Описание внешности беллы из герой нашего времени. Характеристика героя Бэла, Герой нашего времени, Лермонтов. Образ персонажа Бэла. «Герой нашего времени»

В романе М. Ю. Лермонтова содержится несколько повестей, одна из них – «Бэла». В этой повести Лермонтов раскрывает образ девушки-горянки, юной красавицы-княжны.

Бэла родилась в семье богатого татарского князя, уроженца Кавказа. Кроме нее, в семье есть еще старшая сестра, и младший брат. Бэла – молодая красивая девушка, ей шестнадцать лет. У нее гибкая, стройная фигура и привлекающие внимание черные глаза. Всю свою жизнь Бэла провела среди гор и горных ручьев, в окружении дикой природы, и сама она дикая и свободная, честная, искренняя дочь независимого народа.

Юная княжна – прекрасная рукодельница, она хорошо поет и замечательно танцует. На свадьбе своей сестры, она впервые увидела Печорина, который поразил ее воображение настолько, что дикая черкешенка даже исполнила ему хвалебную песнь. Печорину тоже понравилась девушка, а когда он узнал, что черкес Казбич готов отдать за эту красавицу свою знаменитую лошадь, задумал что-то нехорошее.

С помощью Азамата, брата княжны, он выкрал юную девушку. Когда ему стало известно, что ради Бэлы, кто-то готов отдать самое дорогое, в Печорине проснулся азарт, и офицер прикладывал все усилия, чтобы завладеть неприступной красавицей. Печорин заваливал ее дорогими подарками, но девушка не принимала его ухаживаний, что еще больше раззадоривало молодого офицера. И тогда он решился на последний шаг: Печорин объявил Бэле, что она свободна, и может вернуться к своему отцу. Только тогда девушка не выдержала, она бросилась на шею Печорина, и призналась, что полюбила его с первого взгляда.

Так же, как ранее была неприступна, теперь Бэла пылает любовью к офицеру, полностью растворяясь в своих искренних чувствах. Сейчас, когда уже можно не скрывать свою любовь, Бэла еще больше похорошела и расцвела, она счастлива, как никогда.

Но Печорин, для которого Бэла была лишь забавой, не разделяет ее бескорыстной, всепоглощающей любви. Добившись расположения неприступной черкешенки, он быстро охладевает к ней, она ему уже надоела. Бэла все также неистово любит Печорина, и когда замечает его холодность, она глубоко страдает. У нее нет середины, все, что она не делает, она отдается полностью своим чувствам. Насколько сильна ее любовь, настолько же глубоки ее страдания.

И в свой смертный час Бэла сожалеет лишь о том, что она принадлежит другой вере, и не сможет встретиться с любимым в ином мире. Жизнь Бэлы можно сравнить с бушующим пламенем. Она ярко вспыхнула, опалив окружающих своим огнем, и погасла.

Сочинение про Бэлу

Дочь кавказского князя – не просто один из женских образов в произведении. С помощью Бэлы Лермонтов показывает разницу в менталитете русских и кавказцев того времени.

Печорин знакомится с Бэлой, проезжая по дороге с Максимом Максимовичем. Они оказываются гостями на свадьбе старшей дочери черкесского князя. Его младшая шестнадцатилетняя дочь понравилась Печорину своей красотой и гордым независимым характером. Он начинает ухаживать за Бэлой, но не добивается успеха. Именно неприступный характер кавказской княжны разжигает желание

Печорина, привыкшего к легким любовным победам, приложить усилия, чтобы овладеть ей, хотя бы небезопасным и преступным путем. Азамат, брат Бэлы, крадет ее и привозит офицеру, за что тот помогает ему похитить коня местного разбойника Казбича, обладать которым очень хотел сын князя.

Попав к Печорину гордая красавица демонстрирует свой характер. Пока он держит ее в качестве пленницы, то не может склонить к себе никакими подарками. Однако освободив Бэлу, офицер добивается ее благосклонности. Печорин тоже нравится ей, и черкешенка остается с ним по своей воле.

Однако Бэла была для главного героя лишь игрушкой, и вскоре он охладел к ней. Оставшись с Печориным она ведет себя не как светские женщины, с которыми у офицера было множество романов. Бэла устроена и воспитана так, чтобы оставаться со своим мужчиной до конца, пусть даже он не был ее мужем и не может стать им в силу разного вероисповедания. Она не обманывает, в ней нет кокетства и уловок, присущих светским женщинам того времени. В традиции народа Бэлы мужчина в любом случае оставался ее господином, которому необходимо повиноваться безусловно. Печорин знал об обычаях горцев, но не собирался жертвовать ничем ради Бэлы, как, впрочем, и ради кого-либо другого. Это разное отношение к жизни и добавило трагизма произведению. Бэла понимала, что надоела Печорину. Будучи опозоренной в глазах родственников девушка не могла рассчитывать помощь со стороны рода.

Сделав свой выбор, черкешенка остается верной до конца. Она искренне страдала из-за охлаждения Печорина. Когда Казбич, также неравнодушный к Бэле, из ревности убивает девушку, то последним ее желанием был поцелуй Печорина.

Несколько интересных сочинений

  • Нужны ли России Базаровы - сочинение для 10 класса

    Наверное, каждый человек может сразу же сказать, из какого произведения главный герой Базаров и кто является автором данного произведения. Оказывается, Базаров из произведения «Отцы и дети»

  • Смысл названия комедии Недоросль Фонвизина сочинение

    До написания Фонвизиным комедии «Недоросль», это слово использовалось для обозначения человека не достригшего совершеннолетия

  • Анализ рассказа Три встречи Тургенева

    Произведение относится к творчеству писателя, отличающегося личными, исповедальными размышлениями. Главным героем рассказа изображается охотник Лукьяныч, от имени которого ведется повествование в произведении

  • Один день из жизни крестьянина 6, 7 класс сочинение по истории

    Думаю, что день из жизни крестьянина начинается рано – прямо с рассветом солнца. Эти люди близки природе, они знают, когда и что сажать, собирать… Они умеют по приметам предсказывать погоду лучше

  • Собор Святой Софии в Нижнем Новгороде - это один из немногих сохранившихся древних храмов в России. В камне он был отстроен Ярославом Мудрым в 1050 году

Бэла

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Роман (1839—1840)

Бэла — черкесская княжна, дочь мирного князя и сестра юного Азамата, который похищает ее для русского офицера Печорина. Именем Б., как главной героини, названа первая повесть романа. О Б. рассказывает простодушный Максим Максимыч.

Б. — горянка; в ней сохранились природная простота чувств, непосредственность любви, живое стремление к свободе, внутреннее достоинство. Оскорбленная похищением, она замкнулась, не отвечая на знаки внимания со стороны Печорина. Однако в ней пробуждается любовь, и, как цельная натура, Б. отдается ей со всей силой страсти. Когда же Б. наскучила Печорину и он насытился любовью «дикарки», она смиряется со своей участью («Я его не принуждаю») и мечтает лишь о свободе, гордо говоря: «Я сама уйду: я не раба его, — я княжна, княжеская дочь!»

Традиционную ситуацию романтической поэмы — «бегство» интеллектуального героя в чуждое ему «простое» общество— Лермонтов переворачивает: нецивилизованная героиня насильно помещается в чуждую ей среду и испытывает на себе воздействие интеллектуального героя. Любовь на короткое время приносит им счастье, но в конце концов завершается гибелью героини. Любовная история построена на противочувствиях: пылкий Печорин — равнодушная Б., скучающий и охладевший Печорин — горячо любящая Б. Столкновение двух несходных миров кончается трагически. Человек, наделенный более развитым сознанием, навязывает свою волю, но его победа оборачивается нравственным поражением. В конце концов он пасует перед цельностью «простой» натуры и вынужден признать свою моральную вину. Исцеление его больной души оказывается мнимым.

Ситуация осложняется появлением третьего лица — горца Казбича, — также испытывающего влечение к героине. Но сила обычая превышает силу любви, и Казбич жестоко мстит за нанесенную ему обиду. Возвращенная на родную почву, Б. приносится в жертву кровавому закону горцев и оскорбленному чувству чести

Казбича. Следовательно, и возвращение «домой», в привычный уклад для Б. столь же трагично, как и жизнь вне его. Б. предстает заложницей несовместимых культурно-исторических общностей и гибнет под напором разных, но более могущественных, чем сами люди, сил, которые играют ею, воплощаясь в Казбиче и Печорине.

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - -

Мы впервые встречаемся с Бэлой, глядя на нее глазами Печорина, оценивая ее по впечатлению, произведенному на главного героя романа. «Прелесть!» — восклицает Пе-чорин, и мы представляем девушку, в которой очарова-ние юности и глубина чувств сливаются в неповторимый образ, раз увидев который, хочется видеть снова и снова.

Высоко ценит Бэлу и брат Азамат: «Как она пляшет! Как поет! А вышивает золотом — чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха...»

Бэлой восхищаются все, кто видит ее: она очаровыва-ет, пленяет, не прилагая к этому никаких усилий. Воспи-танная в традициях своего народа, она покоряется воле Печорина, но это не слепая покорность, а трогательная забота о человеке, который пленил ее в прямом и пере-носном смысле этого слова.

Юное неопытное сердце тронула первая любовь, став-шая для Бэлы губительной. Увидев Печорина впервые и пропев ему песню-комплимент, Бэла не смогла забыть необычного гостя и предпочла его всем ранее встречав-шимся мужчинам. Сам выбор Бэлы уже делает ей честь: Печорин — личность неординарная, богатая, загадочная и трагическая. Бэла прельстилась не богатством, не доро-гими подарками, не щедрыми обещаниями — ее покорила личность Печорина, она интуитивно угадала в нем натуру глубокую и мятущуюся. Видимо, не зря Максим Максимыч отметил ее глаза, которые умели заглянуть в душу.

Бэла не сразу раскрылась перед своим похитителем, воспитание и гордость не позволили ей сказать о своих чувствах. Только страх за любимого человека, возмож-ность потерять его, вынудили Бэлу открыться и бросить-ся Печорину на шею. Наивная, чистая, преданная Бэла действительно могла бы составить счастье мужчине, до-стойному ее. Ради любимого девушка готова на все, уго-дить ему — высшее счастье. Но это не слепая жертвен-ность, докучливая покорность женщины-черкешенки. Это действительно готовность любящего сердца одаривать счастьем любимого, умение быть счастливой, отдавая, а не беря.

Когда Печорин охладел к Бэле, она не опустилась до жалоб и просьб, а гордо заявила: «Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его — я княжеская дочь!» Здесь Бэла выше Печорина: она честна в чувствах и готова к решительным поступкам. Смелость юной девушки вос-хищает, готовность выдержать последствия своего пос-тупка вызывает преклонение. Что ожидало девушку на Кавказе, если бы она вернулась домой? Какое отношение было бы к ней? Как бы сложилась ее судьба?

Но Бэла готова принять все, что выпадет на ее долю, лишь бы не быть обузой человеку, который ее не любит. О Бэле можно сказать, что она всегда готова быть госпо-жой, а не служанкой у любви.

Хочется поспорить с Максим Максимычем, который, жалея Бэлу, говорил: «Нет, она хорошо сделала, что умер-ла. Ну что бы с ней сталось, если б Григорий Александ-рович ее покинул? А это бы случилось рано или поздно!»

Бэла — натура цельная и сильная. Сильны были бы и ее страдания, если бы Печорин оставил ее. Но Бэла смогла бы страдать достойно, как могла достойно любить. «Грациозный образ пленительной черкешенки», как пи-сал о Бэле В. Г. Белинский, умиляет и восхищает одно-временно, так как сочетает в себе безудержность юношес-кого порыва и зрелость высоких чувств.

Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени» - один из самых запоминающихся и волнующих. Гордый нрав, преданность своим традициям, искренность во всем, способность беззаветно любить - вот главные качества этой героини, противопоставленной в произведении романтической ундине и светской красавице Мери.

Особенность повествования

Трагической судьбе девушки посвящена первая глава произведения. Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени» дается через восприятие ее Максимом Максимычем - человеком простым и добрым, ставшим невольным участником описываемых событий. За несколько месяцев знакомства он хорошо узнал характер кавказской княжны и прикипел к ней душой. Потому рассказ его наполнен теплотой и состраданием к «бедной» черкешенке. Он вспоминает, как служил в крепости за Тереком, куда приехал молодой офицер. Появление Печорина Григория Александровича и послужило вскоре причиной трагических событий.

Так вводит в роман историю черкешенки М. Лермонтов.

«Бэла»: краткое содержание знакомства героев

Мирской князь, татарин, знакомый Максима Максимыча, пригласил русских офицеров на свадьбу старшей дочери. Во время праздника Печорин обратил внимание на младшую княжну. Тонкая, высокая, черноглазая, лет шестнадцати - так описывает девушку в начале повести М. Лермонтов. Бэла сразу же поразила Григория Александровича своей красотой и грациозностью. Она, в свою очередь, также приметила молодого человека и, подойдя к нему, сделала комплимент в Печорин был знаком с традициями горцев, но здесь все решил случай.

Максим Максимыч вышел освежиться и услышал разговор. Казбич, обладатель самой лучшей лошади в округе, нахваливал своего Карагеза, а Азамат, сын князя, уговаривал отдать ему коня. Он даже заплакал, а затем предложил в обмен на скакуна выкрасть свою сестру. Казбич остался непреклонен, и между ними вспыхнула ссора. А Максим Максимыч, не предполагая, чем все это может закончиться, рассказал об услышанной беседе Печорину. Григорий Александрович тогда посмеялся, а сам что-то задумал - отметил Лермонтов. Бэла, как он сам позже пояснит, воспринималась им как спасение от скуки и разочарований.

Жертва прихоти

Непостоянный во всем, уставший от света, молодой офицер всячески пытался найти смысл в жизни. Когда он впервые увидел княжну, она показалась ему не похожей на всех девушек, которых знал. Естественность и неумение притворяться - вот те качества, которые, помимо красоты, разглядел в ней Печорин. И когда Азамат появился в крепости, Григорий Александрович предложил ему сделку: Бэла в обмен на Карагеза. В тот момент молодой человек был уверен: она ангел, которого наконец-то послала ему судьба. Возможно, автор хотел подчеркнуть, что подобными мыслями иногда тешили себя и другие «герои нашего времени». Бэла в ту же ночь оказалась в доме Григория Александровича. А на следующий день, когда Казбич пригнал в крепость баранов, Азамат угнал Карагеза и больше уж дома не появлялся.

В плену

Максима Максимыча сначала возмутил поступок молодого офицера, и он стал настаивать на возвращении девушки родителям. Однако Печорин оказался непреклонен - уж таковы были, по мнению автора, «герои нашего времени»: Бэла осталась в крепости.

Гордая, независимая, с врожденным чувством собственного достоинства - героиня долго не хотела покоряться русскому офицеру. Она часто грустила и пела песни на своем языке. Сторонилась незнакомых ей людей, говорящих на чужом языке. Ее не соблазняли ни наряды, ни дорогие украшения, так любимые другими женщинами. Преданная законам горцев и оскорбленная поступком Печорина, Бэла долго отвергала своего похитителя. Максим Максимыч сравнивает ее в эти дни с дикой серной, свободолюбивой и непокорной. Глаза же черкешенки горели подобно уголькам. Вообще, они словно заглядывали в душу, пытаясь найти там ответы на мучившие героиню вопросы. И сама того не подозревая, героиня своей непокорностью все больше распаляла Печорина. Теперь он уже просто шел к намеченной цели: завоевать непокорную горянку любой ценой. Увидев, что все старания бесплодны, Печорин пошел на хитрость - таковы уж были, вероятно, для автора «герои нашего времени».

Лермонтов показывает, что чувство девушки зрело в ее душе постепенно. Были минуты, когда черкешенка смотрела на Григория Александровича ласково. Она научилась понимать русскую речь и как будто стала ему доверять. Но гордость и воспитание горцев не позволяли ей показать свои чувства: мусульманство не допускает подобной связи с мужчиной. И лишь в тот момент, когда молодой офицер дал понять, что прощается с Бэлой навсегда, полюбившая его пленница, зарыдав, кинулась мужчине на шею.

Любовь черкешенки

Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени» вызывает у читателя восхищение и сострадание. Переломив себя, героиня целиком отдалась По словам Максима Максимыча, в своем чувстве, искреннем и трогательном, она была прекрасна: на щеках сиял румянец, а веселье и проказы стали постоянными ее спутниками. Так продолжалось месяца четыре, пока Печорин не охладел к своей джанечке. Как-то он признался Максиму Максимычу, что, как оказалось, любовь черкешенки не намного лучше любви знатной женщины. Молодой человек все чаще стал отлучаться из дома, а на глазах Бэлы, которые опять потускнели и глядели с грустью, блестели слезы. И никакие слова не могли убедить ее в том, Григорий Александрович любит ее по-прежнему. Но даже в такие минуты Бэла не забывала, что она дочь князя. Готовность уйти, чтобы не ощущать себя в роли покинутой женщины, свидетельствовала о врожденной гордости - подчеркивает Лермонтов.

«Бэла»: краткое содержание эпизода гибели

Как-то офицеры отлучились из крепости. В этот день черкешенка стала орудием мести не смирившегося с потерей коня Казбича. Он выкрал девушку, в одиночестве спустившуюся к реке. А обнаружив погоню, смертельно ранил, вонзив в прекрасную грудь кинжал.

Судьба отпустила героине еще два дня. Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени» с самого начала воплощает преданность традициям восточного народа. Умирая, девушка ни на минуту не забывает о любимом и жалеет о том, что их души не встретятся в ином мире. Но когда Максим Максимыч предлагает ей принять христианскую веру, красавица отказывается. Она воспитана по мусульманским обычаям и не желает изменить своему дому и народу.

Выводы

В романе «Герой нашего времени» образ Бэлы самый светлый и невинный. Жизнь девушки во многом зависит от окружающих: воли отца, предавшего ее брата, использовавшего в своих целях Печорина. Черкешенка в повести мало говорит и только в общении с Максимом Максимычем иногда сетует на то, что Григорий Александрович ее разлюбил. Но описание глаз и поступков Бэлы дают полное представление о том, что творится в ее душе. И эта искренность чувств в совокупности с неспособностью притворяться вызывают у читателя уважение и восхищение.

В заключение хочется отметить, что после прочтения повести возникает горечь от того, что подобные Печорину «герои нашего времени» - Лермонтов не раз подчеркивал типичность образа - могут легко и безнаказанно вмешиваться в судьбы других людей и ломать их.

Вершиной всего творчества Лермонтова, естественным завершением краткого творческого пути поэта является роман «Герой нашего времени». Реализму лермонтовского романа, развивавшему традиции пушкинского реализма, были присущи своеобразные черты. Однако реализм «Героя нашего времени» отличается от реализма Пушкина и является новым шагом в развитии художественного мастерства. Отодвигая в сторону бытовые элементы, историю жизни героев, Лермонтов сосредоточивает внимание на их внутреннем мире. Он раскрывает побудительные мотивы поступков, столкновение мыслей, переливы чувств с такой глубиной, проникновенностью, которой не знала литература его времени. Стремление раскрыть внутренний мир героя отражалось в своеобразной композиции романа. В построении романа Лермонтов исходил не из событийной стороны его, а из основной задачи - раскрытия образа Печорина.
Важным моментом для понимания образа Печорина является его отношение к любви. Вся его жизнь, рассказанная в романе, это главным образом цепь донжуанских подвигов, изобретательность, блеск и завлекательность которых не прикрывают их ничтожности. Женские образы романа, представляющие самостоятельный интерес, вместе с тем оттеняют натуру Печорина. Из них особенное сочувствие вызывает черкешенка Бэла, простоту, фацию и женственность которой отметил еще Белинский. Она трогает чистотой своей натуры, искренностью своих желаний, женской гордостью и силой чувств.
Печальную повесть о Бэле мы слышим из уст Максима Максимыча. Она была дочерью черкесского князя. Печорин впервые увидел ее на свадьбе старшей сестры, куда был приглашен вместе с Максимом Мак- симычем. Она поразила его красотой и грацией: «...высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали вам в душу». Бэла тоже обратила внимание на молодого русского офицера: «Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала». Хорошо зная горские обычаи, сохраняющие честь и достоинство девушки, он решает похитить Бэлу, привлекая к этому ее младшего брата Азамата. Узнав случайно от Максима Максимыча о заветном желании Азамата иметь лошадь Казбича, Печорин подговаривает его украсть для него Бэлу и привезти в крепость - в обмен на любимого коня Казбича. Так Бэла оказалась в крепости. Оскорбленная похищением, она замкнулась, не отвечая на знаки внимания со стороны Печорина: «...она молча гордо отталкивала подарки». Но настойчивость Печорина сумела растопить лед в ее душе: «Мало-помалу она приучилась на него смотреть, сначала исподлобья, искоса, и все грустила, напевала свои песни вполголоса...» Печорин постоянно говорил ей о своей любви, и она стала понимать его. Но внутреннее сопротивление не позволяло ей склониться к его просьбам: «Я твоя пленница, - говорила она, - твоя раба: конечно, ты можешь меня принудить, - и опять слезы». Чтобы окончательно сломить сопротивление Бэлы, Печорин решается на последнее средство. Одевшись по-черкесски и вооружившись, он пришел попрощаться с ней: «Я виноват перед тобой и должен наказать себя, - сказал он, -прощай, я еду - куда? почему я знаю! Авось недолго буду гоняться за пулей или ударом шашки: тогда вспомни обо мне и прости меня». Искренние глубокие чувства княжны к Печорину прорвались сквозь сдержанность и холодность. Она бросилась на шею Печорину и зарыдала.
Счастье Бэлы оказалось непродолжительным. Вначале Печорин наряжал ее как куколку, холил и лелеял. Максим Максимыч так описывает Бэлу в момент расцвета ее любви: «...она у нас так похорошела, что чудо; с лица и с рук сошел загар, румянец разыгрался на щеках... Уж какая, бывало, веселая, и все надо мной, проказница, подшучивала...» А как она пела и танцевала! Полюбив Печорина, Бэла увидела в этой любви смысл своей жизни, и охлаждение его к ней стало для нее настоящей трагедией. «Его обращение стало холодно, ласкал он ее редко, и она заметно начинала сохнуть, личико ее вытянулось, большие глаза потускнели». Печорин стал много времени проводить на охоте, оставляя ее одну. Это заставляло Бэлу страдать, она часто плакала. Природная гордость заставляет ее сказать Максиму Максимычу: «Если он меня не любит, то кто ему мешает отправить меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его - я княжеская дочь!..» Трагическая развязка наступила быстро, Казбич не мог простить Печорину похищение Бэлы и ждал случая расквитаться с ним. Однажды теплым сентябрьским днем, когда Печорин и Максим Максимыч в очередной раз отправились на охоту, Бэла вышла прогуляться к реке. Тут и настиг ее Казбич, перекинул через седло и припустил к лесу. Когда же солдат ранил его лошадь, он вонзил кинжал в Бэлу. Умерла она через два дня. Ни слова упрека не проронила она, страшно страдая и чувствуя приближение смерти: «...она говорила о Печорине, давала ему разные нежные названия или упрекала его в том, что он разлюбил свою джанечку...» И хотя Бэлу огорчало то, что она не сможет встретиться с Печориным на том свете, она сохраняла верность своей вере: «наконец отвечала, что она умрет в той вере, в какой родилась». Прощаясь с Печориным, в последние минуты жизни, она крепко обвила его шею дрожащими руками, будто хотела в этом поцелуе передать ему всю свою душу.
Любовь Бэлы - чувство подлинно человечное. Оно может исходить только от человека цельного, верного себе и голосу природы. Ему чужды всяческая фальшь, притворство, тонкие расчеты и замысловатые ухищрения. «Полудикая дочь вольных ущелий», как назвал ее Белинский, Бэла отличается цельностью, гармоничностью натуры. Глубокая, искренняя страстная любовь Бэлы оттеняет холодность, эгоизм Печорина. «Любовь» Печорина - это скорее каприз, увлечение, стремление к приключениям. Сам Печорин так объясняет свое отношение к Бэле: «Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбой... Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».
Любовь Печорина никому не приносит счастья, и встреча с ним источник страдания для женщины. По собственному утверждению
Печорина, ему всегда приходилось играть «жалкую роль палача или предателя». Его любовь никому не принесла счастья, потому что он любил «для себя, для собственного удовольствия».