Преступление и наказание трагедия маленького человека. "Маленькие люди" в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Главное в произведении

(398 слов) Типичный образ «маленького человека» представлен во многих произведениях русских классиков: «Шинели» Н.В.Гоголя, «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина. Их персонажи – слабые, нецелеустремленные, неспособные к решительным действиям, занимающие низкое положение в обществе. «Униженные и оскорбленные» Ф.М.Достоевского немного отличаются от них.

С первых страниц произведения «Преступление и наказание» читатель знакомится с главным героем романа. Родион Раскольников – бывший студен, «задавленный бедностью». Из-за нищеты персонажу пришлось бросить свою учебу и постоянно искать средства, чтобы выжить. Условия его обитания ужасны. Комната Раскольникова похожа на «гроб», «клетушку», «шкаф», но не на квартиру. Герой живёт в грязном районе, где постоянно на улицах можно встретить пьяных. Но Раскольников не подстраивается под обстоятельства, как Башмачкин, он стремится найти выход из этого низкого положения. Создав собственную теорию, он воплощает свои идеи в жизнь.

Образ маленького человека в романе Достоевского раскрывается и на примере семьи Мармеладова. Раскольников знакомится с Семёном Захаровичем в трактире. Он узнаёт все подробности его нищей жизни. Мармеладов не может противостоять тяготам свалившихся на него трудностей, единственный выход он видит в пьянстве. Персонаж остался без работы, его дочери – Соне — приходится идти «по жёлтому билету», чтобы заработать деньги на существование (которые впоследствии Мармеладов пропьёт). Катерина Ивановна больна, маленьких детей кормить нечем. Это безвыходное положение морально подавляет бывшего титулярного советника. Но, несмотря на нищету, Мармеладов не утратил лучших черт человеческого характера. Персонаж признается Раскольникову в том, что он искренне любит и Катерину Ивановну, и своих детей. Ему стыдно за свое безволие, он заявляет герою: «А разве сердце у меня не болит о том, что я пресмыкаюсь втуне?». Вместе с автором мы сострадаем несчастному герою, а не глумимся над ним.

Соню также можно отнести к «маленьким людям». Ее комната походила на «сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника» — «бедность была видимая». Соне приходится «грязным» способом зарабатывать деньги, которых все время недостаёт. Но, несмотря на такое положение, с помощью веры она сохранила свою душевную чистоту. Любовь Сони возродила Раскольникова, благодаря ней персонаж раскаялся в своём преступлении.

Так, «маленькие люди» Достоевского не имеют одного привычного нам образа забитого и несчастного человека. Все они разные, у каждого своя история, где трагизм переплетается с героизмом, которого мы не привыкли видеть ни в Башмачкине, ни в Вырине. Каждый из них по-своему восстает против судьбы, неуклюже борется с ней, но все же не сдается, принимая удар за ударом. Даже слабовольный Мармеладов ищет наслаждения в побоях жены, а горе – на дне стакана. Они не согласны смириться со своей незначительностью и живут полной эмоциональной жизнью, спасая себя в надежде спасти других.

Многомудрый Литрекон просит Вас подмечать недочеты работы и жаловаться на краткое сочинение-рассуждение, если оно Вам не подошло.

Ф. М. Достоевский в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти страдания. Писатель сам был унижен и оскорблен страшной действительностью, сломавшей судьбы его героев. Каждое его произведение выглядит как личная горькая исповедь. Именно так воспринимается роман "Преступление и наказание". В нем отражен отчаянный протест против жестокой действительности, давившей миллионы людей, подобно тому как был насмерть раздавлен несчастный Мармеладов.

История нравственной борьбы главного героя романа, Родиона Раскольникова, разворачивается на фоне повседневной жизни города. Описание Петербурга в романе производит угнетающее впечатление. Везде грязь, вонь, духота. Из трактиров доносятся пьяные крики, на бульварах и площадях толпятся бедно одетые люди: "Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников... Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуя". Раскольников - один из этой толпы: "Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу".

Страшна жизнь и остальных героев романа - спившегося чиновника Мармеладова, его жены Катерины Ивановны, умирающей от чахотки, матери и сестры Раскольникова, переживающих издевательства помещиков и богачей.

Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру своему хозяину. Писатель показывает мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор; трагедию молодой и чистой девушки, вынужденной из-за безысходного положения семьи начать торговать собой и обречь себя на постоянные унижения.

Однако Достоевский не ограничивается описанием повседневных явлений и фактов ужасающей действительности. Он как бы соединяет их с изображением сложных характеров героев романа. Писатель стремится показать, что повседневная будничная жизнь города рождает не только материальную нищету и бесправие, но и калечит психологию людей. У доведенных до отчаяния "маленьких людей" начинают появляться различные фантастические "идеи", не менее кошмарные, чем окружающая их действительность.

Такова "идея" Раскольникова о Наполеонах и "тварях дрожащих", "обыкновенных" и "необыкновенных" людях. Достоевский показывает, как эта философия рождается из самой жизни, под влиянием ужасающего бытия "маленьких людей".

Но не только судьба Раскольникова складывается из трагических испытаний и мучительных поисков выхода из создавшегося положения. Жизнь других героев романа - Мармеладова, Сони, и Дуни - также глубоко трагична.

Герои романа мучительно сознают безысходность своего положения и всю жестокость действительности. "Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!., ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели!.. Понимаете ли, понимаете ли вы... что значит, когда уже некуда больше идти?.." - от этих слов Мармеладова, звучащих как вопль о спасении, сжимается сердце каждого читателя. В них, собственно, и выражена основная идея романа. Это крик души человека, изму шнного, задавленного своей неизбежной судьбой.

Главный герой романа чувствует тесную связь со всеми униженными и страдающими людьми, ощущает нравственную ответственность перед ними. Судьбы Сони Мармеладо-вой и Дуни связываются в его сознании в один узел социальных и нравственных проблем. После совершения преступления Раскольникова одолевают отчаяние и беспокойство. Он испытывает страх, ненависть к своим преследователям, ужас перед совершенным и неисправимым поступком. И тогда он начинает более внимательно, чем прежде, приглядываться к другим людям, сопоставлять свою судьбу с их судьбами.

Судьбу Сони Раскольников сближает со своей собственной, в ее поведении и отношении к жизни он начинает искать решение мучающих его вопросов.

Соня Мармеладова выступает в романе как носительница нравственных идеалов миллионов "униженных и оскорбленных". Как и Раскольников, Соня - жертва существующего несправедливого порядка вещей. Пьянство отца, страдания мачехи, брата и сестер, обреченных на голод и нищету, заставили ее, как и Раскольникова, преступить черту нравственности. Она начинает торговать своим телом, отдает себя на поругание гнусному и развратному миру. Но, в отличие от Раскольникова, она твердо убеждена в том, что никакие жизненные тяготы не могут оправдать насилия и преступления. Соня призывает Раскольникова отказаться от морали "сверхчеловека", чтобы стойко соединить свою судьбу с судьбой страдающего и угнетенного человечества и этим искупить свою вину перед ним.

" Маленькие люди" в романе Достоевского, несмотря на всю тяжесть своего положения, предпочитают быть жертвами, а не палачами. Лучше быть раздавленным, чем давить других! К этому выводу постепенно приходит и главный герой. В конце романа мы видим его на пороге "новой жизни", "постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью".


Тема «маленького человека» является основной для всего творчества Ф.М. Достоевского. Кто такие «маленькие люди»? Это бедные, незаметные в обычной жизни персонажи. Они не имеют высокого звания, огромного состояния, зато сохранили духовное богатство, доброту и человечность.

Родион Раскольников является ярким представителем «обиженных жизнью людей». Создание его теории неразрывно связано с условиями жизни. Он обречен прожить свою жизнь в бедности и лишениях. Автор умело подчеркивает убогие условия существования студента, описывая его жилье, быт и одежду. Родион живет в трущобах, в его грязном квартале всегда чувствуются нестерпимые запахи дешевых распивочных заведений. Каморка Родиона настолько мала, что ее можно сравнить со старым душным шкафом, со стен которого давно отклеились старые желтые обои. Жилище главного героя – это символ безысходности.

Автор создает контраст между высоким, хорошо сложенным молодым человеком и его старым, потрепанным гардеробом. Родиону совестно носить такую одежду, но у него нет другого выбора. Отчисление из учебного заведения, отсутствие средств для существования, чувство несправедливости подавляют героя и толкают его на совершение преступления.

Чувство глубокого одиночества преследует героя, несмотря на то, что вокруг огромное количество людей. Ведь его окружают такие же бедные, жалкие и озлобленные на весь мир персонажи. Они уже давно не способны на сострадание и человечность. Этот факт доказывает реакция толпы на исповедь пьяного Мармеладова. Мелкий чиновник откровенно рассказывает о своем оскорбительном положении, в котором он не может больше существовать. Ежедневно ему приходиться молча наблюдать за унижением своей жены, голодом детей, а самое главное – за искалеченной судьбой любимой дочери Сонечки. Измученный душевными терзаниями Мармеладов ждет от своих слушателей сочувствия и понимания, но жестока толпа способна лишь обсмеять и унизить.

Описание страданий семьи Мармеладовых как нельзя лучше раскрывает тему «маленьких людей». Благодаря подробному описанию сложных условий жизни все вокруг окутывается мраком и холодом. Меняет свое обличие даже роскошная столица - Санкт-Петербург. В произведении она создает впечатление серого, равнодушного, мертвого и жестокого города. В романе демонстрируется обратная сторона этого города. Роскошные фасады заменяют старые полуразрушенные здания, в которых проживают оскорбленные жизнью люди.

Еще одной представительницей униженных и оскорбленных является Катерина Ивановна. Знаменитый автор описывает измученную женщину. Она каждый день старается навести порядок в доме и накормить голодных детей. Ее падчерица – Соня также всеми силами старается помочь семье, но, к сожалению, принимает единственно возможное решение – пойти на панель. Заслуживает сочувствия и сестра Родиона, Дуня. Ей, как и брату приходится сдерживать гордость и самолюбие, терпеть насмешки и издевательства.

Роман «Преступление и наказание» наполнен подобными образами, герои произведения постоянно испытывают нужду, находятся в условиях существования, непригодных для жизни нормальных людей. Эти нечеловеческие условия заставляют персонажей делать сложный выбор: терпеть и жить так дальше или умереть?

Чувство долга и ответственности не позволяет Сонечке Мармеладовой решиться на самоубийство. «А с ними-то что будет?» - говорит девушка, когда Родион размышляет о том, как достойно выйти из их положения. Она отказывается от телесной смерти из-за желания помочь своей семье, но тем самым выбирает полную душевную гибель. То же самое можно сказать про Дуню. Она решается на брак с нелюбимым человеком, обрекая себя на безрадостное существование. Образование брата и благополучие семьи для Дуни важнее, чем другие радости жизни.

Все это означает, что несмотря на тяжесть своего положения в этих людях остаются самые главные человеческие качества – сострадание, благородство и великодушие. Автор сочувствует своим героям и одновременно с этим восхищается их душевным богатством, которое они смогли сохранить в столь ужасных условиях.

Теория Родиона Раскольникова - это порождение жестокого мира. Она представляет собой протест против таких условий существования. Совершение преступления не восстановило справедливости и не сделало Родиона «право имеющим» человеком. Напротив, оно принесло чувство раскаяния и разочарования. Но в то же время даже в мире нищеты и лишений есть место светлым чувствам: любви, дружбе, состраданию. Это наполняет автора верой в то, что со временем общество все же может исправиться, стать менее жестоким. Любовь и уважение к окружающим людям – это единственный путь для создания цивилизованного, гуманного общества. Возможно, именно этот смысл пытался передать автор в своем знаменитом произведении.

«Маленькие люди» Достоевского


Тема и образ «маленького человека» неоднократно затрагивались многими русскими писателями. В числе тех, кто обращался к проблеме «маленьких людей», можно назвать А. П. Чехова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, и, несомненно, Ф. М. Достоевского, тема жизни «маленького человека» в обществе встречается и в одном из его самых известных романов «Преступление и наказание».

Мармеладовы

«Маленькие люди» этого произведения имеют свои мысли, идеи и убеждения, но оказываются задавленными жизнью. Один из первых персонажей этого типа, встречающийся на страницах романа – Семён Мармеладов, который рассказывает о своей судьбе Родиону Раскольникову в распивочной. Мармеладов – бывший чиновник, потерявший работу и беспрестанно пьющий как из-за этого, так и из-за страха и бессилия перед жизнью. Семья Мармеладова, как и он сам, кормится на деньги, добываемые дочерью Соней на панели. В дальнейшем развитии сюжета Мармеладов умирает, попав под колеса. Его жена также относится к «маленьким людям», однако она – несколько другая; она не является тем, кто кротко переносит все выпадающие на его долю невзгоды. Катерина Ивановна постоянно вспоминает о своем благополучном детстве, об учебе в гимназии. Женщина тщательно отгоняет мысли о падении и нищете, но именно она посылает падчерицу Соню торговать своим телом. Катерина говорит о своих аристократических связях и мечтает об открытии пансиона, с помощью этого как бы отгораживаясь от ужасающей действительности и нищеты. Поведение жены Мармеладова подтверждает, что и она оказалась сломлена всеми жизненными невзгодами, скрывая за своей гордыней невозможность противостоять трудностям судьбы.

Лужин

Абсолютно не похож на чету Мармеладовых такой персонаж произведения, как Петр Петрович Лужин, однако и его с полной уверенностью можно отнести к «маленьким людям». Проповедуемые им эгоистичные, нечеловеческие отношения приводят к полному атрофированию добрых, светлых душевных чувств. Лужину важна лишь его собственная выгода и карьера; для достижения своей выгоды он готов на любые унижения и безнравственные поступки, которые он совершает не напрямую, а подло, исподтишка, чтобы впоследствии не нести за них ответственности. Такие люди, как Петр Петрович, являются подлыми «маленькими людьми», которые никогда не смогут быть счастливыми по-настоящему.

Соня

А вот Соня Мармеладова, с первого взгляда очень похожая на «маленького человека», безропотно переносящего все удары судьбы, на самом деле не является им. Соня переступает законы нравственности только для того чтобы спасти голодающую семью, оставаясь человеком с чистой душой. Внутренняя стойкость и вера в Бога помогают девушке достойно переносить все выпадающие на ее долю унижения и даже помогать другим, жалеть их. Так, именно Соня помогает Раскольникову сначала признаться в совершенном убийстве, а потом – обрести душевное спокойствие и веру в Бога.

Заключение

На примере романа «Преступление и наказание» видно, что «маленькие люди» Ф. М. Достоевского все же несколько отличаются от подобных им персонажей других писателей и имеют свои особенности. Все они не способны дать отпор жизненным невзгодам, что проявляется в самых различных чертах: у Мармеладова – в самоуничтожении, у Катерины Ивановны – в непомерной гордыне, а у Лужина – в неутолимой жажде наживы и власти. Однако писатель видел для таких людей возможность спасения, которая выражается для него в искренней и сильной вере в Бога, которая и дала Соне Мармеладовой возможность несколько возвыситься над всеми и помочь Родиону Раскольникову.

Несколько по-иному, но в основном в той же манере стро­ится образ маленького человека в «Преступлении и наказании». Его воплощением там выступает Мармеладов, мелкий чинов­ник, выгнанный за пьянство со службы. Его образ внутренне глубоко драматичен. В этом, казалось бы, совершенно никчем­ном человеке, способном пропить последние деньги семьи и идти к Соне просить на опохмелку, Достоевский, верный своим творческим принципам, находит живую человеческую душу. По монологам Мармеладова очень заметно, что он когда-то был не лишен гордости, сознания собственного человеческого дос­тоинства. Сейчас от этой гордости остался один только стыд. Мармеладов уже не способен справиться со своей пагубной страстью, не способен подняться, но он способен наказывать себя за это самым строгим нравственным наказанием. Если бы он был один, он бы не страдал. Но сознание того, что из-за него страдают Катерина Ивановна и дети, - вот что мучает Марме­ладова, заставляя его обращаться со своей надрывной и отчаян­ной исповедью к завсегдатаям трактира, к Раскольникову. Он, когда-то гордый и совестливый человек, не боится выставлять себя на позор и посмешище, наоборот, стремится к этому, по­тому что так наказывает себя. Поражает глубина, с которой этот опустившийся человек способен чувствовать нравственные страдания Катерины Ивановны, неотступно думать о ней и о детях, о своей вине и своем грехе. И, что очень важно для Дос­тоевского, этот человек продолжает уповать на Бога - в этом смысл рассказанной им Раскольникову притчи. И - еще один важный для Достоевского момент - упование на божественное милосердие сочетается в Мармеладове со смирением и само­уничижением, пришедшим на смену прежней гордости. Такой человек, по Достоевскому, не потерян для Бога.

Чрезвычайно трогательной деталью, завершающей образ Мармеладова, становится пряник, который находят в его кар­мане после смерти - свидетельство его последней мысли о детях. Эта деталь окончательно расставляет оценочные акцен­ты: автор далек от того, чтобы презирать или хотя бы осуж­дать Мармеладова; он грешен, но заслужил прощение. Про­должая традицию своих предшественников, Достоевский на первый план в трактовке темы маленького человека выдвигает принцип гуманизма, необходимость не осудить и бросить ка­мень, а понять и простить.

0

аgent

Тема «маленького человека» является основной для всего творчества Ф.М. Достоевского. Кто такие «маленькие люди»? Это бедные, незаметные в обычной жизни персонажи. Они не имеют высокого звания, огромного состояния, зато сохранили духовное богатство, доброту и человечность.

Родион Раскольников является ярким представителем «обиженных жизнью людей». Создание его теории неразрывно связано с условиями жизни. Он обречен прожить свою жизнь в бедности и лишениях. Автор умело подчеркивает убогие условия существования студента, описывая его жилье, быт и одежду. Родион живет в трущобах, в его грязном квартале всегда чувствуются нестерпимые запахи дешевых распивочных заведений. Каморка Родиона настолько мала, что ее можно сравнить со старым душным шкафом, со стен которого давно отклеились старые желтые обои.

Жилище главного героя – это символ безысходности.

Автор создает контраст между высоким, хорошо сложенным молодым человеком и его старым, потрепанным гардеробом. Родиону совестно носить такую одежду, но у него нет другого выбора. Отчисление из учебного заведения, отсутствие средств для существования, чувство несправедливости подавляют героя и толкают его на совершение преступления.

Чувство глубокого одиночества преследует героя, несмотря на то, что вокруг огромное количество людей. Ведь его окружают такие же бедные, жалкие и озлобленные на весь мир персонажи. Они уже давно не способны на сострадание и человечность. Этот факт доказывает реакция толпы на исповедь пьяного Мармеладова. Мелкий чиновник откровенно рассказывает о своем оскорбительном положении, в котором он не может больше существовать. Ежедневно ему приходиться молча наблюдать за унижением своей жены, голодом детей, а самое главное – за искалеченной судьбой любимой дочери Сонечки. Измученный душевными терзаниями Мармеладов ждет от своих слушателей сочувствия и понимания, но жестока толпа способна лишь обсмеять и унизить.

Продолжение ниже

0

аgent
06.03.2019 оставил(а) комментарий:

Описание страданий семьи Мармеладовых как нельзя лучше раскрывает тему «маленьких людей». Благодаря подробному описанию сложных условий жизни все вокруг окутывается мраком и холодом. Меняет свое обличие даже роскошная столица - Санкт-Петербург. В произведении она создает впечатление серого, равнодушного, мертвого и жестокого города. В романе демонстрируется обратная сторона этого города. Роскошные фасады заменяют старые полуразрушенные здания, в которых проживают оскорбленные жизнью люди.

Еще одной представительницей униженных и оскорбленных является Катерина Ивановна. Знаменитый автор описывает измученную женщину. Она каждый день старается навести порядок в доме и накормить голодных детей. Ее падчерица – Соня также всеми силами старается помочь семье, но, к сожалению, принимает единственно возможное решение – пойти на панель. Заслуживает сочувствия и сестра Родиона, Дуня. Ей, как и брату приходится сдерживать гордость и самолюбие, терпеть насмешки и издевательства.

Роман «Преступление и наказание» наполнен подобными образами, герои произведения постоянно испытывают нужду, находятся в условиях существования, непригодных для жизни нормальных людей. Эти нечеловеческие условия заставляют персонажей делать сложный выбор: терпеть и жить так дальше или умереть?

Чувство долга и ответственности не позволяет Сонечке Мармеладовой решиться на самоубийство. «А с ними-то что будет?» - говорит девушка, когда Родион размышляет о том, как достойно выйти из их положения. Она отказывается от телесной смерти из-за желания помочь своей семье, но тем самым выбирает полную душевную гибель. То же самое можно сказать про Дуню. Она решается на брак с нелюбимым человеком, обрекая себя на безрадостное существование. Образование брата и благополучие семьи для Дуни важнее, чем другие радости жизни.

Все это означает, что несмотря на тяжесть своего положения в этих людях остаются самые главные человеческие качества – сострадание, благородство и великодушие. Автор сочувствует своим героям и одновременно с этим восхищается их душевным богатством, которое они смогли сохранить в столь ужасных условиях.

Теория Родиона Раскольникова - это порождение жестокого мира. Она представляет собой протест против таких условий существования. Совершение преступления не восстановило справедливости и не сделало Родиона «право имеющим» человеком. Напротив, оно принесло чувство раскаяния и разочарования. Но в то же время даже в мире нищеты и лишений есть место светлым чувствам: любви, дружбе, состраданию. Это наполняет автора верой в то, что со временем общество все же может исправиться, стать менее жестоким. Любовь и уважение к окружающим людям – это единственный путь для создания цивилизованного, гуманного общества. Возможно, именно этот смысл пытался передать автор в своем знаменитом произведении.

0

Biz-ledy
06.03.2019 оставил(а) комментарий:

В романе Достоеского "Преступление и наказание", центральными персонажами являются "маленькие люди". Кто же они такие? "Маленький человек" - представитель нисших слоев населения, незначительный по социальному статусу человек. Судьба "маленьких людей" не простая. Этим людям ежедневно приходится мириться с социальной несправедливостью и унижением со стороны других людей, выше стоящих по положению в обществе.

Главный герой романа, Родион Раскольников, так же относится к числу "маленких людей". Юноша едва выживает в нищите. Семья главного героя- бедная, мать всю жизнь работает за гроши, чтобы помочь сыну закончить университет. Сестра Дуня вынуждена поступить в услужение в дом Свидригайовых, где терпит унижения. Позже Дуня выходит замуж за господина Лужина, несмотря на отвращение к нему. Это пример самопожертвования, Дуня хочет помочь своему брату, попавшему в тяжелое положение.

Еще одним примером "маленьких людей" в романе, является семья Мармеладовых. Семен Захарович Мармеладов - бывший чиновник, своим пьянством он довел семью до глубокой нищеты.

Мармеладов понимает безысходность своего положения, но не в состоянии помочь своей семье, от этого ему становится только хуже. Соня Мармеладова - невинная девушка, вынужденная торговать собой, чтобы прокормить свою несчастную семью. Но, занимаясь непристойным зароботком, Соня не ударилась в пьянство и разврат. В отличие от Раскольникова, она убеждена в том, что никакие жизненные трудности или якобы, гуманные цели не могут оправдать насилие и преступление.

"Маленькие люди" являются одной из главных тем большинства произведений литературы. Во все времена им живется не легко. Судьба играет с ними в злую шутку. Шутку длинною в жизнь.

0

V_V
06.03.2019 оставил(а) комментарий:

Федор Михайлович Достоевский – гений психологического романа и настоящий классик отечественной литературы. Его произведения затрагивают тончайшие струны человеческой души. Трудом всей жизни Федора Михайловича является роман «Преступление и наказание». В нем затронуто множество различных тем: философские, психологические, социальные. Хотелось бы остановить свое внимание на теме маленьких людей в романе. Именно об этом я буду вести повествование в своем сочинении.

Но прежде чем затрагивать данную тему. Требуется дать понятие термину «маленький человек». «Маленький человек» в отечественной литературе – это тип персонажа, введенный Гоголем в своем произведении «Шинель». Достоевский является продолжателем традиций Гоголя, поэтому давай же разберемся какова роль маленьких людей в романе «Преступление и наказание».

Мармеладовы, Лизавета, Пульхерия Александровна и Авдотья Романовна. Их связывает особая роль в романе – роль духовного мученичества. Думаю, не стоит разбираться каждого в отдельности. Ограничимся двумя примерами. Сонечка Мармеладова работала по желтому билету, терпела постоянные издевки, чтобы прокормить семью, а Авдотья Романовна должна была выйти замуж за ужасного, злобного, равнодушного ко всему, кроме своего капитала человека – Петра Петровича Лужина, чтобы помочь материально Раскольникову.

Все перечисленные персонажи являются маленькими людьми, их обижают, они терпят и являются в некотором роде божьими созданиями, которые не влияют ни на что в этом мире. Но так ли это, настолько ли ужасна их судьба? Да, их судьба действительно незавидная и вызывающая жалость у читательского сообщества. Но каждый из них претерпевает или претерпел нравственную революцию!

Пьяница-Мармеладов не боится пощечины жены, а боится слез на ее глаза, боится крика, почему? Потому что он ее любит как человека, он не хочет ее расстраивать, но обстоятельства, его положение и характера не могут ему позволить этого не делать. Однако он переживает, он мучается именно из-за переживаний другого. Тоже самое можно сказать про каждого из вышеперечисленных, а в особенности про Соню. Она живет только ради других, а это разве не то, к чему стремится человек? Счастлив ли тот, кто может решать чужие судьбы? Нет! А тот, кто жаждет и готов сделать все, чтобы помочь? Тот определенно счастлив! Именно человеколюбием наделены маленькие люди в романе Достоевского. Они как бы возвышаются над всем мерзким, жадным миром и являются надеждой человечества на спасения от мрака и тьмы, которые олицетворены в таких персонажах как процентщица, Лужин.

В заключении хочется отметить, что модернизация Достоевским образа «бедного человека» подчеркивает уникальность и гениальность автора, но главное – это показывает его истинную позицию, основанную на коренных христианских положениях: человеколюбие и любовь к ближнему

0

buzz
06.03.2019 оставил(а) комментарий:

В романе «Преступление и наказание» Достоевский описывает героя как обычного бедного студента, который был одет в лохмотья, заложил все свои деньги и жил очень убого. Он живет на грани нищеты, а потому – «маленький человек». В этом вся низменность Родиона Раскольникова. Жизнь должна сломать его, но он силен духом, он не забитый и не униженный судьбой. Достоевский хотел показать, насколько он маленький и убогий в огромном мире, но в то же время сильный и большой. По своему социальному статусу Раскольников – «маленький человек».

Достоевский подчеркивает в романе власть окружающей внешней среды над человеком. Эта окружающая среда и бытовые мелочи дают полную характеристику герою. Глядя на то, в каких условиях живет герой, можно понять, почему он такой. Раскольников мечется по городу и видит только слезы, грязь. Город жесток и бесчеловечен, не похож на столицу, а напоминает бред сумасшедшего. Именно окружающая нищета показывает «маленького человека». Кроме того, автор отчетливо дает понять, насколько противоречив его внутренний мир. С одной стороны он беден и несчастен, с другой – не вызывает никакого сочувствия.

На самом деле он не маленький человек. Он попал в пучину нищеты, но не готов смириться, он борется. Он идет на преступление и после оправдывает себя. Родион убил старуху ростовщицу, но считает, что избавил общество от зла. Все время после совершенного преступления, он пожирал себя изнутри и убеждал себя же в правильности своего деяния.

Жизнь остальных героев романа не менее страшна. Они тоже «маленькие люди». Спившийся Мармеладов, умирающая от чахотки его жена, мама и сестра Родиона, переживающие издевательства богачей, девушка, которая обрекла себя на унижения, дети, растущие рядом с пьющими родителями. Все это история о «маленьких людях». «Маленькие люди» осознают безысходность своего положения, а исправить ничего не могут. Под влиянием ужасающего бытия рождается философия жизни.

Социально-бытовые мотивы, совершенного преступления Раскольниковым, перекрываются философскими мотивами. Соединив свою судьбу с угнетенными людьми, только таким способом может искупить свою вину перед этими несчастными людьми. Раскольников приходит к выводу, что лучше быть «маленьким человеком», быть раздавленным, чем наоборот иметь власть над людьми и давить их. Он предпочитает быть жертвой, чем палачом. К нему приходит смирение. Потому в конце романа читатели видят Родиона на пороге новой жизни, которая кардинально отличается от сегодняшней действительности.