Постановка и автоматизация звука «Ч. Ребенок плохо выговаривает звук «ч». Что делать? Постановка звука ч конспект занятия

Постановка звуков. Звук Ч.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
§ Образовательные:
- совершенствование навыка звукобуквенного анализа;
- расширение семантического поля слов.
§ Коррекционные:
- автоматизация звука [ч] в слогах, словах, предложениях;
- развитие фонематических процессов;
- уточнение, расширение словаря;
- формирование семантиче-
ского поля слова «чай» и развитие валентности слов;
- развитие функции словоизменения;
- формирование связной речи;
- развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.
§ Воспитательная:
- воспитание у детей умения и желание общаться друг с другом.
Потребуются индивидуальные зеркала, артикуляционные профиль звука [ч], набор таблиц с заданиями по формированию и развитию функции словоизменения, толковый словарь, магнитофон, мяч, карточки для упражнений по развитию воздушной струи.
Организационный момент
Логопед. Повторим правило речи.
Дети
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
Прослушивание образца
правильной речи
Логопед. Прослушайте в магнитофонной записи небольшой текст. Подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.
Разбудила мама Танечку.
- Вставай, доченька!
Пока девочка вставала, мама вскипятила воду в чайнике. Насыпала из чайницы свежий чай в заварочный чайничек и залила кипятком. Поставила на стол чайные чашки, вазочку с печеньем и конфетами.
- Садись, дочка, пить чай.
Танечка пьет чай, и мама пьет чай.
- Дочка, заканчивай чаевничать, пора в школу.
Логопед. Итак, сегодня на занятии мы будем следить за правильным произношением звука [ч], узнавать этот звук в речи.
Логопедическая зарядка
Развитие общей моторики
Здесь и далее дети выполняют движения соответствующие тексту.
Логопед
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – выше голова,
Пять, шесть – тихо сесть.
Развитие тонкой моторики
Логопед
Один, два, три, четыре -
Жили мыши на квартире.
Чай пили, чашки били,
По три денежки платили.
Кто не хочет заплатить,
Так тому чаек не пить.
Мимическая гимнастика
Логопед. Покажите выражением лица:
- мы пьем вкусный чай, нам нравится (радость);
- мы пьем необычный чай (удивление);
- нам забыли положить сахар в чай (огорчение).
Артикуляционная гимнастика
Для губ
Дети растягивают губы в улыбке, потом округляют их.
Для языка
Дети выполняют упражнения «качели», «маляр», «лошадки».
Для развития воздушной
струи
Логопед. Подуйте на кусочек лимона так сильно, чтобы он оказался в чайной чашке.
Анализ звука [ч] и буквы «ч»
Произнесение
изолированного звука [ч]
Подключается акустический, кинестетический и зрительный, тактильно-вибрационный контроль.
Логопед. Представьте, мы едем в поезде, пьем чай и слушаем, как стучат колеса вагона. Как стучат колеса вагона?
Дети. Ч-ч-ч.
Артикуляционная
характеристика звука [ч]
В помощь предлагаются артикуляционный профиль звука, план ответа.
§ Губы.
§ Зубы.
§ Язык (кончик и спинка языка).
§ Голосовые складки.
Фонетическая характеристика звука [ч]
В помощь предлагаются таблица, алгоритм ответа.
Гласный – согласный. Докажи.
Глухой – звонкий. Докажи.
Твердый – мягкий. Назови.
Соотнесение звука с буквой
Логопед. Какой буквой обозначают звук [ч] на письме? Сколько звуков обозначает буква «ч»?
На что похожа буква «ч»?
Буква «ч» сказала: «Есть».
Отдала кому-то честь.
Сколько элементов в строчной букве «ч»?
Дети. Два. Первый элемент – верхний (волнистая линия), второй – нижний (наклонная линия с закруглением внизу).
Логопед. Пропишите широким взмахом руки букву «ч» в воздухе. На счет раз, два, три.
Дети выполняют.
Напишите у соседа по парте на спине несколько строчных букв «ч». Сосед должен посчитать и сказать, сколько вы букв написали. Потом поменяйтесь ролями.
Дети выполняют. Затем логопед показывает картинку, на которой изображен чайник с нарисованными на нем буквами «ч».
Найдите, сколько букв «ч» спряталось на чайничке.
Дети. Шесть.
Логопед. Напишите в тетради столько букв «ч», сколько вы нашли на чайничке. Под буквой, которая получилась у вас лучше всего, поставьте точку.
Чтение слогов со звуком [ч]
Логопед. Подберите к чайничку чайные чашки и прочитайте на них слоги.
Автоматизация звука [ч]
на примере слова «чай»
и его производных
Выделение главного слова
Логопед. Доскажите словечко.
Черепаха не скучай
Пей из чашки вкусный… (чай).
Объясните, как вы понимаете значение слова «чай».
Дети работают с толковым словарем.
ЧАЙ – вечнозеленое растение, высушенные и особо обработанные листья, которые при заварке дают напиток.
Звукослоговой анализ слова «чай»
Дети последовательно выполняют каждое задание логопеда.
Логопед. Произнесите четко слово «чай», проговаривая все звуки. Сколько слогов в слове «чай»? Почему? Сколько звуков в слове «чай», назовите их последовательно. Определите место звука [ч] в слове «чай».
Однокоренные слова
Логопед. Послушайте еще раз рассказ внимательно, о каком напитке идет речь в рассказе?
На доске по мере ответов вывешиваются графические карточки.
Что пила утром Танечка?
ЧАЙ
В чем вскипятила воду мама?
ЧАЙник
Как назвать маленький чайник для заварки?
ЧАЙничек
Какие чашки мама поставила на стол?
ЧАЙные
Прочитайте слова, четко произнося звук [ч]. Назовите общую, одинаковую часть в этих словах.
Дети. Чай.
Развитие функции
словоизменения
Логопед. Сосчитайте с опорой на таблицу. (Выставляет рисунки.)
А сейчас мы накроем стол для чаепития Танечке. Но поставить на стол можно только те предметы, в названии которых есть звук [ч].
Выставляется сюжетная картинка: девочка сидит за столом. Рядом расположены предметные картинки: чайник, чашка, конфеты, печенье, кастрюля, варенье, чайничек.
Что находится перед чайником, за чашкой, между вазочкой с печеньем и чашкой, около чайничка?
Слова, отвечающие на вопрос: «Что делать?»
Логопед. Подберите слово к картинке. Что делает девочка?
У учащихся находятся графические карточки, которые они должны подобрать к картинкам.
НАЛИВАЕТ ПЬЁТ ЗАВАРИВАЕТ
Составим словосочетания.
Дети читают по указке.
НАЛИВАЕТ
ПЬЁТ
ЗАВАРИВАЕТ
Расположите картинки в правильной последовательности.
Дети размещают карточки так: «заваривает», «наливает», «пьет».
Слова, обозначающие признак предмета
Физкультминутка.
Игра с мячом «Наоборот»
Логопед. Замените слова, отвечающие на вопрос «какой?». Слово должно иметь противоположное значение.
Горячий чай ………чай
Старый чайничек ………чайничек
Чистый чайник ………чайник
Горький чаёк ………чаёк
Подберите картинку к словам.
На доске расположены предметные картинки, у учащихся находятся графические карточки.
Назовите, что нарисовано на картинках?
Дети. Чашка, блюдце, сервиз, ложки.
Логопед. Прочитайте, что написано у вас на карточках.
ЧАЙНАЯ ЧАЙНЫЙ
ЧАЙНОЕ ЧАЙНЫЕ
Подберите слово к картинке. Прочитайте получившиеся словосочетания.
Работа над предложением
Логопед. Составьте предложение по картинке. Дайте имя девочке.
Дети. Танечка пьет чай.
Логопед. Теперь проанализируем предложение. Сколько в нем слов?
Дети отвечают на этот и следующие вопросы, а также выполняют предложенные задания.
Назовите первое слово (второе, третье). Назовите слова со звуком [ч], определите место этого звука в слове. Начертите схему предложения в тетради. Надпишите над словом букву «ч». Молодцы! А теперь проверим себя.
Итог занятия
Логопед хвалит детей за хорошую работу и сообщает о достигнутых успехах.

При артикуляции звука ч

  1. Губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
  2. Зубы не смыкаются;
  3. Кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними;
  4. Посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;
  5. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  6. Голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Звук «ч» - аффрикат, состоящий из звуков «ть» и «щ». Если доступна нормированная артикуляция указанных звуков, то постановка, как правило, не вызывает затруднений. Ребенку предлагается усиленно произносить звук «ть», несколько оттянув язык на зад, от верхних резцов к альвеолам, а затем протянуть язык.

Основная трудность – моментальная смена положений передней части языка и удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка. В осмыслении этой позиции ребенку может помочь артикуляционный профиль, на котором подчеркивается мгновенная смена взрывного элемента африкативным.

На начальном этапе постановки звука можно прижать края языка к коренным зубам средним и указательными пальцами.

II этап работы

(проводится как часть занятия)
Тема . Уточнение произношения имеющегося звука ч или вызывание его по подражанию.
Цель . Вырабатывать у каждого ребенка умение правильно произносить звук ч и определять положение языка при произнесении звука ч.
Предшествующая работа . Подъем языка вверх отрабатывался на занятиях по звукам т, д, н, ш, ж.
Подготовительная работа . Выяснить, как дети произносят звук ч, чтобы, используя специальные приемы, добиться правильного произношении звука. Подобрать картинки с изображением кузнечика.

Игра «Поезд».

Краткое описание
Дети садятся в вагоны (на стулья, поставленные друг за другом). Выбирается машинист, который садится на первый стул. Он дает сигнал к отправлению: «ууу...» Поезд едет. Дети, делая движения согнутыми руками, произносят: «ч-ч-ч...» По сигналу воспитателя «остановка» поезд останавливается, и дети замолкают. Потом выбирают нового машиниста, и игра продолжается.

Упражнение «Кузнечики»

Краткое описание
Воспитатель показывает детям картинку с изображением кузнечика и говорит: «Когда летом мы были на даче, то слышали, как в траве стрекотали кузнечики: «ч-ч-ч». Как стрекочут кузнечики?.. Когда вы произносите ч, что делает кончик вашего языка? («Кончик языка стучит в нёбо за верхними зубами».)

Методические указания . Следить, чтобы дети произносили звук ч коротко, четко, без призвука ш. Обратить внимание детей на то, что кончик языка стучит в нёбо за верхними зубами. Если у ребенка звук не получается, надо предложить ему произносить слитно тш (при описанном выше положении органов артикуляции), все убыстряя темп, пока не получится звук ч.



III этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема . Воспитание правильного произношения звука ч в словах.
Цель . Упражнять детей в правильном произношении звука ч в словах.
Предшествующая работа . Проведено уточнение произношения изолированного звука ч.
Подготовительная работа . Приготовить чудесный сундучок - красиво оформленную в виде сундучка коробку, открывающуюся сбоку. Подобрать картинки, в названии которых звук ч находится в разных частях слова, например: чемодан, очки, чулки, точка, бочка, мальчик, девочка, пчела, качели, мяч, ключ и др.

Игра «Чудесный сундучок»

Краткое описание
Воспитатель показывает детям сундучок и говорит, что этот сундучок чудесный, потому что в нем лежит много интересного. Каждый сможет узнать, что там лежит; только надо сказать такие слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок». Дети по очереди вынимают из сундучка картинки, показывают всем и четко называют их.
Методические указания. Следить, чтобы дети говорили слова достаточно громко, звук ч произносили четко.

Губы, зубы, боковые края языка, небная занавеска, голосовые складки при произношении ц находятся в таком же положении, что и при произношении с (см выше.

В артикуляции звука ц выделяются два этапа (переход от Т к С) I этап (т): кончик языка опушен вниз, упирается в нижние резцы, спинка языка круто выгнута и передней своей частью образует смычку у шеек верхних резцов.

II этап (с): передняя часть спинки языка после взрыва отходит от шеек верхних резцов, образуя щель, посредине языка образуется желобок.

Нормальная артикуляция звуков ш, ж, щ, ч

При произношении всех шипящих губы округлены, несколько выпячены вперед.

Между зубами щель примерно 1,5 мм.

При произношении звуков ш, ж образуются одновременно две щели, два шумообразующих фокуса - передний и задний.

Язык широкий, кончик языка приподнят к альвеолам (первое сужение - фокус). Передняя часть спинки языка опушена, задняя часть спинки языка приподнята к началу мягкого неба (второе сужение). Боковые края языка прижаты изнутри к верхним коренным зубам. Язык имеет форму чашечки /ковша/.

Небная занавеска поднята и смыкается с задней стенкой глотки.

При произношении звука ж наблюдается незначительная вибрация кончика языка.

Вариант нормы - нижняя артикуляция (обычно бывает при высоком небе) - опущенный кончик языка несколько оттягивается назад, а спинка значительно выгибается вверх.

При произношении звука щ по сравнению со звуками ш, ж

Положение боковых краев языка, небной занавески, голосовых складок такое же, как при произношении звука ш.

По сравнению с ш - язык более выдвинут вперед, кончик языка приподнят к верхним зубам, а не к альвеолам /как при ш/ (при нижней артикуляции - опущен к нижним зубам). Передняя часть спинки языка несколько прогибается. Средняя часть спинки языка приподнята к твердому небу, задняя часть спинки языка более отодвинута вперед.

При произношении звука ч

I этап (ть): кончик языка и передняя часть спинки языка смыкается с поверхностью у корней верхних резцов. Средняя часть языка приподнята (часто кончик языка опущен, а смычка происходит от соприкосновения передней части спинки языка с верхними деснами - нижняя артикуляция).

II этап (шь): после взрыва передняя часть спинки языка образует щель, отодвигается от верхних резцов к альвеолам. В логопедической работе по коррекции дефектов звукопроизношения более эффективным является формирование верхнего произношения шипящих звуков.

Нормальная артикуляция звуков л, л"

Положение губ и зубов зависит от последующего гласного.

Кончик языка узкий, смыкается с верхними резцами и альвеолами у их основания. По активному органу л является апикальным. Язык имеет форму седла. Средняя часть спинки языка опущена, а корень языка отодвинут назад и поднят вверх. Боковые края языка не касаются коренных зубов. По бокам образуются щели, через которые проходит воздушная струя. Согласные л, л", таким образом, являются боковыми. Небная занавеска приподнята и закрывает проход в носовую полость, го­лосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При палатализованном (мягком) л" средняя часть спинки языка и его передняя часть приподняты, корень языка опущен. Передняя часть языка упирается в верхние зубы.

| ё;у;е;ы;а;о;э;я;и;ю |
Постановка согласных звуков и букв: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Весь предоставленный на сайте логопедический материал, Вы можете использовать в качестве логопедического пособия! Говорите слова четко проговаривая буквы и слоги. Занятия со специалистом и компьютерными программами помогут ребенку улучшить память, внимание. Статьи и упражнения с сайта () помогут понять, правильно ли говорит ваш ребенок.

Постановка звука Ч

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук ч .

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука ч; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука ч различными способами.

1. По подражанию:

Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (стрекотание кузнечика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

2. От слияния составных частей аффрикаты ч:

Ребенку предлагается произносить на выдохе звуки т", щ: сначала медленно, затем быстро и резко (слитно).

3. От опорного звука:

Ребенку предлагается произнести слог ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад; можно дополнительно имитировать движение языка руками.

4. От опорного звука с механической помощью:

Ребенку предлагается произнести звук/слог ть/ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад шпателем, заведенным по язык;

Ребенку предлагается произнести звук ть, одновременно слегка нажать пальцами на уголки рта и вытянуть губы вперед – «рупором»: кончик языка при этом отодвигается назад, слышится звук ч.

Исправление нарушений произношения звука/Ч/

Ребенку предлагается поднять кончик языка к «бугоркам» за верхними зубами и произнести сочетание «ать». При этом логопед, нажимая пальцами на уголки губ ребенка, выдвигает их вперед. Получается «ачь».

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ч.

Упражнения артикуляционной гимнастики те же (см. Ш, Ж).

Ч – согласный, ротовой, смычно-щелевой, переднеязычный, глухой, мягкий..

Нормальная установка при произнесении звука.

  • 1) Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба, а напряжённые края языка расслабляются.
  • 2) Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.
  • 3) Зубы сближены либо сомкнуты.
  • 4) Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.
  • 5) Звук ч глухой и мягкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Первоначально необходимо опробовать возможность постановки звука на слух, по подражанию. Обучающий произносит звук, слоги, слова, а ребёнок повторяет. Если звук по подражанию не получается, необходимо перейти к выполнению комплекса упражнений..

Упражнение. Произнесение звука, имитирующего звук Т.

1) Открыть рот. Кончик языка упереть в альвеолы (но не в верхние зубы). Зубы открыты на расстояние ширины пальца. Губы открыты и напряжены, углы губ немного растянуты. Вдохнув, с силой дуть воздух. При этом кончик языка резко отскакивает от альвеол, а края языка отходят от верхних коренных зубов. Слышится глухой твёрдый звук, имитирующий звук т . То медленно, то быстро произносить этот имитирующий звук. Произнесение нормального звука т отличается от имитирующего тем, что кончик языка упирается в верхние передние зубы.

Примечание. Кончик языка упирается не в альвеолы, а в верхние зубы. Хотя при этом также будет слышаться звук т, но язык работает неправильно, цель упражнения не достигается. Положение кончика языка хорошо проверяется с помощью двух зеркал.

2) Повторять предыдущее упражнение при немного округлённых губах и сближенных зубах.

Упражнение. Произнесение звука ч, переходного от звука, имитирующего звук т.

1) Открыть рот. Поднять кончик языка к альвеолам. Плотно прижать боковые края языка к верхним зубам (язык присосать к нёбу). Чтобы язык присасывался к нёбу, полезно упражнение «цоканье». Обучающий большим и указательным пальцами надавливает (снизу вверх) на края языка ребёнка. Между пальцами видна натянутая «уздечка». Глубоко вздохнув, сильным выдыхательным толчком произносить звук, имитирующий звук т. Будет слышаться звук ч. Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов и ослабляться. Воздух выходит посредине языка, когда кончик языка резко отскакивает от альвеол. Расстояние между зубами в упражнении равно ширине пальца. Зубы не закрыты губами.

Примечание. В момент выдыхания вместе с кончиком языка отходят и его края, вместо звука ч слышится звук, имитирующий звук т ; для исключения этого обучающий должен крепче прижимать пальцами края языка к нёбу; кончик языка упирается в верхние зубы, а не в альвеолы, и может слышаться звук т .

2) Повторять упражнение с помощью пальцев, но самостоятельно.

3) Выполнять упражнение без использования пальцев. Зубы в упражнении сближены, губы выдвинуты вперёд и округлены.

Примечание. Допускается произнесение (чтение) слогов и слов с использованием пальцев. При чтении слов пальцы используются только для произнесения слогов со звуком ч.

При постановке аффрикаты ч логопед предлагает ребёнку произносить слог ать и в это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к альвеолам верхних резцов. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на углы рта, выдвигая губы вперед. При таком положении языка и губ вместо слога ать слышится ач, вместо оть - оч, вместо уть - уч и т.д. По мере того как ребёнок закрепляет этот звук в своем кинестетическом и слуховом представлении, он начинает произносить его самостоятельно (без механической помощи) в обратных и прямых слогах, а затем в словах и фразах. Кроме того, необходимы устные и письменные упражнения на дифференциацию этого звука и звуков с и ц.

ГБОУ школа № 158 города Москвы

Структурное Подразделение

школа – интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

НА ТЕМУ

« ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ч] »

Учитель – логопед начальных классов

Акулова Светлана Александровна

Москва 2017 г.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1. Закреплять навыки правильной артикуляции и употребления звука «Ч» в прямых слогах, в словах.

2. Развивать фонематический слух: учить ребенка различать и правильно произносить звук «Ч» в словах.

3. Развивать внимание ребенка и кратковременную память с помощью чистоговорок и стихотворений. Выучить новые слова со звуком «Ч» и их значения.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

СЛОГИ:

ЧА-ча-ча

Ача-ача-ача

Чи-чи-чи

Ачи-ачи-ачи

Че-че-че

Аче-аче-аче

Чо-чо-чо

Ачо-ачо-ачо

Чу-чу-чу

Ачу-ачу-ачу

СЛОВА СО ЗВУКОМ «Ч» В ПРЯМЫХ СЛОГАХ:

Чай, чайник, кочан, куча, удача, добыча, задача, передача, мочалка, чайка, чашка, кричал, каланча.

Чурбан (большое толстое полено), плачу, мальчуган, кричу, молчу, чудо, чуб, хочу, заплачу, дочурка.

Зайчик, мальчик, пальчик, огурчик, мячик, чижик, учил, мячи, чисто, лечил, рычит, волчица, горчица, могучий, горячий, колючий, выучил, вылечил, летчик, голубчик

(Заметил, есть такой конец у слов – «чик», значит предмет маленький. Например: палец – паль чик , мяч – мя чик , огурец - огур чик ).

Качели, лечение, вечерний, зачем, печенье, четыре, чемодан, черемуха, черешня, течение, чепуха, черепаха, чешки, человек.

Бочок, плечо, значок, кулачок, зайчонок, волчонок, галчонок, учёба, чёрный, бичёвка, печёный, печёнка, пчёлка, копчёный.

ЧИСТОГОВОРКА

Чо-чо-чо чо-чо-чо

У меня болит плечо.

Чу-чу-чу чу-чу-чу

Раз болит – иди к врачу.

Чу-чу-чу чу-чу-чу

Нет, к врачу я не хочу.

Ча-ча-ча ча-ча-ча

Буду плакать у врача.

Чи-чи-чи чи-чи-чи

Помогают нам врачи.

СТИХОТВОРЕНИЕ

ЧЕЧЁТКА

Танечка чётко

Отбивает чечётку.

Ни у кого чечётка

Не звучит так чётко.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Логопед приносит на занятие игрушку Чебурашку:

К нам сегодня на занятие пришёл маленький зверёк с большими ушами. Давай вспомним, как его зовут?

Ребёнок отвечает.

Правильно, чебурашка! Он пришёл к нам не случайно. В его имени есть звук, который мы с тобой учимся произносить. Чебурашка очень хочет, чтобы ты правильно называл этот звук. Какой это звук?

Ребёнок отвечает.

Давай быстренько вспомним, что у нас делают губки, язычок, когда мы произносим звук «Ч»: губки слегка выдвинуты вперед, язычок наверху за верхними зубами.

Артикуляция звука «Ч».

В первый момент кончик языка производит смычку с корнями верхних резцов, во второй – кончик языка после взрыва отходит назад к альвеолам; весь язык напряжён, приближен к нёбу; губы слегка выдвинуты вперёд; нёбная занавеска приподнята; голосовые связки разомкнуты.

Ребёнок произносит звук «Ч».

Правильно, с этого звука начинается имя у нашего друга – Чебурашки.

А теперь слоговая разминка:

Ча-ча-ча

Ача-ача-ча

Чи-чи-чи

Ачи-ачи-ачи

Чо-чо-чо

Ачо-ачо-ачо

Чу-чу-чу

Ачу-ачу-ачу

Че-че-че

Аче-аче-аче

Смотри как хорошо у нас тобой уже получается. И Чебурашка доволен. А теперь давай называть слова, выделяя звук «Ч».

Как ты думаешь, где этот звук живёт: в начале, середине или конце слова?

Повторяй за мной:

Ча-ча: дача

Ча-ча: куча

Ча-ча: удача

Ча-ча: добыча

Ча-ча: задача

Ча-ча: передача

Ча-ча: каланча; каланча – это такая высокая башня.

Ча-ча: калач

Чу-чу: чудак

Чу-чу: чурбан; чурбан - это такое большое полено, толстое.

Чу-чу: плачу

Чу-чу: мальчуган

Чи-чи: зайчик

Чи-чи: мальчик

Чи-чи: пальчик

Ты заметил, есть такой конец у слов – «чик», значит предмет маленький. Например:

Палец – пальчик, мяч – мячик, огурец – огурчик.

Чи-чи: могучий; как ты думаешь, это сильный или слабый?

Чи-чи: горячий

Чи-чи: колючий

Чи-чи: выучил

Чи-чи: вылечил

Чи-чи: лётчик

Чи-чи: голубчик

Теперь поиграем вот в такую игру:

Я буду называть тебе разные слова, а ты внимательно слушай. Если в слове есть звук «Ч» – то ты вслед за мной повторяешь его, если нет – молчишь.

Чижик, кочан, зонтик, лётчик, чешуя, кожура, работа, врач, время, веселье, качели, дождь, дочка, ложка, голубой, колючий, воробей, чайка, колесо, снежинка, часы, паровоз, машина, каланча, человек, время, строчка, Снегурочка, сынок, вишня, черешня, красит, плачет;

(После каждого слова разбирается правильная ситуация).

Устал? Ты – молодец!

Теперь мы с тобой выучим новую чистоговорку.

Я буду произносить одну строчку, а ты за мной повторяй. Какой звук мы будем с тобой голосом выделять? Правильно, звук «Ч»:

Чо-чо-чо чо-чо-чо

У меня болит плечо.

Чу-чу-чу чу-чу-чу

Раз болит – иди к врачу.

Чу-чу-чу чу-чу-чу

Нет, к врачу я не хочу.

Ча-ча-ча ча-ча-ча

Буду плакать у врача.

Чи-чи-чи чи-чи-чи

Помогают нам врачи.

Запомнил? Теперь давай потренируем память. Я называю первую строчку – а ты называешь вторую. (Повторяем второй раз чистоговорку: логопед называет строчку со слогами – ребёнок называет вторую строчку).

Молодец! А что это у нас делает Чебурашка? Смотри, да он зевает, спать хочет. Наверно мы все таки тихо говорим, как ты думаешь? Давай бодро, громко, чётко расскажем наше любимое стихотворение про Танечку. Как называется стихотворение?

Правильно - «Чечётка». Пусть Чебурашка послушает это стихотворение.

(логопед подсказывает, если ребёнок затрудняется):

Танечка чётко

Отбивает чечётку.

Ни у кого чечётка

Не звучит так чётко.

Мы с тобой сегодня на занятии узнали новые слова со звуком Ч:

Чурбан. Что это?

Правильно, большое толстое полено.

Могучий – Это какой человек? Правильно, большой, сильный. Помнишь стихотворение про большого сильного человека, который всех спасал, ребятишки его очень любили. Как звали этого великана? Правильно, дядя Стёпа.

Каланча – Что это? Правильно, это такая высокая башня. Как ты думаешь, почему дядю Стёпу дразнили каланчой?

Кочан – Что это? Так говорят про капусту. Например: «Мама принесла из магазина кочан капусты».

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Молодец! Ты сегодня справился с заданием! Я вижу, ты очень старался! Читал всё громко, чётко. Научился правильно произносить звук «Ч», выделять его в словах. Теперь Чебурашке пора идти к другим детям, которые еще не научились так хорошо говорить звук «Ч». Давай скажем ему «До свидания, Чебурашка!»

Выбирай теперь наклейки себе в домашнюю тетрадь.

(Ребёнок выбирает наклейки и логопед наклеивает их в тетрадь).

ДОМАШНЕ ЗАДАНИЕ:

Выучить новые слова со звуком Ч и их значения, учить чистоговорку, выучить наизусть стихотворение «Чечётка».