Психологические механизмы социальной перцепции. Общая характеристика социальной перцепции

Проблема восприятия достаточно хорошо разработана в социальной психологии. Термин социальная перцепция, т.е. социальное восприятие, впервые был введен американским психологом Дж. Брунером. Назвав восприятие «социальным», он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия. Брунер провел целую серию экспериментов по изучению восприятия и показал, что восприятие как предметов, так и других людей зависит не только от индивидуально-личностных, но и от социокультурных факторов. Социальная значимость или незначимость объекта может восприниматься неадекватно. Так, к примеру, дети из бедных семей воспринимали размеры монеток больше их реальных размеров, а дети из богатых семей - наоборот, меньше. Такой же деформации подвергаются и образы людей (эксперимент П. Уилсона по определению роста человека, которого последовательно представляли в разных студенческих аудиториях как лаборанта, преподавателя, доцента, профессора: чем выше становится его социальный статус, тем более высоким он воспринимался).

Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Как было сказано выше, под восприятием в психологии общения понимается целостный образ другого человека, формирующийся на основе оценки его внешнего вида и поведения, а также понимания партнера по общению.

В процессе общения приходится взаимодействовать с людьми, которых видишь впервые, и с людьми, которые уже достаточно хорошо знакомы.

Психологические исследования показали, что в основе восприятия не знакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором - механизмов межличностного общения.

К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Под социальным стереотипом обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группе.

Очень важно для правильного понимания роли стереотипа в восприятии то обстоятельство, что любой социальный стереотип - это порождение и принадлежность к группе людей, и отдельные люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к этой группе.

Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы - представления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Например, стереотипные представления о вежливости англичан, легкомысленности французов или о загадочности славянских душ.

Формирование образа другого человека осуществляется тоже путем стереотипизации. Вопрос о том, насколько точным является первое впечатление, совсем не прост.

С одной стороны, почти каждый взрослый человек, имеющий опыт общения, способен по внешности человека, его одежде, манере говорить и поведению достаточно точно определить многие его социально-психологические характеристики: некоторые психологические особенности, возраст, социальный слой, примерную профессию. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В других же ситуациях почти всегда присутствует тот или иной процент ошибок. И чем менее нейтральны отношения, чем больше люди заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок.

Это объясняется тем, что перед человеком никогда не стоит задача просто «воспринимать» другого. Образ партнера, который создается при знакомстве, - это регулятор последующего поведения, он необходим, чтобы правильно и эффективно в данной ситуации построить общение. Наше общение строится существенно различным образом в зависимости от того, с кем общаемся. Для каждой категории партнеров есть как бы разные «техники» общения, выбор которых определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важные в данной ситуации характеристики - это те, которые позволяют отнести партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики и воспринимаются достаточно точно. А остальные черты и особенности просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь проявляются вероятность ошибки. Эти ошибки восприятия обусловлены, в частности, действием некоторых факторов: превосходства, привлекательности и отношения к нам.

    Восприятие - Для улучшения этой статьи по психологии желательно?: Проставив сноски, внести более точные указания на источники. Восприятие, пер … Википедия

    СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО - Область с географическими и социальными границами, которая представляет социальную, интерактивную сферу индивида. Социальное пространство человека может со временем перемещаться, поскольку устанавливаются новые отношения, а старые распадаются по… … Толковый словарь по психологии

    Социальное познание: межгрупповые механизмы - универсальные психол. закономерности (способы и средства) восприятия социальных объектов, действующие в процессе взаимодействия, О., коммуникации и обусловленные социальной идентичностью субъекта когнитивной категоризацией собственной групповой… …

    СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ - форма или способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей осн. социальных сил данного общества (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 27, с. 410). С. д.… … Философская энциклопедия

    ВОСПРИЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЕ (ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ) - (от лат. socialis общественный и perceptio восприятие, представление) процесс и рез т отражения человеком соц. объектов: др. людей, групп и общностей различн. видов, самих себя. Термин В.с. ввел Дж. Брунер в 1947 г. для констатации соц.… … Российская социологическая энциклопедия

    Социальное благополучие - проявляется в широкой (достаточной для данного индивида) динамичной системе социальных связей, с наличием позитивных межличностных отношений в форме дружбы, любви. С. б. в зарубеж. исследованиях оценивается успешностью физич., психич.,… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    ВОСПРИЯТИЕ - форма чувственного мироотношения и миропостижения. Это чувственное отношение организма со средой; взаимооткрытость внутреннего и внешнего. Как и всякая форма чувственности, В. выделяет внешнюю действительность, фиксирует ее в качестве… … Современный философский словарь

    Социальное действие - форма или способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей основных социальных сил данного общества (см. К. Маркс в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27, с. 410) … Большая советская энциклопедия

    Социальное сознание - ♦ (ENG social consciousness) восприятие реальности, к рое разделяет целая группа людей. Писатели феминисты полагают, что между социальным сознанием мужчин и женщин существует разница, напр., в восприятии мира … Вестминстерский словарь теологических терминов

    Мышление социальное - мышление, ориентированное на познание социальной действительности, то есть людей и социальных групп и ситуаций, взаимоотношений людей. Определяется, как полагают, следующими факторами: (Аронсон, Уилсон, Эйкерт, 2002): 1. в своём социальном… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Смерть в Махараштре. Воображение. Восприятие. Воплощение , . Мертвые уходят в воспоминания, а смерть остается вечной темой истории, искусства и философии, то есть жизни. Эта книга рассказывает о жизни, в которой у смерти есть постоянное место - не как… Купить за 714 руб
  • Социальное бытие искусства , В. А. Конев. Искусство - сложное социальное явление. Книга посвящена рассмотрению искусства как определенного идеологического отношения между художником и публикой, отношения, которое включает…

Перцепция (это слово означает «восприятие» в переводе с латыни) - это когнитивный процесс активного прямого отображения человеком разнообразных объектов, явлений, событий и ситуаций. Если же подобное познание направлено на социальные объекты и эффекты, то такое явление называется социальная перцепция. Разнообразные механизмы социальной перцепции ежедневно можно наблюдать в повседневной жизни.

Описание

Упоминания о таком психологическом явлении, как перцепция, встречались ещё в античном мире. Большой вклад в развитие этого понятия внесли философы, физики, физиологи и даже деятели искусства. Но наибольшее значение этому понятию придаётся в психологии.

Перцепция - это важнейшая психическая функция познания, проявляющаяся в виде сложного процесса получения и преобразования чувственной информации. Благодаря перцепции индивид составляет цельный образ объекта, который воздействует на анализаторы. Другими словами, перцепция - это форма сенсорного отображения. Это явление включает в себя такие характеристики, как выявление отдельно взятых признаков, корректное выделение информации, формирование и точность сенсорного образа.

Перцепция всегда связана с вниманием, логическим мышлением, памятью. Она всегда зависит от мотивации и обладает определённой эмоциональной окраской. К свойствам любого вида перцепции причисляют структурность, предметность, апперцептивность, контекстность и осмысленность.

Изучение этого явления интенсивно ведут не только представители разных отраслей психологии, но и физиологи, кибернетики, а также другие учёные. В своих дифференциальных исследованиях они широко используют такие методы, как эксперимент, моделирование, наблюдение, эмпирический анализ.

Понимание того, что собой представляют функции, структура, а также механизмы социальной перцепции, имеет для психологии не только общее, но и практическое значение. Большую роль это явление играет при создании информационных систем, в художественном конструировании, в спорте, педагогической деятельности и многих других сферах деятельности человека.

Факторы

Перцептивные факторы бывают как внутренними, так и внешними. К внешним факторам относят интенсивность, размер, новизну, контрастность, повторяемость, движение, а также узнаваемость.

К внутренним факторам относят:


Взаимодействие с социумом посредством восприятия

Ещё одним понятием, широко применяющимся в психологии и смежных с ней науках, является такая разновидность нашего восприятия, как социальная перцепция. Так называют оценивание и понимание человеком других людей и самого себя, а также иных социальных объектов. К таким объектам могут относиться разнообразные группы, социальные сообщества. Данный термин появился в 1947 г., а ввёл его психолог Д. Брунер. Появление этого понятия в психологии позволило учёным совсем иначе посмотреть на задачи и проблемы человеческого восприятия.

Люди - существа социальные. В течение жизни любой человек контактирует с другими людьми огромное количество раз, формируя разнообразные межличностные взаимоотношения. Отдельные группы людей также образуют тесные связи. Поэтому каждый человек оказывается субъектом огромного количества самых разных взаимоотношений.

Позитивное либо негативное отношение к окружающим людям напрямую зависит от нашего восприятия, а также от того, как мы оцениваем своих партнёров по общению. Обычно во время коммуникации мы оцениваем сначала внешность, а затем уже поведение партнёра. Вследствие этой оценки у нас формируется определённое отношение, делаются предварительные предположения о психологических качествах собеседника.

Социальная перцепция может проявляться в нескольких формах. Так, в большинстве случаев, социальной перцепцией называют восприятие самим человеком. Любой индивид воспринимает самого себя, а также свою либо чужую группировку. Также существует восприятие членами группы. Сюда относят восприятие в границах своего сообщества либо членов чужой группировки. Третья разновидность социальной перцепции - групповое восприятие. Группа может воспринимать как своего человека, так и членов чужого сообщества. Последний вид социальной перцепции рассматривает восприятие одной группой чужой группировки.

Сам процесс такой перцепции можно изобразить в виде оценочной деятельности. Мы оцениваем психологические особенности человека, его внешний облик, действия и поступки. В результате мы складываем о наблюдаемом определённое мнение, формируем чёткое представление о его возможных поведенческих реакциях.

Механизмы

Перцепция всегда является процессом прогнозирования чувств и поступков окружающих людей. Для полного понимания этого процесса требуется знание особенностей функционирования её механизмов.

Механизмы социальной перцепции показаны в следующей таблице:

Название Определение Примеры
Стереотипизация Стойкий образ либо же представление о людях, явлениях, который свойственен всем представителям одной социальной группы Многие считают, что немцы - страшные педанты, военные отличаются прямолинейностью, а красивые люди часто бывают самовлюблёнными
Идентификация Интуитивное отождествление и познание личности либо группы в ситуациях непосредственной или опосредованной коммуникации. При этом возникает сравнение либо сопоставление внутренних состояний партнёров Люди делают предположения о состоянии психики партнёра, пытаясь мысленно стать им самим
Эмпатия Эмоциональное сопереживание другим, способность понимать другого человека посредством оказания эмоциональной поддержки и вживания в его переживания Этот механизм считается необходимым условием для успешной работы психотерапевтов, врачей и учителей
Рефлексия Самопознание путём взаимодействия с другим человеком. Оно становится возможным благодаря способности индивида представлять себе то, как его видит партнёр по коммуникации Представим себе диалог гипотетических Саши и Пети. В такой коммуникации участвуют не менее 6 "ролей": Саша, какой он есть; Саша, каким он видит себя сам; Саша, каким его видит Петя. И эти же роли со стороны Пети
Аттракция Познание другого человека, основанное на стойком позитивном чувстве. Благодаря аттракции люди не только учатся понимать партнёра по коммуникации, но и формируют насыщенные эмоциональные взаимоотношения Психологи выделяют такие виды этого перцептивного механизма: любовь, симпатия и дружба
Каузальная атрибуция Это процесс прогнозирования поступков и чувств окружающих людейНе понимая чего-то, человек начинает приписывать своё поведение, Не понимая чего-то, человек начинает приписывать своё поведение, чувства, свойства личности, мотивы другим людям

Особенность межличностного познания состоит в том, что оно учитывает не только разнообразные физические особенности, но и особенности поведения. Если субъект такого восприятия участвует в коммуникации активно, то он устанавливает согласованное взаимодействие с партнёром. Поэтому социальная перцепция сильно зависит от мотивов, эмоций, мнений, предубеждений, установок и пристрастий обоих партнёров. В социальной перцепции обязательно также присутствует субъективное оценивание другого человека.

Зависит ли наше восприятие от социума?

В межличностной перцепции существуют разнообразные половые, классовые, возрастные, профессиональные, индивидуальные различия. Известно, что маленькие дети воспринимают человека по внешности, обращая особенное внимание на его одежду, а также на наличие специальной атрибутики. Ученики также сначала оценивают учителей по их внешнему виду, а вот педагоги воспринимают учеников по их внутренним качествам. Подобные различия встречаются у руководителей и подчинённых.

Важное значение для перцепции имеет также профессиональная принадлежность. К примеру, педагоги воспринимают людей по умению вести разговор, а вот, скажем, тренер обращает внимание на анатомию человека, а также на то, как он двигается.

Социальная перцепция сильно зависит от предыдущей оценки нашего объекта восприятия. В интересном эксперименте фиксировались преподавательские оценки 2 групп учеников. Первая группа состояла из «любимых», а вторая - из «нелюбимых» учеников. Причём «любимые» дети специально делали ошибки при выполнении задачи, а «нелюбимые» решали её правильно. Однако учитель, невзирая на это, положительно оценивал «любимых» и отрицательно - «нелюбимых» детей. Приписывание любых характеристик всегда осуществляется по такой модели: людям с отрицательной характеристикой приписываются негативные поступки, а положительным людям - хорошие.

Первое впечатление

Психологи выяснили, какие факторы вызывают наиболее сильное впечатление в процессе возникновения социальной перцепции. Оказалось, что обычно люди обращают внимание сначала на причёску, потом на глаза, а затем - на выражение лица незнакомца. Поэтому если вы будете радушно улыбаться своим собеседникам при знакомстве, то они воспримут вас дружелюбно и будут более позитивно настроены.

Есть 3 основных фактора, влияющих на то, как формируется первое мнение о каждом человеке: это отношение, привлекательность и превосходство.

«Превосходство» наблюдается тогда, когда личность, в чём-то превосходящая конкретного человека, оценивается намного выше и по остальным характеристикам. Происходит глобальный пересмотр оцениваемой личности. Причём, сильнее всего на этот фактор влияет неуверенное поведение наблюдателя. Поэтому в экстремальной
ситуации практически все люди способны доверять тем, к кому ранее и близко не подошли бы.

«Привлекательность» объясняет особенности перцепции для привлекательного по своим внешним данным партнёра. Ошибка перцепции здесь в том, что привлекательную внешне личность окружающие люди часто сильно переоценивают по её социальным и психологическим свойствам.

«Отношение» рассматривает восприятие партнёра в зависимости от нашего отношения к нему. Ошибка перцепции в этом случае заключается в том, что мы склонны переоценивать тех, кто хорошо относится к нам либо разделяет наше мнение.

Как развить перцептивные навыки

Д. Карнеги считает, что взаимная сильная симпатия и эффективное дружеское общение возникают благодаря обычной улыбке. Поэтому для развития перцептивных навыков он предлагает, прежде всего, научиться правильно улыбаться. Для этого надо ежедневно выполнять перед зеркалом специально разработанные этим психологом упражнения. Мимика даёт нам настоящую информацию о переживаниях человека, поэтому научившись управлять своей мимикой, мы совершенствуем навыки социальной перцепции.

Чтобы научиться различать эмоциональные проявления и развивать навыки социального восприятия, также можно использовать методику Экмана. Этот метод заключается в выделении на человеческом лице 3 зон (нос с областью вокруг него, лоб с глазами, рот с подбородком). Проявление 6 ведущих эмоциональных состояний (к ним относятся радость, гнев, удивление, страх, отвращение и грусть) отмечается в этих зонах, что позволяет каждому человеку распознавать и расшифровывать мимические проявления другого человека. Эта перцептивная методика получила широкое распространение не только в обычных ситуациях коммуникации, но и в психотерапевтической практике взаимодействия с патологическими личностями.

Итак, перцепция - это сложнейший механизм психологического взаимодействия человека и воспринимаемого им объекта. Это взаимодействие происходит под влиянием огромного количества факторов. Характеристиками перцепции выступают возрастные особенности, жизненный опыт человека, специфические эффекты, а также разнообразные личностные свойства.

Особенности восприятия социальных объектов

Было установлено, что восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов:

1. Социальный объект (индивид, группа и т.д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. Воздействуя на субъект восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону.

2. Внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в том числе причинных.

3. Восприятие социальных объектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными) компонентами, большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. В этой связи термин «перцепция» приобретает в социальной психологии расширенное толкование.

Социальная перцепция как способ межличностного восприятия

В современной психологии, можно выделить два основных направления изучения межличностной перцепции. Первый, направлен на изучение социальных и психологических особенностей объекта и субъекта восприятия, второй, связан с исследованием механизмов и эффектов межличностного отражения.

При анализе этих двух направлений мы можем выделить индивидуальные, половые, возрастные, социальные, профессиональные различия в восприятии и оценки людьми друг друга. Так установлено, что дети сначала учатся распознавать экспрессию по мимике, а в последующем с взрослением им становится доступным распознавание эмоций по жестам. Так в ходе исследований установлено что ученики и студенты воспринимают своих преподавателей, прежде всего по внешности, а педагоги, наоборот, в первую очередь воспринимают и оценивают своих учеников по внутренним качествам. Аналогичные различия в идентификации и оценки, встречаются между руководителями и подчиненными. Также большое значение в процессе восприятия имеет и профессиональная принадлежность, например педагоги, воспринимают своих подопечных, прежде всего по речи по манере вести разговор, хореографы, спортивные тренеры, обращают внимание в основном на анатомическое строение человека, характер и последовательность выполняемых движений.

Для межличностной перцепции, характерно то, что механизм восприятия зависит от психоэмоциональных и социальных установок субъекта восприятия. Изучение психологических свойств объекта восприятия в основном направлены на исследование влияния свойств объекта перцепции, в процессе восприятия его субъектом. В ходе различных исследований установлено, что люди в процессе познания друг друга, прежде всего, рефлекторно оценивают партнера по манере и характеру общения, при этом обращая внимание на эмоциональное выражение лица, способы выражения внутренних ощущений, проявление чувств, жесты и позы, внешний вид, особенности голоса и речи. Психологи В.Н. Панферов и А.А. Бодалев особенно внимательно изучали в экспериментальных условиях, какие факторы производят наиболее яркое впечатление в процессе первого знакомства людей. Выяснилось, что наиболее часто обращается внимание, прежде всего на прическу (прическа может существенно изменить внешность), затем внимание переходит на глаза человека (глаза отражают характер человека, и могут быть злыми, добрыми, хитрыми, простодушными, холодными, искренними). Глаза сообщают о намереньях, и могут, как расположить, так и отвергнуть человека. Выражение лица, играет значительную роль при общении людей, так например если вы при первом знакомстве искренне и радушно улыбаетесь своему новому знакомому, то естественно он вас воспримет как друга, и будет расположен к вам. Известный американский психолог Дейл Корнеги, утверждал, что первая заповедь хорошего дружеского общения, и взаимной симпатии является улыбка. Корнеги предлагает нам научиться правильно, улыбаться, для чего необходимо выполнять специальные упражнения перед зеркалом. В целом выражение лица человека определяется его мимикой, которая у всех развита по-разному, у одних при общении мимика очень разнообразна и динамична, у других наоборот мимика не развита, и человек создает впечатление скрытности и неприветливости. Чтобы как-то упорядочить эмоциональные проявления, многие психологи разрабатывали научные методики описания психологических экспрессий, например, П. Экман предложил методику, которая получила название FAST - Facial Affect Scoring Technique.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Процессы социального восприятия существенно отличаются от восприятия не социальных объектов. Это отличие заключается и том, что социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Кроме того, социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные интерпретации. В определенном смысле восприятие - это интерпретация. Но интерпретация другого человека или группы всегда зависит от предшествующего социального опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентации воспринимающего и от многих факторов как субъективного, так и объективного порядка .

Выделяют механизмы социальной перцепции способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются следующие: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.

1. Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Во многих психологических источниках эмпатию отождествляют с сочувствием, сопереживанием, симпатией. Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувствием. Хорошо понимая взгляды и связанные с ними чувства других людей, которые ему не нравятся, человек нередко поступает вопреки им. Ученик на уроке, досаждая нелюбимому учителю, может прекрасно разбираться в эмоциональном состоянии последнего и использовать возможности своей эмпатии против учителя. Люди, которых мы называем манипуляторами, очень часто обладают хорошо развитой эмпатией и используют ее в своих, часто корыстных целях.

Считается, что женщины более эмпатичны, чем мужчины. Наиболее ярко это проявляется в их склонности демонстративнее выражать внешне свое понимание другого и сопереживание. Эмпатии можно научиться. Опыт мужчин, занятых работой с людьми, - психотерапевтов, психологов и т.д., - показывает, что они в результате обучения и практики достигают высокой способности к эмпатии и выражения ее. Этого может достигнуть каждый, имея желание и тренируясь.

Большую помощь в обучении эмпатическому пониманию может оказать умение «читать» мимику, жесты, позы, взгляды, рукопожатия, походку воспринимаемого. Следует обращать внимание на употребляемые им слова, отражающие чувства: «неприятный», «коварный», «неожиданный» и пр. Необходимо как можно ярче представлять, что мы сами чувствовали бы на месте говорящего в таких ситуациях.

Для постижения подлинного смысла чувств другого недостаточно иметь когнитивные представления. Необходим и личный опыт. Поэтому эмпатия как способность понимать эмоциональное состояние другого человека развивается в процессе жизни и у пожилых людей может быть более выражена. Вполне естественно, что у близких людей эмпатия по отношению друг к другу развита сильнее, чем у людей, которые знакомы относительно недавно. Люди, принадлежащие к разным культурам, могут обладать слабой эмпатией по отношению друг к другу. В то же время существуют люди, обладающие особой проницательностью и способные понимать переживания другого человека даже в том случае, если он стремится их тщательно скрыть. Есть некоторые виды профессиональной деятельности, требующие развитой эмпатии, например, врачебная деятельность, педагогическая, театральная. Почти любая профессиональная деятельность в сфере «человек - человек» требует развития данного механизма перцепции.

2. Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения. У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом. Приписывая другому те или иные причины поведения, наблюдатель делает это либо на основе сходства его поведения с каким-либо знакомым ему лицом или известным образом человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации. Здесь действует принцип аналогии, подобия с уже знакомым или таким же.

Механизм каузальной атрибуции связан с некоторыми аспектами самоощущения индивида, который воспринимает и оценивает другого. Так, если субъект приписал другому негативные черты и причины их проявления, то он скорее всего будет оценивать себя по контрасту как носителя положительных черт. Иногда люди с заниженной самооценкой проявляют чрезмерную критичность по отношению к окружающим, создавая тем самым некий отрицательный субъективно воспринимаемый социальный фон, на котором, как им кажется, они выглядят вполне пристойно.

3. Социальная перцепция включает в себя и рефлексию . Как механизм социальной перцепции социальная рефлексия означает понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается другими людьми. Не следует думать, что люди способны воспринимать самих себя более адекватно, чем окружающих . Так, в ситуации, когда есть возможность посмотреть на себя со стороны - на фотографии или кинопленке, многие остаются весьма недовольны впечатлением, произведенным собственным образом. Это происходит потому, что люди имеют несколько искаженный образ самого себя. Искаженные представления касаются даже внешности воспринимающего человека, не говоря уже о социальных проявлениях внутреннего состояния.

Оптимизировать процесс рефлексивного понимания другого человека возможно благодаря приемам эффективного слушания:

Выяснения - обращение к говорящему за уточнениями («Объясните еще раз...»);

Перефразирования - повторения мысли собеседника своими словами («Иными словами, Вы считаете, что...»);

Резюмирования - подытоживания основных мыслей партнера («Если подытожить сказанное Вами...»);

Отражения чувств - стремление отразить своими словами чувства говорящего («Мне кажется, что Вы чувствуете себя....»).

Понимать партнера желательно всегда, но не всегда полезно произносить это вслух. Если мы поймем человека глубже, чем он того хотел, и прямо выскажем это, результат может оказаться противоположным - человек «закроется». Иногда понять и промолчать ценнее, чем «лезть в душу» со своим «пониманием».

4. Социальная перцепция сопровождается аттракцией (привлечением) - особой формой познания другого человека, которая основана на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Партнер по общению понимается лучше, если воспринимающий испытывает к нему симпатию, привязанность, дружеское или интимно-личностное отношение.

Эмоциональная привязанность может возникнуть на основании общих взглядов, интересов, ценностных ориентации или как избирательное отношение к особой внешности человека, его поведению, чертам характера и т.д. Любопытным является то, что такие отношения позволяют лучше понимать другого человека. С известной долей условности можно сказать, что чем больше нам человек нравится, тем больше мы его знаем и лучше понимаем его поступки (если, конечно, речь не идет о патологических формах привязанности).

Аттракция значима также и в деловых отношениях. Поэтому большинство психологов, работающих в сфере бизнеса, рекомендуют профессионалам, связанным с межличностными коммуникациями, выражать к клиентам самое позитивное отношение даже в том случае, если на самом деле они не испытывают к ним симпатии.

Однако следует помнить, что чрезмерное и искусственное выражение радости не столько формирует аттракцию, сколько разрушает доверие людей. Доброжелательное отношение далеко не всегда можно выразить посредством улыбки, особенно если она выглядит фальшивой и слишком устойчивой. Так, телевизионный ведущий, улыбающийся в течение полутора часов, вряд ли привлечет к себе симпатии телезрителей.

5. Восприятие человека зависит также от его способности поставить себя на место другого, отождествить себя с ним. В этом случае процесс познания другого пойдет более успешно (в том случае, если есть существенные основания для соответствующего отождествления). Процесс и результат такого отождествления называется идентификацией. Идентификация как социально-психологическое явление рассматривается современной наукой весьма часто и в таких различных контекстах, что следует специально оговорить особенности данного феномена как механизма социальной перцепции. В этом аспекте идентификация подобна эмпатии, однако эмпатию можно рассматривать как эмоциональное отождествление субъекта наблюдения, которое возможно на основе прошлого или настоящего опыта подобных переживаний. Что же касается идентификации, то здесь в большей степени происходит интеллектуальное отождествление, результаты которого тем успешнее, чем более точно наблюдатель определил интеллектуальный уровень того, кого он воспринимает. В одном из рассказов Э.По главный герой, некто Дюпен, в беседе со своим другом анализирует ход рассуждений маленького мальчика, за которым он наблюдал некоторое время. Разговор идет как раз по поводу понимания одним человеком другого на основе механизма интеллектуального отождествления.

«...Мне знаком восьмилетний мальчуган, чья способность верно угадывать в игре "чет и нечет" снискала ему всеобщее восхищение. Это очень простая игра: один из играющих зажимает в кулаке несколько камешков и спрашивает у другого, четное ли их количество он держит или нечетное. Если второй играющий угадает правильно, то он выигрывает камешек, если же неправильно, то проигрывает камешек. Мальчик, о котором я упомянул, обыграл всех своих школьных товарищей. Разумеется, он строил свои догадки на каких-то принципах, и эти последние заключались лишь в том, что он внимательно следил за своим противником и правильно оценивал степень его хитрости. Например, его заведомо глупый противник поднимает кулак и спрашивает: "Чет или нечет?" Наш школьник отвечает "нечет" и проигрывает. Однако в следующей попытке он выигрывает, потому что говорит себе: "Этот дурак взял в прошлый раз четное количество камешков и, конечно, думает, что отлично схитрит, если теперь возьмет нечетное количество. Поэтому я опять скажу "нечет!" Он говорит "нечет!" и выигрывает. С противником чуть поумнее он рассуждал бы так: "Этот мальчик заметил, что я сейчас сказал "нечет", и теперь он сначала захочет изменить четное число камешков на нечетное, но тут же спохватится, что это слишком просто, и оставит их количество прежним. Поэтому я скажу "чет!" Он говорит "чет!" и выигрывает. Вот ход логических рассуждений маленького мальчика, которого его товарищи окрестили "счастливчиком". Но, в сущности говоря, что это такое? Всего только, - ответил я, - уменье полностью отождествить свой интеллект с интеллектом противника.

Вот именно, - сказал Дюпен. - А когда я спросил у мальчика, каким способом он достигает столь полного отождествления, обеспечивающего ему постоянный успех, он ответил следующее: ""Когда я хочу узнать, насколько умен, или глуп, или зол вот этот мальчик или о чем он сейчас думает, я стараюсь придать своему лицу точно такое же выражение, которое вижу в его лице, а потом жду, чтобы узнать, какие мысли или чувства возникнут у меня в соответствии с этим выражением..." (По Э. Рассказы. - М., 1980. -С. 334). Как видим, данный отрывок иллюстрирует действие механизмов идентификации и эмпатии в познании мальчиком своего сверстника с целью победы в игре. Механизм идентификации в данном случае явно преобладает над эмпатией, которая здесь также имеет место.

Профессиональная деятельность некоторых специалистов связана с необходимостью идентификации, как, например, работа следователя или преподавателя, о чем многократно описано в юридической и педагогической психологии. Ошибка идентификации при неверной оценке интеллектуального уровня другого человека может привести к негативным профессиональным результатам. Так, учитель, который переоценивает либо недооценивает интеллектуальный уровень своих учеников, не сможет в процессе обучения верно оценить связь реальных и потенциальных возможностей обучающихся.