Мариэтта Чудакова: «С подрастающим поколением – все в порядке. Дело в нас, а не в них. Научные работы Мариэтты Чудаковой

«Писать надо только те книги,

от отсутствия которых страдаешь»

М. Цветаева

Мариэтта Омаровна Чудакова - литературовед, критик, писательница, мемуарист, общественный деятель

Мариэтта Омаровна родилась 2 января 1937 года в Москве, в семье инженера. Папа, мама, два брата и две сестры - настоящая «семьЯ». Родители воспитывали детей в строгости и честности.

Из интервью: «Мама всегда говорила: «Не понимаю, как это люди говорят, что детей воспитывает школа. Я воспитываю своих детей, а школа только обучает». Я высоко ценю, и с годами всё больше, атмосферу семьи, созданную нашими родителями». Их семью не обошли стороной репрессии 30-х годов (дед по отцу был репрессирован и расстрелян). Однако в семье не было атмосферы страха. Отец не боялся в анкетах писать правду. И дети знали, что их папа никого не боится. Это тоже имело большое воспитательное значение.

Мариэтта Омаровна - из поколения тех, кого называют «дети войны». Отец и старший брат воевали, отец ушёл на фронт добровольцем. Не только в войну, но и после войны семья очень бедствовала, как многие и многие другие семьи страны. Бывало, что родители давали детям на завтраки последние деньги, а они отказывались. В семье всегда господствовало уважение к детям.

Из интервью: «Нельзя было представить, чтобы родители спросили: «Где те пятьдесят копеек, которые мы тебе вчера дали?». Нас ни в чём не подозревали, не обвиняли. Притом что дома у нас был культ образования, все должны были учиться только на пятёрки, других отметок отец не представлял. Мне все предметы давались легко, но физику и математику я с большим трудом дотащила до конца десятого класса на пятёрку. Получила медаль, и больше не захотела заниматься подсчётами. Всё-таки я гуманитарного склада».

Потом основной принцип свободы «можешь делать всё, что угодно, если это не мешает другим», помогал в воспитании собственной дочери.

В 1959 году М. Чудакова окончила филологический факультет МГУ. В 1959-1961 годах преподавала русский язык и литературу. С 1965 по 1984 год работала в отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. Ленина. Лауреат Премии московского комсомола (1969). С 1970 года - член Союза писателей СССР.

Известна, прежде всего, как историк литературы советского периода, первый биограф М Булгакова «Жизнеописание Михаила Булгакова», а так же как общественный деятель. Автор книг и статей о творчестве М. Зощенко, Ю. Олеши, Б. Пастернаке, Л. Лагине и др.

В настоящее время много занимается вопросами истории нашей страны. Её увлечение российской историей началось с того, что у внучки-девятиклассницы в школе возникли проблемы с историей, и бабушка взялась ей помочь. В итоге писательница поняла что «это не у внучки мозги не такие, а у авторов учебника по истории ХХ века. Самое главное, что я заметила: нет связи между абзацами, поэтому понять невозможно, только вызубрить. В конечном счете, я написала 110 страниц. Внучка получила «пятёрку», но самое главное, что она мне сказала: «Я начала чувствовать исторический процесс».

В последнее время, интенсивно продолжая литературную работу, пишет об острых политических и социальных вопросах российской действительности, в частности, о школьном образовании. «К сожалению, жизнь в нашей стране не даёт возможности сосредоточиться только на моих историко-литературных занятиях. Поэтому приходится отвлекаться».

О КНИГАХ М. Чудаковой

В новом, XXI веке по другому видится и прочитывается литература советского времени. Многое переосмысливается, прочитывается по-новому. Возрос интерес к творчеству советских писателей у людей, освобождённых от идеологической зависимости. Меняется восприятие сегодняшним обществом и творчества М. Булгакова - одного из самых загадочных писателей двадцатого века.

«Жизнеописание Михаила Булгакова» - первая научная биография выдающегося писателя. Плод многолетней работы М.О. Чудаковой. Множество документов, свидетельств современников писателя дали возможность автору не только скрупулёзно воссоздать вехи жизни Булгакова, но и его творческий облик.

Книга написана в яркой художественно-публицистической манере. Жизнь писателя даётся на широком историческом фоне эпохи, её литературной и социальной жизни.

В России идёт необычайно бурная, многослойная жизнь, но в современной отечественной литературе для подростков она почти не отражается. Решившись начать серьёзный разговор с подростками о настоящей действительности, М. Чудакова написала книгу «Дела и ужасы Жени Осинкиной. Тайна гибели Анжелики».

Главная героиня - школьница Женя. Ей, со своими друзьями нужно спасти юношу Олега от пожизненного срока, который грозит ему за несовершённое убийство. Чтобы оправдать невиновного, им предстоит найти преступника. Тринадцатилетняя москвичка едет на родину Олега, в Сибирь. В поездке девочка знакомится с российской действительностью, видит жизнь в провинции, узнаёт правду о многих современных и исторических событиях. Писательница показывает подрастающим детям их страну и пытается объяснить им, что это - их страна, которая ждёт их рук и ума. Что в этой стране от них тоже многое зависит.
В 2006 году книга получила первое место на II Всероссийском конкурсе лучших произведений для детей «Алые паруса» в номинации «Проза».

«Дела и ужасы Жени Осинкиной. Портрет неизвестной в белом» - вторая книга остросюжетной эпопеи о приключениях Жени и её друзей.

Автор отправляет своих героев на всё более опасные дела. Она знает, что добро может победить зло и обязательно победит - но при одном условии: герои должны совершать смелые и честные поступки. Они сами должны бороться со злом, за них никто этого не сделает. На сей раз новому герою Пете, Тому Мэрфи, Денису-Скину и всем, кто им помогает, приходится вступить в опасную схватку с сибирскими наркобаронами.

В 2009 году вышли в свет две чудесные и не совсем обычные книги, которые называются «Не для взрослых: Время читать!». По словам писательницы, эти книжки освобождают родителям массу времени: можно дать их ребёнку и уже не говорить с ними о том, что читать.

Это - настоящие беседы о книгах, где в увлекательной форме рассказывается о самых лучших произведениях мировой художественной литературы. Эти книги - в первую очередь для детей, которые вступают в очень важный и во многом определяющий всю последующую жизнь период - отрочество. Ведь есть такие книги, которые обязательно нужно прочесть до 16 лет, потом просто будет не так интересно. А это очень важно - чтобы нужная книга была прочитана вовремя.

«Нехорошая лестница» - тоненькая брошюрка, изданная в 2009 году о лестнице, ведущей к музею М. Булгакова и самой ставшей музеем, памятником почитателям творчества писателя. Мы узнаем о том, как лестница этого дома на Большой Садовой стала местом паломничества почитателей Булгакова, а стены подъезда - своеобразной «книгой отзывов». Их авторы выражали своё отношение и испытанное ими волнение.

Первые надписи были скромными и ненавязчивыми, более поздние - уже красиво выписанные строки романа, иллюстрации к нему, свободные комментарии. Так возник первый в стране народный музей, народная тропа, протоптанная к дому любимого писателя. У этого музея своя судьба - его запрещали, потом он возродился. Конечно, уже не в том первозданном наивном и искреннем виде, но он - есть.

Драматическая история этих многослойных граффити на лестнице, ведущей в квартиру № 50, сопровождается цветными иллюстрациями.

Произведения М. Чудаковой, которые вы можете прочитать в нашей библиотеке

Беседы об архивах. - 2-е изд., испр. - М. : Мол. Гвардия, 1980. - 224 с., ил.
Дела и ужасы Жени Осинкиной: кн. 1. Тайна гибели Анжелики. - М. : Время, 2005. - 317 с., ил.
Дела и ужасы Жени Осинкиной: кн. 2. Портрет неизвестной в белом. - М. : Время, 2006. - 383 с., ил.
Жизнеописание Михаила Булгакова. - М. : Книга, 1988. - 492 с., ил.
Мастерство Юрия Олеши. - М. : Наука, 1972. - 100 с.
Мирные досуги инспектора Крафта: фантастические рассказы и попутно. - М. : ОГИ, 2005. - 111 с.
Не для взрослых. Время читать! : Полка первая. - М. : Время, 2009. - 208 с., ил.
Не для взрослых. Время читать! : Полка вторая. - М. : Время, 2009. - 208 с., ил.
Нехорошая лестница. - М., 2009 . - 24 с., ил.
Поэтика Михаила Зощенко. - М. : Наука, 1979 . - 200 с., ил.
Эфенди Капиев. - М. : Молодая гвардия, 1970. - 240 с. ил.

Статьи о творчестве М. Чудаковой, имеющиеся в нашей библиотеке

Чудакова, М. : «С пятого класса я мечтала заниматься наукой, а с пятнадцати лет - литературой советского времени» / беседу вела Е. Калашникова // Литература. - 2009. - № 20 (окт.). - С. : 37-41.

Муравьёва, Е. Легенды и мифы современной России // Учительская газета. - 2010 . - № 24. - С. : 17.

Мургина, О. Процесс идёт: комментарий к списку книг из электронной базы данных РГДБ «Детская книга России», вышедших в 2006-2007 гг. // Вестник учебной и детской литературы. - 2007 . - № 1 . - С. 33-36.

Черняк, М. Герой за школьной партой // Библиополе. - 2008 . - № 3 . - С. 44-49.

Составитель: И.В. Цой, главный библиотекарь Новосибирской областной детской библиотеки им. А.М. Горького

Страна:

Россия

Научная сфера: Место работы: Альма-матер : Известна как:

исследовательница советской литературы (М. А. Булгаков , Е. Замятин , М. Зощенко , М. Козырев)

Мариэ́тта Ома́ровна Чудако́ва (девичья фамилия - Хан-Магомедова ; род. 2 января , Москва) - российский литературовед , историк, доктор филологических наук, критик, писательница, мемуарист, общественный деятель.

Биография

М. О. Чудакова - четвёртый ребёнок в семье. Отец - военный инженер Омар Курбанович Хан-Магомедов, уроженец Дагестана , выпускник Тимирязевской сельскохозяйственной академии . Мать - Клавдия Васильевна Махова, уроженка села Вишенки Суздальского уезда, педагог дошкольного образования, написала книгу «Просто счастье», где описывается история воспитания своих родных детей. Братья Чудаковой - Джан-Булат, Селим ; сёстры - Бэла и Инна (род. 1942). Селим Хан-Магомедов впоследствии стал известным архитектором и историком архитектуры; Инна Мишина - директором Московского музея Булгакова в «Нехорошей квартире» с 2007 - 2012.

Чудакова окончила московскую школу № 367, затем в 1959 году - филологический факультет МГУ . Начала публиковаться в 1958 году . В -1961 годах в одной из московских школ преподавала русский язык и литературу. В 1964 году , после окончания аспирантуры, защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме «Творчество Эффенди Капиева».

Была замужем за литературоведом А. П. Чудаковым . Имеет дочь, увлекается прогулками на байдарке .

Общественная деятельность

В апреле 2010 года подписала обращение российской оппозиции «Путин должен уйти ».

Научная деятельность

Автор более 200 научных работ и статей в области истории литературы XX века , истории филологической науки и литературной критики. Основная сфера исследовательских интересов Чудаковой - история русской литературы советского периода (особенно творчество М. А. Булгакова , Е. Замятина , М. Зощенко , М. Козырева), поэтика, история русской филологической науки, архивоведение (архивное дело и его история), текстология.

Является председателем Всероссийского булгаковского фонда, а также ответственным редактором Тыняновских сборников.

С конца 1980-х годов , наряду с историко-литературной работой, много пишет об острых политических и социальных вопросах российской действительности.

Основные работы

Научные работы

  • Эффенди Капиев. - М.: Молодая гвардия , 1970. - 240 с.
  • Мастерство Юрия Олеши. - М.: Наука , 1972. - 100 с.
  • Беседы об архивах. - М.: Молодая гвардия, 1975. - 222 с.
  • Поэтика Михаила Зощенко. - М.: Наука, 1979. - 200 с.
  • Беседы об архивах. 2-е изд., испр. - М.: Молодая гвардия, 1980. - 224 с.
  • Рукопись и книга. Рассказ об архивоведении, текстологии, хранилищах рукописей писателей. - М.: Просвещение , 1986. - 176 с.
  • Жизнеописание Михаила Булгакова. - М.: Книга, 1988. - 495 с.
  • Жизнеописание Михаила Булгакова. 2-е изд., доп. - М.: Книга, 1988. - 671 с.
  • Избранные работы. Т. 1. Литература советского прошлого. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 468 с.
  • Новые работы. 2003-2006. - М.: Время , 2007. - 560 с.

Художественные произведения

  • Мирные досуги инспектора Крафта . Рассказы. - М.: ОГИ, 2005. - 112 с.
  • Дела и ужасы Жени Осинкиной. Путешествие в трёх томах, а также последующие необычные, ужасные и счастливые истории, случившиеся с ней самой и её друзьями. - М.: Время, 2005-2007. - 317 с. (кн. 1); 383 с. (кн. 2); 305 с. (кн. 3).
  • Не для взрослых. Время читать! Полка первая. - М.: Время, 2009. - 208 с. - ISBN 978-5-9691-0462-4 .
  • Не для взрослых. Время читать! Полка вторая. - М.: Время, 2009. - 208 с. - ISBN 978-5-9691-0463-1 .
  • Не для взрослых. Время читать! Полка третья. - М.: Время, 2011. - 256 с. - ISBN 978-5-9691-0700-7 .
  • Егор: Биографический роман. Книжка для смышлённых людей от десяти до шестнадцати лет. - М.: Время, 2012. - 592 с. - ISBN 978-5-9691-0761-8 .

Примечания

Литература

  • История литературы. Поэтика. Кино. Сборник в честь Мариэтты Омаровны Чудаковой / Ред.-сост. Е. Лямина, О. Лекманов, А. Осповат. М.: Новое издательство, 2012. - 584 с. - (Новые материалы и исследования по истории русской культуры. Вып. 9). - Без указ. тиража. - ISBN 978-5-98379-166-4

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 2 января
  • Родившиеся в 1937 году
  • Родившиеся в Москве
  • Литературоведы СССР
  • Литературоведы России
  • Писатели России XX века
  • Выпускники филологического факультета МГУ
  • Мемуаристы СССР
  • Мемуаристы России
  • Булгаковеды
  • Преподаватели Литературного института имени А. М. Горького
  • Текстологи

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Сибирское отделение Российской академии наук
  • Фауст (значения)

Смотреть что такое "Чудакова, Мариэтта Омаровна" в других словарях:

    ЧУДАКОВА Мариэтта Омаровна - (р. 1937) российский литературовед, критик, доктор филологических наук (1982). Основная сфера интересов: русская литература советского периода, стилевые тенденции, творчество М. А. Булгакова. Книги: Эффенди Капиев (1970), Мастерство Юрия Олеши… … Большой Энциклопедический словарь

    Чудакова Мариэтта Омаровна - (р. 1937), литературовед, доктор филологических наук (1980). С 1986 профессор Литературного института им. М. Горького. Книги «Беседы об архивах» (1975, 1980), «Рукопись и книга» (1986) о культурно исторической миссии архивов. В книгах «Эффенди… … Энциклопедический словарь

    Чудакова, Мариэтта Омаровна - (р. 1937) литературовед, критик, прозаик. Родилась и живет в Москве. Окончила филологический фак т МГУ. Д р филологических наук. Известность Ч. литературоведу и архивисту принесли ее фундаментальные работы, посвященные жизни и творчеству многих… … Большая биографическая энциклопедия

    Чудакова Мариэтта Омаровна

    Чудакова, Мариэтта - Литературовед, публицист, общественный деятель Литературовед, публицист, общественный деятель. Профессор Литературного института, доктор филологических наук, одна из первых исследователей творчества Михаила Булгакова. Основатель общественной… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Мариэтта Омаровна Чудакова - Содержание 1 Биография 2 Общественная деятельность 3 Научная деятельность … Википедия

    Чудакова, Мариэтта - Содержание 1 Биография 2 Общественная деятельность 3 Научная деятельность … Википедия

    Чудакова - Чудакова, Мариэтта Омаровна Мариэтта Омаровна Чудакова Дата рождения: 2 января 1937(1937 01 02) (73 года) Место рождения: Москва, СССР Гражданство … Википедия

    ЧУДАКОВА - Мариэтта Омаровна (род. 1937), литературовед, доктор филологических наук (1980). С 1986 профессор Литературного института им. М. Горького. Книги Беседы об архивах (1975, 1980), Рукопись и книга (1986). В книгах Эффенди Капиев (1970), Мастерство… … Русская история

Мариэтта Омаровна Чудакова (девичья фамилия — Хан-Магомедова, 2 января 1937, Москва) — советский и российский литературовед, историк, доктор филологических наук, критик, писательница, мемуарист, общественный деятель.

Чудакова окончила московскую школу № 367, затем в 1959 году — филологический факультет МГУ. Начала публиковаться в 1958 году. В 1959-1961 годах в одной из московских школ преподавала русский язык и литературу. В 1964 году, после окончания аспирантуры, защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме «Творчество Эффенди Капиева».

С 1965-1984 годах работала в отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. Ленина. Лауреат Премии московского комсомола (1969). С 1970 года — член Союза писателей СССР. В 1980 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук по теме «Печатная книга и рукопись: взаимодействие в процессе создания и функционирования (На материале художественной прозы и науки о литературе 1920-1930-х гг.)».

С 1985 года начала преподавать в Литературном институте им. М. Горького, где работала на кафедре новейшей русской литературы. С 1988 года в качестве визит-профессора преподавала в некоторых американских и европейских университетах. С 1991 года — член Европейской Академии.

Автор более 200 научных работ и статей в области истории литературы XX века, истории филологической науки и литературной критики. Основная сфера исследовательских интересов Чудаковой — история русской литературы советского периода (особенно творчество М. А. Булгакова, Е. Замятина, М. Зощенко, М. Козырева), поэтика, история русской филологической науки, архивоведение (архивное дело и его история), текстология.

Является председателем Всероссийского булгаковского фонда, а также ответственным редактором Тыняновских сборников.

С конца 1980-х годов, наряду с историко-литературной работой, много пишет об острых политических и социальных вопросах российской действительности.

Книги (10)

Не для взрослых. Время читать! Полка первая

Знаменитый историк литературы ХХ века, известный в мире знаток творчества Булгакова и автор его «Жизнеописания», а также автор увлекательнейшего детектива для подростков «Дела и ужасы Жени Осинкиной» рассказывает о книгах, которые во что бы то ни стало надо прочесть именно до 16 лет — ни в коем случае не позже!

Потому что книги на этой Золотой Полке, собранной для вас Мариэттой Чудаковой, так хитро написаны, что если вы опоздаете и начнете читать их взрослыми — вы уже никогда не получите того удовольствия, которое в них заложено именно для вас — и улетучивается из них по мере вашего взросления.

Но тот, кто прочел, скажем, «Приключения Тома Сойера» до 16 лет, — может потом перечитывать их сколько угодно раз и до глубокой старости. Каждый раз он будет получать килограммы удовольствия!

Не для взрослых. Время читать! Полка вторая

Знаменитый историк литературы ХХ века, известный в мире знаток творчества Булгакова и автор его «Жизнеописания», а также автор увлекательнейшего детектива для подростков «Дела и ужасы Жени Осинкиной» рассказывает о книгах, которые во что бы то ни стало надо прочесть именно до 16 лет - ни в коем случае не позже!

Потому что книги на этой Золотой Полке, собранной для вас Мариэттой Чудаковой, так хитро написаны, что если вы опоздаете и начнете читать их взрослыми - вы уже никогда не получите того удовольствия, которое в них заложено именно для вас - и улетучивается из них по мере вашего взросления.

Многие из вас уже знакомы с полкой первой, теперь перед вами полка вторая.

Не для взрослых. Время читать! Полка третья

Знаменитый историк литературы ХХ века, известный в мире знаток творчества М. Булгакова, а также автор увлекательного детектива для подростков «Дела и ужасы Жени Осинкиной» рассказывает о книгах, которые во что бы то ни стало надо прочесть именно до 16 лет — ни в коем случае не позже!

Многие из вас, дорогие читатели, уже познакомились с «Полкой первой» и «Полкой второй» из этой серии книг, теперь перед вами — «Полка третья».

Егор. Биографический роман

Книжка для смышленых людей от десяти до шестнадцати лет.

У замечательного российского литературоведа, писателя и общественного деятеля Мариэтты Омаровны Чудаковой есть две цели, достижению которых она отдает сейчас больше всего сил, времени и таланта.

Книга «Егор. Биографический роман» успешно работает сразу на обе цели. Во-первых, потому, что Егора Гайдара автор считает одной из самых выдающихся личностей XX века, идеальным жизненным примером для современной молодежи. А во-вторых, потому, что подросток, внимательно прочитавший и обдумавший книгу Мариэтты Чудаковой о Егоре Гайдаре, достигнет важной высоты в своем интеллектуальном развитии и, как надеются автор и издательство, впредь уровня не снизит.

Жизнеописание Михаила Булгакова

Первая научная биография выдающегося советского писателя М.А. Булгакова — плод многолетней работы автора.

Множество документов, свидетельств современников писателя дали возможность автору не только скрупулезно воссоздать вехи жизни Булгакова, но и его творческий облик. Книга написана в яркой художественно-публицистической манере.

Жизнь писателя дается на широком историческом фоне эпохи, ее литературной и социальной жизни.

Литература в школе: Читаем или проходим

Книга выдающегося российского филолога и историка литературы Мариэтты Чудаковой адресована тем, «кто готов хотя бы попробовать резко изменить характер преподавания литературы и русского языка в сегодняшних российских школах».

Чудакова озабочена далеко не только судьбой учебного предмета под названием «литература» — ее мысль гораздо шире: стремиться к тому, чтоб окончившие школу умели мыслить, не шли на поводу у демагогов, не приучались ненавидеть других людей; не торопились в моральных оценках, критически относились как к всеобщему одобрению, так и к всеобщему осуждению.

Мариэтта Чудакова - профессор Литературного института, член Европейской Академии, доктор филологических наук, председатель Всероссийского булгаковского фонда. Она автор таких литературоведческих работ, как «Мастерство Юрия Олеши», «Поэтика Михаила Зощенко» и «Жизнеописание Михаила Булгакова». Также она написала ряд книг для детей и подростков («Дела и ужасы Жени Осинкиной », «Егор »).

Мы поговорили с ней о современной российской литературе, школе и молодежи.

С подрастающим поколением - все в порядке. Дело в нас, а не в них. Когда мы не отравляем их сознание нынешней «философией», усвоенной многими родителями («Берет - и ты бы на его месте брал!», «Сталин убивал кого надо!..», «Американцы и украинцы - наши враги!» и т. п.), - они сохраняют чистый и ясный взгляд на вещи. Тянутся к знаниям - и отталкиваются (до поры до времени!) от лжи.

Сильны ли различия в подготовке школьников по регионам?

Помню очень хорошее впечатление от школ в Гатчине. В викторине по русской литературе худшие результаты были в одном московском педагогическом колледже - ни одна из 19-ти девиц не смогла назвать имя ... В викторине по русскому языку лучшие по России результаты - у школьников селений Хив и Хучни в Южном Дагестане. Подтвердилась моя давняя гипотеза: ко второму родному языку люди более внимательны, чем к первому, который достается нам даром, из уст матери...

Как, на Ваш взгляд, нужно организовывать преподавание литературы в школе?

У меня есть небольшая книжка, адресованная непосредственно коллегам - словесникам (я в школе преподавала): «Литература в школе: читаем или проходим? » (2013) - как вдоль забора. Я напоминаю в ней рецепт, данный одним из лучших российских филологов ХХ века, Б. М. Эйхенбаумом, еще в 1915 году!.. Столетие минуло, а мы по лености своей никак ему не последуем: из 45 минут урока 30 минут - читать классику вслух !!

У меня выходили три книжки подряд на эту тему: «Не для взрослых. Время читать! » - Полка первая, вторая и третья (2009 - 2011). Потом издательство «Время» объединило их в один том. Там около восьмидесяти книжек золотой полки мировой литературы - те, что надо непременно успеть прочитать до 16-ти лет - от и до Льва Толстого (« »), Бориса Житкова, Юрия Олеши (« »)... А в конце этой книги Маша Чудакова, выпускница романо-германского отделения филфака МГУ, по нашему общему с ней решению, коротко и внятно рассказала о тех, кого можно читать в любом возрасте, но очень стоит начать читать именно в школе - , ...

Каких современных российских писателей Вы хотели бы особо отметить?

У нас в России сегодня - очень хорошая проза и потрясающая поэзия. Такого взлета русской поэзии не было давно - десятки первоклассных поэтов, среди них, увы, и рано ушедших, как Борис Рыжий и Денис Новиков...

Рекомендую первоклассных русских прозаиков - Нобелевского лауреата Светлану Алексиевич (я читала, конечно, все ее замечательные книги, но начните с последней - «Время сэконд хэнд »), (любые его книги), Андрея Дмитриева («Крестьянин и тинэйджер» и другие), - любимая моя книга «Современный патерик» (в очень внятном предисловии Чупринина объяснено название), - прекрасный поэт, прозаик и эссеист...

Только что прочитала не отрываясь книгу из шорт-листа премии «Большая книга» - Саша Филипенко, «Травля»: беспощадная картина современных нравов.

Точно так, не отрываясь, прочла в последний год два фантастических романа - «Будущее в подарок» и «Своя вселенная», причем не о фантастических странах, а о современной России! - генерального директора едва ли не лучшего российского журнала «Знание - сила», астрофизика по образованию Игоря Харичева. Еще рекомендую роман победительницы «Большой книги-2015» года Гузели Яхиной « ». И четыре книги Георгия Демидова (к трем я писала предисловия). Гениальный (без преувеличения) физик и инженер, отправленный тов. Сталиным на Колыму, после долгих страшных лет каторги стал замечательным прозаиком...

Кого бы из позднесоветских писателей вы бы посоветовали перечитать?

Писала недавно статью о прозе Оттепели - и перечитала с большим удовольствием не только грандиозный роман « » Василия Гроссмана, но и лучшее, что написал Юрий Бондарев, - роман «Тишина» (1962), и поразительный рассказ Эммануила Казакевича «Приезд отца к сыну в гости». Всем советую.

Недавно была годовщина Путча. Прошло уже четверть века с того знакового события. Выросло целое поколение, для которого Путч - это история. По Вашему мнению, что он значил для современной России?

Август 1991 года (пишу с большой буквы - как писали Октябрь) - важнейшая веха в истории России. Без помощи оккупационных армий (в отличие от Германии и Японии в середине ХХ века) - исключительно внутренними ресурсами, и без Гражданской войны! - мы покончили с самым жестоким и длительным режимом ХХ века. Есть чем гордиться. Путч - поневоле помог. Армия не пошла против своего народа.

С какой эпохой можно сравнить нынешнее время в нашей стране?

Только с Веймарской республикой в Германии 1920-х годов! Бесплодные, но очень опасные мечты о возвращении потерянной советской империи.

И последний вопрос, в 2017-ом году будет годовщина сразу двух Революций, к чему мы пришли за эти сто лет?

В 1917 году мы очень много потеряли. Россия после Великой реформы полвека запрягала - и наконец начала свой потрясающий заезд. Тут Ленин, находившийся в плену ложной идеи о неминуемости мировой революции, вместе с пошедшими за ним большевиками схватил ее под уздцы и свернул с исторического пути - в историческое стойло. Оказалось - на 70 с лишним лет. В 1991 году мы получили потрясающий исторический шанс - начать строить «нормальную», без следов тоталитаризма страну. Многое удалось сделать, но далеко не все. В последние 15 лет заметно пятимся к советскому времени. Но ХХI-й стремительный век возьмет свое. Повернуть Россию назад никому не удастся.

Мариэтта Омаровна Чудакова (девичья фамилия - Хан-Магомедова; род. 2 января 1937, Москва) - российский литературовед, историк, доктор филологических наук, критик, писательница, мемуарист, общественный деятель. М. О. Чудакова - четвёртый ребёнок в семье. Отец - военный инженер Омар Курбанович Хан-Магомедов, уроженец Дагестана, выпускник Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Мать - Клавдия Васильевна Махова, уроженка села Вишенки Суздальского уезда, педагог дошкольного образования, написала книгу «Просто счастье», где описывается история воспитания своих родных детей. Братья Чудаковой - Джан-Булат, Селим; сёстры - Бэла и Инна (род. 1942). Селим Хан-Магомедов впоследствии стал известным архитектором и историком архитектуры; Инна Мишина - директором Московского музея Булгакова в «Нехорошей квартире» с 2007 - 2012. Чудакова окончила московскую школу № 367, затем в 1959 году - филологический факультет МГУ. Начала публиковаться в 1958 году. В 1959-1961 годах в одной из московских школ преподавала русский язык и литературу. В 1964 году, после окончания аспирантуры, защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме «Творчество Эффенди Капиева». С 1965-1984 годах работала в отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. Ленина. Лауреат Премии московского комсомола (1969). С 1970 года - член Союза писателей СССР. В 1980 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук по теме «Печатная книга и рукопись: взаимодействие в процессе создания и функционирования (На материале художественной прозы и науки о литературе 1920-1930-х гг.)». С 1985 года начала преподавать в Литературном институте имени А. М. Горького, где работала на кафедре новейшей русской литературы. С 1988 года в качестве визит-профессора преподавала в некоторых американских и европейских университетах. С 1991 года - член Европейской Академии. Общественная деятельность Уже в годы реформ М. С. Горбачёва начала активно критиковать советский строй. В августе 1993 года в числе группы 36 литераторов подписала обращение с требованием провести досрочные выборы Верховного Совета. 15 сентября Б. Н. Ельцин пригласил авторов письма на дачу. После встречи Чудакова писала: «Нужен прорыв!.. Сила не противоречит демократии - ей противоречит только насилие…». В октябре 1993 года по поводу разгона Верховного Совета Чудакова подписала «Письмо 42-х». В 1994-2000 годах работала в составе Президентского совета (консультативного органа при президенте РФ), а также состояла членом Комиссии по вопросам помилования при президенте РФ. В 2006 году организовала общественную организацию «ВИНТ», которая объединяет ветеранов «горячих точек» и представителей интеллигенции. В это же время совершила несколько поездок по России с культурно-просветительскими и общественными целями - читала лекции, доставляла в библиотеки некоторых городов свежие книги и пр. В 2007 году вошла в первую тройку кандидатов партии СПС на выборах в Госдуму. СПС не преодолела 5-процентный барьер, получив менее 1 % голосов избирателей. По словам Чудаковой, она занималась в тот год политикой, потому что слишком мало людей занимают активную политическую позицию: «Московские новости»: Если граждане страны столь инертны, почему вы решили заняться политикой? Чудакова: Как раз поэтому. Если бы они были активны, со спокойной душой могла бы заниматься историей литературы, как в конце 1980-х - начале 1990-х. Потому согласилась, что увидела по всей стране - в библиотеках, музеях, школах - очень много вменяемых, благородных, умных людей, с которыми мы с вами сейчас с удовольствием провели бы целый вечер и нам было бы о чём поговорить. Но эти люди уже не верят в выборы. Они подавлены ощущением всевластия правящего слоя. В апреле 2010 года подписала обращение российской оппозиции «Путин должен уйти». Научная деятельность Автор более 200 научных работ и статей в области истории литературы XX века, истории филологической науки и литературной критики. Основная сфера исследовательских интересов Чудаковой - история русской литературы советского периода (особенно творчество М. А. Булгакова, Е. Замятина, М. Зощенко, М. Козырева), поэтика, история русской филологической науки, архивоведение (архивное дело и его история), текстология. Является презедентом Всероссийского фонда Булгакова, а также ответственным редактором Тыняновских сборников. С конца 1980-х годов, наряду с историко-литературной работой, много пишет об острых политических и социальных вопросах российской действительности.