторичные цвета

Третичные цвета

Это сине-зеленый, сине-фиолетовый, красно-фиолетовый и желто-зеленый.

Третичные цвета создаются при смешивании первичного цвета со смежным вторичным. Сине-зеленый и сине-фиолетовый - холодные тона, красно-фиолетовый - тоже холодный, но не настолько, как два предыдущих, потому что в нем преобладает красный. Красно-оранжевый и желто-оранжевый - теплые тона. Желто-зеленый - теплый тон, но не настолько, как два предыдущих, потому что в нем присутствует синий (рис. 3).


Рис. 3 Третичные цвета