Рисование простого натюрморта конспект урока. План конспект на тему "Натюрморт в контрастной цветовой гамме.". Натюрморты, выполненные обучающимися изостудии "Живопиь"

Методическая работа. План-конспект открытого урока по теме:

«Декоративный натюрморт с использованием линии и пятна» во 2 классе художественного отделения ДШИ

Цель урока: организация цветового пространства. Равновесие и гармония цвета. Найти и составить динамическую композицию.
Тип занятия: комбинированное.
Количество часов: 6 часов.
Продолжительность урока: 45 минут.
Задача урока: выполнение композиции декоративного натюрморта с использованием линии и пятна на листе формата А3, используя изобразительные средства по выбору учащихся.
Оборудование:
Для преподавателя: работы учащихся прежних лет, методические пособия, дидактические материалы.
Для учащихся: лист формата А3, акварельные и гуашевые краски, кисти, карандаш, ластик, палитра.
План урока:
1 часть. 13 минут. Организационный момент, сообщение учебного материала.
Совместное целеполагание с учащимися, направленное на сбор необходимого и возможного изобразительного и информационного материала к последующей работе над декоративным натюрмортом. Разделить в сознании учащихся тему и цели занятия.
Использовать карты иллюстрации, технологические карты, презентацию о художниках, работающих в декоративной технике, вопросы учащимся.
2 часть. 7 минут.
Подбор колеров для декоративного натюрморта.
3 часть. 20 минут.
Самостоятельная работа (эскизы декоративного натюрморта, основой которого является линия и пятно), работа гуашью на формате А3.
4 часть. 3 минуты.
Оценочно-рефлексивная деятельность с помощью сигналов: красный – «5», синий – «4», зеленый – «3».
Домашнее задание. 2 минуты.
Выполнить упражнение на характеристики цвета «теплый – холодный», «темный – светлый» для декоративного натюрморта гуашью на формате А3.

Ход занятия

Организационный момент : проверка готовности учащихся к уроку, наличия необходимых материалов и оборудования (бумага А3, карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра).
Объяснение нового материала.
Темой нашего занятия является декоративный натюрморт с применением линии и пятна. Сегодня мы с вами вспомним о понятии «декоративность», рассмотрим, как решали вопросы декоративной стилизации в натюрморте знаменитые художники на примере репродукций и презентации. Поговорим о способах декоративной стилизации в натюрморте. Затем вам предстоит практическая работа по закреплению темы нашего занятия. Наша цель – цветовое равновесие и гармония в работе. Прежде чем говорить о новой теме, я напомню, что сначала необходимо составить эскиз для будущей работы. Необходимо составить колеры, цвета в которых будет будущая работа. Вы, конечно, знаете, что стилизация – это декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. Чтобы в декоративном натюрморте состоялась стилизация, он должен быть выстроен в едином плане, где все изображаемые объекты, как и все изобразительные средства, должны работать на утверждение одного композиционного принципа, одной идее. Стилизация может идти по пути предельного упрощения и доведения до предметных символов, а может и наоборот за счет усложнения формы и наполнения изображения декоративными элементами. Можно построить натюрморт на тягучей пластике силуэтов, или взять за основу рубленые прямоугольные формы с динамикой линий и контрастными цветовыми сочетаниями. Необходимо, чтобы каждый натюрморт был понятен, имел свою особенность.



Способы трансформации формы (на примере бутыли). Показ репродукций.
1. Округлить или вытянуть форму.
2. Изменить соотношение пропорций как внутри предмета, так и между предметами.
3. Можно увеличивать или уменьшать количество предметов, вводить дополнительные объекты, драпировки.
4. Соотношение цветовых пятен.

Итак, давайте повторим:
1. Что такое «декоративность»?
2. Как вы понимаете выражение «стилизация предмета»?
3. Назовите способы выразительности предмета?
4. Что значит равновесие цветовых пятен?
Теперь давайте посмотрим презентацию на тему: «Декоративный натюрморт в творчестве художников».Показ презентации.










Итак, давайте с вами закрепим, каких художников вы запомнили из презентации (показ карточек с репродукциями художников).
Сейчас вам необходимо на отдельном листке сделать колер для будущей работы.
Теперь я предлагаю вам выполнить практическую работу на формате А3. Необходимо выполнить эскиз декоративного стилизованного натюрморта с натуры. Можно выполнить в стиле известных художников из рассмотренных нами ране. Необходимо правильно расположить предметы в композиции. Для достижения равновесия можно использовать разделение плоскости на части. Цветовое решение – в контрастно-дополнительных цветах, верно распределить цветовые акценты.

Самостоятельная работа. 20 минут.










Оценочно-рефлексивная деятельность. 3 минуты.
Домашнее задание. 2 минуты. Самостоятельно выполнить упражнение на характеристики цвета.

Литература
1. Н.П. Бесчастнов, В.Я. Кулаков и др. «Живопись» - М: Владос, 2003г.
2. Алексеев С.О. «О колорите» - М, 1974г.
3. Ануфриев В.Г., Ануфриева Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. «Рисунок, живопись, станковая композиция, основы графического дизайна».
4. Беда Г.В. «Живопись» - М: Просвещение, 1986г.
5. Волков Н.Н. «Композиция в живописи» - М: 1977г.
6. Волков Н.Н. «Цвет в живописи» - М: Искусство, 1985 г.
7. Кузин В.С. «Изобразительное искусство», 2 класс – М: Дрофа
8. Манин В.С. «Шедевры русской живописи» - М: Белый город, 2003г.
9. Яшухин А.П. «Живопись» - М: Просвещение, 1985г.

Тип образовательного учреждения: Таврическая школа-гимназия № 20 Возраст детей и их количество: 6 класс (1213 лет), 29 человек Время: 45 минут Тема: Натюрморт как жанр изобразительного искусства Цель: Расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях его композиционного решения. Выполнить натюрморт с натуры.

Цели: обучающие: усвоить понятие натюрморт; научить составлять натюрморты; обучить рисованию с натуры, изображая предметы в цвете с передачей конструктивного строения предметов, их пропорций. развивающие: развивать творческий потенциал; расширить кругозор учащихся; активизировать наблюдательность детей; развивать у них глазомер; образное мышление. воспитательные: воспитать эстетический вкус, внимательность, наблюдательность.

Тип урока: усвоение новых знаний Оборудование для учителя: Изобразительный ряд: репродукции картин, рисунки – примеры композиционного расположения предметов в натюрморте, схема последовательности рисования натюрморта. Музыкальный ряд: П. И. Чайковский - Времена года. Осень. Оборудование для учащихся: бумага (формат А 4), карандаш, ластик, краски акварельные, кисть, палитра баночка для воды тряпочка Компьютерные технологии: видео «Как поэтапно рисовать натюрморт» , слайд-презентация с работами художников

Ключевые слова: натюрморт – в переводе с французского "мёртвая натура", т. е. изображение неодушевлённых предметов. эскиз - Предварительный набросок рисунка, картины или части ее. композиция -система правил и приемов расположения частей картины в единое целое, умение точно разместить изображение на листе. композиционный центр - это то, что является главным в композиции, должно быть акцентировано. контраст - это резкое отличие предметов по тем или иным свойствам (размерам, форме, цвету, светотени и т. д.), резко выраженная противоположность: длинный - короткий, толстый - тонкий, крупный - мелкий.

Ход урока I. Организационный момент 1. Приветствие. Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут и вашим девизом: Не можешь – узнай, Не знаешь – узнай, Не бойся тропы отвесной, Пробуй, ищи, свершай, достигай, Чтоб жизнь твоя стала песней. Л. Татьяничева

II. Актуализация знаний. Метод - беседа Проводится в игровой форме, вопросы кладутся в коробку, и учащиеся достают их и отвечают. Педагог: Ребята, а вы помните о чем мы говорили на предыдущем уроке? ? Сейчас я проведу игру – поверку знаний. - Какие вы знаете основные выразительные средства в изобразительном искусстве? (графика, живопись, композиция). - Какие вы знаете виды рисунка? (набросок, зарисовка, эскиз, этюд). - Что такое композиция? (система правил и приемов расположения частей картины в единое целое, умение точно разместить изображение на листе). - Какие главные средства композиции вы знаете? (композиционный центр, контраст, ритм, цвет, фон или среда или пространство). - Что такое композиционный центр? (главное в изображении, выделяется цветом, размером, освещением, но не всегда может быть в центре картины – зависит от расположения предмета и точки зрения). - Какие жанры живописи вы знаете? (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, бытовой, исторический, сказочно-былинный, батальный).

III. Мотивационная и целевая установка на урок. Метод – практический. Формулирую задание в технике «натюрморт» Педагог: - Посмотрите на эти репродукции картин. Художники просто изображают обычные вещи быта, цветы, овощи, фрукты. - К какому жанру живописи можно отнести эти картины? (натюрморт). - Попробуйте дать название каждой картине.

М. А. Врубель "Роза"

Педагог: Послушайте стихотворение – загадку. Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу Знай, что это …(натюрморт). Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из красивейших жанров изобразительного искусства – натюрмортом, узнаете об особенностях его композиционного решения. Вам предстоит нарисовать натюрморт с натуры.

IV. Формирование новых знаний. 1. Из истории натюрморта. Педагог: «Натюрморт» - от французского «мертвая натура» - жанр изобразительного искусства, изображение различных предметов обихода, вещей, снеди (овощи, фрукты, хлеб и т. д.), цветов и прочего. В голландском и немецком языках суть натюрморта выражается как тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем. Возник этот жанр около 400 лет назад в Голландии и Испании. Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру. Вот почему голландский натюрморт 17 века явился отражением голландского быта (Питер Клас и Виллем Клас Хеда «Ветчина и серебряная посуда» , «Завтрак с ветчиной»).

Виллем Клас Хеда "Ветчина и серебряна я посуда. »

Натюрморт так же может просто радовать глаз игрой красок, давать душевный отдых. В Музее изобразительного искусства в Москве висит натюрморт Анри Матисса «Красные рыбки» . Красные рыбки плавают в аквариуме и все. Но эта композиция пробуждает в нас чувство радости.

В русском искусстве натюрморт появился в 18 веке, а время расцвета – конец 19 начало 20 века. Это, прежде всего работы Грабаря и Коровина. Грабарь Игорь Эммануилович

Яркие натюрморты создали художники Машков и Куприн и др. Вы видите один из натюрмортов Машкова «Снедь московская. Хлебы» . Годы войны, голода, разрухи остались позади. Видно, что человеку доставляют радость булки, калачи, баранки, пирожные. Кажется, что Машков увидел не только готовые изделия, но и услышал, как пыхтит вздувающееся тесто и лопается в печи корка хлеба.

V. Закрепление изученного материала. Форма коллективная; метод – практический. - А что можете сказать вы, глядя на этот натюрморт? Какие чувства он у вас вызывает? (аппетитность изделий – от шершавости хлебных форм, от переливов цвета от коричневых, ржаво-красных, желтых до нежных пепельных, сизоголубых и розовых).

2. Последовательность и правила работы над натюрмортом. Этапы выполнения рисунка (объяснение педагога) Педагог: 1. На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправления резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею, т. к. разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.

2. На первом этапе работы краской начнем с общей цветовой характеристики натюрморта, для этого приготовим малонасыщенную смесь – колер, который прозрачным слоем нанесем на все части рисунка, исключая блики.

3. На втором этапе живописи моделируется объемная форма всех предметов и передается их освещенность. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещенных сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более темными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенность и светлоте.

4. На третьем этапе работы продолжаем моделирование объемной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещенности.

5. На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие – то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Рисунок завершен.

Физкультминутка (Дидактическая игра «Настроение») Педагог: У каждого человека бывают разные настроения, которые можно наблюдать по выражению лица, мимике, глазам, общему виду. Предлагаю вам поиграть в настроения. (Педагог называет ситуации и просит детей показать, какие чувства они будут испытывать в тех или иных случаях) - Мама не пускает тебя на прогулку; - Папа подарил тебе большую, красивую игрушку; - Старший брат не дает мяч; - Внезапно на дорогу выбежала собака; - Ты поймал крупную рыбу и т. п.

VI. Практическая часть. Проверка готовности учащегося. (С разрешения педагога учащиеся выполняют рисунок – натюрморт с натуры.)

VII. Итоги урока и рефлексия учебной деятельности. - Что нового о натюрморте вы сегодня узнали? - Вспомните, какую цель мы ставили на уроке? - Понравилась ли вам работать над натюрмортом? - Что было самым сложным и самым интересным на уроке? Выставка работ учащихся. Оценивание работ. VIII. Домашнее задание: Нарисовать осенний натюрморт Заключительное слово педагога. Педагог: Посмотрев ваши работы, могу сказать, что вы научились красиво и выразительно располагать предметы на листе бумаги, правильно подбирать цвет для раскрашивания и тщательно выписывать мелкие детали. Как вам известно, рисунки выглядят привлекательными, если выполнены аккуратно, с художественным вкусом, старательно. Наше занятие подошло к концу, вы все хорошо работали, всем спасибо за работу. До свидания.

Марина Андреева

Занятие по живописи

Перед детьми была постановка, содержащая кувшин, грибочек, баклажан, перчик и вишенки. Все это размещалось на зеленой драпировке без складок.

4 класс, возраст от 12 до 14 лет.

Цели занятия

1. Правильно разместить предметы на листе.

2. Правильно построить кувшин.

3. Передать цветовой тон в соответствии с натурой.

4. Развитие глазомера.

5. Развитие навыка соотношения предметов между собой для точной передачи размеров.

Теоретическая часть.

Некоторые дети в этой группе занимаются первый год, поэтому для них объяснение нюансов и требований к работе было особенно важно. Для более прочного усвоения материала, использовались сравнения, легкие для восприятия.

Например, каждый предмет располагается на своем месте и на определенном расстоянии от других предметов. Для этого объяснения использовался пример орбит, на которых располагаются планеты в солнечной системе.

Практическая часть.

Дети определили положение листа и приступили к размещению предметов на листе. Для начала определилась плоскость (стол, на которой будут размещаться предметы.

У каждого ребенка свои особенности видения натюрморта. Кто-то увеличивает предметы, кто-то мельчит. Кто-то смещает вверх, кто-то вниз, кто-то вправо или влево. Что бы этого избежать, детям рекомендовалось сделать мини-набросок в уголке листа.

Работа с цветом.

Что бы работа была целостной, работать с цветом нужно со всеми предметами сразу, а не по отдельности. Поэтому можно разделить работу с цветом на этапы.

1. Определение основного тона каждого предмета.

2. Выявление затемненных участков, светлых участков, бликов, теней на плоскости, на предметах.

3. Анализ каждого предмета с целью рассмотрения рефлексов и оттенков.

4. Завершающий этап. Обобщение предметов, работа с мелочами.

Итог

Дети заканчивают работу и вместе с учителем обсуждают моменты - что удалось, что нет. Важно похвалить каждого, за проделанную работу. Тем детям, которые занимаются первый год особенно важно понять, что у них все получается.

По завершению занятия становится понятно, что конкретно каждому ребенку удается больше, что меньше. На что в следующем занятии стоит сделать упор.

Готовые работы детей.



Публикации по теме:

Цель: Познакомит детей с тем, что в овощах тоже есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на ткань, то при высыхании жидкость.

Конспект занятия «В лес за грибами и ягодами» для детей 4–5 лет Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим миром) На тему: «В.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром «В лес за ягодами» для детей младшей группы Конспект игрового сеанса в познавательной области. Ознакомление с окружающим. Воспитатель:Мельничек С. В. 25 марта 2015г. Тема: «В лес за.

Корзина с овощами Недавно в нашем поселке Ахтырском, Краснодарского края был проведен праздник под названием "Адрес детства - Кубань". Здесь.

Мастер-класс предназначен для педагогов, родителей - для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Назначение мастер-класса: изготовление.

Ознакомление с петриковской росписью. Конспект НОД в средней группе «Веточка с ягодами» «Веточка с ягодами»Программные задачи: 1. Познакомить детей с Петриковской росписью. 2. Совершенствовать приемы пальчиковой живописи и.

Проект «Знакомство с овощами» Тип проекта: познавательный. Участники проекта: дети второй младшей группы, педагог, родители. Срок реализации:.

Проверен экспертом

Выберите документ из архива для просмотра:

План конспект уроков Живопись 1.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения. Вводный урок №1. 3ч.

Тема: Основы живописи

Цель:

Задачи : Обучать основам живописи. Познакомить с различными живописными материалами и их выразительно-изобразительными возможностями обучить технике рисования гуашью, акварелью, с техниками живописи (по - сырому, сухая кисть и др.). Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка;

Оборудование и материалы

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку.

Постановка цели и задач урока. Введение в предмет, цель и задачи курса обучения. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Анализ картин. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Знакомство с кисточками, красками, бумагой, основными техниками. Знакомство с красками (акварель, гуашь, пастель, масляные краски и др.) и их свойствами (тон, насыщенность). Ахроматическими и хроматическими цветами в живописи.

3. Практическая работа. Яблоко в ахроматической гамме. Рисование эскиза и в цвете. Самостоятельная деятельность: упражнения цветоведения выполнить орнамент с ахроматическими и хроматическими цветами.

4. Итоги урока

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 10.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №10,3ч.

Тема: Живопись набросков лиственного дерева

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Живопись набросков лиственного дерева. Познакомить с пропорциями и индивидуальными особенностями живописи осеннего дерева, цветовой палитрой при изображении осени. Изучение основных характеристик цветового пятна. Знакомство с понятием «натуральный цвет предмета».

3. Практическая работа. Живопись набросков лиственного дерева. выполнение эскиза, цветового этюда Самостоятельная работа: наблюдение в природе и на иллюстрациях деревьев, этюд дерева

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 11.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №11,3ч.

Тема: Живопись этюдов осеннего пейзажа

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Живопись этюдов осеннего пейзажа. Знакомство с воздушной перспективой. Построение шкалы родственных цветов. Использование цветовой растяжки для передачи воздушной перспективы. Выполнение шкалы родственных цветов с множеством оттенков, добавление ахроматических цветов. Изучение свойств жёлто-красной гаммы. Контрасты тона, цвета, цветовой насыщенности.

3. Практическая работа. Живопись этюдов осеннего пейзажа выполнение эскиза, цветового этюда. Самостоятельная работа: выполнение цветовых растяжек, композиционный поиск

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 12.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №12,3ч.

Тема: Живопись постановки из двух предметов на нейтральном фоне.

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Живопись постановки из двух предметов на нейтральном фоне. Обучать основам живописной грамоты: законам тоновых и цветовых отношений, законами соподчинения и контраста, целого и детали

3. Практическая работа. Живопись постановки из двух предметов на нейтральном фоне. Самостоятельная работа: выполнение цветовых растяжек, композиционный поиск

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 13.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №13,3ч.

Тема: Живопись этюдов различных животных.

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Живопись этюдов различных животных. Познакомить с пропорциями и особенностями изображения животных, птиц в цвете. Цветовое пятно и цветовой силуэт.

3. Практическая работа. Живопись этюдов различных животных: выполнение цветовых эскизов, композиционный поиск Самостоятельная работа: наблюдение в природе и на иллюстрациях животных, этюд

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 14.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №14,3ч.

Тема: Живопись постановки из трёх предметов сближенных по цвету.

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Живопись постановки из трёх предметов сближенных по цвету. Познакомить с пропорциями и особенностями изображения постановки из трёх предметов сближенных по цвету на нейтральном фоне. Написание натюрморта в технике дробного мазка.

3. Практическая работа. Живопись постановки из трёх предметов сближенных по цвету: выполнение цветовых эскизов, композиционный поиск Самостоятельная работа: этюд натюрморта

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 15.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №15,3ч.

Тема: Автопортрет в цвете.

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Автопортрет в цвете. Знакомство с основными пропорциями лица человека. Закрепить умение смешивать

3. Практическая работа. Автопортрет в цвете: выполнение цветовых эскизов, композиционный поиск Самостоятельная работа: смешение красок, цветовая растяжка для передачи объема.

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 16.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №16,3ч.

Тема: Живопись набросков хвойного дерева.

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Живопись набросков хвойного дерева. Закрепить умение использовать гармоничные цвета и оттенки в работе.

3. Практическая работа. Живопись набросков хвойного дерева: выполнение цветовых эскизов, композиционный поиск. Самостоятельная работа: наблюдение в природе и на иллюстрациях деревьев, этюд ели.

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 17.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №17,3ч.

Тема:

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть.

3. Практическая работа.

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 18.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №18,3ч.

Тема: Живопись натюрморта из двух предметов в холодной цветовой гамме.

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Живопись натюрморта из двух предметов в холодной цветовой гамме. Дать понятие «Холодная цветовая гамма». Тональный контраст, усиление характерных особенностей предметов, выявление формы. Самостоятельная работа: натюрморт бытовой утвари

3. Практическая работа. Живопись натюрморта из двух предметов в холодной цветовой гамме: выполнение цветовых эскизов, композиционный поиск. Самостоятельная работа: натюрморт бытовой утвари

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 19.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №19,3ч.

Тема: Живопись с натуры букетов цветов в родственной цветовой гамме.

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Живопись с натуры букетов цветов в родственной цветовой гамме. Выполнение шкалы родственных цветов с множеством оттенков, добавление ахроматических цветов. Изучение свойств жёлто-красной гаммы. Контрасты тона, цвета, цветовой насыщенности. 3. Практическая работа. Живопись с натуры букетов цветов в родственной цветовой гамме.: выполнение цветовых эскизов, композиционный поиск. Самостоятельная работа: натюрморт бытовой утвари, упражнения смешения цветов, цветовые растяжки, этюды цветов

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 2.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №2,3ч.

Тема: Основы цветоведения

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Анализ картин. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Цветовая композиция узора. Знакомство с основами цветоведения, правилам построения цветовой композиции узора.

3. Практическая работа. Изображение орнамента в полосе, квадрате и круге. Самостоятельная деятельность: упражнения цветоведения выполнить орнамент с основными и дополнительными цветами. Рисование эскиза и в цвете

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 20.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №20,3ч.

Тема: Живопись натюрморта из двух предметов быта в теплой цветовой гамме.

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Живопись натюрморта из двух предметов быта в теплой цветовой гамме. Познакомить с тонкостью цветовых переходов, путём осветления цветов. Развивать умение смягчать звучание палитры, находить различные оттенки одного цвета. Дать понятие «Теплая цветовая гамма» цветовая гармония.

3. Практическая работа. Живопись натюрморта из двух предметов быта в теплой цветовой гамме: выполнение цветовых эскизов, композиционный поиск. Самостоятельная работа: упражнения цветовой растяжки, орнамент в теплой цветовой гамме

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 21.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №21,3ч.

Тема: Живопись с натуры учебных натюрмортов из двух предметов контрастных по цвету на нейтральном фоне.

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Живопись с натуры учебных натюрмортов из двух предметов контрастных по цвету на нейтральном фоне. Дать понятие «цветового контраста». Развивать умение использовать в живописи контрастные цвета.

3. Практическая работа. Живопись с натуры учебных натюрмортов из двух предметов контрастных по цвету на нейтральном фоне: выполнение цветовых эскизов, композиционный поиск. Самостоятельная работа: композиционный поиск цветового решения натюрморта, этюды предметов

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 22.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №22,3ч.

Тема: Творческая деятельность.

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Творческая деятельность. Самостоятельная работа: подготовка к конкурсам, выставкам (материалы и тема на выбор учащихся)

3. Практическая работа. Самостоятельная работа: композиционный поиск цветового решения натюрморта, этюдов предметов, пейзажей.

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 3.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №3,3ч.

Тема: Основы цветоведения

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам цветоведения, правилам построения цветовой композиции узора. Знакомство с ритмом, изображение орнамента симметричного и ассиметричного. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Определение понятий: цвет, свойства цвета, цветовой круг, теплые и холодные цвета. Цветовая композиция узора. Обучение основам цветоведения, правилам построения цветовой композиции узора. Знакомство с ритмом, изображение орнамента симметричного и ассиметричного. 3. Практическая работа. Рисование эскиза и в цвете. Выполнение орнаментальных композиций в гамме, расположенной в одной из четвертей цветового круга. Самостоятельная работа: упражнения в смешении красок.

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 4.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №4,3ч.

Тема: Живопись листьев

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения цветовой композиции. Знакомство с ритмом, изображение орнамента симметричного и ассиметричного. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Основы цветоведения. Знакомство с основами цветоведения. Средства живописного изображения на плоскости. Краски. Смещение красок.

3. Практическая работа. Живопись листьев. Рисование эскиза и в цвете. Выполнение упражнений на составление красочных смесей путем смешивания красок, имеющих оттенки желтого цвета с добавлением ахроматических цветов. Выполнение композиции в желтой цветовой тональности. Самостоятельная работа: этюды осенних листьев.

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

План-конспект открытого урока по теме

«Контраст дополнительных цветов. Декоративный натюрморт».

(Урок цветоведения в 1-м классе художественной школы).

Паскаль Елена Владимировна

преподаватель художественной школы

Тип урока: комбинированный.

Цели урока.

1. Обучающие:

Закрепить понятие «дополнительные цвета»;

Дать теоретические знания о взаимодействии дополнительных цветов;

Познакомить с понятием декоративного натюрморта и некоторых приемах стилизации;

Учить применять ограниченную цветовую гамму в натюрморте для гармонизации композиции.

2. Развивающие:

Развитие чувства цветовой гармонии;

Содействие развитию внимания, умения слушать учителя;

Умение применять теоретические знания, полученные на уроке, в самостоятельной работе над натюрмортом;

Умение получать большое количество оттенков цвета путем смешивания красок в ограниченной цветовой палитре.

3. Воспитывающие:

Воспитание аккуратности, умения слушать товарища;

Воспитание чувства единения, дружбы в коллективе.

Материалы к уроку (для учителя).

1. Таблица по смешению дополнительных цветов (методическое пособие).

2. Таблица «Основные пары дополнительных цветов».

3. Репродукции картин художников на контраст дополнительных цветов:

Андрей Рублев «Троица», Ван Гог « Подсолнухи», Анри Матисс «Танец», Поль Сезанн «Гора Сен-Виктор».

4. Фланелеграф и элементы натюрморта для составления композиции в цвете.

5. Детские работы(декоративный натюрморт), студенческие работы.

6. Репродукции декоративных натюрмортов: В. Лебедев «Натюрморт с палитрой и кувшином», Д. Штеренберг « Натюрморт с лампой и селедкой», И. Машков «Фрукты на блюде», Е. Абрамова « декоративный натюрморт».

Материалы к уроку для учащихся.

1. Гуашь, кисти, палитра, банка.

2. Подготовленный рисунок натюрморта.

3. Упражнение на смеси дополнительных цветов, выполненное ранее.

План урока.

1. Оргмомент, проверка готовности к уроку (2 мин).

2. Объявление темы и задач урока (2 мин).

3. Сказка «Кругоцвет и его волшебный сад» (5 мин).

4. Беседа по сказке. Повторение понятия дополнительных цветов, их расположения в цветовом круге и взаимовлиянии(5 мин).

5. Объяснение новой темы о контрасте дополнительных цветов, показ иллюстраций по теме (10 мин).

6. Упражнение на свойство дополнительных цветов, выводы из упражнения (5 мин).

7. Беседа о декоративном натюрморте, его выразительных средствах и некоторых приемах стилизации (7 мин).

8. Упражнение на композиционное расположение цвета в натюрморте (3 мин).

9. Инструктаж по выполнению натюрморта в цвете (5 мин).

10. Самостоятельная работа: декоративный натюрморт в цвете (28 мин).

11. Выставка работ и их сравнительный анализ (5 мин).

12. Итоги занятия. Закрепление понятий (2 мин).

Ход урока.

1. Провести проверку готовности к уроку, отметить отсутствующих, проверить материалы и принадлежности, рисунок натюрморта.

2. Сегодня на занятии мы с вами вспомним о дополнительных цветах и их свойствах, узнаем еще об одном виде контраста - контрасте дополнительных цветов.

Вспомните, какие виды контраста мы уже знаем? (Контраст цвета, контраст светлого и темного, контраст теплых и холодных цветов).

Сегодня мы выполним в цвете натюрморт, рисунок которого мы выполнили на прошлом уроке, выполним еще несколько упражнений.

А сейчас я расскажу вам сказку про Кругоцвета и его волшебный сад.

Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок.

Сказка «Кругоцвет и его волшебный сад».

В одном очень далеком волшебном царстве-государстве был у одного царя волшебный сад, где росли удивительно яркие цветы. Похожие на нас, людей. За цветами ухаживал садовник по имени Кругоцвет. Он очень любил свои цветы, поливал их, подкармливал, разговаривал с ними. Цветы жили в мире и дружбе, поддерживали друг друга, и от этого каждый цветок становился еще ярче и наряднее в своем разноцветном наряде. Бабочки каждый день прилетали с этот сад, чтобы полюбоваться на желтые нарциссы и красные розы, синие васильки и оранжевые бархатцы, фиолетовые левкои и бардовые георгины. Бабочки всегда пели песенки о красоте и аромате прекрасных цветов и радовались, что здесь всегда царит любовь и дружба, здесь даже ярче светит солнышко и очень приятно гостить в этом саду.

Но в один не совсем солнечный день подул холодный северный ветер и уронил колючие льдинки на цветы в саду. В хорошеньких головках наших цветов появились вдруг совсем нехорошие мысли о том, что каждый из них лучше другого, прекрасней и ярче, поэтому именно он должен занимать самое почетное место на клумбе, а все остальные цветы должны кланяться ему и воздавать ему почести и хвалы. Сначала это были только мысли, затем они стали произноситься шепотом, а потом все это переросло в громкий скандал на клумбе. Мир и любовь оставили этот волшебный сад, и тогда некоторые из цветов решили навсегда покинуть свой родной дом, Кругоцвета и пошли, куда глаза глядят. Оставшиеся в саду цветы вдруг сразу поблекли, они перестали издавать и благоухание. Бабочки перестали замечать их и вообще перестали прилетать в этот сад. Волшебный сад стал унылым и скучным. И решил Кругоцвет пойти искать ушедшие цветы, вернуть их в сад и помирить с остальными, ведь невозможно жить в печальном и унылом саду, где не живет любовь.

И пошел Кругоцвет … Долго ли, коротко ли, приходит Кругоцвет в дремучий лес, где темно и сыро, страшно и уныло, в лесу болото топкое, серое и зловонное. Видит Кругоцвет, что в болоте том все цветы его ушедшие. Они заблудились и попали в беду, чуть не погибли здесь все. Кругоцвет соорудил из веток специальную ладью-корзину и спас всех своих питомцев. Отправились они в обратный путь.

Ранним солнечным утром они все вместе вернулись в свой уютный сад. Сколько радости и веселья было! Все обитатели сада танцевали, пели, обнимали друг друга, забыли все прежние обидные слова, колкости. Цветы взялись за руки и затеяли хоровод. Желтый нарцисс танцевал рядом с пышной фиолетовой сиренью, красно- оранжевая роза держала за руку сине-зеленый гиацинт, оранжевые бархатцы веселились рядом с синими колокольчиками и васильками. От соседства друг с другом все цветы стали только ярче и наряднее. Бабочки с пчелами тоже кружились в этом прекрасном дружном хороводе, как и прежде воспевая яркость и аромат всех цветов на клумбе у Кругоцвета. Радовался Кругоцвет, что в его волшебном саду вновь поселились Дружба и Любовь.

4.Беседа по сказке.

Ребята, как вы думаете, кто такой Кругоцвет? (это цветовой круг).

А цветы из волшебного сада что это? (цвета из цветового круга).

Какие цвета усиливают звучание друг друга, делают ярче и выразительнее? (дополнительные цвета).

Дети, смогли ли по-прежнему жить цветы, когда часть из них ушла?

Оказывается, что дополнительные цвета почти не могут существовать друг без друга, если в картине есть один цвет. Но нет его дополнительного цвета, то наш глаз сам обязательно его создаст в поле нашего зрения. Дополнительные цвета образуют собой странную, казалось бы, пару. Несмотря на противоположность, они нуждаются друг в друге, а находясь рядом, максимально друг друга зажигают. Так и люди в обществе нуждаются друг в друге, во взаимной поддержке и помощи, нуждаются в любви.

А мы продолжаем говорить о дополнительных цветах.

Сделаем выводы.

1. Расположенные рядом дополнительные цвета делают друг друга ярче.

2. Каждый цвет имеет лишь один единственный себе дополнительный цвет и расположены они в цветовом круге друг против друга (по диаметру).

3. Если смешать два дополнительных цвета в равных пропорциях. То они дают нейтральный серый цвет.

4. Друг без друга жить дополнительные цвета не могут. Если нет дополнительного цвета рядом, то в поле нашего зрения возникает этот дополнительный цвет, чтобы глазу стало спокойно.

5. Контраст дополнительных цветов.

Давайте назовем основные пары дополнительных цветов, пользуясь цветовым кругом:

Желтый - фиолетовый;

Желто-оранжевый - сине-фиолетовый;

Оранжевый - синий;

Красно-оранжевый - сине-зеленый;

Красный - зеленый;

Красно-фиолетовый - желто-зеленый.

(Эти пары называют дети).

Если мы проанализируем эти пары, то найдем, что в них всегда присутствуют все три основных цвета: желтый, красный и синий.

Назовите состав цвета в каждой паре:

Желтый – фиолетовый = желтый – красный + синий;

Синий – оранжевый = синий – красный + желтый;

Красный - зеленый = красный - желтый + синий.

Мы уже говорили о том, что существует удивительный и необъяснимый факт появления в наших глазах при восприятии того или иного цвета одновременно и другого, уравновешивающего его дополнительного цвета. Если реально отсутствует дополнительный цвет, то он спонтанно создается в нашем сознании, чтобы было равновесие и гармония. Было установлено, что основой гармонии в дизайнерских работах является закон дополнительных цветов, потому что при его соблюдении в глазах создается ощущение равновесия. У зрителя появляется ощущение спокойствия, прочности, статики, если в настенной живописи есть дополнительные цвета. Помимо этого каждая пара дополнительных цветов обладает и другими особенностями. Желтый-фиолетовый - это не только контраст дополнительных цветов, но и контраст светлого и темного. Красно-оранжевый и сине-зеленый - это еще и контраст теплого и холодного.

Показывается на примерах детских работ и репродукций контраст дополнительных цветов.

На предыдущих уроках мы делали упражнение на смешивание дополнительных цветов. В центре образуется нейтральный серый цвет. Во многих картинах дополнительные цвета используются не только как контрастные, но и составляют основы смесей, которые служат для тонального выравнивания всего произведения.

В природе тоже есть сочетания, смешения дополнительных цветов(стебли и листья красных роз, пока еще бутоны не распустились).С помощью смесей дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые цвета. Старые мастера добивались очень цветного серого, благодаря тому, что на основной цвет полосками накладывали дополнительный ему цвет или же покрывали первый цвет тончайшим слоем дополнительного цвета. Пуантилисты наносили чистые цвета мельчайшими точками рядом друг с другом, а появление серого тона происходило уже в глазах зрителя.(Поль Сезанн « Гора Сен-Виктор»).


6. Упражнение на фланелеграфе.

1) Смотрим на красный квадрат 20 сек, затем переводим взгляд

на пустое пространство и видим такой же квадрат, но зеленого цвета.

2) Смотрим на зеленый квадрат 20 сек, переводим взгляд, видим красный квадрат на пустом поле.

Наш глаз сам находит дополнительный цвет, чтобы была гармония, спокойствие.

Натюрморт (неживая натура)- жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов.(Вопрос о натюрморте задается детям, поскольку они уже знакомы с определением натюрморта).

В реалистических натюрмортах художники изображают конкретную жизнь, с разнообразными ощущениями. В 20 веке натюрморты изменяются, в них появляется психология, Иногда художник вообще уходит в свой мир, в мир идей.

Давайте посмотрим натюрморты, представленные на доске.

Чем они отличаются от натюрмортов, которые пишем мы в художественной школе? Они очень эмоциональные, красочные, яркие, в них не передается почти объем предметов, светотень. В этих натюрмортах иногда могут быть украшения в виде орнаментов. Здесь иногда используется линия подчеркивания.

Мы на прошлом занятии уже нарисовали композицию нашего натюрморта. Мы увидели, что в декоративном натюрморте предметы могут располагаться на одной линии, в них нет овалов. Они плоские, т.е. мы исключили объем в нашем натюрморте. А сегодня мы узнаем, как можно выполнить декоративный натюрморт в цвете.

Во-первых, чтобы натюрморт не был просто раскрашен, мы возьмем ограниченное количество цвета. Вы познакомились сегодня с контрастом дополнительных цветов, поэтому я предлагаю вам использовать любую пару дополнительных цветов и еще черный и белила. В композиционном центре хорошо использовать контраст, а по краям натюрморта используем сложные смеси дополнительных цветов,возможно, приглушенных черным или осветленных белилами, а возможно и соединение того и другого. Вариантов здесь можно подобрать множество, используя различные смеси красок в их разных соотношениях. В любой декоративной композиции есть элементы, с помощью которых вы можете создать выразительную композицию. Это линия, пятно, штрих, силуэт, точка, фактура. А также различные их сочетания.

В сегодняшней композиции натюрморта мы используем только два выразительных средства- пятно и линию. Эти элементы мы уже знаем.

Какие линии могут быть по характеру начертания? (Тонкие, широкие, прямые, волнистые, зигзагообразные).

Что такое пятно? Пятно – это часть, участок, выделенный одним локальным цветом. Пятно также может быть обогащено нюансами. Форма пятна может быть произвольная, бывает геометрическая, но у нас сегодня мы ее не будем применять.

Как можно выделить цветом композиционный центр? (Взять в чистом виде контраст дополнительных цветов).

Как цветом можно списать края натюрморта, чтобы они не выделялись? (Брать смеси дополнительных цветов вплоть до серого).

8. Проведем быстрое упражнение на размещение цвета в натюрморте. (Дети на фланелеграфе располагают силуэты предметов натюрморта).

9. А теперь приступим к выполнению натюрморта самостоятельно. Обязательно в крышечках сделайте смеси-колера пары дополнительных цветов, чтобы потом брать колер и добавлять в него другие цвета, постепенно переходя от центра к краям.

В конце работы, когда все будет сделано цветом, можно тонкой кисточкой применить линию в натюрморте. Можно украсить орнаментом предметы и подчеркнуть теневые места черной линией. Только линия не должна быть одинаковой по толщине и характеру.

10. Самостоятельная работа учащихся над декоративным натюрмортом. Преподаватель работает индивидуально с каждым учеником,направляя его.

11. В конце занятия работы выставляются на мольберты, проводится их анализ.

12. Итоги урока.

На занятии мы сегодня узнали о контрасте дополнительных цветов.

- Как дополнительные цвета ведут себя, находясь рядом?

- Какие оттенки цвета получаются при смешивании дополнительных цветов?

- Что требует наш глаз, если нет дополнительного цвета рядом с каким-то цветовым пятном?

- Какие выразительные средства мы использовали в натюрморте?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

- Вы все хорошо сегодня справились с поставленными задачами на занятии. Благодарю всех!