Особенности профессиональной деформации. Отличия проявлений профессионализма от деформации личности. Что такое профессиональная деформация личности

С понятием профессиональная деформация личности приходится сталкиваться большому количеству людей. Само по себе такое явление будет подразумевать определенные изменения качеств, которые были присущи человеку. Как итог, будет изменяться его характер, поведение, способ общения, стереотипы и ценности. Все это будет происходить за счет работы, которую человек выполняет. Наступают такие изменения после достаточно длительного занятия одним видом деятельности.

Что происходит в результате?

Профессиональная деформация сложна тем, что рабочие моменты человек начинает переносить в обыденную жизнь. Маска, которая надета на человека определенной профессии в офисе либо на рабочем месте, не будет сниматься после того, как работник возвращается домой. Это значит, что определенная манера поведения будет использоваться не только на работе, но и дома. В результате очень часто такое поведение будет приводить к конфликтным ситуациям между домашними, вызывать большое количество непониманий.

К сожалению, у многих людей деформация личности из-за профессии неизбежна, поскольку она напрямую указывает на то, серьезно ли человек относится к своей работе. На это влияют многие факторы.

Почему деформация личности носит негативный фактор?

Есть целый перечень причин, из-за которых перенесение рабочих моментов и поведения в обычную нормальную жизнь может усложнить общение между людьми в целом. Сюда относятся:

  • Минимизация перестройки личности.

У человека есть определенный стиль работы, порядок действий. Из-за привыкания к своему виду деятельности он не захочет искать новые пути решения проблем, подходит к существующим задачам с другой стороны. Привычки, связанные с работой, становятся частью поведения человека. Например, очень часто артистам будет присущ нарциссизм в обычной жизни. Бухгалтера могут слишком тщательно проверять даже те факты, которые для них не играют роль. Военные желают, чтобы даже дома все было четко по уставу.

  • Начинают появляться сложные взаимоотношения с близкими людьми.

Во-первых, это происходит из-за того, что человек не умеет абстрагироваться от своей работы, принося проблемы домой. Во-вторых, близкие могут не понять изменения в поведении родственника. Методы, которые будут применяться человеком с деформацией личности дома, могут быть недейственными, в отличие от влияния на подчиненных. В результате работник не будет понимать, почему выстроенная и слаженная рабочая система перестала действовать в определенных условиях, какие факторы на это повлияли.

  • Ухудшение качества проводимой работы.

В этом случае профессиональная деформация личности будет приводить к тому, что человек не только не будет развиваться, но и постарается к своей работе относиться более формально. В результате качество выполняемых действий может страдать, из-за чего возникают неприятные моменты не только у самого работника, но еще и у подчиненных, начальства, клиентов. Если человек занимает достаточно высокую должность, то чаще всего к наемным работникам он начинает относиться не как к людям, а как к машинам, выполняющим определенные функции, имеющим потенциал к дальнейшему развитию.

  • Финальный шаг – выгорание человека.

Это еще знакомо как профессиональное выгорание. Из-за того, что человек постоянно, даже дома и на отдыхе погружается в свою работу, в скором времени она становится для него скучной и неинтересной. Начинает появляться некоторое пренебрежение, а после вид деятельности становится вообще неактуальным. Очень часто это признак наблюдается у тех людей, которые не могут расти по карьерной лестнице, узнавать что-то новое, расти как специалисты.

На какие виды можно разделить профессиональную деформацию личности?

  • Индивидуальную деформацию.

Это тот случай, когда определенный вид деятельности будет приводить к достаточно быстрому развитию каких-то конкретных качеств человека. Яркий пример – четко выраженные лидерские качества либо излишняя внимательность. В первом случае если с профессиональной деформацией сталкивается женщина, ей сложно будет сойтись с мужчиной. Представители сильного пола привыкли быть ведущими, а не ведомыми. Соответственно, будет назревать конфликт.

  • Типологический.

В этом случае будет некоторые совмещение тех особенностей, которые имеет человек в своем личном восприятии и специфики профессии.

  • Общепрофессиональный.

Наблюдается у людей, которые находятся в одном направлении работы или заняты одним видом деятельности.

Но, несмотря на вид деформации личности, каждый из них будет отрицательно сказываться на жизни человека. В будущем он будет отравлять не только личную жизнь, но еще и сделает менее эффективным сам рабочий процесс.

По каким причинам происходит профессиональная деформация личности?

Надо рассмотреть причины профессиональной деформации, которые выделяют психологи. К ним относятся:

  1. Длительное нахождение на одной должности. Еще этот вариант можно называть профессиональной усталостью. Человек морально устает от того, что долгое время выполняет одни и те же действия и задачи.
  2. Начинает снижаться работоспособность. Это может происходить из-за того, что работника не устраивает занимаемая должность, сфера оказывается для него неинтересной.
  3. Большой перегруз, который связан с большим объемом работы. В этом режиме человек просто начинает перегорать, особенно если у него нет возможности отдохнуть, взять отпуск, а никакие факторы и доводы на начальство не повлияют.
  4. Возможно, человек не видит смысла в своей работе. В результате он пытается совершенствоваться в данном направлении, однако либо это у него не получается, либо он достигает определенных результатов, но начинает перемещать работу на личную жизнь.

Причин может быть намного больше. Каждая из них будет крыться не только в профессии, выбранной человеком, но еще и в том, какие личные качества будут атрофироваться.

Если говорить о том, что профессиональная деформация юриста также является достаточно частым отклонением, то в этом случае специалист будет неуважительно относиться к людям, которые не только не соблюдают законы, но еще и не знают их. У некоторых такие качества будут проявляться в использовании своего положения в личных целях. Реже случается, что человек данной профессии бездействуют в то время, когда действительно мог бы принести значимую пользу окружающим его людям.

Практика показывает, что очень часто профессиональная деформация юриста будет наблюдаться по той причине, что человек достаточно долгое время работает в данной области, многое видел. Тем более эта проблема будет касаться адвокатов. Эти люди не удивляются даже самым изощренным преступлениям, после совершения которых необходимо доказать невиновность подозреваемого. Впоследствии такое отношение, созданное на работе, будет переноситься в повседневную жизнь. Так что, зная причины профессиональной деформации можно избежать ошибок.

Какие варианты профессиональной деформации могут быть в разных отраслях деятельности?

Проще всего рассмотреть несколько вариантов возникновения такой проблемы, чтобы понять, как на практике вычислить одно из неприятных явлений, связанных с работой:

  1. Если такое явление наблюдается у маркетолога, то чаще всего в магазинах или на экране телевизора он будет оценивать товар не как потребитель, а как специалист в данной сфере деятельности. В итоге вместо отдыха он постарается отследить, правильно ли рекламодатель создал образ товара? Есть ли четкая выраженная стратегия маркетинга в продвижении данного продукта?
  2. Менеджер по продажам может дойти до того, что вместо радости о поездке своего знакомого в какую-то страну будет спрашивать, насколько хорошо работают какие-то авиационные компании, насколько качественным было обслуживание в том или ином отеле.
  3. Во время деформации личности учителя будут придираться даже к мельчайшим ошибкам, которые допускают ученики. Возможно, будут находиться недостатки в работе, которая была выполнена на «отлично». Не исключено и строгое отношение к детям, пренебрежительное отношение к людям, которые ведут себя не согласно правилам этикета.
  4. Если такое отклонение настигает врача, то даже во время обычного рукопожатия со своим знакомым он может постараться прочувствовать пульс человека, посмотреть на цвет кожи лица, глянуть, насколько расширены зрачки. Не исключено, что в результате доктор попытается дать какие-то советы своему знакомому, который в них вообще не нуждается.

Можно ли избежать профессиональной деформации личности во время любой деятельности?

На самом деле можно, даже тем людям, которые действительно являются фанатами своей работы. Придерживаясь нижеприведенных правил можно избежать неприятностей, связанных с таким явлением. Такая профилактика профессиональной деформации поможет многим:

  • Постарайтесь не переносить рабочие моменты на свою личную жизнь.

Что это значит? После того как вы приходите домой, постарайтесь просто отключить рабочий телефон. Дома вы должны отдыхать, общаться с близкими. В противном случае вы будете переносить сложности и проблемы своей деятельности на семью, думать о составлении отчетов, давать комментарии своим подчиненным. Бесспорно, некоторые люди проводят подготовку к работе дома, поэтому возможно перенесение некоторых аспектов на личную жизнь. Желательно минимизировать этот подход, поскольку в противном случае у вас просто не будет четкого разделения между близкими людьми и коллегами или подчиненными.

  • Лучше всего найти себе хобби, которое будет максимально контрастировать с работой.

Что это значит? Если у вас работа сидячая, где минимум эмоций, запишитесь на интересные, активные и энергичные танцы. Если на работе много движений, общения, энергия бьет ключом, тогда желательно купить абонемент на занятия йогой. В любом случае постарайтесь сделать так, чтобы ваше занятие или хобби давало вам максимум возможностей для отдыха и возможность отключения от рабочих процессов. После можно заметить, что будет намного легче проводить перестройку с работы на дом, от дома на работу. К тому же вы сможете отдохнуть физически и морально от основной деятельности.

  • Сделайте дома стикеры и пометки, где будет указана минимизация каких-то рабочий действий во время общения с семьей.

Другими словами, вам необходим хороший самоконтроль и возможность научиться переключаться. Сначала сделать это будет достаточно сложно, далеко не всегда люди реагируют на замечания близких и друзей. Но к ним нужно прислушиваться. Не является нормой, если вдруг в 22:00 вы вспоминаете, что придумали новый вариант проведения презентации. В итоге можете позвонить своим подчиненным с предложением. Тем более не стоит сразу же заходить в электронную почту либо в Skype, пытаться распространить эту идею среди своих коллег. Создайте факторы, которые не позволят дома возвращаться к работе.

  • Часто деформация личности будет связана не только с какими-то личностными качествами, но еще и с имиджем, который вы создаете на работе, а после пытаетесь перенести в свою жизнь.

Что в этом случае подразумевается? Встречаясь со знакомыми, вы будете пытаться создать видимость занятого человека, описывать свою великолепную занимаемую должность. Если у вас руководящая позиция, то вы попытаетесь внести как можно больше контроля в отношения в семье. Если же работа скучная и монотонная, а дома у вас есть большое количество дел, которые связаны с движением и эмоциями, вы будете просто вести себя тихо и почти без движения.

Очень часто профессиональной деформации личности действительно может сыграть негативную роль в жизни многих людей. Нужно учиться четко разграничивать свою личную жизнь и рабочие моменты. Только так будет желание идти на работу, а после нее возвращаться домой. В противном случае начнутся проблемы в семье, быстрое профессиональное выгорание. Как результат – ссоры, скандалы, снижение эффективности работы и работоспособности. Помните, что делу – время, а потехе – час. Ни в коем случае не стоит путать личные отношения с какими-то рабочими задачами.

Процесс, при котором меняются личные качества человека, называется профессиональная деформация. У людей с этим расстройством работа является приоритетной и занимает все время. Но она не приносит удовольствия, а только угнетает и раздражает. Постепенно формируется профессиональный тип личности.

Причины

Профессиональная деформация личности – процесс, при котором рабочие привычки человека переносятся в личную жизнь. Появляется формальное, функциональное отношение ко всем людям (даже близким). Все разговоры с таким человеком в итоге сводятся к обсуждению его работы.

Профессиональной деформации чаще подвержены те, чья трудовая деятельность связана с работой с людьми. Это врачи, психологи, руководители компаний, менеджеры, учителя, чиновники.

Основные причины такого поведения перечислены ниже.

  1. Отсутствие интереса к работе. Обычно это касается людей, которые остаются из-за высокой зарплаты. Других мотивов у них нет. В большинстве случаев это студенты, которые работают во время учебы официантами, бариста, продавцами, промоутерами.
  2. Профессиональная усталость. Это результат длительного нахождения на работе, которая требует высокой самоотдачи.
  3. Перегруз рабочими обязанностями. Есть должности, которые подразумевают исполнение большого количества различной работы. Худший вариант – когда она четко не ограничена, и человека заставляют делать то, что не входит в его должностные обязанности.
  4. Высокий уровень нервозности. Возникает у руководителей, администраторов, топ-менеджеров, которые несут ответственность за работу подчиненных. Постоянно находятся в стрессовой ситуации, им сложно оставаться спокойными.
  5. Монотонность. Однотипная работа, которая годами не меняется, часто угнетает человека. Он никак не развивается, иногда даже деградирует.
  6. Нехватка возможностей для самореализации. Некоторые люди выбирают работу по одному фактору – высокая оплата труда. Но проходит время, появляется потребность в самореализации, а удовлетворить ее не выходит. Иногда помехой становится строгий начальник, который не поддерживает инициативных людей и их творческие идеи. Он ориентируется только на собственные решения, а мнение подчиненных не принимает во внимание.
  7. Неблагоприятная обстановка в коллективе. Коллеги постоянно ссорятся, неспособны найти оптимальное решение проблемы. Возможны проявления зависти, насмешек, упреков и издевательств.
  8. Строгое начальство. Есть руководители, для которых человеческий фактор является второстепенным. У такого начальника невозможно отпроситься раньше с работы, получить отсрочку или отпуск. Из-за постоянного давления с его стороны работнику очень тяжело получать от работы удовольствие. Часто приходится действовать против своих интересов, желаний.
  9. Завышенная самооценка. Не имея хорошего опыта, человек все равно считает себя лучше других. Постоянно требует поднять уровень зарплаты, предоставить только лучшие заказы. Но реальность, противоположная воображаемому, негативно отражается на его психике. Обычно такого человека ожидает полное разочарование, появляется навязчивое нежелание работать в дальнейшем.
  10. Возрастные изменения. У человека меняются потребности, повышаются требования к достойным условиям работы. То, что приносило удовольствие в начале карьеры, вовсе перестает интересовать. Хочется карьерного роста, перспективности, финансовой независимости.
  11. Непонимание целей работы. Человек много и усердно трудится. Изначально сама трудовая деятельность может интересовать его больше, чем оплата труда, поэтому он работает на идею. Но позже цели человека меняются или пропадает интерес к работе, и он уже не понимает, зачем трудиться, что полезного это даст ему в будущем.
  12. Утаивание начальством целей компании. Оно дает лишь указания подчиненным. Это неправильный подход, т. к. работники должны знать, ради какого результата они работают, какое влияние их труд окажет на достижение поставленных задач.

Признаки

Основное проявление профессиональной деформации – постоянная усталость. Человек практически не высыпается из-за нарушений сна. Его психика в плохом состоянии, развиваются разного рода расстройства. Из-за этого человек подвержен депрессии, фобиям.

Прочие признаки профессиональной деформации.

  1. Манера общения и поведения. Профессиональная деформация подразумевают смену обоих факторов. Вместо веселого и жизнерадостного человека в контакт вступает постоянно недовольный, сердитый и грустный. Такой личности очень сложно разделять личную жизнь и работу, т. к. трудовая деятельность занимает все свободное время работника.
  2. Отсутствие хобби. В этом проявляются признаки трудоголизма. Разговоры связаны только с работой, т. к. все свободное время посвящено ей.
  3. Снижение продуктивности. Обычно результативность ухудшается в 2-3 раза. Человек перестает работать на прежнем уровне, обязанности может выполнять некачественно.

Его все чаще посещают мысли о том, что эта работа не для него, и ее пора сменить. Это может быть связано с высокой квалификацией, но низкой оплатой труда. Работник понимает, что заслуживает большего, но начальство его стараний не видит, мотивация пропадает.

Виды

Профессиональные деформации личности проявляются по-разному. Выделяют 4 типа поведения при развитии этого расстройства.

  1. Общепрофессиональное изменение. Связано с особенностями работы. Даже в свое свободное время человек проявляет профессиональные навыки. Милиционер в каждом прохожем видит потенциального преступника, врач при рукопожатии думает не о собеседнике, а оценивает его пульс, степень потливости, наличие легкой дрожи и т. д. Работник не может отключиться от выполнения рабочих обязанностей. Этот процесс является неконтролируемым.
  2. Профессионально-типологическая дезориентация. Ситуация, при которой профессиональные навыки применяются в повседневной жизни. Руководитель легко справляется с управлением большим коллективом или группой людей. Врач может оказать первую медицинскую помощь. Учитель поучает даже тогда, когда это неуместно.
  3. Специальная дисфункция. Это профессиональная деформация, которая обычно возникает у людей, чья трудовая деятельность является интеллектуальной и требует гибкости ума. Это бухгалтеры, которые умеют грамотно оформлять финансовые махинации, юристы, которые знают, как удовлетворить пожелания клиента, обойдя закон.
  4. Индивидуальная деформация. Развивается под влиянием рабочих особенностей. Это может быть чувство ответственности у врачей, переживания у воспитателей. У некоторых личностей это проявляется как сверхфанатизм в работе. У других из-за плохих условий складывается неверное мнение о коллективе.

Последствия

Главное последствие – формирование психических расстройств. В большинстве случаев профессиональная деформация переходит в иную форму – синдром эмоционального выгорания. Человек уже не видит смысла в жизни. Постоянно опаздывает со сдачей работы, из-за чего она копится. Качество исполнения падает.

Работник постоянно пытается улучшить положение, уделяя работе еще больше внимания, чтобы завершить все дела в срок. Но получает обратный эффект. Он практически не спит. Из-за этого он становится раздраженным, агрессивным и злым. Положительных эмоций не испытывает. Во всем видит только негатив.

Если СЭВ игнорировать, то он может перерасти в желание покончить жизнь самоубийством. Больной считает это единственным выходом из сложившейся ситуации.

Другие негативные последствия.

  1. Управленческая эрозия. Это ситуация, когда управляющий не справляется со своими обязанностями. Причины могут быть разными, но эффект один. Его продуктивность падает, управление становится неэффективным. Это негативно влияет на качество и скорость работы подчиненных, что дополнительно угнетает руководителя. В результате из доброго и спокойного начальника он превращается в настоящего тирана.
  2. Снижение адаптивности личности. Человек перестает искать в своей работе что-то новое. Его не интересуют актуальные тенденции, инновации. Он отказывается от прохождения курсов повышения квалификации и других способов пополнения знаний в своей специализации. Это сопровождается полным разочарованием в работе.
  3. Чувство административного восторга. Оно связано с завышенной самооценкой человека. Даже если повышение было незначительным или работник получил некоторые бонусы за отличную работу, он сделает из этого целое событие. Это негативно отразится на отношениях с коллегами, т. к. такой работник начнет на всех смотреть свысока. Будет считать себя лучшим, о чем не забудет лишний раз сказать остальным.

Профессиональная деформация также имеет позитивные последствия. Это происходит в том случае, когда профессиональные навыки помогают, но не вредят, человеку в обычной жизни. Управителю легко организовать семейный праздник, кондитеру – испечь вкусное угощение на вечеринку. Музыканты помогут развлечь гостей или стать душой компании в путешествии. Психолог умеет не только помогать своим клиентам, но и активно занимается своей жизнью, саморазвитием.

Профилактика

На ранних этапах развития профессиональной дезориентации человек в силах самостоятельно себе помочь. Не нужно зацикливаться на стереотипах и стандартах. Из-за этого человек часто ограничивает себя в действиях, пытаясь соответствовать общепринятому шаблону поведения. С этого начинает развиваться закомплексованность.

Другие профилактические мероприятия.

  1. Поиск нового опыта. Подразумевает получение новых знаний. Для этого рекомендуется посещать тренинги, связанные не только с повышением квалификации, но и помогающие в личностном росте.
  2. Отдых. Работать без перерывов и выходных нельзя, особенно трудоголикам. Нужно уметь отвлекаться и находить радость в любом другом занятии.
  3. Спорт. Отличный способ отвлечься, в особенности тем, чья деятельность связана с интеллектуальным трудом. Спорт помогает разгрузиться и отдохнуть. Можно попробовать себя не только в силовых или кардиотренировках, но и в йоге, медитации. Это также поможет найти гармонию с собой.
  4. Правильная организация времени. Навыки тайм-менеджмента нужны не только руководителям, но и любому сотруднику. Они необходимы для правильного планирования рабочего дня. Управление своим временем поможет распределить силы на работу, семью и отдых.
  5. Выход из зоны комфорта. Если этого не делать, то любая работа станет рутинной и скучной. Нужно уметь себя преодолевать и бороться со страхами. И тогда деградации личности не будет.
  6. Общение с новыми людьми. Желательно, чтобы это были позитивные, активные и креативные личности. Они будут вдохновлять на усердную работу. Подскажут, как получить от трудовой деятельности удовольствие. Смотивируют на улучшение финансового положения.
  7. Участие в нестандартных проектах. В особенности касается представителей творческих профессий. Принятие оригинальных, нестандартных решений поможет всегда держать в тонусе свое креативное мышление. Чем сложнее проект, тем лучше. В результате удачной реализации творческого продукта работник испытает массу положительных эмоций.
  8. Отказ от накопления негатива. Если общение с коллегами вызывает отрицательные эмоции, его лучше свести к минимуму. В случае появления агрессии и раздражения после разговора с начальником, нужно научиться себя контролировать. Но если многие аспекты работы не удовлетворяют, то лучшим решением будет увольнение. Держать в себе негатив не нужно. Необходимо хотя бы иногда обсуждать проблемы с родными. Можно также поработать с психологом. Но игнорировать эту проблему не стоит, т. к. может начаться процесс разрушения личности.

Тем, у кого завышена самооценка, нужно научиться самокритике. Критиковать себя за каждое движение не нужно, но реально оценивать свои возможности необходимо. Иначе это сделает кто-то другой.

Коррекция

Профессиональная деформация личности – явление довольно устойчивое. Обычно несет негативный характер. Человек длительный период расстроен, угнетен, не может нормально работать. Если это заметить на начальном этапе, то можно попытаться избавиться от навязчивого состояния самостоятельно. Но если болезнь в своем развитии достигла предела, то лучше обратиться за помощью к специалисту – психотерапевту.

Самыми эффективными в психологии являются 2 способа лечения – групповая и когнитивно-поведенческая терапии. Часто их назначают комплексно.

Когнитивно-поведенческая терапия подразумевает смену модели поведения и мышления. Курс лечения начинается с самоанализа. Врач предлагает пациенту ответить на следующие вопросы:

  • «Как часто я свожу любой разговор к общению о работе»;
  • «Работаю ли я сверхурочно или придерживаюсь графика»;
  • «Проявляются ли в повседневной жизни профессиональные навыки»;
  • «Чувствую ли я потерю интереса к работе и деградацию»;
  • «Меня интересует что-либо, кроме работы»;
  • «Связываю ли я свой успех лишь с профессиональной деятельностью»;
  • «Боюсь ли я потерять свою работу»;
  • «Есть ли среди моих друзей кто-то, кроме коллег» и т. д.

Это поможет понять степень развития расстройства и определить длительность и состав курса лечения. Обычно необходимо посетить 5-6 сеансов. В особо сложных случаях – до 10.

Кроме личного общения, когнитивно-поведенческая терапия подразумевает наличие домашних заданий. Их исполнение повышает эффективность лечения. Примеры домашних заданий:

  • посещение культурного мероприятия, не связанного с трудовой деятельностью;
  • проведение целого дня в кругу семьи без отвлечений на работу;
  • занятия спортом;
  • посещение тренингов, вебинаров, семинаров на тему личностного роста и саморазвития;
  • чтение полезной и художественной литературы;
  • знакомство с новыми людьми в количестве не менее 3 в неделю;
  • изучение тенденций, новой информации;
  • прохождение курсов повышения квалификации и т. д.

Общение с психологом даст понять, нужно ли менять вид трудовой деятельности. Если же дело в восприятии человеком его работы, то врач поможет сменить негативные установки на позитивные. Для этого на каждом сеансе будут озвучиваться и повторяться аффирмации.

В результате лечения работник должен понять свое предназначение и настоящее отношение к работе. Посещения специалиста приведут к замене деградирующей личности на заинтересованную в своем развитии во всех сферах жизни.

Заключение

Не каждому работнику известно, что такое профессиональная деформация. Это процесс, при котором меняются личные качества человека, его рабочие навыки. Заинтересованная, активная личность превращается в вялого, вечно уставшего сотрудника.

Основные причины – монотонность работы, давление со стороны начальства и коллег, отсутствие перспективности, перегруз обязанностями, завышенная самооценка и т. д. Лечение заключается в прохождении курса когнитивно-поведенческой терапии, которая может быть назначена в комплексе с групповой терапией.

Введение____________________________________________________3

1. Понятие личности и ее деформации___________________________ 5

2. Причины, вызывающие профессиональную деформацию сотрудников ОВД­­­­­__________________________________________________________11

3. Пути преодоления профессиональной деформации у сотрудников ОВД ______________________________________________________________ 19

Заключение__________________________________________________ 24

Список использованной литературы_____________________________ 26

Введение

Вопросы, касающиеся взаимного влияния профессиональной деятельности и личностных особенностей специалиста, в течение нескольких десятилетий привлекали внимание представителей различных отраслей науки, в том числе психологов. Вопросом, занимающим особое место, является проблема профессиональной деформации специалиста, в данном случае - сотрудника правоохранительных структур.

Служебная деятельность в различных подразделениях ОВД имеет свои отличительные характеристики. Так, выполнение функциональных обязанностей сопряжено с повышенной ответственностью сотрудников за свои действия. Несение службы нередко происходит в ситуациях с непредсказуемым исходом, характеризуется недостаточной определенностью ролевых функций, психическими и физическими перегрузками, необходимостью общаться с самым разнообразным контингентом граждан и требует от сотрудника решительных действий и способности пойти на риск. Эти специфичные особенности профессиональной деятельности оказывают значительное влияние на личностные характеристики ее представителей и могут приводить к развитию у сотрудников милиции явления профессиональной деформации.

Следствием развития данного феномена могут быть такие поведенческие проявления сотрудников, которые влекут за собой нежелательные оценки окружающих и не совпадают с профессиональной этикой. В частности, статистические данные, свидетельствуют о том, что представителями подразделений милиции нередко совершались нарушения законности и служебной дисциплины. По официальным данным наблюдается увеличение количества сотрудников, привлеченных к дисциплинарной ответственности за должностные проступки. В числе оснований применения дисциплинарных взысканий за нарушения законности преобладают нарушения норм УПК РФ, в частности, необоснованные отказы в возбуждении уголовных дел, отмечаются факты недобросовестное отношение к выполнению служебных обязанностей и невыход на службу без уважительных причин.

Статистка показывает и тенденцию роста количества таких нарушений дисциплины сотрудниками органов внутренних дел, как совершение проступка в состоянии алкогольного опьянения, утрата табельного оружия, служебных документов, спецсредств и имущества.

Прокуратурой РФ ежемесячно регистрируются сообщения о следующих фактах противоправной деятельности сотрудников: незаконном привлечении к административной ответственности, сокрытии преступления от учета, необоснованном применении спецсредств, употреблении спиртных напитков на службе, незаконном хранении оружия, словесном оскорблении задержанных, отступлении от процессуальных норм в целях преодоления трудностей, возникающих при расследовании преступлений и т.д.

В научной литературе подобные факты нередко относят к проявлениям профессиональной деформации. Среди этих проявлений называют не только противоправные действия сотрудников милиции и нарушения ими дисциплины, но и некоторые личностные изменения, такие как, например, развитие жестких профессиональных стереотипов и перенос профессиональной роли в сферу внеслужебных отношений. Развитие проявлений рассматриваемого феномена объясняют действием разнообразных причин, связанных не только со спецификой служебной деятельности, но и с недостаточным уровнем профессиональных умений и навыков, особенностями процесса социализации и другими факторами.

Повышение степени криминализации повседневных социально-экономических отношений, возрастание правового нигилизма, падение уровня нравственности граждан, к сожалению, в том числе и сотрудников органов внутренних дел, негативно воздействует на возможность реального восстановления должного правопорядка в стране. Изменения, которые происходят с работниками ОВД, требуют особого, более пристального внимания, поскольку эта работа предъявляет особые требования с точки зрения нравственности, психологической устойчивости. В связи с определенной спецификой деятельности сотрудников ОВД постоянно существует реальная опасность нежелательных изменений в системе нравственных ценностей, в их мировоззрении, психическом и физическом состоянии. Совокупность этих изменений принято называть профессиональной деформацией или дезадаптацией.

Профессионально нравственной деформации сотрудников ОВД и посвящена данная работа.

1. Понятие личности и ее деформации

Прежде чем рассматривать вопрос о деформации личности, следует остановиться на самом понятии личности.

Категория «личность» многоуровнева и многогранна. Это порождает невозможность разработки перечня рецептов, подходящих для разрешения всех противоречий личностного характера в каждой конкретной жизненной и профессиональной ситуации.

Каждый отдельный человек, индивид, является личностью того или иного уровня развития, сформированности. Мы часто говорим: «такой-то состоялся как личность или не совсем состоялся, или так и не состоялся как личность».

Как пишет Леонтьев А.Н.: «Понятие личности, так же как понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков, это не «полипнтяк». Но личность представляет собой целостное образование особого рода, …личностью не родятся, личностью становятся».

Таким образом, под личность понимается индивид в его отношении к разным социальным системам, поэтому общественная сущность и социальные функции человека как личности являются главными критериями ее сформированности, представленности в индивиде. Реальной основой личности в этом смысле становится совокупность реализуемых ею многообразных видов деятельности и соответственно отношений к их разным сторонам.

Психологически грамотное решение профессиональных задач требует от сотрудника ОВД знаний о том, что он сам представляет из себя как личность и какого уровня развития личность предстает перед ним в качестве объекта его воздействия.

Индивида можно считать сформировавшейся личностью с тем большей вероятностью, чем шире его диапазон знаний о реальной действительности, выступающих как система научных понятий и закономерностях природы, общества, становления и развития человека. Очевидно, что широта кругозора личности обуславливается уровнем развития ее психических познавательных процессов (внимания, восприятия, мышления, воображения) и эмоционально-волевой сферы, способности к разумному управлению собой (воли), особенно в экстремальных ситуациях.

Способность к осознанию своего «Я», самоанализу и самооценке, - качественная характеристика психики человека как личности, носителя сознания. Естественно, что личность в человеке будет представлена тем ярче, чем больше развита эта способность. Если в контексте сказанного выше говорить о профессиональном самосознании сотрудника ОВД, т.е. уровне его личностно-профессионального развития, то это конкретизируется в его способности и желании ставить перед собой вопросы: «Кто Я в своей профессии, что мной движет в работе, в чем отличие тех отношений, в которые я вступаю с обществом и другими людьми в рамках своей профессии, от всех других отношений, других профессий?».

Известно, что становление и развитие личности зависит от природных и социальных факторов, степени вовлеченности человека в трудовую деятельность, уровня образования и воспитания. Если человек сознает необходимость целенаправленного развития собственности личности, то можно говорить о самовоспитании.

Самовоспитание личности можно определить как деятельность человека с целью изменить свою личность. Самовоспитание, как и воспитание, имеет социальную направленность и в разных общественных условиях может приобретать положительный или отрицательный смысл (например, в процессе самовоспитания могут формироваться негативные качества: лицемерие, высокомерие, подхалимство и т.п.).

Самосовершенствование личности – это сознательное воспитание в себе положительных, социально-ценимых качеств. Совершенствуя себя, стремясь к идеалу, человек приобретает новые возможности как для управления собой, так и для воздействия на окружающих. Поскольку жизнь не стоит на месте, достижение успехов личности в профессиональной деятельности немыслимо без напряженной работы по совершенствованию собственной личности. Как говорили православный духовник Серафим Саровский: «Спаси себя, и вокруг спасутся тысячи».

В настоящее время почти ни у кого не вызывает сомнения необходимость и очевидная польза умения человека самостоятельно управлять своим психическим состоянием, особенно в экстремальных ситуациях. Однако люди часто отвергают эту необходимость – или из-за трудностей в приобретении такого умения, или из-за лени. Это относится и к сотрудникам ОВД. Несмотря на то, что эмоциональная устойчивость сотрудников милиции в целом выше, чем у большинства людей, что обусловлено строгим медицинским и психическим профессиональным отбором, им следует самосовершенствовать себя как личности.

Восхождение по пути совершенства доступно каждому, и каждый человек должен понять, что топтаться на одном месте и не стремиться к самосовершенствованию – это преступление перед самим собой.

Совершенствование психологического потенциала сотрудников ОВД особенно важно сейчас, в условиях роста коррупции, разъедающей различные слои общества, циничного отношения и искажения ценностных ориентаций, сужения сферы потребностей до исключительно потребительского уровня, роста преступности. Работники ОВД обязаны обладать таким психологическим потенциалом, который способен противостоять их личностной и профессиональной деформации.

Кроме того, известно, что даже физически здоровый и тренированный человек, постоянно испытывающий эмоциональные перегрузки, может потерять контроль над своими чувствами, что ведет к потере энергии, сужению сознания, концентрации его исключительно на стрессоегенных факторах. В результате этого возможна полная дезорганизация поведения, способная ввергнуть человека в панику и привести к эмоциональному истощению. Чтобы избежать подобных срывов, необходимо выработать умение и навыки в любых ситуациях сохранять уравновешенность, «дисциплинированность чувств», самообладание. Этого можно достичь в процессе длительной и повседневной работы над собой в режиме психической саморегуляции.

Необходимость личностного саморазвития сотрудников органов внутренних дел не вызывает сомнения, поскольку только сильная личность способна противостоять многочисленным проблемам и трудностям, встречающимся в правоохранительной деятельности. К сожалению, часто приходится наблюдать определенный скептитизм и своего рода духовную лень в работе над собой, над «созданием своей личности», свободной от своего узкоэгоистического интереса, своего миропонимания как «абсолютного» критерия явлений жизни. Это приводит многих сотрудников ОВД, с одной стороны, к разрушению психики и, следовательно, потере физического здоровья, а с другой – ко всякого рода профессионально-нравственным деформациям.

Профессионально деформация происходит от латинского deformatio, что в переводе обозначает «искажение, обезображивание», имеет, несомненно, негативный оттенок.

Профессиональная деформация - явление, объективно сопутствующее развитию человека в его профессиональной деятельности, если он повседневно не работает над собой. В отличие от других профессий, где деформация одного сотрудника не «бросает тень» на его коллег и не нивелирует социальную ценность их труда, в деятельности сотрудника правоохранительных органов такое явление имеет более тяжкие последствия. Здесь ошибки одного персонифицируются в общественном сознании как недостаток (и) всех сотрудников, порождая соответствующий стереотип - «там все такие».

Специфика деятельности сотрудников правоохранительных структур содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность сотрудника и способствует кризису мотивационной сферы в профессии, снижению профессионально значимых целей и интересов, утрате удовлетворения службой, постоянному чувству физической усталости и эмоциональной опустошенности и, как следствие, росту числа психосоматических и соматических заболеваний. Результатом этого часто становится нарушение законности, служебной дисциплины, профессионально-этических норм. Это происходит при отсутствии у сотрудника достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости, что приводит к развитию профессиональной деформации.

Следовательно, под профессиональной деформацией личности понимают процесс и результат негативных изменений личности под воздействием среды, в которой осуществляется ее жизнедеятельность, характеризующихся различной степенью или уровнем проявления и приводящих к неадекватному поведению и потере профессиональной компетенции.

Для рассмотрения данного явления применяются следующие характеристики: скорость, глубина, широта.

Виды деформации: собственно-профессиональная деформация, должностная деформация, депривационная деформация.

Скорость деформации индивидуальна для каждого человека и зависит от особенностей личности. Условно считается, что темпы деформации увеличиваются после пяти лет службы, более глубокая деформация – после десяти лет.

Глубина деформации характеризует негативные изменения от начальной стадии до проявления полного комплекса социально-профессиональной неадекватности личности.

Широта деформации показывает наличие негативных изменений во всех сферах личности: интеллектуальной, нравственной, эмоциональной и волевой.

Собственно-профессиональная деформация обусловлена непосредственным влиянием криминогенной среды. Она проявляется в следующем:

Использование в речи нецензурных выражений в общении с коллегами и осужденными;

Употребление жаргона и бранных слов-кличек;

Пренебрежительное, уничижительное, враждебное отношение к сослуживцам и осужденным;

Поведение, основанное на моральном и физическом унижении человеческого достоинства;

Утрата чувствительности к человеческому горю, нравственно-психологическим ранам.

Должностная деформация обусловлена тем, что сотрудники наделены властными полномочиями по отношению к объектам их воздействия. Должностная деформация проявляется в следующем:

Чувство неограниченности властных полномочий;

Стремление к подавлению воли, унижению достоинства другого человека;

Нетерпимость к мнению других и критике;

Отсутствие самокритики;

Чинопочитание, угодничество;

Отсутствие доброжелательных служебно-деловых отношений между различными службами и подразделениями.

Депривационная деформация выражается в замене неудовлетворенных потребностей другими, удовлетворение которых более доступно, как например, место духовных ценностей занимают материальные ценности или алкоголь.

В целом профессиональная деформация вызывает смещение процессов развития психических качеств сотрудника ОВД в сторону его профессиональной непригодности: искажение сферы интересов, возникновение чувства собственной непогрешимости из-за переоценки своих знаний и опыта, стереотипности мышления, обвинительный уклон, коррумпированность и т.д.

Поэтому первым и очень важным шагом по пути личностного саморазвития, включающего повышение культуры самосознания, является процесс самопознания сотрудником ОВД своей личности на основе знания психологических закономерностей и принципов, содержания и характеристик психических познавательных, эмоциональных и волевых процессов, состояний и свойств.

Как говорится, чтобы победить врага, нужно знать его в лицо. Поэтому теперь перейдем к изучению причин вызывающих профессиональную деформацию.

Профессиональная деформация - это деструкции, которые возникают в процессе выполнения трудовой деятельности и негативно влияют на ее продуктивность. Они порождают профессионально нежелательные качества и изменяют профессиональное и личное поведение человека.

В феномене профессиональной деформации находит свое отражение фундаментальный принцип отечественной психологии -принцип неразрывного единства сознания, личности и деятельности. Принято считать, что трудовая и социальная деятельность является ведущей характеристикой зрелой личности. В процессе трудовой деятельности человек развивает свои задатки, проявляет свойственные ему способности, формирует свои ценности, удовлетворяет свои потребности и интересы. Именно профессиональная деятельность накладывает отпечаток на личностные характеристики человека. Необходимо также учитывать, что, с одной стороны, особенности личности работника оказывают существенное влияние на процесс и результаты профессиональной деятельности, а с другой - само формирование человеческой личности происходит в ходе профессиональной деятельности и под се влиянием.

Одним из первых, кто обратил внимание па деформирующую роль профессиональной деятельности, был известный социолог П. А. Сорокин. Он начал с того, что успешно восполнил пробелы в изучении влияния профессий на поведение людей с психологической и медицинской точек зрения. Была осуществлена подробная разработка программы и методов исследования профессиональных групп, профессионального отбора и профессиональной деформации, что послужило дальнейшей отправной точкой в изучении проблем профессиональной деформации личности и поиске возможных путей преодоления и разрешения этих проблем.

Рассматривая профессиональную деформацию в общем плане, Э. Ф. Зеер отмечает: "Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности".

Деформация личности профессиональная - это изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентации, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Профессиональная деформация негативно сказывается как на производительности труда, так и на взаимоотношениях личности в профессиональной и личной сферах.

Овладеть мастерством означает достигнуть автоматизации типовых движений и их последовательной организации в пространстве и времени. Профессиональный разделенный труд не только формирует или переформирует личность специалиста, но и иногда, в наиболее крайних формах, деформирует личность.

Профессиональная деформация личности отличается по своей модальности, направленности. Она может носить положительный или отрицательный характер. Благотворное влияние профессии на личность проявляется в формировании у человека позитивного, ответственного отношения к труду, в накоплении им служебного опыта, в навыках, умениях, знаниях, в углублении интересов, в творчестве и т.п. Например, работники правоохранительных органов очень тонко могут замечать признаки противоправного повеления людей, у них обостряется внимательность, бдительность, готовность противостоять уловкам и ухищрениям.

У человека, занимающимся профессиональной деятельностью, вырабатывается стереотип поведения, вызванный особенностями его работы, который может отрицательно сказываться на его отношениях с окружающим миром. Формирование профессиональных стереотипов являются неизбежным атрибутом профессионализации специалиста; образование автоматизированных профессиональных умений и навыков, становление профессионального поведения невозможны без накопления бессознательного опыта и установок. И наступает момент, когда профессиональное бессознательное превращается в стереотипы мышления, поведения и деятельности. Решение типовых задач, с которыми сталкивается человек в ходе своей работы, совершенствует не только профессиональные знания, но формирует и профессиональные привычки, определяет стиль мышления и стиль общения. Человек начинает планировать свою деятельность и строить свое поведение в соответствии с принятым решением, независимо от того, насколько эффективно это решение новым задачам.

Р. М. Грановская так отмечает влияние профессиональной роли на личность: "Па профессиональное общение существенное влияние оказывает самооценка человека. Всякое ее отклонение от адекватной ускоряет и усиливает профессиональную деформацию, которая обнаруживается в особенностях установки и стереотипах поведения, затрудняя общение. Профессиональные стереотипы, вообще говоря, есть неотъемлемое отражение достигнутого высокого уровня мастерства, т.е. проявление не только знаний, но и вполне автоматизировавшихся умений и навыков, управляемых подсознательными установками и даже не загружающими сознание. Они развиваются, как правило, из тех качеств, которые особенно полезны для данной профессии. Однако если слишком большая доля поведения строится на таких стереотипных действиях или эти специфические установки начинают распространяться на внепрофессиональные сферы, то это неблагоприятно влияет и на работу, и на общение в быту".

Сформированные упрощенные установки могут приводить к тому, что даже простое и очевидное решение новой задачи не замечается. Одна из форм профессиональной деформации проявляется в возникновении ложного представления, что и без новых знаний накопленные стереотипы обеспечивают необходимую скорость, точность, а главное - успешность деятельности. Ежедневно выполняя определенные задачи, специалист и не замечает, как начинает пользоваться стереотипными действиями. Закрепляется излишняя шаблонность в подходах, упрощенность во взглядах на рабочие проблемы, что приводит к снижению уровня специалиста, его деградации. Другая сторона деформации проявляется в перенесении профессиональных привычек, полезных в работе, на семейное и дружеское общение. Во время автоматизации действий образы, регулирующие процесс деятельности, становятся все более обобщенными, экономичными, быстрыми и бессознательными. Вместе с тем ежедневное выполнение стереотипных задач развивает ригидность мышления и поведения. Индивид не обращает внимание на отрицательные сигналы своего внепрофессионального окружения и, соответственно, не видит необходимости в изменении своего поведения. Ярким проявлением профессиональной деформации у военных служит развивающаяся со стажем работы ригидность поведения, мышления, ценностей и установок. Это приводит к затруднению установления и поддержания ими социальных связей, а их поведение характеризуется бедностью ролевого репертуара.

Со временем формируются и профессиональная усталость, обеднение репертуара способов выполнения деятельности, утрата профессиональных умений и навыков, снижение работоспособности. Изменения эмоционально-личностной сферы негативно сказываются на продуктивности труда, взаимодействии с другими людьми, а также на развитии самой личности. У человека вырабатывается стереотип поведения как в профессиональной деятельности, так и личной жизни.

Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи, социальные работники, полицейские). Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям, равнодушии и безразличии.

Профессиональные деформации по-разному выражаются в зависимости от конкретной профессии: у учителей - в авторитарности и категоричности суждений, желании давать указания в любой ситуации; у психологов - в стремлении навязать определенную картину мира, не учитывая желания самого человека; у работников правоохранительных органов - в подозрительности и настороженности; у программистов - в склонности к алгоритмизации, в попытках искать ошибки в различных жизненных ситуациях; у управленцев - в росте агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций. Таким образом, профессиональная деформация личностных особенностей также может возникнуть вследствие чрезмерного развития одной черты, необходимой для успешного выполнения профессиональных обязанностей и распространившей свое влияние на другие сферы жизни.

Необходимо отметить, что избыточно развитое профессионально важное качество превращается в профессионально нежелательное. Так, ответственность в принятии решений переходит в авторитарность, переоценку собственных возможностей, нетерпимость к критике, властность, потребность командовать другими людьми, грубость, отсутствие стремления учитывать чувства и интересы других людей, требование к безоговорочному подчинению, что в конечном счете приводит к деспотизму. Демонстративность становится не просто одной из личностных черт, а потребностью к постоянной самопрезентации, чрезмерной эмоциональности, расцвечивании своих внешних поступков, экзальтированностью. Именно демонстративность начинает определять стиль поведения, становясь средством самоутверждения.

Желание во всем соответствовать выбранной профессии проявляется в тотальной погруженности в профессиональную деятельность, в фиксации на собственных профессиональных проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании назидательных и обвинительных высказываний, безапелляционных суждений, в речи появляется много профессиональных жаргонизмов, которые используются и в повседневной жизни. Овладев какой-либо технологией, индивид считает ее единственно верной и правильной. Профессиональное мировоззрение становится определяющим, вытесняя философское, гуманистическое мировоззрение, тем самым ограничивая способы реагирования на различные ситуации.

Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений, в лицемерную пропаганду моральных принципов и норм поведения. Потребность контролировать проявляется в сверхконтроле, потребности контролировать все свои эмоции, сдерживании чувств, чрезмерном контроле своей деятельности, скрупулезности следования инструкциям, подавление спонтанности. Умение грамотно и выразительно излагать свои мысли, способность донести важную информацию до аудитории переходит в монологизм речи, нежелание выслушивать мнение другого человека.

Профессиональное мышление становится ригидным, человек оказывается неспособным гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды, принимать решения, соответствующие новым обстоятельствам, проявляет приверженность устоявшимся технологиям, отрицание любых инноваций. Ему становится комфортно лишь в тех ситуациях, где работают наработанные ранее методы и приемы, стереотипные приемы превращаются в штампы как в мышлении, так и в речи. Из богатого арсенала способов решения выбираются только какие-то одни трафаретные, шаблонные способы без учета особенностей ситуации и действующих лиц.

Противоположным ригидности можно считать так называемый инновационный невроз, когда повое становится не средством для улучшения жизни, а самоценностью: новации ради новаций. Человек любые традиции начинает воспринимать как отжившие, ненужные и требует их "отменить", искренне верит в любую появившуюся теорию и пытается сразу претворить ее в профессиональную деятельность.

Рефлексивность из механизмов развития личности и деятельности превращается в самоцель: человек постоянно возвращается к одним и тем же ситуациям, пытается постоянно анализировать их.

Деформированная деятельность характеризуется следующими изменениями в ее содержании. Во-первых, реализация привычных приемов работы снижает творческий уровень деятельности. Сотрудник реализует эти приемы без глубокого осмысления их соответствия новым условиям в развитии ситуации, без учета личностных особенностей участников совместной деятельности и других факторов. Во-вторых, при рутинном исполнении профессиональных действий или операций существенные изменения претерпевают цели и мотивы деятельности. Цель деятельности осознается менее четко, а в крайних случаях теряет свое самостоятельное значение, происходит замена цели деятельности на цель действия или операции, т.е. важным становится лишь совершение определенных действий. Например, у медицинского работника главным становится не лечение, а заполнение истории болезни.

Следствием профессионально-личностных деформаций являются психическая напряженность, конфликты, как в профессиональной, так и личностной среде, снижение продуктивности в профессиональной деятельности, неудовлетворенность жизнью и социальным окружением.

Неизбежным атрибутом профессионализации специалиста является формирование стереотипов - образование автоматизированных профессиональных умений и навыков, становление профессионального поведения невозможны без накопления бессознательного опыта и установок. И наступает момент, когда профессиональное бессознательное превращается в стереотипы мышления, поведения и деятельности.

Стереотипизация является одним из достоинств нашей психики, но вместе с тем вносит большие искажения в отражение профессиональной реальности и порождает разного типа психологические барьеры. Помимо шаблонных действий профессиональная деятельность изобилует нестандартными ситуациями, и тогда возможны ошибочные действия и неадекватные реакции.

Стереотипы и стереотипные установки представляют собой определенный уровень достигнутого мастерства и проявляются в знаниях, автоматизированных умениях и навыках, перешедших в подсознательный план. Сотрудник пользуется этими знаниями, навыками, умениями и считает, что существующий когнитивный уровень сможет постоянно обеспечивать эффективность деятельности. В ряде профессий подобные стереотипы и установки очень опасны. Примером такой профессии может служить деятельность следователя. Подозрительность как вид деформации неизбежно приводит к предвзятости в следственной деятельности. Этот феномен получил название "обвинительный уклон" и представляет собой неосознаваемую установку на то, что человек, чья вина еще не доказана, определенно совершил преступление. В исследованиях было выявлено наличие установки на обвинение у всех специальностей юридической профессии, начиная с работников прокуратуры и заканчивая адвокатами.

Для обнаружения профессиональной деформации бывает вполне достаточно понаблюдать за человеком, анализируя его общение с другими людьми, стереотипность выполнения заданий. Профессиональная деформация личности может проявляться в употреблении профессионального жаргона в повседневной жизни, в манерах поведения, даже в физическом облике (например, искривление позвоночника и близорукость у служащих, проводящих свой день за компьютером).

Механизм возникновения профессиональной деформации имеет сложную динамику и затрагивает различные стороны психики (мотивационную, когнитивную, эмоционально-личностную). Первоначально неблагоприятные условия труда вызывают негативные изменения в профессиональной деятельности, в поведении. Затем, по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться в личности, приводя к ее перестройке, что далее проявляется в повседневном поведении и общении. Было выявлено, что сначала возникают временные негативные психические состояния и установки, затем постепенно начинают исчезать положительные качества. Позднее на месте утраченных положительных свойств возникают негативные психические качества, изменяющие личностный профиль работника.

Вместе с тем в эмоционально-личностном отношении профессиональная деформация создает у человека чувство уверенности и непогрешимости в своих знаниях и оценках, тем самым ограничивая когнитивные функции. Продолжая заниматься профессиональной деятельностью, сотрудник не замечает, что и новые задачи старается выполнить привычным, но уже не эффективным способом (например, продолжает использовать бумажный, а не электронный документооборот).

Профессиональная деформация мотивационной сферы может проявляться в чрезмерной увлеченности какой-либо профессиональной сферой при снижении интереса к другим. Известным примером такой деформации может служить феномен трудоголизма, когда человек большую часть времени проводит на рабочем месте, говорит и думает только о работе, теряя интерес к остальным сферам жизни, в том числе и к личной. В некоторых случаях человек настолько сосредоточен на своей деятельности, что на другие интересы и развлечения у него просто не остается времени. Иногда такой "уход" в профессию может быть следствием нерешенных семейных проблем. Кроме того, отдавая себя полностью работе, такие люди неосознанно рассчитывают на свое признание со стороны общества. Если внепрофессионального пространства не существует, то любые неудачи и проблемы в профессиональной сфере становятся жизненной трагедией, потерей смысла жизни.

Согласно концепции Э. Ф. Зеера профессиональная деформация личности может проявляться в трех видах:

  • 1) собственная профессиональная деформация. Под воздействием постоянных эмоциональных и нервных нагрузок на психику человек стремится отгородиться от них и избежать их, автоматически включая психологическую защиту от разного рода потрясений, и в определенной степени этим деформирует личность;
  • 2) приобретенная профессиональная деформация. Специалист в процессе своей профессиональной деятельности, направленной на преодоление отдельных проявлений отклоняющегося поведения, набирается негативного опыта;
  • 3) выработанная профессиональная деформация. Приобретенная профессиональная деформация под воздействием продолжающейся профессиональной деятельности и специфических особенностей личности специалиста трансформируется в иную форму, существенно отличную от приобретенной.

Э. Ф. Зеер выделяет следующую классификацию уровней профессиональных деформаций:

  • 1) общепрофессиональные деформации, типичные для работников определенной профессии, например, для работников правоохранительных органов - синдром "асоциальной перцепции" (когда каждый индивид воспринимается как потенциальный нарушитель);
  • 2) специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации, например, в юридических и правозащитных профессиях - у следователя - правовая подозрительность, у оперативного работника - актуальная агрессивность, у адвоката - профессиональная изворотливость; у прокурора -обвинительность;
  • 3) профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности, когда происходит усиление отдельных черт характера - некоторые функционально нейтральные свойства личности трансформируются в профессионально отрицательные качества. В результате складываются профессиональные и личностно обусловленные комплексы:
    • - деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентации, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям);
    • - деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей - организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм);
    • - деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, ""должностная интервенция", доминантность, индифферентность);
  • 4) индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций, например: сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм и др.

Сформированные у профессионалов стереотипы и установки могут мешать освоению новых профессий, что становится особенно актуальным в наши дни. Например, при происходящей демобилизации из армии множество бывших военных вынуждены искать новую работу. Однако их ригидность, жесткость позиции, труднокоррегируемость старых установок и стереотипов поведения не дает им возможность эффективно работать в новых условиях, вызывая конфликты в новых деятельностях.

Крайняя степень профессиональной деформации получила название профессиональной деградации. В этом случае происходит изменение ценностных ориентиров личности. Стереотипы профессиональной деятельности изменяются, личность начинает формально относиться к своим обязанностям, ее не интересует, насколько эффективна теперь ее деятельность.

    Профилактика профессиональной деформации личности. Система психологического сопровождения профессионализма.

Профессиональная деформация личности

Профессиональная деформация личности – изменение восприятия стереотипов личности, способов общения, поведения, а так же характера, наступающие под действием длительного выполнения профессиональной деятельности. Какие профессии в большей степени подвержены профессиональной деформации личности? В первую очередь это представители тех профессий, работа которых связана с людьми – руководители, кадровые работники, психологи, педагоги и чиновники. Немного меньше профессиональной деформации личности подвержены работники медицинской и военной сфер, а так же сотрудники спецслужб.

Профессиональная деформация сотрудников может носить устойчивый или эпизодический характер, быть положительной или отрицательной, а также иметь поверхностный или глобальный характер. Как правило, она проявляется не только в манерах поведения и жаргоне, но и во внешнем облике человека.

Виды профессиональной деформации

    Общепрофессиональные деформации – деформации свойственные работникам определенной профессии. Например, работникам правоохранительных органов свойственен синдром «асоциальной перцепции», при котором каждый человек воспринимается как потенциальный нарушитель;

    Специальные профессиональные деформации – данные деформации возникают в процессе специализации. Например, у адвоката – изворотливость, у прокурора – обвинительная способность;

    Профессионально-типологические деформации – виды деформаций, связанные с наложением на личность определенных психологических особенностей, отражающихся на структуре профессиональной деятельности;

    Индивидуальные деформации – деформации свойственные работникам самых разных профессий. Они обусловлены чрезмерным развитием профессиональных качеств, которые впоследствии приводят к возникновению сверх качеств, таких например, как трудовой фанатизм и сверх ответственность.

Профилактика профессиональной деформации

Профессиональные деформации личности детерминируются многими факторами – объективными и субъективными. К объективным можно отнести: содержание профессиональной деятельности и общения; условия выполнения профессиональных обязанностей; факторы, связанные с социальной макросредой (например, социально-экономические условия жизнедеятельности, повышенная юридическая регламентация труда, многосторонний социальный контроль со стороны государственных и общественных органов, частный конфликтный характер взаимодействий работника с гражданами).

К объективно-субъективным факторам относятся система и организация профессиональной деятельности, качество управления, стиль управления и профессионализм руководителей.

К субъективным – онтогенетические изменения, возрастная динамика, индивидуально-психологические особенности, характер профессиональных взаимоотношений, кризисы профессионального становления личности, служебная необходимость идентифицировать себя с патологическим внутренним миром других людей для их лучшего понимания.

Причины профессиональной деформации могут быть следующие:

    непонимание характера и целей работы;

    нежелание работать в данной сфере;

    самоуверенность;

    неправильная дисциплина;

    слабый контроль, а то и вовсе отсутствие требовательности со стороны начальства;

    перегрузка работника служебными делами;

    повышенная нервозность.

Профилактика профессиональной деформации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации. Необходимо осваивать техники управления сознанием, развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой, укреплять силу воли, а главное, не зацикливаться на стереотипах, стандартах, шаблонах и действовать по ситуации, в реальном времени, исходя из непосредственных условий.

    Объект труда и его основные виды.

Объект труда – это внешне представляемая осязаемая реальность, с которой приходится иметь дело профессионалу на его трудовом посту.

Во-первых, имеется нормативная структура трудовой деятельности, не зависящая от субъективных намерений и оценок человека. Это объективно существующая и выработанная обществом структура трудовой деятельности, включающая относительно жестко фиксированный по времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций. Эту сторону называют: «объект труда», «нормативные показатели операционально-технологической структуры профессии», «структура профессии». Этот объективный, не зависящий от конкретного человека состав трудовой деятельности включает следующие характеристики: предмет труда (с чем работает человек), профессиональные задачи, действия и операции, средства, условия, результат труда. Все эти объективные реальности сложились в обществе и существуют до начала их освоения конкретным человеком. Вместе с тем в разных видах труда человек имеет различную возможность варьировать, видоизменять состав труда.

Объект труда может быть представлен широким спектром предметов, веществ, также людей и животных. В экономической литературе объект труда называют предметом труда, что по существу правильно. Термин «объект» возникает всегда там, где присутствует термин «субъект». Они представляют две стороны любого процесса, в том числе и трудового. В трудовом процессе объект труда выступает в виде предмета труда. В сфере производства материальных благ наиболее распространены следующие разновидности предметов труда:

    сырье - природное вещество, извлеченное из недр природы, оторванное, отделенное от нее и не претерпевшее дополнительного воздействия труда (добытые руда, нефть, песок, спиленный лес, обмолоченное зерно и т.п.);

    материалы - предметы природного происхождения, претерпевшие воздействие труда и принявшие вследствие этого новую материальную форму (металл, кокс, доски, мука и т.п.), а также предметы искусственного происхождения, предназначенные для изготовления из них готовых к конечному использованию предметов (например, пластмассы);

    полуфабрикаты - продукты переработки материалов, не принявшие еще законченного вида, готового к конечному потреблению или использованию изделия (стальной прокат, деревянные бруски, тесто, сформированная в листы пластмасса и т.п.);

    комплектующие изделия - детали, узлы изделий, получаемые по кооперативным поставкам от других предприятий для дальнейшего использования в производстве готового к конечному потреблению или использованию изделия.

В сфере нематериального производства и услуг предметом труда могут быть готовые изделия, люди, животные, предприятия.

Основные виды объекта труда:

    биологические системы (где объектами труда являются живые организмы (растения, животные, бактерии и так далее), а также различные биологические процессы, связанные с живой природой);

    неживые природные системы (где объектами труда будут земля, полезные ископаемые, вода, атмосфера, их различные физические и химические элементы (водород, кислород, камни, руды, нефть, газы и так далее), а также процессы, протекающие внутри этих предметов труда);

    технические системы (техника и ее создание: машины, механизмы, агрегаты, оборудование, сооружения, технические системы и тому подобное);

    социальные системы (в качестве предметов труда является сам человек, дети, какая-либо группа людей (школьный класс, бригада, группа студентов, оркестр и тому подобное));

    знаковые системы (коды, цифры, формулы, программы, алгоритмы, различные естественные и искусственные языки и тому подобное);

    формы художественного отображения действительности (объектами и результатами труда являются литературные произведения, кино, театр, телевидение, музыка, балет, живопись и другие направления искусства).