Название симфонии 7 шостаковича. Дмитрий Шостакович и его «седьмая симфония. Исполнение симфонии в блокадном Ленинграде

В годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес и к настоящему искусству. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Среди фронтовых артистов выступала и мама одного из наших преподавателей. Мы приводим её воспоминания о тех незабываемых концертах .

Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко.

Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады. Участник Великой Отечественной войны писатель Юрий Яковлев пишет: «Когда я слышу песню о синем платочке, то сразу переношусь в тесную фронтовую землянку. Мы сидим на нарах, мерцает скупой огонек коптилки, потрескивают в печурке дрова, а на столе – патефон. И звучит песня, такая родная, такая понятная и так крепко слитая с драматическими днями войны. «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч...».

В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!

Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грам­пластинок. Начиная с октября 1942 года из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп. Вместе с другими песнями, рожденными в это тяжкое время, воевал с врагом и «Синий платочек», записанный на граммофонную пластинку в ноябре 1942 года.

Седьмая симфония д. Шостаковича

Начало формы

Конец формы

События 1936–1937 гг. на долгое время отбили у композитора желание сочинять музыку на словесный текст. “Леди Макбет” стала последней оперой Шостаковича; лишь в годы хрущевской “оттепели” он получит возможность создавать вокально-инструментальные произведения не “по случаю”, не в угоду властям. Буквально лишенный слова, композитор концентрирует творческие усилия в области инструментальной музыки, открывая для себя, в частности, жанры камерно-инструментального музицирования: 1-й струнный квартет (1938; всего в этом жанре будет создано 15 сочинений), фортепианный квинтет (1940). Все самые глубокие, личные чувства и мысли он старается высказать в жанре симфонии.

Появление каждой симфонии Шостаковича становилось огромным событием в жизни советской интеллигенции, ожидавшей этих произведений как подлинного духовного откровения на фоне убогой, задавленной идеологическим гнетом официозной культуры. Широкая масса советских людей, советский народ знал музыку Шостаковича конечно же гораздо хуже и едва ли вполне был в состоянии понять многие сочинения композитора (вот и “прорабатывали” Шостаковича на многочисленных собраниях, пленумах и заседаниях за “переусложненность” музыкального языка) – и это при том, что размышления об исторической трагедии русского народа были одной из центральных тем в творчестве художника. Тем не менее кажется, что ни один из советских композиторов не смог так глубоко и страстно выразить чувства современников, буквально слиться с их судьбою, как Шостакович в своей Седьмой симфонии.

Несмотря на настойчивые предложения эвакуироваться, Шостакович остается в осажденном Ленинграде, неоднократно просит зачислить его в народное ополчение. Зачисленный, наконец, в пожарную команду войск противовоздушной обороны, он внес свой вклад в оборону родного города.

7-я симфония, законченная уже в эвакуации, в Куйбышеве, и там же впервые исполненная, сразу стала символом сопротивления советского народа фашистским агрессорам и веры в грядущую победу над врагом. Так воспринимали ее не только на Родине, но и во многих странах мира. К первому исполнению симфонии в осажденном Ленинграде командующий Ленинградским фронтом Л.А.Говоров приказал огневым ударом подавить вражескую артиллерию, чтобы канонада не мешала слушать музыку Шостаковича. И музыка этого заслуживала. Гениальный “эпизод нашествия”, мужественные и волевые темы сопротивления, скорбный монолог фагота (“реквием жертвам войны”) при всей своей публицистичности и плакатной простоте музыкального языка и в самом деле обладают огромной силой художественного воздействия.

9 августа 1942 года, осажденный немцами Ленинград. В этот день в Большом зале филармонии впервые была исполнена Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича. С тех пор, как оркестром Радиокомитета дирижировал К.И.Элиасберг, минуло 60 лет. Ленинградская симфония была написана в блокадном городе Дмитрием Шостаковичем как ответ немецкому нашествию, как сопротивление российской культуры, отражение агрессии на духовном уровне, на уровне музыки.

Музыка Рихарда Вагнера, любимого композитора фюрера, одухотворяла его армию. Вагнер был кумиром фашизма. Его мрачная величественная музыка была созвучна идеям реванша и культа расы и силы, которая воцарилась в те годы в немецком обществе. Монументальные оперы Вагнера, пафос его титанических громад: "Тристан и Изольда", "Кольцо Нибелунгов", "Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид", "Гибель богов"– все это великолепие пафосной музыки славило космос германского мифа. Вагнер стал торжественными фанфарами Третьего рейха, покорившего в считанные годы народы Европы и шагнувшего на Восток.

Шостакович воспринимал германское нашествие в ключе музыки Вагнера, как победную зловещую поступь тевтонцев. Это чувство он гениально воплотил в музыкальной теме нашествия проходит через всю ленинградскую симфонию.

В теме нашествия слышны отзвуки вагнеровского натиска, кульминацией которого стал "Полет валькирий", полет дев-воительниц над полем сражения из одноименной оперы. Ее демоничные черты у Шостаковича растворились в музыкальном рокоте набегающих музыкальных волн. Ответом нашествию Шостакович взял тему Родины, тему славянского лиризма, которая в состоянии взрыва порождает волну такой силы, которая отменяет, сминает и отбрасывает вагнеровскую волю.

Седьмая симфония сразу после своего первого исполнения получила огромный резонанс в мире. Триумф был всеобщим – музыкальное поле сражения тоже осталось за Россией. Гениальное произведение Шостаковича наряду с песней "Священная война" стало символом борьбы и победы в Великой Отечественной войне.

“Эпизод нашествия”, живущий как бы отдельной от других разделов симфонии жизнью, при всей карикатурности, сатирической заостренности образа совсем не так прост. На уровне конкретной образности Шостакович изображает в нем, конечно, фашистскую военную машину, вторгшуюся в мирную жизнь советских людей. Но музыка Шостаковича, глубоко обобщенная, с беспощадной прямотой и захватывающей последовательностью показывает, как пустое, бездушное ничтожество обретает чудовищную силу, попирая все человеческое вокруг. Подобная трансформация гротескных образов: от пошловатой вульгарности до жестокого всеподавляющего насилия – не раз встречается в сочинениях Шостаковича, к примеру в той же опере “Нос”. В фашистском нашествии композитор узнал, почувствовал нечто родное и знакомое – то, о чем он уже давно был вынужден молчать. Узнав же, со всей горячностью возвысил голос против античеловеческих сил в окружающем мире… Выступая против нелюдей в фашистских мундирах, Шостакович косвенно нарисовал портрет и своих знакомых из НКВД, долгие годы державших его, как казалось, в смертельном страхе. Война со своей странной свободой позволила художнику высказать запретное. И это вдохновляло на дальнейшие откровения.

Вскоре после окончания 7-й симфонии Шостакович создает два шедевра в области инструментальной музыки, глубоко трагичных по своему характеру: Восьмую симфонию (1943) и фортепианное трио памяти И.И.Соллертинского (1944) – музыкального критика, одного из самых близких друзей композитора, как никто другой понимавшего, поддерживавшего и пропагандировавшего его музыку. Во многих отношениях эти сочинения останутся в творчестве композитора непревзойденными вершинами.

Так, Восьмая симфония явно превосходит хрестоматийную Пятую. Считается, что это произведение посвящено событиям Великой Отечественной войны и находится в центре так называемой “триады военных симфоний” Шостаковича (7-я, 8-я и 9-я симфонии). Однако, как мы только что видели в случае с 7-й симфонией, в творчестве такого субъективного, интеллигентского композитора, каким был Шостакович, даже “плакатные”, снабженные однозначной словесной “программой” (на которые Шостакович был, кстати, весьма скуп: бедные музыковеды, как ни старались, не могли вытянуть из него ни единого слова, проясняющего образность его собственной музыки) произведения загадочны с точки зрения конкретного содержания и не поддаются поверхностному образно-иллюстративному описанию. Что уж говорить о 8-й симфонии – сочинении философского характера, которое до сих пор поражает величием мысли и чувства.

Публика и официальная критика поначалу приняли сочинение вполне доброжелательно (во многом в фарватере продолжающегося триумфального шествия по концертным площадкам мира 7-й симфонии). Однако дерзновенного композитора ждала суровая расплата.

Все произошло внешне как бы случайно и нелепо. В 1947 году стареющий вождь и Главный Критик Советского Союза И.В.Сталин вместе с Ждановым и другими товарищами изволили прослушать на закрытом представлении последнее достижение многонационального советского искусства – оперу Вано Мурадели “Великая дружба”, с успехом поставленную к этому времени в нескольких городах страны. Опера была, надо признать, весьма посредственной, сюжет – крайне идеологизированным; в общем, лезгинка товарищу Сталину показалась весьма ненатуральной (а уж в лезгинках Кремлевский Горец знал толк). В результате 10 февраля 1948 года вышло постановление ЦК ВКП(б), в котором вслед за суровым осуждением злосчастной оперы лучшие советские композиторы объявлялись “формалистическими извращенцами”, чуждыми советскому народу и его культуре. Постановление прямо ссылалось на одиозные статьи “Правды” 1936 г. как на основополагающий документ политики партии в области музыкального искусства. Стоит ли удивляться, что во главе списка “формалистов” стояла фамилия Шостаковича?

Полгода беспрестанных поношений, в которых каждый изощрялся на свой лад. Осуждение и фактическое запрещение лучших сочинений (и прежде всего гениальной Восьмой симфонии). Тяжелый удар по нервной системе, и без того не отличавшейся особой устойчивостью. Глубочайшая депрессия. Композитора доломали.

И вознесли: на самую вершину официозного советского искусства. В 1949 г. вопреки воле композитора его буквально вытолкнули в составе советской делегации на Всеамериканский конгресс деятелей науки и культуры в защиту мира – от лица советской музыки произносить пламенные речи в осуждение американского империализма. Получилось весьма неплохо. С этих пор Шостакович назначается “парадным фасадом” советской музыкальной культуры и осваивает тяжкое и малоприятное ремесло: разъезжать по самым разным странам, зачитывая заранее заготовленные тексты пропагандистского характера. Отказаться он уже не мог – его дух был полностью сломлен. Капитуляция была закреплена созданием соответствующих музыкальных произведений – уже не просто компромиссных, а полностью противоречащих художническому призванию артиста. Наибольший успех среди этих поделок – к ужасу автора – снискала оратория “Песнь о лесах” (на текст поэта Долматовского), воспевающая сталинский план преобразования природы. Он был буквально ошеломлен восторженными отзывами коллег и щедрым денежным дождем, пролившимся на него, как только он представил ораторию публике.

Двусмысленность положения композитора состояла в том, что, используя имя и мастерство Шостаковича в пропагандистских целях, власти при случае не забывали напоминать ему, что постановление 1948 года никто не отменял. Кнут органично дополнял пряники. Униженный и порабощенный, композитор почти отказался от подлинного творчества: в важнейшем для него жанре симфонии возникает цезура длиной в восемь лет (как раз между окончанием войны в 1945 г. и смертью Сталина в 1953-м).

Созданием Десятой симфонии (1953) Шостакович подвел итог не только эпохе сталинизма, но и длительному периоду в собственном творчестве, отмеченному прежде всего непрограммными инструментальными сочинениями (симфониями, квартетами, трио и др.). В этой симфонии – состоящей из медленной пессимистически-самоуглубленной первой части (звучащей свыше 20 минут) и трех последующих скерцо (одно из которых, с весьма жесткой оркестровкой и агрессивными ритмами, предположительно является своеобразным портретом только что скончавшегося ненавистного тирана) – как ни в какой другой, выявилась совершенно индивидуальная, ни на что не похожая трактовка композитором традиционной модели сонатно-симфонического цикла.

Разрушение Шостаковичем священных классических канонов осуществлялось не по злому умыслу, не ради модернистского эксперимента. Весьма консервативный в своем подходе к музыкальной форме, композитор не мог не разрушать ее: слишком далеко отстоит его мироощущение от классического. Сын своего времени и своей страны, Шостакович был до глубины сердца потрясен бесчеловечным образом явившегося ему мира и, не в силах ничего поделать с этим, погружался в мрачные размышления. Вот скрытая драматургическая пружина его лучших, честных, философски обобщающих сочинений: и хотел бы он пойти против себя (скажем, радостно примириться с окружающей действительностью), но “порочное” нутро берет свое. Повсюду видит композитор банальное зло – безобразие, абсурд, ложь и обезличенность, не в силах противопоставить ему ничего, кроме собственной боли и скорби. Беcконечная, вынужденная имитация жизнеутверждающего мировоззрения лишь подрывала силы и опустошала душу, просто убивала. Хорошо, что умер тиран и пришел Хрущев. Наступила “оттепель” – пора относительно свободного творчества.

Седьмая симфония Шостаковича

А знаете ли вы, что это за симфония?

Год её создания - 1941-й. Место, где она была написана, - город Ленинград.

Да, такие «анкетные данные» говорят сами за себя, ведь это не просто название города.

Сорок первый в Ленинграде - это блокада. Это холод и мрак, это обстрелы и бомбёжки, это крохотный, умещающийся на ладони кусочек хлеба на весь день. Это обледеневшие набережные Невы и проруби, к которым тянутся за водой нескончаемые очереди измученных, голодных людей.

Но сорок первый в Ленинграде - это не только ужас и смерть. Это несокрушимая воля советских людей, вера в победу, это труд, тяжёлый, упорный труд во имя победы.

Советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович дежурит во время налётов на крыше дома, а в свободное от дежурств время он сидит в своём нетопленом кабинете, такой же усталый и голодный, как и все ленинградцы, и пишет, пишет, пишет... Он сочиняет новую симфонию.

«Нашей борьбе с фашизмом,
нашей грядущей победе над врагом,
моему родному городу - Ленинграду
я посвящаю свою Седьмую симфонию»

(Дмитрий Шостакович)

И снова запели скрипки. Им аккомпанируют альты и виолончели. Широко льётся красивая мелодия побочной партии. Звучание оркестра становится лёгким и прозрачным.

Это тоже образ Родины, это песня о её прекрасной природе, о широких просторах нашей страны, песня о мирном труде и счастливой жизни советских людей.

Слышите! Вот она, дробь маленького барабанчика, еле слышная, чётко размеренная дробь. «Тра-та-та-та, тра-та-та-та»,- тихо выстукивает барабанчик, и от этой бесстрастной, мерной россыпи холодеет сердце.

Упорно и тупо повторяется стальной ритм. Коротко, отрывисто, будто вздрагивая, падают в эту жуткую тишину отдельные острые нотки струнных. И тихий, свистящий и въедливый голосок флейты начинает простенькую приплясывающую мелодию. От её пустой, какой-то механичной, примитивной беззаботности становится ещё страшнее. Этой музыке чуждо всё человеческое, всё живое...

Кончилась мерзкая песенка и снова началась. Теперь уже её высвистывают два голоса, две флейты. Одна из них - та самая маленькая флейточка, которая только что пела вместе со скрипкой нежный дуэт. Но теперь её голос ещё злее и въедливее, чем голос большой флейты.

А дробь барабанчика становится всё слышнее.

В разных регистрах, у разных инструментов повторяется песенка-марш, с каждым разом громче... громче... громче... И всё так же неумолимо жесток дробный стук барабанчика, и тоже всё громче... громче... громче...

Вот уже в резких, жёстких, торжествующе наглых голосах меди гремит приплясывающая мелодия... Она стала ещё уродливее, ещё страшнее. Во весь свой исполинский рост встаёт бездушное чудовище - война.

Гремит, грохочет оркестр. И над всем этим хаосом звуков царит мертвенная дробь военного барабанчика. Кажется, нет спасения от злобной силы. Что может заглушить, прекратить этот лязгающий гром, эту жуткую, размеренную дробь?

И вдруг в напряжённом звучании оркестра возникает тема Родины. Трагически-скорбная, она по-прежнему прекрасна мужественной, горькой красотой. В ней сейчас нет спокойного величия, однако её благородная сила осталась. И мы верим в эту силу. Глубокая человечность и благородство этой музыки сильнее, чем самый страшный грохот темы «нашествия».

Как скорбный реквием памяти павших, звучит теперь тема побочной партии. Её интонации сдержанны и суровы.

Светлым воспоминанием проходит ещё раз неизменённая, такая, как в начале, тема Родины. Высокие скрипки проводят поэтичную мелодию побочной партии... И снова монотонная дробь барабанчика. Война ещё не кончена.

Исполнение симфонии состоялось 9 августа 1942 года, во время продолжающейся блокады. Был отдан приказ объявлять воздушную и артиллерийскую тревогу только в крайнем случае, чтобы обеспечить тишину для исполнения симфонии. Примечательно, что все репродукторы в городе транслировали произведение для граждан. Это была уникальная демонстрация силы духа ленинградцев.

Небольшая пауза - и началась вторая часть. Помните, когда мы слушали симфонии Бетховена и Чайковского, мы говорили о том, что обычно вторая часть - это отдых после напряжённой и драматичной первой части.

Раздумчиво и грустно поют скрипки. Бережно поддерживают спокойную мелодию короткие нотки остальных струнных. Так человек, уставший от мучительного, невероятного напряжения, пытается успокоиться, отдохнуть. Чувства и мысли его пока ещё скованны, он слишком измучен, чтобы радоваться выпавшему на его долю недолгому, неверному отдыху.

Постепенно мелодия становится шире. Легче становится дышать, исчезают тяжёлые, страшные мысли...

Но тот же тихий, осторожный шорох струнных сменяет светлую музыку, снова оркестр звучит сдержанно. Слишком сильна усталость, слишком страшно всё, что происходит вокруг, чтобы человека могли радовать эти воспоминания и надежды.

Резко и насмешливо зазвучала музыка. Издевательски въедливо, словно кривляясь, поползла извивающаяся тема у фаготов и басового кларнета.

Знаете, друзья мои, на что похожа эта музыкальная тема? В ней совершенно ясно слышны интонации «Лунной» сонаты Бетховена. Те из вас, что слышали эту сонату, конечно, запомнили её первую часть, одно из самых поэтичных созданий музыкальной классики. Нежная, грустная, прекрасная тема... Но зачем она здесь, и в таком искажённом, уродливом обличье?

Горькие мысли вызывает у нас такая музыка. Ведь это германский народ дал миру великого гуманиста Бетховена.

Как же могло случиться, что в той же стране, у того же народа, появилось самое страшное и бесчеловечное на свете - фашизм?

А музыка продолжает издеваться. Кажется, что весь оркестр злобно и торжествующе хохочет.

Постепенно она стихает, успокаивается, и снова мы слышим ту же осторожную, сдержанную мелодию, которую пели скрипки в начале второй части.

Медленные и величественные аккорды - спокойные, сильные, уверенные. Оркестр звучит как орган. Кажется, что перед нами встаёт измученный, засыпанный снегом, израненный, но не сдающийся красавец Ленинград. Мужественная, строгая и в то же время героически приподнятая музыка. Она то звучит как голос оратора - сильного и мудрого человека, то разливается широкой торжественной песней. Она снова, как и в начале первой части, рассказывает о нашей прекрасной и гордой Родине. Только сейчас - это Родина в дни тяжёлых испытаний.

В уверенное спокойствие решительно врывается энергичная, бурная тема. Опять борьба, опять мы слышим сухой чёткий ритм маленького барабанчика. Но в нём уже нет прежней жёсткости, леденящего душу ужаса, он только напоминает о страшной музыке «нашествия».

«... да вещь так это было в те... дни, на самом деле... именно так чередовались в сердце душевная тревога и упорство воли... когда организм собирал все силы для отпора смерти. Музыка тут говорила языком Шостаковича, но чувствами всех людей идущего на подвиг города». Эти слова принадлежат советскому музыковеду Асафьеву.

Неудержимым потоком несётся музыка, единым дыханием, единым порывом... Вот промелькнула начальная «органная» тема этой части, но здесь её играют трубы - и она звучит как боевой приказ.

Постепенно энергичное движение замедляется, останавливается, и, как в начале части, снова встаёт пред нами прекрасный, строгий и мужественный город-герой. Мы понимаем, что композитор говорит о неколебимой вере советских людей в победу над врагом. В каждом такте этой музыки вы чувствуете благородную силу, высокую нравственную чистоту.

Три тихих удара. Это там-там. Он словно подготавливает нас к чему-то, даёт сигнал. И сразу же без всякого перерыва отдалённым, но грозным громом литавр начинается последняя часть симфонии – финал, известный под названием «Победа».

В «тихий гром» стремительно врывается главная музыкальная тема. Снова борьба, снова отчаянная схватка, но как резко отличается она от трагически страшного эпизода «нашествия»! Энергичная, волевая музыка скорее рассказывает не о самой битве, а передаёт её высокий пафос, упоение боем.

Но вот исчезает вихревое бурное движение музыки, и мы слышим медленную, величаво скорбную тему. Это реквием. Траурная музыка не вызывает у нас, однако, тех горьких чувств, которые возникали, когда мы слушали траурный марш в первой части. Там мы словно были свидетелями смерти. Здесь - вспоминаем о погибших героях.

Там, в первой части, мы слышали скорбный ритм похоронного марша. Здесь - ритм старинного медленного танца сарабанды.

Снова появляется главная тема финала. Теперь она широкая, более медленная. Кажется, что её сдерживает суровый ритм сарабанды, а она старается преодолеть этот ритм, вырваться из его чётких рамок. Напряжение всё усиливается... Шаг за шагом, словно поднимаясь на огромную, высочайшую вершину, устремлённо, напористо звучит музыка... Последнее усилие... Слышите? Это начало первой части, тема Родины, счастливой, созидательной жизни! Её торжественно и гордо играют трубы и тромбоны. Победа! Снова мир и покой на нашей земле. Подумайте только! В страшные дни блокады голодный и замёрзший человек создаёт музыку такой уверенной победной силы. Он верит в победу так же, как верили в неё тогда все советские люди, и музыка его в самые тяжёлые дни войны рассказывала всему миру о будущей победе над фашизмом.

Победа досталась русскому народу очень высокой ценой!

Так кончается Седьмая симфония Шостаковича. Прекрасный город живёт спокойной, мирной жизнью. А в памяти все ещё живёт размеренная дробь барабанчика... Нет, нельзя, чтобы всё это повторилось! Слышите, люди всего мира! Нельзя!

Уверена, что каждый из вас думает сейчас именно об этом. А ведь мы с вами только слушали музыку. Ту самую симфонию, в которой, как кажется многим, ничего не понять.

Послушайте её ещё раз, дорогие мои друзья, послушайте всю симфонию целиком и подумайте ещё раз над тем, нужно ли учиться любить и понимать музыку.

Текст Галины Левашевой.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 13 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Шостакович. Симфония № 7, соч. 60:
Часть I. Allegretto:
«Тема Родины», mp3;
«Тема Нашествия», mp3;
«Тема Родины и Сопротивления», mp3;
Часть II. Moderato, mp3;
Часть III. Adagio, mp3;
Часть IV. Allegro non troppo, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: познакомить учащихся с выдающимся произведением мировой классической музыки, определить его историческое значение.

Задачи:

  • характеристика образа вражеского нашествия и средств музыкальной выразительности, с помощью которых создан образ,
  • выявление взаимосвязи музыкального произведения с произведениями изобразительного искусства и поэзии,
  • развитие образного и творческого мышления учащихся, умения высказывать свои мысли и суждения,
  • воспитание патриотизма, любви к родине, интереса к истории родной страны.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фортепиано.

Ход урока

Учитель. Ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие. Давайте познакомимся с эпиграфом нашего урока:

«Над миром катилась гроза.
Ещё никогда на концерте
Так близко не чувствовал зал
Присутствия жизни и смерти».

М. Матусовский

Опираясь на эпиграф, подумайте, в какое время мы отправимся? (высказывания детей).

Да, действительно. Мы отправимся с вами в XX век, в годы Великой Отечественной войны, а конкретно – в 9 августа 1942 года в блокадный Ленинград, в большой зал Ленинградской филармонии.

(Слайд 2) И. Серебряный. Концерт в осажденном Ленинграде.

Вот этот год, вот этот зал, вот люди, которые присутствуют на этом концерте. Давайте представим, что и мы оказались в этом зале. Давайте вглядимся внимательно в лица людей, которые пришли на концерт и попытаемся понять, какая музыка звучит в этом зале. (Слайд 3)

В композиционном центре картины расположен мужчина с грозным лицом . Какие чувства вызвала музыка в его душе? (Чувство ярости, ненависти к врагу: его скулы сжаты, брови сдвинуты, рука на сумке напряжена, кажется он вот-вот встанет и кинется в бой).

Слева от него мужчина, закрывший лицо руками . Какое чувство вызвала музыка в его душе? (Горькие воспоминания о гибели близких людей, друзей, возможно, он плачет).

У колонны сидит молодая девушка . Композиционно она расположена в самом светлом месте картины. О чем это говорит? (О том, что душа ее светла, чиста, что она юная и романтичная). Какие чувства вызвала музыка в ее душе? (Чувство боли, скорби, светлые мечты о счастье разбились о страшную реальность войны).

Девушка, стоящая у столба. Что вы можно сказать о ней? (Она одета в военную форму, значит, принимает участие в боевых действиях, она замкнута в себе). Какие чувства вызывает музыка в ее душе? (В ее глазах печаль, смешанная с болью и горечью, она вспоминает все, что ей пришлось пережить на войне).

Посмотрите, ребята, все герои картины находятся в одном месте, сидят рядом, слушают одну и ту же музыку, но одинаковые ли чувства вызывает эта музыка у каждого из них? (Нет, у каждого из них музыка вызывает разные чувства).

Давайте теперь и мы с вами послушаем эту музыку. Какие чувства вызовет она в вашей душе? Я раздам вам листочки, на которых во время слушания вы сможете записать свои мысли.

Учитель раздает листочки, дети слушают «эпизод фашистского нашествия» из 1 части «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича, записывают свои мысли. После прослушивания дети зачитывают и высказывают свои впечатления от услышанного.

Учитель. Спасибо, ребята, вы очень внимательно и эмоционально слушали музыку и очень образно изложили свои мысли. А теперь я открою вам правду. 9 августа 1942 года в осажденном Ленинграде в большом зале Ленинградской консерватории прозвучала 7-я симфония выдающегося русского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Эта симфония получила название «Ленинградская». Об истории создания этой симфонии нам расскажут ребята, которые подготовили небольшие сообщения.

Ученик 1. «Вскоре после начала войны Ленинград был окружён огненным кольцом блокады, которая длилась 900 дней и ночей и унесла сотни тысяч жизней. Там, в осаждённом Ленинграде, во мраке, в голоде, в печали, где смерть, как тень, тащилась по пятам... оставался и профессор Ленинградской консерватории, прославленней на весь мир композитор – Дмитрий Дмитриевич Шостакович. (Слайд 4) В его душе, кипевшей великим гневом, зрел грандиозный замысел нового сочинения, которое должно было отразить мысли и чувства миллионов советских людей. Всё передуманное, перечувствованное в первые военные дни, месяцы требовало выхода, искало своего воплощения в звуках. С необычайным воодушевлением принялся композитор за создание своей 7-й симфонии. «Музыка неудержимо рвалась из меня», – вспоминал он потом. Ни голод, ни начавшиеся осенние холода и отсутствие топлива, ни частые артобстрелы и бомбёжки не могли помешать вдохновенному труду».

Ученик 2. Вот один из эпизодов, дающих представление о том, в каких условиях создавалась музыка симфонии: « Утром 16 сентября 1941 года Дмитрий Дмитриевич выступал по ленинградскому радио. Город бомбили фашистские самолёты, и композитор говорил под гул зенитных орудий и разрывы бомб: «Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического произведения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвёртую части, то тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией. Для чего я сообщаю об этом? Для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идёт нормально. Все мы несём сейчас свою боевую вахту...»

Дети слушают архивную запись радиообращения Д. Шостаковича к ленинградцам 16 сентября 1941 года (эту запись можно послушать на сайте www.nivasposad.ru).

Значительная часть симфонии была написана композитором осенью 1941 года в Ленинграде. (Слайд 5) На титульном листе Седьмой симфонии Д.Д. Шостакович написал: «Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю свою Седьмую симфонию». (Слайд 6)

Ученик 3. Полностью симфонию Шостакович завершил в Куйбышеве (Самара), куда по приказу был эвакуирован в 1942 году. (Слайд 7)

Первое исполнение симфонии состоялось 5 марта 1942 года в зале Дворца культуры на площади Куйбышева (современный театр оперы и балета) под управлением С. Самосуда. (Слайды 8–11)

В блокадном Ленинграде симфония была впервые исполнена 9 августа 1942 года. (Слайд 12) В осажденном городе люди нашли в себе силы исполнить симфонию. В оркестре радиокомитета осталось всего 15 человек, а нужно было не менее ста! Тогда созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом. 9 августа Седьмую симфонию Шостаковича сыграли в большом зале филармонии. (Слайд 13) Дирижировал Карл Ильич Элиасберг.(Слайды 14, 15) «Эти люди достойны были исполнять симфонию своего города, и музыка была достойна их самих» – писали тогда в «Комсомольской правде».

Учитель. Из рассказа ребят мы узнали об истории создания симфонии. Как вы думаете, ребята, какую идею вложил в эту симфонию Шостакович? Что он хотел сказать людям?

Ответы детей.

Учитель обобщает ответы детей: идея симфонии – борьба советского народа против фашистских оккупантов и вера в победу. Вот как определили идею симфонии сам композитор: «Моя симфония навеяна грозными событиями 1941 года. Коварное и вероломное нападение германского фашизма на нашу Родину сплотило все силы нашего народа для отпора жестокому врагу. Седьмая симфония – это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе».Так писал он в газете «Правда» 29 марта 1942 года.

Идея симфонии воплощается в 4 частях. Особое значение имеет I часть. О ней Шостакович написал в авторском пояснении, опубликованном в программе концерта 5 марта 1942 года в Куйбышеве: «Первая часть рассказывает о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь ворвалась грозная сила – война». Эти слова определили две темы, противопоставленные в I части симфонии: тема мирной жизни (тема Родины) и тема ворвавшейся войны (фашистское нашествие). «Первая тема – образ радостного созидания. Это подчеркивает русский размашисто-широкий склад темы, наполненный спокойной уверенностью. Затем звучат мелодии, воплощающие образы природы. Они как бы растворяются, тают. Теплая летняя ночь опустилась на землю. И люди, и природа – все погрузилось в сон».

Дети слушают 1 часть симфонии до эпизода фашистского нашествия.

И вот начинается вторжение вражеских сил, начинается эпизод нашествия. Именно его мы с вами услышали, когда попали на концерт в блокадный Ленинград в начале урока. «На фоне таинственно шуршащей, еле слышной дроби малого барабана возникает тема врага. Духовые инструменты звучат приглушенно, вкрадчиво. Как будто маршируют заводные куклы и кто-то подыгрывает на гнусавой, дребезжащей дудке. Мало-помалу звучание оркестра становится плотнее, массивнее. Тема врага словно вырастает, надвигается на нас, она делается все более исступленной, неистовой. Чудовище сбрасывает шутовскую маску, и мы видим, и мы видим его звериный оскал. И вот начинается дикий хаос разрушения.

В эпизоде нашествия композитор передал бесчеловечную жестокость, слепой, безжизненно-жуткий автоматизм, неразрывно связанные с обликом фашистской военщины. Здесь очень уместно выражение Льва Толстого – «злая машина».

Сейчас мы еще раз послушаем этот знаменитый эпизод, после чего постараемся охарактеризовать образ фашистского нашествия и подумаем, какими средствами музыкальной выразительности достигается этот образ.

Дети слушают эпизод фашистского нашествия.

После прослушивания дети характеризуют образ и средства музыкальной выразительности.

  • Характеристика образа – тупой, холодный, автоматичный, железный, бездушный, усиливающийся, разрастающийся и т.д.
  • Средства музыкальной выразительности, с помощью которых достигнут образ, – тупость, холодность, автоматизм создается однообразием мелодии, чеканного ритма, постоянного повторения одного и того же мотива; впечатление надвигающейся грозной силы создает усиливающаяся динамика, увеличения количества инструментов; военный образ создает жанра марша ; основные средства развития образа – динамика и оркестровые вариации .

Учитель. А вот как характеризуют образ вражеского нашествия музыковеды Л. Данилевич и А. Третьякова: «Чтобы создать такой образ, Шостакович мобилизовал все средства своего композиторского арсенала. Тема нашествия – нарочито тупая, квадратная – напоминает прусский военный марш. Она повторяется одиннадцать раз – одиннадцать вариаций. Меняется гармония, оркестровка, но мелодия остается неизменной. Она повторяется с железной неумолимостью – точно, нота в ноту. Все вариации пронизаны дробным ритмом марша. Эта ритмическая фигура малых барабанов повторена 175 раз. Звучание постепенно нарастает от едва уловимого pianissimo до громового fortissimo». «Разрастаясь до гигантских размеров, тема рисует какое-то невообразимо мрачное, фантастическое чудовище, которое, увеличиваясь и уплотняясь, движется вперед все более стремительно и грозно». Эта тема напоминает «пляску учёных крыс под дудку крысолова» писал о ней А.Толстой.

Чем же завершается такое мощное развитие темы вражеского нашествия? «В момент, когда казалось бы всё живое никнет, будучи не в силах сопротивляться натиску этого страшного, всесокрушающего чудовища-робота, свершается чудо: на пути его появляется новая сила, способная не только противостоять, но и вступить в борьбу. Это тема сопротивления. Маршевая, торжественная, она звучит страстью и великим гневом, решительно противостоя теме нашествия. Момент ее появления – наивысшая точка в музыкальной драматургии 1 части. После этого столкновения тема нашествия теряет свою монолитность. Она дробится, мельчает. Все попытки воспрянуть напрасны – гибель чудовища неотвратима» .

Дети слушают фрагмент столкновения темы нашествия и темы сопротивления.

Учитель. В Москве Седьмая симфония Д. Шостаковича прозвучала 29 марта 1942 года, через 24 дня после ее премьеры в Куйбышеве. В 1944 году поэт Михаил Матусовский написал стихотворение, которое называется «Седьмая симфония в Москве». (Слайд 16)

Наверное, помните вы
Как стужа тогда пронизала
Ночные кварталы Москвы,
Подъезды Колонного зала.

Была непогода скупа,
Снежком припушенная малость,
Как будто бы эта крупа
По карточкам нам выдавалась.

Но город, окованный тьмой,
С уныло ползущим трамваем,
Был этой осадной зимой
Прекрасен и незабываем.

Когда композитор бочком
Пробрался к подножью рояля,
В оркестре смычок за смычком
Проснулись, зажглись, просияли

Как будто из мрака ночей
Дошли к нам порывы метели.
И сразу у всех скрипачей
С подставок листы полетели.
И эта ненастная мгла,
В траншеях свиставшая хмуро,
Никем до него не была
Расписана как партитура.

Над миром катилась гроза.
Ещё никогда на концерте
Так близко не чувствовал зал
Присутствия жизни и смерти.

Как дом от полов до стропил,
Охваченный пламенем сразу,
Оркестр, обезумев, вопил
Одну музыкальную фразу.

Ей пламя дышало в лицо.
Глушила её канонада.
Она прорывала кольцо
Блокадных ночей Ленинграда.

Гудела в глухой синеве,
Весь день пребывала в дороге.
И ночью кончалась в Москве
Сиреной воздушной тревоги.

Учитель. Давайте подведем итог нашего урока. Какую историческую оценку вы можете дать «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича?

Ответы детей.

Учитель обобщает ответы детей: Каждый на войне совершал подвиги – на передовой, в партизанских отрядах, в концлагерях, в тылу на заводах и в госпиталях. Совершали подвиги и музыканты, которые в нечеловеческих условиях писали музыку и исполняли ее на фронтах и для тружеников тыла. Благодаря их подвигу мы многое знаем о войне. 7-я симфония – это не только музыкальный, это военный подвиг Д. Шостаковича.

«Много сил и энергии вложил я в это сочинение, – писал композитор в газете «Комсомольская правда». – Никогда я не работал с таким подъемом, как сейчас. Есть такое крылатое выражение: «Когда грохочут пушки, тогда молчат музы». Это справедливо относится к тем пушкам, которые своим грохотом подавляют жизнь, радость, счастье, культуру. То грохочут пушки тьмы, насилия и зла. Мы воюем во имя торжества разума над мракобесием, во имя торжества справедливости над варварством. Нет более благородных и возвышенных задач, нежели те, которые вдохновляют нас на борьбу с темными силами гитлеризма».

Произведения искусства, созданные в годы войны, – это памятники военных событий. Седьмая симфония – один из самых грандиозных, монументальных памятников, это живая страница истории, о которой мы не должны забывать.

На уроке разучивается песня «Память о войне» сл. и муз. Н. Тананко (Приложение 1).

Список литературы:

  1. Третьякова Л.С. Советская музыка: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1987. Стр. 73–77.
  2. И. Прохорова, Г. Скудина. Советская музыкальная литература для VII класса детской музыкальной школы под ред. Т.В. Поповой. Восьмое издание. – Москва, «Музыка», 1987. Стр. 78–86.
  3. Советская музыкальная литература. Выпуск первый, изд. 4-е переработанное и дополненное. Учебник для музыкальных училищ. – Москва, «Музыка», 1977. Стр. 355–364. Автор статьи Т.В.Попова.
  4. Л. Данилевич. Книга о советской музыке. – Москва, МУЗГИЗ, 1962. Стр. 342–344.
  5. Музыка в 4–7 классах: методическое пособие для учителя/ Т.А. Бейдер, Т.Е. Вендрова, Е.Д. Критская и др.; Под ред. Э.Б. Абдуллина; науч. Руководитель Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1986. Стр. 132, 133.
  6. Стихи о музыке. Русские, советские, зарубежные поэты. Второе издание. Составители А. Бирюкова, В. Татаринов под общей редакцией В. Лазарева. – М.: всесоюзное изд. Советский композитор, 1986. Стр. 98.

Путь к цели

Родился виртуоз 25 сентября 1906 года в семье, где уважали и любили музыку. Увлечение родителей передалось сыну. В 9 лет, после просмотра оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», мальчик заявил, что намерен серьезно заниматься музыкой. Первым преподавателем стала мать, которая учила игре на фортепиано. Позже она отдала мальчика в музыкальную школу, директором которой был известный педагог И. А. Гляссер.

Позже между учеником и учителем возникли недоразумения относительно выбора направления. Наставник видел парня пианистом, юноша мечтал стать композитором. Поэтому в 1918 году Дмитрий покинул училище. Возможно, если бы талант остался учиться там, мир сегодня не знал бы такого произведения, как 7 симфония Шостаковича. История создания композиции - значительная часть биографии музыканта.

Мелодист будущего

Следующим летом Дмитрий пошел на прослушивание в Петроградскую консерваторию. Там его заметил известный профессор и композитор А. К. Глазунов. История упоминает, что этот человек обратился к Максиму Горькому с просьбой посодействовать со стипендией для юного таланта. На вопрос о том, хорош ли он в музыке, профессор честно ответил, что стиль Шостаковича ему чужой и непонятный, но это - тема будущего. Так, осенью парень поступил в консерваторию.

Но только в 1941 году была написана Седьмая симфония Шостаковича. История создания этого произведения - взлетов и падений.

Всеобщая любовь и ненависть

Еще учась, Дмитрий создавал значительные мелодии, но только по завершении консерватории написал свою Первую симфонию. Произведение стало дипломной работой. Газеты называли его революционером в мире музыки. Вместе со славой на молодого человека обрушилась масса негативной критики. Тем не менее, работать Шостакович не прекращал.

Несмотря на удивительный талант, ему не везло. Каждая работа проваливалась с треском. Много недоброжелателей остро осудили композитора еще до того, как вышла 7 симфония Шостаковича. История создания композиции интересна - виртуоз сочинил ее уже на пике популярности. Но до этого, в 1936 году, газета «Правда» жестко осудила балеты и оперы нового формата. По иронии судьбы под горячую руку попала и необычная музыка из постановок, автором которой был Дмитрий Дмитриевич.

Страшная муза Седьмой симфонии

Композитора преследовали, произведения запретили. Четвертая симфония стала болью. Некоторое время он спал одетым и с чемоданом возле кровати - музыкант боялся ареста в любой момент.

Тем не менее, паузы не делал. В 1937 году выпустил Пятую симфонию, которая превзошла прошлые композиции и реабилитировала его.

Но открыла мир переживаний и чувств в музыке другая работа. Трагической и драматичной была история создания 7 симфонии Шостаковича.

В 1937 году он ведет занятия по композиции в Ленинградской консерватории, позже получает звание профессора.

В этом городе его застает Вторая мировая война. Встретил ее Дмитрий Дмитриевич в блокаде (город окружили 8 сентября), далее его, как и других деятелей искусств того времени, вывезли из культурной столицы России. Эвакуировали композитора с семьей сначала в Москву, а затем, 1 октября, в Куйбышев (с 1991 года - Самара).

Старт работы

Стоит отметить, что трудиться над этой музыкой автор стал еще до Великой Отечественной войны. В 1939-1940 годах началась история создания симфонии номер 7 Шостаковича. Первыми, кто услышал ее отрывки, стали ученики и коллеги. Первоначально это была простая тема, которая развивалась со стуком малого барабана. Уже летом 1941 года эта часть стала отдельным эмоциональным эпизодом произведения. Официально симфония стартовала 19 июля. После автор признался, что никогда так активно не писал. Интересно, что композитор делал обращение к ленинградцам по радио, где сообщил о творческих планах.

В сентябре работал над второй и третьей частями. 27 декабря мастер написал финальную часть. 5 марта 1942 года в Куйбышеве впервые прозвучала 7 симфония Шостаковича. История создания произведения в блокаде не менее захватывающая, чем и сама премьера. Играл ее эвакуированный оркестр Большого театра. Дирижировал Самуил Самосуда.

Главный концерт

Мечтой мастера было выступление в Ленинграде. Большие силы потратили для того, чтобы музыка зазвучала. Задача организовать концерт выпала единственному оркестру, который остался в блокадном Ленинграде. Побитый город по каплям собирал в кучу музыкантов. Принимали всех, кто мог стоять на ногах. Много фронтовиков участвовало в выступлении. В город были доставлены только нотные записи. Далее расписали партии и расклеили афиши. 9 августа 1942 года зазвучала 7 симфония Шостаковича. История создания произведения уникальна еще и тем, что именно в этот день фашистские войска планировали прорвать оборону.

Дирижером стал Карл Элиасберг. Был отдан приказ: «Пока будет идти концерт - враг должен молчать». Советская артиллерия обеспечила спокойствие и фактически прикрывала всех артистов. Транслировали музыку по радио.

Это был настоящий праздник для измученных жителей. Люди плакали и аплодировали стоя. В августе симфонию играли 6 раз.

Мировое признание

Через четыре месяца после премьеры работа зазвучала в Новосибирске. Летом ее услышали жители Великобритании и США. Автор стал популярным. Людей со всего мира захватывала блокадная история создания 7 симфонии Шостаковича. За несколько первых месяцев более 60 раз звучала Ее первую трансляцию слушали более 20 миллионов людей этого континента.

Были и завистники, которые утверждали, что произведение не получило бы такой популярности, если бы не драма Ленинграда. Но, несмотря на это, даже самый смелый критик не решался заявить, что работа автора - бездарность.

Были изменения и на территории Советского Союза. Аса называли Бетховеном ХХ века. Мужчина получил Негативно отзывался о гении композитор С. Рахманинов, который говорил: «Всех артистов забыли, остался только Шостакович». Симфония 7 «Ленинградская», история создания которой стоит уважения, покорила сердца миллионов.

Музыка сердца

Трагические события звучат в музыке. Автор хотел показать всю боль, которую ведет за собой не только война, а и Он любил свой народ, но презирал власть, которая им управляет. Его целью стало донести чувства миллионов советских людей. Мастер страдал вместе с городом и жителями и защищал стены нотами. Гнев, любовь, страдание воплотились в таком произведении, как Седьмая симфония Шостаковича. История создания охватывает период первых месяцев войны и старта блокады.

Сама тема - грандиозная борьба добра и зла, мира и рабства. Если закрыть глаза и включить мелодию, можно услышать, как небо гудит от вражеских самолетов, как родная земля стонет от грязных сапог оккупантов, как плачет мать, которая провожает сына на гибель.

Символом свободы стала «Знаменитая Ленинградка» - так ее называла поэтесса Анна Ахматова. С одной стороны стены стояли враги, несправедливость, с другой - искусство, Шостакович, 7 симфония. История создания кратко отражает первый этап войны и роль искусства в борьбе за свободу!


Рыдали яростно, навзрыд
Одной единой страсти ради
На полустанке — инвалид
И Шостакович — в Ленинграде.

Александр Межиров

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича имеет подзаголовок "Ленинградская". Но больше ей подходит название "Легендарная". И действительно история создания, история репетиций и история исполнения этого произведения стали практически легендами.

От замысла к воплощению

Считается, что замысел Седьмой симфонии возник у Шостаковича непосредственно сразу после нападения фашистов на СССР. Приведём и другие мнения.
Дирижёр Владимир Федосеев: " ... Шостакович писал о войне. Но при чем тут война! Шостакович был гений, он не писал про войну, он писал про ужасы мира, о том, что нам грозит. "Тема нашествия" ведь была написана задолго до войны и совсем по другому поводу. Но он нашел характер, выразил предчувствие".
Композитор Леонид Десятников: " ... с самой "темой нашествия" тоже не все окончательно ясно: высказывались соображения, что она была сочинена задолго до начала Великой Отечественной войны, и что Шостакович связывал эту музыку со сталинской государственной машиной и т. д." Есть предположение, что "тема нашествия" построена на одной из любимых мелодий Сталина - лезгинке.
Некоторые идут ещё дальше, утверждая, что Седьмая симфония первоначально задумывалась композитором как симфония о Ленине, и только война помешала её написанию. Музыкальный же материал использовался Шостаковичем в новом произведении, хотя никаких реальных следов "сочинения о Ленине" в рукописном наследии Шостаковича не обнаружено.
Указывают на фактурную схожесть "темы нашествия" со знаменитым
"Болеро" Мориса Равеля, а также возможную трансформацию мелодии Франца Легара из оперетты "Весёлая вдова" (ария графа Данило Alsobitte, Njegus, ichbinhier... Dageh` ichzuMaxim).
Сам композитор писал: "Сочиняя тему нашествия, я думал о совсем другом враге человечества. Разумеется, я ненавидел фашизм. Но не только немецкий - ненавидел всякий фашизм".
Вернёмся к фактам. За июль - сентябрь 1941 года Шостакович написал четыре пятых своего нового сочинения. Завершение второй части симфонии в чистовой партитуре датировано 17-ым сентября. Время окончания партитуры третьей части обозначено также в чистовом автографе: 29 сентября.
Наиболее проблематична датировка начала работы над финалом. Известно, что в начале октября 1941 года Шостакович с семьёй был эвакуирован из осаждённого Ленинграда в Москву, а затем переехал в Куйбышев. Находясь в Москве, он сыграл готовые части симфонии в редакции газеты "Советское искусство" 11 октября группе музыкантов. "Даже беглое прослушивание симфонии в фортепианном исполнении автора позволяет говорить о ней, как о явлении громадного масштаба", - свидетельствовал один из участников встречи и отмечал..., что "Финала симфонии ещё нет."
В октябре-ноябре 1941 года страна переживала самый тяжёлый момент борьбы с захватчиками. В этих условиях оптимистический финал, задуманный автором ("В финале хочется сказать о прекрасной будущей жизни, когда враг будет разбит"), не ложился на бумагу. Художник Николай Соколов, живший в Куйбышеве по соседству с Шостаковичем, вспоминает: "Как-то я спросил Митю, почему он не кончает свою Седьмую. Он ответил: " ... Не могу пока писать... Гибнет столько наших людей!" ... Зато с какой энергией и радостью он засел за работу сразу же после известия о разгроме фашистов под Москвой! Очень быстро симфония была им закончена чуть ли не за две недели." Контрнаступление советских войск под Москвой началось 6 декабря, а первые значительные успехи принесло 9 и 16 декабря (освобождение городов Елец и Калинин). Сопоставление этих дат и срока работы, указываемого Соколовым (две недели), с датой окончания симфонии, проставленной в чистовой партитуре (27 декабря 1941), позволяет с большой уверенностью отнести начало работы над финалом на середину декабря.
Практически сразу же после окончания симфонии началось её разучивание с оркестром Большого театра под управлением Самуила Самосуда. Премьера симфонии состоялась 5 марта 1942 года.

"Секретное оружие" Ленинграда

Блокада Ленинграда - незабываемая страница в истории города, которая вызывает особое уважение к мужеству его жителей. Ещё живы свидетели блокады, приведшей к трагической гибели почти миллиона ленинградцев. На протяжении 900 дней и ночей город выдерживал осаду фашистских войск. Фашисты возлагали на взятие Ленинграда очень большие надежды. Захват Москвы предполагался уже после того, как падёт Ленинград. Сам же город должен был быть уничтожен. Враг окружил Ленинград со всех сторон.

Целый год он душил его железной блокадой, осыпал бомбами и снарядами, умертвлял голодом и холодом. И стал готовиться к последнему штурму. Уже напечатаны были во вражеской типографии билеты на торжественный банкет в лучшей гостинице города - 9 августа 1942 года.

Но враг не знал, что несколько месяцев назад в осаждённом городе появилось новое "секретное оружие". Его доставили на военном самолёте с медикаментами, которые так нужны были больным и раненным. Это были четыре больших объёмистых тетради, исписанными нотами. Их с нетерпением ждали на аэродроме и увезли, как величайшую драгоценность. Это была Седьмая симфония Шостаковича!
Когда дирижёр Карл Ильич Элиасберг, высокий и худой человек, взял в руки заветные тетради и стал их просматривать, радость на его лице сменилась огорчением. Чтобы эта грандиозная музыка зазвучала по-настоящему нужно было 80 музыкантов! Только тогда мир услышит её и убедится, что город, в котором жива такая музыка, никогда не сдастся, и что народ, создающий такую музыку, непобедим. Но где взять такое количество музыкантов? Дирижёр горестно перебирал в памяти скрипачей, духовиков, ударников, которые погибли в снегах долгой и голодной зимы. И тогда по радио объявили о регистрации оставшихся в живых музыкантов. Дирижер, шатаясь от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов. Ударника Жаудата Айдарова он отыскал в мертвецкой, где и заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись. "Да он же живой!" - воскликнул дирижер, и это мгновение было вторым рождением Жаудата. Без него исполнение Седьмой было бы невозможным - ведь он должен был выбивать барабанную дробь в "теме нашествия".

С фронта потянулись музыканты. Тромбонист пришел из пулеметной роты, из госпиталя сбежал альтист. Валторниста отрядил в оркестр зенитный полк, флейтиста привезли на санках - у него отнялись ноги. Трубач притопал в валенках, несмотря на весну: распухшие от голода ноги не влезали в другую обувь. Сам дирижер был похож на собственную тень.
Но на первую репетицию они все же собрались. Руки одних огрубели от оружия, у других тряслись от истощения, но все старались изо всех сил держать инструменты, словно от этого зависела их жизнь. Это была самая короткая в мире репетиция, продолжавшаяся всего пятнадцать минут, - на большее у них не было сил. Но эти пятнадцать минут они играли! И дирижер, старавшийся не упасть с пульта, понял, что они исполнят эту симфонию. У духовиков дрожали губы, смычки струнников были как чугунные, но музыка-то звучала! Пусть слабо, пусть нестройно, пусть фальшиво, но оркестр играл. Несмотря на то, что на время репетиций - два месяца - музыкантам увеличили продуктовый паек, несколько артистов не дожили до концерта.

И был назначен день концерта - 9 августа 1942 года. Но враг по-прежнему стоял под стенами города и собирал силы для последнего штурма. Вражеские орудия взяли прицел, приказ на вылет ждали сотни вражеских самолётов. И немецкие офицеры ещё раз взглянули на пригласительные билеты на банкет, который должен был состояться после падения осаждённого города, 9 августа.

Почему они не стреляли?

Великолепный белоколонный зал был полон и встретил появление дирижёра овацией. Дирижёр поднял палочку, и мгновенно наступила тишина. Долго ли она продлится? Или враг обрушит сейчас шквал огня, чтобы помешать нам? Но палочка пришла в движение - и в зал ворвалась неслыханная прежде музыка. Когда музыка кончилась и вновь наступила тишина, дирижёр подумал: "Почему они сегодня не стреляли?" Отзвучал последний аккорд, и в зале на несколько секунд повисла тишина. И вдруг все люди встали в едином порыве - по их щекам катились слезы радости и гордости, а ладони раскалились от грома аплодисментов. Из партера на сцену выбежала девочка и преподнесла дирижеру букет полевых цветов. Через десятилетия отысканная ленинградскими школьниками-следопытами Любовь Шнитникова расскажет, что она специально выращивала цветы для этого концерта.


Почему же фашисты не стреляли? Нет, стреляли, вернее, пытались стрелять. Они целились в белоколонный зал, они хотели расстрелять музыку. Но 14-й артиллерийский полк ленинградцев обрушил за час до концерта на фашистские батареи лавину огня, обеспечив семьдесят минут тишины, необходимой для исполнения симфонии. Ни один вражеский снаряд не упал рядом с филармонией, ни что не мешало музыке звучать над городом и над миром, и мир, услышав её, поверил: этот город не сдастся, этот народ непобедим!

Героическая симфония XXвека



Рассмотрим собственно музыку Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Итак,
Первая часть написана в сонатной форме. Отклонением от классической сонатности является то, что вместо разработки идёт большой эпизод в виде вариаций ("эпизод нашествия"), а после него вводится дополнительный фрагмент разработочного характера.
Начало части воплощает в себе образы мирной жизни. Главная партия звучит широко и мужественно и имеет черты песни-марша. Вслед за ней появляется лирическая побочная партия. На фоне мягкого секундового "покачивания" альтов и виолончелей звучит светлая, напоминающая песню мелодия скрипок, которая чередуется с прозрачными хоральными аккордами. Прекрасен конец экспозиции. Звучание оркестра будто растворяется в пространстве, мелодия флейты-пикколо и засурдиненной скрипки поднимается всё выше и замирает, истаивая на фоне тихо звучащего ми-мажорного аккорда.
Начинается новый раздел - потрясающая картина нашествия агрессивной разрушительной силы. В тишине как бы издалека доносится едва слышная дробь барабана. Устанавливается автоматический ритм, не прекращающийся на всём протяжении этого страшного эпизода. Сама "тема нашествия" - механистическая, симметричная, разделённая на ровные отрезки по 2 такта. Тема звучит сухо, колко, с пощёлкиваниями. Первые скрипки играют стаккато, вторые ударяют обратной стороной смычка по струнам, альты играют пиццикато.
Эпизод построен в форме вариаций на мелодически неизменную тему. Тема проходит 12 раз, обрастая всё новыми голосами, раскрывая все свои зловещие стороны.
В первой вариации бездушно, мёртво в низком регистре звучит флейта.
Во второй вариации к ней на расстоянии полутора октав присоединяется флейта-пикколо.
В третьей вариации возникает тупо звучащий диалог: каждую фразу гобоя копирует фагот октавой ниже.
С четвёртой по седьмую вариацию агрессивность в музыке нарастает. Появляются медные духовые инструменты. В шестой вариации тема излагается параллельными трезвучиями, нагло и самодовольно. Музыка приобретает всё более жестокий, "звериный" облик.
В восьмой вариации она достигает устрашающей звучности fortissimo. Восемь валторн прорезывают грохот и лязганье оркестра "первобытным рёвом".
В девятой вариации тема переходит к трубам и тромбонам, сопровождаясь мотивом стона.
В десятой и одиннадцатой вариациях напряжение в музыке достигает почти немыслимой силы. Но тут происходит фантастический по гениальности музыкальный переворот, не имеющий аналогов в мировой симфонической практике. Резко меняется тональность. Вступает дополнительная группа медных инструментов. Несколько нот партитуры останавливают тему нашествия, звучит противостоящая ей тема сопротивления. Начинается эпизод битвы, невероятнейший по напряжённости и насыщенности. В пронзительных душераздирающих диссонансах слышатся крики, стоны. Нечеловеческим усилием Шостакович ведёт развитие к главной кульминации первой части - реквиему - плачу о погибших.


Константин Васильев. Нашествие

Начинается реприза. Главная партия широко излагается всем оркестром в маршевом ритме траурного шествия. С трудом узнаётся в репризе побочная партия. Прерывисто-усталый монолог фагота в сопровождении спотыкающихся на каждом шагу аккордами аккомпанемента. Всё время меняется размер. Это, по словам Шостаковича - "личная скорбь", для которой "уже и слёз не осталось".
В коде первой части трижды возникают картины минувшего, после призывного сигнала валторн. Будто в дымке проходят в своём первоначальном облике главная и побочная темы. И в самом конце зловеще напоминает о себе тема нашествия.
Вторая часть - необычное скерцо. Лирическое, небыстрое. В нём всё настраивает на воспоминания о довоенной жизни. Музыка звучит как бы вполголоса, в ней слышатся то отзвуки какого-то танца, то трогательно-нежной песни. Неожиданно прорывается аллюзия на "Лунную сонату" Бетховена, звучащая несколько гротескно. Что это? Не воспоминания ли немецкого солдата, сидящего в окопах вокруг осаждённого Ленинграда?
Третья часть предстаёт как образ Ленинграда. Её музыка звучит как жизнеутверждающий гимн прекрасному городу. Величавые, торжественные аккорды чередуются в ней с выразительными "речитативами" солирующих скрипок. Третья часть без перерыва переходит в четвёртую.
Четвёртая часть - могучий финал - полон действенности, активности. Шостакович считал его, наряду с первой частью, основным в симфонии. Он говорил, что эта часть соответствует его "восприятию хода истории, который неизбежно должен привести к торжеству свободы и человечности".
В коде финала использованы 6 тромбонов, 6 труб, 8 валторн: на фоне могучего звучания всего оркестра они торжественно возглашают главную тему первой части. Само проведение напоминает колокольный перезвон.