Образ Василия Теркина (Школьные сочинения). А.Т. Твардовский "Василий Теркин": описание, герои, анализ поэмы Художественный образ василия теркина

Поэма «Василий Теркин» датирована 1941-1945 годами - сложными, страшными и героическими годами борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками. В этом произведении Александр Твардовский создал бессмертный образ простого, советского бойца, защитника Отечества, который стал неким олицетворением глубокого патриотизма и любви к своей Родине.

История создания

Поэма начала писаться в 1941 году. Отдельные отрывки были напечатаны в газетном варианте в период с 1942 по 1945 годы. В том же 1942 году отдельно было опубликовано еще незаконченное произведение.

Как ни странно, но работа над поэмой была начата Твардовским еще в 1939 году. Именно тогда он уже трудился военным корреспондентом и освещал в газете «На страже Родины» ход финской военной кампании. Имя было придумано в соавторстве с членами редакционной коллегии газеты. В 1940 году была выпущена небольшая брошюра «Вася Теркин на фронте», которая среди бойцов считалась большой наградой.

Образ красноармейца понравился читателям газеты с самого начала. Понимая это, Твардовский решил, что эта тема является перспективной и начал ее развивать.

С самого начала Великой Отечественной Войны, находясь на фронте в качестве военного корреспондента, он попадает в самые горячие сражения. Попадает в окружение вместе с солдатами, выходит из него, отступает и идет в атаку, переживая на собственном опыте все то, о чем он хотел бы написать.

Весной 1942 года Твардовский приезжает в Москву, где пишет первые главы «От автора» и «На привале», и она сразу же печатаются в газете «Красноармейская правда».

Такого взрыва популярности Твардовский не мог представить даже в самых смелых своих мечтах. Центральные издания «Правда», «Известия», «Знамя» перепечатывают отрывки из поэмы. На радио тексты читают Орлов и Левитан. Художник Орест Верейский создает иллюстрации, окончательно сформировавшиеся образ бойца. Твардовский проводит в госпиталях творческие вечера, а также встречается с трудовыми коллективами в тылу, поднимая боевой дух.

Как всегда, то, что нравилось простому народу, не получила поддержки партии. Твардовского критиковали за пессимизм, за отсутствие упоминаний о том, что партия руководит всеми свершениями и достижениями. В связи с этим автор хотел в 1943 году закончить поэму, однако благодарные читатели не дали ему этого сделать. Твардовскому пришлось согласиться на цензурные правки, взамен он был удостоен Сталинской премии за свое ставшее бессмертным произведение. Поэма была закончена в марте 1945 года - именно тогда автор написал главу «В бане».

Описание произведения

В поэме 30 глав, которые условно можно разделить на 3 части. В четырех главах Твардовский не рассказывает о герое, а просто рассуждает о войне, о том, сколько пришлось пережить простым советским мужикам, ставшим на защиту своей Родины, и намекает на ход работы над книгой. Роль этих отступлений нельзя приуменьшить - это диалог автора с читателей, который он ведет напрямую, даже в обход своего героя.

В ходе повествования нет четкой хронологической последовательности. Более того, автор не называет конкретные бои и сражения, однако отдельные сражения и операции, выделенные в истории Великой Отечественной Войны, угадываются в поэме: отступления советских войск, столь распространённые в 1941 и 1942 годах, битва у Волги, ну и, конечно, взятие Берлина.

Строгого сюжета в поэме нет - да и у автора не было задачи передать ход войны. Центральная глава - «Переправа». Там четко прослеживается основная идея произведения - военная дорога. Именно по ней Теркин со своими товарищами шагает к достижению цели - полной победе над немецко-фашистскими захватчиками, а значит, к новой, лучшей и свободной жизни.

Герой произведения

Главный герой - Василий Тёркин. Вымышленный персонаж, веселый, жизнерадостный, прямодушный, несмотря на сложные обстоятельства, в которых он живет во время войны.

Мы наблюдаем за Василием в разных ситуациях - и везде можем отметить его положительные качества. Среди боевых побратимов он - душа компании, балагур, всегда находящий возможность пошутить и рассмешить остальных. Когда он идет в атаку - он пример для остальных бойцов, проявляет такие свои качества, как находчивость, смелость, выдержка. Когда он отдыхает после боя - он может спеть, он играет на гармони, но при этом может ответить достаточно жестко и с юмором. Когда солдаты встречаются с мирным населением, Василий - само обаяние и скромность.

Мужество и достоинство, проявляемые во всех, даже самых безвыходных ситуациях, - вот главные черты, которые отличают главного героя произведения и формируют его образ.

Все остальные герои поэмы абстрактны - у них нет даже имен. Боевые побратимы, генерал, старик и старуха - все они только подыгрывают, помогая раскрыть образ главного героя - Василия Теркина.

Анализ произведения

Поскольку у Василия Теркина нет реального прототипа, то можно со всей смелостью сказать, что это - некий собирательный образ, который был создан автором, основываясь на его реальных наблюдениях за солдатами.

У произведения есть одна отличительная особенность, которая выделяет его среди аналогичных произведений того времени, - это отсутствие идеологического начала. В поэме нет восхвалений партии и лично товарищу Сталину. Это, по мнению автора, «разрушило бы замысел и образный строй поэмы».

В произведении используются два стихотворных размера: четырехстопный и трехстопный хорей. Первый размер встречается гораздо чаще, второй - лишь в отдельных главах. Язык поэмы стал своеобразной карточкой Твардовского. Некоторые моменты, выглядящие как поговорки и строки из смешных песенок, что называется, «ушли в народ» и стали употребляться в повседневной речи. Например, фраза «Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль» или «Города сдают солдаты, генералы из берут» употребляются многими и в настоящее время.

Именно на таких, как главный герой этой поэмы в стихах, пали все тяготы войны. И только их человеческие качества - сила духа, оптимизм, юмор, умение посмеяться над другими и над собой, вовремя разрядить натянутую до предела обстановку - помогли им не только победить, но и выжить в этой страшной и беспощадной войне.

Поэма до сих пор жива и любима народом. В 2015 году журнал «Русский репортер» проводил социологические исследования относительно сотни самых популярных стихотворений в России. Строки из «Василия Теркина» заняли 28-ое место, что говорит о том, что память о событиях 70-летней давности и подвиге тех героев все еще жива в нашей памяти.

В самый разгар Великой Отечественной войны, когда вся наша страна защищала родину, в печати появляются первые главы поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин», где в образе главного героя выведен простой русский солдат, «парень обыкновенный».

Сам писатель вспоминал, что начало работы над «Василием Теркиным» сопровождалось трудностями: нелегко оказалось найти требуемую художественную форму, определить композицию и особенно сложно выбрать главного героя, который был бы понятен не только читателю военного времени, но и оставался бы современным на долгие годы. Александр Трифонович Твардовский нашел своего героя – Василия Теркина, образ которого помогал и бойцам на фронте, и их женам и детям в тылу, и интересен также современному читателю. Что же сделало литературный образ Теркина таким популярным на протяжении стольких лет?

Любой художественный образ обладает не только индивидуалистическими, личными чертами, но и несет в себе нечто собирательное, общее, является выразителем, характерным героем своего времени. С одной стороны Василий Теркин не похож на остальных солдат в роте: он весельчак, его отличает своеобразное чувство юмора, он не боится опасности, но в то же время Твардовский, создавая своего героя, не брал какого-то конкретного человека за образец, поэтому у писателя получился собирательный образ солдата, защитника русской земли, готового в любой момент отразить нападения врага:

Впрочем, что там думать, братцы,

Надо немца бить спешить.

Вот и все, что Теркин вкратце

Вам имеет доложить.

Теркин смел, отважен, он не боится ни пуль, ни вражеских бомбежек, ни ледяной воды. В любой ситуации герой умеет постоять за себя и не подвести других. Бойцу на привале Теркин друг, старику и старухе в полуразрушенной избе – сын, молодой женщине, отправившей на фронт всех своих близких – брат. Характер героя соткан из десятков и сотен характеров простых русских солдат, наделен общечеловеческими чертами: добротой, уважением к людям, порядочностью.

А.Т. Твардовский наделяет своего героя говорящей фамилией: Теркин, недаром самая расхожая фраза поэмы: «Перетерпим. Перетрем». Сила русского духа такова, что человек все может перетерпеть, многое может пережить, но от этого он не становится злее, нетерпимее, а наоборот, стремится помочь людям, пытается заставить их поверить в собственные силы:

Он вздохнул у самой двери

И сказал:

– Побьем, отец…

Смекалист и находчив Теркин не только на войне, во время боя, но и в обычной жизни. Таким образом, мирная и военная жизнь сливаются воедино. Герой как бы живет на войне, постоянно мечтая о победе, о простой деревенской работе.

По-разному называет писатель Василия Теркина в поэме, то он – «парень обыкновенный», с присущими любому человеку слабостями, то богатырь.

Постепенно из индивидуальной личности образ героя вырастает до уровня литературного обобщения:

То серьезный, то потешный,

Нипочем, что дождь, что снег, –

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек…

Важен и тот факт, что писатель не отделяет Теркина от себя. В главе «О себе» он пишет:

Я за все кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,

Что и Теркин, мой герой,

За меня гласит порой.

Приближая героя к себе, делая Василия Теркина своим земляком, А.Т. Твардовский говорит о прямой связи между людьми в годы войны, о том, что каждый стремится к мирной жизни, к возвращению в родной дом.

Поэтому поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» так популярна до сих пор, ведь ее главный герой похож на самого обыкновенного человека.

Символика имени . Настоящий, нефельетонный Теркин, герой "Книги про бойца", появился в первых двух главах книги Твардовского в сентябре 1942 года. Фронтовая "биография" Теркина такова: начинает воевать во время финской кампании, вновь вступает в строй в июне 1941 года, вместе со всей армией отступает, несколько раз оказывается в окружении, потом переходит в наступление и завершает свой путь в глубине Германии.

Василий Теркин - это образ неодноплановый. Он символический образ, человек-народ, собирательный русский тип. Не случайно о личной биографии его не говорится ничего: они как бы средние. Он "большой охотник жить лет до девяноста", человек мирный, гражданский, солдат по необходимости. Обычная его жизнь в колхозе прервана войной. Война для него - стихийное бедствие, горячая работа. Вся поэма пронизана мечтой о мирной жизни.

Уже при первом упоминании фамилия Теркин явственно очерчивает границы характера: Теркин - значит бывалый, тертый человек, "тертый калач", или, как сказано в поэме, "жизнью тертый человек". Ср., например, с русской пословицей: "Терпение и труд все перетрут" и т.д. Это ядро имени, ядро образа неоднократно варьируется, обыгрывается в поэме:

С первых дней годины горькой, Мир слыхал сквозь грозный гром, Повторял Василий Теркин: - Перетерпим. Перетрем... Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный.

Образ Теркина - это обобщенный образ, при всей своей реалистичности и обыкновенности. Твардовский наделяет своего героя "общерусской" внешностью, избегает портретных примет (это сделало бы его излишне индивидуализированным): "Красотою наделен / Не был он отменной. / Не высок, не то чтоб мал, / Но герой-героем". Теркин - и яркая, неповторимая личность, и в то же время он включает в себя черты многих людей, он как бы многократно повторяется в других 1 . См., например, главу "Теркин - Теркин": оказывается, Теркиных в книге двое. Это герой книги Василий Иванович и его однофамилец Иван. Двойничество подчеркивает обобщающий характер главного героя. Но их двойничество не абсолютно: второй Теркин оказывается рыжим, не курит, и его фронтовая профессия - бронебойщик. Разрешается ситуация "строгим старшиной":

Что вы тут не разберете, Не поймете меж собой? По уставу каждой роте Будет придан Теркин свой.

Твардовский отбирает наиболее общие, типичные эпизоды войны, редко использует конкретные географические названия и точные хронологические обозначения (место и время действия его книги - поле, лес, река, болото, деревенька, дорога, зима, весна, лето, осень). То же самое и в отношении военной профессии Теркина: в разных ситуациях он оказывается то связистом, то стрелком, то разведчиком. Важна принадлежность Теркина к самому массовому роду войск - пехоте. Герой - пехотинец. "В нем - пафос пехоты, войска, самого близкого к земле, к холоду, к огню и смерти", - писал Твардовский в самом начале своего замысла. Теркин - из числа чернорабочих войны, на которых и держится страна, которые вынесли на своих плечах тяжесть войны. Герой поэмы Твардовского - это герой конкретной войны с немцами, и в то же время есть в нем то, что сближает его с русским солдатом всех времен. Самому Твардовскому эта мысль о глубоких национальных корнях его героя всегда нравилась и в рукописных вариантах поэмы есть строки:

И в своей шинели мятой, Похудевший, бородатый В самый раз походит он На российского солдата Всех кампаний и времен. 2

Твардовский рисует быт войны в целом, но общая картина войны складывается из отдельных, очень ярких и точных деталей войны. Конкретность, осязаемость рисуемых Твардовским картин чрезвычайно усиливают многочисленные и точные детали фронтовой жизни: на стоянке "в закоптелый бак гремела из ведра вода со льдом"; телефонист "дунул в трубку для порядка"; солдаты пишут письма "на привале, при огне, друг у друга на спине, зубами сняв перчатку, на ветру в любой мороз" и т.п. Картины войны в поэме всегда динамичны, живы, зрительно ощутимы.

Достижению обобщенности образа главного героя способствует и система рифм, используемых по отношению к имени и фамилии героя. Твардовский использует рифмы, которые характеризуют армейский быт и настроение героя ("Теркин" - "горькой", "махорки", "поговорки", "в гимнастерке", "в каптерке" и т.д.). Наиболее ответственной в поэме является рифма "Василий - Россия", несколько раз повторенная в тексте, то есть подчеркивается, что герой является воплощением богатырства русского народа, представляя всю Россию, весь народ.

Александр Трифонович Твардовский - известнейший советский писатель, журналист и поэт. Образ Василия Теркина, созданный им в самые тяжелые для нашей страны годы, знаком каждому с детства. Бравый, неунывающий и находчивый солдат и сегодня сохраняет свою притягательность. Поэтому именно поэма Твардовского и ее главный герой стали темой этой статьи.

Вася Теркин и «Книга про бойца»

Герой с именем Вася Теркин был создан еще до Великой Отечественной войны коллективом журналистов, одним из которых являлся Твардовский. Персонаж был непобедимым бойцом, удачливым и сильным, чем-то напоминающий былинного богатыря.

На журналисту, которым и являлся Твардовский, образ Василия Теркина навевает идею о создании полноценного произведения в стихах. Вернувшись, писатель начинает работу и предполагает завершить книгу уже в 1941 году и назвать ее «Книга про бойца». Однако новая война смешала планы, Твардовский отправляется на фронт. В тяжелые первые месяцы у него просто нет времени думать о произведении, вместе с армией он отступает, выходит из окружения.

Создание образа главного героя

В 1942 году писатель возвращается к задуманной поэме. Но теперь ее герой воюет не на прошедшей, а на нынешней войне. Меняется и сам образ Василия Теркина в поэме. До этого он был весельчак и балагур Вася, теперь это совершенно другой человек. От него зависят судьбы других людей, исход войны. 22 июня 1942 года Твардовский объявляет новое название будущей поэмы - «Василий Теркин».

Произведение писалось во время войны, практически параллельно с ней. Поэту удавалось оперативно отразить фронтовые перемены и сохранить художественность и красоту языка. Главы поэмы печатались в газете, и солдаты с нетерпением ожидали нового выпуска. Успех произведения объясняется тем, что Василий Теркин - образ русского солдата, то есть собирательный, а значит, близкий каждому бойцу. Поэтому этот персонаж так воодушевлял и ободрял, придавал силы сражаться.

Тема поэмы

Главная тема поэмы Твардовского - жизнь людей на фронте. Как бы весело и задорно, с юмором и иронией писатель ни описывал события и героев, он в то же время не давал забыть о том, что война - трагическое и суровое испытание. И образ Василия Теркина помогает раскрыть эту мысль.

Поэт описывает как радость победы, так и горечь отступления, солдатскую жизнь, все, что выпало на долю народа. И эти испытания проходили люди ради одного: «Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле!»

Но Твардовский пронимает проблемы не только он говорит о войне вообще. Поднимает философские вопросы о жизни и смерти, мирной жизни и сражениях. Через призму главных человеческих ценностей смотрит писатель на войну.

Символика в имени главного героя

Примечателен с точки зрения символики образ Василия Теркина. Сочинение, посвященное этому герою, можно начать как раз с этого, а потом перейти к подробной характеристике героя, которая ниже будет представлена подробно. Итак, как отмечалось выше, герой Твардовского резко переменился, он уже не тот балагур Вася. Его место занимает настоящий боец, русский солдат со своей биографией. Он участвовал в финской кампании, затем вернулся в армию в 1941 году, отступал, попадал в окружение, после вместе со всей армией переходит в наступление и заканчивает путь в Германии.

Образ Василия Теркина многоплановый, символический, воплощающий в себе народ, русский тип человека. Не случайно в поэме нет ни одного упоминания о его семье, личных отношениях. Описывается он как человек гражданский, вынужденный стать солдатом. До войны Василий жил в колхозе. Поэтому он воспринимает войну, как обычный мирный житель: для него она невообразимое горе, сродни Он живет мечтой о мирной жизни. То есть Твардовский создает в Теркине типаж обычного селянина.

У героя говорящая фамилия - Теркин, то есть тертый жизнью, бывалый человек, в поэме про него сказано: «Жизнью тертый».

Образ Василия Теркина

Часто становится темой творческих работ образ Василия Теркина. Сочинение об этом персонаже стоит дополнить небольшой справкой о создании поэмы.

Разрозненную композицию произведения в одно целое объединяет главный герой, участник всех описанных событий - Василий Иванович Теркин. Сам он из смоленских крестьян. Добродушен, прост в общении, старается поддержать боевой дух, для чего часто рассказывает солдатам смешные истории из своей военной жизни.

Теркин с первых дней на фронте был ранен. Но его судьба, судьба простого человека, который смог перенести все невзгоды войны, олицетворяет силу русского народа, волю ее духа и жажду образе Теркина - то, что он ничем не выделяется, он ни умнее, ни сильнее, ни талантливее других, он, как все: «Просто парень сам собой / Он обыкновенный… Парень в этом роде / В каждой роте есть всегда».

Однако этот обычный человек наделен такими качествами, как смелость, мужество, простота, Этим Твардовский подчеркивает, что все эти качества присущи всем русским людям. И именно в этом причина нашей победы над безжалостным врагом.

Но Теркин не только бывалый солдат, он еще и умелец, мастер на все руки. Несмотря на суровость военного времени, он чинит часы, точит пилу, а в перерывах между боями играет на гармони.

Чтобы подчеркнуть собирательность образа, Твардовский позволяет говорить герою о себе во множественном числе.

Примечателен разговор Теркина со Смертью. Боец лежит раненый, заканчивается его жизнь, и за ним является Костлявая. Но герой согласен с ней уйти, только если она даст ему отсрочку на один день, чтобы он мог «услыхать салют победный». Тогда Смерть удивляется этой самоотверженности и отступает.

Заключение

Итак, образ Василия Теркина - собирательный образ, призванный подчеркнуть героизм и мужество русского народа. Однако в этом герое присутствуют и индивидуальные черты: ловкость, смекалка, остроумие, способность не унывать даже перед лицом смерти.

ОБРАЗ НАРОДНОГО ГЕРОЯ В ПОЭМЕ А. ТВАРДОВСКОГО «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»

Поэма Александра Твардовского «Василии Теркин» - книга для всех ее можно читать в любом возрасте, в минуты радости и | печали, тревожась о будущем дне или беззаботно предаваясь душевному покою.

Я мечтал о сущем чуде, Чтоб от выдумки моей На воине живущим людям Было, может быть теплей. - писал автор И чудо действительно произошло О главном герое произведения заговорили как о реальном человеке, однополчанине, поэтические строчки растаскивались по солдатским листовкам, бесконечно цитировались во фронтовых письмах, заучивались наизусть сходу, при первом прочтении Поэма, конечно, была в высшей степени злободневной, но эта та злободневность, которая перешла в долгодневность.

«Летопись не летопись, хроника не хроника, а именно «книга», живая, подвижная, свободная по форме книга, неотрывная от реального дела»,- так Твардовский сказал о поэме «Живая книга» - это лучшее определение оно означает, что произведение порождено жизнью, создано для жизни и наделено собственным бытием, независимым от воли создателя.

Заметим, что поэт ни к чьим вкусам специально не приспосабливался Секрет популярности в том, что его «книга про бойца» выразила глубинные потаенные основы русского характера, и выразила их смело, броско, до гениальности просто.

Теркин - кто же он такой?.

Скажем откровенно.

Просто парень сам собой.

Он обыкновенный.

«Обыкновенный», «из запаса рядовой», «добрый малый», «труженик-солдат», «большой любитель жить» А в итоге - «святой и грешный, русский чудо-человек» И в этом выводе противоречия нет Если одним словом попытаться определить главное в образе Василия Теркина - то это слово будет нормальность, то есть душевное здоровье, уравновешенность, чувство меры. Л Толстой и Ф М Достоевский, как и вся литературная классика, приучили читателя к героям раздваивающимся, находящимся в состоянии сложных душевных переживаний, занятых поисками истины На их фоне человек, живущий естественной жизнью, «привычками бытия» (А С Пушкин), кажется примитивным К тому же о какой нормальности можно говорить в XX веке - веке катастроф, кровавых революции и мировых войн?.

Читая поэму Твардовского, убеждаешься можно Нормальность - это нравственная и физическая стойкость, духовная высота, которые помогают выстоять, выдержать, сохранить свое «я» в те роковые периоды истории, когда, кажется, распад личности неминуем.

О Теркине можно сказать многое трудолюбив и терпелив, так как война для него - прежде всего тяжкая работа а, неистощим на выдумки и вместе с тем достаточно трезв в оценке себя и других, жизнелюбив, но без излишнего бодрячества, коллективист по природе, но знаком с одиночеством, удал и смел, но не безрассуден А главное - он талантлив талантливо воюет («Поединок», «Бои в болоте») и талантливо рассказывает («Отдых Теркина», «Теркин пишет»), и даже в бане моется тоже талантливо («В бане»).

Теркин-теткин, елки-палки, .

Сыпь еще назло врагу.

Слышится во время боя за «населенный пункт Борки».

Не могу Таланта жалко.

До бомбежки берегу,.

Отвечает герой.

Талант противопоставлен здесь бахвальству («Русской ложкой деревянной // Восемь фрицев уложил!») и удаче, на постоянство которой нельзя надеяться Бой за маленькую деревушку может быть не менее суров и значим, чем за Ростов или Харьков И талант бойца в том, чтобы понять эту горькую истину воины, выдержать и воду- «по колено», и грязь - «по грудь», помнить о всеобщем долге и всеобщем равенстве перед жизнью и смертью.

Бой иной. пора иная, Жить одна и смерть одна.

Особенно ярко характер Василия Теркина раскрывается в ситуациях, пограничных между жизнью и смертью К ним относится знаменитая переправа.

Кому память, кому слава, Кому темная вода.

Перевоз через реку ассоциируется с перевозом с одного берега жизни на другой, потому и битва на переправе становится битвой за жизнь на земле, приобретает значение грандиозного символа. Теркин - воплощение не только храбрости и героизма. Он выражает еще и народную совесть, присутствие которой в поэме ощущается остро и пронзительно. Неоднократно, даже в минуты победоносного наступления, на глаза солдата набегают слезы. За ними стоит многое: позор отступления, зрелище оставленной разоренной родной земли и, конечно, чувство вины перед погибшими. В жизни часто случается: самая большая радость сопровождается грустью, если эта радость досталась большой ценой. Цена же нашей победы над фашизмом общеизвестна..

И еще одна особенность поэмы Твардовского. Говоря о главном герое, мы всегда подчеркиваем его типичность. Это значит, что собирательность образа, его обобщенность находят выражение через индивидуальность, неповторимую личность, которую нельзя спутать с другими. Так и Василий Теркин предстает перед читателями в психологической полноте, бытовой конкретности и национально-исторической обобщенности. Он не аллегория, не схема, а характер - «живой, как жизнь»:.

Тот, который.

На войне лихой солдат,.

На гулянке гость не лишний,.

На работе - хоть куда....

«Книга про бойца» Твардовского - постоянный и горячий диалог автора (а значит, и героя) с читателем:.

Бился ль ты в горах Кавказа,.

Или пал за Сталинград,.

Мой земляк, ровесник, брат... «Друг-товарищ», «брат», «братья», «братцы»... Конечно, с такими словами писатель обращается прежде всего к воинам-фронтовикам - псковским, елецким, тамбовским, смоленским... Но он обращается также и к их друзьям, матерям, женам, невестам. «А из кого же еще, как не из них всех состоял» народ, победивший в войне? Каждый мог стать и был товарищем по оружию, братом по духу, земляком по любви к родине. И это еще раз подтверждает: «Василий Теркин» - «живая книга», она для всех и обо всех..