Какие отношения охватываются финансовым контролем. Государственный финансовый контроль. Финансово хозяйственный контроль

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает:

    контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств,

    оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведённых расходов.

Финансовый контроль в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.) связан с использованием стоимостных категорий. Предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки, обращения, налог на добавленную стоимость, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели носят синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях народного хозяйства.

Финансовый контроль – это совокупность мероприятий проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций, действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, а так же населения.

Объектом финансового контроля является система денежных отношений (платежи в бюджет).

Предмет финансового контроля :

    бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса (составляется рассмотрение исполнения финансового бюджета);

    Финансовые показатели деятельности хозяйствующих субъектов;

    показатели, характеризующие денежно - кредитные отношения (расчеты, производимые через коммерческие банки);

    показатели страхового рынка.

Цель финансового контроля содействие успешной реализации финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использование финансовых ресурсов.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи :

        обеспечить соблюдения финансового законодательства (гражданское, бюджетное, банковское);

        обеспечить своевременность и полноту уплаты налоговых обязательств (налоги обеспечивает бюджет);

        содействовать эффективному и целевому использованию средств;

        выявление резервов роста финансовых ресурсов (бюджет, внебюджетные фонды, организации)

        обеспечить правильность ведения учета и отчетности и т. д.

Основное назначение финансового контроля состоит в том, чтобы обеспечить эффективность процесса формирования и расходования денежных средств, находящихся в руках государства. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны. В плане бюджетного контроля финансовый контроль призван обеспечивать 1 :

    правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения;

    соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;

    эффективное и целевое использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов ; правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;

    выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;

    успешную реализацию межбюджетных отношений ; эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;

    пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам; компенсацию последствий незаконных действий;

    улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.

ВИДЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Можно выделить различные виды финансового контроля в зависимости от основания классификации :

1) по субъектам, осуществляющим контроль:

а) государственный (на уровне Российской Федерации и ее субъектов):

Надведомственный, или внешний (осуществляется органами государственной власти, не входящими в структуру контролируемого субъекта);

Парламентский (осуществляется законодательными (представительными) органами власти);

Внутриведомственный, или внутренний (осуществляется структурным подразделением контролируемого субъекта);

б) муниципальный (осуществляется органами местного самоуправления):

в) общественный (осуществляется гражданами или их объединениями, общественными организациями);

г) внутрихозяйственный, или внутрифирменный (осуществляется специализированными подразделениями в структуре хозяйствующих субъектов).

д) независимый (осуществляется специализированными негосударственными организациями);

а) бюджетный (контроль за формированием доходов и осуществлением расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществлением государственных и муниципальных заимствований, представлением государственных и муниципальных кредитов, использованием государственного имущества);

б) налоговый (контроль за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах);

в) валютный (контроль за соблюдением валютных ограничений);

г) таможенный (контроль за соблюдением декларантами, перевозчиками, таможенными брокерами таможенного законодательства в части уплаты таможенных платежей);

д) банковский (контроль за соблюдением кредитными организациями законодательства Российской Федерации и нормативных актов Центрального банка Российской Федерации);

е) страховой надзор.

3) в зависимости от времени его проведения финансовый контроль подразделяется на:

а) предварительный (Осуществление данного вида контроля предшествует осуществлению подконтрольных операций);

б) текущий (В рамках этого контроля финансовые операции проверяются при их осуществлении. К примеру, контроль Федерального казначейства за исполнением федерального бюджета).;

в) последующий (При последующем финансовом контроле контрольные мероприятия проводятся по итогам финансовой деятельности. К примеру, проверка Счетной палатой РФ отчета об исполнении федерального бюджета).

4) в зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений соответственно правовым нормам различают:

а) обязательный

б) инициативный

Н.И. Химичева называет следующие виды финансового контроля:


а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

б) Президента;

в) исполнительных органов власти общей компетенции;

г) финансово-кредитных органов;

д) ведомственный и внутрихозяйственный;

е) общественный;

ж) аудиторский.

Государственный финансовый контроль (по мнению Гутцайт Е.М.) - структурный элемент единой системы финансового контроля, представляющий собой подсистему взаимосвязанных единством поставленных для решения задач и используемых методов контрольных мероприятий, осуществляемых различными по своему правовому статусу государственными органами (как общей, так и специальной компетенции) и их подразделениями, наделенными при этом исполнительной властью. Основной целью данного вида контроля является максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого и неэффективного расходования.

Муниципальный финансовый контроль - осуществляется органами местного самоуправления, которые в силу ст. 12 Конституции РФ, не входят в систему органов государственной власти. В своей деятельности органы местного самоуправления руководствуются ФЗ РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ).

Общественный финансовый контроль .

Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами и органами местного самоуправления, дополняется общественным финансовым контролем, основанным на положении Конституции РФ , устанавливающих права граждан, в том числе право на участие в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ), обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить каждому лицу возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы (ст. 24 Конституции РФ). Такой контроль могут осуществлять как отдельные граждане, так и трудовые коллективы, а также общественные объединения.

Внутрихозяйственный (внутрифирменный) осуществляется главным образом в форме ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ) предусмотрено обязательное ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности всеми хозяйствующими субъектами. Данный вид контроля осуществляется непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях различных форм собственности. Основными задачами являются выявление случаев хищения, недостач денежных средств и материальных ценностей, а также соблюдение финансовой дисциплины.

Независимый (негосударственный) финансовый контроль - это контроль за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью организаций, учреждений, осуществляемые аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Если государственный финансовый контроль - приоритет публичных интересов, то негосударственный аудиторский финансовый контроль - приоритет частных интересов хозяйствующих субъектов. Принципы, присущие как государственному финансовому контролю, так и негосударственному - это независимость, законность, объективность, эффективность, оперативность, гласность.

Независимый финансовый контроль проводится специальными организациями — аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами. Аудиторский контроль (аудит) представляет собой независимую проверку бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей. В отличие от других видов финансового контроля аудит является разновидностью предпринимательской деятельности и проводится на основе договора об оказании аудиторских услуг между хозяйствующим субъектом и аудиторской фирмой (аудитором). Аудиторский контроль не заменяет государственный и внутрифирменный контроль, поскольку его целью является выражение мнения о достоверности проведенных финансовых операций и соответствии ведения бухгалтерского учета действующему законодательству.

В настоящее время правовую основу аудита образует Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которым аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Не получается решить тест онлайн?

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Мониторинг – это …
периодический контроль финансового состояния субъекта
совокупность проверок финансового состояния субъекта
постоянный контроль финансового состояния субъекта в целом или одной из сторон.
специальная программа финансового контроля субъекта

2. Минфин РФ не осуществляет …
контроль поступления и расходования средств федерального бюджета
проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций
контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти
контроль целевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов

3. Федеральное казначейство не осуществляет …
контроль исполнения федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов
кассовый контроль деятельности бюджетных организаций
контроль состояния государственных финансов в целом по стране
контроль совместно с Центральным банком состояния государственного внутреннего и внешнего долга

4. Ревизия не бывает …
предварительной
тематической
полной
частичной

5. Основным методом финансового контроля не является …
ревизия
счетная проверка счетов
экономический анализ
социологическое исследование

6. Главным направлением реформирования финансового контроля является …
разработка и реализация единого правового акта контроля
повышение ответственности финансовых работников за некачественную работу и нарушения законодательства
унификация различных контрольных органов
устранение дублирующих и параллельных функций различных контрольных органов

7. Основным видом финансового контроля не является …
предварительный контроль
комплексный контроль
текущий контроль
заключительный контроль

8. Финансовый контроль – это …
одна из стадий управления финансами
совокупность мероприятий субъективной деятельности людей по наблюдению, сопоставлению, проверке и анализу движения денежных ресурсов
совокупность действий по проверке вопросов деятельности субъектов хозяйствования
форма реализации контрольной функции финансов

9. К функциям Счетной палаты РФ не относится …
контроль поступления и расходования средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов
определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности
назначение и освобождение от должности министра финансов
финансовая оценка проектов федеральных законов

10. К основным причинам необходимости контроля социально-экономических процессов не относится …
отсутствие 100%-ной вероятности в определенном развитии процессов
важность предупреждения возникновения кризисных ситуаций
желание развития успеха конкретной деятельности
выявление финансовых нарушений

11. К публичным финансовым нарушениям не относится …
нецелевое использование денежных ресурсов
убыточная деятельность организаций
тайное заимствование средств одних субъектов у других
коррупция

12. В функции финансового контроля не входит …
обеспечение своевременной и достоверной информации о движении денежных средств
предупреждение кризисных ситуаций в финансовой системе
стимулирование интенсификации финансовых процессов
обеспечение своевременного поступления и расходования денежных средств

13. Главный орган государственного финансового контроля в РФ
Счетная палата
Министерство финансов
Государственная Дума
МВД

14. Что не относится к основным задачам финансового контроля?
проверка расходов всех звеньев финансовой системы
соблюдение правил учета и отчетности
недопущение хищений и выявление резервов эффективного использования денежных средств
проверка правильности и своевременности поступления доходов

15. К основным проблемам финансового контроля не относится …
отсутствие единой правовой базы финансового контроля
низкая ответственность финансовых работников за некачественную работу и нарушения законодательства
огромное множество различных контрольных органов
большая текучесть работников контрольных органов

План

Тема 1.3. Финансовый контроль

1. Понятие и виды финансового контроля

2. Методы государственного финансового контроля

3. Государственные органы, осуществляющие финансовый контроль

4. Таможенный и валютный контроль

Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий при образовании, распределении и использовании денежных фондов государства и муниципальных образований.

По сути, финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними воп­росов деятельности субъектов хозяйствования и управления в области финансовой деятельности государства с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами всех уровней, а также специально созданными учреждениями.

Финансовый контроль содействует успешной реализации финансовой политики государства, эффективному использованию финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Он присущ всем финансово-правовым институтам.

Основными направлениями финансового контроля является проверка:

1) выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

2) выполнения организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

3) использования по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении и оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

4) соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

Задачами контроля являются:

Обеспечение соблюдения действующего законодатель­ства и нормативных актов;

Содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фон­дов народного хозяйства;

Обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

Выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе, резервов снижения себе­стоимости и повышения рентабельности;

Содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятии;

Правильность ведения бухгалтерского учета и отчетно­сти;

Содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятия;


- правильность ведения валютных операций;

Увеличение доходных поступлений в бюджет и сохранность государственной собственности.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от субъектов различают следующие виды финансового контроля: государственный (президентский контроль, представительных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов), внутрихозяйственный, ведомственный, общественный, аудиторский, контроль финансово-кредитных органов.

Государственный финансовый контроль осуществляется органами государственной власти и управления, и он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств, госкомитетов и других органов государственного управления.

Муниципальный – осуществляется органами муниципальных образований

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций, учреждений (бухгалтерией, финансовыми отделами, службой финансового менеджмента). Объектом здесь служат структурные подразделения своего же предприятия – цеха,участки, отделы, филиалы.

Общественный финансовый контроль выполняют группы, отдельные физические лица на добровольной и безвозмездной основе.

Аудиторский финансовый контроль – негосударственный контроль. Осуществляется специальными субъектами, обладающими лицензией на осуществление аудиторской деятельности.

По времени проведенияфинансовый контроль делится на: предварительный, текущий (оперативный) и последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значе­ние для предупреждения финансовых нарушений. Он пре­дусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного рас­ходования средств. Примером такого контроля на макро­уровне является процесс составления и утверждения бюд­жетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэкономических показате­лей развития экономики страны. На микроуровне - это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль про­водится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он пре­дупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов.

По форме проведения различают обязательный (внешний) и инициативный (внутренний) финансовый контроль.

Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами.

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

По сфере проверяемой финансовой деятельности финансовый конт­роль бывает: бюджетный, налоговый, валютный, кредит­ный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

Финансовый контроль - составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Назначение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

Финансовый контроль - это контроль за законностью действий в области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль включает в себя: контроль за исполнением бюджета; бюджетов субъектов; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных резервов.

Объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.

Конкретные формы и методы финансового контроля позволяют обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и корпораций. Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных или бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансовых правовых институтах.

Рыночные отношения сопровождаются появлением предприятий новых форм собственности, сменой источников финансовых ресурсов, принципов финансирования и кредитования, ценообразования, денежные расчеты, разделение доходов, состава финансово-кредитной системы и взаимоотношений между ее частями. В этих условиях появилось много новых направлений финансового контроля, отсутствующих в планах контрольных органах, которым не уделялось надлежащего внимания при административной системе управления. Сформировалась большая сфера деятельности для финансового контроля.

а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и

органами местного самоуправления, организациями и гражданами;

б) проверке правильности использования государственными и

муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями,

находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении

денежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных средств и других

средств);

в ) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов

и хранения денежных средств предприятиями, организациями,

учреждениями;

г ) выявлении внутренних резервов производства;

д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

В случае их выявления в установленном порядке принимаются меры

воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам,

обеспечивается возмещение материального ущерба государству,

организациям, гражданам.

Сфера применения

Необходимым условием эффективности финансового контроля является система бухгалтерского учета, обеспечивающая достоверность и полноту отражения стоимостных показателей деятельности подотчетного юридического или физического лица. Только при таком условии результаты финансового контроля дают возможность для анализа и объективной оценки динамики финансовых показателей и корректировки хода реализации финансовой политики на определенный период развития как отдельной сферы деятельности, так и всего государства.

В странах с рыночной экономикой сфера государственного финансового контроля обеспечивает реализацию финансовой политики государства. Государственный финансовый контроль распространяется только на звенья системы государственных финансов и охватывает только обобществленную часть валового продукта. Это прежде всего, составление и исполнение государственного бюджета, внебюджетные правительственные фонды, местные финансы и финансы государственных предприятий. Деятельность монополий и частнопредпринимательская деятельность является объектом государственного финансового контроля лишь в части соблюдения финансовой дисциплине при выполнении монополиями государственных заказов, при предоставлении монополиям и частным предпринимателям субсидий и кредитов, при составлении ими налоговых деклараций.

За сферу государственного контроля выходит финансовый контроль, осуществляемый в сфере деятельности монополий и частного предпринимательства самим владельцами финансового капитала или его отдельных компонентов. Здесь финансовый контроль осуществляется, пожалуй, самым бескомпромиссным, ибо от его повседневности и строгости непосредственно зависит финансовая результативность деятельности самих владельцев капитала. Конечной целью предпринимательской деятельности в любой сфере, как правило, является обогащение, т.е. ни что иное как возрастание первоначального капитала.

Стоимостным звеном финансового контроля является финансовый контроль независимых аудиторских служб. Аудиторская проверка направлена на оценку достоверности финансовой отчетности, глубокий экономический анализ финансовой деятельности, оценку финансовой надежности фирмы, предприятия, банка, страховой организации или другого контролируемого юридического лица и подготовку соответствующего заключения.