Музыкальное интегрированное занятие в старшей группе. «Весна идет, весне дорогу. Музыкальное занятие в старшей группе «Весна к нам пришла Тема музыкального занятия в старшей группе весной

МДОУ «Золотой петушок» с. Бутырки

Конспект открытого комплексного занятия

по программе И.Каплуновой «Ладушки»

Разделы программы , по которым проводится занятие:

Познание

Возрастная группа : разновозрастная – от 4-6 лет.

Тема: « Музыка ВЕСНЫ ».

Дидактическая цель: комплексное развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей;создать условия для открытия детьми новых знаний.

Тип занятия: интегрированное.

Вид занятия: исследовательское.

Задачи:

Развивающие:

Развивать интерес к музыкальным инструментам;

Развивать способность к образным и свободным импровизациям, тембровый слух, воображение;

Развивать умение создавать шумовые композиции;

Помочь детям ощутить радость творчества.

Образовательные:

Привлечь внимание детей к особой красоте звучания весенней природы; расширять представления о весне и её признаках;

совершенствовать вокальные, игровые и танцевальные навыки;

Воспитательные :

Воспитывать самостоятельность, активность;

Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Методы: проблемный, словесный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации: групповая, коллективная.

Форма проведения : игра-путешествие.

Форма общения : диалогическая.

Средства обучения:

2 белых покрывала;

Цветы 2 цветов: желтые и синие;

Мешочки с крахмалом на каждого ребёнка;

2 металлофона;

пустые сосуды;

«снежки» из крахмала;

деревянные, металлические, стеклянные палочки;

4 деревянные ложки;

Запись звучания весенней природы.

Ход занятия:

Дети под музыку входят в зал с воспитателем, останавливаются в центре зала в круг .

Приветствие

М.р .: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте.

М.р. : Так приятно говорить друг другу слова приветствия. А знаете ли вы, что можно здороваться стихами? Давайте сейчас попробуем поздороваться именно так. Но мы будем здороваться не только друг с другом, но и с «солнцем золотым» (скрещивает кисти рук, расставив пальцы ), с «небом голубым» (поднимает руки вверх), с «вольным ветерком» (качает поднятыми вверх руками) , с маленьким дубком» (соединяет запястья рук, разведя кисти рук в стороны), с «утром» (мягкий жест правой руки вправо), с «днём» (такой же жест левой рукой влево), и представьте себе, мы можем поздороваться даже с курицей на улице (изображает двумя руками крылышки). Итак, если вы готовы, то я начну, а вы мне обязательно помогайте.

Здравствуй

Я здороваюсь везде – дома и на улице,

Даже «здравствуй» говорю я соседской… курице.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, Утро! Здравствуй, День!

Нам здороваться не лень!

(Дети садятся на стульчики) .

М.р.: Ребята, скажите мне, где можно услышать музыку (в мультфильмах, в кино, на улице, в песнях, танцах и т.д.)? Правильно. А как вы думаете, в природе музыка живёт? (Ответы детей). Живёт, только прислушаться надо. Сейчас я загадаю вам загадку. Дети, скажите, когда это бывает?

Голубые, синие небо и ручьи

В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

На сугробах ломкие льдинки – кружева.

Первые проталинки, первая трава.

Дети: Весной.

М.р.: Ребята, я предлагаю вам познакомиться с музыкой весны. От весеннего тепла, вся природа ожила. И где растаял снег, появились первые проталинки, похожие на разноцветную мозаику. И в каждой проталинке спряталась музыка весны.

Дети подходят к голубой проталинке.

М.р.: На голубой проталинке музыка живёт.

Кто её узнает и быстро назовёт? (Звучит звуковой эффект « Капель». Дети отгадывают. )

Танец «Танец с зонтиками» под музыку С. Соснина «Солнечная капель» исполняют девочки.

М.р.: К синей проталинке теперь мы подойдём,

И какая музыка там назовём (Звучит звуковой эффект «Журчания ручья» ) .

М.р.: На зелёной проталинке дерево стоит.

И на нём телеграмма для ребят висит. О наступлении весны нам прислали телеграмму. Отгадайте кто ? (Звучит звуковой эффект «Дятел».)

Игра «Займи домик»

Дети подходят к белой проталинке. М.р. обращает внимание детей, что здесь лежит снег, и предлагает с помощью инструментов разыграть сказку «Теремок-холодок».

Посмотрите, ребята, а здесь избушка стоит, вся снегом занесена. Сюда Весна ещё не добралась. И сугробы какие около избушки. Давайте посмотрим, что там под снегом? (Дети подходят к 2 столам, снимают покрывала. На каждом столе находится одинаковый набор инструментов: металлофон, пустая пластиковая бутылка, снежки с крахмалом, барабан, деревянные ложки и т.д.) А в домике в этом, ребята, живут: Снеговик-Шаровик, Вьюга-Бурановна и Старик Ледовик, Солнышко Красное. Ребята, я предлагаю вам подойти к инструментам, поиграть, постучать, и догадаться, каким голосом разговаривает каждый из жителей этого домика (дети исследуют инструменты, педагог ненавязчиво помогает). Ну, чьи голоса вы услышали? (Если дети не догадались о извлечении звука, педагог помогает).

М.р. предлагает с помощью инструментов разыграть сказку «Теремок-холодок».

Стоит в поле теремок-холодок. Он не низок, не высок… Катится мимо Снеговик-Шаровик (мешочки с крахмалом ). Прокатился Снеговик-Шаровик вокруг терема и говорит:

Стоит в поле теремок-холодок. Он не низок, не высок… Кто, кто в теремке? Кто, кто в холодке?

Никто не ответил Снеговику-Шаровику. Закатился он в теремок (мешочки с крахмалом ). И стал жить-поживать. Идёт мимо Старик-Ледовик (удары по стеклянным сосудам ). Идёт, сосульками звеня. Увидел теремок-холодок и говорит:

Я, Снеговик-Шаровик (мешочки с крахмалом ). А ты кто?

А я, Старик-Ледовик (стеклянные сосуды ).

Иди ко мне жить!

Стали они жить вдвоем. Летит мимо Вьюга-Бурановна (дуют в пустой сосуд ). Белым снегом метёт, стонет, свистит. Увидела теремок-холодок и говорит:

Стоит в поле теремок-холодок. Он не низок, не высок, не высок… Кто, кто в теремке? Кто, кто в холодке?

- Я, Снеговик-Шаровик (мешочки с крахмалом).

Я, Старик-Ледовик (металлофон) . А ты кто?

-А я – Вьюга-Бурановна (дуют в пустой сосуд).

Иди к нам жить!

Стали они жить втроём!

Песня «Зимняя песенка» М.Красева

Наступило утро, выглянуло Солнышко Красное (глиссандо на металлофоне) . Увидела теремок-холодок и говорит:

Стоит в поле теремок-холодок. Он не низок, не высок, не высок…Кто, кто в теремке? Кто, кто в холодке?

Я, Снеговик-Шаровик (мешочки с крахмалом).

- Я, Старик-Ледовик (металлофон).

Я, Вьюга-Бурановна (пустой сосуд ). А ты кто?

- А я Солнышко Красное (глиссандо)!

Иди к нам жить!

Заглянуло солнышко в теремок-холодок, засветило, засияло (глиссандо). Послышалось птичье пение. Хорошо, тепло стало. А теремок – кап, кап (металлофон).

С крыши – кап, с крыши – кап…

Стал морозец очень слаб,

А снега осели…

Солнце в тереме живёт,

Солнце в тереме плывёт, как на карусели!

(Звучит звуковой эффект «Пробуждения весны»).

Весна : Что за шум? Что за веселье? Здравствуйте, ребята! Вот я к вам и добралась. Вы уже слышали обо мне и о моих звуках? Какие звуки, назовите. На память о вашем путешествии, я подарю вам подарки. Если у вас хорошее настроение от путешествия – возьмите жёлтый цветок, а если вам было скучно, неинтересно – возьмите синий.

Рефлексия

М.р.: Я вижу, вы выбрали желтые… А что самым интересным для тебя показалось? Скажите, что нового вы сегодня узнали? А что показалось вам трудным? О какой музыке мы с вами говорили сегодня? Что вы можете сказать о звуках весны?

Прощание

Весна : Есть у меня для вас, милые детишки игры да забавы. Сейчас мы оденемся потеплее и пойдём на нашу площадку – будем веселиться, да в игры играть!

Дети и Весна выходят из зала.

Предлагаю вам конспект тематического музыкального занятия «Звуки весны» для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал будет интересен музыкальным руководителям с целью проведения работы по развитию метроритмического и тембрового слуха детей.

Цель. Формировать у детей тембровый слух и метроритмические навыки используя игровые ситуации и дидактические игры. Развивать связную речь и образное мышления создавая творческую атмосферу.

Материал. Детские музыкальные инструменты: клавесы, треугольник, бубен, коробочка; дидактические карточки «Жуки»; картинки с изображением птиц, детей и гусениц; две гусеницы - мягкие игрушки; горошина - мячик зелёного цвета из сухого бассейна; шапочка-петушок.

Музыкальный материал: венгерская народная мелодия «После дождя», «Две гусеницы разговаривают» музыка Д. Жученко, закличка «Солнышко, не прячься», «Скворушка» музыка Ю. Слонова, «Горошина» музыка В. Карасёвой

Ход занятия.

Звучит спокойная музыка.

Дети входят в зал цепочкой и образуют круг.

Музыкальный руководитель в восходящем поступенном движении в пределах квинты поёт фразу: «Здравствуйте, ребята!»

Музыкальный руководитель . Ребята, какое направление мелодии вы услышали? (ответы детей).

А сейчас давайте все вместе споём эту приветственную песенку и рукой покажем направление мелодии (Исполнение детей с движением руки).

Музыкальный руководитель . Вот весна опять пришла -

Сколько звуков принесла…

А звуков действительно много. Давайте прислушаемся, может быть услышим их.

Все прислушиваются.

Музыкальный руководитель . Что вы услышали? (ответы детей).

Звучит фонограмма «Звуки дождя».

Музыкальный руководитель. А какие звуки вы услышали сейчас? (Ответы). Молодцы, вы услышали звуки дождя. А в какое время года их можно услышать? (Ответы). Дождь прошёл, но после него остались … (ответ детей).

Лужи, лужи, лужицы - полные воды.

Лужи, лужи, лужицы - дождика следы.

Сейчас я предлагаю встать врассыпную и каждый представит себе лужицу. Капли дождя покажем на ладони, а брызги воды на луже.

Венгерская народная мелодия «После дождя».

Вариант 1.

1 ч. Дети стучат пальчиком по ладони четвертными.

2 ч. Ритмично стучат одной ногой по луже на сильную долю.

Музыкальный руководитель. Усложняю задание.

Вариант 2.

1 ч. Дети на носочках ходят вокруг воображаемых луж.

2 ч. Остановившись, выполняют ритмичные прыжки на одном месте (в середине лужи) на сильную долю.

Музыкальный руководитель . Будьте внимательны, сейчас вы услышите другие звуки.

Звучит фонограмма «Звуки насекомых».

Музыкальный руководитель . Слышите? Весна наполнилась новыми звуками. Кто просыпается? (ответы детей). Предлагаю помочь проснуться моему знакомому паучку.

Пальчиковая гимнастика-песенка «Паучина»

Пау-паучина паутину сшил.

Вдруг закапал дождик - паутину смыл.

Вот и солнце вышло,

Стало припекать.

Пау-паучина трудится опять.

Музыкальный руководитель берёт в руки плоскостную божью коровку из дидактической игры.

Музыкальный руководитель. На полянке, у пенька

Я нашла в траве жука.

Жук такой хорошенький,

Спинка вся в горошинку.

Так это же жучок из ритмической семейки. Приглашаю подойти поближе и посмотреть, как сегодня построились наши ритмические жучки.

Дети присаживаются на стульчики ближе к мольберту на котором выложен ритмический рисунок из больших и маленьких божьих коровок.

Игра «Жуки»

Варианты:

а) проговаривать на слоги «ТА»

б) прохлопывать;

в) проигрывать на инструментах (клавесы, бубен, коробочка, треугольник)

Музыкальный руководитель . Как мы уже поняли, звуков весной много и они разнообразны. Какие же звуки услышал весной композитор и изобразил в своей музыкальной пьесе?

Дети слушают пьесу «Две гусеницы разговаривают» музыка Д. Жученко

Музыкальный руководитель предлагает три картинки с изображением марширующих детей, птиц сидящих на ветке, яблока с двумя гусеницами.

Музыкальный руководитель . Посмотрите, пожалуйста, на картинки, и скажите какая из них подходит к музыке. Почему вы так думаете? Какой характер у этой музыки? А какие голоса у гусениц? (Ответы детей)

Музыкальный руководитель вносит двух гусениц из помпонов.

Музыкальный руководитель. Послушайте сказочку. Жили-были две подружки гусеница (как назовём первую?) и гусеница (?). Любили они вечерком забраться на веточку и поболтать о том, о сём… Как вы думаете, о чём разговаривали гусеницы?

(Дети придумывают свои варианты бесед гусениц).

Музыкальный руководитель. А не кажется ли вам ребята, что гусеницам стало прохладно. Что можно сделать чтобы гусеницам стало теплей? (Ответы). Я предлагаю попросить солнышко не прятаться за весенние тучки.

Закличка «Солнышко, не прячься»

Обратить внимание детейна поступательное движение мелодии.

Спеть на слог «ля».

Музыкальный руководитель. Ребята, я напоминаю, что мы сегодня слушаем звуки весны. А чтобы узнать какие же ещё звуки весны бывают, послушайте мелодию знакомой песенки и вспомните, о ком она.

Музыкальный руководитель исполняет мелодию песни «Скворушка» музыка Ю. Слонова

Музыкальный руководитель . Правильно ребята, весной возвращаются перелётные птицы и поют свои весёлые песни. Вспомним песенку о скворушке.

Солисты исполнят запев, а хор - припев.

1) повторить припев хором, обратив внимание на правильную артикуляцию гласных звуков в словах;

2) выбрать солистов;

3) исполнить, построившись на сцене.

Музыкальный руководитель . Сегодня мы с вами прислушались к звукам весны и что же услышали? (Ответы детей: капли дождя, брызги луж, жужжание жука, разговор двух гусениц, пение птиц и др.). Всё правильно. Хочу сказать вам, что с этими звуками природа просыпается ото сна

Музыкальный руководитель обращает внимание детей на неожиданно(с помощью воспитателя) выкатившуюся «горошину»(зелёный мячик из сухого бассейна) в центр зала.

Музыкальный руководитель . Что это? (Ответы-предположения). Ну да, весной надо сеять горох и, наверно, эта горошина приглашает нас поиграть. А кто у нас самый догадливый сегодня тот и скажет, в какую же игру предлагает поиграть горошина?

Дети считалкой выбирают ребёнка на роль петушка в музыкальной игре «Горошина» Музыка В. Карасёвой

Музыкальный руководитель . Пришло время заканчивать наше занятие. И хочется закончить нашу весеннюю встречу замечательными стихами Великого русского поэта - Алексея Николаевича Плещеева.

Здравствуйте, ребята.

Меня зовут Юлия Викторовна.

А вас как зовут? Пусть каждый назовет свое имя, а я его запомню. Раз, два, три, имя назови!

Вот и познакомились.

Давайте поздороваемся и с нашими гостями. Вы умеете здороваться по-музыкальному?

Здравствуйте, ребята! (муз. руководитель поет )

Ребята! С недавнего времени на улице можно услышать много разных звуков. Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Почему мы стали слышать эти звуки? А какие еще звуки можно услышать весной?

Молодцы. Недаром говорят в народе: «Весна – утро года». Вся природа просыпается от зимнего сна.

А можно ли передать все эти звуки природы в музыке?

Птичьи трели – это музыка,

И капели – это музыка.

Есть особенная музыка

В тихом плеске ручейка.

И у ветра, и у солнышка,

И у тучки, и у дождика.

И у нежного подснежника

Тоже музыка своя.

Давайте изобразим, как звенит весенняя капель!

Распевание.

Споем: Динь – динь – динь.

Споем, как капает первый весенний дождик. Вот так: «Кап – кап – кап» (вниз по трезвучию ).

Понюхаем аромат весенних цветов. Вдох – выдох.

Вот сколько разных звуков у весны. Я приглашаю вас совершить прогулку по весеннему лесу, чтобы услышать музыку природы, удивиться ей и восхититься ее красотой.

К лесной полянке ведет тропинка (муз. руководитель заводит детей в круг).

Только будьте внимательны. Тропинка может быть ровной: мы пойдем по ней шагом (показ). Могут нам встретиться ручейки – тогда мы побежим рядом с ручейком на носочках (легкий бег). А когда в весеннем лесу нам встретятся лужи, мы будем через них перепрыгивать (подскок ).

Игра «Тропинка»

(звучит музыка для ходьбы, бега, подскока;

муз. руководитель комментирует)

Как хорошо мы с вами шли по тропинке! Вот и пришли мы на лесную поляну (звучит музыка весеннего леса ).

Как здесь красиво! Слышите, как звонко поют птицы? Какие птицы весной вернулись к нам?

Правильно. А еще весной к нам возвращается маленькая птичка жаворонок. Кто-нибудь знает, как она выглядит?

А кто-нибудь слышал как она поет? С виду эта птичка неприметна, а как запоет свою весеннюю песенку – заслушаешься! Хотите услышать?

Слушание «Песня жаворонка» Чайковского.

Ребята, как вам показалось, с каким настроением поет жаворонок?

Да, ребята. Музыка светлая, беззаботная , приветливая. А какие звуки передают трели жаворонка – высокие или низкие?

Правильно, музыка звучит в верхнем регистре.

Ребята, посмотрите, на дереве висит письмо. Здесь написано: «Ребятам старшей группы детского сада № 000 «Рябинушка». На конверте «от кого» написано «чик-чирик». Кто бы это мог быть?

Давайте прочитаем:

«Мы высылаем вам весеннюю песенку, но в ней потеряны последние нотки, а нам так хочется спеть песню от начала до конца. Помогите нам, пожалуйста, сочинить окончание этой песенки. Очень надеемся на вас. Воробьи, которые прилетают к вам на участок»

Ребята, к песенке есть картинки, они помогут нам разучить песенку.

Разучивание песни «Звонкие капели»

(песенное творчество).

Муз. руководитель поет песенку, не допев 2 такта.

Ребята, какой характер у воробьиной песенки?

Чему так радуются воробьи?

Найдите эмоцию, которая соответствует настроению песенки.

Молодцы! Давайте тоже улыбнемся весне!

Ребята, в песне 2 куплета.

(Муз. руководитель показывает картинку)

Кто на ней изображен?

(Музыкальный руководитель записывает ноты и возвращает письмо на место).

Какие вы замечательные певцы и композиторы! А хотели бы вы превратиться в музыкантов?

На чем играют музыканты?

На нашей поляне есть различные музыкальные инструменты. Подойдите поближе. Давайте их назовем.

Что мы можем на них сыграть?

А можно ли с помощью музыкальных инструментов озвучить стихотворение? Давайте попробуем.

Проснулось весеннее солнышко,

Открыло один глазок,

Потом другой.

Весело подмигнуло, и широко улыбнулось.

Закапал теплый весенний дождик,

Прогремел первый гром.

Защебетали птички, и проснулась природа!

Все пришло в движение.

(Муз. руководитель предлагает детям выбрать инструменты, подходящие для озвучивания примет весны, объясняет приемы игры, корректирует)

Слушайте внимательно. Ведь каждый инструмент должен вступить в свое время.

Озвучивание стихотворения.

Какой замечательный оркестр получился! Вы – настоящие музыканты.

Под лучами весеннего солнышка начал таять снег, и из-под него стали видны маленькие беленькие и голубенькие цветочки. (Муз. руководитель убирает белое покрывало, под ним показываются цветочки – подснежники ).

Как они называются?

Подснежники – цветы хрупкие и нежные. Как бы нам не хотелось их сорвать, мы не должны этого делать. Почему?

Давайте представим, что мы первые весенние цветы – подснежники. Мы тянемся к весеннему солнышку, радуемся весне.

Пластический этюд «Подснежник».

« Сквозь снег прорастают первые росточки подснежников. Они тянутся к солнцу, впитывая влагу из земли. Растения набирают силу. Дует легкий ветерок, цветочки слегка покачиваются. И вот бутоны раскрываются, встречая солнышко, радуясь ему. Цветы закружились на поляне.

Как много подснежников, целая поляна!»

Вот мы и побывали на весенней поляне. Пора возвращаться домой. Давайте скажем лесной поляне «спасибо».

(Муз. руководитель заводит детей в круг. Звучит музыка )

А чтобы быстрее доехать, давайте сядем в поезд и отправимся обратно в детский сад.

Вот мы и вернулись. Вы оказались любознательными путешественниками. Дима и Люба были очень внимательными, а Саша и Наташа находили ответы на самые трудные вопросы. Настя и Коля очень тонко чувствовали музыку, Вова был наблюдательным. А Лена – веселой!

Ребята, что вы увидели необычного в весеннем лесу? Чем больше всего вам понравилось сегодня заниматься?

Мы побывали в удивительном мире природы: слушали ее, изображали ее, помогали ей.

А на память о нашем занятии я хочу подарить вам вот таких лесных птичек.

Пусть они напоминают вам о звуках природы, которые вы сегодня услышали и радуют вас.

До свидания, ребята!

Открытое музыкальное занятие в старшей группе.

Тема: «Наступила весна».

Подготовила: музыкальный руководитель МКДОУ Ергенинский детский сад «Герл» Овкаджиева Данара Тальевна.

Цели и задачи:

Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

Развитие музыкально-художественной деятельности;

Приобщение к музыкальному искусству;

Развитие музыкальности детей;

Развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Обучение детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам.

Воспитание способности воспринимать, чувствовать и понимать музыку.

Оборудование: конспект занятия, музыкальный центр, фотографии композиторов, тарелочки.

Ход занятия:

Дети входят в зал по парам под музыку Д.Кабалевского «Наш край» и становятся в круг.

Музыкальный руководитель: Мендвт, ребята!

Дети: Мендвт!

Музыкальный руководитель: Как вы провели выходные? Соскучились?

Дети: Хорошо, соскучились.

Музыкальный руководитель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по Музыкальной стране,в которой наступила весна. А кто в первую очередь радуется приходу весны?

Дети: Птицы.

Музыкальный руководитель: Правильно, ребята! Это птицы. Вы готовы отправиться в Музыкальную страну? Давайте возьмемся за руки, закроем глаза и под щебетание птиц переместимся в Музыкальную страну.

Звучит запись «Щебетание птиц».

Музыкальный руководитель: Раз, два, три. А теперь откройте глаза, посмотрите, вот мы и в Музыкальной стране. Присаживайтесь на стульчики.

Дети рассаживаются по местам.

Музыкальный руководитель: Ребята, угадайте, что за птичка?

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота.

Хвост раздвинет в два хвоста.

Дети: Ласточка.

Музыкальный руководитель: Правильно, ребята! Давайте прослушаем песню А. Манджиева «Харада».

Прослушивание песни «Харада» А. Манджиева.

Музыкальный руководитель: А как вы думаете, почему прозвучала именно эта композиция? Кто это – харада?

Дети: Ласточка.

Музыкальный руководитель: Совершенно верно, это ласточка. Именно она приносит нам весну,прилетая первой из теплых стран. А какие еще птички возвращаются к нам из теплых стран весной?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Предлагаю вам послушать композицию и вспомнить ее название.

Звучит « Пляска птиц» Римского-Корсакова.

Музыкальный руководитель: Вы вспомнили, ребята, название этой композиции?

Дети: «Пляска птиц».

Музыкальный руководитель: Правильно, ребята! А теперь давайте представим себя в роли этих птичек, которые радуются приходу весны.

Дети под музыку изображают птиц.

Музыкальный руководитель: Какие вы молодцы, ребята! А вы знаете, что есть много песенок про весну. И одну из них мы сейчас начнем разучивать. Но сначала нам нужно разработать голосовые связки.

Распевка звуков.

Музыкальный руководитель: Сейчас мы с вами прослушаем песенку «Солнышко смеется» Л.А.Олифировой.Вот посмотрите на ее портрет.

Звучит песня «Солнышко смеется».

ВЕСЕННЯЯ ПОЛЕЧКА ДЕТСКАЯ «СОЛНЫШКО СМЕЕТСЯ».

1.Солнышко смеется, а сосульки плачут,
Солнечные зайчики по дорожкам скачут (2 раза)
Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок. прыг-скок

2. Мамочка, ты слышишь, как по нашей крыше
Кошки ходят и коты, ну-ка, вы, потише (2 раза)
Мяу-мяу, мяу-мяу, мяу-мяу, мяу-мяу. Брысь!

3. Отворим окошко, подождем немножко,
При летайте к нам скворцы, вот пшено и крошки (2 раза)
Чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик. Летите!

4. Солнце греет ушки, гладит по макушке,
Дарит мамочке и мне рыжие веснушки (2 раза)

Разучивание песни.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Как хорошо вы поете. А что это за звуки раздаются?

Дети: Часики тикают.

Музыкальный руководитель: Правильно, ребята! Это часики тикают. И они нам говорят, что танцевать пора. Сейчас мы начнем изучать танец «Часики». Давайте встанем в большой круг, возьмем в каждую руку по тарелочке и будем повторять за мной движения.

Музыкальный руководитель раздает каждому ребенку в каждую руку по тарелочке, и под музыку « Часики» Г. Васильева показывает движения, а дети повторяют за ним.

Музыкальный руководитель: Как хорошо у вас получается. Ну, а теперь нам пора возвращаться в группу. Давайте снова возьмемся за руки, закроем глаза и под щебетание птичек вернемся в группу. Три, два, один. Ну, вот мы и в группе.

Рефлексия.

Что вы сегодня делали?

По какой стране путешествовали?

Вам понравилось?

А что вам больше всего понравилось?

Дети уходят из зала парами под музыку «Наш край» Д.Кабалевского.


Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе «Пробуждение весны»

Гарак Зарифе Азизовна

(музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 1 «Севинч (Радость)»,

г. Белогорска, Республики Крым)

Предлагаю вам конспект тематического музыкального занятия для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал будет интересен музыкальным руководителям с целью проведения работы по развитию метроритмического и тембрового слуха детей.

Цель: формировать у детей тембровый слух и метроритмические навыки, используя игровые ситуации и дидактические игры. Развивать связную речь и образное мышление, создавая творческую атмосферу.

Материал: детские музыкальные инструменты: треугольник, бубен, коробочка; дидактические карточки «Жуки»; мячик зеленого цвета (горошинка) картинки с изображением птиц.

Музыкальный материал: закличка «Солнышко, не прячься», «Скворушка» (музыка Ю. Слонова), «Весенняя песенка» (муз. М. Картушиной, «Подснежник» (муз. П.И.Чайковского).

Ход занятия:

Звучит спокойная музыка.

Дети входят в зал цепочкой и образуют круг.

Музыкальный руководитель : Ребята, давайте поздороваемся с движением мелодии вверх, и одновременно шагая по кругу вперед? (Здравствуйте, ребята).

А сейчас давайте все вместе споём эту приветственную песенку и рукой покажем направление мелодии (Исполнение детей с движением руки).

Музыкальный руководитель :

Звенит капель, весна пришла –

И много звуков принесла…

Давайте послушаемся, может быть, услышим их.

Все прислушиваются.

Музыкальный руководитель :

Что вы услышали? (ответы детей).

Звучит фонограмма «Раскаты грома, звуки дождя, пение птичек».

Музыкальный руководитель:

А какие звуки вы услышали сейчас? (Ответы). Молодцы, а в какое время года их можно услышать? А какие птички весной прилетают первыми? (Ответы). А что же можно делать на улице после дождя? (ответы детей).

Лужи, лужи, лужицы – полные воды.

Лужи, лужи, лужицы – дождика следы.

Сейчас я предлагаю встать врассыпную. Каждый представит себе лужицу и под музыку попрыгает в луже на сильную долю. Усложняю задание.

Обойдем на носочках вокруг воображаемых луж, и на сильную долю будете запрыгивать в лужицу, постепенно увеличивая темп.

Музыкальный руководитель : Будьте внимательны, сейчас вы услышите другие звуки.

Звучит фонограмма «Звуки птичек».

Музыкальный руководитель : Слышите? Весна наполнилась новыми звуками. Кто просыпается? (ответы детей). Предлагаю помочь проснуться моему знакомому жучку.

Пальчиковая гимнастика-песенка «жук-жучок»

Сжимаем ладошку в кулак. Затем выпускам в стороны мизинчик и указательный палец (любимый жест любителей тяжелого рока – «коза»).

Шевелим выпущенными пальчиками и выразительно декламируем потешку:

Я тяжелый жук-жучок;

Длинный ус.

Твердый бочок.

Я над лужами кружу,

Говорю друзьям: «Жу-жу».

Дождик – не мочи меня,

Упаду – не встану я.

Распускаем ладонь и помахиваем пальцами – летаем

Музыкальный руководитель берёт в руки плоскостную божью коровку из дидактической игры.

Музыкальный руководитель: На полянке, у пенька, мы увидели жучка.

Приглашаю подойти поближе и посмотреть, как сегодня построились наши ритмические жучки.

Дети присаживаются на стульчики ближе к мольберту на котором выложен ритмический рисунок из больших и маленьких божьих коровок. Давайте прохлопаем ритмический рисунок на четвертные и восьмые.

Музыкальный руководитель : Как мы уже поняли, звуков весной много и они разнообразны. Какие же звуки услышал весной композитор и изобразил в своей музыкальной пьесе?

(«Весенняя песенка» муз. М. Картушиной)

Музыкальный руководитель предлагает три картинки с изображением поющих детей, птиц сидящих на ветке, с подснежниками, выглядывающими из-под снега.

Музыкальный руководитель : Посмотрите, пожалуйста, на картинки, и скажите какая из них подходит к музыке. Почему вы так думаете? Какой характер у этой музыки? (Ответы детей)

Музыкальный руководитель : Послушайте сказочку. Жили-были две ласточки. Любили они сидеть на веточке и распевать песенки. Одна пела: «до-до-до», а другой нравилось петь: «соль-соль-соль». Но вдруг солнышко зашло за тучки и ласточки улетели. Куда же они спрятались? Как вы думаете?

(Дети придумывают варианты)

Музыкальный руководитель: А не кажется ли вам, ребята, что ласточки улетели в свои гнездышки и стали ждать, когда потеплеет. Что можно сделать , чтобы стало теплей? (Ответы). Я предлагаю попросить солнышко не прятаться за весенние тучки.

Закличка «Солнышко, не прячься»

Обратить внимание детей на поступательное движение мелодии.

Спеть на слог «ля».

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите солнышко вышло из-за туч и ласточки прилетели на свою ветку .(Показать картинку на которой изображен нотный стан, вместо нот - ласточки) Только их уже стало больше, у ласточек вылупились птенчики. Сколько их? (ответы детей) А назвали их как вы думаете? «До» и «соль» уже есть. (Сыграть звукоряд правильно ). Каких нот не хватает? (Ответы детей: ре, ми, фа, ля, си). – Правильно. Сидят они теперь всей семьей и песни распевают. Давайте и мы пропоем с ласточками. А чтобы узнать какие же ещё звуки весны бывают, послушайте мелодию знакомой песенки и вспомните, о ком она.

Музыкальный руководитель исполняет мелодию песни «Скворушка» (музыка Ю. Слонова)

Музыкальный руководитель : Правильно, ребята. Весной возвращаются перелётные птицы и поют свои весёлые песни. Вспомним песенку о скворушке.

Солисты исполнят запев, а хор – припев.

1) повторить припев хором, обратив внимание на правильную артикуляцию гласных звуков в словах;

2) выбрать солистов;

3) исполнить, построившись полукругом.

Музыкальный руководитель : Сегодня мы с вами прислушались к звукам весны и что же услышали? (Ответы детей: капли дождя, брызги луж, жужжание жука, пение птиц.). Всё верно! С этими звуками природа просыпается ото сна.

Музыкальный руководитель : А теперь послушаем с вами еще одно произведение, посвященное весне. Его написал великий русский композитор П.И.Чайковский («Подснежник» П.И.Чайковского).

Музыкальный руководитель :

Пришло время заканчивать наше занятие. И хочется закончить нашу весеннюю встречу замечательными стихами Самуила Маршака «Апрель!» Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

Поблагодарить детей.