Особенности народной поэтики в плаче ярославны. «Плач Ярославны» из «Слова о полку Игореве»: анализ. Сюжет эпического произведения

Гениальность автора исторического произведения признана литературоведами разных эпох. Большинство из них пытаются провести анализ эпизода «Плач Ярославны». Такой литературный жанр встречается крайне редко, он ближе к народным сказкам.

Новый жанр

Литературоведы нашли в плаче Ярославны сходство с несколькими литературными жанрами: песня, заклинание, причитание, крик. Песенные мотивы подтверждаются лиризмом плача и повторами. Плач можно петь, они складываются в единый сюжет, напоминающий привычные песни женщин в разные обрядные события. Заклинание связано с содержанием. Женщина просит и требует одновременно. Она как будто колдует, стоя на юру, надеясь вызвать все силы природы к себе в союзники. Причитание матери, оставшейся в одиночестве и не знающей, как сложится ее судьба. Причитание - это горе, страдание, именно оно лежит в основе речи женщины.

Слезы Ярославны - крик души. Каждая строчка несет особый смысл. Искренняя русская душа женщины обнажается и соединяется с природой. Автор доказывает, что связь со стихией лежит в основе русского характера. Крепкий лес, буйная река, сильный ветер, теплое солнце - эпитеты женской любви. Она крепкая, прочная и непоколебимая. Любовь живет в течение всей жизни, меняя свою силу, она греет и развевает над головами своих близких темные тучи.

Обращение к реке

Анализ «Плач Ярославны» начинается с обращения женщины к стихиям природы. В «Слове…» плач встречается несколько раз. Ученые сосчитали и перечислили все употребленные в тексте плачи: Ярославны, жен русских воинов, матери Ростислава, Киева, Чернигова, всей Руси. Происходит усиление значимости плача. От слез одной женщины автор переходит к горю жен, оставшихся вдовами, матерей. Плачут города. Самый сильный плач - это вся русская земля. Русь плачет ветром, реками, шумом деревьев, птичьим гомоном.

Ярославна стоит на юру, на забралах городской крепости, охраняющей Путивль. Кукушкой взлетает над Дунаем и просит помощи у реки. Дунай - родная река для женщины, она протекает через княжество ее отца. Полет женщины мысленный, образный. Она вспоминает реку, видит в ней огромную силу, которая должна поддержать ее и помочь мужу.

Обращение к ветру

Ярославна плачет на ветру. Такое обращение знакомо многим по сказке А.С.Пушкина. Могучий ветер веет под облаками, лелеет корабли, гладит синее море. Ветер пробил каменные горы. Он прошел легко сквозь половецкие земли. Добрый ветер помогал когда-то Святославу. Женщина спрашивает природную стихию, почему она изменила свое отношение и отвернулась от русских воинов. Анализ Ярославна «Слово о полку Игореве» интересен силой женской души. Она как птица не боится ветра. Он развевает ее крылья, разносит мысли, но нет в нем жестоких порывов. Здесь прослеживается единение стихии и женщины.

Обращение к солнцу

Солнце дарит всем тепло. Оно прекрасно на небе. От него зависит все живое на земле. Ярославна спрашивает солнце, зачем оно прожгло степь, лишило ее воды. Жгучие лучи мешали русским воинам, мучили жаждой. Солнце «луки скрутило». Истома колчаны «заткнула». Тяжело было воинству князя. Ярославна воспевает силу солнца и плачет по погибшим. Описанная битва через пейзажные картины речи женщины становится еще значимее. Все тяготы боя становятся явственнее и зримее.

Значение природы

В плаче природа - это не фон, она герой битвы. Русский пейзаж плачет вместе с Ярославной и радуется возвращению Игоря, освобождению из плена. Песня-плач соединяется с ветром, солнцем, льется над рекой. Сказочность персонажа и реальность события сливается, не дает возможности автор отвлечься от речи женщины. Природа как магнит притягивает слушателя, отвлекает и успокаивает читателя.

Плач женщины не может остаться без внимания. Плач в художественном произведении имеет ту же силу.

Написать сочинение «Анализ эпизода «Плач Ярославны» с помощью предлагаемых рассуждений станет проще, информация будет интересной и содержательной.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Класс: 9
Тема урока: «Перекличка веков. Анализ стихотворения М. Цветаевой «Плач Ярославны».
План-конспект составлен на основе учебного плана «Обязательный минимум содержания основного общего образования по литературе»
Учебник: Литература, 9 класс под редакцией М. Коровиной.
Дополнительная литература: Н. Паскевич «Уроки мастеров слова» г.Краснодар, 2000г., Словарь литературоведческих терминов, М. 1974г.

Цель урока:

1.Обучающая:

Познакомить учащихся с личной драмой в жизни поэтессы;

Определить, в чём выражается перекличка веков.

2. Развивающая:

Развивать умение пользоваться стихотворным текстом;

Совершенствовать навыки анализа;

Развивать логическое мышление.

3. Воспитывающая:

Воспитать чувство сострадания;

Уважительно относиться к чувствам другого человека;

Формирование морально-нравственного познания учащихся.

Задачи урока:

1. Педагогическая:

Сформировать новые знания о художественных особенностях текста;

Воспитание нравственной личности;

Развитие креативных способностей – творчески создавать, раскрывать свою душу.

2. Диагностическая:

В процессе урока увидеть, что ребятами усвоено удачно, хорошо, где знания стали уже умениями и навыками.

3. Познавательная:

Особенностями лирического произведения стали трагические ноты, чувствуется переживание героини.

4. Исследовательская:

Достигается в процессе работы с текстом , его анализом.


Цели саморазвития учителя:

Прежде всего для меня главное – отношение с ребятами в процессе общения. Стараться не навязывать ему свою точку зрения, т.е. работать по схеме: автор-ученик-учитель.

Этот материал можно использовать в качестве дальнейшего изучения творчества М. Цветаевой (11 класс), для внеклассных мероприятий (диспуты, литературные салоны, клубы). Материал интересен не только учителю, но и ученику (из опыта).

Диск содержит фотоматериалы, отрывки стихотворений М. Цветаевой, цитаты из «Слова о полку Игореве», дополнительный материал.

Моя Цветаева… первая встреча с поэтом состоялась поздно, в 1976г. в фильме Э. Рязанова (в 2007 году ему исполнилось 80 лет) «Ирония судьбы…» Помните строчки «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихами сразила сразу и на всю жизнь. Больно, что о таком поэте знали не многие . Жизнь и трагическая судьба этой необыкновенной женщины почти неизвестна вам, дорогие мои ученики. Кто виноват? Извечный вопрос. Что делать? Читать Цветаеву.
М.И. Цветаева о своих стихах писала: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд» (1913г.)

Черёд настал!


23 декабря 1920 года появилось произведение «Плач Ярославны», написанное в драматический период её жизни. Современники отмечали, что вся поэзия М. Цветаевой – это отражение её жизни, чувств. В водовороте гражданской войны, в Белой гвардии , между жизнью и смертью находился её муж Сергей Эфрон.

Стихотворение М. Цветаевой «Плач Ярославны» сразу ассоциируется с великим памятником древней литературы «Слово о полку Игореве».


В них общая героиня – Ярославна. И та, и другая оплакивают своего мужа. Это трагедия русской женщины, женщины 12 и 20 веков, трагедия Руси и народа России.

Создается впечатление, что душа Марины больше не может выдержать напряженных чувств. Она стремится освободиться от переполняющей сердце боли через Слово. В стихотворении «Плач Ярославны» и любовь к мужу, и боль за него, и преданность своему народу, и верность своей Родине. Она плачет за всех русских женщин.

Главным героем в стихотворении выступает Ярославна . Она черпает веру и надежду в сильном характере древней героини. Разница во времени Восемь столетий. Сколько поколений унесла река времени, как изменился мир. Остались только:

Любовь – боль – слезы: все душевные страдания
А еще - Плач… Он старше «Слова»… В нем жизнеутверждающий пафос
Это обрядовая песня. Она импровизировалась по определенному стандарту:


Завершается образом женщины – жены. В своей работе я хотела показать свое понимание композиции и интонационно-синтаксические особенности стихотворения «Плач Ярославны».


  1. Анализ поэтического произведения

Структура стихотворения говорная, интонация народного плача, стихотворение начинается с зачина


  1. Зачин – ключевое слово – «вопль стародавный». Это эпитет. Он подчеркивает древность. К нему присоединяются слова: непрерывный – неизбывный.
Автор как бы требует от нас – «Слышите?» Перед словом ставит знак «тире».

К зачину Цветаева относит и обращение к Игорю (5раз). Обращение к Игорю усиливается словами «мой», «князь». Это крик души, желание донести свой голос, чувство до любимого человека. А им для Цветаевой был Сергей Эфрон.


Ее любовь к нему была сплетена из нежности и жалости: «Такие – в роковые времена – слагают стансы – и идут на плаху» (3 июня 1914г. , Коктебель, стих «С.Э.»

Заканчивается зачин словом «Русь». Это не случайно. Для поэтессы и ее героини Ярославны судьба любимого и Родины жизненно важны. Без них она жить не сможет.

Автор внимательно следит за словом. Здесь и обращение к любимому и к силам природы, и размышления о жизни, о превратностях судьбы . Обращение – традиционная форма для фольклора.

Ярославна М.Цветаевой – обращение к Солнцу, ворону, ветру

Ярославна из «Слова…» тоже обращение к ветру, Солнцу, Дону.


  1. Причитания. Плакальщицы (вопленицы) не просто оплакивали усопшего. Они рассказывали о его жизни, делах.
Выстраивается цепочка: ложь – обман – смерть.

«Лжет, обманул нас Баян льстивый…»

Смешение слов высокого и низкого стилей придает размышлениям разоблачительный характер: «пал Игорь» - погиб за Отечество, за Русь, за правое дело. Настораживает слово «белое». В нем заложен глубокий смысл.

«Белое дело» - правое дело – Белое движение в России (историческое явление). В 1920г. произошло крушение Белого движения. Оно повсюду было разгромлено. Писатель Шульгин писал: «Белые – русские люди. Они взялись за оружие, чтобы власти дали всем возможность жить, трудиться, прекратить раздувать ненависть к белым. Это почти святые».

Ветер Ветрило Вихрь Бродяга

Перемещается Мощный Круговые Бездомный

горизонтально ветер движения

Интересен повтор слова «белый», «белое тело», «Белое дело», «Белый Дон», «белый поход».

Белый – это цвет правды, чистоты, святости помыслов. Таким переплетением М.Цветаева доказывает основную мысль: напрасно ввергли Русь и в эту кровавую бойню, напрасно погиб Игорь. Кратки, лаконичны фразы. Но как велика сила чувств, переданных автором! Очень интересен выбор эпитетов к слову «плач»:

Плач ярый – сильный

Плач плавный – бессильный, уже нет больше силы.

И в обрядовом плаче, и в плаче Ярославны Цветаева просматривает образ женщины – матери, жены. Только они могут так оплакивать дорогих им людей.

3. Концовка стихотворения «Плач Ярославны». Последние строфы дают ответ на вопросы:

Какова же судьба Ярославны Цветаевой?

Кто виноват в ее трагедии?


И получали ответ:

Белое движение разгромлено («Кончен белый поход»)

Русь кончена

Мужа, борца за справедливость – нет!

И ей в этом мире места нет.

А случилось это 31 августа 1941 года, когда она приехала с сыном в Елабугу. А.Ахматова писала: «Ее убило то время, нас оно убило, как убивало оно многих, как оно убивало и меня…»


Мы с тобой сегодня, Марина,

По столице полночной идем…

А вокруг погребальные звоны

Да московские дикие стоны

Вьюги, наш назаметающий след.

II.Стиховая структура создания произведения.
1). Необычно деление на строфы (части) – они различны по строению. Каждая из строф несет определенную мысль , но логично связаны, ритмичны за счет переносов (дополнительные паузы)

Игорь мой! Князь (пауза)

Игорь мой! Князь (пауза)

Игорь!


В 3-й строфе тоже 5 пауз
Не будем забывать – ведь это плач Ярославны. Паузы связаны с дыханием рыдающего человека, речь его прерывиста. Кроме того, в этих словах первый слог ударный. Этот прием усиливает ритм стиха: вопль, плачут, слышите, ворон, глаз, солнце, стрелы.
Вслушаемся в звучание стихотворения. Вот оно слово ПЛАЧ. Автор использует аллитерацию и ассонанс. Этим самым слышим отзвуки слова. Давайте проследим:
Вопль стародавний ([о]) пл [а]

Пла ч Яросла вны пл, [а] [а]

Слышите? сл, [ы]

Непрерывный [ы]

Вопль – неизбывный [о]. пл, [ы]

пл-сл-гл-л; а-о-ы


Так М. Цветаева достигает гармоничного единства. Делая вывод, думаешь, откуда Цветаева нашла силу, чтобы создать такое патриотическое произведение. Её героиня сильна, она готова вынести всё во имя спасения Отечества, Руси, мужа. Без них она и жить не хочет. Такова Ярославна Цветаевой. Такова Ярославна во все времена.

То центральное место в ней отводится летописному произведению «Слово о полку Игореве» или же просто «Слово…». Это действительно шедевр, который сумел дойти до наших дней, открыв миру неповторимую культуру наших предков в ее чистом виде. Образ Ярославны в «Слово о полку Игореве» не является главным, но его можно смело назвать одним из лучших. Но расскажем обо всем по порядку.

Сюжет эпического произведения

Перед тем как рассмотреть образ Ярославны в «Слове о полку Игореве», стоит узнать весь сюжет произведения. Начинается оно со вступления, в котором автор (он неизвестен) воспевает героизм истории своего народа. В коротких строках он упоминает и легендарного певца Бояна, и Траяна, и былинных богатырей, и рассказывает о битвах князей Русской земли. Есть в них и отклики языческих верований: автор говорит о божествах солнца, ветров, домашнего скота, которым поклонялись предки русичей.

Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве» появится только в третьей главе, а до того неизвестный поэт рассказывает об Игоре - новгород-северском князе, который собирается в поход на половцев. Он подбадривает своих дружинников и отправляется в поход, несмотря на странные знаки, дарованные судьбой. Он пренебрегает затмением, сулящим неудачу, и бросает войско в бой. Окрыленный первой удачей, он не спешит возвращаться, за что жестоко расплачивается. Когда подоспели основные силы кочевников, русские были не готовы. В результате гибнет почти вся дружина князя, а уцелевшие воины попадают в плен.

Весть о трагедии быстро разносится по русской земле, настигает в Путивле молодую жену князя Игоря. Великий князь киевский собирает всех правителей удельных княжеств, призывая объединиться и выкупить Игоря из плена. Так называемое золотое слово Святослава призывает русичей объединиться, ведь они тогда станут грозой для всех. Затем описывается бегство Игоря из плена, погоня, высланная кочевниками за ним. Но он успешно добрался в родные земли и вернулся к верной жене.

Образ Ярославны в «Слово о полку Игореве»

Ярославна - молодая княгиня, жена Игоря. Она осталась в Путивле дожидаться возвращения мужа из похода. Именно там ее застала весть о трагедии, которая случилась с ним, именно в замке этого города знакомит с нею читателя «Слово о полку Игореве». Образ Ярославны кратко описать невозможно, хотя женщине автор отвел лишь несколько строк. Но она предстает перед нами, словно живая. У нее тонкая, ранимая душа, твердый характер, ей близко самопожертвование. Она не думает о себе и все ее мысли рядом с любимым.

Образ Ярославны в «Слово о полку Игореве» - это не только портрет любящей жены, которая готова на все, лишь бы помочь супругу. Она готова превратиться в птицу, чтобы умыть его раны, она обращается к силам природы с упреком, почему они допустили это. Но думает она не только об Игоре, но и о его войске, которое разделило судьбу своего князя. Поэтому образ Ярославны в «Слово о полку Игореве» - это собранный портрет всех русских женщин, чьи мужья отправились на войну с врагом. Это образ хранительницы домашнего очага, берегини рода, ведь муж обязательно вернется, раз его так сильно ждут.

В тех нескольких строчках чувствуется огромная любовь женщины, ее сострадание, ее желание быть рядом с избранником, ее глубокая печаль и нежность. Поэтому «Плач Ярославны» так привлекает литераторов и читателей столько лет.

Другие образы в «Слове»

Главным персонажем произведения является Игорь, который организовал неудачный поход. Этому событию предшествовал другой поход - успешная военная кампания русичей совместными силами, в которой участвовали многие князья Руси, кроме Игоря. Поэтому он выступает как который думал о славе, а не о хорошей подготовке к войне. Он недальновидный, так как не обращает внимания на дурные звуки, он жаждет только славы и награды.

Еще один образ - князь киевский Святослав, в чьи уста автор вкладывает идею об объединении. Это актуальная проблема Руси в то время: имела место шли за верховную власть. Поэтому страна страдала от внешних врагов, которые пытались оторвать от нее лакомый кусок, и от внутренних. Только сообща можно было дать отпор обидчикам, и именно к этому призывает автор.

Значение произведения

Это особенное сочинение. «Слово о полку Игореве», (образ Ярославны, князей в частности) дает возможность составить общую картину жизни Руси конца 12 века, ее быта, ее реальности. Мелодичный, полный сравнений и эпитетов язык произведения является источником вдохновения для творческих людей - поэтов, писателей, художников. Но древний автор также преподносит урок будущим поколениям, старую, но забытую истину: только сообща можно дать отпор врагам, только вместе народ непобедим.

Особенно «Слово» еще и тем, что его можно назвать народным эпосом со всеми противоречиями. Например, автор часто обращается к образу природы и явлений, Ярославна также говорит с ветром, солнцем, рекой, она не молится Богу, хотя страна давно уже считалась христианской.

Вместо послесловия

Жаль, что такое произведение, как «Слово», было утрачено в оригинальном варианте. Печально, что нам не известен автор этого литературного шедевра. Но, к счастью, мы имеем возможность читать его в переводах и восхищаться глубиной образов, искренностью чувств и актуальностью проблемы, описанной почти тысячу лет тому назад.

Над широким берегом Дуна́я,
Над великой Га́лицкой землёй
Плачет, из Пути́вля долетая,
Голос Яросла́вны молодой:

«Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опу́шкой
Наклонясь, в Кая́ле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру́ кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь».


Лишь заря займётся поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру́:

«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки́,
Стрелы полове́цкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко́ под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою во́лны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем моё веселье
В ковылях навек развеял ты?»

На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской:

«Днепр мой славный! Каменные го́ры
В землях половецких ты проби́л,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобя́ковых носил.
Возлелей же князя, господи́не,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слёзы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!»

Далеко́ в Путивле, на забрале,
Лишь заря займётся поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:

«Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половча́н
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?»

И взыграло море. Сквозь туман
Вихрь промчался к северу родному -
Сам Господь из половецких стран
Князю путь указывает к дому.

Плач Ярославны – самая поэтическая часть текста. Это произведение в произведении. Он обладает смысловой законченностью и художественным совершенством . Ярославна оплакивает попавшего в беду мужа. Она готова в поисках его облететь кукушкою просторы русской и половецкой земли, но, сознавая тщетность своих помыслов, обращается не к божествам, а к самым могущественным силам природы , близким и понятным ей: ветру, воде, солнцу. Она не просто оплакивает мужа, а надеется вернуть его из пленас помощью могучих природных сил : Ветра Ветрила, Днепра Славутича, тресветлого солнца. Эти природные силы персонифицированы (Персонифика́ция - представление природных явлений и сил, объектов, отвлечённых понятий в образе действующих лиц). Поэтому плач Ярославны – это и заговор, и заклинание . Она похвалой заговаривает, заклинает их. Это сложное триединое жанровое образование: плач, заговор, молитва . В обращениях Ярославны присутствует градация, наращение, усиление действия, эффекта. Сначала она намеревается без чьей-либо помощи долететь «зегзицею» до своего «лады». Затем она с упрёком-просьбой обращается к ветру, потом к Днепру и, наконец, к самой могущественной силе – к солнцу. Их возможности представлены в нарастающей последовательности . Мольба её усиливается единоначатием (анафорой) фраз :



Зачем, господин, веешь ты навстречу?

Зачем мечешь осиновые стрелочки?

Зачем, господин, моё веселие по ковылю развеял?

Ещё эмоциональнее обращается она к солнцу. Для него она находит самые яркие эпитеты : «светлое и тресветлое солнце». И просит она теперь не только за мужа, но и за всю дружину, чтобы оно «не простирало свои горячие лучи на воинов» её милого. Ёмким метафорическим вопросом заканчивается плач. Убедительной просьбой выражает она своё горестное отношение к событиям и вместе с тем покорно и требовательно зовёт на помощь. Ярославна взмолилась о помощи и словом воздействовала на судьбу – Игорь бежал из плена.

Образ Ярославны воспринимается как символ женской верности, жены воина . В монологе Ярославны раскрывается богатство и сила ее внутреннего мира, подчеркиваются ее бесстрашие и мужество : с могучими силами природы она держится на равных; она готова мужественно разделить с мужем все тяготы и невзгоды военного похода. Безгранично и ее милосердие: своим присутствием Ярославна хочет облегчить страдания раненого и плененного Игоря. Нежностью и любовью наполнено каждое слово ее монолога.

Сон Святослава.

Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава с небольшим войском, отправившись на половцев, потерпели неудачу.



Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли, что половцев можно победить только общими силами. Эту мысль он выражает в “золотом слове” . В него вложен призыв ко всем князьям на Руси объединить свои силы.

«Этой ночью с вечера одевают меня, - говорит,

черным покрывалом

на кровати тисовой;

черпают мне синее вино,

с горем смешанное;

сыплют мне из пустых колчанов поганых иноземцев

крупный жемчуг на грудь

и нежат меня …»

… И тогда великий Святослав
Изронил свое златое слово ,
Со слезами смешано, сказав:
“О сыны, не ждал я зла такого!
Загубили юность вы свою,
На врага не вовремя напали,
Не с великой честию в бою
Вражью кровь на землю проливали.
Ваше сердце в кованой броне
Закалилось в буйстве самочинном.
Что ж вы, дети, натворили мне
И моим серебряным сединам?

…. Встаньте, государи, в злат стремень
За обиду в этот черный день,
За Русскую землю,
За Игоревы раны –
Удалого сына Святославича!

Он призывает князей постоять за «землю Русскую», отомстить «за раны Игоревы», прекратить междоусобицы. «Золотое слово» Святослава занимает центральное место в произведении. Этим автор подчеркивает свою приверженность объединительной идее.

Князь Игорь.

Смелость, чувство долга столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине - с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы. Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению, которого еще не знали русские. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья - Игорь и его брат Всеволод - оказались в плену. Впервые русское войско потерпело такое страшное поражение.

Образ Игоря в «Слове о полку Игореве» совершенно лишен какой-либо идеализации.

С одной стороны, автор создает образ эпичес­кого героя , для которого главное - воинская честь и рыцарское достоинство; он воспевает его храбрость и мужество и заставляет читателей проникнуться к своему герою любовью и состраданием. С другой стороны, князь - человек своего времени. Привлекатель­ные качества его личности вступают в противоречие с безрассудст­вом и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорю, автор все же подчеркивает в герое не ин­дивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к меж­доусобной борьбе, раздорам и в конечном результате к потере един­ства Руси как государства.

Актуальность.

Произведение «Слово о полку Игореве», это не просто рассказ или былина, это - наша история, наши корни.
Русь просторная, многострадальная, противоречивая и бунтарская... Молодые князья, необдуманно положившие на поле брани русских воинов. Междоусобицы, героизм простых людей, понимание своих ошибок актуально для наших дней. Происходят другие события, но ошибки нашего народа прежние.

Но как бы ни была трудна наша дорога, какие бы препятствия не возникали на пути у нашего народа, все равно русский народ победит. Этой надеждой дышит «Слово о полку Игореве», с этой надеждой всегда живет Русь. И как показывает история, надежды всегда сбываются.

Очень важно, что до нашего времени дошло произведение «Слово о полку Игореве», даже не с точки зрения освещения происходивших событий, а с точки зрения искусства, поэзии, ведь только в песне, стихах, музыке можно понять и почувствовать душу человеческую. А русская душа, сама как произведение искусства, и нет ее загадочнее и красивее.

Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху. Единство русских земель – это тот стержень, на котором держится вся истории России. Мы знаем немало кровопролитных войн, целью которых было объединение русских земель, сначала под главенством Киева, а затем и Москвы.

Сейчас государство, складывающееся веками, оказа­лось расколото, в результате чего забываются совместные про­шлые победы и утрачивается возможность братского сотрудни­чества.

Герои «Слова»

Князь Игорь Вдохновитель и руководитель похода, защитник Русской земли, который «навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». Храбрый воин, у него сильная воля, мужественное сердце. Забота о защите государства руководит мыслями и действиями Игоря. Неблагоприятное предзнаменование - солнечное затмение - не охлаждает его боевого пыла.
Брат князя Игоря Всеволод Отвага, мужество, храбрость, воинская честь отличают Всеволода даже в большей степени, чем Игоря.
Жена князя Игоря Ярославна Особый светлый образ русской женщины. В целом, этот образ можно рассматривать как символ русской земли, родины, матери, любви. Ее устами говорит простая русская женщина, горячо любящая своего мужа, тоскующая в разлуке с ним и горюющая о том, что он ранен и в плену. Ее обращение к природе за помощью объединяет их силы и помогает плененным бежать. Это патриотка, болеющая душой за воинов. Для Ярославны поражение русских воинов - большое личное несчастье.
Святослав Произносит свое «золотое слово». В этом слове живет надежда объединить князей в борьбе за Русь, преодолеть поражение, которое потерпел князь Игорь. Мудрость, справедливость и доброта - вот отличительные черты этого сильного человека.
Русская земля, Родина Мир родины, общий русский мир показан не мстительным, а добрым. Доброта как основа отношения русского народа к миру и к людям выявлены автором очень ярко.

Поэтические особенности

Язык Речь автора обнаруживает его живое отношение к событиям: скорбит о поражении русских воинов, порицает и обличает князей, которые не прислушались к призыву об объединении, переживает о судьбе своей родины, прославляет мощь русского народа.
Художественные приёмы Автор создает живые картины происходящего, пытается создать у читателей нужное настроение. Это можно заметить в описании природы, которая перед походом князя Игоря как бы предвещает трагический исход сражения: вой волков, возбуждающий ужас; клекот орлов, созывающий вереей на трупы; лай лисиц; звериный свист и т. п.
Эпитеты Народнопоэтические, то есть такие, которые чаще встречаются в устной народной поэзии, чем в книжно-письменной речи, например: серый волк, сизый орел, черный ворон и т. п.
Метафоры Часто автор прибегает к метафорическим эпитетам, например: железные полки, золотое слово, живые копья и т. п.
Олицетворение Например: «Уже Пустыня Силу прикрыла! Встала Обида в полках Дажьбожьего внука, вступила девою на землю Троянову, заплескала лебедиными крыла ми на синем море у Дона». Здесь обида дается в образе девы, которая машет лебедиными крыльями.
Использование символики Например: «Черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца». Здесь черные тучи - это вражеские полки, а четыре солнца - это четыре русских князя.
Аллитерация (созвучие) Например: «…в пяток потопташа поганые полки половецкие».

Минисочинения.

Алёна ВОСКРЕСЕНСКАЯ,
8-й класс, гимназия № 1514,
Москва (учитель -
Римма Анатольевна Храмцова)

Идейно-художественная роль эпизода «Плач Ярославны

«Cлово о полку Игореве» является памятником древнерусской литературы. Оно написано в XII веке, в период раннефеодальной государственности, когда страна находилась в состоянии раздробленности и единство государства нарушалось междоусобицами и иноземными вторжениями.

«Слово о полку Игореве» , как и каждое произведение литературы, имеет идейное содержание и художественную форму, которую определяет род, жанр, язык, вся система средств и приёмов, с помощью которых создаётся содержание. С этим тесно связана композиция произведения. Каждый эпизод является важным компонентом, без которого произведение утрачивает свой смысл и форму.

«Плач Ярославны» является очень важным эпизодом в «Слове о полку Игореве». В этом произведении есть некоторые эпизоды, предвещающие дальнейшее развитие событий. Такими эпизодами являются: момент, когда “Солнце ему (Игорю) тьмою путь заступало”; «Сон Святослава», «Плач Ярославны» - без них утратится ощущение того времени, XII века, когда было написано произведение, так как в Древней Руси люди глубоко верили в различного рода предзнаменования. Автор создаёт атмосферу с помощью этого эпизода, благодаря таким отрывкам сейчас читатель может лучше разобраться в произведении.

В летописи было лишь сухое изложение фактов, а эпизод «Плач Ярославны» является элементом, вставленным автором «Слова» для усиления эмоционального звучания произведения. «Плач Ярославны» как бы возвращает нас к действительности после лирического отступления автора, в котором он вспоминает первых русских князей и их многочисленные походы на врагов Руси и противопоставляет их современным ему событиям. Вообще «Слово о полку Игореве» создано для того, чтобы выразить настоящую реакцию жителей Руси на происходящие события, так как в летописном отрывке этого быть не может.

Этот эпизод несёт огромную эмоциональную нагрузку: здесь сконцентрировано отношение автора ко всему происходящему. Кроме этого эпизода, так открыто больше нигде не выражаются чувства. Автор смог очень точно передать страдания Ярославны, тем самым выражая отношение всей русской земли к происходящим событиям. Ведь для истории Руси это поражение имело немалое значение. «Слово о полку Игореве» проникнуто героическим и трагическим пафосом, то есть эмоционально-оценочным отношением писателя к изображаемому. Также «Плач Ярославны» имеет очень большое значение для композиции «Слова о полку Игореве». Обращаясь к силам природы, прося у них помощи, Ярославна как бы подготавливает бегство князя Игоря из половецкого плена.

Без этого эпизода нарушилась бы логика повествования, без него в «Слове о полку Игореве» не смогли бы быть выражены так чётко идея, то есть осуждение междоусобной войны и призыв князей к объединению, и проблема - раздробленность и пути к объединению.

Пространство в «Слове» постоянно изменяется, то расширяется, то сужается. В этот момент художественное пространство в произведении сужается до Путивля. В самом же эпизоде пространство расширяется до огромных пределов, так как Ярославна в своём плаче, напоминающем лирическую народную песню, обращается ко всем силам природы одновременно: и к ветру, и к Донцу, и к солнцу. “Природа в «Слове» - не фон событий, не декорация, в которой происходит действие, - она сама действующее лицо, нечто вроде античного хора” (Д.С. Лихачёв). Обращение ко всем силам природы создаёт ощущение того, что человека окружает огромное пространство. Это передаёт взгляды людей того времени, то есть XII века, на мир: “...средневековый человек стремится как можно полнее, шире охватить мир, сокращая его в своём восприятии, создавая «модель» мира - как бы микромир...” (Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы // Поэтика художественного пространства).

Я читала «Слово о полку Игореве» в двух различных переводах - Д.Лихачёва и в поэтическом переводе Н.Заболоцкого. Я думаю, что прочтение нескольких разных переводов даёт возможность читателю взглянуть на события с разных сторон и лучше их понять. В каждом переводе проявляется личность переводчика - он является как бы автором текста. У Заболоцкого язык больше приближен к общедоступному, даже разговорному:

Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки...

В то время как у Лихачёва:

О ветер, ветрило!
Зачем, господин, веешь ты навстречу?

Но всё же у нас остаётся ощущение, что это перевод древнерусского произведения благодаря инверсии:

На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской...

Заболоцкий использует в своём переводе различные художественные приёмы: олицетворения, сравнения, вставляет собственные куски для усиления эмоциональной окраски. Например, у Лихачёва нет таких строчек:

Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь...
...................................
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты...

То есть Заболоцкий даёт более развёрнутые, художественные описания. Лихачёв использует преимущественно метафоры, в то время как Заболоцкий в тех же самых фразах использует сравнения, например: “...кукушкою безвестною рано кукует” (Д.Лихачёв), “...как кукушка кличет на юру”. В обоих переводах употребляется большое количество олицетворений, так как Ярославна обращается к ветру, к реке и к солнцу, словно как к живым: “Днепр мой славный!”, “Солнце трижды светлое!”, “Что ты, Ветер...”

Таким образом, эпизод «Плач Ярославны» имеет огромное значение, как смысловое, так и эмоциональное. В этом эпизоде, передав страдания Ярославны, автор выражает состояние всей русской земли в то время.