Можно ли байонет никон 1 ставить на. Блог дмитрия евтифеева. Байонеты и рабочий отрезок

Хотя любое сравнение Nikon с Canon может привести к излишне длинным и эмоциональным дебатам – и лично я считаю такие дискуссии глупыми – существует несколько явных отличий между этими двумя системами, которые стоит отметить, особенно для тех, кто только стоит перед выбором системы.

Некоторые различия связаны с текущим уровнем развития технологий, и когда одна компания догонит и перегонит другую – всего лишь вопрос времени. Например, владельцы Nikon и Sony часто хвастаются удивительным динамическим диапазоном, который способны захватить их камеры, указывая на слабую сторону зеркалок Canon в этом плане. И в настоящее время это действительно так – Canon в плане динамического диапазона смотрится слабее своих прямых конкурентов. Тем не менее, это именно та область, в которой Canon в будущем может потенциально обойти своих соперников, начав использовать сенсоры с более высокой производительностью в плане передачи динамического диапазона изображения.

Другие различия имеют более постоянный характер и со временем могут переходить в разряд фирменного отличительного признака. Одним из таких отличий можно считать крепление объектива – оба рассматриваемых нами производителя используют байонеты разных размеров. Какой из них лучше и почему? Давайте попробуем это выяснить, поговорив подробнее о различиях между байонетами Nikon F и Canon EF.

Я много лет подряд снимаю на Nikon, и сейчас я нисколько не жалею о своём выборе. Несмотря на некоторые недавние проблемы Nikon с контролем качества, мне нравятся мои зеркалки Nikon и объективы Nikkor из-за их превосходной производительности, и я стараюсь постоянно обновлять свое фотооборудование по мере выхода новинок. Тем не менее, были времена, когда я не был уверен, что Nikon – это правильный выбор, особенно в начале, когда я обнаружил некоторые из слабых сторон байонета Nikon F.

Итак, в чем же дело? У Nikon F в сравнении с Canon EF есть несколько как преимуществ, так и недостатков, поэтому мне хотелось бы подробно их разъяснить.

Один из самых существенных недостатков байонета Nikon F является механический рычаг диафрагмы, который присутствует на большинстве объективов Nikon. Этот рычаг вы можете найти и на классических мануальных объективах Nikkor, и на более новых объективах D-серии, и на новейших объективах G-серии. Именно при помощи этого рычага камера Nikon устанавливает диафрагму для каждого снимка, если только не выбрана самая широкая диафрагма.

Когда вы демонтируете объектив, подпружиненный рычаг переходит в стандартное положение, которое обычно соответствует минимальному отверстию диафрагмы. Как только вы установите объектив на камеру, соответствующий рычаг в корпусе камеры сместит рычаг на объективе, открыв диафрагму до заданного значения.

Механический рычаг управления диафрагмой объектива Nikon

Как правило, при установке объектива на камеру его диафрагма остается максимально открытой для того, чтобы до и системы автофокусировки доходило как можно больше света. Следовательно, на DSLR-камере диафрагма изменяется непосредственно перед съемкой кадра. После того как снимок сделан, рычаг возвращается в исходное положение, и диафрагма вновь раскрывается максимально широко, пропуская максимальное количество света в камеру. Это означает, что при использовании объективов, оснащенных такими механическими рычагами, диафрагма закрывается и открывается каждый раз посредством физического воздействия на рычаг объектива. Поскольку рычаг контролируется камерой посредством механического воздействия на него, то он должен быть чрезвычайно точным, чтобы быть способным обеспечить точное получение требуемой яркости и глубины резкости. Тем не менее, при постоянной съемке на высокой скорости, точность работы рычага может падать, поскольку ему может просто напросто не хватать времени на перемещение из одного положения в другое. Кроме того, если рычаг неточно откалиброван или уже изношен, каждый кадр может иметь неверные значения диафрагмы и яркости.

В дополнение к вышесказанному стоит отметить, что объективы с механическими рычагами сложно использовать с другими системами через переходники сторонних производителей. Если до этого момента вы были удивлены, почему адаптеры для объективов Nikon сложны в использовании и не обеспечивают возможности полной и точной регулировки диафрагмы, то теперь вы знаете ответ. Камеры сторонних производителей просто-напросто не имеют необходимого механизма управления рычагом диафрагмы объектива. Адаптер, способный механически перемещать рычаг, должен быть оснащен приводом с электронным чипом, что делает такое решение неоправданно затратным.

Совсем другое дело – объективы, комплектующиеся электромагнитными диафрагмами. В них нет механических рычагов, а управление размером диафрагмы происходит посредством электронных команд, передаваемых камерой объективу через контакты на байонете. Такой способ управления диафрагмой более предпочтителен, поскольку объективы с электромагнитными диафрагмами способны более точно и последовательно устанавливать отверстия диафрагмы, без вариативности от снимка к снимку.

Как упоминалось выше, использование механического рычага для изменения диафрагмы потенциально может приводить к несогласованности в и проблемам с механизмами как в камере, так и в объективе. В Canon это осознали и с некоторого времени полностью перешли на электронное управление диафрагмой на обоих типах байонета: EF и EF-S. Nikon же лишь недавно начал модернизировать свои объективы Е-серии, оснащая их электромагнитной диафрагмой. К сожалению, линейка таких объективов ограничена супер телефото и топовыми зум-объективами. Так что, несмотря на очевидные недостатки, Nikon все еще продолжает выпускать многие современные объективы G-серии с механическими рычагами.

Байонеты Nikon F и Canon EF: Различия размеров

Еще одним ключевым отличием является физический размер крепления объективов – диаметр байонета Nikon F составляет 44 мм, в то время как Canon EF – 54 мм. Эта разница в 10 мм может показаться незначительной, но когда дело доходит до конструкции объектива, она становится крайне важной. Именно в этой особенности конструкции кроется ответ на вопрос, почему у Nikon нет светосильного f/1.2 объектива с , в то время как у Canon есть отличные объективы: 50mm f/1.2L и 85mm f/1.2L II. Попытка разработать f/1.2-объектив с автофокусом из-за ограниченного пространства на задней части объектива была бы для Nikon экономически нецелесообразной.

Такая конструктивная особенность байонета накладывает ограничения на фокусное расстояние – оно не может превышать 60 мм – и даже в этом случае контакты микропроцессора придется размещать прямо на заднем оптическом элементе. В самом деле, если вы посмотрите на заднюю часть Canon 85mm f/1.2 L II, которая существенно больше задней части любого объектива Nikkor, то увидите, что инженерам Canon пришлось разместить контакты прямо на поверхности линзы. Взгляните на изображение ниже:

Canon 85mm f/1.2 L II (слева) и Nikon 85mm f/1.4 G (справа)

Различия в размерах очевидны. Следовательно, компания Nikon не сможет сделать подобный объектив из-за меньшего диаметра байонета Nikon F. Конечно, спроектировать короткофокусный f/1.2-объектив возможно, но это потребует врезки контактов непосредственно в линзу, что усложняет и разработку и производство такого объектива, делая его неоправданно дорогим, а его производство нерентабельным с точки зрения массовых продаж. Такой объектив должен изготавливаться в ограниченных количествах на заказ подобно некоторым экзотическим супер-телеобъективам.

Canon же в этой области имеет преимущество – его инженерам гораздо проще разработать и сконструировать короткофокусные объективы f/1.2 в диапазоне 50 мм и более, поскольку диаметр байонета достаточно большой для того, чтобы вместить такие оптические конструкции. В самом деле, байонет Canon EF позволяет конструировать объективы 50mm f/1.0 и 200mm f/1.8 (и в прошлом мы видели такие объективы). Для байонета Nikon F это остается практически невозможным. Большой диаметр байонета не является необходимым условием для создания светосильных фиксов, но он потенциально может упростить конструкторам задачу.

Еще одно преимущество, которое отмечают пользователи – долговечность. Поскольку байонет Canon EF физически больше, то некоторые полагают, что он более долговечен. Я не стал бы придавать этому преимуществу большое значение, потому что байонет Nikon F достаточно большой для того, чтобы быть довольно прочным, и я сомневаюсь, что у Canon EF в этом плане есть сколь-либо заметное преимущество…

Байонеты Nikon F и Canon EF: Варианты установки

Из-за вышеупомянутых различий в размерах байонетов, объективы Canon EF не могут использоваться на DSLR-камерах Nikon, в то время как объективы Nikon посредством адаптеров . Это еще один недостаток байонета Nikon F, поскольку это не дает владельцам Nikon использовать объективы Canon, в то время как обладатели камер Canon могут наслаждаться объективами Nikon на своих зеркалках. Действительно, до тех пор, пока Canon не выпустила свой отличный, но дорогой EF-объектив 11-24mm f/4L USM, многим владельцам Canon нравились результаты, которые они получали с Nikkor 14-24mm f/2.8G в сочетании с адаптером.

Байонеты Nikon F и Canon EF: Особенности монтажа

При монтаже объективов Nikon, вы вращаете их по часовой стрелке – если смотреть со стороны камеры. Объективы Canon всегда устанавливаются в обратном направлении – против часовой стрелки. Не слишком существенная деталь, но при переходе с одной системы на другую, конечно же, может потребоваться время, чтобы привыкнуть к этому.

Байонет Nikon F: Старый и обратно совместимый

До этого момента я указывал на недостатки байонета Nikon F, но это не значит, что он лишен преимуществ. И одно из главных его преимуществ, обусловленное его возрастом — обратная совместимость. Байонет Nikon F увидел свет в 1957 году и с тех пор, почти любой объектив с байонетом Nikon F был совместим с любой недавно выпущенной камерой Nikon. То есть вы можете взять какой-нибудь действительно старый мануальный объектив и установить его на современную зеркалку. В случае с байонетом Canon EF у вас это не получится. Представив в 1987 году новый байонет EF, Canon не позаботился об обратной совместимости с объективами, выпущенными до этого. Многие владельцы камер Canon были недовольны этим, поскольку им приходилось начинать с нуля – все старые объективы на новых камерах стали бесполезны – в то время как владельцы Nikon благополучно избежали этой проблемы. Таким образом, в то время как сегодня Canon может предложить фотографам больше возможностей своих объективов, общее количество линз, доступных к установке на камеру, у Nikon существенно больше.

Совместимость объективов Canon EF и EF-S

Хотя у байонетов EF и EF-S одинаковый диаметр, который по идее должен был бы обеспечить совместимость со всеми современными зеркальными камерами этого производителя, Canon ввёл ограничения на возможность использования EF-S объективов на полнокадровых камерах. То есть если вы соберетесь перейти с зеркалки с APS-C сенсором на полнокадровую камеру, то вам придется сменить все объективы с байонетом EF-S на объективы с байонетом EF. У Nikon нет таких ограничений – DX-объективы будут работать на всех полнокадровых камерах, но будут выдавать очень сильное виньетирование. Избежать виньетирования можно, активировав в полнокадровой камере кроп режим. Иногда DX-объективы на определенных фокусных расстояниях могут фактически покрывать весь круг изображения полнокадровой камеры, т.е. объектив может быть использован в режиме полного кадра без проблем. Это существенное преимущество для пользователей Nikon – перейдя на полнокадровую камеру, первое время можно использовать объективы, оставшиеся от неполнокадровой камеры, постепенно приобретая новые объективы.

Вывод

В конце концов, и Nikon и Canon предлагают широкий выбор объективов для практически любой цели. В то время как некоторые владельцы Nikon хотел бы видеть светосильный f/1.2 объектив с автофокусом, можно достаточно уверенно утверждать, что такой объектив был бы сложен в использовании в плане точности автофокуса (спросите любого владельца Canon 50mm f/1.2 L). Кроме того, проектирование и производство такого объектива было бы крайне сложным и неоправданно дорогим. И если говорить о стоимости, я не думаю, что можно было бы ожидать большой спрос на объектив Nikon 50mm f/1.2 стоимостью более 2 000 долларов, когда за существенно меньшие деньги можно приобрести превосходный .

Еще раз обращаю внимание, что целью этой статьи не было дать начало очередным дебатам Nikon против Canon, а осветить различия между байонетами двух гигантов фотоиндустрии. Я знаю, что о каждом из плюсов и минусов, обозначенных в статье выше можно долго рассуждать, и уверен, что опытные фотографы, работающие с камерами обоих производителей, могут раскрыть еще больше преимуществ и недостатков каждого из типов байонета. Если у вас есть что добавить, или вы просто хотите высказать свое мнение – напишите об этом в комментариях ниже.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!

В настоящее время на рынке б/у фото техники присутствует достаточно большое количество старых среднеформатных объективов еще советского производства. Встречаются также объективы и иностранного производства. Средний формат — классфотоаппаратуры, рассчитанной на широкую фотоплёнку и размер кадрового окна от 4,5×6 сантиметров до 6×9 см. Самыми распространенными байонетами данных объективов являются «Байонет Б» и «Байонет В». Встречаются весьма интересные стекла данных форматов.

«Байонет Б» (за рубежом известен также как Байонет Pentacon Six , P6 , Exakta 66 ) является более распространенным. Преимущество этого байонета в том, что в продаже есть большой ассортимент как старых переходников (самый распространенный на Nikon F) так и современных, в основном китайских, практически на любую 35 мм систему. Цену этих переходников умеренной назвать нельзя, но они все же находятся в относительной финансовой доступности и по цене составляют до половины цены объектива.

«Байонет В» (совпадающий по форме и размерам с ранним байонетом Hasselblad, известен как Kiev -88 и крайне редко Zenith-80 ) такого широкого распространения не получил. И если среди объективов для «Байонета Б» весьма широк выбор «иномарок», то тут подавляющее большинство стекол советского производства. Переходники под «Байонет В» очень редкий и дорогой товар (особенно оригинальный советский КП-88/Н, рис 1). При этом стоит учесть, что найти переходник на систему отличную от Nikon F крайне сложно, и владельцам других систем придется «городить» двойной переходник. На момент написания статьи на ebayобнаружено только 2 предложения на переходник «Kiev88->NikonF»: за 67$ обычный и за 145$ с функцией «Tilt» (смещение). На avito и molotok предложений не было!

Рис. 1. Оригинальный советский переходник КП-88/Н.

Прошу обратить внимание, что при поиске данных переходников необходимо помнить: Киев-88 (Kiev-88) это «Байонет В», а вот Киев-88С, Киев-88СМ и Киев-60 (Kiev-88С, Kiev-88CM, Kiev60) это уже «Байонет Б»!

В продаже также встречается переходник (я бы сказал переходное кольцо) с «В» на «Б». Идеология данного изделия такова - за счет более короткого рабочего отрезка системы «Б», возможно на объектив системы «В» «навернуть» (там, кстати, резьба) переходное кольцо на «Б», и воспользоваться переходником с «Б» на вашу систему. Решение громоздкое и не оригинальное. К цене переходника с «Б» на вашу систему стоит прибавить 37$ (одно предложение на ebay) за тоненькое металлическое кольцо!

В интернете есть несколько ресурсов, на которых описан процесс изготовления самодельных переходников с использованием макроколец системы «В» и адаптера КП-А/Н. Цена на адаптер КП-А/Н известна, а макрокольца системы «В» стоят ни как не меньше 50$. Поэтому изготовление переходника по этому сценарию уместно, если (как автора одной из статей) у вас «завалялось» макрокольцо «19» с байонета В. Наличие токарного станка или хотя бы наждачного круга обязательно.

В данной статье представлен опыт изготовления байонета «В» из задней крышки объектива. Большинство объективов (рис. 2) продается в комплекте с задней крышкой (рис. 3).

Рис. 2. Объектив Мир-3 с задней крышкой.

Рис. 3. Крышка задняя объектива с байонетом "В".

Задняя крыша накручивается на объектив по резьбе и сидит достаточно жестко. Тенденции к самооткручиванию (например, как у китайских крышек на NikonF, которые откручиваются сами по себе) не наблюдается. На вид пластмасса достаточно тонкая. Но учитывая солидный возраст (44 года) и отменное состояние можно сделать вывод о ее высоком качестве. Пластмасса не хрупкая, при сверлении не раскалывается, прочность не внушает сомнения.

Перед процессом изготовления переходника необходимо подобрать детали и комплектующие таким образом, чтоб длина готового переходника была приблизительно равна исходному или немного меньше его. Самое главное, чтоб она не оказалась больше - в данном случае бесконечность окажется нам недостижимой. При меньшей длине особых проблем не возникнет, в качестве неудобства будем иметь перелет за бесконечность и увеличение МДФ. В итоге процесс подбора деталей весьма творческий, похож на сооружение детской пирамидки.

При подборе комплектующих возможны различные варианты. Гарантированно необходим только переходник М42-Никон (или на любую другую систему). Желательно наличие металлического закладного кольца для расположения его с внутренней стороны, с целью зажать тонкую пластмассовую крышку между ним и переходным кольцом, распределив нагрузки от крепежа (рис. 4).

Рис. 4. Закладное кольцо

Далее, проблему подбора нужного размера можно решить с помощью металлических или пластиковых проставок (колец), макроколец и т.д. Конкретно в моем случае было реализовано два варианта. Первый с использованием макрокольца длиной 13 мм (Рис. 5). И второй вариант - с дополнительной плоской фторопластовой проставкой в 2,5 мм и макрокольцом в 11 мм. (рис. 6) Первый вариант был забракован по двум причинам. Во-первых, не хватало около 1 мм до эталонной толщины, во вторых использовалось макрокольцо из набора дорогих автофокусных колец. У варианта 2 основным недостатком является лишний элемент - белое фторопластовое кольцо. Но другим способом набрать необходимую величину было трудно, так как среди ходовых размеров дешевых неавтофокусных макроколец размер в 14-15 мм обнаружить не удалось.

Рис. 5 Вариант 1 в сравнении с фирменным переходником

Рис. 6 Вариант 2 в сравнении с фирменным переходником

Собственно сам процесс изготовления достаточно прост. Необходимо вырезать в заднем торце крышки отверстие диаметром 42 мм. (рис 7) Данное отверстие желательно просверлить по центру с максимально возможной точностью.

Рис. 7 Крышка задняя с отверстием диаметром 42мм.

Далее просверлить отверстия под крепеж в переходном кольце, и используя его как кондуктор просверлить крышку, внутреннее закладное металлическое кольцо, и при необходимости кольца-проставки. В адаптере необходимо обеспечить скрытое положение крепежа - чтобы было возможно воспользоваться байонетом по назначению. Крепление (стягивание) пакета закладное кольцо+крышка+(проставка)+адаптер можно осуществить как винтами так и заклепками. (рис. 8)

Рис. 8 Адаптер М42-NikonF приклепанный к крышке.

Данный переходник предназначался для объектива Мир-3, имеющего "заводную" диафрагму. Спуск диафрагмы находится крайне неудобно. В случае использования штатного адаптера спуск диафрагмы становится недоступным. При изготовлении адаптера из задней крышки отверстие для спуска можно предусмотреть. Но и при этом использовать спуск неудобно - приходится ногтем зацеплять глубоко утопленный курок. (рис. 9)

© 2018 сайт

Система Nikon F формально существует с 1959 года, и, вследствие её древности, отдельные компоненты системы, выпущенные в разное время, не всегда в полной мере сочетаются друг с другом. Тем не менее, поскольку оптика, в отличие от электроники, практически не устаревает, объективы, разработанные в прошлом веке, – не такая уж большая редкость на современных цифровых фотокамерах. На этой странице читатель найдёт информацию о том, какие из объективов Nikon (Nikkor) совместимы с фотоаппаратами как цифровой, так и плёночной эры, какие объективы с ними принципиально не совместимы и какие совместимы лишь отчасти.

О таблицах совместимости

Для большей наглядности данные представлены в виде нескольких таблиц. Строки обозначают конкретную модель фотоаппарата либо целую группу моделей, объединённых единым принципом совместимости. Столбцы таблиц посвящены различным типам объективов, а именно:

A или Pre-AI – объективы с ручной фокусировкой и ручным индексированием диафрагмы, выпускавшиеся с 1959 по 1977 гг.

AI и AI-s – объективы с ручной фокусировкой и автоматическим индексированием диафрагмы.

AI-P – объективы AI, снабжённые электронным чипом.

AF – безмоторные автофокусные объективы с отвёрточным приводом.

AF-I , AF-S, AF-P – автофокусные объективы со встроенным фокусировочным мотором.

VR – объективы с оптическим стабилизатором изображения.

G – объективы, лишённые кольца управления диафрагмой.

PC-E – тильт-шифт объективы с ранним вариантом электронного привода диафрагмы.

E – новейшие объективы с электронным приводом диафрагмы. Не путать с объективами серии E, выпускавшимися на рубеже 70-х – 80-х гг. XX в. Последние являются разновидностью AI объективов.

DX – объективы с уменьшенным кругом изображения, предназначенные для цифровых зеркальных фотоаппаратов формата DX (кроп-фактор 1,5).

По аналогии с DX объективами, объективы, предназначенные для полнокадровых фотокамер, принято условно называть FX объективами, даром что как таковой маркировки «FX» на полноразмерных объективах не бывает.

Имейте в виду, что большинство объективов относится сразу к нескольким категориям (например, AF-S G VR DX).

Если у вас возникнут трудности с расшифровкой никоновских аббревиатур, советую обратиться за помощью к специальной статье – «Маркировка объективов Nikon ». Об экспозамере и о режимах определения экспозиции можно почитать в статье «Экспозиция: теория ».

В таблицах использованы следующие цветовые обозначения:

Зелёный цвет означает, что все функции камеры и объектива работают исправно или с незначительными оговорками.

Жёлтый цвет означает, что часть важных функций оказывается недоступна, но пользоваться фотоаппаратом всё равно можно, хоть и с меньшим комфортом.

Красный цвет означает, что съёмка либо невозможна в принципе, либо затруднена настолько, что практическое использование данной комбинации не представляется целесообразным.

О том, что означают цифры в ячейках, можно узнать из примечаний, расположенных под таблицами.

Таблица совместимости для цифровых зеркальных фотоаппаратов

Фотоаппараты Объективы
A AI,
AI-s
AI-P AF AF-I,
AF-S
AF-P (DX) AF-P (FX) PC-E E
D1, D1H, D1X X 2; 5 2 1 1 3; 4; 6 3; 4; 6 7 8
D2H, D2Hs, D2X, D2Xs X 2 2 1 1 3; 4; 6 3; 4; 6 7 8
D3, D3s, D3X X 2 2 1 1 3; 4; 6 1** 1 1
D4, D4s X 2 2 1 1 1* 1 1 1
D5 X 2 2 1 1 1 1 1 1
D100 X 6 2 1 1 3; 4; 6 3; 4; 6 7 8
D200 X 2 2 1 1 3; 4; 6 3; 4; 6 7 8
D300, D300s, D700 X 2 2 1 1 3; 4; 6 1** 1 1
D800/D800E, D810 X 2 2 1 1 1* 1 1 1
D500, D850 X 2 2 1 1 1 1 1 1
Df 2 2 2 1 1 1* 1 1 1
D70, D70s, D80 X 6 2 1 1 3; 4; 6 3; 4; 6 7 8
D90 X 6 2 1 1 3; 4; 6 3; 4; 6 1 8
D7000 X 2 2 1 1 3; 4; 6 1** 1 1
D7100, D7200, D600, D610, D750 X 2 2 1 1 1* 1 1 1
D7500 X 6 2 1 1 1 1 1 1
D50 X 6 2 1 1 3; 4; 6 3; 4; 6 7 8
D40, D40x, D60 6 6 2 3 1 3; 4; 6 3; 4; 6 7 8
D3000 6 6 2 3 1 3; 4; 6 3; 4; 6 1 8
D3100, D3200, D5000, D5100 6 6 2 3 1 3; 4; 6 3; 4; 6 1 1
D5200 6 6 2 3 1 1* 1** 1 1
D3300, D3400, D5300, D5500, D5600 6 6 2 3 1 1 1 1 1

Примечания

1 – полностью совместимы.

3 – не работает автофокус.

4 – не работает ручной фокус.

6 – не работает экспонометр.

8 – диафрагма всегда открыта.

X – механически несовместимы.

* – невозможно отключить стабилизатор (VR).

** – после выключения и повторного включения камеры объектив будет сфокусирован на бесконечность.

Все без исключения цифровые зеркальные фотоаппараты Nikon полностью совместимы с объективами типа G, а также с объективами, снабжёнными стабилизатором изображения (VR), в связи с чем я не стал загромождать таблицу соответствующими столбцами.

Не трудно заметить, что на младших камерах Nikon (D40, D60, D3000, D5000 и т.д.) без каких-либо оговорок и ограничений будут работать только AF-S или немногочисленные AF-I объективы.

Объективы с шаговым фокусировочным мотором (AF-P) работают лишь с новейшими фотокамерами, причём полнокадровые (FX) и кропнутые (DX) AF-P объективы ведут себя по-разному.

Разумеется, с A, AI, AI-s и AI-P объективами возможна исключительно ручная фокусировка вне зависимости от камеры. Это, в общем-то, нормально для исходно ручных объективов и не является признаком несовместимости.

Современные цифровые зеркальные фотоаппараты абсолютно несовместимы с объективами «рыбий глаз» инвазивного типа, выпускавшимися c 1962 по 1970 гг, а также с объективами серии Nikon IX, выпускавшимися в 90-х гг. При попытке установить столь экзотический объектив на современную камеру вы рискуете сломать зеркало.

Полный диапазон подвижек тильт-шифт объектива PC-E NIKKOR 24mm f/3.5D ED доступен только на фотоаппаратах D3, D3s, D3X, D4, D4s и D5.

Полный диапазон подвижек тильт-шифт объектива PC NIKKOR 19mm f/4E ED доступен только на фотоаппаратах D3, D3s, D3X, D4, D4s, D5, D800, D810, D850, Df и D500.

Объективы для беззеркальных камер Nikon Z в принципе не могут быть установлены на зеркальный фотоаппарат, поскольку имеют другой байонет. Установить их с помощью какого-нибудь переходника также невозможно из-за слишком короткого рабочего отрезка.

Об использовании DX и FX объективов

DX объективы технически совместимы как с DX, так и с FX фотоаппаратами, однако их использование на полнокадровой камере лишено практического смысла: вряд ли кто-то в здравом уме станет покупать полнокадровый аппарат , чтобы затем использовать только часть площади его матрицы. В то же время полнокадровые объективы вполне уместны на DX камерах. При этом следует помнить, что угол изображения объектива уменьшается, а эквивалентное фокусное расстояние увеличивается в 1,5 раза (см. «Кроп-фактор »).

Фотоаппараты Объективы
FX DX
D1, D1H, D1X, D2H, D2Hs, D2X, D2Xs + +
D3, D3s, D3X, D4, D4s, D5 +
D100, D200, D300, D300s, D500 + +
D700, D800/D800E, D810, В850 +
Df +
D70, D70s, D80, D90, D7000, D7100, D7200, D7500 + +
D600, D610, D750 +
D50, D40, D40x, D60, D3000, D3100, D3200, D3300, D3400, D5000, D5100, D5200, D5300, 5500, D5600 + +

Примечания

+ покрывает всю площадь кадра.

покрывает часть площади кадра.

Таблица совместимости для беззеркальных фотоаппаратов

Фотоаппараты Объективы
A AI,
AI-s
AI-P AF AF-I, AF-S, AF-P VR G, PC-E, E
Z6, Z7 2 2 1 3 1 1 1

Примечания

1 – полностью совместимы.

2 – доступны только A и M режимы определения экспозиции.

3 – не работает автофокус.

Абсолютно все объективы с байонетом Nikon Z полностью совместимы со всеми без исключения беззеркальными фотоаппаратами Nikon Z. Иными словами, система Nikon Z (в отличие от системы Nikon F) обладает полной внутрисистемной совместимостью, а потому создавать отдельную таблицу для Z объективов нет никакого смысла.

Приведённая выше таблица касается объективов с байонетом Nikon F. Эти объективы изначально предназначены для зеркальных камер, и на беззеркальные аппараты Nikon Z могут быть установлены только с помощью переходника Nikon FTZ. Это означает, что когда я пишу «полностью совместимы», я имею в виду «полностью совместимы при наличии переходника».

Электронный дальномер, помогающий при ручной фокусировке, будет работать только на объективах, имеющих индексы D, G, PC-E или E. Иными словами, дальномер не будет работать со всеми традиционными мануальными объективами (A, AI, AI-s, AI-P), а также с частью отвёрточных объективов AF.

Стабилизация изображения будет работать со всеми без исключения объективами (даже без VR), поскольку камеры Nikon Z имеют встроенный стабилизатор.

Отсутствие автофокуса у объективов A, AI, AI-s и AI-P является нормой, поскольку его от них никто никогда и не ждал.

Nikon предупреждает, что некоторые A или Pre-AI объективы могут быть механически несовместимы с переходником FTZ. В связи с этим, устанавливать такие объективы следует с большой осторожность.

Также механическая несовместимость возможна со следующими объективами и приспособлениями: серия Nikon IX; телеконвертер TC-16A AF; объективы, предназначенные для использования вместе с фокусировочным модулем AU-1 (400mm f/4.5, 600mm f/5.6, 800mm f/8, 1200mm f/11); объективы «рыбий глаз» инвазивного типа (6mm f/5.6, 7.5mm f/5.6, 8mm f/8, OP 10mm f/5.6); 2.1cm f/4; макрокольцо K2; 180-600mm f/8 ED с серийными номерами 174041-174180; 360-1200mm f/11 ED с серийными номерами 174031-174127); 200-600mm f/9.5 с серийными номерами 280001-300490; автофокусные объективы для фотоаппарата Nikon F3AF (AF 80mm f/2.8, AF 200mm f/3.5 ED, телеконвертер TC-16 AF); PC 28mm f/4 с серийными номерами до 180900 включительно; PC 35mm f/2.8 с серийными номерами 851001-906200; PC 35mm f/3.5 (старая версия); Reflex 1000mm f/6.3 (старая версия); NIKKOR-H Auto 2.8cm f/3.5 (28mm f/3.5) с серийными номерами до 362000; NIKKOR-S Auto 3.5cm f/2.8 (35mm f/2.8) с серийными номерами до 928000; NIKKOR-S Auto 5cm f/2 (50mm f/2); NIKKOR-Q Auto 13.5cm f/3.5 (135mm f/3.5) с серийными номерами до 753000; Micro-NIKKOR 5.5cm f/3.5; Medical-NIKKOR Auto 200mm f/5.6; Auto NIKKOR Telephoto-Zoom 85-250mm f/4-4.5; Auto NIKKOR Telephoto-Zoom 200-600mm f/9.5-10.5.

Таблица совместимости для плёночных автофокусных зеркальных фотоаппаратов

Фотоаппараты Объективы
A AI, AI-s,
AI-P
AF AF-I,
AF-S
AF-P VR G PC-E E
F4 2; 10 2 1 1 3; 4; 6 11 9 7 8
F5 X 2; 5 1 1 3; 4; 6 1 1 7 8
F6 X 2 1 1 3; 4; 6 1 1 7 8
F-801 (N8008), F-801S (N8008S) X 2; 5 1 3 3; 4; 6 11 9 8 8
F90 (N90), F90X (N90s) X 2; 5 1 1 3; 4; 6 11 9 7 8
F100 X 2; 5 1 1 3; 4; 6 1 1 7 8
F-501 (N2020) X 2 1 3 3; 4; 6 11 9 8 8
F80 (N80) X 6 1 1 3; 4; 6 1 1 7 8
F-601 (N6006) X 2; 5 1 3 3; 4; 6 11 9 8 8
F70 (N70) X 2; 5 1 1 3; 4; 6 11 9 7 8
F75 (N75) X 6 1 1 3; 4; 6 1 1 7 8
F-401 (N4004), F-401S (N4004S), F-401X (N5005) X 6 1 3 3; 4; 6 11 1 8 8
F50 (N50), F55 (N55), F60 (N60) X 6 1 3 3; 4; 6 11 1 8 8
F65 (N65) X 6 1 1 3; 4; 6 1 1 7 8

Примечания

1 – полностью совместимы.

2 – доступны только A и M режимы определения экспозиции.

3 – не работает автофокус.

4 – не работает ручной фокус.

5 – не работает матричный экспозамер (доступны только точечный и центровзвешенный режимы).

6 – не работает экспонометр.

7 – ручное управление диафрагмой.

8 – диафрагма всегда открыта.

9 – доступны только P и S режимы определения экспозиции.

X – механически несовместимы.

Очевидно, что современные AF-S G VR объективы будут работать без ограничений лишь на шести плёночных камерах: F5, F6, F100, F80, F75, F65.

AF-P объективы абсолютно бесполезны на плёночных аппаратах.

При использовании объективов с электронным приводом диафрагмы (E) на плёночных камерах управление диафрагмой становится принципиально невозможным и диафрагма всегда будет полностью открыта. Для PC-E объективов в некоторых случаях доступно ручное управление диафрагмой.

Таблица совместимости для плёночных зеркальных фотоаппаратов с ручной фокусировкой

Фотоаппараты Объективы
A AI, AI-s,
AI-P
AF, AF-I,
AF-S
AF-P VR G PC-E, E
Nikon F 1 1 3 3; 4; 6 11 12 8
F2, F3 10 1 3 3; 4; 6 11 12 8
Nikkormat: FT, FTn, FT2, FS,
EL, ELW
1 6 3 3; 4; 6 11 12 8
Nikkormat: FT3 10 1 3 3; 4; 6 11 12 8
EL2, FE 10 1 3 3; 4; 6 11 12 8
FE2, X 1 3 3; 4; 6 11 12 8
FA, F-601M (N6000), FE10 X 1 3 3; 4; 6 11 8 8
FM, FM2, FM3A, FM10 X 1 3 3; 4; 6 11 12 8
EM, FG, F-301 (N2000), FG-20 X 1 3 3; 4; 6 11 12 8

Примечания

1 – полностью совместимы.

3 – не работает автофокус.

4 – не работает ручной фокус.

6 – не работает экспонометр.

8 – диафрагма всегда открыта.

10 – не работает механизм прыгающей диафрагмы

11 – не работает стабилизатор.

12 – диафрагма всегда закрыта.

X – механически несовместимы.

Наличие стабилизатора (VR) или автофокуса (AF) само по себе никак не мешает установке объектива на фотоаппарат, но работать они не будут ни с одним из ручных аппаратов.

Автофокусные объективы будут работать только в режиме ручной фокусировки, к чему они не слишком приспособлены, и потому их использование на ручных камерах нецелесообразно. Фокусировочные кольца классических ручных объективов гораздо удобнее для ручной фокусировки, чем кольца большинства автофокусных объективов, и позволяют осуществлять наводку на резкость более точно.

G объективы не имеют кольца управления диафрагмой и потому практически бесполезны на ручных камерах, несмотря на механическую совместимость. Экспонометр-то будет работать, но диафрагма окажется прикрыта до предела как при экспозамере, так и при съёмке. Исключение – фотоаппараты FA, F-601M и FE10, которые в режиме P устанавливают диафрагму G объектива на максимальное значение.

Управление диафрагмой также невозможно с объективами E и PC-E, подразумевающими электронный привод диафрагмы, однако, в отличие от G объективов, диафрагма всегда остаётся открытой.

Словом, только объективы семейства AI будут работать на большинстве ручных аппаратов в полном соответствии со своим предназначением.

Ещё о совместимости плёночных фотоаппаратов

Объективы «рыбий глаз» инвазивного типа (Fish-eye-NIKKOR 8mm f/8 и Fish-eye-NIKKOR 7.5mm f/5.6) совместимы только с пятью профессиональными камерами: F, F2, F3, F4, F5; а также с любительскими фотоаппаратами серии Nikkormat (кроме Nikkormat FT3). При установке инвазивного объектива поворотное зеркало фотоаппарата фиксируется в верхнем положении, в связи с чем возникает необходимость в дополнительном внешнем параллаксном видоискателе, который устанавливается в горячий башмак камеры напрямую (Nikon F и F2) или через переходник (Nikon F3, F4 и F5).

Объективы AF-80mm f/2.8 Nikkor и AF-200mm f/3.5 Nikkor рассчитаны на использование исключительно в связке с Nikon F3AF – экзотической автофокусной версией Nikon F3, выпущенной в 1983 г. С прочими фотоаппаратами эти объективы не совместимы, а современные автофокусные объективы Nikon в свою очередь не совместимы с F3AF.

Объективы серии Nikon IX предназначались для дешёвых любительских фотоаппаратов Pronea 600i и Pronea S, выпускавшихся в 90-х годах и рассчитанных на плёнку забытого нынче формата IX240 (APS). С полноформатных 35-мм камерами объективы Nikon IX несовместимы. Сами же аппараты Pronea совместимы с полноформатными объективами типа AF, AF-I, AF-S, G и несовместимы с объективами типа A, AI, AI-s, AI-P.

Объективы Nikon DX механически совместимы со всеми плёночными Никонами, но, как и в случае с полнокадровыми цифровыми аппаратами, уменьшенный круг изображения позволит покрыть только часть кадра, оставляя углы чёрными. Кроме того, поскольку почти все DX объективы относятся к типу G, т.е. не имеют кольца диафрагмы, их применение на большинстве плёночных камер оказывается попросту невозможным.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Байонет - это научное название крепления объектива для фото- и видеотехники. Он может представлять собой систему креплений или специальный узел, с помощью которого на фотоаппарат монтируют объектив. Ведущие компании, производящие фотоаппараты, разработали собственные стандарты креплений, поэтому часто байонет одной фирмы несовместим с другой. Впрочем, есть стандартизированные системы и дополнительные устройства (например, переходник-байонет), позволяющие устанавливать оптику от разных фирм. Наиболее распространенные типы байонетов: Nikon F, Canon EF и Sony E.

Байонет F компании «Никон»

С развитием фотографии стало понятно, что штатная оптика, намертво соединенная с корпусом устройства, не в состоянии удовлетворить творческие задумки профессионалов. Выход нашли в использовании сменных объективов. Фирма Nikon стала одной из первых, кто ввел стандарт фиксации съемных объективов. Тип байонета, введенный компанией «Никон» в 1959 году, представляет собой байонетное используемое для соединения 35-мм фотокамеры (body) и объектива.

Объективы с оригинальной системой F-байонет интенсивно использовались до 1977 года, пока не появился совместимый с ними элемент типа AI. Даже современные могут быть использованы с прибором типа F и прекрасно работают со старыми камерами, хотя монтаж может потребовать незначительных механических доработок.

Принцип действия

Байонет - это достаточно простое устройство. Для того чтобы подсоединить объектив типа F к камере, нужно вручную совместить выступ на объективе с усиком системы замера экспозиции, который был зафиксирован в позиции диафрагмы f/5,6. Позже объективы этого типа также стали называть pre-AI или non-AI.

Совместимость

Объективы типа байонет Nikon F прекрасно работают со всеми современными камерами Nikon как минимум в режиме ручного выбора экспозиции, особенно если доработать их для совместимости с байонетом AI. В этом случае работа режимов будет зависеть от модели камеры. Матричный замер экспозиции требует особой модернизации байонета, поэтому он, как правило, не работает с такими объективами, даже если их доработать до стандарта AI.

Особенности конструкции

Уже начиная с объективов, оснащенных системой байонет Nikon F, компания использовала механизм прыгающей диафрагмы. То есть эта деталь является постоянно открытой при наведении на резкость и закрывается только за мгновение до момента фотографирования. Благодаря этому изображение в видоискателе не темнеет и не затрудняет наведение, даже если кольцо диафрагмы переведено в закрытое положение. Конструктивно это реализовано в виде рычага, встроенного в гнездо камеры, который опускается перед тем как сделать снимок. В объективе освобождается другой рычаг, который под действием пружины закрывает лепестки диафрагмы.

Байонет Nikon типа AI

AI (Automatic Indexing) - усовершенствованная версия первого байонета Nikon F - была предложена в 1977 году. Поклонники продукции «Никон» ждали обновленную систему, позволявшую быстрее проводить смену оптики. Порою шедевр от посредственной фотографии отделяет несколько упущенных секунд, впустую потраченных на замену объектива. И фотогигант представил новый байонет. Это модернизированная конструкция, позволившая ставить объектив одним движением руки и не тратить время на попадание кольцом диафрагмы в индексный усик.

При использовании на современных камерах AI-объективы могут работать в таких режимах, как ручной (M) и приоритета диафрагмы (A) с измерением экспозиции точечно или по центру. Некоторые камеры также могут применять метод матричного замера.

Объективы старого типа (F) очень легко доработать до AI путем наращивания выступления, которое, задевая за рычаг в байонете камеры, сообщает о позиции кольца диафрагмы.

Нововведения

Ожидалось, что основным нововведением будет установление механических рычагов, которые должны сообщать камере о объектива. Специалисты предполагали, что новые камеры «Никона» будут каким-то образом использовать эту информацию. Но модернизированного байонета это не коснулось. Конструкторы пошли другим путем: современные объективы передают необходимую информацию с помощью электроники. Данный способ оказался значительно дешевле и надежнее. AI-объективы сейчас продаются за бесценок, хотя они мало уступают современным AI-S (например, у них отсутствует режим быстрой программы).

На территории СССР и Украины 35 мм камеры и объективы, совместимые с байонетом Nikon AI, выпускал киевский завод «Арсенал». Среди камер были следующие:

  • «Киев-17»;
  • «Киев-20»;
  • «Киев-19»;
  • «Киев-19М»;
  • Линейка объективов Arsat.

Байонет типа Nikon AI-s

Это следующий этап эволюции съемных объективов. Такое устройство используется и сегодня. От AI его легко отлить по специфическому округленному вырезу на байонете, имеющейся на хромированном кольце шкале (в AI поверхность черная), нанесенном оранжевой краской обозначении минимальной диафрагмы.

Литера «S» обозначает, что коэффициент закрывания диафрагмы линейно влияет на отклонения рычага-индикатора диафрагмы в байонете. Благодаря нововведению в камерах с автофокусом точность измерения диафрагмы значительно повысилась. Для моделей с ручным управлением данное усовершенствование значения не имеет.

Совместимость с предыдущими типами

  • Все AI-S-объективы совместимы с AI-объективами.
  • Все AF, AF-I и AF-S-объективы также совместимы с системой байонет AI-S.
  • Все AI-S-объективы работают на «зеркалках» Nikon как минимум в ручном режиме.
  • Большинство зеркальных камер «Никон», включая цифровые, могут функционировать в режиме приоритета диафрагмы, кроме ряда устройств любительского уровня.

Прежде чем планировать покупку, ознакомьтесь с инструкцией пользователя камеры, где всегда подается информация о поддержке конкретных типов объективов.

Байонет типа P

Этот гибридный стандарт был введен в 1988 году специально для длиннофокусных ручных объективов, которые должны были удержать позиции Nikon до момента, пока длиннофокусные AF-объективы не приобретут массового распространения. На тот момент лучшими «автофокусниками» были модели с параметрами 300 mm f/2 8.

Nikon выпустил немного объективов типа P. Среди них 500mm f/4 P (1988 г.); 1200-1700 mm f/5,6-8,0 P ED; 45mm f/2,8 P.

Объективы типа P являются ручными AI-S с несколькими добавленными электронными контактами байонета AF. Такой подход дал возможность использовать режим матричного замера экспозиции, который только появлялся на автофокусных камерах.

Байонет типа AF

Никоновские автофокусные объективы AF (кроме AF-I и AF-S) наводятся на резкость благодаря вращению двигателя в камере, которое передается через специальный механизм в съемный объектив. Фотографы подобный механизм называли «отверткой». Сейчас эта система выглядит примитивной по сравнению с автофокусной системой Canon, но такая конструкция позволила в далеком 1980-м сохранить полную совместимость с неавтофокусными объективами. Все автофокусные устройства (в том числе AI-S) прекрасно работают на неавтофокусных камерах. Однако аппараты, не поддерживающие AI, все же потребуют доработки.

Байонет типа AF-N

Обозначение AF-N было введено только чтобы отличать AF-объективы старых серий от более новых. После выпуска первых AF-объективов «Никон» решил, что имея такую ​​удобную технологию, никто больше не будет фотографировать в ручном режиме. Поэтому первые AF-объективы оборудовались тоненьким неудобным кольцом ручной фокусировки, которым пользоваться было практически невозможно. Однако выяснилось, что фотографам больше нравятся старые добрые широкие прорезиненные кольца фокусировки. Поэтому инженеры вернули их назад на автофокусные объективы и назвали новые модификации AF-N. Современные объективы оснащены удобными кольцами фокусировки, поэтому обозначение AF-N к ним больше не применяется.

Байонет типа AF-D

Объективы этой категории сообщают «интеллекту» камеры о расстоянии, на которое они сфокусированы. Теоретически в специфических ситуациях это должно помочь системе матричного замера определить экспозицию точнее, особенно при использовании вспышки. Но на практике байонет AF-D имеет больше маркетинговое значение, чем практическое. Более того, наличие AF-D может даже вызвать неправильное определение экспозиции, если вспышка и матрица (пленка) находятся на разных расстояниях от объекта съемки.

Скорость фокусировки не имеет ничего общего с наличием или отсутствием поддержки байонета AF-D. Просто это более новые объективы, поэтому функционируют они быстрее, чем предшественники. Все AF-D-объективы, так же, как AF и AI-S, прекрасно работают на неавтофокусных камерах.

Canon EF

Байонет - это не эксклюзивная концепция фирмы «Никон». Другие компании также разрабатывали свои системы крепления сменных объективов. Извечный конкурент - компания Canon - также славится продуманными типами конструкций байонета. В то время, когда Nikon продвигал систему AI-S, «Кэнон» презентовал отличный байонет EF.

Байонет Canon появился впервые на камере EOS 650 в 1987 году, когда компания запустила в серию автофокусные зеркальные камеры. Данный элемент отличался от аналогов, прежде всего, наличием электрических контактов, по которым в объектив передавалась информация по управлению. При этом в байонет EF от механического управления диафрагмой, привода автофокуса и некоторых других свойств отказались. Значительно позже подобный вариант управления использовал Olympus в системе Four-Thirds.

Canon EF-S

Вариант EF-S предусматривает короткий отрезок от задней линзы до сенсора изображения. Он является частично совместимым со стандартом EF, поскольку объективы с байонетом EF могут использоваться в камерах с байонетом EF и EF-S.

Байонет E компании Sony

Байонет E представляет собой фирменное крепление разработки «Сони» для объективов к беззеркальным фотокамерам серии Alpha NEX и к видеокамерам NXCAM. Это достаточно свежая разработка, внедренная в 2010 году и реализованная впервые в продуктах серии Sony α (фотокамеры NEX-3, -5). Особенностью соединения системы байонета E является десятиконтактный цифровой интерфейс.

Байонет с индексом «E» используется в беззеркальных компакткамерах, оснащенных матрицами, выдающими качество снимков на уровне «зеркалок». Одновременно для зеркальных фотоаппаратов инженеры «Сони» применяют байонет A для передовой сменной оптики с системой полупрозрачных зеркал. Две системы помимо некоторых особенностей конструкции отличаются величиной рабочего отрезка. Это расстояние от фокальной плоскости (матрицы) до конца объектива. В зеркальных камерах матрицу и объектив разделяет зеркало, поэтому рабочий отрезок получается большим, увеличивается физический размер сменной оптики. Для устройства байонет E зеркало не требуется, поэтому объективы гораздо легче и компактнее.

Совместимость с продукцией других производителей

На удивление японские конструкторы не пошли по собственному пути, а выбрали стратегию открытости. Особенности такой разработки, как байонет Sony E, позволяют выпускать специализированные адаптеры, подсоединяющие объектив практически с любым современным креплением от следующих компаний:

  • Pentax;
  • Olympus;
  • Nikon;
  • Leica;
  • Hasselblad;
  • Exakta;
  • Minolta AF;
  • Canon EF;
  • Contarex;
  • Contax;
  • Rollei;
  • Микро 4:3;
  • Резьбовые T-mount, тип C, M39×1, M42×1 и другие.

В 2011 году компания открыла особенности такого устройства, как байонет Sony, что позволяет сторонним фирмам производить собственные объективы под японские фотокамеры.

Вывод

На первый взгляд байонет не является технически сложной конструкцией. Однако этот узел выполняет несколько важных функций. Он позволяет менять типы объективов в зависимости от выполняемых задач, и чем продуманнее конструкция, тем быстрее и удобнее происходит замена оптики. Вторая важная задача - передача цифровой информации в современных камерах посредством электрических контактов на объективе и байонете, что позволяет объективу и фотоаппарату синхронизироваться для получения максимально качественных снимков и видеокадров.

В данной статье мы поможем разобраться с обозначениями, которыми маркируются современные объективы компании NIKON . На сегодняшний день в своих цифровых фотокамерах NIKON использует два байонета: Nikon F и Nikon 1 mount (или еще называют Nikon CX ).

Байонет Nikon F был представлен в 1959 году и дожил до наших дней, правда оброс немалым количеством усовершенствований и обновлений. Справедливости ради нужно сказать, что даже самые древние не автофокусные объективы 60-х годов можно накрутить на современные цифро-зеркальные камеры и получить работоспособную систему (правда, не всегда и с некоторыми ограничениями и оговорками). Стоит также добавить, что некоторые старые объективы полностью НЕ СОВМЕСТИМЫ с современными камерами. В том смысле, что резьба байонета совместима, но пользоваться ими нельзя, так как используются разные рабочие отрезки и есть риск просто сломать зеркало камеры.

Видно как сильно "оброс" электрическими контактами F-банонет. Слева - образца 70-х годов, справа - современный

Nikon 1 mount (Nikon CX) - байонет, используемый в беззеркальных цифровых камерах компании NIKON . Стандарт был представлен в сентябре 2011 года. Матрица формата CX имеет кроп-фактор, равный 2,7.

Итак, давайте разбираться.

Первое и основное: Все объективы NIKON производятся под торговой маркой NIKKOR .

Торговая марка NIKKOR появилась в 1932 году, как европеизированное написание более раннего варианта Nikkō (日光) , который, в свою очередь, являлся сокращением полного тогдашнего названия компании Nippon Kōgaku («Японская оптика»; 日本光学) . Nikkō также означает «солнечный свет» и является названием одного из японских городов. Первый объектив под торговой маркой NIKKOR , «Aero-NIKKOR» , был выпущен в 1933 году (взято в Wikipedia - прим. авт.).

Существует два основных разветвления объективов для байонета F , предназначенных для определенных типов цифровых зеркальных камер - это FX и DX . FX - объективы для полнокадровых зеркальных камер, DX - для неполных APS-C матриц («кропнутых» матриц - кроп-фактор = 1.5). Обратите внимание, что аббревиатуру FX на корпусе объектива вы не встретите. То есть, если нет обозначений DX , CX или 1 NIKKOR , значит перед вами объектив для полнокадровых камер - FX .

Таким образом:

  • Объективы FX можно использовать и с полнокадровыми камерами и с APS-C (кропнутыми) камерами. Но при использовании с кропнутыми камерами, нужно учитывать кроп-фактор - 1,5 .
  • Объективы DX можно накрутить на полнокадровые камеры, но использовать не желательно, так как нельзя будет получить полное изображение из-за уменьшенного рабочего отрезка объектива. В итоге, на фотографии будет сильное виньетирование - закругленные черные углы. Современные полнокадровые камеры обладают функцией «использование DX-кадра», позволяющей использовать только среднюю часть матрицы для получения изображения при помощи объективов DX , но полноценной «защиты от дурака» - нет.
  • Объективы FX/DX не имеют резьбовой совместимости с камерами Nikon 1 , так как применены разные байонеты, но использовать их возможно через специальный переходник FT1 . Правда, возможно ТОЛЬКО использование объективов AF-S (о них - в статье дальше), да и то не всех. Подробнее таблицу совместимостей можно посмотреть .
  • Объективы CX / 1 NIKKOR технически не совместимы с FX / DX камерами.

Выше рассмотрены характеристики объективов, отталкиваясь от принадлежности их к определенному типу камеры. Но фактически, первые обозначения в названии объектива, которые вы встретите будут касаться его принадлежност к "автофокусности" или специализированному назначению:

  • AF (Autofocus) — автофокусные объективы без встроенного мотора фокусировки. В них используется встроенный в камеру мотор для автофокусировки («отверточная» камера). Если на камере отсутствует "отвертка" (во всех новых бюджетных камерах ее нет), объектив будет работать без автофокусировки.

  • AF-S (AutoFocus Silent wave motor) — новое поколение объективов с мотором автофокусировки, для таких объективов не требуется наличие «отвёртки» в камере, фокусировка осуществляется посредством электронных связей объектива-камеры.

  • AF-P - автофокусные объективы, оснащенные шаговыми микродвигателями. Шаговый двигатель позволяет осуществлять очень тихую, быструю, а главное - точную фокусировку.
  • PC - (Perspective control) - объективы с возможностью регулировки сдвига и наклона перспективы, именуемые обычно Tilt-Shift (тильт-шифт) объективами. Tilt - наклон, Shift - сдвиг (англ.). Все тильт-шифт объективы - не автофокусные (только с ручной фокусировкой).
  • PC-E - тильт-шифт объективы с ручной фокусировкий и (E ) электронным приводом диафрагмы.

  • Если подобные обозначения отсутствуют , значит перед нами - неавтофокусные объективы с ручной фокусировкий для FX -камер (полный кадр).
  • Все без исключения объективы CX / 1 NIKKOR являются автофокусными.

Кроме того, Вам могут встретиться еще такие обозначения, но все они относятся к объективам, которые уже достаточно давно сняты с производства, и данные обозначения на новой продукции не встречаются:

  • A / Pre-AI - первыеобъективы с ручной фокусировкой и ручным индексированием диафрагмы, появившиеся под F-байонет.
  • AI / AI-S (Automatic Indexing) — объективы без автофокуса, но уже с электронным индексированием диафрагмы
  • AI-P — объективы без автофокуса, аналогично предыдущим, дополнительно снабжены электронным экспозамером.
  • AF-N (AF-new cosmetics) — объективы с прорезиненным кольцом ручной фокусировки. Тоже самое, что и AF, только с "нормальным" кольцом фокусировки, которым можно было пользоваться. Так как первые версии AF предпологали ненужность фокусировки руками, кольцо фокусировки было маленьким, тугим и непригодным для использования. С какого то момента, необходимость такого обозначения отпала, так как все объективы начали делать с удобным фокусировочным кольцом.
  • AF-D (AF-Distance Information) — объективы с возможностью передавать камере расстояние до объекта. В настоящие время, на современных объективах, это обозначение не используется так как все новые объективы оснащаются такой возможностью.
  • AF-I (AF-Internal Motor) — первое поколение объективов со встроенным мотором автофокусировки. Поначалу им снабжались только очень дорогие телефокусные объективы.

После вышеперечисленного, в названии объектива, можно встретить еще такие обозначения:

Micro (Макро-объектив) - обозначение специализированных объективов, предназначенных для для мАкросъемки). Кажется, только NIKON решили всех перехитрить и как-то "ни как у всех" обозначить этот тип линз).

Fisheye (Рыбий глаз) - разновидность сверхширокоугольных объективов с неисправленной дисторсией (в данном случае - бочкообразным геометрическим искажением). От обычных короткофокусных объективов отличается прежде всего углом поля зрения, близким к 180° или превышающим его.

Zoom (ЗУМ-объектив) - раньше обозначались объективы с переменным фокусным расстоянием. Сейчас zoom - уже не пишут.

Далее, следует числовое обозначение . Одним числом (например - 35mm, 50mm, 100mm, 135mm), обозначаются ФИКС объективы. Двумя числами через дефис (например - 17-40mm, 70-200mm, 100-400mm), ЗУМ-объективы с переменным фокусным расстоянием, от минимального до максимально возможного.

Потом всегда указываются максимально возможные, для этого фокусного расстояния, значения . Обозначения имеют следующий вид (это примеры, реальные указанные числа на конкретных объективах будут различаться):

  • 1:1.8 - встречается как на фикс- так и на зум-объективах.
  • 1:3.5-5.6 - встречается на зум-объективах.

Выше рассмотренные обозначения - фокусное расстояние и диафрагма, это основные параметры, которые присутствуют всегда и на всех объективах.

Кроме них, в названии объектива можно встретить еще и такое:

  • VR (Vibration Reduction) — оптический стабилизатор изображения
  • D (D-type) - объективы, которые передают информацию о расстоянии до объекта съемки в корпус автофокусных фотокамер. Основное преимущество D-type объективов - возможность использование автоматического TTL режима вспышки, так как именно там имеет ключевое значение расстояние до объекта.
  • G (G-type) — современные объективы, не имеющие кольца диафрагмы, диафрагма устанавливается из меню фотокамеры. Они, как и D-type - тоже передают информацию о расстоянии до объекта.
  • E (E-type) - то же, что и G-type, только диафрагма закрывается электромагнитным мотором, встроенным в корпус объектива (в G - она закрывается механическим элементом)

  • ED (Extra-low Dispersion) - в объективе используются стекло со сверхнизким рассеиванием (низкодисперсное) для снижения хроматических аберраций.
  • FL (Fluorite) - применяется флюоритовый элемент, обладающий исключительно низким коэффициентом рассеивания и устраняющий вторичные (пурпурно-зелёные) хроматические аберрации ещё эффективнее, чем сверхнизкодисперсионное стекло (ED)
  • IF (Internal Focusing) - объектив не меняющий физических размеров при зумировании, фокусировка происходит за счёт смещения линз внутри объектива.
  • PF (Phase Fresnel) - применение линз Френеля позволяет уменьшить вес и габариты объектива. Кроме того, линзы Френеля способствуют устранению хроматических аберраций.
  • II, III - римские цифры в обозначении обозначают просто обновленную версию объектива, не более того.

Кроме того, на корпусе объектива могут попадаться еще и такие обозначения:

  • SIC (Super Integrated Coating) - объектив с многослойным просветляющим покрытием, которое помогает сократить двоение изображения и блики до минимального уровня.
  • AS (Aspherical) - в объективе используются асферические элементы для устранения сферических аберраций, комы и прочих искажений.
  • HRI (High Refractive Index) - использование линз с высоким коэффициентом преломления, позволяющие компенсировать как искривление поля, так и сферические аберрации.
  • ML (Meniscus Protective) - cкругленный менисковый защитный стеклянный элемент устанавливается спереди объектива для минимизации двоения изображения путем рассеивания света, отраженного от матрицы или пленки и защитного стекла. Использование менисковых защитных линз гарантирует получение четких изображений.
  • N (Nano Crystal coat) - использование нанокристаллического покрытия, позволяющего уменьшить блики и отражения.
  • SWM (Silent Wave Motor) - ультразвуковой фокусировочный мотор, который используется в AF-S объективах.
  • CRC (Close Range Correction) - система коррекции, помогающая фокусировке на короткой дистанции. Система CRC используется в объективах типа «рыбий глаз», широкоугольных объективах, объективах Micro, а также в некоторых телеобъективах NIKKOR среднего диапазона.
  • RF (Rear Focusing) - фокусировка задней группы линз. Фактически - частный случай внутренней фокусировки (IF).
  • RD - закругленная диафрагма. В закругленной диафрагме используются лепестки, разработанные для создания круглого отверстия для получения более красивого смягчающего эффекта размытия.
  • DC (Defocus Control) - в объективе есть функция контроля боке, позволяющая получить более интереское размытие заднего плана. Особенно актуально в портретной съемке.
  • Noct — светосильная оптика для астрофотографии.

Обратите внимание, что не все обозначения могут быть нанесены на корпус объектива. Так как многие технологии уже стали правилом "хорошего тона" и применяются практически во всей линейке продукции (как напимер HRI или SIC ), упоминанио о них вы найдете только в спецификациях современных объективов - в мануале или на сайте.

Кроме того, стоит упомянуть технологии, которые встречаются пока что, только в объективах CX (1 Nikkor) для беззеркальных систем:

  • AW (All Weather) - водонепроницаемые объективы для водонепроницаемых камер ;
  • PD-Zoom (Power Drive Zoom) - объективы со встроенным мотором для зумирования, предназначенные в первую очередь для съемки видео. Смысл в том,что трансфокатор не крутим руками, а нажимая рычаг - плавно приближаем/удаляем.

Ну и напоследок - рассмотрим элементы управления, которые тоже можно встретить на корпусе определенных объективов:

Все вышеуказанные рычаги управления меняют определенные функции, встроенные в объектив.

A - M - включение и выключение автофокуса. Обратите внимание, что при включенном автофокусе А - крутить кольцо фокусировки нельзя, так как можно сломать фокусировочный механизм,

M/A - M - включение и выключение автофокуса. Но при включенном М/А режиме автофокус работает до тех пор, пока вы не начнете крутить кольцо фокусировки, после чего автофокус выключается и можно руками производить дофокусировку. Как только отпускаете фокусировочное кольцо - снова включается автофокус.

A/M - M - тоже включение и выключение автофокуса. Разница с M/A в том, что автофокус работает постоянно, и если вы вдруг случайно задели рукой фокусировочное кольцо, автофокус вернет фокусировку туда, куда нужно, то есть объектив в приоритет ставит автоматическую фокусировку. А вот у M/A , приоритетом является ручная фокусировка, и если вы руками "дофокусировались" - автоматика поправлять Вас не будет.

FULL - (∞ - 3m) - уточняет дистанцию, на которой будет осуществляться фокусировка. В данном случае, если объект явно ближе 3-х метром, включаем FULL режим. Если дальше 3-х метров, то переключаем ползунок во второй режим (от 3 метров до бесконечности). Эта функция нужна для того, чтобы "продлить жизнь" фокусировочному мотору, так как он, при переключении определенного режима, не будет делать лишнюю работу, понимая с какой дистанции "ловить" объект в фокус.

VR (ON - OFF - NORMAL - SPORT) - включение и выключение оптической стабилизации изображения, а также специфические функции использования стабилизатора. Необходимо, в первую очередь, для съемки со штатива, так как стабилизацию в этом случае желательно выключать.

Кроме вышеперечисленных, Вам могут попадаться еще какие-то специфические рычаги включения или выключения тех или иных функций, в этой статье пока что не описанных. Мы будем стараться осветить их в обзорах конкретных объективов на нашем сайте.

Вообще, у NIKON , в связи с попыткой сохранить старый байонет, а соответственно и совместимость старой оптики с новыми камерами, появилось огромное количество разного рода "нюансов и тонкостей", не вникнув в которые можно купить "не совсем то", что подходит именно для вашей камеры.

Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что покупая новую технику одного поколения - таких "нюансов" будет немного, NIKON проводит большую работу унифицируя свои продукты, а возникнуть они могут только при покупке элементов разных поколений. Например - старого б/у объектива к современной камере.

Надеюсь, эта статья ответит на многие вопросы и поможет Вам в выборе. Со временем она будет обновляться и "обрастать" новой информацией - следите за обновлениями и оставайтесь с нами!