Пейзажные и сюжетные композиции презентация. Презентация на тему "композиция пейзажа". Учимся у мастеров

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы детская школа искусств «Аккорд» ЮЗАО Композиция. Композиционный центр. Поиск композиции на листе. Деревья и домик у пруда. Возраст учащихся: 7-8 лет. подготовила педагог дополнительного образования Дмитриева Татьяна Евгеньевна Москва 2012

Слайд 2

Цели занятия: познакомить с основами композиции, с понятием «композиционный центр». Усвоить алгоритм гармоничного, уравновешенного построения композиции, ее влияние на восприятие художественного произведения, а также применять это умение на практике. Формирование навыков работы в технике гуаши. Задачи: Образовательные: познакомить с понятием «композиционный центр», обучать компоновке основных элементов на листе (Организации пространства листа). Наращивание знаний основанных на логике, понимании алгоритма действия. Научить основными приемами работы с гуашью. Воспитательные: воспитывать художественный вкус, терпение, внимательность, уважение к труду и времени. Развивающие: развивать способности анализировать, сравнивать, мыслительный подход к творчеству, логику мышления, целеустремленность. Развитие фантазии, образного мышления.

Слайд 3

Что такое «композиция»? «Композиция» (от лат. composito – составление, связывание), построение художественного произведения, организация, структура формы произведения. Композиция произведения - это когда все элементы картины находятся в их взаимосвязи, подчиняясь идее автора. Любая картина начинается с композиции. А это – искусство сочинения, соединение различных частей в единое целое, выделение главного. Композиция упорядочивает изображение и организует внимание учителя. Наиболее характерными и часто встречающимися композиционными закономерностями являются целостность, симметрия и ритм.

Слайд 4

Композиционные схемы Картина Рембрандта "Возвращение блудного сына" Рафаэль Санти. «Мадонна в зелени. Мария с младенцем и Иоанном Крестителем» Никола Пуссен«Пейзаж с Полифемом». Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры(треугольник,

Слайд 5

Поиск композиции с помощью ладоней и рамки-видоискателя

Слайд 6

Построение композиции по центру. Работа с шаблонами – элементами композиции. Якоб ван Рейсдал. «Зимний пейзаж»

Слайд 7

Построение композиции по центру. Образование разных геометрических фигур. Расположите шаблоны так, чтобы зрительно их можно было вписать в геометрическую фигуру (треугольник, прямоугольник, квадрат и др.),

Слайд 8

Работа над картиной. Поэтапное рисование.

Слайд 9

работы В своих работах ребята постарались найти не только «композиционный центр», но и передать настроение дня, природы средствами живописи. КоваленкоАрина7л Бабаянц Настя 7 лет Щекотихина Камила 7л.

Слайд 10

Работы педагога Истра.. акварель 2011г. Турецкие бани. Царское село. Екатерининский парк. акварель 2011г. Река Киржач. Акварель 2008г Мраморный мост. Пушкин. Царское село. Акварель 2011г

Слайд 11

Список использованной 1.Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977. 2. Поплавный А.Н. Геометрия композиционного ритма. М., 2007. литературы: 3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Основы композиции. Учебник для учащихся 5-8 классов. В 4-х ч. Часть 3. Обнинск: Титул, 1998 4. Е.В.Шорохов, Композиция. М.: Просвещение,1986. 5. Иоханнес Иттен «Искусство цвета» 5-е издание, Д.Аронов, Москва 2008 г. Использованные материалы и Интернет-ресурсы: 1. Журнал «Юный художник»№1, 1993г. (Репродукция В. Сурикова"Боярыня Морозова) 2.Г.Л. Васильева-Шляпина. «В. Суриков» Издательство «Красная площадь», 1996г. 3.«Великие художники. Альбом 59. Сислей», «Директ-Медиа», 2011 г. – (репродукции картин Альфреда Сислея: «Мост в Морэ при утреннем солнце», «Поля на холмах близ Аржантея») 4.Репродукции: Никола Пуссен «Пейзаж с Полифемом» http://www.forsfortuna.com/people/page/5/, 5.Якоб Ван Рейсдал «Зимний пейзаж» http://artnow.ru/ru/gallery/206/9004/picture/0/224005.html?comments, 6.Якоб Ван Рейсдал «Лесной пейзаж». http://www.artholland.ru/foto.php?art=r/reisdala/img/16&n= %D0%E5%E9%F1%E4%E0%EB,. 7.Жюль Дюпре «Дубы у пруда» http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d7/Jules_Dupr%C3%A9_001.jpg 8.Исаак Левитан «Осенний день. Сокольники» http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/26/Levitan_Sokolniki_Autumn_1879.jpg 9.Рафаэль Санти. «Мадонна в зелени. Мария с младенцем и Иоанном Крестителем» http://www.museumonline.ru/Renaissance/Raffael_Santi/Canvas/14 10.Рембрандт"Возвращение блудного сына" http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/91/Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_-_The_Return_of_the_Prodigal_Son.jpg 11.А.Н.Поплавный «Геометрия картины». http://xn--80aevfmcgb6i.xn-- p1ai/o_kompozitsionnom_tcentre_kartiny.html 12.Энциклопедия живописи. Хрестоматия. http://painting.artyx.ru 13.Использование принципов и приемов художественной композиции http://sci.informika.ru/text/inftech/edu/the/13.html 14.http://festival.1september.ru/articles/538602/ динамическая пауза 15. Фото автора 16. Ши Тао Пожилой человек в лодке http://www.xabusiness.com/china-resources/qing-dynasty-paintings-2.htm Подборка музыкального ряда: 1.Вивальди «Времена года. Зима» http://music.ardor.ru/1/download.php? x=4518&y=7292957&z=147c4f92b0c2&q=A.Vivaldi_-_Vremena_goda._Zima._CHast_1._(Alegro)_Dekabr, 2. Вивальди «Времена года. Весна» http://music.ardor.ru/1/download.php? x=4433&y=34935773&z=4c832ac02892&q=Londonskiy_Filarmonicheskiy_Orkestr_-_A._Vivaldi:_"Vremena_goda"_-__"Vesna"__1ch._Allegro 3.П.И. Чайковский “Времена года. Осенняя песня” http://mp3.classic-music.ru/music/tchaikovsky/vremena10.mp3

Слайд 2

пейзаж

В переводе с французского слово “пейзаж” (paysage) означает “природа”. Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого - воспроизведение естественной или измененной человеком природы. Кроме того, пейзаж - это конкретное художественное произведение в живописи или графике, показывающее зрителю природу. “Героем” такого произведения является естественный или выдуманный автором природный мотив. Элементы пейзажа можно обнаружить уже в наскальной живописи. В эпоху неолита первобытные мастера схематично изображали на стенах пещер реки или озера, деревья и каменные глыбы.

Слайд 3

Наскальные рисунки в пещере на плато тассилин-аджер в сахаре

  • Слайд 4

    Фрагменты настенных рисунков гробницы древнеегипетских правителей недалеко от селения Бени – хасан в среднем Египте

    Слайд 5

    Фрагменты настенных рисунков Кносского дворца на острове крит

  • Слайд 6

    Фрагменты Росписи стен дома патрициев в древне римском городе Стабии разрушенном как и Помпеи при извержении Везувия

    Слайд 7

    Как самостоятельный жанр пейзаж впервые появился в Китае (ок. 7 в.). Китайские художники достигали в пейзаже исключительной одухотворённости и философской глубины. На длинных горизонтальных или вертикальных шёлковых свитках они писали не виды природы, а целостный образ мироздания, в котором растворён человек

    Слайд 8

    Пейзаж в Китайском искусстве

  • Слайд 9

    Слайд 10

    В период Средневековья, как правило на существование имели лишь религиозные композиции, пейзаж трактовался живописцами как изображение среды обитания персонажей

    ИоахимПатинирПереправа в Преисподнюю. 1515-1524. Музей Прадо.Мадрид

    Слайд 11

    Ярко выраженный интерес к пейзажу заметен в живописи Раннего Возрождения. И хотя художники еще очень неумело передают пространство, загромождая его ландшафтными элементами, не сочетающимися друг с другом по масштабу, многие картины свидетельствуют о стремлении живописцев добиться гармоничного и целостного изображения природы и человека.

    СтефаноСассетты (ди Джованни) Встреча святых Антония и Павла1445, Галерея искусства, Вашингтон СтефаноСассетты (ди Джованни) Путешествие волхвов, 1435Музей Метрополитен, Нью-Йорк

    Слайд 12

    Значительный шаг вперед по пути развития пейзажной живописи сделал швейцарский художник XV века Конрад Виц, показавший в своей композиции на религиозный сюжет конкретную местность - берег Женевского озера

    Слайд 13

    Несмотря на столь явный прогресс, вплоть до XVI столетия художники включали в свои произведения пейзажные детали лишь в качестве фона для религиозной сцены, жанровой композиции или портрета. Ярчайшим примером тому является знаменитый портрет Моны Лизы (ок. 1503, Лувр, Париж), написанный Леонардо да Винчи.

    Леонардо да ВинчиПортрет госпожи Лизы ДжокондоМона Лиза, 1503-1519RitrattodiMonna Lisa del GiocondoДоска (тополь), масло. 76,8×53 см Лувр, Париж

    Слайд 14

    В западноевропейском искусстве пейзажный жанр оформился в Голландии в первой пол. 17 в. Одним из его основоположников был И. Патинир – мастер панорамных видов с включёнными в них маленькими фигурками библейских или мифологических персонажей. Свой вклад в развитие пейзажа внесли Х. Аверкамп, Я. ванГойен, позднее Я. ванРёйсдал и др. художники. Большое место в голландском пейзаже занимали морские виды – марины. К документальному городскому пейзажу – ведуте – обратились итальянцы, в особенности венецианские мастера. Каналетто представил Венецию во время её процветания. Тонкие поэтичные фантазии на темы венецианской жизни создавал Ф. Гварди. Во французском искусстве 17 в. пейзаж развивался в русле стиля классицизм. Природа, исполненная могучих и героических сил, предстаёт в полотнах Н. Пуссена; идеальные пейзажи, воплощавшие мечту о золотом веке, писал К. Лоррен.

    Слайд 15

    Пейзаж в голландском искусстве

    ИоахимПатинирСкалистый пейзаж со св. Иеронимом. Ок. 1520.Королевский музей изящных искусств.Антверпен ИоахимПатинирПереправа в Преисподнюю. 1515-1524. Музей Прадо.Мадрид

    Слайд 16

    Хе́ндрик А́веркамп Сцена на льду у башни. 1610 Ян ванГойен Пейзаж с двумя дубами. 1641. Рейксмузей.Амстердам

    Слайд 17

    ЯкобИсааксванРёйсдал Мельница в Вейк-бей-Дюрстеде. 1670. Рейксмузей. Амстердам ЯкобИсааксванРёйсдалМорской пейзаж. 2-я треть XVII в. Музей Тиссена-Борнемисы.Мадрид

    Слайд 18

    Пейзаж во французском искусстве

    Пейзаж с Дианой и Орионом Никола Пуссен, 1660-64 гг. Нью-Йорк, музей искусств Метрополитен Клод Лорре́н«Отплытие царицы Савской» (1648)

    Слайд 19

    Пейзаж во французком искусстве

    Пейзаж с Аполлоном, пасущим стада Адмета Клод Лоррен, 1645 г. Рим, галерея Дория-Памфили Пейзаж с Парисом и Эноной Клод Лоррен, 1648 г. Париж, Лувр

    Слайд 20

    Реформатором европейской пейзажной живописи выступил в нач. 19 в. английский художник Дж. Констебл. Одним из первых он стал писать этюды на открытом воздухе, взглянул на природу «непредвзятым взглядом». Его произведения произвели неизгладимое впечатление на французских живописцев и послужили импульсом к развитию реалистического пейзажа во Франции К. Коро.

    Слайд 21

    Жан Батист КамильКороМост в Манте, 1868/1870. Лувр

    Констебл Джон Вид на собор в Солсбери, 1823Музей Виктории и Альберта, Лондон

    Слайд 22

    Пейзаж в европейской живописи 19 века

    Ещё более сложные живописные задачи ставили художники-импрессионисты (К. Моне, О. Ренуар, К. Писсаро, А. Сислей и др.).Игра солнечных бликов на листве, лицах, одеждах людей, смена впечатлений и освещения в течение одного дня, вибрация воздуха и влажный туман нашли воплощение в их полотнах. Часто художники создавали серии пейзажей с одним мотивом («Руанский собор» Моне в разное время суток, 1893–95). В «солнечных» картинах импрессионистов впервые радостно зазвучали чистые, не смешанные на палитре краски. Пейзажи писались полностью на пленэре, с натуры.

    Слайд 23

    Пьер Огюст Ренуар"Пшеничное поле". 1879 г.

    Альфред Сислей Лужайки весной. 1880-1881. Национальная галерея. Лондон.

    Слайд 24

    Оска́р Кло́д Моне́ «Впечатление. Восходящее солнце», 1872 г., Музей Мармоттан-Моне, Париж

    Жако́б Абраа́м Ками́ль Писсарро́ «Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно.» 1897

    Слайд 25

    Пейзаж русском искусстве конец 18 века

    В русском искусстве пейзаж как самостоятельный жанр появился в кон. 18 в. Его основоположниками были архитекторы, театральные декораторы, мастера перспективных видов. В Петербургской академии художеств пейзажистов воспитывали в соответствии с принципами классицизма. Они должны были создавать виды родной природы по образцам знаменитых картин прошлого, и прежде всего произведений итальянцев 17–18 вв. Пейзажи «сочинялись» в мастерской, поэтому, например, северная и сырая Гатчина (под Санкт-Петербургом) выглядела в полотнах Семёна Фёдоровича Щедрина похожей на солнечную Италию («Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля», 1799–1800). Героические пейзажи создавал Ф. М. Матвеев, обращаясь в основном к видам итальянской природы («Вид Рима. Колизей», 1816). Ф. Я. Алексеев с большой сердечностью и теплотой писал архитектурные виды столичных и провинциальных городов России.

    Слайд 26

    МАТВЕЕВ Федор Михайлович «Вид Рима. Колизей», 1816

    Щедрин Семен Федорович «Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля»1799 - 1801Государственная Третьяковская галерея

    Слайд 27

    Эпоха романтизма приносит новые веяния. Пейзаж мыслится как воплощение души мироздания; природа, как и душа человека, предстаёт в динамике, в вечной изменчивости. СильвестрФеодосиевич Щедрин, племянник Семёна Фёдоровича Щедрина, работавший в Италии, первым стал писать пейзажи не в мастерской, а на открытом воздухе, добиваясь большей естественности и правдивости в передаче световоздушной среды. Благодатная земля Италии, напоённая светом и теплом, становится в его картинах воплощением мечты. Здесь словно никогда не заходит солнце и царит вечное лето, а люди свободны, прекрасны и живут в гармонии с природой («Берег в Сорренто с видом на остров Капри», 1826; «Терраса на берегу моря», 1928). Романтические мотивы с эффектами лунного освещения, мрачной поэзией тёмных ночей или сверканием молний привлекали М. Н. Воробьёва («Осенняя ночь в Петербурге. Пристань с египетскими сфинксами ночью», 1835; «Дуб, раздробленный молнией», 1842).

    Слайд 28

    Воробьев Максим Никифорович «Осенняя ночь в Петербурге. Пристань с египетскими сфинксами ночью», «Дуб, раздробленный молнией», 1842 1835

    Слайд 29

    Ива́н Константи́нович Айвазо́вский

    Девятый вал, 1850 Санкт-Петербург, Государственный Русский музей Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями, 1892 Национальная картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия

    Слайд 30

    Пейзаж русском искусстве 19 век

    В живописи второй пол. 19 в. пейзаж занимал важное место в творчестве передвижников. Откровением для русской публики стали картины А. К. Саврасова («Грачи прилетели», 1871; «Просёлок», 1873), открывшего скромную красоту русской природы и сумевшего задушевно раскрыть в своих полотнах её сокровенную жизнь. Саврасов стал родоначальником лирического «пейзажа настроения» в русской живописи, линию которого продолжили Ф. А. Васильев («Оттепель», 1871; «Мокрый луг», 1872) и И. И. Левитан («Вечерний звон», 1892; «Золотая осень», 1895). И. И. Шишкин, в отличие от Саврасова, воспевал героическую силу, изобилие и эпическую мощь русской земли («Рожь», 1878; «Лесные дали», 1884). Его картины завораживают бесконечностью пространства, простором высокого неба, могучей красотой русских лесов и полей. Особенностью его живописной манеры была тщательная прорисовка деталей в сочетании с монументальностью композиции.

    Слайд 31

    Алексей Кондратьевич Саврасов

    Грачи прилетели1871г., холст, масло, 62х48смГосударственная Третьяковская галерея, Москва Печерский монастырь под Нижним Новгородом1871г., холст, масло, 101х131смНижегородский художественный музей

    Слайд 32

    Федор Александрович Васильев

    «Оттепель», 1871; «Мокрый луг», 1872

    Слайд 33

    Иван Иванович Шишкин

    «Рожь», 1878 «Лесные дали», 1884

    Слайд 34

    Исаак Ильич Левитан

    Весна - большая вода1896г., холст, масло, 64х57смГосударственная Третьяковская галере Золотая осень 1895г., холст, масло, 82х126смГосударственная Третьяковская галерея

    Слайд 35

    Пейзаж русском искусстве На рубеже 19–20 вв

    На рубеже 19–20 вв. К. А. Коровин («Парижское кафе», 1890-е гг.) и И. Э. Грабарь («Февральская лазурь», 1904) писали виды природы в духе импрессионизма. П. В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин, К. Ф. Богаевский, М. С. Сарьян и др. создавали пейзажи, уносящие зрителя в мир мечты о далёких, нетронутых цивилизацией землях, об ушедших великих эпохах.

    Слайд 36

    Коровин Константин Алексеевич Парижское кафе. 1890 Игорь Эммануилович Грабарь Февральская лазурь. 1904.

    Слайд 37

    Кузнецов Павел Варфоломеевич "Дорога в Алупку" 1926 г. Саратовский художественный музей имени А.Н.Радищева, Саратов Кузьма́ Серге́евич Петро́в-Во́дкин Париж.Нотр-Дам. 1924

    Слайд 38

    Мастера советского искусства продолжили великие традиции предшественников. Появился новый жанр индустриального пейзажа, ярко отразивший жизнеутверждающий пафос эпохи Б. Н. Яковлев, Г. Г. Нисский,

    Слайд 39

    Яковлев Борис Николаевич "Транспорт налаживается«, 1923г. Гео́ргий Григо́рьевич Ни́сский "На путях. Май", 1933 г.

    Слайд 40

    Виды пейзажа

    Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра Сельский Городской Парковый Морской Архитектурный Индустриальный

    Слайд 41

    Сельский пейзаж

    К сельскому пейзажу прибегали многие художники Васильев, Саврасов, Левитан, Коровин и др. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающим миром и природой.

    Слайд 42

    Исаак Ильич Левитан Владимирка. 1892 Иван Иванович Шишкин. Полдень. В окрестностях Москвы. 1869

    Слайд 43

    Городской пейзаж

    Городской пейзаж включает в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные

    Слайд 44

    Алексеев, Федор Яковлевич. Красная площадь в Москве. 1801. 81,3 х 110,5 см. Холст, масло. Академизм. Россия. Москва. Государственная Третьяковская галерея Беркхейде, ГерритАдрианс. Большой рынок в Харлеме с церковью св. Бавона. 1696. 69,5 x 90,5 см. Дерево, масло. Барокко. Нидерланды (Голландия). Харлем. Музей Франса Халса

    Слайд 45

    Парковый пейзаж

    В парковом пейзаже изображают уголки природы, созданные для отдыха людей, гармонично сочетающие природные формы с декоративной скульптурой и архитектурой

    Слайд 46

    Станислав Юлианович Жуковский Брошенная терасса, 1911

    Слайд 47

    Морской пейзаж

    Морена или морской пейзаж рассказывает о своеобразной красоте то спокойного то бурного моря

    Слайд 48

    Айвазовский, Иван Константинович. Вид Одессы с моря. 1865. 45 х 58 см. Холст, масло. Романтизм, реализм. Россия. Ереван. Государственная картинная галерея Армении Беггеров, Александр Карлович. Набережная Невы. 1876. 53,5 х 93 см. Холст, масло. Реализм. Россия. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

    Слайд 49

    Архитектурный пейзаж

    Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой

    Слайд 50

    архитектурный пейзаж

    Альт, Рудольф Риттер фон. Вид на собор св. Стефана. 1832. 46 x 58 см. Холст. Реализм. Австрия. Вена. Галерея австрийского искусства в Бельведере Алексеев, Федор Яковлевич. Соборная площадь в Московском Кремле. 81,7 х 112 см. Холст, масло. Академизм. Россия. Москва. Государственная Третьяковская галерея

    Слайд 51

    Индустриальный пейзаж

    В этом пейзаже художник стремиться показать роль и значение человека – создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций

    Слайд 52

    Френц Гарри РудольфовичПорт 1960 ые годы. картон, масло. Пётр Тимофеевич Фомин Стройка (хантайка) 1971. картон, масло

    Слайд 53

    Особенности выбранного жанра

    Изображая природу, художник отражает представления людей своей эпохи о прекрасном в окружающей действительности. Каждый пейзаж художник трактует по – своему, вкладывая определённый смысл, поэтому можно сказать что существуют еще несколько видов пейзажа.

    Слайд 54

    Героический пейзаж

    Уильям Тернер. Переход Ганнибала через Альпы. 1812 237,5 x 146 см. Холст. Масло. Тейт Британ, Лондон, Великобритания Так можно назвать пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека. В нем изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья.

    Слайд 55

    Пейзаж настроения

    ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ ВАСИЛЬЕВ «Оттепель»(картина получила первую премию на конкурсной выставке Общества поощрения художников в 1871 году, была приобретена П. М. Третьяковым для его знаменитой галереи, а ее копия заказана императором Александром III для Русского музея) Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску. Чувство тоски, грусти, безнадежности или тихой радости находят свое отражение в пейзаже настроения.

    Слайд 56

    Исторический пейзаж

    Аполлинарий Васнецов. Красная площадь во второй половине XVII века, 1925 В этом пейзажном жанре находят свое воплощение исторические события, о которых напоминаю изображаемые архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этим событием. Он оживляет в памяти давно минувшие события и время.

    Слайд 57

    Эпический пейзаж

    Шишкин Иван Иванович. «Рожь» 1878г.Холст, масло 187 х 107Государственная Третьяковская галереяМосква Величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия характерны для эпического пейзажа.

    Слайд 58

    романтический пейзаж

    Николай Константинович Рерих. Небесный бой, 1912 Картон, темпера. 66 х 95 см. Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра –мотивы для романтического пейзажа.

    Слайд 59

    Слайд 60

    Последовательность работы над пейзажем

    Натурную постановку для пейзажа, в отличие от натюрморта, сделать невозможно. Поэтому работа над композицией пейзажа существенно отличается от работы над композицией натюрморта, ее можно разделить на следующие этапы: - выбор темы и поиск способа ее выражения; - сбор материала (выполнение зарисовок с натуры); - выполнение эскиза на основе натурных зарисовок; - выполнение пейзажа по сделанным эскизам и в соответствии с темой.

  • Все люди собраны в центре интереса, в правой части картины Лошадь расположена неверно. Было бы лучше расположить её неподалеку от скамейки.

  • Слайд 69

    Туман – отличное средство для создания глубины добавление плоскостей, которые усилят чувство расстояния, если передний план чуть темноват.

  • Слайд 70

    Ваша картина не будет выглядеть перегруженной, если включить в композицию некоторую «зону отдыха», желательно перед центром Если в картину включены горизонтальные, и вертикальные и диагональные линии. Эти линии не должны присутствовать в чистом виде, но следует придавать с их помощью направление движения. Диагональные предпочтительны потому, что они не идут параллельно рамке картины и дают глубину.

    Посмотреть все слайды
  • Правила композиции в пейзаже

    Учитель ИЗО,

    педагог дополнительного образования

    Ворламова О.А.


    Эта серия правил (я предпочитаю слово "советов") собрана для того, чтобы помочь вам научиться правильно составлять композицию пейзажа. Здесь содержатся основные правила, встречающиеся в большинстве книг, плюс некоторые собственные идеи. Однако, хочу предупредить: не позволяйте правилам препятствовать вашей работе и собственным поискам. Они должны лишь помогать в тот момент, когда вы в сомнениях и не знаете, как лучше расположить тот или иной элемент на картине. Правила существуют, как известно, для того, чтобы их нарушать, правда... когда вы знаете, что именно нарушаете и почему так будет лучше. А потому наберитесь терпения – впереди длинная дорога.


    I. Основные советы.

    1. Посмотрите на картину. В пейзаже должен быть центр интереса – особенная, красивая и заметная часть картины. Он может быть выделен с помощью цвета и контраста. Эта часть должна выглядеть особенно и значимо. Окружающая область – быть чуть менее заметной. Необходимо помнить, что центр интереса:

    Должен отличаться сильным цветом (это не значит ярким) и если возможно большим разнообразием красок. Выделятся некоторым контрастом света. Предпочтительно, чтобы он занимал большую часть картины и находился на переднем плане (однако это всё необязательно). Строения, животные и люди будут привлекать внимание. Они легко переходят в центр интереса, как главные действующие лица. Окружающие элементы и фон должны вести взгляд зрителя к центру интереса.


    Центр интереса не должен быть в центре картины. Также он не должен занимать половину холста. Лучше всего пропорция 1/3. Область, выбранная вами как центр интереса, не должна быть изолирована от остальной части изображения. Правильно построенный центр должен привлечь и удержать взгляд зрителя.

    Берег подводит взгляд к мосту, который и становится центром интереса.


    2. Возможно, что вам захочется включить в картину второй центр интереса. Это непростительно новичку и непрофессионалу. Есть риск конкуренции и, как следствие, неудачной композиции.

    На этой картине нет необходимости в цветах на переднем плане, однако художник добавил второй центр интереса и вполне удачно.


    3. Не выталкивайте зрителя из картины! Этого можно избежать, если не подводить элементы к краю и за пределы картины, особенно деревья, дороги и реки. Вы можете добавлять "остановки", чтобы избежать выхода за пределы. Это правило очень практично, животные и люди должны оставаться в композиции.

    Обратите внимание на крайнюю справа лошадь. Художник для остановки использовал цвет. Если вы прищурите глаза, то заметите, что лошадь сливается с деревьями, но вот если бы она была светлой, то взгляд ушел бы к самому краю картины.



    Этот поток не очень удачной формы движения.

    Путь движения взгляда – плавная кривая. По ней можно проплыть...

    Реки, потоки, дороги и т.д. вносят в картину движение. Прямых линий следует избегать – по ним взгляд скользит слишком быстро. Позвольте зрителю неторопливо прогуляться по вашему пейзажу.


    По наклону деревьев видно, что ветер дует справа налево, однако дождь льет в противоположном направлении.

    Логика неприменима к искусству. Все определяется визуальным влиянием. Солнечный свет может появиться на траве, даже если это дождливый день. Линейная и атмосферная перспективы могут быть искажены, если того требует ситуация. Тени могут быть больше, чем им положено... В общем, чувствуйте себя свободно, вы - художник:-)


    Лошадь расположена неверно. Было бы лучше расположить её неподалеку от скамейки.

    Все люди собраны в центре интереса, в правой части картины.

    6. Собирайте важные предметы в пределах центра интереса. Не разбрасывайте их по композиции, иначе они станут перетягивать внимание друг с друга.


    Что за поворотом? Может быть озеро? Или город? Художник оставил это на нашу фантазию.

    Позвольте зрителю поучаствовать в картине. Оставьте место для размышления и воображения. Дайте место небольшой тайне.


    • 8. Глубина. Художники ограничены созданием иллюзии трехмерного изображения на двухмерной плоскости.

    Вот несколько советов для создания иллюзии глубины: Располагайте объекты так, чтобы они перекрывали друг друга. Цвета расположенные вдали на заднем фоне обычно холоднее и убывают в цвете. Чем ближе расположены предметы тем теплее и насыщеннее выглядят цвета. На самом деле не всё так просто. Когда мы смотрим на дерево на расстоянии 100 ярдов, то цвет ещё остается теплым. Смещение цвета будет очень незначительным по сравнению с тем деревом, что стоит рядом с вами. Тем не менее, даже если вы немного добавите лилового или синего в цвет листвы, то вытолкнете эти деревья на задний план.



    Вы можете добавить и больше плоскостей, которые усилят чувство расстояния, если передний план чуть темноват.

    Туман – отличное средство для создания глубины.


    Неверный контраст. Дерево слева конкурирует за внимание.

    Лучше - контраст был уменьшен и теперь сфокусироваться легче.

    Сохраняйте контраст для центра интереса, чтобы области вокруг не конкурировали за внимание. Самые светлые и темные тона возле центра интереса, вокруг – средние величины цвета и света.


    В пейзаже есть одно традиционное правило: небо и ландшафт по композиционной массе должны быть неравны. Если художник ставит своей целью показать простор, беспредельное пространство, он большую часть картины отдает небу и основное внимание уделяет ему же.

    Если для художника главной задачей является передача подробностей ландшафта, то граница ландшафта и неба в картине обычно располагается значительно выше оптического центра композиции.

    Если границу расположить посередине, то изображение распадается на две части, равно претендующие на главенство, - нарушится принцип подчиненности второстепенного главному. Это общее замечание хорошо иллюстрирует произведение П. Брейгеля.

    Композиция пейзажа сложна и в то же время очень естественна, на первый взгляд несколько замельчена в деталях, но при внимательном анализе крепко скроена.

    Парадоксальность Питера Брейгеля проявилась в смещении смыслового центра картины (Икар) на периферию, а второстепенного персонажа (пахаря) - в композиционный центр.

    Вроде бы случайным кажется ритм темных тонов: заросли слева, голова пахаря, деревья у кромки воды, корпус корабля. Однако именно этот ритм не позволяет глазу зрителя уйти из картины вдоль темной диагональной полосы по темной кромке высокой части берега.

    Еще один ритм строится теплыми тонами светлых участков полотна, а также четким делением пространства пейзажа на три плана: берег, море, небо.

    При множестве деталей композиция держится классическим приемом - цветовым акцентом, создаваемым красной рубахой пахаря. Не вдаваясь в подробное описание деталей картины, нельзя удержаться от восхищения гениальной простотой выражения глубинного смысла произведения: падение Икара мир не заметил.

    По колориту это одна из самых великолепных картин за всю историю живописи, но живописное совершенство не было бы достигнуто без прекрасно выстроенной композиции, отвечающей всем классическим канонам.

    Абсолютная уравновешенность при ассиметрии, эпическая величавость при динамическом ритме, точно найденное соотношение цветовых масс, колдовская теплохолодность воздуха и моря это работа великого мастера.

    Анализ показывает, что ритм в композиции строится как по вертикалям, так и по горизонталям и по диагоналям. Вертикальный ритм образуется башнями, колоннами, членением стен дворца в перекличке с мачтами лодок.

    Горизонтальный ритм определяется расположением лодок вдоль двух воображаемых горизонтальныx линий, подножием дворца, линиями крыш в местах соединения их со стенами. Очень интересен диагональный ритм верхушек башен, купола, статуй над портиком, перспсктивой правой cтeны, лодками с правой стороный картины.

    Для уравновешивания композиции введен альтернативный диагональный ритм от левой лодки к центральному куполу дворца, а также от ближней гондолы к вершинам мачт справа. Горячий цвет стен дворца и золото солнечных лучей на фасадах, обращенных к зрителю, гармонично и мощно выделяют здание на фоне общего богатого колорита моря и неба.

    Граница между морем и небом отсутствует - это придает воздушность всему пейзажу. Отражение дворца в спокойных водах залива обобщено и начисто лишено деталей, что позволяет не затеряться фигуркам гребцов и матросов.

    Нисский создавал, свои произведения как чистые композиции, он не писал их непосредственно с натуры, не делал, массу предварительных этюдов. Пейзажи он запоминал, впитывал в сознание наиболее характерные черты и детали, делал мыслительный отбор еще до началa работы у мольберта.

    Локальность цветовых масс, четкое разделение длинных холодных теней и розоватой белизны снега, строго выверенные силуэты елей на, мчащиёся на повороте товарняк, как по линейке проведенное бетонное шоссе - все это создает ощущение современности, за этим видится индустриальный век, хотя лиричность зимнего пейзажа с его чистым снегом, утренней тишиной, высоким небом не позволяют отнести картину к произведению на производственную тему.

    Особо следует отметить цветовые отношения на дальнем плане. Как правило, дали пишутся более холодным тоном, чем первый план, у Нисского же дальный лес выдержан в теплых тонах.

    Казалось бы, трудно отодвинуть таким цветом предмет в глубину картины, но если обратить внимание на розовато-оранжевый цвет неба, то художник должен был нарушить общее правило построения пространства, чтобы лес не выделялся резко на фоне неба, а был тонально слит с ним.

    Мастер поместил на ближнем плане фигуру лыжницы, одетой в красный свитер. Это яркое пятно при весьма малой площади активно держит композицию и придает ей пространственную глубину. Деление горизонтальных масс, сходящихся к левому срезу картины, сопоставление с вертикaлями елей придает работе композиционную драматичность.