Поведение скалозуба. Характеристика Скалозуба в комедии «Горе от ума. Подробный анализ образа Скалозуба

Характеристика Скалозуба из комедии " Горе от ума"

  1. Скалозуб
    1 вариант

    Скалозуб Сергей Сергеич в его образе выведен идеальный московский жених грубый, необразованный, не слишком сообразительный, но богатый и довольный собой. Фамусов прочит С. в мужья своей дочери, но та считает его героем не своего романа. В момент своего первого приезда в дом Фамусова С. рассказывает о себе. Он участвовал в войне 1812 года, но орден на шею получил не за боевые подвиги, а по случаю военных торжеств. С. метит в генералы. Герой презирает книжную мудрость. Он уничижительно отзывается о своем двоюродном брате, читающем книги в деревне. С. пытается внешне и внутренне приукрасить себя. Он одевается по армейской моде, перетягиваясь ремнями, чтобы грудь была колесом. Ничего не поняв в обличительных монологах Чацкого, он, тем не менее, присоединяется к его мнению, говоря всякие глупости и вздор.
    *******
    Скалозуб
    2 вариант

    Скалозуб — персонаж комедии А. С. Грибоедова Горе от ума (1824). Если искать в характерах пьесы классицистические, а через них и античные прообразы, то С. соответствует хвастливый воин, популярная маска римских комедий, воплощенная в знаменитом башнеградопобедителе Пиргополини-ке, герое Плавта. Воин-забияка традиционно изображался не только хвастуном, но и персоной самовлюбленной. С. , если изъять его из поэтического контекста, чем-то похож на своего далекого предка. Следует отметить, что комедийные маски носят многие персонажи произведения Грибоедова, но масочность лишь верхний слой объемного ее сюжета. В ходе действия С. преображается в индивидуальный комедийный характер. Полковник Сергей Сергеевич С. в самом центре событий пьесы. Уже в первом акте Лиза упоминает его как почти официального жениха Софьи (и золотой мешок и метит в генералы) в контрасте с нежеланным Чацким и тайным Молчалиным. Может быть, ради С. , чтобы ввести его в круг родственников, Фамусов затевает бал, где представляет С. Хлесто-вой, которой тот не нравится из-за недостатка подобострастия и слишком высокого роста. Все факты биографии С. в глазах Фамусова выгодно отличают его от Чацкого. С. богат, военный, быстро и продуманно делающий карьеру, мало спорящий, высказывающийся прямолинейно и лапидарно. Манера С. не подстраиваться под тон светской любезности не вредит ему во мнении окружающих (как Чацкому) , потому что в главном С. фамусов-ский, свой: ученостью меня не обморочишь! . На чем основана его военная карьера выясняется довольно скоро: тут старших выключат иных, другие, смотришь, перебиты. Было бы ошибкой недооценивать влияние С. в московской среде: он признан и поддержан обществом. В кульминационный момент дискуссии о вреде, приносимом книгами и образованием, С. объявляет радостную для всех весть, что лицеи, школы и гимназии решено реформировать по казарменному образцу: Там будут лишь учить по-нашему: раз, два; А книги сохранят так: для больших оказий. (Что, однако, еще не совсем устраивает Фамусова, знающего более верный способ наведения порядка: забрать все книги бы, да сжечь.) С. это собирательный характер, в котором современники Грибоедова узнавали многих: от дивизионного полковника Фролова до великого князя Николая Павловича, будущего императора Николая I. В обширной сценической истории Горя от ума до сих пор не найдено такого решения этого образа, которое было бы свободно от масочности, одинаково подчеркиваемой актерами при самых разных по стилю режиссерских решениях. В основе образа С. лежит прием гротеска, но не шаржа и не карикатуры. Такой образ требует истолкования, родственного поэтике пьесы в целом, которую Грибоедов назвал поэтикой превосходного стихотворения.


Сергей Сергеевич Скалозуб - военный (полковник), бывалый служивый, которого не волнует ничего, кроме военного дела и карьерного роста по службе («И золотой мешок, и метит в генералы»). Он совершенно не развит умственно, даже, грубо говоря, туповат (Софья о Скалозубе: «он слова умного не выговорил сроду»). Именно поэтому он не устраивает Софью в качестве жениха, несмотря на то, как этого жаждет ее отец. Фамусов же с благоговением относится к Скалозубу, так как считает его лучшей партией для своей дочери.

Разговор Скалозуб может вести исключительно о службе, поэтому везде ее упоминает ("Не знаю-с, виноват; мы с нею вместе не служили") или же пытается свести разговор к этой теме. В высшим обществе он оказался исключительно благодаря своему званию и хорошему заработку, так как в противном случае с ним никто не стал бы общаться. Как вы уже поняли, Скалозуб - противник всякого образования и просвещения, он считает это совершенно ненужным занятием, не желает учиться сам и советует то же другим («Учёностью меня не обморочишь»).

Обновлено: 2017-08-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Рядом с Фамусовым в комедии стоит Скалозуб - «И золотой мешок и метит в генералы». Полковник Скалозуб типичный представитель аракчеевской армейской среды. В его облике нет ничего карикатурного: исторически он вполне правдив. Как и Фамусов, полковник Скалозуб руководствуется в своей жизни «философией» и идеалом «века минувшего», только в еще более грубой и откровенной форме. Цель своей службы он видит не в защите отечества от посягательства врага, а в достижении богатства и знатности, которые для военного, по его мнению, доступнее. Чацкий характеризует его так:

Хрипун, удавленник, фагот, Созвездие маневров и мазурки!

По словам Софьи, Скалозуб только и говорит, что «о фрунте и рядах». Источник «военной мудрости» Скалозуба - это прусско-павловская школа в русской армии, столь ненавистная свободомыслящим офицерам того времени, воспитанным на заветах Суворова и Кутузова. В одной из ранних редакций комедии в разговоре с Репетиловым Скалозуб прямо заявляет:

Я школы Фр’идриха, в команде - гренадеры, Фельдфебеля - мои Вольтеры.

Свою карьеру Скалозуб начал делать с того момента, когда герои 1812 года стали заменяться тупыми и рабски преданными самодержавию солдафонами во главе с Аракчеевым. Тогда «на каждом шагу встречались скалозубы не только в армии, но и в гвардии, для которых было непонятно, что из русского человека возможно выправить годного солдата, не изломав на его спине несколько возов палок»’,- отмечает декабрист Якушкин. Именно люди типа Скалозуба менее чем через год после окончания «Горя от ума» расстреляли из пушек декабристов на Сенатской площади в Петербурге. Образ его имел большое политическое значение для разоблачения военно-крепостнической реакции того времени.

Характерно, что Скалозубу Грибоедов противопоставляет его двоюродного брата, представителя другой среды в русской армии, той вольнолюбивой части офицерства, из которой вышли многие декабристы-военные. После окончания войны 1812-1814 гг. двоюродный брат Скалозуба, подав в отставку, уехал в деревню «читать книги». О правдивости этого образа свидетельствует декабрист П. Каховский. «У нас молодые люди при всех скудных средствах занимаются более, чем где-нибудь,- пишет он,- многие из них вышли в отставку и в укромных своих сельских домиках учатся и устраивают благоденствие и просвещение земледельцев, судьбою их попечению вверенных… Сколько встретишь теперь семнадцатилетних молодых людей, о которых смело можно сказать, что они читали старые книги» . Уход в отставку многих передовых офицеров, отличившихся в войнах 1812-1814 гг., был связан также с усилением в армии аракчеевского режима - преследованием всякого свободомыслия, насаждением тупой военной муштры и холопского подчинения. Именно этим объясняет свою отставку в 1817 г. декабрист В. Раевский: «Влияние Аракчеева сделалось уже ощутимо. Служба стала тяжела и оскорбительна. Требовалось не службы благородной, а холопской подчиненности. Многие офицеры вышли в отставку». Такова была одна из форм протеста против реакции. И недаром на неслужащих молодых дворян Фамусовы смотрели очень косо

Скалозуб служит в армии с 1809 г. (по его собственным словом), но об Отечественной войне 1812 года он даже не упоминает, если не считать его слов о пожаре Москвы, который, по его сужденью, «способствовал ей много к украшенью». Он «отличился» в тринадцатом году, а за 3-е августа, когда он «засел в траншею», получил орден. Профессор Нечкина в своей книге о Грибоедове и декабристах говорит, что в это время не было никаких боевых действий, так что свои ордена и награды Скалозуб получил не за боевые подвиги, а благодаря способности использовать различные «каналы». Скалозуб имеет чин полковника («Давно полковники, а служите недавно», — с одобрением отмечает Фамусов) и стремится стать генералом.

Скалозуб

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу:
Мне только бы достал ось в генералы, —
сознается он сам, и ясно, что не пренебрегает ни одним из этих
«каналов». Ему, по его собственному признанию, везет по службе:
Довольно счастлив я в товарищах моих
Вакансии как раз открыты:

То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
В своей наивности и глупости он даже не понимает, какие аморальные вещи говорит: ведь он видит свое счастье в том, что товарищи его убиты, так как это дает ему возможность продвигаться по службе. В своем стремлении к чинам Скалозуб сходен с Фамусовым.
Единодушен он с Фамусовым и во взглядах на просвещение. На балу у Фамусова он объявляет:

Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;
А книги сохранят так: для больших оказий.

Когда же Репетилов зовет его по ехать на заседание умнейших, по его мнению, людей, Скалозуб отвечает:

Избавь. Ученостью меня не обморочишь,
Скликай других, а если хочешь,
Я князь-Григорию и вам
Фельдфебеля в Вольтеры дам,
Он в три шеренги вас построит,
А пикните, так мигом успокоит.

Скалозуб превыше всего ставит муштру, команду, фрунт, казарму, шагистику, шеренги, показывает точное знание различия всех полков по выпушкам, погончикам, петличкам на мундирах (в разговоре с Хлеcтовой), оживляется и становится говорлив, когда об этом зайдет раз говор. Ничем другим он не интересуется и ни о чем не может связно
поговорить, за исключением светских сплетен, которые охотно пересказывает, прибавив «сто прикрас». Так, он с искренним удовольствием рассказывает сплетню о княгине. Скалозуб сыплет военными терминами: дистанция, шеренга, фельдфебель и т. д., И здесь комизм достигается тем, что Скалозуб о вещах, не имеющих никакого отношения к военной жизни, говорит именно таким языком. Когда Фамусов спрашивает его, как ему доводится Настасья Николаевна, Скалозуб отвечает:

Не знаю-с, виноват,
Мы с нею вместе не служили.

Когда речь заходит о Москве и москвичах и Фамусов произносит хвалебную, а Чацкий — обличительную речь, у Скалозуба находится в похвалу Москве только три слова: «Дистанции огромного размера». Он стремится быть вежливым с Фамусовым, но при людях, с которыми он не церемонится, говорит тяжеловесно и грубовато: «Взглянуть, как треснулся он — грудью или в бок?». Если Скалозуб похож на Фамусова во взглядах на службу, чины, просвещенье, то в умственном отношении он стоит гораздо ниже Фамусова, который и неглуп, и красноречив, и наблюдателен. Софья говорит о Скалозубе: «Он слова умного не выговорил сроду», — и Лиза согласна с ней, только выражает это по-своему: «больно не хитер». В заключение вспомним отзывы о Скалозубе двух идейных врагов, представителей противоположных лагерей, — Фамусова и Чацкого.

Известный человек, солидный,
И знаков тьму отличий нахватал;
Не по летам, и чин завидный,
Не нынче-завтра генерал, —
так с уважением оценивает Скалозуба Фамусов. Чацкий же дает ему краткую зпиграммическую характеристику:
Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие маневров и мазурки!
«И золотой мешок, и метит в генералы», — в этих метких словах
Лизы — весь Скалозуб.

Именно такие люди — самовлюбленные, тупые, невежественные, не рассуждающие, поклонники, шагистики, казарменного воспитания, палочной муштры, враги свободной мысли — преуспевали во времена Аракчеева в армии. Настоящие же люди, образованные и мыслящие, в знак протеста против аракчеевщины уходили в отставку, как это сделал двоюродный брат Скалозуба, участник Отечественной войны 1812 года.

Написал комедию «Горе от ума» в 1824 году. Произведение призвано обличить привычки и взгляды дворян девятнадцатого столетия. События, описанные в пьесе, происходят после войны с французами в 1812 году.

Этот период был для России сложным, так как в обществе стали популярны прогрессивные идеи. Противостояние старых и новых взглядов, традиций прошлого и нынешнего времени описано в произведении посредством ярких персонажей и образов. Скалозуб – персонаж, с помощью которого автор передает специфику возникшей полемики.

История персонажа

Образ полковника Сергея Сергеевича Скалозуба типичен. Существуют документальные подтверждения тому, что в период создания произведения для героя нашлось немало прототипов. В качестве персон, вдохновивших Грибоедова, называли имена композитора , полковника Фролова и генерала Скобелева.


Характеристика персонажа позволяла предположить, что он похож на Паскевича, Аракчеева и императора . Скалозуб представляет собой обычного москвича, пытающегося жениться. Образование и воспитание не его конек, зато герой располагает накоплениями и уверенностью в себе. После войны Скалозуба наградили символическим орденом, позволившим ему преувеличивать собственную значимость в глазах других.

Значение имени героя очевидно. Закрепленное за ним амплуа хвастливого воина и самовлюбленной натуры объясняет происхождение фамилии. Скалозуб пользуется уважением других персонажей и преференциями со стороны отца Софьи, сватающего дочь за полковника. Описание достоинств жениха примитивно: он богат и претендует на генеральский чин.


Цель жизни Скалозуба – хорошее положение в обществе и расположение сильных мира сего. Он выступает против свободомыслия и ратует за беспрекословное подчинение. Такая позиция была распространенной в российской армии послевоенных лет. Награды и положение Скалозуба свидетельствуют о том, что его отношение к службе верно, перспективы полковника велики.

Цитаты Скалозуба позволяют предположить, что его отношение к семье основано на желании соответствовать нормам, принятым в обществе. Он пренебрегает чувствами и симпатиями. Его суждения основаны на традиционных взглядах, не изменившихся с приходом новой эпохи. Поэтому отношение героя к крепостному праву не отличается свежими идеями.


Он выступает приверженцем идеи о распоряжении крестьянами. Скалозуба волнует исключительно пополнение своих ресурсов и бюджета, а также социальный статус. Полковник умело апеллирует к имеющимся связям, пренебрегает трудом, участием в военных делах и государственной деятельности.

Типичный солдафон, поведение которого предсказуемо – неуместный и неловкий образ в обществе, которое создают молодые люди, подобные . Даже его отношение к любви кажется устаревшим. Ключевую роль в мировоззрении героя играет не возраст, а социальная обстановка, которую высмеивает Грибоедов.

Сюжет

«Горе от ума» входит в список литературы, изучаемой в средней школе. История противостояния «века нынешнего» и «века минувшего» знакома всем. Юная Софья влюблена в , секретаря . Внезапно в доме появляется знакомый семьи, молодой человек по фамилии Чацкий, который в своих речах нелестно отзывается о Молчалине, чей положительный образ по нраву домочадцам.


Гость расспрашивает у Фамусова подробности о Софье, в связи с чем последний делает предположение: Чацкий метит в женихи. Единственным подходящим кандидатом на роль зятя Фамусов считает полковника Скалозуба, чей статус и положение в обществе соответствуют предпочтениям почтенного отца. Чацкий и Фамусов не сходятся в суждениях и взглядах. Между ними возникает конфронтация.

Падение Молчалина с лошади становится коллизией, после которой Чацкий задумывается над чрезмерным волнением Софьи о здоровье секретаря. Он приходит к выводу, что девушка влюблена, но личность Молчалина кажется Чацкому недостойной возвышенных чувств. На приеме, устроенном вечером в доме Фамусова, Чацкий иронизирует и высмеивает конкурента.


Случайно узнав, что Молчалин поддерживает связь с Софьей только ради положения семьи и втайне влюблен в служанку Лизу, герой изобличает секретаря. Опороченная девушка выгоняет Молчалина из дома. Сбежавшиеся гости во главе с Фамусовым становятся свидетелями саркастичного монолога Чацкого, высмеивающего пороки современного общества. Молодой человек уезжает из дома Фамусовых.

Экранизации

Пьеса, вышедшая из-под пера Грибоедова, пополнила перечень классических драматургических произведений. Она не вдохновляет режиссеров на экранизации, так как стихотворный стиль не востребован у телевизионной аудитории. Зато телеспектакли пользуются интересом интеллигентной публики.


В 1952 году артисты Малого театра СССР предстали перед зрителями в образе героев «Горе от ума» на телеэкранах. Роль Скалозуба исполнил Анатолий Ржанов. В телепостановке 1977 года публика вновь наблюдала актеров Малого театра. В образе полковника предстал . Телевизионный спектакль 2002 года позволил познакомиться со Скалозубом в исполнении .

Цитаты

Александр Сергеевич Грибоедов описал классическую ситуацию, неоднократно встречающуюся в обществе. Смысл пьесы сохраняет актуальность вне зависимости от эпохи, поэтому крылатые выражения и афоризмы, черпаемые из нее, остаются уместными из года в год. Недостатки персонажа, обличаемые автором, озвучиваются устами героя.

«Как истинный философ я сужу: мне только бы досталось в генералы», - говорит Скалозуб.

Он не имеет возможности претендовать на хорошее образование, и его «философские» высказывания глупы и демонстрируют узость мировоззрения. Скалозуб далек от современных веяний и не стремится ознакомиться с ними, ведь считает ученье пустой тратой времени. По его мнению, перспективы есть только во вложении в неокрепшие умы истины, диктуемой отцами:

«Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два,
А книги сохранят так: для больших оказий».

Скалозуб обязан положению в обществе и на службе связям. Он не отличается стремлением к изменению мира, а свободные вакансии, помогающие в продвижении по карьерной лестнице, открываются сами собой:

«Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты:
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты».