Сложносочиненное предложение с союзом то ли. Сложносочиненное предложение

В русском языке принято подразделять предложения на простые, в состав которых входит одна грамматическая основа, и сложные, включающие в себя несколько подлежащих и сказуемых, не являющихся однородными членами. В 9 классе программа подразумевает изучение различных типов сложных предложений. К ним относятся сложносочинённые предложения (примеры которых будут приведены далее), а также сложноподчинённые и бессоюзные. В начале курса подробно изучается, что такое ССП в русском языке (Сложносочинённое Предложение).

Классификация ССП

Как следует из названия термина, сложносочинённым предложением называется сложное предложение с сочинительной связью, которая может быть выражена при помощи сочинительных союзов или некоторых частиц. В отличие от фраз, где применяется подчинительная связь и одна часть предложения является зависимой (т. е. не может употребляться отдельно от главной), в ССП обе части равноправны. Ниже приведена таблица с примерами сложносочинённых и сложноподчинённых предложений из произведений.

Сочинительная связь в предложении может принимать следующие значения:

  1. Соединительные отношения используют в тех случаях, когда нужно показать последовательность двух действий или подчеркнуть их одновременность: Часы показали полночь, и в доме наконец наступила тишина. Связь оформляется при помощи союзов и , да , также , тоже и некоторых частиц: ни… ни .
  2. Отношения между частями предложения могут быть разделительными, когда необходимо указать на смену событий, их чередование или сопоставление: Не то померещилось ему, не то и в самом деле в небе промелькнуло что-то яркое. В этом случае используется союз или , а также различные повторяющиеся частицы: то ли… то ли , не то… не то и другие.
  3. Сопоставительные отношения используют, чтобы обратить внимание на тождественность двух частей ССП при помощи а именно или то есть : Я очень боюсь высоты, а именно пугают меня крыши многоэтажных строений и бесконечно длинные лестничные пролёты.
  4. К пояснительным отношениям относят различного рода конкретизацию, уточнения, выражаемые словами а , но , а значит , а также и т. д.: В загородном доме всё было прекрасно, но немного протекала крыша.
  5. Градационными называют такие отношения в ССП, которые предполагают дальнейшее развитие: Если не получится до конца недели закончить постройку, то по крайней мере вами уже будет сделана половина работы . Для связи используются союзы мало того что… ещё и , не только… но и , не сказать чтобы… но и другие.

Кроме того, сопоставительные отношения иногда подразделяют ещё на 3 небольших категории, куда входят собственно сопоставительные (сюда включают фразы с союзами а, да ), противительные (для выражения несоответствия при помощи а, но ) и уступительные (с использованием только ).

Виды сочинительных союзов

Для связи между грамматическими основами используются служебные части речи - союзы и в некоторых случаях частицы. Союзы в ССП принято разделять на три категории:

  • соединительные: и, да и, тоже ;
  • разделительные: либо, не то… не то, или ;
  • противительные: однако, зато, а, но .

Кроме того, сложносочинённые союзы отличаются по своему составу. Большинство из них состоит из одного или двух слов (да, также, но, или, зато ) и употребляется только в одной части ССП:

Не справились бы мы до заката, да товарищи пришли на помощь .

Однако также выделяют двойные союзы, которые используются в обеих частях фразы (не только… но и, либо… либо, или… или ):

Или завтра грянет гроза с проливным дождём, или будет весь день стоять жара.

Союзы в ССП обычно находятся в начале второй части предложения (или в начале обеих частей, если речь идёт о двойном союзе). Исключениями являются тоже, также и частица же , которые могут располагаться в середине фразы:

Январь выдался на редкость тёплым, февраль тоже не спешил обрадовать ребят снегом.

Местоположение союза во фразе и тип, к которому он относится, необходимо знать, чтобы верно расставить знаки препинания (при их необходимости).

Основные правила пунктуации

Как и во всех других типах сложного предложения, чаще всего в ССП необходимо отделять одну часть от другой при помощи запятой перед сочинительным союзом или частицей.

Мы могли бы приехать уже сегодня, но неожиданные обстоятельства помешали нашим планам.

Либо Павел не получил её сообщение, либо на линии опять возникли проблемы.

Однако важно помнить, что сочинительные союзы могут соединять не только части сложного предложения, но и однородные члены. В таких случаях необходимо выделить грамматические основы и понять, не являются ли подлежащие и сказуемые однородными, как в следующем простом предложении:

Пчёлы или осы летом часто залетают в квартиру и могут кого-нибудь ужалить.

Кроме того, пунктуация в ССП не ограничивается только запятыми. В некоторых фразах используются знаки препинания, скорее свойственные бессоюзной связи.

Точка с запятой и тире

В некоторых случаях вместо запятой следует использовать другие знаки препинания. Если предложение сильно распространено (в нём есть причастные или деепричастные обороты, вводные слова, большое количество однородных членов) и внутри уже есть запятые, следует отделять одну часть фразы от другой при помощи точки с запятой:

Ребята сходили на пруд, несмотря на начинающийся дождь, проведали соседку, прошли по заброшенной лесной тропе; но лишь к вечеру им разрешили зайти домой.

В ситуациях, когда одна часть ССП резко противопоставлена другой или когда вторая часть является следствием первой, между ними необходимо ставить тире:

Удар - и он упал.

Кроме того, пунктуационные ошибки во фразах с сочинительной связью возникают не только при определении верного знака препинания. Иногда встречаются сложные предложения, в которых отсутствуют и запятые, и тире.

Когда знаки препинания не ставятся

Следует помнить о некоторых случаях, когда запятая не требуется. Например, если два простых предложения в составе сложного соединены одиночными союзами и , да , или , либо и имеют какой-либо общий элемент, то знак препинания между ними не нужен. В качестве общего элемента могут выступать:

  1. Общий второстепенный член (обычно - дополнение или обстоятельство): У его родителей на ферме живут коровы и растут груши.
  2. Общая придаточная часть (в том случае, если в предложении наравне с сочинением используется подчинение): Пока брат гулял, мама сходила в магазин и сестра начала печь пирог.
  3. Общая часть предложения, связанная бессоюзной связью (только тогда, когда обе части ССП более подробно раскрывают содержание фразы): Девушку охватило отчаяние: ушёл последний трамвай и отъехал последний автобус.
  4. Общее вводное слово: Как известно, наша планета имеет форму шара и Луна вращается вокруг неё .

Помимо указанных случаев, запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если их объединяет интонация:

Сколько осталось времени до экзаменов и когда следует начинать к ним готовиться? - вопросительная интонация.

Пусть завершится старый год и начнётся новый! - побудительное предложение.

Как чарующе играет опытный музыкант и как удивительно тонко настроен его слух! - обе части объединены восклицанием.

Знак препинания не требуется и в назывных предложениях (не имеющих сказуемого), если союз не является двойным:

Удивительная красота и совершенно необъяснимое зрелище.

Однако это правило не относится к названиям книг, фильмов и т. д.:

Ирония судьбы, или С лёгким паром!

Запятая не нужна в неопределённо-личных предложениях, но лишь тогда, когда подразумевается один и тот же исполнитель действия:

Больным принесли обед и затем забрали грязную посуду.

Запомнить все перечисленные правила и частные случаи нелегко. Проще всего освоить полученную информацию, выполнив несколько заданий на закрепление навыка.

Примеры упражнений

Задание 1. Составить схемы для сложносочинённых предложений из художественной литературы (М. Е. Салтыков-Щедрин). Объяснить расстановку знаков препинания.

Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навёл их на след.

Сначала нужно определить подлежащие и сказуемые: они бродили и запах навёл . Таким образом, в предложении 2 грамматических основы, и они соединяются между собой союзом но .

Для составления схемы ССП каждая часть обозначается квадратными скобками, между которыми указывается сочинительный союз: […], но […] .

Знаки препинания объясняются следующим образом: запятая перед союзом но разделяет 2 части ССП; наконец обособлено с обеих сторон, так как это вводное слово.

Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли.

Нужно выделить грамматические основы: смотрели генералы и сердца играли . Связь между частями предложения обеспечена при помощи соединительного союза и . Схема ССП имеет вид: […], и […] .

Единственная запятая разделяет две простые части сложного предложения.

Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.

Первое предложение в составе сложного является неполным: в нём опущено подлежащее, сказуемое - хотел дать . Второе предложение - обычные, двусоставное; его грамматическая основа - они закоченели . Связь производится при помощи противительного союза но . Схема выглядит так: […], но […] .

Запятая перед союзом разделяет сложное предложение на две части; вторая запятая указывает на деепричастный оборот.

Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру верёвка была готова.

В первой части наблюдаются однородные сказуемые - набрал, размочил, поколотил, помял, относящиеся к подлежащему мужичина. Вторая часть ничем не осложнена: верёвка была готова. Схема имеет вид: […] - и […].

Запятые ставятся, поскольку присутствует несколько однородных членов. Тире необходимо, так как вторая часть фразы является результатом первой.

Задание 2. Определить, какие из предложений являются сложносочинёнными.

(1) Шестиклассники дружной толпой вышли из здания школы и, поглядывая на беззаботное солнечное небо, зашагали к остановке. (2) Там уже стоял вместительный автобус, который должен был отвезти их в Выборг. (3) Ребята уже были полностью готовы к путешествию, но учительница ещё не приехала. (4) Либо задерживался её троллейбус, либо непослушная дочка не хотела отпускать её в другой город на целый день.

(5) Из автобуса вышел пожилой водитель и задумчиво поглядел на слегка растерянных школьников. (6) Не только ребята с нетерпением ждали экскурсии, но и он сам мечтал наконец вырваться из тесного душного города.

Чтобы найти ССП, необходимо определить, какие фразы содержат по 2 и более грамматические основы. Под это условие подходят 2, 3, 4 и 6 предложения. Фразы под номерами 1 и 5 - простые с однородными сказуемыми.

ССП и СПП (сложноподчинённые предложения) различаются методами связи: в ССП используются сочинительные союзы, в СПП - подчинительные союзы и союзные слова. Определим, при помощи каких средств осуществляется связь между простыми частями. За исключением 2 предложения, где было использовано союзное слово который, все остальные фразы связаны при помощи двойных (либо… либо, не только… но и ) и одинарных сочинительных союзов (но ). Следовательно, к ССП относятся 3, 4 и 6 фразы.

Задание 3. Выполнить синтаксический разбор:

Начались летние каникулы, и мы, конечно, уехали отдыхать загород.

Синтаксический разбор производится поэтапно. В некоторых случаях часть шагов опускается (например, определение типа союза), ниже приведён наиболее полный вариант разбора:

  • Охарактеризовать его по цели высказывания и эмоциональной окраске: повествовательное (не содержит побуждения к действию или вопроса) и невосклицательное.
  • Определить количество грамматических основ: начались каникулы и мы уехали отдыхать. Следовательно, предложение сложное.
  • Связь между основами обеспечена при помощи сочинительного соединительного союза и. Это значит, что предложение является сложносочинённым.
  • Выполнить отдельный разбор первого простого предложения. Так как оно имеет и подлежащее, и сказуемое, оно является двусоставным. Наличие второстепенного члена (определения летние ) говорит о распространённости. Предложение ничем не осложнено. Подлежащее выражено существительным, сказуемое - глаголом, определение - прилагательным.
  • Вторая часть также является двусоставной. Она распространена при помощи обстоятельства загород . В качестве осложнения выступает вводное слово конечно . Подлежащее выражено личным местоимением, составное сказуемое - двумя глаголами, один из которых находится в форме инфинитива, обстоятельство - именем существительным.
  • Схема имеет вид: […], и […].

Аналогичным образом выполняется синтаксический разбор любого другого предложения, в котором присутствует сочинительная связь.

Сложносочинённое предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочиниельными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу.

Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них.

По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на шесть групп.

1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами: и, да (= и), ни - ни. В них говорится об а) одновременности событий и явлений, или б) об их следовании друг за другом, или в) об обусловленности одного события другим. Например: а) Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет ] (И. Тургенев) - Ни , ни ; И [метался ветер быстрый по бурьянам], и [снопами мчались искры по туманам]... (А. Блок) - И , и ; [Только ивол ги кричат ], да [кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы] (М. Шолохов) - , да ;

б) [Упали две-три крупные капли дождя], и [вдруг блеснула молния ]. (И. Гончаров) - [ ], и ; [Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула ], и [из нее показал ся гражданин ]. (М. Булгаков) - , и .

в) [Жизнь даётся один раз], и [хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво] (А. Чехов) (второе предложение выражает результат, следствие, вывод из содержания первого) - , и ; [Скажи ты ей два слова], и [она спасена ] (А. Чехов) (в первом предложении указывается на условие действия (состояния) во втором) - , и ; [Становилось жарко ], и [я поспешил домой] (М. Лермонтов) (в первом предложении указывается на причину действия во втором) - , и ; [Свободных мест не было ], и [им пришлось стоять ] (В. Распутин) - , и .

2. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами: или (иль), либо, ли - или, то - то, не то - не то, то ли - то ли. В них указывается на чередование явлений, на возможность (выбор) одного явления из двух или нескольких. Например: [Залает пёс домовый], иль [ветерок зашелестит в листах темнеющей пролетит ] (Н. Языков [ ], иль , иль ; То [солнце тусклое блестит ], то [туча чёрная висит (Н. Некрасов)

То , то ; Не то [светало ], не то [темнело ] (Ю. Герман) - Не то , не то (в предложениях с союзами то ли - то ли, не то - не то взаимоисключение осложнено значением предположительности или указанием на затруднение в выборе точного обозначения ситуации).

3. Сложносочинённые предложения с противительными союзами: а, но, да (= но), однако, зато, же, только. В них одно явление противопоставляется другому или чем-то отличается от него. Например: [Чины людьми даются ], а [люди могут обмануться ] (А. Грибоедов) - , а ; [Убеждения внушаются теорией], [поведение же формируется примером] (А. Герцен) (союз же совмещает в себе два значения: противительного союза и усилительной частицы; поэтому он стоит не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения, выделяя это слово) - , [же ]; [Они , конечно, не знают меня], да \я-то их знаю ] (Ф. Достоевский) - , да ; [Федя никогда не плакал ], зато [находило на него временами дикое упрямство ] (И. Тургенев) - , зато ; [Она не двигалась ], только [чуть-чуть шевелились брови ] (В. Распутин) - , только ; [Был уже весенний месяц март ], однако [по ночам деревья трещали от холода, как в декабре] (А. Чехов) - , однако . (Противительный союз «однако» всегда стоит в начале простого предложения, он может быть заменён союзом «но», запятая после него не ставится. Омонимичное союзу вводное слово «однако» стоит не в начале (т.е. в середине или в конце) предложения и на письме выделяется запятыми. Ср.: Мы все его ждали, однако (но) он не пришёл. - Мы все его ждали, он, однако, не пришёл.)

4. Сложносочинённые предложения с градационно-сопоставительными союзами: не только... но и, не то чтобы... а (но), если не... то, не то что... но (а), не столько... сколько. В таких предложениях происходит сопоставление или противопоставление явлений по степени
значимости: сообщаемое во втором предложении представлено как в том или ином отношении более значимое, действенное или убедительное по сравнению с тем, о чём говорится в первом (то, о чём говорится во втором предложении, обладает для говорящего большей степенью значимости). Например: [ Cm не то что жесток , но [он слишком де ятельного характера ] (Л. Толстой) - не то что , но ; Не только [Соня без краски не могла выдержать этого взгляда], но и [старая графиня и Наташа покраснели , заметив этот взгляд] (Л. Толстой) - Не только , но и .

5. Сложносочинённые предложения с присоединительными союзами: да и, тоже, также, причём, притом. Второе предложение в них имеет характер добавочного или попутного замечания, часто неожиданного, как бы только что пришедшего в голову. [Он чувствовал себя перед нею ребёнком ], да и [она считала его за ребёнка] (Ф. Достоевский) - , да и ; [Бедной Наденьке больше уже негде слышать тех слов], да и [некому произносить их] (А, Чехов) - , да и ; [Лицо её было бледно ], [слегка раскрытые губы тоже побледнели ] (И. Тургенев) - ., [тоже ] (союзы тоже и так же по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между простыми предложениями, а внутри второго).

6. Сложносочинённые предложения с пояснительными союзами: то есть, а именно, В них указывается на тождество, равнозначность ситуаций, при этом второе предложение поясняет, конкретизирует мысль, высказанную в первом. Например: [Так же вот жилось в родных Лозищах и не коему Осипу Лозинскому], то есть [жилось , правду сказать, неважно] (В. Короленко) - , то есть ; [Мужская комнатная прислуга была доведена у нас до минимума ], а именно: [для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев ] (М. Салтыков-Щедрин) - , а именно .

Синтаксический разбор сложносочинённого предложения

Схема разбора сложносочинённого предложения

1.Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2 Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3.Определить количество простых предложений в составе сложного и найти их границы, выделить грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного.

4.Указать, каким сочинительным союзом соединены простые предложения в сложное, и определить смысловые отношения между ними.

5 Составить графическую схему сложносочинённого предложения.

6. Объяснить расстановку знаков препинания.

Образец разбора сложносочинённого предложения

[Ты опоздал на много лет], но [всё-таки тебе я рада } (А. Ахматова).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных сочинительным противительным союзом «но», отношения противопоставления (с оттенком уступительности); простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой.

То \падал как будто туман ], то [вдруг припускал косой, крупный дождь ] (Л. Толстой).

То , то .

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных повторяющимся сочинительным разделительным союзом «то - то», отношения чередования; простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой.

[Мелькают женщины в палатках], и [тявкают дворняжки ша-лые], и [самоваров розы алые горят в трактирах и домах] (О. Мандельштам).

И , и .

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из трёх простых предложений, связанных повторяющимся сочинительным соединительным союзом «и», перечисляются одновременные явления; простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятыми.

В сложносочиненных предложениях с разделительными отношениями используются союзы или, либо, то...то, не то...не то, то ли...то ли, ли...ли, ли...или.

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами передают значения чередования событий или взаимоисключения .

    Союзы или, либо передаютзначение взаимоисключения .

Например: Пусть перебирается в деревню, во флигель, или я переберусь отсюда, но оставаться с ним в одном доме я не могу... (Ч.); Два дня валялся, да вспомнил про лошадь, - либо волки съели, либо замерзла (Сераф.).

    Союз то...то , повторяющийся,указывает на последовательную смену событий.

Например: То телега проедет со скрипом, то раздастся голос какой-нибудь бабы, идущей на рынок (Ч.).

    В предложениях с союзом не то...не то передаютсяразделительные отношения с оттенком неопределенности и предположительности .

Например: ...Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней (Т.).

    В предложениях с союзом то ли...то ли также заключаетсяоттенок предположительности, некоторой неопределенности.

Например: То ли вода еще холодная, то ли Кадошка [охотничья собака] еще молод и глуп, только остановился он у воды и не может дальше идти (Пришв.).

    Союзы ли...ли, ли...или употребляются в сложносочиненных предложениях разделительных,выражающих перечисление взаимоисключающих событий, явлений.

Например: Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала... (Л.); Думы ли реют тревожно-несвязные, плачет ли сердце в груди, - скоро повысыплют звезды алмазные, жди! (Фет); Кто мне откликнулся в чаще лесной? Старый ли дуб зашептался с сосной, или вдали заскрипела рябина, или запела щегла окарина, или малиновка, маленький друг, мне на закате ответила вдруг? (Забол.).

Предложения с градационными союзами

В сложносочиненных предложениях могут передаваться особые отношения градации, т.е. усиления, нарастания, или, наоборот, ослабления значимости второго компонента предложения по сравнению с первым. Такие значения свойственны союзам не только...но и, не столько... сколько, не то чтобы...но, хотя и...но и др.,союзы всегда двойные , первая часть их помещается перед первой частью сложносочиненного предложения, вторая - перед второй. Расчлененность союза, расположение его компонентов в разных частях предложения тесно связывает эти части в единое целое.

Например:

Не только ученики выбежали встречать автофургон, но даже старая нянечка не могла усидеть в школе; Не то чтобы он не хотел меня слушать, но просто ему все это было безразлично.

Предложения с градационными союзами передают отношения, близкие к соединительным , ср.:И ученики выбежали встречать автофургон, и даже старая нянечка не могла усидеть в школе.

Сложносочиненные предложения с присоединительными отношениями

Вторая часть сложносочиненного предложения может представлять собой дополнительное сообщение или добавочное замечание , вызванное содержанием первой части. В таком случае возникаютприсоединительные отношения .

Присоединительное значение передается при помощи союзных сочетаний да и, но и , сочинительных союзов и, да, а, но, же в сочетании с наречиями еще, притом, причем, потому и другими и частицами вот, даже .

Например: Пока осмотрят, одобрят и утвердят цену, пройдут месяцы, да и неизвестно еще, утвердят ли (Тевек.); Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм, и притом осторожность никогда не мешает... (Л.); Учился он хорошо, и шла даже молва, что он и из арифметики и из всемирной истории собьет самого учителя Дарданелова (Дост.).

Присоединительное значение может быть передано и только сочинительными союзами - а, но, и.

Например: У вас уже будут привычки, а привычки всегда побеждают мнения и убеждения (М. Г.); ...Дети шумно лепили бабу из талого снега, и хорошая вышла баба (С.-Ц.).

Союз и часто употребляетсяв присоединительном значении с указательным местоимением , которое как бы вмещает в себя все содержание первой части предложения.

Например: Прекрасным садом будет земля, и в этом и скрыт смысл жизни... (М. Г.).

Для присоединенной части сложносочиненного предложения с союзами и, а, но характерноповторение однокорневого слова (или его синонима) , которое было обозначено в первой части сложного предложения,с указательным местоимением (лексический подхват) .

Например: Ко мне он относился мягко и внимательно, но в этом внимании было что-то пугавшее меня немножко... (М. Г.); То пускают голый жгут, получают нечто одетое в свинцовую трубу, а в той трубе ни мало ни много семьсот переплетенных проволок (Сол.).

СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (ССП)

План

1. Понятие ССП. Классификация ССП по потенциальному количественному составу: сложносочиненные предложения открытой и закрытой структуры (В.А. Белошапкова).

2. Традиционная классификация ССП в соответствии с семантическими группами союзов.

2.1. ССП с соединительными союзами открытой и закрытой структуры.

2.2. СПП с разделительными союзами.

2.3. СПП с противительными союзами.

2.4. СПП с присоединительными союзами.

2.5. СПП с пояснительными союзами.

2.6. Градационные ССП.

3. Знаки препинания в ССП.

Сложносочинённое предложение (ССП) – это сложное предложение, части которого связаны сочинительными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу. Сочинительные союзы не входят ни в одно из них, не являются членами предложения.

Все ССП делятся на два типа: открытой и закрытой структуры .

Части сложносочиненных предложений открытой структуры представляют собой незамкнутый ряд, они однотипно построены. Средства связи – собственно-соединительные и разделительные союзы, которые могут быть повторяющимися. Такие предложения могут иметь неограниченное число частей и их всегда можно продόлжить. Например: да где-то вскрикивала ночная птица… Попробуем продолжить это предложение. Тихо плескалась струйка воды, да где-то вскрикивала ночная птица, да в кустах шевелилось что-то белое (Короленко). В ССП открытой структуры может быть более двух предикативных единиц (ПЕ): То длинный сук ее за шею зацепит вдруг, то из ушей златые серьги вырвет силой; то в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок; то выронит она платок… (П.).

В предложениях закрытой структуры части представляют собой замкнутый ряд, это всегда две части, структурно и семантически взаимообусловленные, связанные. Вторая часть в них замыкает ряд и не предполагает наличия третьей. Например: Нужда роднит людей, а богатство их разделяет ; Он хотел было что-то сказать ему, но толстяк уже исчез (Г.). Средства связи – неповторяющиеся союзы: но, а, однако, да и; не только…, но и и др.



По союзам и по значению сложносочинённые предложенияделятся на шесть групп.

3.1. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ.

Список соединительных союзов (одиночных и повторяющихся): и, да, тоже, также, а также; как… так и, да... да, и…и.

Сложносочинённые предложения с соединительными союзами могут иметь открытую и закрытую структуру.

2.1.1. ССП открытой структуры

Подобные ССП отражают разные смысловые отношения между ПЕ (п редикативными е диницами). Союзы И (И…И), НИ…НИ, ДА (ДА…ДА).

В подобных ССП предикативные части выражают соединительно-перечислительные отношения; в них сообщается об:

а) одновременности событий и явлений: Ни [калúна не растёт меж нúми], ни [травȧ не зеленéет ] (И. Тургенев); И [сόлнцесвéтит ], и [травȧ зеленéет ], и [птúцыпоют по-весéннему] . Как правило, в этом случае отношения между частями ССП ȧвтосемантѝчны, т. е. они могут выступать как самостоятельные простые предложения: (см. первое предложение) Калина не растет меж ними. Трава не зеленеет.

б) об их следовании друг за другом, последовательности: [Упȧлидве-три крýпные кȧпли дождя], и [вдруг блеснýла мόлния ] (И. Гончаров). [Дверь через улицу в ярко освещённом магазине хлопнула ], и [из нее показалсягражданин ] (М. Булгаков). Это значение может конкретизироваться словами потом, затем, вслед .

Соединительные ССП открытой структуры (однородного состава) могут состоять из двух, трех и более ПЕ.

У подобных ССП может быть общий второстепенный член предложения или общая придаточная часть-детерминанты (в таком случае запятая между частями ССП не ставится):

Вдали темно и рощи строги (И. Бунин): союзом И соединены безличная односоставная ПЕ Темно и двусоставная Рощи строги. Детерминант (общий член ССП) вдали ясно показывает, что перечисляются однородные факты.

(Когда взошло солнце) , [роса высохла] и [трава зазеленела]. Придаточное предложение Когда взошло солнце относится сразу к обеим ПЕ, связанным соединительными отношениями, поэтому перед союзом И запятая не ставится.

Одновременность и последовательность перечисляемых фактов часто подчеркивается с помощью соответствия видо-временных форм сказуемых в разных ПЕ (как правило, сказуемые выражаются глаголами одного вида): В ту же минуту [над сопкой взлетели сразу десятки ракет] и [бешеной скороговоркой залились пулемёты] (Седых). В обеих частях ССП глаголы-сказуемые совершенного вида. Общий член предложения (обстоятельство времени) в ту же минуту подчеркивает отношения одновременности и препятствует постановке запятой между ПЕ.

2.1.2. ССП закрытой структуры

Предикативные части соединяются здесь неповторяющимися союзами И, ДА, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, которые сопровождаются словами-конкретизȧторами значений. Они состоят только из двух ПЕ. Отношения между частями ССП синсемантѝчные, т. е. одно предложение по смыслу связано с другим, особенно если есть слова-конкретизаторы.

Выделяется шесть типов ССП закрытой структуры.

1. Предложения со значением следствия – вывода, условия-следствия, результата, быстрой смены событий . В них нередко употребляются слова-конкретизаторы значения поэтому, потому, оттого, следовательно, значит (конкретизȧторы – слова и словосочетания, которые подключаются к союзу и уточняют его значение). Вторая часть сообщает о результате, следствии, выводе, вытекающем из содержания первой части: Мы голодали, и [поэтому] мать решила наконец отправить меня и сестру в деревню (В. Каверин). Он теперь не жених тебе, вы люди посторонние, и следовательно , вам в одном доме жить нельзя (А. Островский). Сумейте создать соответствующие условия, и вы удлините жизнь растениям (условно-следственные отношения: Если сумеете создать условия, то удлините…). Артист поднял смычок – и всё мгновенно смолкло.

2. ССП с распространительным значением: вторая часть имеет характер добавления к тому, о чем говорится в первой части. Во второй части нередко используются слова-конкретизаторы – анафорические местоимения и наречия (стоят в начале 2 ПЕ), указывающие на лицо, признак, предмет, ситуацию, о которых говорится в первой части ССП: Теперь на улице совсем стемнело, иэто было прекрасно (В. Каверин). В начале 2 ПЕ могут также находиться синонимы или повтор того же слова, что и в 1 части ССП: Ввели новые графики, и это нововведение значительно повысило производительность труда.

3. ССП с соединительно-противительным значением с союзомИ : части противоречат друг другу по реальному содержанию. Возможны слова-конкретизаторы все же, все-таки, все равно , несмотря на это, тем не менее и пр.: а) Немцы до Москвы дошли, и все-таки их отогнали (В. Некрасов). б) Я пробовал вылепить ее, и ничего не вышло .

4. ССП с отождествительным значением (союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ), части которых сообщают о двух сходных, тождественных событиях, происходящих одновременно: Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе (Арсеньев). Странный старичок говорил очень протяжно, звуки его голоса также изумили меня (Тургенев).

5. СПП с соединительно-дополнительным значением (союзыДА, И): вторая часть содержит добавочные сведения. В роли слов-конкретизаторов выступают вдобавок, еще, кроме того, притом, к тому же и под.: Сравняют вас с мужиками, да еще и старые обиды припомнят (Шолохов).

6. СПП с соединительно-ограничительным значением . Событие второй части ограничивает полноту проявления события, названного в первой части. Слова-конкретизаторы лишь, только и под.: Всё тот же двор, всё тот же смех, и лишь тебя не хватает чуть-чуть (Л. Ошанин). На теле его не было видимых повреждений, и только небольшая царапина на виске (А.Н. Толстой). Слова только, лишь могут выполнять функцию союзов.

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ.

Список разделительных союзов: или, либо, а то, не то, а не то; или… или, либо... либо; ли... ли, ли... или, хоть... хоть, что... что, будь то... или; а то и, не... так, если (и) не... то; не то... не то, то ли... то ли; то... то; аналоги союзов : а может (быть), а может (быть) и; может (быть)... может (быть), может (быть)... :

Это предложения открытой структуры. Основные отношения между ПЕ в ССП с разделительными союзами – это отношения взаимоисключения и чередования:

1. Отношения взаимоисключения: союзыили, либо, не то…не то; то ли…то ли : Либо пан, либо пропал. То ли зима, то ли весна, то ли осень (К. Симонов). Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, Иль мне в лоб шлагбаум влепит Непроворный инвалид (А. Пушкин). К тебе я больше не вернусь, а может, я с тобой останусь (Город 312).

2. В разделительных ССП со значением чередования сообщается о последовательности сменяющих друг друга событий, не совмещающихся во времени: То солнце тусклое блестит, то туча черная висит (Некрасов).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОАНАЛИЗА (проверка на лекции)

Задание 1. Дайте характеристику сложносочиненным предложениям открытой структуры со стороны их строения и семантики. Укажите оттенки значений. Например: Либо ты глуп, либо ты меня обманываешь. Это ССП состоит из 2 ПЕ: 1 ПЕ Ты глуп и 2 ПЕ Ты обманываешь. Формальное средство связи – повторяющийся разделительный союз либо – либо. Между частями ССП отношения взаимоисключения.

1. За ночь море немного успокоилось, ветер стих, и туман начал рассеиваться.

2. Пусть или он уйдет, или мы уйдем.

3. Ни одно из насекомых не прожужжит в траве, ни одна птичка не защебечет на дереве.

4. Сосны разошлись, и Маргарита тихо подъехала по воздуху к меловому обрыву (Булг.)

Задание 2. Охарактеризуйте ССП с союзом И, указав структурный тип (открытой или закрытой структуры), структурно-семантический разряд (отношения между частями ССП) и оттенки значения (семантические разновидности). Например: Снаряды гремели, и пули свистели, / И громко строчил пулемет, / И девушка Маша в промерзшей шинели / Бойцов всех в атаку ведет. Это ССП открытой структуры, так как здесь более 2 ПЕ и можно добавить другие. Структурно-семантический разряд: СПП с собственно-соединительными отношениями. Оттенок значения ‑ значение одновременности.

1. Ему отвели квартиру, и он поселился в крепости (Лерм.).

2. Ночь была ветреная, дождливая, и это способствовало успеху.

3. Кругом царила тишина, и только вверху на перекатах глухо шумела вода.

4. Один прыжок – и лев уже на голове буйвола.

5. Река сплошь была занесена плавником, и, следовательно, всюду можно было свободно перейти с одного берега на другой.

6. Одних шуб за Надей давали шесть, и самая дешевая из них, по словам бабушки, стоила триста рублей (А.П. Чехов)

7. У меня жена, двое девочек, и притом жена – дама нездоровая (А.П. Чехов)

Задание №3. Сделать полный синтаксический разбор ССП.

Образец разбора.

И пахнет вялая трава, от инея хрустальная, и, различимая едва, звезда блестит печальная (В. Тушнова)

1. По цели высказывания – повествовательное.

2. По эмоциональной окраске – невосклицательное.

3. Сложное, т.к. состоит из 2 ПЕ: 1 ПЕ: И [пахнет вялая трава, от инея хрустальная ]. 2 ПЕ – и [различимая едва, звезда блестит печальная ]. ПЕ связаны между собой сочинительным союзом И, следовательно, это сложносочиненное предложение (ССП). Союз И соединительный, поэтому в самом общем виде отношения в ССП можно охарактеризовать как соединительные. Части ССП представляют собой незамкнутый ряд, т. е. предложение открытой структуры: может быть продолжено путем присоединения других ПЕ с тем же самым грамматическим значением (перечислительным). Отношения автосемантические. Ситуации, отраженные в ПЕ, мыслятся говорящим как одновременные. Грамматическим средством выражения одновременности выступают формы несов.вида глаголов-сказуемых: пахнет – блестит.

Схема: и , и .

4. Анализ каждой ПЕ.

1 ПЕ: И пахнет вялая трава, от инея хрустальная.

трава пахнет

б) Полное.

в) Распространенное: трава(какая?) вялая

от инея хрустальная , выраженным прилагательным с зависимыми словами.

2 ПЕ: и, различимая едва, звезда блестит печальная.

а) Двусоставное предложение. Подлежащее звезда выражено именем существительным в И.п. Простое глагольное сказуемое блестит выражено спрягаемым глаголом наст. вр. несов.в.

б) Полное.

в) Распространенное: звезда(какая?) печальная – согласованное определение, выраженное прилагательным.

г) Осложнено распространенным обособленным определением различимая едва , выраженным причастным оборотом .

Предложения для синтаксического разбора

1. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные и неясные, как сон (А. Серафимович).

2. Удар короток – и мяч в воротах.


2.3. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРОТИВИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ.

Сложносочинённые предложения закрытой структуры с противительными союзами: а, но, да (= но), однако, зато, же, да (в значении но ).

По особенностям строения и по основным грамматическим значениям все сложносочиненные предложения с противительными союзами делятся на две группы: 1) сопоставительные и 2) противительные предложения.

Сопоставительные отношения характерны для ССП со взаимозаменемыми союзами а (между тем), же (союз-частица), где сопоставляются несхожие в чем-то явления, но при всем несходстве они не отменяют друг друга, а как бы сосуществуют: Нужда роднит людей, а богатство их разделяет (Нужда роднит людей, богатство же их разделяет ). Товарищи относились к нему неприязненно, товарищи же любили (Куприн). Нередко отношения основаны на антитезе (антонимии). Отсюда наличие в предикативных частях сопоставительных предложений типизированных лексических элементов - сопоставляемых слов одной тематической группы.

Самыми распространенными среди таких предложений являются предложения с наиболее широким по своему значению и стилистически нейтральным союзом а. Например: Низ башни был каменный, а верх деревянный... (Чехов); Ему давно уже за сорок, а ей тридцать... (Чехов).

Союз же , связанный по своему происхождению с усилительной частицей же , сохраняет ее выделительно-усилительное значение; происхождение этого союза обусловливает и его позицию; он стоит не между предикативными частями, а после первого слова второй части, выделяя его. Такие предложения называют сопоставительно-выделительными. Например: Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Куприн); Из нашей батареи Соленый пойдет на барже, мы же со строевой частью (Чехов).

Предложения с противительными отношениями по семантике (т. е. по характеру отношений между частями ССП) основываются на противоречивости событий, о которых говорится в предикативных частях, и делятся на четыре группы.

1) противительно-ограничительные предложения (союзы однако, но, да) , в которых явление второй части ограничивает возможность осуществления, результативность или полноту проявления явления, названного в первой части. Наиболее четко это грамматическое значение прослеживается в конструкциях с формами сослагательного или «недействительного» (с частицей было ) наклонения, со вспомогательными глаголами хотеть, желать и под.: Пожалуй, я бы съел немного снега, но на Сухарёвке снег был грязный (В. Каверин). Он стал было наливать ей чаю, но она остановила (В. Каверин).В других случаях ограничительные отношении оформляются лексическими средствами: Хорош цветок, да остёр шипок .

Эти ССП близки по семантике предложениям с соединительно-ограничительным значением, где слово только выполняет функцию союза: Хорош цветок, только остёр шипок.

Союзыа то, не то соответствуют по значению словам иначе, в противном случае; предложения с ними обычно употребляются в разговорно-бытовой речи: 1) Ты, Тиша, скорей приходи, а то маменька опять браниться станет (Остр.). 2) Правду говори, не то тебе достанется.

2) В противительно-уступительных ССП противительное значение усложняется уступительным (такое ССП можно заменить сложноподчиненным предложением, в придаточной части которого есть союзы хотя, несмотря на то, что ): [В доме у меня была своя комната],но [я жил во дворе в хибарке] (А.П. Чехов). – (Хотя в доме у меня была своя комната), [я жил во дворе в хибарке]. Возможны слова-конкретизаторы все же, все-таки, несмотря на это, между тем, при всём при этом и др.: Птаха наговорил вам чепухи,но все-таки он человек хороший (Н. Островский).

3) Впротивительно-возместительных ССП (союзы зато, но, да ) событиям дается оценка: в одной части положительная, в другой – отрицательная: Ржавеют в арсеналах пушки, зато сверкают кивера (К. Симонов). Кивер ‑ твердый высокий головной убор некоторых воинских частей.

4) Впротивительно-распространительных ССП вторая часть дополняет первую. Как и в соединительно-распространительных предложениях, во второй части наблюдается слово-конкретизатор это : Я повернулся к нему спиной, но это , кажется, усилило его подозрения (В. Каверин).

Список разделительных союзов: или, либо, а то, не то, а не то; или… или, либо... либо; ли... ли, ли... или, хоть... хоть, что... что, будь то... или; а то и, не... так, если (и) не... то; не то... не то, то ли... то ли; то... то; аналоги союзов : а может (быть), а может (быть) и; может (быть)... может (быть), может (быть)... :

Это предложения открытой структуры. Основные отношения между ПЕ в ССП с разделительными союзами – это отношения взаимоисключения и чередования:

1. Отношения взаимоисключения: союзыили, либо, не то…не то; то ли…то ли : Либо пан, либо пропал. То ли зима, то ли весна, то ли осень (К. Симонов). Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, Иль мне в лоб шлагбаум влепит Непроворный инвалид (А. Пушкин). К тебе я больше не вернусь, а может, я с тобой останусь (Город 312).

2. В разделительных ССП со значением чередования сообщается о последовательности сменяющих друг друга событий, не совмещающихся во времени: То солнце тусклое блестит, то туча черная висит (Некрасов).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОАНАЛИЗА (проверка на лекции)

Задание 1. Дайте характеристику сложносочиненным предложениям открытой структуры со стороны их строения и семантики. Укажите оттенки значений. Например: Либо ты глуп, либо ты меня обманываешь. Это ССП состоит из 2 ПЕ: 1 ПЕ Ты глуп и 2 ПЕ Ты обманываешь. Формальное средство связи – повторяющийся разделительный союз либо – либо. Между частями ССП отношения взаимоисключения.

1. За ночь море немного успокоилось, ветер стих, и туман начал рассеиваться.

2. Пусть или он уйдет, или мы уйдем.

3. Ни одно из насекомых не прожужжит в траве, ни одна птичка не защебечет на дереве.

4. Сосны разошлись, и Маргарита тихо подъехала по воздуху к меловому обрыву (Булг.)

Задание 2. Охарактеризуйте ССП с союзом И, указав структурный тип (открытой или закрытой структуры), структурно-семантический разряд (отношения между частями ССП) и оттенки значения (семантические разновидности). Например: Снаряды гремели, и пули свистели, / И громко строчил пулемет, / И девушка Маша в промерзшей шинели / Бойцов всех в атаку ведет. Это ССП открытой структуры, так как здесь более 2 ПЕ и можно добавить другие. Структурно-семантический разряд: СПП с собственно-соединительными отношениями. Оттенок значения ‑ значение одновременности.

1. Ему отвели квартиру, и он поселился в крепости (Лерм.).

2. Ночь была ветреная, дождливая, и это способствовало успеху.

3. Кругом царила тишина, и только вверху на перекатах глухо шумела вода.

4. Один прыжок – и лев уже на голове буйвола.

5. Река сплошь была занесена плавником, и, следовательно, всюду можно было свободно перейти с одного берега на другой.

6. Одних шуб за Надей давали шесть, и самая дешевая из них, по словам бабушки, стоила триста рублей (А.П. Чехов)

7. У меня жена, двое девочек, и притом жена – дама нездоровая (А.П. Чехов)

Задание №3. Сделать полный синтаксический разбор ССП.

Образец разбора.

И пахнет вялая трава, от инея хрустальная, и, различимая едва, звезда блестит печальная (В. Тушнова)

1. По цели высказывания – повествовательное.

2. По эмоциональной окраске – невосклицательное.

3. Сложное, т.к. состоит из 2 ПЕ: 1 ПЕ: И [пахнет вялая трава, от инея хрустальная ]. 2 ПЕ – и [различимая едва, звезда блестит печальная ]. ПЕ связаны между собой сочинительным союзом И, следовательно, это сложносочиненное предложение (ССП). Союз И соединительный, поэтому в самом общем виде отношения в ССП можно охарактеризовать как соединительные. Части ССП представляют собой незамкнутый ряд, т. е. предложение открытой структуры: может быть продолжено путем присоединения других ПЕ с тем же самым грамматическим значением (перечислительным). Отношения автосемантические. Ситуации, отраженные в ПЕ, мыслятся говорящим как одновременные. Грамматическим средством выражения одновременности выступают формы несов.вида глаголов-сказуемых: пахнет – блестит.

Схема: и , и .

4. Анализ каждой ПЕ.

1 ПЕ: И пахнет вялая трава, от инея хрустальная.

трава пахнет

б) Полное.

в) Распространенное: трава(какая?) вялая

от инея хрустальная , выраженным прилагательным с зависимыми словами.

2 ПЕ: и, различимая едва, звезда блестит печальная.

а) Двусоставное предложение. Подлежащее звезда выражено именем существительным в И.п. Простое глагольное сказуемое блестит выражено спрягаемым глаголом наст. вр. несов.в.

б) Полное.

в) Распространенное: звезда(какая?) печальная – согласованное определение, выраженное прилагательным.

г) Осложнено распространенным обособленным определением различимая едва , выраженным причастным оборотом .

Предложения для синтаксического разбора

1. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные и неясные, как сон (А. Серафимович).

2. Удар короток – и мяч в воротах.