Презентация "Духовная сфера жизни общества" по обществознанию – проект, доклад. Презентация «Духовная культура личности и общества Духовная жизнь общества обществознание презентация

ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА?
Культура – это совокупность достижений человечества в производственном,
общественном и духовном отношении.
Культура - это продукт творческой работы духа над природными условиями.
Материальная
совокупность всех материальных
ценностей,
созданных
определенной
культурой,
её
овеществлённая составляющая
Духовная
утвердившиеся
в
обществе
нормы и нравы, сложившиеся
представления о прекрасном,
религиозные взгляды и научные
идеи

Дом Бальо́, архитектор Антонио Гауди

Духовная культура
Во-первых – духовный мир каждого
человека и его деятельность по
созданию духовных продуктов
Во-вторых – сами продукты духовной
деятельности.

К духовной культуре
относятся религия, наука,
образование, искусство,
язык, письменность и т.д.
Её составляют правила,
эталоны, модели и нормы
поведения,
законы,
ценности,
ритуалы,
символы, мифы, знания,
идеи, обычаи, язык

Эдвард Хоппер. «Кафе-автомат»
Иван Айвазовский. «Девятый вал»
Мировоззренческо-философские,
смысложизненные
ценности
выражают
основы
человеческого
бытия, соотношение человека и мира.
Ключевые понятия: жизнь и смерть,
время, судьба, память, природа,
пространство, отношения с другими
людьми,
гумманизм,
индивидуальность

Нравственные ценности регулируют отношения
между людьми с позиции противостояния
должного и предписанного. Они связаны с
утверждением достаточно жёстких неписаных
законов - принципов, предписаний, заповедей,
табу, запретов и норм. Честность, труд, дружба,
любовь, такт, вежливость и так далее.
Фрида Кало. Всего несколько маленьких царапин

Эстетическая ценность воплощает идеальные
представления о должном, о совершенстве, о
целостности
и
целесообразности. Прекрасное, возвышенное,
трагическое
и
комическое
основные
эстетические ценности.
Леонардо да Винчи. Витрувианский человек

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
по предназначению
Элитарная
сложная по восприятию,
адресована
профессионалам и
привилегированным
членам общества
Народная
создается
неизвестными
творцами,
адресована народу
Массовая
адресована массам
в обществе
потребления
Универсальная
понятная всем
членам общества

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
по охвату
Доминирующая
Культура большинства
населения
(господствующие
духовные ценности)
Субкультура
Культура социальной группы
(малые культурные миры).
Отличается системой
ценностей, языком, манерой
поведения, одеждой и т.д.
Контркультура
Течение, отрицающее
ценности доминирующей
культуры

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Что должно отражать искусство: правду жизни или высокие идеалы?
Что должно пробуждать искусство: чувства или мысли?
Существуют ли объективные показатели шедевра, великого искусства,
великой литературы?
Стоит ли отделять личность автора от созданного им произведения?

МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ
Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и
душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также
выполнение этих правил, поведение.
Мораль – это правила нравственности, а также сама нравственность.
Моральные принципы – это внутренние нравственные рамки
отдельно взятого человека или коллектива, сообщества либо всего
общества в целом.
Гуманизм - человечность в общественной деятельности, в
отношении к людям.

ПОЯВЛЕНИЕ МОРАЛИ
Мораль
реакция
на
взаимное
обособление людей в сообществе.
Формируется параллельно формированию
государства,
одновременно
с
возникновением политического общества
как
компенсация
таких
связей
и
зависимостей, которые устанавливаются с
помощью силы.
Мораль возникает как механизм культуры,
который
способствует
преодолению
обособления и отчуждения между людьми,
созданию нормативных и духовных условий
для их единения.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Принцип талиона. Око за око, зуб за зуб
Золотое правило нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы
другие поступали по отношению к тебе
Принцип золотой середины: избегай крайностей, соблюдай меру
Принцип наибольшего счастья: обеспечить счастьем как можно большее количество людей
Принцип справедливости
Первый принцип: каждый человек должен иметь равные права в отношении основных свобод.
Второй принцип: социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы:
(а) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех, и (б) доступ к положениям и
должностям был бы открыт всем.
















1 из 15

Презентация на тему: Культура и духовная жизнь общества

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Структура культуры Культура - это сложная многоуровневая система, это деятельность и наследие 1200 поколений человеческого рода. Поэтому очень сложно выделить структуру культуры. Для этого нужно подразделить культуру по носителю. Отсюда правомерно выделять мировую и национальную культуру.

№ слайда 3

Описание слайда:

Мировая и национальная культура Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих планету. Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества.Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

№ слайда 4

Описание слайда:

Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культуры.Что касается соотношения общечеловеческого, национального и классового в культуре - это очень актуальная и сложная проблема. Здесь нужен конкретно-исторический подход, лишенный идеологических, политических пристрастий.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Ряд других культурологов (Л.Н. Коган) утверждает, что есть виды культуры, которые нельзя отнести только к материальной или духовной. Эти виды представляют «вертикальное» сечение культуры, как бы пронизывая всю ее систему. экономическая; политическая; экологическая; эстетическая культуры

№ слайда 7

Описание слайда:

По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную. Это очевидно, так как культура может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.И последнее деление - по признаку актуальности. Это та культура, которая находится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру. Особенно это заметно в моде. Актуальность культуры - это живой процесс, в котором что-то нарождается, набирает силу, живет и умирает.Таким образом, структура культуры предстает сложным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуют единую систему - культуру.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

Функции культуры Функции культуры весьма разнообразны:1. По мнению Цицерона, «cultura animi»-возделывание, взращивание духа. Человекотворческая, или гуманистическая функция, культуры-важнейшая задача для нашего возрождаемого Отечества.2. Функция трансляции (передачи) социального опыта выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.3. Функция познавательная (гносеологическая), концентрируя в себе лучший социальный опыт многих поколений, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

№ слайда 10

Описание слайда:

4. Регулятивная (нормативная) функция связана с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Она поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.5. Семиотическая, или знаковая функция служит для изучения соответствующих знаков и систем, без которых овладеть достижениями культуры не удается. Так, язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Существуют специфические языки для познания музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают знаковыми системами.6. Ценностная, или аксиологическая функция отражает качественное состояние культуры. По уровню ценностных потребностей и ориентации человека судят о степени его культурности.

Описание слайда:

В свою очередь, как западная, так и восточная культуры прошли несколько стадий своего развития, сменявших друг друга или параллельно существовавших.Культурно-исторические типы не вечны. Они образуются и распадаются. Многие типы уже не существуют. На развалинах некоторых из них возникли новые.

№ слайда 13

Описание слайда:

По мнению известного русского социолога, историка и мыслителя Н.Я. Данилевского, можно только тогда говорить о культурно-историческом типе, если данной историко-культурной общности свойственны четыре вида культурной деятельности: религиозная; собственно культурная, включающая теоретико-научную, эстетическо-научную, эстетическо-художественную и технико-промышленную деятельность; политическая, которая предполагает образование независимого государства; общественно-экономическая.

Описание слайда:

Используемые источники для презентации: Сайт «Блог культурного человека» (http://www.caringheartsofpeedee.com/?p=3494)Источники изображений:http://www.fotomebel.com/?p=catalog&razdel=75http://www.abc-people.com/data/rafael-santi/pic-8.htmhttp://www.visit-greece.ru/culture/http://www.culturemap.ru/?region=164http://stories-about-unknows.blogspot.ru/2012/07/blog-post_14.htmlhttp://wikitravel.org/ru/%D0%A0%D0%B8%D0%BChttp://www.nenovosty.ru/klerki-menegery.htmlhttps://sites.google.com/site/konstantinovaanastasia01/politiceskaa-kultura-obsestvahttp://www.samara.edu.ru/?ELEMENT_ID=5809http://yonost.ucoz.ru/index/0-2 http://art-objekt.ruhttp://www.chemsoc.ru/ http://www.tretyakovgallery.ru/http://maxmir.net http://t2.gstatic.comhttp://i.allday.ru http://tours-tv.comhttp://2italy.msk.ru http://2italy.msk.ruhttp://www.nongnoochgarden.com http://m-kultura.ruhttp://www.labtour.ru http://www.museum.ru http://www.historylib.orghttp://cs406222.userapi.com http://miuki.infohttp://utm.in.ua http://budeco.bizhttp://karpatyua.net http://ec-dejavu.nethttp://t0.gstatic.com http://sveta-artemenkova.narod.ruhttp://italy.web-3.ru http://moikompas.ruhttp://www.pravenc.ru


Образование Наука Мораль Религия Искусство, учреждения науки, культуры и религии

Духовная сфера

Политическая сфера

Духовная сфера

ОБЩЕСТВО

Экономическая сфера

Социальная сфера


Духовная сфера

Образование

Религия

Искусство


Культура» (от лат. Cultura- возделывание почвы) Цицерон в I в до н.э.


Что означает термин «Культура» в широком смысле слова?

все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа»


«Культура»- все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком


Что означает термин «Культура» в узком смысле слова?

Уровень воспитанности человека


КУЛЬТУРА

Духовная культура – это совокупность духовных ценностей (то, что не имеет материального воплощения) и творческая деятельность по их производству

Материальная культура

продуктом являются материальные блага






Науки о культуре

  • К у л ь т у р о л о г и я
  • История
  • Социология
  • Этнография
  • Лингвистика
  • Археология
  • Эстетика
  • Этика
  • Искусствоведение

Развитие культуры

Опыт,традиции

Новаторство

(Стабильный элемент)

(динамика)


Функции культуры

  • Самостоятельно сформулировать и объяснять стр. 81-82

(уметь пояснять каждую функцию)


Функции культуры

  • 1.Приспособления к окружающей среде
  • 2.Накопления,хранения,передачи культурных ценностей
  • 3.Целепологания и регулирования жизни общества и деятельности человека
  • 4.Социализации
  • 5.Коммуникативная функция

Многообразие культур Диалог культур

  • Академик Д. С. Лихачев:

«Настоящие ценности культуры развиваются только в coприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Мoжет! - но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».


Многообразие культур Диалог культур

Взаимообмен и взаимодействие культур

  • Какие проблемы могут возникать в связи с интернационализацией культур?






Формы культуры

Форма

Особенности

Народная

Примеры

Массовая

Элитарная

Заполните таблицу, используя текст на стр. 84-87








Разновидности культуры

  • По мнению большинства исследователей разновидностей три :
  • Доминирующая культура - культура, которую разделяют большинство членов того или иного общества


Субкультура – присуща конкретным социальным группам



Контркультура(от лат. Contra- против) – культура, выработанная каким-либо сообществом в противовес общепринятым нормам и ценностям, является оппозиционной по отношению к господствующей (доминирующей) культуре













Зритель начала прошлого века так рассказал друзьям о выставке художников-импрессионистов: «Я услышал восторженные отзывы о выставке художественных критиков и отправился её посмотреть. Посетителей было мало, многие быстро уходили, большинству полотен была присуща размытость изображения. Я решил, что это от недостатка владения рисунком и кистью. Реалистическое искусство мне ближе. Дома я прочёл об этом художественном направлении, но многое осталось неясным ». Предположите, к какой форме культуры относятся вы­ставленные произведения. Приведите три обоснования этого предположения, опираясь на текст задания .




Слайд 2

Структура культуры  Культура - это сложная многоуровневая система, это деятельность и наследие 1200 поколений человеческого рода. Поэтому очень сложно выделить структуру культуры. Для этого нужно подразделить культуру по носителю. Отсюда правомерно выделять мировую и национальную культуру.

Слайд 3

Мировая и национальная культура  Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих планету. Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства)

Слайд 4

Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культуры. Что касается соотношения общечеловеческого, национального и классового в культуре - это очень актуальная и сложная проблема. Здесь нужен конкретно-исторический подход, лишенный идеологических, политических пристрастий.

Слайд 5

 Культура делится на определенные виды и роды. Основание подобного деления-многообразие человеческой деятельности. Отсюда- материальная и духовная культура. 6 8

Слайд 6

  Ряд других культурологов (Л.Н. Коган) утверждает, что есть виды культуры, которые нельзя отнести только к материальной или духовной. Эти виды представляют «вертикальное» сечение культуры, как бы пронизывая всю ее систему. экономическая; политическая; Культура  экологическая; эстетическая культуры

Слайд 7

 По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную. Это очевидно, так как культура может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную. И последнее деление - по признаку актуальности. Это та культура, которая находится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру. Особенно это заметно в моде. Актуальность культуры - это живой процесс, в котором что-то нарождается, набирает силу, живет и умирает. Таким образом, структура культуры предстает сложным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуют единую систему - культуру.

Слайд 8

 Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру (А.Г. Спиркин).

Слайд 9

Функции культуры    Функции культуры весьма разнообразны: 1. По мнению Цицерона, «cultura animi»-возделывание, взращивание духа. Человекотворческая, или гуманистическая функция, культуры- важнейшая задача для нашего возрождаемого Отечества. 2. Функция трансляции (передачи) социального опыта выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. 3. Функция познавательная (гносеологическая), концентрируя в себе лучший социальный опыт многих поколений, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

Слайд 10

   4. Регулятивная (нормативная) функция связана с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Она поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право. 5. Семиотическая, или знаковая функция служит для изучения соответствующих знаков и систем, без которых овладеть достижениями культуры не удается. Так, язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Существуют специфические языки для познания музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают знаковыми системами. 6. Ценностная, или аксиологическая функция отражает качественное состояние культуры. По уровню ценностных потребностей и ориентации человека судят о степени его культурности.

Слайд 11

 По основным культурно-историческим типам мировую культуру можно разделить на западную и восточную. Их главные различия заключаются в том, что в отличие от христианской Европы, обожествляющей абсолютную личность творца, а тем самым и человека как образ и подобие его, восточная религия основывается на идее ложности индивидуальных форм духовной жизни.

Слайд 12

  В свою очередь, как западная, так и восточная культуры прошли несколько стадий своего развития, сменявших друг друга или параллельно существовавших. Культурно-исторические типы не вечны. Они образуются и распадаются. Многие типы уже не существуют. На развалинах некоторых из них возникли новые.

Слайд 13

 По мнению известного русского социолога, историка и мыслителя Н.Я. Данилевского, можно только тогда говорить о культурно-историческом типе, если данной историко-культурной общности свойственны четыре вида культурной деятельности: религиозная; собственно культурная, включающая теоретиконаучную, эстетическо-научную, эстетическохудожественную и технико-промышленную деятельность; политическая, которая предполагает образование независимого государства; общественноэкономическая. Н.Я. Данилевский

Слайд 14

Однако из этого не следует, что в каждом культурноисторическом типе равноценно развиты все виды культурной деятельности. История показывает, что каждый культурно-исторический тип достигал высот только в одном или двух видах культурной деятельности. Например, греческий - в собственно культурной, римский - в политической, еврейский - в религиозной.

Слайд 15

 Используемые источники для презентации:  Сайт «Блог культурного человека» (http://www.caringheartsofpeedee.com/?p=3494)  Источники изображений: http://www.fotomebel.com/?p=catalog&razdel=75 http://www.abc-people.com/data/rafael-santi/pic-8.htm http://www.visit-greece.ru/culture/ http://www.culturemap.ru/?region=164 http://stories-about-unknows.blogspot.ru/2012/07/blog-post_14.html http://wikitravel.org/ru/%D0%A0%D0%B8%D0%BC http://www.nenovosty.ru/klerki-menegery.html https://sites.google.com/site/konstantinovaanastasia01/politiceskaa-kultura-obsestva http://www.samara.edu.ru/?ELEMENT_ID=5809 http://yonost.ucoz.ru/index/0-2 http://art-objekt.ru http://www.chemsoc.ru/ http://www.tretyakovgallery.ru/ http://maxmir.net http://t2.gstatic.com http://i.allday.ru http://tours-tv.com http://2italy.msk.ru http://2italy.msk.ru http://www.nongnoochgarden.com http://m-kultura.ru http://www.labtour.ru http://www.museum.ru http://www.historylib.org http://cs406222.userapi.com http://miuki.info http://utm.in.ua http://budeco.biz http://karpatyua.net http://ec-dejavu.net http://t0.gstatic.com http://sveta-artemenkova.narod.ru http://italy.web-3.ru http://moikompas.ru http://www.pravenc.ru