Направление "честь и бесчестие". Направление надежда и отчаяние Честь и бесчестие мертвые души

Дата публикации: 23.11.2016

Пример: Итоговое сочинение на тему "Разум и чувство" по произведениям "Капитанская дочка" и "Судьба человека".

Введение (вступление):
Понятие чести строится, в первую очередь, на самоуважении и верности моральным принципам. Именно оно является критерием оценки своих и чужих поступков. Потерять честь, значит предать самого себя, переступив через нравственность.
Жизненный путь человека не прост, часто люди сталкиваются с выбором, который ставит на чашу весов честь. Как же принять решение в эту сложную минуту?

Тезис: Я думаю, что выбор напрямую будет зависеть от того, какую ценность имеет честь для самого человека.


Аргумент (пример из литературы):
В подтверждение своих слов мне хочется обратиться к повести А.С Пушкина «Капитанская дочка». Сюжет произведения разворачивается на фоне пугачевского мятежа. Во время захвата Белогорской крепости, Петр Гринев оказался в очень непростой ситуации. Встретившись лицом к лицу с Пугачевым, герой, как и многие другие, столкнулся с выбором: предать отчизну или же быть казненным. Петр колебался, но чувство долга восторжествовало в нем над «слабостию человеческою», и герой ответил атаману, что присягал государыне императрице и никому другому служить не может. Пугачев был поражен искренностью юноши и помиловал его.
Но среди захваченных были и те, кто предпочел бесчестную жизнь достойной смерти, в их числе и Швабрин Алексей, который, как мне кажется, путал гордость с самолюбием, считал себя героем, однако, как выяснилось, понятие чести было чуждо этому человеку.


Примеры выбора между честью и бесчестием описаны и в рассказе Шолохова «Судьба человека». Главный герой, Андрей Соколов, попал в плен к фашистам во время Великой Отечественной войны. И случилось русскому солдату услышать разговор двух людей. Один из них, Крыжнев, грозился своему взводному, выдать его немцам. Видимо этот человек хотел выслужиться перед фашистами, чтобы добиться их снисхождения. Ради того, чтобы попытаться сохранить свою жизнь, Крыжнев предпочел быть предателем. Андрей не смог терпеть такой подлости и ночью задушил труса.
Вскоре Соколов и сам оказался перед непростым выбором. Устав от издевательств над пленными, он плохо отозвался о фашистах. Но среди «своих» нашелся доносчик. После этого Соколова вызвал комендант Мюллер. Андрей понимал, что обратно живым не вернется и решил достойно встретить смерть. Он отвечал на вопросы фашиста, показывая, что не боится его. Возможно, другой человек упал бы немцам в ноги, чтобы вымолить пощаду. Однако этот русский солдат был непоколебим, твердо отказался пить за победу немецкого оружия, тем самым только усугубляя ситуацию. Боевой дух Андрея поразил Мюллера, и он решил оставить пленного в живых.

Заключение:
Подводя итоги, мне хочется сказать, что в любой ситуации люди руководствуются своими ценностями. Для одних - это собственное достоинство, а для других комфорт, безопасность и пусть подлая, но все таки жизнь. Тот, для кого дорога честь, всегда примет решение в ее пользу. Совершив низкий поступок, такой человек потеряет самоуважение, станет сам себе противен. А жить, осознавая все свое ничтожество, сможет далеко не каждый. Поэтому в самых сложных ситуациях, человек чести предпочтет умереть, нежели пойти на подлость.

В наш жестокий век кажется, что понятия чести и бесчестия умерли. Нет никакой особой необходимости хранить честь девушкам – стриптиз и порочность дорого оплачиваются, а деньги гораздо привлекательней какой-то эфемерной чести. Вспоминается Кнуров из «Бесприданницы» А.Н.Островского:

Есть границы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления.

Порой кажется, что мужчины давно не мечтают служить на благо Отечества, беречь свою честь и достоинство, защищать Родину. Наверное, литература остаётся единственным свидетельством существования этих понятий.

Самое заветное произведение А.С.Пушкина начинается с эпиграфа: «Береги честь смолоду», - который является частью русской пословицы. Весь роман «Капитанская дочка» даёт нам самое лучшее представление о чести и бесчестьи. Главный герой Петруша Гринёв – человек молодой, практически юноша (в момент отъезда его на службу ему исполнилось «осьмнадцать» лет по свидетельству его матушки), но он преисполнен такой решительности, что готов умереть на виселице, но не запятнать своей чести. И это не только потому, что отец завещал ему так служить. Жизнь без чести для дворянина всё равно, что смерть. Но совсем по-другому поступает его оппонент и завистник Швабрин. Его решение перейти на сторону Пугачёва определяется страхом за свою жизнь. Он, в отличие от Гринёва, умирать не хочет. Закономерен итог жизни каждого из героев. Гринёв проживает достойную, хотя и небогатую жизнь помещика и умирает в кругу своих детей и внуков. А судьба Алексея Швабрина понятна, хотя Пушкин ничего и не говорит об этом, но скорее всего смерть или каторга оборвут эту недостойную жизнь предателя, человека, не сохранившего свою честь.

Война является катализатором самых главных человеческих качеств, она проявляет либо отвагу и мужество, либо подлость и трусость. Доказательство этому мы можем найти в повести В.Быкова «Сотников». Два героя – нравственные полюса повествования. Рыбак – энергичный, сильный, физически крепкий, но вот мужественный ли? Попав в плен, он под страхом смерти предаёт свой партизанский отряд, выдаёт его дислокацию, вооружение, численный состав – словом всё, для того чтобы ликвидировать этот очаг сопротивления фашистам. А вот хилый, болезненный, тщедушный Сотников оказывается мужественным, терпит пытку, и решительно восходит на эшафот, ни секунды не сомневаясь в правильности своего поступка. Он знает, что смерть не так страшна, как угрызения совести от предательства. В конце повести спасшийся от смерти Рыбак пытается повеситься в сортире, но не может, так как не находит подходящего орудия (ремень у него забрали при аресте). Его смерть – вопрос времени, он не окончательно падший грешник, а жить с таким грузом невыносимо.

Годы проходят, в исторической памяти человечества ещё хранятся образцы поступков по чести и совести. Станут ли они примером для моих современников? Думаю, да. Герои, погибшие в Сирии, спасающие людей на пожарах, в катастрофах – доказывают, что есть честь, достоинство, есть и носители этих благородных качеств.

Честь и бесчестие… Наверное, многие задумывались над тем, что означают эти слова. Честь – это чувство собственного достоинства, нравственные принципы, которые человек готов отстаивать в любой ситуации, даже ценой собственной жизни. В основе бесчестия - трусость, слабость характера, не позволяющие бороться за идеалы, заставляющие совершать гнусные поступки. Оба эти понятия раскрываются, как правило, в ситуации нравственного выбора.

Многие писатели обращались к теме чести и бесчестия. Так, в повести В. Быкова «Сотников» говорится о двух партизанах, попавших в плен. Один из них, Сотников, мужественно выдерживает пытки, но ничего не рассказывает врагам. Зная, что наутро его казнят, он готовится с достоинством встретить смерть. Писатель акцентирует наше внимание на размышлениях героя: «Сотников легко и просто, как что-то элементарное и совершенно логическое в его положении, принял последнее теперь решение: взять все на себя. Завтра он скажет следователю, что ходил в разведку, имел задание, в перестрелке ранил полицая, что он - командир Красной Армии и противник фашизма, пусть расстреляют его. Остальные здесь ни при чем». Показательно, что перед смертью партизан думает не о себе, а о спасении других. И хотя его попытка не привела к успеху, он исполнил свой долг до конца. Герой мужественно встречает смерть, ни на минуту к нему не приходит мысль умолять врага о пощаде, стать предателем. Автор хочет донести до нас мысль, что честь и достоинство превыше страха смерти.

Совсем по-другому ведет себя товарищ Сотникова, Рыбак. Страх смерти взял верх над всеми его чувствами. Сидя в подвале, он только и думает, что о спасении собственной жизни. Когда полицаи предложили ему стать одним из них, он не оскорбился, не возмутился, напротив, он «чувствовал остро и радостно - будет жить! Появилась возможность жить - это главное. Все остальное – потом». Конечно, он не хочет становиться предателем: «Он вовсе не собирался выдавать им партизанских секретов, ни тем более поступать в полицию, хотя и понимал, что уклониться от нее, видно, будет не просто». Он надеется, что «вывернется и тогда уж наверняка рассчитается с этими сволочами…». Внутренний голос подсказывает Рыбаку, что он вступил на путь бесчестия. И тогда Рыбак пытается найти компромисс с совестью: «Он шел на эту игру, чтобы выиграть себе жизнь - разве этого недостаточно для самой, пусть даже отчаянной, игры? А там оно будет видно, только бы не убили, не замучили на допросах. Только бы вырваться из этой клетки, и ничего плохого он себе не позволит. Разве он враг своим?» Оказавшись перед выбором, он не готов жертвовать жизнью ради чести.

Писатель показывает последовательные этапы морального падения Рыбака. Вот он соглашается перейти на сторону врага и при этом продолжает убеждать себя, что «большой вины за ним нет». По его мнению, «он имел больше возможностей и схитрил, чтобы выжить. Но он не изменник. Во всяком случае, становиться немецким прислужником не собирался. Он все ждал, чтобы улучить удобный момент - может, сейчас, а может, чуть позже, и только они его увидят...»

И вот Рыбак принимает участие в казни Сотникова. Быков подчеркивает, что даже этому страшному поступку Рыбак пытается найти оправдание: «При чем тут он? Разве это он? Он только выдернул этот обрубок. И то по приказу полиции». И лишь шагая в строю полицаев, Рыбак наконец понимает: «Из этого строя дороги к побегу уже не было». В. Быков подчеркивает, что путь бесчестия, который выбрал Рыбак, – это путь в никуда.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что мы, оказавшись перед непростым выбором, не будем забывать о высших ценностях: чести, долге, мужестве.

Дорога чести

Что такое честь и куда ведет её дорога? Какими качествами обладают люди, идущие дорогой чести? Попробую ответить на эти вопросы. Я думаю, честь - это образ жизни, основанный на совестливости, благородстве, правдивости и мужестве. Мне думается, что если ребёнок с колыбели впитает в себя эти качества, то его жизнь пойдет по правильной дороге.

Именно по этой дороге шел герой повести Александра Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев. Провожая на военную службу, старший Гринёв просит сына беречь честь. Молодой человек, неукоснительно следуя завету отца, служит родине, мужественно защищая Белогорскую крепость. Приехав на место службы в Оренбургскую губернию, юноша знакомится с семьей капитана Миронова. Сам начальник крепости, его жена и их дочь Маша, которая очень ему понравилась, радушно принимают Гринёва. Петр начинает дружить с разжалованным за кровавую дуэль офицером Швабриным, который за глаза наговаривает на Машу Миронову разные нелицеприятные вещи. Вскоре выясняется, что Швабрин сам влюблен в девушку. Офицера одолевает сильнейшая ревность и зависть к более счастливому сопернику. Швабрин жестко критикует стихи, написанные Петром для Маши, и оскорбляет её честь, намекая на продажность девушки. В этом поступке, я думаю, начинает проявляться истинное лицо Швабрина. Он предстает перед нами в образе бесчестного, лживого и завистливого человека, который не имеет представления о чести. Как человек благородный и честный Гринёв не мог вытерпеть такого оскорбления, поэтому вызвал противника на дуэль, которая, к счастью, закончилась лишь легким ранением оскорбленного юноши. Дальнейший захват Белогорской крепости отрядом Пугачева еще раз показал истинные лица героев повести. Ни капитан Миронов, ни его помощник, ни сам Гринев не захотели присягнуть лжеимператору, поэтому были приговорены к казни. Они до конца были верны долгу чести. Петра спасло от виселицы лишь то, что Пугачев признал в нем своего благодетеля, некогда милосердно подарившего ему заячий тулупчик. А вот Швабрин, напротив, предательски переходит на сторону врага, его даже назначают главным в крепости. В отсутствии Гринева Швабрин истязает Машу, пытаясь заставить её выйти за него замуж. Узнав об этом, Петр, несмотря на опасность, мчится из далекого Оренбурга на спасение любимой. Поступить иначе ему не позволяет совесть и уважение к памяти погибшего капитана крепости. Я думаю, что именно за свое благородство, честность и мужество Гринев получил самое лучшее, что может быть для человека: счастье, взаимную любовь и незапятнанную совесть. Швабрин же за свою трусость, ложь, лицемерие и бесчестие был предан строгому суду.

Сравнивая жизненный путь этих двух героев, невольно приходишь к выводу, что образ идущего дорогой чести Гринева может послужить прекрасным примером для подражания.

Сочинение «Честь и бесчестие».

Во все времена люди поднимают тему чести и бесчестия. Эти человеческие ценности никогда не потеряют актуальности. Как многие века назад люди придерживались определенных жизненных принципов, так и сейчас.

Что такое честь и бесчестие

Человек чести имеет четкие моральные устои. Это порядочная личность, которая никогда не опуститься к предательству. Такой человек не станет лгать, лицемерить, жадничать, чтобы добиться своей цели. Людям чести приходиться жертвовать своими интересами, чтобы выйти из ситуации достойно. Такой человек не ждет благодарности. Он творит добро безвозмездно.

Бесчестные люди чаще и быстрее добиваются успеха. Они идут к своей цели по головам. Вранье, лицемерие и жадность открывают многие дороги. Можно разбогатеть, получить завидную должность, а иногда даже любимого человека. Но репутация такой личность в следствии манипуляций сильно пострадает. Честь человека будет навсегда запятнана. А исправить ситуация непросто. Один недостойный поступок требует сотню добрых.

Книжные примеры

Литература отлично демонстрирует, что такое честь и бесчестие. Так в произведении «Война и мир» Пьер Безухов является примером благородного и достойного человека. Он хочет совершить подвиг, помогать людям. При этом он не ждет благодарности. Мужчина просто хочет сделать мир лучше. Пьер и в людях видит только хорошее. Именно этим и воспользовалась его первая супруга Элен. Это была бесчестная женщина, подлая и лицемерная. Сложно представить, что она способна на какие-то человеческие чувства, зато она отлично умеет врать. Когда они поженились, то Элен начала изменять Пьеру.

В произведении «Капитанская дочь» отлично описаны честные и бесчестные персонажи. Порядочный человеком является Петр Гринев. А примером бесчестия выступает Алексей Швабрин. Петр в любом случае будет верен своим принципам, даже когда ему угрожает смерть. Швабрин с легкостью предает присяга, чтобы спасти свою шкуру.

Каждый сам решает, каким человеком ему быть. Можно стараться жить достойно и сохранить хорошую репутацию. А можно совершать бесчестные поступки, чтобы быстрее добиться успеха. Но в любом случае человек ответственный за свои решения. Ему в любом случае придется отвечать за совершенные поступки.