Презентация для занятий по декоративной композиции «Стилизованный пейзаж. Композиции пейзажа Репродукции разных видов пейзажа

Трухина Галина Сахбутдиновна
Должность: педагог дополнительного образования художественного отделения
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ п. г. т. Шерловая Гора"
Населённый пункт: Забайкальский край, Борзинский район, п. г. т. Шерловая Гора
Наименование материала: Открытое занятие по композиции станковой
Тема: План-конспект открытого занятия в 3 классе 1 полугодие Тема 1.1. "ПЕЙЗАЖ КАК ЖАНР СТАНКОВОЙ КОМПОЗИЦИИ"
Дата публикации: 29.03.2019
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств п. г. т. Шерловая Гора»

План-конспект открытого занятия

в 3 классе 1 полугодие

Тема 1.1.

ПЕЙЗАЖ КАК ЖАНР СТАНКОВОЙ КОМПОЗИЦИИ

Выполнил:

преподаватель художественного отделения

Трухина Галина Сахбутдиновна

Шерловая Гора 2018 г.

Композиция станковая 3 класс 1 полугодие

Раздел 1. Сюжетная композиция

Тема занятия 1.1: Пейзаж как жанр станковой композиции (16 час)

Цель

занятий : создать

ознакомления

живописи

пейзажем, выполнить творческую работу «Пейзаж» со стаффажем (по замыслу

Задачи занятий:

обучающие

Познакомить учащихся с разнообразием пейзажных сюжетов;

Показать роль искусства в понимании красоты природы;

Учить определять средства выразительности для передачи настроения и

чувств в искусстве;

Особенности построения композиции пейзажа;

развивающие

Развивать воображение, творческую фантазию;

воспитывающие:

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

Воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: компьютер, презентации на тему «Жанры и виды

пейзажа» и презентация на тему «Стаффаж в изобразительном

искусстве»;

картины художников о природе.

Литературный ряд: стихи о природе

Музыкальный ряд: Струве «Моя Россия», П.И.Чайковский

Художественные материалы и инструменты для работы : краски, кисточки,

палитра, альбомные листы, баночки с водой.

Аудиторное задание : Пейзаж со стаффажем.

ХОД ЗАНЯТИЙ (1-8)

Организационный момент.

Начнем мы наш урок с творчества. Творчество – это источник доброты,

истины и красоты. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она

получится прекрасной, как этот осенний день!

Актуализация знаний

Посмотрите внимательно на доску. На ней представлены различные

репродукции картин. 1- портреты; 2- натюрморты; 3- виды природы.

Вопрос: Скажите, можно ли разделить их на группы?

Вопрос: Правильно, а как такие картины мы называем? (Пейзажи)

Вопрос: Как вы думаете, что мы будем сегодня делать. (Познакомимся с жанром

Вопрос: А кто мне скажет, что такое пейзаж?

Словарь

С.Ожегова:

Пейзаж-рисунок,

картина,

изображающая

виды

природы, а также описание природы в литературном произведении

Если видишь на картине,

Нарисована река,

Живописные долины

И дремучие леса,

Белокурые березки

Или старый крепкий дуб,

Или вьюга, или ливень,

Или солнечный денек.

Нарисованным быть может

Или север, или юг.

И любое время года

Мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем:

Называется пейзажем!

Работа по теме. Занятие 1. Урок 1-2.

Так как вы будете работать не просто над пейзажем, а над пейзажем со

стаффажем, давайте сначала разберёмся, что такое стаффаж.

«Стаффаж в изобразительном искусстве»

СЛАЙД 1. «Стаффаж в изобразительном искусстве»

СЛАЙД 2.

Стаффаж (нем. Staffage

от staff – «устанавливать» и staffieren – «украшать

пейзаж фигурами») – второстепенные элементы композиции – фигуры людей,

животных, транспортных средств и других дополняющих элементов предметной

среды. Они создают фон, окружение, среду в картине и подчеркивают ее смысл,

обогащают сюжет дополнительными нюансами, сценами, эпизодами.

Появление

искусством

живописи

получило

распространение главным образом в XVII веке, когда пейзажисты стали включать

в свои произведения мелкоформатные религиозные и мифологические сцены.

значение

стаффажа

продолжает

особенно

проявляться

пейзажном

изображении интерьеров. Включение живых существ: людей и животных, -

оживляют, одушевляют их.

СЛАЙД 3.

Шишкин.

Дождь

дубовой

роще.

1240х2030.

Москва.

Третьяковская галерея

СЛАЙД 4.

Вместе с тем, стаффаж используется и на заднем плане многофигурных

композиций или портретов.

Сомов Константин «Дама в голубом»

СЛАЙД 5.

Появление

стаффажа

обусловлено

художественным

замыслом и может работать на взаимосвязь изображения с жизнью, одушевить

изображение,

подчеркнуть

аксессуарами,

подчеркивая

определенное состояние природы, историческую эпоху, действие или спокойствие

в картине.

появлением

развитием

проектной

архитектурно

дизайнерских

специальностей

гармонично

переходит

изоискусства. Наиболее похожие на сегодняшние проекты чертежи появляются с

середины XVIII века

Кадоль Огюст. «Церковь Успения на Покровке». Литография. 1820

СЛАЙД 6.

Умение рисовать стаффаж является одним из необходимых элементов

графической подготовки архитекторов и дизайнеров.

Во-первых,

дополнение

архитектурно-дизайнерскому

осуществить

взаимосвязь

проектируемого

природным

предметным окружением.

Во-вторых,

проектной

позволяет

масштабах

проектируемых объектов. Видя вблизи проектируемых объектов стаффаж, сразу

приблизительно можно определить их масштаб в сравнении с фигурой. Стаффаж

на фоне интерьера, архитектуры, ландшафта или садово-парковой скульптуры

помогает

определять

функциональную

целесообразность

пространств.

В-третьих, стаффаж может усиливать художественно-образное и содержательное

стаффажа

различные

состояния

подбирая

аксессуары. Может отразить характер исторической эпохи, стиль и моду или

особый колорит той или иной страны. От сложившегося стиля в искусстве может

зависеть не только одежда и транспортные средства, но и техника исполнения

усиливать

образность

проектируемых

объектов,

например, монументальность, воздушность, динамичность, статичность и пр.

СЛАЙД 7.

Эскизы, зарисовки с применением стаффажа.

СЛАЙД 8.

Стаффаж в обоих видах искусств может использоваться также в качестве

средства

достижения

композиционной

цельности

выразительности.

позволяет уравновесить основные массы, связать отдельные элементы воедино,

создать определенное ритмическое построение, усилить выразительность.

Роль стаффажа дополняющая.

Основное

требование

изображению

условность

лаконичность.

Также необходимо учитывать степень удаленности стаффажа. На дальних планах

людей, как правило, изображаются предельно просто в виде силуэта. Средний

подробного

рисования.

изображения

дополняются

крупными

деталями,

особенностями

тоновыми

цветовыми

характеристиками. На ближнем плане более тщательно моделируется фигура,

черты лица, а также можно изобразить аксессуары одежды. Для архитектурной

обобщенная

художественная

проекция.

изображении

используют

рисования,

отличные

станковой графики или живописной композиции. Выбор характера изображения

стаффажа зависит от уровня сложности рисунка. Различают «иконические» и

«символические» изображения стаффажа.

СЛАЙД 9.

Стаффаж является условными изображениями какого-либо реального объекта

либо окружающей среды. Различают иконические и символические изображения

стаффажа.

Иконические изображения – это копии, изображения реальной окружающей

среды, тождественные естественной среде.

«Иконические» изображения

изображения

реальной

окружающей

тождественные

естественной

Практически

реалистическая живопись – это собрание иконических изображений.

«Символические» изображения

наглядно-образная

человека в этой среде. В отличие от иконических, символические изображения

выходят за рамки внешнего сходства с действительным объектом.

СЛАЙД 10.

Примеры изображения фигуры человека.

СЛАЙД 11.

Чтобы гармонично включить стаффаж в изображение необходимо:

характерные

особенности

практически

знака и избегая ненужных деталей. Улучшает эстетические качества чертежа

включение в композицию не только отдельных фигур, но и групп людей,

различных по возрасту и полу.

интересные

движения, которые

подчеркнут

функциональное

назначение

пространства

наиболее

выразительные ракурсы.

Воссоздать

достоверные

пропорциональные

анатомические

закономерности фигуры. Размеры животных также должны быть достоверны

Подчинить

художественному

проектной

графики (стилизовать под общее графическое решение, стиль определенной

исторической эпохи или под особый колорит страны).

СЛАЙД 12-13.

Эскины, зарисовки и наброски фигуры людей автомобилей.

СЛАЙД 14.

И.И, Левитан «Осенний день. Сокольники»

СЛАЙД 15-17.

Примеры пейзажа со стаффажем.

Практическое

задание: выполнить

зарисовки

наброски

человека красками и карандашом. (Пример на слайдах 10,12,13)

IV. Работа по теме. Занятие 1. Урок 3.

Что такое стаффаж вам понятно? (Ответы детей).

А теперь поговорим о видах и жанрах пейзажа.

Демонстрация презентации на тему

«Пейзаж. Жанры и виды пейзажа»

СЛАЙД 1.

«Пейзаж. Жанры и виды пейзажа»

СЛАЙД 2.

Итак,

ПЕЙЗАЖ

жанр

изобразительного

искусства,

котором

изображаются различные уголки природы.

ПЕЙЗАЖ изображение природы

«пейзаж» с франц. «вид страны, местности».

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвящённый воспроизведению

естественной или преображённой человеком природы. (Окружающей среды)

1. Жанр - пейзажа

Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу

пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17в.

пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. Прекрасные

пейзажи были созданы в 19 веке.

Вопрос: Как называют художников, пишущих пейзажи? (Художник-пейзажист)

СЛАЙД 3.

2. Пейзажи русских художников

Вопрос: Ребята, а можете мне назвать художников - пейзажистов?

(Левитан, Шишкин, Саврасов, Куинджи)

Верно. Художник- пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту,

свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и

тревожное.

художников

вдохновляет

творчеству?

Приведите свои примеры.

(Музыканты, поэты, писатели, скульпторы...)

Вопрос: А вы наблюдали за природой? Замечали ее красоту и настроение?

Давайте, ребята, рассмотрим картины великих мастеров жанра пейзажа и

поучимся у них в изображении природы, с первозданной ее красотой.

Рассматривание картин художников.

СЛАЙД 4.

Саврасов А.К. "Грачи прилетели" - это ранняя весна. Березы еще голые, на

их ветках много грачиных гнезд. Птицы уже вернулись и хлопочут около

своих домов. На полях вдалеке еще виден снег. Но цвет неба и нежно -

голубые облака передают свежесть и прозрачность весеннего воздуха.

Левитан И. "Март" - природа на картине как будто еще не проснулась от

зимнего сна. Веточки берез в голубом небе переливаются разными цветами.

Скворечник на березе ждет прилета птиц. Еще лежат сугробы, но все

вокруг наполнено солнечным светом. (искать-ист. изоискусства 5 кл тема

Вопрос: Можно сказать, что художники увидели весну одинаково?

У каждого свое видение весны. Казалось бы, одно время года, а художники

увидели ее по-разному, каждый передал свое настроение, один – грусть и

печаль, а другой – улыбку и радость.

Вопрос: Ответьте мне еще на такой вопрос,

есть пейзаж со стаффажем?

(Левитан Исаак Ильич "Март",1895).

СЛАЙД 5.

3. Виды пейзажей.

Вопрос: Посмотрите на картины, чем они похожи и чем отличаются?

(Это пейзажи. Изображены разные места: село, город, море)

Верно. Пейзажи бывают разных видов:

Сельский (рисуются поля, леса, деревенские дома)

Городской (изображение различных улиц, видов города, домов.)

(рисуются

называется

художники – маринисты.

Лирический.

Сказочно-мифический (фантастические образы природы)

Космический

СЛАЙД 6-30.

Репродукции разных видов пейзажа.

СЛАЙД 31.

Чтобы написать пейзаж, художнику необходимо знать правила перспективы

при изображении природы, чтобы пейзаж получился правдоподобным. Сейчас мы

вспомним их.

4. Повторение порядка работы над пейзажем:

1. Выбор уголка природы. Работа выполняется с натуры или по представлению.

2. Работа начинается с наброска карандашом

4. Используем 2 закона: линейной и воздушной перспективы.

Вопрос: Какими важными законами перспективы будите пользоваться?

Линейная перспектива:

Параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и, в

конце концов, сходятся в одной точке на линии горизонта

Воздушная перспектива:

Чем ближе предмет, тем больше подробностей; при удалении, детали

предмета заметны меньше.

предметы

изображают

окрашенными,

удаленные

изображают бледными.

Чем ближе облака к линии горизонта, тем они меньше. Чем дальше от

линии горизонта, тем они больше.

Вопрос: Какие цвета вы будете использовать при создании осеннего пейзажа?

СЛАЙД 32.

Определите, к какому виды относится каждый из этих пейзажей?

Практическая работа (Постановка художественной задачи)

Занятие 2-8,

Ну что ж, ребята, основные правила построения пейзажа вы усвоили и пора

приступить к созданию своего пейзажа. Не забывайте, что пейзаж со стаффажем.

Я хочу предложить вам попробовать свои силы в создании своей картины разных

видов пейзажа.

Виды: сельский, городской или морской пейзажи лирический.

Выполните

работать

увлекательней, а наши гости не скучали, пока вы заняты работой, я включу вам

музыку П.И. Чайковского "Времена года" (или Вивальди)

На выполнение эскизов вам дается 4 занятия.

Давайте

определимся,

наиболее

важно

создании

композиции «Пейзаж».

Соблюдения законов перспективы

Цветовая гамма картины

Целостность композиции.

Итог Занятий.

Выставка – просмотр наиболее удачных эскизов, этюдов пейзажа и картин

пейзажа. Творческое задание «Уголок природы, где я хотел бы оказаться"

(Приложение: презентация на тему «Жанры и виды пейзажа» и

презентация на тему «Стаффаж в изобразительном искусстве»)

В пейзаже есть одно традиционное правило: небо и ландшафт по композиционной массе должны быть неравны. Если художник ставит своей целью показать простор, беспредельное пространство, он большую часть картины отдает небу и основное внимание уделяет ему же.

Если для художника главной задачей является передача подробностей ландшафта, то граница ландшафта и неба в картине обычно располагается значительно выше оптического центра композиции.

Если границу расположить посередине, то изображение распадается на две части, равно претендующие на главенство, - нарушится принцип подчиненности второстепенного главному. Это общее замечание хорошо иллюстрирует произведение П. Брейгеля.

Композиция пейзажа сложна и в то же время очень естественна, на первый взгляд несколько замельчена в деталях, но при внимательном анализе крепко скроена.

Парадоксальность Питера Брейгеля проявилась в смещении смыслового центра картины (Икар) на периферию, а второстепенного персонажа (пахаря) - в композиционный центр.

Вроде бы случайным кажется ритм темных тонов: заросли слева, голова пахаря, деревья у кромки воды, корпус корабля. Однако именно этот ритм не позволяет глазу зрителя уйти из картины вдоль темной диагональной полосы по темной кромке высокой части берега.

Еще один ритм строится теплыми тонами светлых участков полотна, а также четким делением пространства пейзажа на три плана: берег, море, небо.

При множестве деталей композиция держится классическим приемом - цветовым акцентом, создаваемым красной рубахой пахаря. Не вдаваясь в подробное описание деталей картины, нельзя удержаться от восхищения гениальной простотой выражения глубинного смысла произведения: падение Икара мир не заметил.

По колориту это одна из самых великолепных картин за всю историю живописи, но живописное совершенство не было бы достигнуто без прекрасно выстроенной композиции, отвечающей всем классическим канонам.

Абсолютная уравновешенность при ассиметрии, эпическая величавость при динамическом ритме, точно найденное соотношение цветовых масс, колдовская теплохолодность воздуха и моря это работа великого мастера.

Анализ показывает, что ритм в композиции строится как по вертикалям, так и по горизонталям и по диагоналям. Вертикальный ритм образуется башнями, колоннами, членением стен дворца в перекличке с мачтами лодок.

Горизонтальный ритм определяется расположением лодок вдоль двух воображаемых горизонтальныx линий, подножием дворца, линиями крыш в местах соединения их со стенами. Очень интересен диагональный ритм верхушек башен, купола, статуй над портиком, перспсктивой правой cтeны, лодками с правой стороный картины.

Для уравновешивания композиции введен альтернативный диагональный ритм от левой лодки к центральному куполу дворца, а также от ближней гондолы к вершинам мачт справа. Горячий цвет стен дворца и золото солнечных лучей на фасадах, обращенных к зрителю, гармонично и мощно выделяют здание на фоне общего богатого колорита моря и неба.

Граница между морем и небом отсутствует - это придает воздушность всему пейзажу. Отражение дворца в спокойных водах залива обобщено и начисто лишено деталей, что позволяет не затеряться фигуркам гребцов и матросов.

Нисский создавал, свои произведения как чистые композиции, он не писал их непосредственно с натуры, не делал, массу предварительных этюдов. Пейзажи он запоминал, впитывал в сознание наиболее характерные черты и детали, делал мыслительный отбор еще до началa работы у мольберта.

Локальность цветовых масс, четкое разделение длинных холодных теней и розоватой белизны снега, строго выверенные силуэты елей на, мчащиёся на повороте товарняк, как по линейке проведенное бетонное шоссе - все это создает ощущение современности, за этим видится индустриальный век, хотя лиричность зимнего пейзажа с его чистым снегом, утренней тишиной, высоким небом не позволяют отнести картину к произведению на производственную тему.

Особо следует отметить цветовые отношения на дальнем плане. Как правило, дали пишутся более холодным тоном, чем первый план, у Нисского же дальный лес выдержан в теплых тонах.

Казалось бы, трудно отодвинуть таким цветом предмет в глубину картины, но если обратить внимание на розовато-оранжевый цвет неба, то художник должен был нарушить общее правило построения пространства, чтобы лес не выделялся резко на фоне неба, а был тонально слит с ним.

Мастер поместил на ближнем плане фигуру лыжницы, одетой в красный свитер. Это яркое пятно при весьма малой площади активно держит композицию и придает ей пространственную глубину. Деление горизонтальных масс, сходящихся к левому срезу картины, сопоставление с вертикaлями елей придает работе композиционную драматичность.

Правила композиции в пейзаже

Учитель ИЗО,

педагог дополнительного образования

Ворламова О.А.


Эта серия правил (я предпочитаю слово "советов") собрана для того, чтобы помочь вам научиться правильно составлять композицию пейзажа. Здесь содержатся основные правила, встречающиеся в большинстве книг, плюс некоторые собственные идеи. Однако, хочу предупредить: не позволяйте правилам препятствовать вашей работе и собственным поискам. Они должны лишь помогать в тот момент, когда вы в сомнениях и не знаете, как лучше расположить тот или иной элемент на картине. Правила существуют, как известно, для того, чтобы их нарушать, правда... когда вы знаете, что именно нарушаете и почему так будет лучше. А потому наберитесь терпения – впереди длинная дорога.


I. Основные советы.

1. Посмотрите на картину. В пейзаже должен быть центр интереса – особенная, красивая и заметная часть картины. Он может быть выделен с помощью цвета и контраста. Эта часть должна выглядеть особенно и значимо. Окружающая область – быть чуть менее заметной. Необходимо помнить, что центр интереса:

Должен отличаться сильным цветом (это не значит ярким) и если возможно большим разнообразием красок. Выделятся некоторым контрастом света. Предпочтительно, чтобы он занимал большую часть картины и находился на переднем плане (однако это всё необязательно). Строения, животные и люди будут привлекать внимание. Они легко переходят в центр интереса, как главные действующие лица. Окружающие элементы и фон должны вести взгляд зрителя к центру интереса.


Центр интереса не должен быть в центре картины. Также он не должен занимать половину холста. Лучше всего пропорция 1/3. Область, выбранная вами как центр интереса, не должна быть изолирована от остальной части изображения. Правильно построенный центр должен привлечь и удержать взгляд зрителя.

Берег подводит взгляд к мосту, который и становится центром интереса.


2. Возможно, что вам захочется включить в картину второй центр интереса. Это непростительно новичку и непрофессионалу. Есть риск конкуренции и, как следствие, неудачной композиции.

На этой картине нет необходимости в цветах на переднем плане, однако художник добавил второй центр интереса и вполне удачно.


3. Не выталкивайте зрителя из картины! Этого можно избежать, если не подводить элементы к краю и за пределы картины, особенно деревья, дороги и реки. Вы можете добавлять "остановки", чтобы избежать выхода за пределы. Это правило очень практично, животные и люди должны оставаться в композиции.

Обратите внимание на крайнюю справа лошадь. Художник для остановки использовал цвет. Если вы прищурите глаза, то заметите, что лошадь сливается с деревьями, но вот если бы она была светлой, то взгляд ушел бы к самому краю картины.



Этот поток не очень удачной формы движения.

Путь движения взгляда – плавная кривая. По ней можно проплыть...

Реки, потоки, дороги и т.д. вносят в картину движение. Прямых линий следует избегать – по ним взгляд скользит слишком быстро. Позвольте зрителю неторопливо прогуляться по вашему пейзажу.


По наклону деревьев видно, что ветер дует справа налево, однако дождь льет в противоположном направлении.

Логика неприменима к искусству. Все определяется визуальным влиянием. Солнечный свет может появиться на траве, даже если это дождливый день. Линейная и атмосферная перспективы могут быть искажены, если того требует ситуация. Тени могут быть больше, чем им положено... В общем, чувствуйте себя свободно, вы - художник:-)


Лошадь расположена неверно. Было бы лучше расположить её неподалеку от скамейки.

Все люди собраны в центре интереса, в правой части картины.

6. Собирайте важные предметы в пределах центра интереса. Не разбрасывайте их по композиции, иначе они станут перетягивать внимание друг с друга.


Что за поворотом? Может быть озеро? Или город? Художник оставил это на нашу фантазию.

Позвольте зрителю поучаствовать в картине. Оставьте место для размышления и воображения. Дайте место небольшой тайне.


  • 8. Глубина. Художники ограничены созданием иллюзии трехмерного изображения на двухмерной плоскости.

Вот несколько советов для создания иллюзии глубины: Располагайте объекты так, чтобы они перекрывали друг друга. Цвета расположенные вдали на заднем фоне обычно холоднее и убывают в цвете. Чем ближе расположены предметы тем теплее и насыщеннее выглядят цвета. На самом деле не всё так просто. Когда мы смотрим на дерево на расстоянии 100 ярдов, то цвет ещё остается теплым. Смещение цвета будет очень незначительным по сравнению с тем деревом, что стоит рядом с вами. Тем не менее, даже если вы немного добавите лилового или синего в цвет листвы, то вытолкнете эти деревья на задний план.



Вы можете добавить и больше плоскостей, которые усилят чувство расстояния, если передний план чуть темноват.

Туман – отличное средство для создания глубины.


Неверный контраст. Дерево слева конкурирует за внимание.

Лучше - контраст был уменьшен и теперь сфокусироваться легче.

Сохраняйте контраст для центра интереса, чтобы области вокруг не конкурировали за внимание. Самые светлые и темные тона возле центра интереса, вокруг – средние величины цвета и света.