Расшифровка 69 счета по субсчетам. Бухучет расчетов по страховым взносам. Распространенные хозяйственные операции и типовые проводки

Для управления предприятием необходима не только обобщенная информация, но и детальные сведения о состоянии и движении средств и источников их образования. Поэтому в бухгалтерском учете используется классификация счетов по степени обобщения информации. Такая классификация выделяет три группы счетов:

Счета синтетические (обобщающие),

Счета аналитические (детализирующие),

Субсчета (промежуточные между синтетическими и аналитическими).

Синтетические счета дают обобщающие показатели в денежном выражении о хозяйственных средствах и их источниках и о совершаемых операциях.

Аналитические счета используются для подробной количественно-суммовой характеристики хозяйственных средств и их источников.

В аналитических счетах анализируются и конкретизируются данные синтетических счетов. На аналитических счетах отражают данные не только в денежном, но и в натуральном, трудовом или условно-натуральном измерении. Аналитические счета открываются только к определенному синтетическому счету, поэтому они по своей структуре должны соответствовать тому синтетическому счету, к которому они открыты.

Учет начисленных взносов и зачтенных расходов осуществляется на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Этот счет предназначен для обобщения информации об отчислениях на государственное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское страхование персонала и в Фонд занятости населения РФ.

Аналитический учет по счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" ведется в разрезе каждого вида расчетов.

В пояснениях к этому счету сказано, что при наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения могут открываться дополнительные субсчета. Примером такого случая может быть субсчет по расчетам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Счет 69 предназначен для учета расчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды.

К счету 69 вам необходимо открыть субсчета:

69-1 «Расчеты по социальному страхованию» – для учета расчетов по страховым взносам, перечисляемым в Фонд социального страхования, и взносам на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» – для учета расчетов по взносам на пенсионное страхование, перечисляемым в Пенсионный фонд;

69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» – для учета расчетов по страховым взносам, перечисляемым в Федеральный (до 2012 г.) и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

К этим субсчетам откройте субсчета второго порядка.

Для учета расчетов с Фондом социального страхования по страховым взносам и взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний субсчет 69-1 разбейте на субсчета:

69-1-1 «Расчеты с Фондом социального страхования по страховым взносам»;

69-1-2 «Расчеты с Фондом социального страхования по взносам на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

До 2014 года для учета взносов в Пенсионный фонд по страховой и накопительной частям трудовой пенсии требовалось разбивать субсчет 69-2 на субсчета:

69-2-1 «Расчеты по страховой части трудовой пенсии»;

69-2-2 «Расчеты по накопительной части трудовой пенсии».

С 1 января 2014 года обязанность по определению и учету страховых взносов на страховую и накопительную часть трудовой пенсии перешла к Пенсионному фонду (Федеральный закон от 4 декабря 2013 г. № 351-ФЗ). Поэтому больше не нужно открывать и вести дополнительные субсчета к субсчету 69-2.

Аналогичная ситуация складывается и с учетом взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. Так до 2012 года субсчет 69-3 требовалось разбивать на субсчета:

69-3-1 «Расчеты с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования»;

69-3-2 «Расчеты с территориальным фондом обязательного медицинского страхования».

С 1 января 2012 года у страхователей (фирм и предпринимателей) осталась обязанность уплачивать страховые взносы только в ФФОМС. Платить взносы в ТФОМС больше не нужно – тариф по ним не устанавливается (ст. 12 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 313-ФЗ). Значит, не требуется открывать и вести дополнительные субсчета к субсчету 69-3.

Суммы начисленных страховых взносов отражайте по дебету тех же счетов бухгалтерского учета, на которых отражается начисление заработной платы работникам вашей организации.

После начисления заработной платы сразу же отразите начисление страховых взносов по кредиту субсчетов счета 69:

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 29, 44, ...) КРЕДИТ 69-1-1

– начислены страховые взносы с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в Фонд социального страхования;

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 29, 44, ...) КРЕДИТ 69-3-1

– начислены страховые взносы с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 29, 44, ...) КРЕДИТ 69-2 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО ПЕНСИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ»

– начислены страховые взносы с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в Пенсионный фонд.

С 1 июля 2013 года страхователи–«спецрежимники» (УСН, ЕНВД и ЕСХН) должны вести учет расчетов с ФСС РФ по правилам бухучета, а именно отражать:

суммы начисленных и уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов;

величину расходов, произведенных на выплату страхового обеспечения;

суммы подлежащих уплате в ФСС (полученных от ФСС) средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Таким образом, тем, кто совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД, больше не нужно вести раздельный учет расходов по суммам страховых взносов (приказ Минтруда России от 13 июня 2013 г. № 256н).

Для большинства фирм общая сумма страховых взносов составляет 30%. Для каждого внебюджетного фонда предусмотрены следующие тарифы:

Некоторые страхователи должны перечислять страховые взносы по дополнительному тарифу. Тариф дополнительных страховых взносов установлен частями 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ: для выплат в пользу лиц, занятых на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), применяется доптариф в размере 9%; на работах, перечисленных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», - в размере 6%.

Размеры дополнительных тарифов до 1 января 2014 года определяли по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. Ее результаты действуют до 31 декабря 2018 года (п. 4 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

С 1 января 2014 г. организация обязана начислять страховые взносы по дополнительным тарифам уже на основании части 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ по результатам специальной оценки условий труда, а также и на основании аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до 31 декабря 2013 года, согласно которой условия труда признаны вредными и (или) опасными (письмо Минтруда России от 13 марта2014 г. № 17-3/В-113).Поэтому в течение пяти лет со дня завершения аттестации специальную оценку условий труда для аттестованных рабочих мест можно не производить. Но если охватить спецоценкой все рабочие места, в том числе и прошедшие аттестацию, то размер дополнительных пенсионных взносов может быть скорректирован.

По результатам специальной оценки условий труда устанавливают следующие тарифы:

Весь дополнительный тариф необходимо перечислять на финансирование страховой части трудовой пенсии. Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ПФР по дополнительному тарифу не установлена (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Его придется платить независимо от того, сколько вы выплатили нарастающим итогом работнику – досрочному пенсионеру с начала расчетного периода.

В 2014 году предельная величина базы для начисления страховых взносов на каждого работника составляет 624 000 рублей в год. В 2015 году предельная величина базы для начисления страховых взносов в ПФР установлена в размере 711 000 рублей. Отдельно на 2015 год установлена предельная база для начисления страховых взносов в ФСС – 670 000 рублей. Страховые взносы в ФОМС нужно уплачивать со всей суммы заработной платы (постановление Правительства России от 4 декабря 2014 г. № 1316).

В 2016 году предельная база для начисления страховых взносов в ПФР составляет 796 000 рублей, в ФСС – 718 000 рублей (постановление Правительства России от 26 ноября 2015 г. № 1265).

Как только доход работника в календарном году превысит предельную величину, то с суммы превышения взносы платить нужно по пониженным ставкам только в Пенсионный фонд. Это правило качается компаний, которые не относятся к "льготникам". Если же фирма имеет льготу по уплате взносов, то с сумм превышения предельной базы, взносы не уплачивают.

Заключение

Изучение системы страховых взносов в условиях формирования рыночной экономики является одной из наиболее важных проблем, которая оказывает влияние на развитие отношений между предприятиями, организациями и государством.

Процесс формирования фондов социального страхования осуществляется в соответствии с требованиями объективных законов расширенного воспроизводства. Отношения по поводу формирования и использования фондов социального страхования опосредуют распределение национального дохода, аккумуляцию его частей в специализированных фондах. Субъектами отношений выступают государство, предприятия и организации различных форм собственности, население.

В целях совершенствования действующей пенсионной системы с 1 января 2010 г. предусмотрен переход от налогового принципа к страховому принципу формирования пенсионной системы. Этот же принцип предусмотрен для формирования фондов социального страхования и обязательного медицинского страхования.

Эти изменения предусмотрены проектом Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования».

Для бухгалтерского учета страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования, как и ранее для единого социального налога, следует применять счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

К данному счету для учета указанных выше страховых взносов могут быть открыты следующие субсчета:

69–1 «Расчеты по страховым взносам, зачисляемым в ФСС РФ»;

69–2 «Расчеты по страховым взносам, зачисляемым в ПФР»;

69–3 «Расчеты по страховым взносам зачисляемым в ФФОМС»;

69–4 «Расчеты по страховым взносам, зачисляемым в ТФОМС»

Начисление страховых взносов отражается по кредиту счета 69 «Расчеты по социально­му страхованию и обеспечению» (соответствующие субсчета) в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу).

При этом суммы начисленных страховых взносов относятся в дебет тех счетов, на которые была отнесена начисленная оплата труда работников

Перечисление страховых взносов отражается по дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и кредиту счета 51 «Расчетные счета».

Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Расчеты по социальному страхованию (субсчет 69.1)

Социальное страхование распространяется на все категории трудящихся независимо от места их работы и должности, является обязательным и осуществляется за счет взносов предприятий, которое должно зарегистрироваться в качестве страхователя в отраслевом или региональном отделении Фонда социального страхования РФ.

В законодательстве РФ установлены следующие виды пособий, выплачиваемых за счет средств Фонда социального страхования РФ:

  • · пособие по временной нетрудоспособности;
  • · пособие по беременности и родам;
  • · единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • · единовременное пособие при рождении ребенка;
  • · ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • · пособие при усыновлении ребенка;
  • · оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами;
  • · пособие на погребение.

Правом на получение пособий по государственному социальному страхованию обладают граждане, на которых распространяется государственное социальное страхование.

Отчисления в фонд социального страхования составляют 2,9% от фонда оплаты труда.

Как известно, бухгалтерский учет расчетов с ФСС РФ ведется на балансовом счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому открывается субсчет 69.1 - «Расчеты по социальному страхованию».

По кредиту счета 69.1 должны отражаться суммы отчислений в ФСС РФ, а также поступление частичной стоимости путевок и суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над отчислениями. При этом записи производятся в корреспонденции со:

счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, - в части отчислений, производимых за счет организации (Дт 20, 23, 25, 26, 44 и др. Кт 69.1);

счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - в части отчислений, производимых за счет работников предприятия (Дт 70 Кт 69.1);

счетом 99 «Прибыли и убытки» - на сумму пеней за несвоевременный взнос платежей (Дт 99 Кт 69.1);

счетом 51 «Расчетный счет» - на сумму, полученную в случаях превышения соответствующих расходов над платежами (Дт 51 Кт 69.1).

По дебету счета 69.1 должны отражаться заключение перечисленные суммы платежей (Дт 69.1 Кт 51), а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование (Дт 69.1 Кт 70).

Расчеты по пенсионному обеспечению (субсчет 69.2)

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован в целях обеспечения социального страхования. Он предназначен для выплаты государственных пенсий, оказания материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и т.д. Для этого каждая организация и предприятие, а также индивидуальные предприниматели производят ежемесячно сверх оплаты труда отчисления в ПФР в соответствии с установленным в централизованном порядке тарифом страховых взносов.

В настоящее время отчисления в пенсионный фонд составляют 22% от фонда оплаты труда. Бухгалтерский учет расчетов с ПФР ведется на балансовом счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому открывается субсчет 69.2 - «Расчеты по пенсионному обеспечению».

По кредиту счета 69.2 должны отражаться суммы отчислений в ПФР, а также суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над отчислениями. При этом записи производятся в корреспонденции со:

счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, - в части отчислений, производимых за счет организации (Дт 20, 23, 25, 26, 44 и др. Кт 69.2);

счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - в части отчислений, производимых за счет работников предприятия (Дт 70 Кт 69.2);

счетом 99 «прибыли и убытки» - на сумму пеней за несвоевременный взнос платежей (Дт 99 Кт 69.2);

счетом 51 «Расчетный счет» - на сумму, полученную в случаях превышения соответствующих расходов над платежами (Дт 51 Кт 69.2).

По дебету счета 69.2 должны отражаться перечисленные суммы платежей (Дт 69.2 Кт 51).

Расчеты по обязательному медицинскому страхованию (субсчет 69.3)

Обязательное медицинское страхование призвано обеспечить всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. В этих целях все организации, независимо от форм собственности, а также индивидуальные предприниматели обязаны перечислять взносы в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС РФ) по тарифу страховых взносов, установленному в размере 5,1% от фонда оплаты труда.

По кредиту счета 69.3 должны отражаться суммы отчислений в ФОМС РФ, а также суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над отчислениями. При этом записи производятся в корреспонденции со:

счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, - в части отчислений, производимых за счет организации (Дт 20, 23, 25, 26, 44 и др. Кт 69.3);

счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - в части отчислений, производимых за счет работников предприятия (Дт 70 Кт 69.3);

счетом 99 «Прибыли и убытки» - на сумму пеней за несвоевременный взнос платежей (Дт 99 Кт 69.3);

счетом 51 «Расчетный счет» - на сумму, полученную в случаях превышения соответствующих расходов над платежами (Дт 51 Кт 69.3).

По дебету счета 69.3 должны отражаться перечисленные суммы платежей (Дт 69.3 Кт 51).

Расчеты по обязательному страхованию от НС и ПЗ (субсчет 69.11)

Порядок начисления взносов на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний и порядок их расходования регулируется Федеральным законом от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В практической деятельности следует руководствоваться «Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. №184.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начисляются и уплачиваются страхователями, которыми признаются:

  • · юридические лица независимо от организационно-правовой формы (в том числе иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации) и физические лица, нанимающие работников по трудовому договору (контракту);
  • · юридические и физические лица, обязанные их уплачивать на основании гражданско-правовых договоров, заключенных с физическими лицами.

Страхователи подлежат обязательной регистрации в Фонде социального страхования РФ в сроки и в порядке, определяемом страховщиком.

Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:

  • · физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем;
  • · физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем;
  • · физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.

Сумма оплаты труда (дохода), получаемая в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка РФ на день получения.

При назначении страхователю страховщиком в установленном порядке скидки или надбавки к страховому тарифу размер подлежащих уплате страховых взносов определяется с учетом указанной скидки (надбавки).

В 2010 г. на основании Федерального закона от 28.11.09 г. №297-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, установленным Федеральным законом от 22.12.05 г. №179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год». Тарифы установлены в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору дифференцировано по группам отраслей (подотраслей) экономики в соответствии с классами профессионального риска.

Страховые взносы отражаются в составе себестоимости продукции (работ, услуг) по элементу «Отчисления на социальные нужды» в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию», субсчет 69.11 «Расчеты по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Если страхователь выплачивает застрахованному обеспечение по страхованию, то сумма обеспечения начисляется проводкой по дебету счета 69.11 «Расчеты по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по выплатам социального характера». Разница между начисленными страховыми взносами (включая начисленные пени) и суммой расходов на выплату обеспечения перечисляется страховщику.

2.3. Характеристика счёта 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению».

Счёт 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению» предназначен для обобщения информации о расчётах по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское страхование персонала организации, а также в фонд занятости. Счёт активно- пассивный. По классификации относится к хозяйственным средствам.

Порядок производства отчислений на социальное страхование и обеспечение регулируется соответствующими законодательными и другими нормативными актами.

К счёту 69 могут быть открыты субсчета:

69-1 "Расчеты по социальному страхованию";

69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению";

69-3 "Расчеты по медицинскому страхованию";

69-4 "Расчеты по фонду занятости".

На субсчёте 69-1 «Расчёты по социальному страхованию» учитываются расчёты по отчислениям на государственное социальное страхование персонала предприятия.

На субсчёте 69-2 «Расчёты по пенсионному обеспечению» учитываются расчёты по отчислениям на пенсионное обеспечение персонала предприятия.

На субсчёте 69-3 «Расчёты по медицинскому страхованию» учитываются расчёты по отчислениям на медицинское страхование персонала предприятия.

На субсчёте 69-4 «Расчёты по фонду занятости» учитываются расчёты по отчислениям в фонд занятости.

Счёт 69 кредитуется на суммы отчислений на социальное страхование и обеспечение работников, а также медицинское страхование, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. При этом записи производятся в корреспонденции со счетами, на которых отражено начисление заработной платы, то есть Дт сч. 20,26- Кт сч.69.

По кредиту счета 69 отражаются также сум­мы штрафных санкций за несвоевременный взнос страховых сумм, неправильное начисление сумм платежей и другие нарушения, выявленные при проверках расчетов с соответствующими фондами, в корреспонденции с дебетом счета 81.

По кредиту счета 69, субсчет 2 отражаются суммы удержаний из оплаты труда (1 %) в Пен­сионный фонд в корреспонденции с дебетом сче­та 70.

По дебету счета 69 отражаются суммы перечисления задолженности в фонды социального назначения в корреспонденции с кредитом сче­тов по учету денежных средств или кредитов банка (при перечислении задолженности за счет кредита банка), а также использование средств фонда социального страхования непосредственно в хозяйстве в корреспонденции с кредитом различ­ных счетов в зависимости от характера произве­денных расходов.

При начислении сумм по больничным листам делается запись:

Дебет 69, субсчет 1 Кредит 70

При выплате бо­льничных делается запись:

Дебет 70 Кредит 50 "Касса".

По нескольким вариантам возможно отраже­ние операций по поступлению и использованию путевок за счет Фонда социального страхования.

1 вариант - приобретение (покупка) путевок в учреждениях Фонда:

оплачен счет за путевку:

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», Кредит 51; получена путевка в организации:

Дебет 56 «Денежные документы», Кредит 76; списана путевка, выданная бесплатно:

Дебет 69 Кредит 56.

При частичной оплате путевки сотрудником первые две записи будут совпадать, а далее запи­си примут следующий вид:

начислена частичная оплата за путевку:

Дебет 73 Кредит 56;

внесена в кассу частичная оплата:

Дебет 50 Кредит 73;

остальная сумма путевки списана за счет ФСС:

Дебет 69 Кредит 56.

Рассмотренный вариант применяется в том случае, когда организация самостоятельно приоб­ретает путевки в территориальных отделениях Фонда социального страхования. Такой порядок предусмотрен инструкцией о приобретении путе­вок для организаций с числом свыше 300 застра­хованных работников. Путевки же для организа­ций с числом до 300 застрахованных организации непосредственно получают в органах ФСС в счет начисленных страховых платежей. В этом случае записи на счетах примут следующий вид:

II вариант - непосредственное получение пу­тевок в органах ФСС:

оприходована путевка от органов ФСС:

Дебет 56 Кредит 69;

начислена сумма частичной оплаты за путев­ку:

Дебет 73 Кредит 56;

внесена в кассу частичная оплата за путевку:

Дебет 50 Кредит 73;

списана стоимость путевки, выданная за счет Фонда:

Дебет 69 Кредит 56;

погашена задолженность ФСС за частичную оплату путевки:

Дебет 69 Кредит 51.

Разница между этими двумя вариантами сво­дится к различному порядку списания путевок по счету 69: в первом случае они списываются с по­следующим отражением источника по счету 69 (при большом количестве путевок этих сумм за счет собственных начислений по счету 69 может не быть в достаточном размере, поэтому в после­дующем они могут возмещаться ФСС: ДТ сч. 51, Кт сч. 69); во втором случае они сразу приходу­ются в счет производимых отчислений в ФСС.

/// вариант - получение путевок от ФСС в по­дотчет.

Если путевки получены от исполнительного органа Фонда в подотчет, они учитываются на за­балансовом счете 006 "Бланки строгой отчетно­сти". При их выдаче (продаже) они списываются со счета 006 и отражаются в балансовом учете как при втором варианте через счет 56, если пу­тевка будет выдаваться бесплатно за счет ФСС; либо (при продаже) через счет 50; в том и другом случае в корреспонденции со сче­том 69.

Неиспользованные суммы перечисляются в централизованный фонд:

Дебет 69, субсчет 1 Кредит 51.

Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением уста­новленных правил или не подтвержденные доку­ментами, к зачету за счет средств ФСС не прини­маются и подлежат возмещению в установленном порядке.

За несвоевременную уплату взносов в ФСС РФ, ПФ РФ, фонды ОМС и ГФЗН РФ начисляются пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей на момент возникновения недоимки.

В 1999 году органы ФСС РФ и ГФЗН РФ обязаны списывать (амнистировать) пени организаций, осуществляющих текущие платежи в полном объеме и погасивших просроченную задолженность, сложившуюся на 1 января 1999. В случае частичного погашения недоимки списание пеней производят пропорционально сумме погашенной задолженности. Задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий по пеням и штрафам перед ФСС РФ по состоянию на 1 апреля 1999 списывается в полном объеме.

Согласно письму Фонда ОМС от 10.01.97, если страхователь за один и тот же период времени произвел отчисления на выплаты, которые не должны начисляться, но не начислил куда положено, то взаимозачет не прощается, и взыскивается пеня 1% за каждый день просрочки.

Выводы и предложения.

Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению ведется на счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Постоянно меняющееся законодательство обязывает бухгалтеров следить за происходящими изменениями. Многие вопросы, связанные с данной темой остаются открытыми и требуют своего решения в последующих нормативных актах.

Необходимо отметить, что на данном этапе существует много проблем: во-первых, противоречия в законодательстве, которые приводят к абсурдным ситуациям как, например, в случае, описанном в статье Земляченко С. В., когда взносы в один государственный социальный внебюджетный фонд следует произ­водить за счет средств, выделенных другим государственным социаль­ным внебюджетным фондом в частности в ПФ РФ на сумму пре­мии страховому активу, выплачива­емую организацией за счет средств, выделенных отделением ФСС РФ, так как данная премия в перечень необлагаемых выплат ПФ РФ не включена. И это не единичный случай. Здесь, на мой взгляд, необходима, тщательная проработка нормативных актов на факт соответствия их друг другу. Во-вторых, как показывает практика, неуплата или неполная уплата взносов во внебюджетные фонды – одно из самых распространенных нарушений, допускаемых руководителями организаций. Хотя действующее законодательство предусматривает за эти нарушения как налоговую, так и уголовную ответственность, это не может искоренить проблему недоимок в РФ. По мнению бухгалтеров-практиков данная ситуация создается из-за высоких ставок отчислений в фонды, естественно предприятия пытаются уклониться от уплаты страховых взносов, чем и объясняется высокий объем недоимок. В данной ситуации внебюджетным фондам надо пойти на снижение ставок (хотя бы на время) отчислений в фонды. В третьих, необходимо внедрять новейшие компьютерные системы и программы, применяемые в зарубежных странах, не только на предприятиях, но в фондах для упрощения и ускорения процедур расчетов с организациями, а также для более строгого контроля со стороны внебюджетных фондов. Имеется в виду, что и предприятие и внебюджетный фонд или страховая компания должны быть подключены к одной компьютерной сети.

К сожалению, на данный момент нет готовых программных продуктов для осуществления данных расчетов, любую программу (1С Бухгалтерия, БЕСТ и др.) необходимо адаптировать для каждого предприятия, так как в первоначальном виде она подходит только на 10-15%. Недостатком данных программ является и то, что в них нет расчетных ведомостей фондов.

Обобщая все выше изложенное необходимо сказать, что учет расчетов по имущественному, личному и социальному страхованию и обеспечению является неотъемлемой частью бухгалтерского учета в любой организации. Существует множество проблем, которые надо поэтапно решать как на уровне предприятий, так и на законодательном уровне.


Список использованной литературы.

1. Федеральный закон Россий­ской Федерации от 04.01.99 № 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Россий­ской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год". Система Консультант Плюс.

2. Инструкция о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденная постановлением Фонда социального страхования РФ, Министерства финансов РФ, Государственной налоговой службы России от 02.10.96 № 162/2/87/07-1-07. Врублевский Н. Д., Рендухов И. М., Учет расчетов по оплате труда: Практическое руководство. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 1999. – 128с.

3. Камышанов П. И. Практическое пособие по бухучету. 2-ое издание переработанное и дополненное. – М.: ТОО «Техлит», 1997. – 544с.

4. Козлов Е. П., Бабченко Т. Н., Галанина Е. Н., Бухгалтерский учет в организациях. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 720с.

5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 560с.

6. Гончаров Д. В., Макалкин И. А., Новое в уплате страховых взносов во внебюджетные фонды.// Главбух. – 1999. - №12. – С. 56-60.

7. Земляченко С.В., Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды.// Бухгалтерский учет. 1999. – №6. – С. 51-62.

8. Расчетная ведомость по страховым взносам в фонды обязательного медицинского страхования. // Главбух. 2000. - №6. С. 79-84.

9. Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования РФ (форма №4 – ФСС РФ). // Главбух. 2000. - №5. – С.88-94.

10. Соловьев А.К., Изменение тарифной политики Пенсионного фонда РФ. // Бухгалтерский учет. – 1998. - №9. – С.14-19.

11. Соловьев И. Н., Ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. // Главбух. 2000. - №4. С.68-72.

12. Сотникова Л.В., Расходы на страхование: включение в себестоимость продукции и в себестоимость имущества. // Бухгалтерский учет. 1999. – №2, №3. – С. 12-20, С.23-32.

13. Сухов М.В., Комментарий к Перечню выплат, на которые не начисляются страховые взносы в фонд занятости.// Главбух. 1999. - №22. – С.78-81.

14. Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.07.1995 №741, от 19.02.1996 №166, от 15.04.1996 №462, от 23.12.1996 №1529, от 22.11.1997 №1471, от 23.12.1999 №1431).

С тем, чтобы снять с себя часть расходов по возмещению вреда пострадавшим. Таким образом, данный закон можно считать, в какой-то степени, началом государственного социального страхования в России. Первые российские законы о социальном страховании были далеки от совершенства. Они не предусматривали всех рисков утраты заработка, не охватывали наемных работников отдельных отраслей хозяйства и целых...

... ”. Произошедшее в результате экономических реформ резкое сокращение государственных расходов на нужды социальной защиты населения, к сожалению, не сопровождалось разработкой и внедрением новых ее форм, которые соответствовали бы характеру перемен. Реформы, идущие в области социального страхования, характеризуются бессистемностью и крайней неэффективностью использования средств, выделяемых в...